Имеет ли право старшая по дому снимать показания электросчетчика

Обновлено: 16.05.2024

Расходы по электричеству и воде в счетах взяты какие-то средние или нормативные? Если мы начнем передавать данные, управляющая компания должна пересчитать? Есть ли какие-то штрафы, если мы не будем передавать показания электричества и воды?

Михаил, если вы не передавали в управляющую компанию показания счетчиков, то воду и электричество вам сначала посчитают по среднемесячным показаниям, а потом по нормативу. Скорее всего, пока вы не передавали показания, вы переплачивали.

Среднемесячные показания возьмут из ваших прошлых квитанций. В таком случае берут объем потребления воды и электроэнергии за полгода и находят среднее значение. Вот такой объем вам будут указывать в квитанции в течение трех месяцев. Тарифы будут обычные, как если бы вы передавали показания.

Нормативы устанавливают в регионах. Если и через три месяца вы не передадите показания, объем воды и электроэнергии начнут считать с повышающим коэффициентом 1,5. Это не штраф, но мало приятного. И так будет до тех пор, пока вы не передадите показания или не сверитесь с управляющей компанией.

Как пересчитать

Даже если вам какое-то время начисляли плату за коммунальные услуги по среднемесячным показаниям или нормативам, это не значит, что дальше будут считать от этих показаний. Вы все равно заплатите за тот объем ресурсов, который реально потребили.

Управляющая компания может сама снять показания с ваших счетчиков и уточнить начисления. Или это сделают, когда вы передадите реальные данные. Тогда посчитают разницу и в следующей квитанции скорректируют платежи в большую или меньшую сторону.

Если вы уже закончили ремонт и разобрались с начислениями, передайте показания счетчиков и сверьтесь с управляющей компанией. Когда придет следующая квитанция, проверьте, правильно ли вам всё посчитали.

Стоит ли ставить счетчики

По закону об энергосбережении счетчики должны стоять везде, где вода, электричество и тепло используются из общего источника и где установка счетчиков технически возможна. Если у человека личная водозаборная колонка, счетчик ставить не нужно. Счетчики еще называют приборами учета (ПУ), а в квартире — индивидуальными приборами учета (ИПУ).

Энергосбыт, водоканал, теплосети и межрегионгаз могут прийти к вам домой, установить прибор учета и выставить счет на оплату своих услуг. Исключение — Крым и Севастополь. Там до 1 января 2021 года не обязательно иметь счетчики на газ, если дом построен до 27 ноября 2009 года.

Штрафы за отсутствие приборов учета не назначают, но за свет и воду будете платить по повышенному в 1,5 раза тарифу, о чем уже написано выше. Поэтому обычно стоит ставить счетчики, если прописано больше человек, чем живет. Возможно, не стоит их устанавливать, когда ситуация обратная.

Кроме материальных потерь существует еще моральная сторона. Например, лучше не тратить питьевую воду в бессчетных количествах, а понимать, сколько ее уходит на бытовые нужды, и контролировать ситуацию.

Как снять показания счетчиков

Показания ПУ — это цифры в его окошке. Просто перепишите их, не перепутав, что идет до запятой, а что после. Потом передайте эти цифры поставщикам коммунальных услуг — как это сделать, расскажем ниже.

Поставщиков коммунальных услуг называют еще исполнителями или ресурсоснабжающими организациями. Это могут быть энергосбыт, водоканал, теплосети или межрайгаз. Они снимают показания наших счетчиков и проверяют достоверность переданных показаний.

В многоквартирных домах электрические счетчики обычно расположены в подъезде, так что специалисты энергосбыта могут снять показания без участия жильцов.

ИПУ воды, газа, тепла находятся внутри квартиры, поэтому представители ресурсоснабжающих компаний с разрешения владельцев квартир заходят внутрь, чтобы снять показания счетчиков или проверить показания, переданные владельцами. Специалисты должны сверять показания не чаще одного раза в 3 месяца и не реже одного раза в год. Если владелец квартиры полгода не передает показания, поставщик услуг обязан прийти и снять показания в течение 15 дней.

Способы передать показания счетчиков

Передать показания приборов учета можно при оплате жилищно-коммунальных услуг любым способом или вне процесса оплаты. Показания пишут на квитанции при оплате на почте или в банке или указывают в мобильном приложении.

Вне процесса оплаты показания счетчиков передают лично, по телефону или через интернет. Обычно варианты указаны в верхней части квитанции: адрес и график работы поставщика услуг, контактный телефон, сайт. Можно лично прийти в энергосбыт, водоканал, теплосети или межрайгаз и сообщить показания ПУ или пустить специалиста посмотреть счетчик, но они приходят для этого не чаще одного раза в три месяца.

Способов передать показания через интернет много, варианты различаются в зависимости от региона. Существуют универсальные сайты, где можно передать показания любого счетчика — газового, электрического, водного.

Как передать показания счетчиков воды

Отдельная передача показаний приборов учета — это лишнее действие. Удобнее сообщить показания при оплате за предыдущий месяц.

В квитанции может быть QR-код — специальный штрихкод, который считывается мобильным банковским приложением. Нужно навести на код камеру, и все сведения о лицевом счете подгрузятся автоматически, в том числе появится строчка для текущих показаний.

Как передать показания газового счетчика

Показания газового счетчика тоже удобно передать при оплате.

На случай, если в вашем банке нет функции передачи показаний, покажем подробнее, как это сделать через сайт поставщика вне процесса оплаты:

Как передать показания электросчетчика

На квитанциях по электроэнергии тоже размещают QR-код для мобильных приложений, где вы сможете оплатить квитанцию и передать показания.

Сроки приема показаний приборов учета

Передать показания приборов учета можно в любой момент.

Но, чтобы показания учли, их обязательно передать поставщику услуг до 25-го числа расчетного месяца включительно. Если передаете показания за ноябрь, это обязательно сделать до 25 ноября. Тогда в квитанции за ноябрь расчет вы получите по вашим показаниям.

Если 25-го числа у ресурсоснабжающей организации не будет информации о реальных показаниях ваших приборов учета, то в следующей квитанции начисления будут средние, исходящие из показаний за 6 предыдущих месяцев.

Имеет значение не дата, когда потребитель сообщил показания, а когда коммунальщики их получили. Если передавать сведения приборов учета напрямую в энергосбыт или водоканал, скорее всего, они попадут в расчетную программу в тот же день. Если оплату и передачу показаний делаете через банк или почту, срок извещения исполнителей зависит от условий договора между организациями. Например, один банк может передавать информацию поставщикам на следующий день, другой банк — через три рабочих дня, а почта — через пять рабочих дней.

Коммунальщики рекомендуют передавать данные с 15 по 23 число.

Допустим, последний раз вы передали показания по электроэнергии 23 октября: начальные — 16 723 кВт⋅ч , конечные — 16 795 кВт⋅ч .

После пришла квитанция за октябрь, за 72 кВт⋅ч . 16 ноября вы ее оплачиваете через мобильное приложение. Одновременно передаете показания.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Объём индивидуального потребления жилого помещения за календарный месяц, определяется исходя из показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учёта, а при отсутствии прибора учёта исходя их нормативов потребления электроэнергии. В случае отсутствия у гарантирующего поставщика показаний прибора учёта объём индивидуального потребления определяется расчётным способом, исходя из среднемесячного потребления жилого помещения, за предыдущие расчётные периоды.

Никаких санкций к потребителю за отсутствие информации о потреблении не применяется. Если потребитель не передал показания прибора учета до 25 числа, ему будет произведено начисления за месяц расчётным способом.
После поступления сведений, влияющих на расчет объема потребления энергии (переданные показания электросчетчика, данные обхода контролера и т.д.), в автоматическом режиме производится перерасчет, результаты которого учитываются при формировании платёжных документов.
Передавать показания приборов учёта нужно не позднее 25 числа текущего расчётного периода. Рекомендуем снимать и передавать показания приборов учёта с 15 по 25 число.

Сумма к оплате в квитанции рассчитывается одним из следующих способом:
- на основании показаний, переданных потребителями при условии их передачи в период с 15 по 25 число включительно;
- на основании контрольного снятия показаний, произведённых гарантирующим поставщиком, сетевой организации или уполномоченными на это лицами (управляющими организациями, старшими по дому в МКД определёнными решением собственников).
- при отсутствии информации о показания прибора учёта и при временном отсутствии прибора учёта (выход из строя, утрата ранее введенного в эксплуатацию прибора учета или истечение срока его эксплуатации) для определения потребления используются расчётные способы.

Переданные показания приборов учёта электроэнергии учитываются при начислении платы в месяце их передачи и отражаются в платёжном документе месяца следующего за месяцем передачи показаний. В случае если показания прибора учёта электроэнергии не были переданы, в платёжном документе предъявляется к оплате сумма, начисленная исходя из среднемесячного объёма потребления за предшествующие периоды. После получения показаний в платёжном документе на оплату коммунальных услуг указывается весь объем электропотребления за период от предыдущего снятия показаний до последнего, а сумма к оплате предъявляется за вычетом сумм, начисленных исходя из среднемесячного потребления. Пример:

Дата снятия показаний Вид начисления Показания Потребление за расчётный период (кВт*ч) Сумма начислено (руб.) Сумма перерасчёта (руб.) Сумма к оплате (руб.) Платёжный документ за месяц
23.02.20г. По счётчику 30070
24.03.20г. По счётчику 30135 65 196.95 196,95 февраль 20г.
Исходя из среднемесячного потребления 30205 70 212.10 212,10 апрель 20г.
Исходя из среднемесячного потребления 30277 72 218.16 218,16 май 20г.
Исходя из среднемесячного потребления 30351 74 224.22 224,22 июнь 20г.
23.08.20г По счётчику 30300 165 499.95 -1224,12 499,95 август 20г.
- 654,48 руб. = (- 212,10 руб.) + (- 218,16 руб.) + (- 224,22 руб.)

В случае отсутствия сведений о показаниях прибора учёта за тот или иной месяц начисление производится расчетным способом в соответствии с законодательством РФ (среднемесячное потребление). В дальнейшем после поступления сведений о показаниях счётчика осуществляется перерасчет на основании этих показаний.
Перерасчет выполняется за все месяцы, за которые не поступала информация о показаниях. Если фактический расход электроэнергии по показаниям прибора учета оказался больше расчетного, то потребителю необходимо доплатить сумму доначисления. Если фактический расход оказался меньше расчетного, то доплата не требуется, а при выявлении суммы переплаты она учитывается при выставлении в последующих платёжных документах.
Более подробная информация про расчётный способ, а также пример такого расчёта, содержатся в ответе на вопрос выше.

Потребителю рекомендуется ежемесячно передавать показания электросчётчика, даже если в жилом помещении (доме) никто не живёт и, соответственно, нет расхода электроэнергии. В этом случае следует передавать не меняющиеся показания. Дело в том, что если показания не передаются, то платёжные документы будут формироваться исходя из среднемесячного потребления. Таким образом, может сформироваться задолженность даже при отсутствии потребления электроэнергии.
Потребителю не нужно передавать показания по приборам учета электроэнергии, если он присоединен к интеллектуальной системе учёта электроэнергии. В этом случае обязанность по снятию показаний таких приборов учёта для дальнейшего расчёта (контроля) возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию). Данный процесс происходит без участия потребителя..

Расчёт производится следующим образом:
Размер платы за электроэнергию потребителя, проживающего в жилом помещении по нормативу = (Кол-во граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении) x (Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению для жилого помещения) x (Тариф)

Причины могут быть разными, но основными являются:
- показания прибора учёта были предоставлены после осуществления расчётов и формирования платёжного документа, например, 27- го числа месяца;
- был произведен контрольный съём показаний прибора учёта после предоставления их потребителем.

Особенность расчёта таких потребителей заключается в том, что они помимо потребления своего жилого помещения (комнаты) должны оплатить потребление мест общего пользования коммунальной квартиры. Такими местами, например, являются санузел и кухня. Потребление этих мест должно распределяться между всеми собственниками комнат в коммунальной квартире. Расчёт производится одним из следующих способов:

1–й способ: Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учёта и все комнаты оборудованы комнатными приборами учёта.



2–й способ: Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учёта и не все комнаты оборудованы комнатными приборами учёта. Расчёт размера платы за электроэнергию, предоставленную потребителю, проживающему в комнате, оборудованной комнатным прибором учёта электроэнергии осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учёта и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объёма (количества) электроэнергии, потреблённой в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат коммунальной квартиры (санузлы, кухни и т.д.), и о его распределении между всеми потребителями коммунальной квартиры.
Указанное соглашение должно быть оформлено в письменном виде, подписано всеми потребителями коммунальной квартиры или их уполномоченными представителями и передано гарантирующему поставщику.

3–й способ: Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учёта и не все комнаты оборудованы комнатными приборами учёта. (отсутствует достигнутое письменное соглашение между всеми потребителями коммунальной квартиры) Показания комнатных приборов учёта при расчётах размера платы за потреблённую электроэнергию в этом случае не учитываются. Расчёт производится следующим образом:


4–й способ: Если коммунальная квартира не оборудована общим (квартирным) прибором учёта


Расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.

Да, возможен, но при соблюдении ряда условий.
Перерасчёт размера платы за коммунальную услугу электроснабжения осуществляется в случае наличия одновременно следующих условий:
- отсутствие потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд;
- жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором;
- отсутствует техническая возможность установки прибора учёта, подтвержденная актом обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), комнатного приборов учета.
Если отсутствие технической возможности установки прибора учёта не подтверждено в установленном законодательством порядке, то перерасчёт возможен в случае отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы, подтвержденного соответствующими документами.
Перерасчёту не подлежит размер платы за коммунальную услугу на общедомовые нужды.

Перерасчёт размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

Да, можете. Требования к оформлению справок:
- Билеты – именные. В случае оформления проездных документов в электронном виде к билетам прилагается документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолёт, иные документы);
- Наличие подлинников при предъявлении копий билетов.

Плата за замену и опломбировку прибора учёта не взимается!

Когда придут ко мне, я оставлял заявку тогда-то?

Вы всегда можете найти\проверить информацию по своему дому в этих официальных источниках.

Как проверить, что это не мошенники?

Нужно ли жильцу присутствовать при замене электросчётчика?

Если электросчётчик находится в открытом доступе (на лестничной площадке), то присутствие жильца желательно, но необязательно. Лучше присутствовать, потому что так вы сможете проконтролировать работу, получить второй экземпляр акта о замене электросчётчика, забрать старый прибор учёта, если хотите его сохранить. Но даже, если вас не будет, прибор учёта будет считаться введенным в эксплуатацию с даты, указанной в индивидуальном уведомлении, и с этой даты его показания будут учитываться в расчётах.

Если электросчётчик находится в закрытых тамбуре или щитке (щиток на замке), внутри квартиры, то необходимо обеспечить к нему доступ.

Что будет, если я не обеспечу доступ?

В случае двукратного недопуска к месту замены прибора учёта будет составлен акт о недопуске, и плата будет рассчитываться исходя из норматива потребления электроэнергии с применением повышающего коэффициента 1,5

Что делать со старым счётчиком?

Прибор учета – собственность потребителя, он его покупал, и может распоряжаться счетчиком по своему усмотрению. Поэтому при замене старый электросчётчик будет передан представителю потребителя. Если представителя не было, прибор учета оставляется в месте монтажа. Копию акта замены электросчётчика (при необходимости) можно получить любым удобным дистанционным способом (мы пришлем вам скан) или получить в ближайшем клиентском офисе.

Необходимости хранить старый электросчётчик нет. С переходными показаниями проблем не будет, т.к. при замене проводится фотофиксация старого электросчётчика. За замену, установку, эксплуатацию вновь установленного прибора учёта ответственность несёт энергокомпания.

Счетчик заменили, теперь мне что делать: нужно ли вам нести документы, как передавать показания?

Этот счетчик будет сам передавать показания?

Устанавливаются обычные приборы учёта. Интеллектуальные электросчётчики по факту выхода старых приборов из строя будут устанавливаться с 1 января 2022 года (пост. №554).

На основании чего мне меняют счётчик?

Постановление Правительства РФ №554. С 1 июля 2020 года обязанность по замене приборов учета в многоквартирных домах возложена на поставщика электроэнергии, в частных – на сетевые организации. Замена бесплатная.

Что делать, если счетчик неисправен?

Для установки\замены электросчётчика в частном секторе (жилые дома, дачи, хозпостройки и др.) необходимо обращаться в сетевую организацию, обслуживающую электросети в вашем населённом пункте.

Плата за установку приборов учёта электроэнергии в данных случаях не взимается.

Замена производится по письменному заявлению в течение 6 месяцев. До даты замены начисление производится по среднемесячному расходу.

Если с прибором учёта всё в порядке, нет явных признаков неисправности, например, сколы, трещины, не меняются цифры, то ничего предпринимать не нужно, просто продолжайте передавать показания электросчётчика ежемесячно до 25 числа любым удобным способом. Приборы учёта будут меняться в плановом порядке, в том числе и те, у которых истёк межповерочный интервал.

Можно ли самому поменять счётчик?

Вы вправе это сделать, если не хотите ждать плановой замены, только обратитесь в специализированную организацию, у которой есть разрешение на такие виды работ. При этом замена прибора учёта производится за ваш счёт, компенсация в таком случае не предусмотрена.

Если истёк межповерочный интервал, будет поверка счётчика или сразу замена?

Счётчик будет заменён в плановом порядке. Пока пользуйтесь старым прибором учёта, передавайте показания ежемесячно до 25 числа, данные таких электросчётчиков принимаются к расчётам.

Какой счетчик надо менять – неисправный или с просроченным межповерочным интервалом, чем одно от другого отличается?

Зачем менять счетчик с истекшим межповерочным интервалом, ведь можно поверить, это дешевле?

Стоимость поверки приблизительно равна стоимости замены прибора учёта, поэтому замена целесообразнее. Ответственность за приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию прибора учёта теперь несет энергокомпания (Пост. 552 п.136), поэтому абоненту не стоит волноваться.

Устанавливаются двухтарифные счётчики? Какие счётчики устанавливаются?

Установка интеллектуальных приборов учёта (они в том числе поддерживают многотарифность) законодательством предусмотрена с 1 января 2022 года. Пока устанавливаются однотарифные приборы учета "Меркурий 201.7", российского производства.

Где взять руководство по эксплуатации счётчика?

Это теперь называется паспорт-формуляр. Он хранится в ССК, т.к. теперь ССК отвечает за прибор учёта.

Если я сам установил счётчик, мне нужно только опломбировать его, что делать?

Обратиться с заявлением на опломбировку в ССК – если дом многоквартирный, в сетевую организацию – если частный. Опломбировка нового прибора учета проводится бесплатно.

У меня вообще нет электросчётчика, мне его тоже бесплатно установят?

Это зависит от технической возможности. Такие ситуации будут рассматриваться индивидуально.

Если истек межповерочный интервал, пока не заменили счётчик надо передавать показания или не надо?

Нужно продолжать передавать показания, данные таких приборов учёта принимаются к расчётам.

Belarusian
English
Russian


В настоящее время в эксплуатации находятся несколько десятков типов индукционных и электронных счетчиков электрической энергии, предназначенных для учета потребленной электроэнергии в однофазных и трехфазных сетях. В связи с этим имеются определенные особенности при снятии с них показаний о потребленной электроэнергии.

В зависимости от типа индукционных счетчиков счетный механизм состоит от 4 до 6 целых цифр. При этом у многих типов счетчиков одна цифра стоит после запятой и обозначает количество десятых долей киловатт-часа электроэнергии. Цифры, расположенные слева от запятой, обозначают количество целых единиц киловатт-часов электроэнергии.



Таким образом рассчитываться необходимо по показаниям прибора учета электрической энергии слева от запятой. Если запятой нет, расчеты следует вести по всем цифрам счетного механизма индукционного счетчика.

Особенностью снятия показаний с электронных счетчиков, имеющих жидкокристаллический дисплей, на котором может отображаться кроме показаний потребленной электроэнергии множество других периодически меняющихся параметров измерений счетчика в зависимости от заданной программы (дата, время и др.). То есть иногда приходится подождать (до 10 секунд) появление показаний на дисплее в автоматическом режиме о потребленной электроэнергии.



В зависимости от типа электронного счетчика индикация на электронном табло (дисплее) количества учтенной электрической энергии обозначается символами Т или Е с указанием единицы измерения (кW∙h).

При программировании электронного счетчика на оплату по дифференцированному тарифу по зонам суток значение Т1 – соответствует дневному тарифу, Т2 – ночному тарифу, а значения, указанные буквой Е или Т – соответствуют сумме тарифов. Если электросчетчик параметризировался на один тариф, то для расчетов необходимо принимать значение Т1, так как значение Т2 будет равно нулю и соответственно значения Т или Е (равные в данном случае сумме тарифов) также будут равны значению Т1.

Аналогично индукционным счетчикам в зависимости от типа электронного прибора учета на электронном дисплее отображаются цифры, как до запятой, так и после неё (слева от запятой порядка 4-6 цифр, справа – 1-3 цифры).

В электронных приборах учета электрической энергии в расчет необходимо принимать целые единицы кW∙h, указанные на электронном табло счетчика слева от запятой.

Акцентируем внимание, что для проведения оплаты за потребленную электрическую энергию показания с индукционных и электронных счетчиков необходимо снимать на 1 число каждого месяца по целым единицам киловатт-часов электроэнергии, расположенным слева от запятой.

Как проверить электросчетчик на самоход.

Часто у бытовых абонентов возникает сомнение в правильности работы счетчика электрической энергии по следующим причинам:

- потребление электроэнергии неожиданно резко возросло, хотя Вы пользуетесь бытовой техникой в таком же режиме, как и раньше. Помимо этого, новые электроприборы вы не приобретали, и соответственно не подключали к электросети;

- потребление электроэнергии не уменьшилось, хотя вы часто или весь месяц отсутствовали;

- потребление явно превышает возможности имеющейся бытовой техники.

Как правило, это может быть связано с таким понятием как самоход электросчетчика.

Самоход - это явление, когда продолжает вращаться диск индукционного счетчика при отсутствии нагрузки (т.е. отключении автоматических выключателей, установленных после счетчика) и наличии напряжения на электросчетчике.

Для проверки счетчика на самоход необходимо отключить автоматы нагрузки, расположенные после счетчика, при этом вводной автомат, расположенный до счетчика должен остаться включенным. В таком режиме диск индукционного счетчика не должен сделать более одного оборота с момента отключения автоматов нагрузки.

Читайте также: