Геологическая информация как объект права собственности

Обновлено: 04.05.2024

Кому принадлежит право продажи геологической информации об участке недр?

Ответы на вопрос:

Законодательство РФ о недрах не содержит такой термин как "право продажи геологической информации об участке недр".

По общему правилу, установленному ч. 14 ст. 27 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", право определять условия использования геологической информации, в том числе в коммерческих целях (сюда, полагаю, можно отнести и продажу информации), принадлежит пользователю недр, являющемуся обладателем геологической информации.

Закон выделяет несколько категорий обладателей геологической информации в зависимости от того, за счет чьих средств такая информация приобретена пользователем:

1) если геологическая информация приобретена пользователем самостоятельно за счет собственных средств, либо пользователем на основании закона или договора приобретено право разрешать или ограничивать доступ к геологической информации, то обладателем такой информации будет сам пользователь (ч. 5 ст. 27 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").

2) если геологическая информация получена пользователем за счет средств федерального бюджета, за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР, государственного внебюджетного фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которые были переданы пользователю недр, средств Федерального фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, то обладателем такой информации будет Российская Федерация (ч. 6 ст. 27 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").

3) если геологическая информация получена пользователем за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, то обладателем геологической информации будет соответствующий субъект Российской Федерации (ч. 7 ст. 27 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").

Обладатели геологической информации могут определять условия ее использования, только начиная с определенного момента и в течение определенного срока. Такой срок установлен отдельно для первичной геологической информации, и отдельно для интерпретированной геологической информации.

Под первичной геологической информацией о недрах понимается геофизическая, геохимическая и иная информация о недрах, полученная непосредственно в процессе осуществления предусмотренных настоящим Законом видов пользования недрами, а также видов деятельности, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, осуществляемых в соответствии с другими федеральными законами (ч. 3 ст. 27 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").

Под интерпретированной геологической информацией о недрах понимаются результаты обработки первичной геологической информации о недрах, включая геологические отчеты, карты, планы, эскизы (ч. 3 ст. 27 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").

Первичная и интерпретированная геологическая информация должны быть предоставлены пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, в фонд геологической информации субъекта (-ов) РФ (в случае, если информация получена в отношении участка недр местного значения, расположенного на территории одного или более субъектов РФ), а также в соответствующие органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и организациям, находящимся в ведении указанных органов государственной власти (в случаях и порядке, предусмотренных законодательством) (ч. 9 и ч. 11 ст. 27 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").

Согласно положениям ч. 14 ст. 27 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" после предоставления первичной и интерпретированной геологической информации вышеуказанным органам и организациям, пользователь, являющийся обладателем информации, вправе определять условия ее использования, в том числе в коммерческих целях:

1) в отношении первичной геологической информации - в течение 3 лет с момента ее предоставления;

2) в отношении интерпретированной геологической информации - в течение 5 лет с момента ее предоставления.

По истечении указанных сроков права обладателя геологической информации переходят к РФ, либо субъекту РФ (в случае, если информация получена в отношении участка недр местного значения). При этом пользователь, получивший геологическую информацию за счет собственных средств, по истечении указанных сроков также вправе ее использовать любыми не запрещенными законодательством способами (в том числе, осуществлять продажу) (ч. 15 ст. 27 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").

Таким образом, для реализации права на продажу геологической информации, необходимо следующее:

1) пользователь геологической информации должен являться ее обладателем (ч. 14 ст. 27 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах");

2) пользователь геологической информации должен предоставить ее в органы и организации, указанные в ч. 9 и ч. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").

С уважением, Мусорин Алексей.

Буду признателен за оценку моей консультации. Ваше мнение очень важно для меня. Спасибо.

Определяющим условием атрибу щи права собственности являет­ся источник финансирования получения информации. Это могут быть либо государственные средства, либо средства недропользователя. Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользовате­лем недр за счет государственных средств, является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установлен­ной форме в федеральный и соответствующий территориальный фон­ды геологической информации, осуществляющие ее хранение и сис­тематизацию. В качестве пользователя недр в данном случае могут выступать либо государственные предприятия, либо предприятия, ве­дущие работы на условиях подряда за счет государственных средств. В этом случае порядок и условия использования указанной информа­ции определяются федеральным органом управления государствен­ным фондом недр в соответствии с законодательством РФ. Следует отметить, что федеральное законодательство не регламентирует осо­бенности правоотношений получения, хранения и использования гео­логической информации, получаемой за счет федерального бюджета и за счет бюджетов субъектов РФ. Эти проблемы обычно решаются законодательством субъектов РФ.

В случае ведения геологоразведочных работ недропользователем самостоятельно вся геологическая и иная информация, полученная им за счет собственных средств, является собственностью недропользо­вателя. Однако закон вводит определенные ограничения на ее оборо-тоспособность, обязывая недропользователя предоставлять геологи­ческую информацию по установленной форме в федеральный и соот­ветствующие территориальные фонды геологической информации. При этом за ним, как за собственником, сохраняется право определять условия ее пользования, в том числе и в коммерческих целях. Право государства требовать предоставления ему геологической информа­ции, принадлежащей недропользователю, причем без оплаты, основа­но на его праве собственности. Предоставляя недра в пользование, государство, как рачительный хозяин, вправе знать, каким образом осуществляется пользование. При этом в соответствии с законом должностные лица федерального и территориальных фондов геологи­ческой информации обязаны обеспечить конфиденциальность хране­ния и использования предоставляемой им информации. Они также несут материальную, административную или уголовную ответствен-

Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством РФ для других объектов собственности.

Недропользователь-исполнитель имеет право использовать полу­ченную в результате работ геологическую и иную информацию о недрах для научной и преподавательской деятельности, если иное не предусмотрено договором.

Лицензия должна содержать соглашение о праве собственности на геологическую информацию, полученную в процессе пользования недрами. Такое соглашение может быть представлено либо в виде специального приложения к лицензии, либо в форме раздела, статьи или группы статей в каком-либо документе (договоре, соглашении), являющемся неотъемлемой частью лицензии, что часто встречается в соглашениях на условиях раздела продукции.

С точки зрения пользователя недр в соглашении об использовании геологической информации основными моментами являются:

гарантия беспрепятственного доступа ко всей информации и возможность ее использования для целей освоения месторождений;

порядок и условия хранения информации, ее вывоза за границу для обработки и анализа, в случае, если владельцем лицензии являет­ся иностранная фирма и др.

В определенной мере, повторяя общие положения, законодатель­ство о СРП устанавливает, что вся первичная геологическая информа­ция, данные по ее интерпретации и производные данные, а также образцы горных пород, в том числе керн, пластовые жидкости, полу­ченные инвестором в результате выполнения работ по соглашению, принадлежат на праве собственности государству. При соблюдении условий конфиденциальности, предусмотренных соглашением, инве­стор имеет право свободно и безвозмездно пользоваться указанной информацией, данными и образцами в целях выполнения работ по соглашению. Порядок пользования такой информацией, данными и образцами, а также порядок их вывоза за пределы РФ определяются соглашением в соответствии с законодательством РФ.

Как любой объект гражданских прав, информация имеет не только собственника, но и стоимость, рыночную или другую цену. Несколько иначе обстоит дело с геологической информацией. На ее получение тратятся значительные средства, причем в течение всего процесса недропользования. Однако практически никогда не осуществляется калькуляция стоимости той или иной геологической информации. Поясним это на простом примере.

Для получения геологической информации о нефтяном пласте необ­ходимо пробурить скважину и провести в ее стволе определенный ком­плекс геофизических и геологических операций, в результате которых она и будет получена. Однако эта же скважина бурится еще и для того, чтобы добывать из нее нефть или газ. Какую долю общих затрат отне­сти на добычу, а какую — на информацию, объективно определить невозможно. При необходимости вопрос решается волевым путем.

Другая особенность: кому нужна геологическая информация о данном месторождении? Она, безусловно, нужна инвестору, которому она и принадлежит и который ее использует для определения техно­логии добычи. Она нужна государству-собственнику недр для полу­чения представления о том, что за месторождение открыто и как ве­дется его разработка, а также для получения общего представления о геологическом строении региона, т.е., по существу, для научных це­лей. Третьим лицам геологическая информация о том или ином уча­стке недр может потребоваться, как правило, лишь в случае, если они по тем или иным причинам намереваются получить этот участок в пользование. Все эти факторы в конечном счете и определяют сто­имость геологической информации, ее правовой статус и значимость.

Получение геологической информации сопровождает ряд видов недро-
пользования. Так геологическое изучение недр, включающее поиск и оцен-
ку месторождений полезных ископаемых как вид недропользования, на-
правлено только на получение геологической информации. Этот вид недро-
пользования является платным, поскольку и геологическая информация
представляет коммерческую ценность. В дальнейшем такой недропользова-
тель может распорядиться информацией или пользоваться сам. Во втором
случае он может получить право на добычу полезных ископаемых без про-
ведения торгов. Если же субъект, получающий право на добычу полезных
ископаемых, не распологает геологической информацией, то он обязан приобрести пакет информации, например, в Агентстве недропользования. В
процессе добычи полезных ископаемых также формируются информацион-
ные ресурсы, поскольку добыча сопровождается разведкой. Документы
оформляются маркшейдерами и .предоставляются в территориальные под-
разделения Агентства недропользования.




Закон об информации регулирует и отношения по поводу государст-
венных информационных ресурсов. В сфере горных отношений таким ин-
формационным ресурсом является государственный кадастр месторожде-
ний и проявлений месторождений полезных ископаемых. По общему пра-
вилу государственные информационные ресурсы являются открытыми, но
могут быть и ограниченного доступа, в частности, отнесенные,к тайне или к
разряду конфиденциальной информации. Конфиденциальной информацией
является и коммерческая тайна, т. е. научная, техническая, производствен-
ная и иная, имеющая коммерческую ценность в силу ее неизвестности
третьим лицам. Геологическая информация имеет коммерческую цен-
ность, и относиться к категории ограниченного доступа. Часть информации
раскрывается при проведении торгов за право добычи полезных ископае-
мых или при предоставлении участков недр без торгов. Остальную инфор-
мацию недропользователь должен купить.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ис-
копаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению,
характеризующие количество и качество основных и совместно с ними за-
легающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-
технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разра-
ботки месторождения. Содержать геолого-экономическую оценку каждого
месторождения, а также включать в себя сведения по выявленным проявле-
ниям полезных ископаемых.

С целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государ-
ственный баланс запасов полезных ископаемых. Т. е. это не информацион-
ный ресурс, а способ учета запасов.

Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изу-
ченности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям,
имеющим промышленное значение, об их размещении. О степени промыш-
ленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности
разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации за-
пасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавли-
ваемом Правительством Российской Федерации. Эта классификация утвер-
ждена приказом МПР от 7 марта 1997 г.

Постановка запасов полезных ископаемых (включая отходы - вскрыш-
ные породы, спецотвалы и другие техногенные образования) на государст-
венный баланс.

И их списание с государственного баланса осуществляются в порядке,
установленном федеральным органом управления государственным фондом
недр по согласованию с органами государственного горного надзора.

Составление государственного и территориальных балансов запасов
полезных ископаемых осуществляется на основе государственной отчетно-
сти пользователей недр. А также геологической информации, полученной пользователями недр, и данных государственной экспертизы запасов полез-
ных ископаемых (порядок представления государственной отчетности, предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 № 215). Уже говорилось о том, что установлена обязанность всех пользователей предоставлять информацию о запасах и их изменениях.

В процессе использования МПР устанавливает критерии и требования
к оценке запасов. Экспертизу проводят государственные комиссии по запа-
сам полезных ископаемых.

ПРАВА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТЫ ГОРНЫХ
ОТНОШЕНИЙ

Таким образом, появилась принципиальная возможность перехода права
недропользования даже без согласия государственного органа, который обя-
зан переоформить лицензию без изменения ее условий. Не будет нарушения
закона, если вместо купли - продажи права субъекты проведут несколько ре-
организационных мероприятий. Так лицо, желающее передать право недро-
пользования другому лицу, может провести реорганизацию в форме выделе-
ния, т. е. учредить другое юридическое лицо и наделить его соответствую-
щим имуществом, затем проводиться реорганизация в форме присоединения
вновь созданной организации к лицу, желающему приобрести право.

Традиционно права, основанные на лицензии, считались непередавае-
мыми. Возможность перехода таких прав устраняет и необходимость лицен-
зии. В горном законодательстве лицензия занимает промежуточное положе-
ние между принятием решения о предоставлении недр и оформлением гор-
ного отвода, таким образом, она не имеет самостоятельного значения. Такое
же положение было и в водном законодательстве. Водный кодекс 2006 г. ввел возможность распоряжения правами водопользования и отменил лицен-
зирование, права могут возникать из договоров водопользования или реше-
ний органов власти. Эти основания устанавливают и условия водопользова-
ния. С отменой лицензий более определенный характер приобретут торги
(конкурсы и аукционы) за право недропользования. В настоящее время торг
ведется не за право недропользования, поскольку оно не приобретается, а бо-
нус, подписания не имеет форму платежа за право. Если бы недропользовате-
ли приобретали право, то смогли бы затем продать это право. При досрочном
прекращении права недропользования пришлось бы возвращать его стои-
мость (компенсировать).

Кому принадлежит право продажи геологической информации об участке недр?

Ответы на вопрос:

Законодательство РФ о недрах не содержит такой термин как "право продажи геологической информации об участке недр".

По общему правилу, установленному ч. 14 ст. 27 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", право определять условия использования геологической информации, в том числе в коммерческих целях (сюда, полагаю, можно отнести и продажу информации), принадлежит пользователю недр, являющемуся обладателем геологической информации.

Закон выделяет несколько категорий обладателей геологической информации в зависимости от того, за счет чьих средств такая информация приобретена пользователем:

1) если геологическая информация приобретена пользователем самостоятельно за счет собственных средств, либо пользователем на основании закона или договора приобретено право разрешать или ограничивать доступ к геологической информации, то обладателем такой информации будет сам пользователь (ч. 5 ст. 27 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").

2) если геологическая информация получена пользователем за счет средств федерального бюджета, за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР, государственного внебюджетного фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которые были переданы пользователю недр, средств Федерального фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, то обладателем такой информации будет Российская Федерация (ч. 6 ст. 27 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").

3) если геологическая информация получена пользователем за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, то обладателем геологической информации будет соответствующий субъект Российской Федерации (ч. 7 ст. 27 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").

Обладатели геологической информации могут определять условия ее использования, только начиная с определенного момента и в течение определенного срока. Такой срок установлен отдельно для первичной геологической информации, и отдельно для интерпретированной геологической информации.

Под первичной геологической информацией о недрах понимается геофизическая, геохимическая и иная информация о недрах, полученная непосредственно в процессе осуществления предусмотренных настоящим Законом видов пользования недрами, а также видов деятельности, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, осуществляемых в соответствии с другими федеральными законами (ч. 3 ст. 27 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").

Под интерпретированной геологической информацией о недрах понимаются результаты обработки первичной геологической информации о недрах, включая геологические отчеты, карты, планы, эскизы (ч. 3 ст. 27 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").

Первичная и интерпретированная геологическая информация должны быть предоставлены пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, в фонд геологической информации субъекта (-ов) РФ (в случае, если информация получена в отношении участка недр местного значения, расположенного на территории одного или более субъектов РФ), а также в соответствующие органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и организациям, находящимся в ведении указанных органов государственной власти (в случаях и порядке, предусмотренных законодательством) (ч. 9 и ч. 11 ст. 27 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").

Согласно положениям ч. 14 ст. 27 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" после предоставления первичной и интерпретированной геологической информации вышеуказанным органам и организациям, пользователь, являющийся обладателем информации, вправе определять условия ее использования, в том числе в коммерческих целях:

1) в отношении первичной геологической информации - в течение 3 лет с момента ее предоставления;

2) в отношении интерпретированной геологической информации - в течение 5 лет с момента ее предоставления.

По истечении указанных сроков права обладателя геологической информации переходят к РФ, либо субъекту РФ (в случае, если информация получена в отношении участка недр местного значения). При этом пользователь, получивший геологическую информацию за счет собственных средств, по истечении указанных сроков также вправе ее использовать любыми не запрещенными законодательством способами (в том числе, осуществлять продажу) (ч. 15 ст. 27 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").

Таким образом, для реализации права на продажу геологической информации, необходимо следующее:

1) пользователь геологической информации должен являться ее обладателем (ч. 14 ст. 27 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах");

2) пользователь геологической информации должен предоставить ее в органы и организации, указанные в ч. 9 и ч. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").

С уважением, Мусорин Алексей.

Буду признателен за оценку моей консультации. Ваше мнение очень важно для меня. Спасибо.

Читайте также: