Фитнес клуб какая форма собственности

Обновлено: 16.05.2024

Бизнес на спорте и здоровье – отличный вариант для перспективного стартапа. Но прежде чем открыть фитнес-клуб с нуля важно рассчитать стоимость будущих инвестиций, составить бизнес-план, определить стратегию управления и продвижения, чтобы вложенные средства окупились как можно быстрее. Обязательно проанализируйте конкурентов и потенциальную клиентуру. Так вы поймете, выгодно ли открывать фитнес-клуб и стоит ли это делать в вашем регионе.

Какие документы нужны для регистрации бизнеса?

При открытии фитнес-центра вам не нужно получать сертификаты и заниматься лицензированием. Но определенный пакет документов понадобится:

  • договор на аренду/покупку помещения;
  • разрешение пожарной и санитарной инспекций;
  • регистрационные документы правовой формы бизнеса (ИП или ООО).

К этому минимальному пакету добавляются соглашения на сервисное обслуживание систем вентиляции и кондиционирования, услуги ЖЭК, утилизацию мусора и другие сопутствующие договоры.

Какие требования к открытию спортзала — подсчитаем основные расходы

Не берите средства в долг и не тратьте личные накопления, пока точно не рассчитали, сколько стоит открыть фитнес-клуб с нуля в вашем случае. Затраты напрямую зависят от масштабов и концепции проекта. Но для любого фитнес-зала главные статьи расходов:

  • аренда/покупка помещения;
  • лизинг/покупка тренажеров и спортивного инвентаря;
  • зарплата персонала;
  • налоговые отчисления;
  • установка систем пожарной безопасности, вентиляции, кондиционирования;
  • коммунальные расходы;
  • выплаты за телефон и интернет.

В зависимости от масштабов бизнеса стартовый капитал в среднем бывает от 1,7 млн. рублей до 7 млн. рублей. Ежемесячная прибыль среднего фитнес-клуба – до 600 тыс. рублей. Минимальный срок окупаемости вложений – 1 год.

Выбор клиентской аудитории

Стоимость открытия своего фитнес-зала с нуля во многом зависит от платежеспособности клиентов. С учетом этого устанавливается ценовая политика и организовывается сервис.

Можно рассчитывать на узкий сегмент, например, открыть детский фитнес, или совместить занятия для разных групп. Это напрямую влияет на выбор оборудования. Например, чтобы открыть фитнес-студию для женщин, вам вряд ли пригодятся мощные тренажеры для бодибилдеров. Зато наверняка стоит закупить беговые дорожки, велотренажеры, атрибуты для растяжки, невысоких и средних силовых нагрузок.

Желательно заранее определиться, стоит ли открыть фитнес-зал для групповых тренировок, где будут проходить аэробика, гимнастика, йога и т. п. Это решение влияет на планировку и нужное количество свободного места. В среднем при групповых занятиях приходится по 2 кв. метра на клиента и 3 кв. метра на тренера.

Отметим, что у стартапа больше успехов при эксклюзивном виде тренировок, при которых почти нет конкурентов. Это может быть батутный центр, гимнастика в гамаках, EMS-тренинг и т. п. Хотя при правильном подходе к делу, успех ждет и классических фитнес-зал.

Выбор помещения для фитнес-центра

При открытии фитнес-студии с нуля важно выбрать подходящее помещение. Если у вас запланирован небольшой зал (до 150 кв. метров) и вы рассчитываете на небольшую аудиторию, клуб желательно открывать в спальном районе, чтобы люди могли посещать его в свободное время. Он может состоять из одного зала, раздевалки и санузла.

Большой фитнес-клуб с обширным перечнем услуг для разных групп посетителей перспективно открывать в центре жилого массива и/или крупных ТЦ, чтобы до него было удобно добираться из разных частей района.

Большинство фитнес-центров ориентированы на вместимость до 60 человек на площади около 400 кв. метров. Они вмещают:

  • стойку-ресепшен;
  • раздевалки;
  • санузел;
  • залы для тренировок и групповых занятий.

Средняя цена аренды за квадратный метр колеблется в диапазоне 30-90$. Договор обычно заключают минимум на 5 лет, это самые поздние сроки окупаемости вложений.

Реальный расчет доходов и расходов

Перед тем, как открыть фитнес-центр, стоимость всех возможных расходов умножьте на два, а вероятные доходы уменьшите в 2 раза на полгода вперед. Зачем это делать? Потому что абсолютно все риски и проблемы предугадать невозможно. Подсчитав повышенные затраты и уменьшенный доход, вы сможете улучшить модель своего стратапа на первых же этапах.

Чтобы избежать возможных рисков, многие бизнесмены решают работать по франшизе. У этого подхода есть свои плюсы и минусы.

Что нужно, чтобы открыть фитнес-клуб по франшизе?

При самостоятельной организации с нуля фитнес-клубы не получают большой поток посетителей в первые полгода. Около 85% из них быстро закрываются из-за отсутствия опыта и неправильных расчетов.

При сотрудничестве с франчайзером вы только ищете помещение и оформляете разрешительные документы. Остальными вопросами занимается разработчик франшизы. Тогда вероятность успешного стартапа намного больше. Но если вы хотите максимально точно рассчитать, сколько стоит открыть фитнес-зал по франшизе, стоит учитывать не только начальный платеж, но и ежемесячные выплаты. Эти отчисления делаются по проценту с дохода или фиксированной ставке. Некоторые франчайзеры требуют до 70%.

Программа-помощник для организации фитнес-клуба

При открытии своего фитнес-клуба под ключ стоит также задуматься об автоматизации, которая помогает:

сэкономить время сотрудников;
получить больше клиентов;
контролировать эффективность работы;
организовать управление.

С этими задачами отлично справляется YCLIENTS — программа для автоматизации бизнес-процессов. Она встраивается в сайт или социальную группу вашего клуба, соответствует его фирменному стилю и предоставляет удобный функционал:

  • онлайн записи;
  • выбор зала по ближайшему месторасположению (для сетевых фитнес-центров);
  • отзывы о тренерах;
  • автоматическое сегментирование посетителей по категориям;
  • финансовый учет;
  • ведение статистики и пр.

Интерфейс интуитивно понятный, так что с огромным объемом информации работать просто. Опробовать программу можно бесплатно в рамках тестового периода.


Суть бизнеса: тренажерный зал в спальном районе, куда спортсмены приходят потягать железо. Сауны и бассейна нет, поэтому цена абонемента ниже, чем в других залах.

Клиенты: жители ближайших домов, возраст от 20 до 45 лет. Ориентир на новичков, которым подойдут простые тренажеры, и бодибилдеров, выполняющих базовые упражнения на тех же простых тренажерах.

Повод зайти: фитнес-клуб находится рядом с домом или в 10 минутах ходьбы. Можно зайти на разовую тренировку или купить абонемент для регулярных занятий.

Экономика: средний чек — 1470 ₽ . Если каждый день обслуживать по 44 человека, бизнес окупится за 2,5 года. Дальше прибыль будет около 2 млн в год.

Чтобы у вас была не абстрактная, а реальная картина, мы рассчитали цены для запуска в Москве. Мы — это Тинькофф Бизнес и Корпорация МСП, которая поддерживает малый и средний бизнес со стороны государства.

Чтобы запуститься, нужно изучить законы и разобраться с помещением, сотрудниками и закупками.

Закон и документы

Зарегистрировать ИП в налоговой. Для этого нужны паспорт, заявление и 800 ₽ на оплату госпошлины.

После регистрации ИП ставят на общую систему налогообложения, но она выгодна не всем видам бизнеса. Чтобы не переплачивать налоги, сразу перейдите на другую систему, написав заявление. Как ее выбрать — рассказываем в видео:

Как выбрать систему налогообложения

Выбираем систему налогообложения

Подключить онлайн-кассу. Это устройство, которое отправляет информацию о покупке клиентам и в налоговую. Почитайте наш разбор о том, что теперь обязательно по закону об онлайн-кассах.

Кассовый аппарат

Открыть расчетный счет в банке. Счет нужен, если вы:

  • принимаете деньги безналично или по карте;
  • проводите сделки с юрлицами на суммы больше 100 000 ₽ по одному договору;
  • хотите работать с налоговой онлайн.

Обычно для открытия счета достаточно заявления, паспорта ИП и выписки из единого госреестра ИП (ЕГРИП).

Тинькофф Бизнес — это банк для предпринимателей. Мы специализируемся на малом и микробизнесе — у нас выгодные тарифы для компаний с малыми оборотами, а еще мы помогаем с отчетами и бухгалтерией. Посмотрите наши предложения для бизнеса.

Подключить торговый эквайринг. Чтобы принимать к оплате карты, нужен терминал. Но сам по себе терминал не работает, нужно подключить услугу от банка — торговый эквайринг.

Платежный терминал Тинькофф

Терминал, например, такой

Разобраться с документами.
Для работы нужно получить разрешительные документы:

  1. Заключение пожарной инспекции от Госпожнадзора. Для него нужен договор аренды, план помещения, доказательства установки пожарной сигнализации. Подавать заявление нужно в территориальный орган ГУ МЧС.
  1. Документы по квалификации тренеров.
  2. Нормативная документация для оборудования. Это подтверждение того, что тренажеры технически исправны.
  3. Договор на вывоз отходов, и травлю паразитов и утилизацию люминесцентных ламп.
  4. Программа производственного контроля для Роспотребнадзора. В ней пишут, как будут контролировать соблюдение санитарных требований: как часто будет проходить дезинфекция, проверка исправности тренажеров, очистка вентиляции и всё такое.
  5. Еще потребуется куча журналов и инструкций: уборок, дезинфекционных средств, дезинсекции, очистки вентиляции и остальные.
  6. Разрешение и договор на размещение наружной рекламы, если обычной вывески не достаточно.
  7. Разрешение на оказание услуг населению.
  8. на документацию: 200 000 ₽

Цены для запуска в Москве

Производственный план

Помещение

Арендовать помещение. Рекомендуемая площадь: 150 м².

Аренда + коммунальные расходы: 295 000 ₽ в месяц.

Если арендовать помещение в ТЦ, часть забот о противопожарной безопасности перейдет к администрации центра. Вывоз мусора и размещение вывески, скорее всего, придется согласовывать с администрацией ТЦ — зависит от договора аренды.

Сделать ремонт и перепланировку: 555 000 ₽ . Фитнес-клуб должен отвечать требованиям СП 118.13330.2012 и ГОСТ Р 57116-2016.

Договориться об арендных каникулах. Арендодатель может пойти на уступку и не взять плату за аренду, пока вы занимаетесь ремонтом. По закону он не обязан так делать, но в бизнесе понятие о каникулах есть. Если договоритесь, пропишите это в договоре.

Купить оборудование

Велотренажёры100 000 ₽
Беговые дорожки118 000 ₽
Универсальные силовые стойки375 000 ₽
Скамья80 000 ₽
Грифы16 000 ₽
Зеркала145 000 ₽
Шкафы для раздевалки24 000 ₽
Банкетки3000 ₽
Стол, стулья9000 ₽
Оборудование для душевой17 000 ₽
Спортивный инвентарь20 000 ₽
Системы пожаротушения90 000 ₽

997 000 ₽

Оформить уголок потребителя с книгой отзывов и предложений, регистрационными документами и Законом о правах потребителей.

Организационный план

Сотрудники

Два инструктора — один работает по будням на полной ставке, второй его подменяет вечером и в выходные.

Администратор будет работать с кассой, продавать абонементы, общаться с клиентами лично и по телефону. Работает пять дней в неделю.

Бухгалтер понадобится раз в квартал, когда нужно будет отчитываться перед ФНС. Можно платить за услуги бухгалтера разово, когда он нужен. А можно стать клиентом Тинькофф и пользоваться бесплатной онлайн-бухгалтерией.

Уборщица поддерживает чистоту в зале, раздевалках и душевых.

Найти и трудоустроить

Администратор40 000 ₽
Инструктор на 1,5 ставки121 000 ₽
Уборщица на полставки14 000 ₽
Бухгалтер на аутсорсе8000 ₽

183 000 ₽

Мы посчитали зарплаты сотрудников с учетом тех налогов, которые нужно за них платить. Мы добавили минимальный процент к окладу — 30,2%, но он может быть выше.

Все налоговые тонкости разобрали в статье.

  • Оформить медкнижки сотрудникам.
  • Назначить ответственного по технике безопасности, в том числе пожарной. Вести журнал учета инструктажей по безопасности и охране труда.

Выводы

На запуск потребуется 2 млн ₽

Материалы в помощь

Цены для запуска в Москве

Эти цифры не означают, что мы советуем найти беговые дорожки ровно за 59 000 ₽ . Но если вы будете ориентироваться на цены из бизнес-плана, то бизнес окупится за 2,5 года. А с дорожками за 200 000 ₽ — нет

Реальный бизнес

У Сони фитнес-студия. Чтобы подстегнуть продажи, она стала запускать рекламные акции одну за другой и продавать абонементы со скидкой в 50%. Люди быстро к этому привыкли, перестали покупать абонементы за полную стоимость и ждали скидок. Такое обесценивание продукта на самом старте чуть не разорило бизнес.


Зарабатывать можно на здоровом образе жизни, открыв фитнес-клуб. Главное — правильно организовать бизнес.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87. Это быстро и бесплатно !

На сегодняшний день фитнес клубы достаточно востребованы в нашей стране, так что такое предприятие может стать хорошей идеей для бизнеса. Но как открыть фитнес клуб? И что является наиболее важным в таком деле?

Анализируем рынок


Согласно статистическим данным и результатам многочисленных маркетинговых исследований фитнес-индустрия в нашей стране все еще не достигла своего расцвета, и острая потребность в новых клубах будет ощущаться еще примерно лет десять. Так что ваш бизнес может стать более чем удачным. Но надо также отметить, что далеко не все подобные заведения становятся успешными и выживают на рынке спортивных услуг. Как сделать бизнес прибыльным и рентабельным? Для начала главное – правильно составить бизнес план фитнес клуба, проанализировать риски и определить приоритеты.

Как зарегистрировать бизнес

Если вы окончательно решили стать частью мировой фитнес индустрии, то нужно пройти государственную регистрацию. Для этого необходимо:

  • выбрать форму собственности и пройти регистрацию в налоговом органе (на первых порах проще зарегистрировать ИП, такая форма позволит применять единый налог на вмененный доход);
  • выбрать коды ОКВЭД: 93.04 Физкультурно-оздоровительная деятельность, 92.61 Деятельность спорт. объектов, 92.62 Проч. деятельность в области спорта. А на будущую перспективу можно также выбрать 93.05 Предоставление проч. персональных услуг, 85.14.1 Деятельность среднего мед. персонала, 85.12 Врачебная практика — это пригодится, если вы решите открыть в вашем заведении массажный кабинет или предоставлять клиентам услуги мануального терапевта;
  • зарегистрироваться в Пенсионном фонде;
  • получить разрешение Роспотребнадзора – для этого нужно предоставить в СЭС паспорт спортивного учреждения, договор на обслуживание систем вентиляции и кондиционирования, договор на обслуживание ЖЭУ, договор на утилизацию ламп освещения, ППК, а также медицинские книжки персонала;
  • получить разрешение Госпожнадзора.

Место имеет значение

Выбирать место для будущего финтес-клуба нужно, исходя из формата заведения, размера арендной платы, которую потребует хозяин площади, и расположения помещения.

Что касается формата, то тут речь идет о том, какой именно фитнекс-клуб вы хотите открыть. Если это будет небольшой зал, то площадь помещения должна быть около 150 квадратных метров. Правда, в этом случае нужно четко продумать, как привлечь в зал людей. Иначе такое заведение может с самого начала стать убыточным.

Так что для открытия зала мини формата следует выбирать помещение в месте большого скопления потенциальных клиентов. Тогда аренда в размере 2000 рублей на квадратный метр будет вполне приемлемой. Что же касается больших фитнес-центров, которые предоставляют широкий спектр услуг: от тренажеров до фитнес-программ, то они более рентабельны за счет более высокой платы за услуги и большого потока разных клиентов, хотя и требуют на первоначальном этапе значительных инвестиций. Такие заведения лучше открывать в центре больших жилых массивов.

А что касается срока аренды, то, учитывая длительную окупаемость такого бизнеса, договор стоит заключать минимум на пять лет.

Что должно быть в хорошем фитнес-клубе?

Говоря о стандартной планировке спортивных заведений, стоит отметить, что ни один фитнес-клуб не обойдется без:

  • стойки дежурного администратора, который может выполнять обязанности кассира, вести учет постоянных клиентов, продавать абонементы, оформлять бумага, выдавать ключи от шкафчиков и прочее;
  • раздевалок (их должно быть минимум две – мужская и женская);
  • самого тренажерного зала (его вместимость рассчитывается исходя из следующей потребности: пять квадратных метров площади на одного человека);
  • зала для танцев и аэробики (его вместимость рассчитывается, исходя из потребности: три квадратных метров площади на инструктора и два – на клиента);
  • санузел (женский и мужской);
  • помещение для персонала;
  • помещение для спортивного и уборочного инвентаря;
  • помещение для охраны;
  • душевые.

При проведении перепланировки помещения и ремонта стоит учитывать, что все поверхности в зале должны легко мыться (этого требуют санитарные нормы), залы — хорошо освещаться, а полы должны быть покрыты специальным прорезиненным покрытием.

Необходимое оборудование

Все оборудование, которое потребуется для комплектации фитнес центра, можно разделить на:

  • спортивное – тренажеры для разных групп мышц, силовое оборудование, степ-платформы, коврики для йоги, гимнастические мячи, подвесное оборудование (шведские стенки, турники), помост для штанги (чем больше будет выбор спортивного оборудования, тем большее количество разных клиентов вы привлечете);
  • вентиляционное – необходимое оборудование для создания оптимальной для спортивных занятий влажности и температуры воздуха;
  • прочее – мебель для раздевалок и помещений для персонала, оргтехника, полотенца, осветительные приборы.

Спортивного оборудования сегодня в продаже очень много. Как выбрать правильный и максимально функциональный комплект? Вот примерный список того, что понадобиться для создания максимально функционального спортзала:

Наименование оборудования Необходимое количество
беговая дорожка 2
эллиптический тренажер 1
доска со стойкой для наклонного жима лежа 1
доска со стойкой для горизонтального жима лежа 1
стойка для приседаний (и для становой тяги) 1
станок для жима ногами 1
машина Смита 1
блок для нижней тяги 1
блок для верхней тяги 1
тренажер со свободными весами для сгибания и разгибания ног 1
комплекс турник/брусья/шведская стенка/пресс 1
наклонные скамьи для пресса 2
дополнительная горизонтальная скамья 1
скамья скотта 1
набор гантелей от 2,5 кг до 50 кг с шагом 2,5 кг 1
олимпийский гриф диаметром 51мм с замками по 2,5 кг 3
короткий гриф диаметром 51мм 1
комплект блинов (лучше с ручками) от 1,25 кг до 20 кг 3
EZ-гриф с посадочной втулкой 51мм 1
Z-гриф с посадочной втулкой 51мм 1
степ-платформы 8
коврика для йоги 8
гимнастические мячи-фитболы 8
тяжелоатлетический пояс 2
утяжелители разные 10
эспандеры разные 5
помост для штанги 1

Дополнительно можно приобрести силовую раму, машину для гакк-приседаний, резиновые петли и ленты, цепи, ромбовидный гриф, плинты, гимнастические кольца, стол для армрестлинга, гриф для армлифтинга.

Вентиляция

Для фитнес клуба лучшее решение – приточно-вытяжная вентиляционная система с регулировкой температуры воздуха. Она необходима для поддержания в помещении оптимальной температуры воздуха: зал для тренировок — +16-18*С, санузлы, раздевалки — +22-25*С. При этом подача свежего воздуха должна быть в объеме 80 кубических метров в час на одного занимающегося, а влажность воздуха должна быть 45-60%.

Мебель и прочее оборудование

Что касается мебели, то совершенно необходимы запирающиеся шкафчики для раздевалок и удобные скамьи, стол, кресло и оргтехника для администратора, мебель для комнаты отдыха персонала и большие зеркала для залов. Конечно, нужно еще позаботиться о стеллажах для хранения спортивного оборудования, расходных материалов и рабочего инвентаря. Оборудовать помещение охранников, раздевалку для инструкторов, установить сейф для важных документов и ценных личных вещей клиентов, которые они захотят сдать на хранение.

Персонал

Для любого фитнес центра необходимы:

1. Инструкторы (по работе с клиентами в тренажерном зале, по проведению аэробных тренировок, по йоге и пилатесу, по танцам).

2. Администратор на ресепшен (их должно быть несколько, а работать они будут по графику).

3. Управляющий (он же – владелец, бухгалтер, кадровик).

4. Уборщик служебных помещений.

5. Охранник (их должно быть несколько, а работать охрана будет по графику)

Что касается инструкторов, то все они должны иметь профильное образование, подтвержденное документами. А все сотрудники клуба обязаны оформить санитарные книжки. Если впоследствии вы планируете открывать массажный кабинет или кабинет мануальной терапии, то помещение нужно будет оборудовать массажным столом, а массажист, который будет работать в клубе, должен иметь медицинское образование.

Первоначальные вложения

Статья расхода Сумма расхода
Аренда помещения (за первый месяц) 300 000 рублей
Ремонт и оборудование вентиляции 500 000 рублей
Охранная сигнализация, видеокамеры 600 000 рублей
Приобретение спортивного оборудования 1 500 000 рублей
Приобретение прочего оборудования (мебель для всех помещений, оргтехника, компьютер, светильники, зеркала и т.д.) 450 000 рублей
Приобретение материальных запасов (полотенца, резиновые коврики, туалетная бумага, мыло, уборочный инвентарь) 50 000 рублей
Форма для персонала 200 000 рублей
Оформление документов, регистрация, административные расходы 25 000 рублей
Вывеска, реклама 50 000 рублей
Итого: 3 675 000 рублей

Итак, минимальные вложения, которые потребуются для открытия клуба – 3 675 000 рублей. Что же касается содержания фитнес клуба, то это довольно дорогое удовольствие и обойдется в месяц в среднем:

Статья расхода Сумма расхода в месяц
Аренда помещения (за первый месяц) 300 000 рублей
Коммунальные услуги 30 000 рублей
Охранная сигнализация, видеокамеры (обслуживание) 10 000 рублей
Спортивное оборудование (обслуживание) 10 000 рублей
Вентиляционное оборудование (обслуживание) 10 000 рублей
Приобретение расходных материалов 10 000 рублей
З/плата сотрудников 230 000 рублей
Административные расходы 10 000 рублей
Реклама 15 000 рублей
Итого: 625 000 рублей

А вот доход за месяц предсказать практически невозможно, поскольку он зависит от многих факторов: посещаемости зала, уровня оказания услуг, удобства расположения помещения, работы персонала, наличия интересных программ и прочего.

Перспективы развития

Надо сказать, что фитнес-клуб не является тем бизнесом, который быстро окупается. Так что нужно приготовиться к тому, что это долгосрочное вложение средств. В среднем все первоначальные вложения окупятся в течение первых пяти лет работы, но, конечно, при условии рентабельности бизнеса.

Небольшой зал приносит в день с одного посетителя примерно 170-200 рублей, а если посчитать вместимость спортзала по санитарным нормам, становится понятно, что больших доходов от такого бизнеса ждать не приходится.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:


Федерации, спортивные ассоциации, профессиональные лиги, ДЮСШ, спортивные клубы, добровольные спортивные общества и фитнес-клубы – все это организации, работающие в сфере физкультуры и спорта. В России функционирует множество таких организаций, преследующих конкретные цели, будь то учебно-тренировочная деятельность, физкультурно-оздоровительная работа с населением или организация физкультурно-спортивной работы по воспитанию спортсменов-профессионалов. Пропаганда ЗОЖ, внедрение в массовое сознание идеи важности физического развития, воспитание спортивной культуры становятся все более актуальными в современном обществе. Это связано с тем, что продолжительность и качество жизни населения напрямую зависят от проводимой в стране физкультурно-спортивной политики.

Правовой аспект

В России деятельность физкультурно-спортивных организаций регулируется Федеральным законом № 329-ФЗ.

Федеральным законом № 329-ФЗ

Направленность и специализация таких образований различна, но все они имеют юридическую природу. Согласно статье 10 организационно-правовая форма физкультурно-спортивных организаций и их функционирование идентичны нормам, предусмотренным для коммерческих и некоммерческих организаций. Коммерческие компании работают на прибыль (например, фитнес-клубы). Некоммерческие объединения преследуют другие цели: приобщение населения к ЗОЖ, популяризация отдельных спортивных направлений и тому подобные. Членство физкультурно-спортивных организаций в спортивных объединениях международного уровня дает им соответствующие статусу права и обязанности, но только если последние не идут вразрез законодательству РФ. Эффективная работа таких объединений способствует подъему любительского и профессионального спорта.

  • распространение среди населения физкультуры и спорта;
  • охрана и укрепление здоровья спортсменов и всех лиц, причастных к спортивным и тренировочным мероприятиям;
  • обеспечение необходимых условий для тренировочного процесса;
  • содействие спортсменам и тренерам в достижении высоких результатов в спортивной деятельности.

Государственные физкультурно-спортивные организации

Для обеспечения учебного и тренировочного процессов, создания спортивного резерва и подготовки профессиональных спортсменов в стране создаются специальные учреждения. К ним относятся организации физкультурной и спортивной направленности и учреждения образовательного характера. Учебный и тренировочный процесс предполагает подготовку и проведение мероприятий, включая материальное обеспечение участников в период соревнований (питание, экипировка, медобслуживание). Подготовка проводится на основании типовых учебно-тренировочных программ, разработанных по результатам научно-прикладных исследований в области ФКиС. Также государственные организации осуществляют большинство управленческих функций. Ниже перечислены виды государственных ФСО.

Федеральные органы управления ФКиС

Негосударственные

Ведомственные, общественные и частные организации, работающих в сфере ФКиС, создаются с целью приобщения широких слоев населения к ЗОЖ, а также для создания резерва в спорте и подготовки спортсменов-профессионалов. К таким организациям относятся федерации, ассоциации, спортклубы, фитнес-клубы и тому подобные. Важнейшей общественной физкультурно-спортивной организацией России является ОКР.

Олимпийский комитет

Общероссийское общественное объединение ОКР способствует развитию профессионального и массового спорта, внедряет и поддерживает принципы олимпийского движения в стране, представляет Россию на международных мероприятиях, проводимых под эгидой Международного олимпийского комитета, утверждает состав участников от России и обеспечивает жизнедеятельность членов делегации на время поездки. Финансируется ОКР за счет собственных источников, добровольных пожертвований и средств из федерального бюджета. Также в стране существуют организации, отвечающие за подготовку и представительство паралимпийского, сурдлимпийского движения России и специальной олимпиады. Это Паралимпийский комитет России (спорт для людей с ограниченными возможностями), Сурдлимпийский комитет России (спорт для людей с нарушением слуха) и Специальная олимпиада России (спорт для людей с интеллектуальными нарушениями).

Общероссийские, региональные и местные федерации

В целях пропаганды и развития определенного вида(ов) спорта, проведения спортивных мероприятий и подготовки спортсменов создаются федерации общероссийского уровня. Организации, образованные на территории субъектов РФ, считаются региональными физкультурно-спортивными общественными организациями, а федерации, созданные на территориях городского округа, муниципалитетов или внутригородского муниципального образования Москвы и Санкт-Петербурга, являются местными спортивными федерациями. Обязанности общероссийских, местных и региональных спортивные федераций достаточно обширны. Они предполагают активную деятельность по организации, проведению, контролю, усовершенствованию спортивных направлений, за которые та или иная организация отвечает.

Спортивные соревнования

Спортивные федерации общероссийского уровня имеют право проводить первенства, чемпионаты и кубки России, разрабатывать регламенты соревнований, использовать символику сборных команд, осуществлять контроль над деятельностью судей и тренеров, проводить их аттестацию, осуществлять формирование сборных команд РФ, организовывать и проводить спортивные мероприятия межрегионального, всероссийского и международного уровня. В круг обязанностей общероссийских спортивных федераций входит развитие того или иного спортивного направления в стране, формирование сборных России для участия в международных соревнованиях, внесение предложений по проведению физкультурных и спортивных мероприятий, разработка программ развития определенной спортивной дисциплины, ведение информационной работы, организация детско-юношеских соревнований, противодействие допингу и дискриминации. Спортивные федерации регионального уровня имеют схожие права и обязанности только на уровне субъектов Российской Федерации.

Спортивные клубы

Юридические и физические лица имеют право по месту жительства или работы, а также на базе различных спортивных объединений (школьных, студенческих и т. п.) создавать физкультурно-спортивные клубы, осуществляющие физкультурную, тренировочную, соревновательную и воспитательную деятельность. Их финансирование осуществляется за счет собственных средств и других источников, не запрещенных законом. Основным видом деятельности спортивных клубов является организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с различными группами граждан.

Спортивные клубы бывают разных типов:

  • при общеобразовательных организациях;
  • при образовательных организациях профессионального и высшего образования;
  • при предприятиях, учреждениях, организациях;
  • фитнес-клубы;
  • клубы при учреждениях и организациях по месту жительства;
  • детские, подростковые клубы;
  • клубы при учреждениях и организациях адаптивной физкультуры и спорта.

Большая часть населения сегодня занимается в фитнес-клубах, которые есть во многих населенных пунктах. Данные заведения стали открываться в России после перестройки. Сейчас это популярный вид спортивно-оздоровительных платных услуг, позволяющий не только корректировать фигуру, но и добиваться значительных результатов в укреплении здоровья и поддержании хорошего самочувствия. Фитнес-индустрия предлагает широкий спектр услуг для разных групп населения. Эксперты отмечают, что темпы развития подобных услуг в мире уступают только высоким технологиям. Ключевые особенности фитнеса - это постоянное техническое совершенствование, обновление тренировочных программ и возможность индивидуального подхода к клиентам. Если сравнивать Россию с другими странами, то здесь уровень спортивной активности пока еще низкий. В России изначально фитнес-индустрия работала на премиум-класс, и только с 2005 года появились клубы среднего класса, что, безусловно, увеличило количество приверженцев спорта.

Физкультурно-оздоровительная работа

Развитые страны уже давно установили зависимость продолжительности жизни населения от политики государства в области физкультурно-оздоровительной работы с гражданами. Исследования показывают, что физкультура и спорт повышают сопротивляемость организма к различным болезням и улучшают общее состояние человека. Оздоровительные физкультурно-спортивные организации призваны удовлетворить потребность населения в укреплении и поддержании здоровья, реабилитации и проведении спортивного досуга. К подобным услугам относятся:

  • учебный и тренировочный процесс;
  • проведение занятий по физкультуре и спорту;
  • организация зрелищных мероприятий в сфере спорта;
  • предоставление населению сооружений, отвечающим всем требованиям для занятий спортом;
  • предоставление услуг образовательного и информационно-консультативного характера и пр.

Занятия по физкультуре и спорту включают работу в группах по общей физической подготовке и оздоровительной физкультуре, индивидуальные программы, организацию соревнований и различных видов досуга.

Спортивная деятельность

Организация и проведение физкультурно-спортивных мероприятий, а также спортивно-зрелищных предполагает проведение различных общественных праздников, вечеров, концертов, встреч, показательных выступлений. Учебный и тренировочный процесс направлен на оказание качественных услуг по формированию знаний, умений и навыков двигательных действий в конкретной спортивной дисциплине. Информационно-консультационные и образовательные услуги включают предоставление общей и подробной информации о предоставляемых услугах, тестирования, консультацию специалистов, составление рекомендаций, а также переподготовку и повышение квалификационных навыков в области ФКиС.

Оздоровительные физкультурно-спортивные организации различаются по формам собственности, деятельности, составу услуг. Их объединяет следование потребительским предпочтениям и требования к качеству оказываемых услуг.

Требования к оздоровительным услугам

Спортивные услуги должны формировать идею ЗОЖ у граждан, являться экологичными и безопасными. Должны быть обеспечены комфортность, эстетичность, своевременность, зрелищность, информированность, социальная адресность предоставляемых услуг, а также этичность персонала. Формирование ЗОЖ предполагает распространение знаний о важности занятий, доступность спортивных услуг для населения, использование различных методик и видов мероприятий, направленных на укрепление и оздоровление организма, поддерживающих здоровье граждан, обучение и врачебную консультацию.

Социальная адресность предусматривает соответствие услуг ожиданиям, а главное – возможностям различных групп. Все спортивные услуги должны отвечать требованиям безопасности и не наносить ущерб жизни, здоровью и имуществу потребителей. Для этого должны быть учтены требования пожарной безопасности, норм санитарной гигиены, медицинского обслуживания и предупреждения травматизма. В спортивных сооружениях должны присутствовать необходимые показатели микроклимата, не должен быть превышен допустимый уровень содержания вредных веществ и шума. Существуют определенные требования к прилегающим территориям, к уборке этих территорий и внутренних помещений. Обслуживающий персонал обязан иметь необходимую спортивную и профессиональную квалификацию, обеспечивать безопасность потребителей, знать порядок действий во внештатных ситуациях, иметь навыки преподавательской и организационно-методической деятельности.

Тренерская деятельность

Организация физкультурно-спортивных мероприятий

Подобные мероприятия могут иметь различную направленность: учебно-тренировочную, агитационно-пропагандистскую, соревновательную. Условия их проведения определяется организаторами, которые имеют право:

  • останавливать и прекращать мероприятия;
  • корректировать время;
  • утверждать итоги;
  • содействовать обеспечению общественного порядка на мероприятиях;
  • определять компенсационные выплаты волонтерам, судьям, контролерам-распорядителям, а также нормы предоставления им вещей и снаряжения, нормы питания и условия проживания;
  • устанавливать дополнительные требования для зрителей;
  • использовать наименования мероприятия и его символику;
  • размещать рекламу в месте проведения мероприятия;
  • выбирать производителей экипировки и оборудования;
  • освещать мероприятия;
  • определять виды, порядок применения, исполнения и прекращения спортивных санкций.

Порядок проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий в субъектах РФ, а также международных спортивных мероприятий имеет свои особенности и регламентируется статьей 20 федерального закона № 329-ФЗ.

Организация спортивных мероприятий

Организация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в обязательном порядке включает разработку положений о соревнованиях, утверждение оргкомитета и плана подготовки к мероприятию. В плане решаются все вопросы, касающиеся проведения мероприятия: место, сценарий открытия и закрытия, назначение судейской коллегии, места проживания и питания участников, рекламные вопросы, обеспечение медицинского обслуживания и множество других организационных вопросов. От четкости, продуманности и грамотности подготовительной части зависит итог проведения мероприятия.

Спорт в массы

Государственная политика по развитию массовой физкультуры и спорта реализуется всеми субъектами Российской Федерации. Главная цель – привлечение население к регулярным занятиям спортом и физкультурой. Организация физкультурно-массовой и спортивной работы проходит по всем направлениям и затрагивает различные группы населения. Используется соревновательная практика, различные смотры-конкурсы, учебно-тренировочные сборы, семинары, конференции, пропаганда ЗОЖ и так далее. Организация массовых физкультурно-спортивных мероприятий в субъектах способствует увеличению приверженцев ЗОЖ, особенно среди подрастающего поколения.

Массовые спортивные мероприятия

Актуальным остается вопрос организационной работы с отдаленными сельскими поселениями, в которых нет даже ДЮСШ. Правильно поставленная работа с населением способствует:

  • укреплению организма;
  • развитию ключевых двигательных качеств;
  • формированию привычки заниматься физкультурой и спортом;
  • воспитанию определенных моральных качеств, которые будут полезны в повседневной жизни.

Формами работы с населением являются занятия в кружках и секциях, туристические походы, спортивные соревнования, праздники физкультуры и спорта и тому подобное. И чем больше подобных мероприятий проводится в субъектах Российской Федерации, тем выше процент населения, приобщающегося к физическому воспитанию и идеям ЗОЖ.

Спортивно-оздоровительные услуги

Здоровая спина

В зависимости от комбинации упражнений и их темпа, занятия фитнесом носят спортивный или оздоровительный характер. В случае с оздоровлением предполагается умеренная аэробная нагрузка и акцент на развитие гибкости и мышечной силы. Осуществление спортивно-оздоровительной деятельности также проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях, при которых открываются клубы по спортивным интересам, секции, школы здоровья и тому подобное. Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия включают различные соревнования, праздники, фестивали, спартакиады. Их проведение включает в себя разработку планов мероприятий, их положений и других организационных моментов.

Заключение

Физкультурно-спортивная организация – это организация, преследующая цель проведения массовой физкультурно-оздоровительной работой и (или) развития спорта высоких достижений. Большое значение сейчас имеет развитие как профессионального, так и массового спорта. В Российской Федерации на данном этапе существует огромное количество физкультурно-спортивных организаций, деятельность которых отвечает определенной миссии: спортивные школы, клубы, физкультурно-оздоровительные центры, фитнес-клубы, государственные комитеты, федерации и так далее. Совершенствование работы данных организаций имеет первостепенное значение для поддержания здоровья населения, для привлечения молодого поколения к занятиям спортом, чтобы те предпочли ЗОЖ алкоголю, курению и другим пагубным привычкам. В странах, где спортивной политике уделяется повышенное внимание, где создаются все условия для приобщения населения к занятиям физкультурой и спортом, продолжительность жизни возрастает, а также решаются злободневные социальные проблемы (наркомания, преступность и тому подобные). Безусловно, популяризация массового спорта в стране – это долгосрочная задача, в решении которой должны принимать участие все члены общества. Специалисты отмечают подъем спортивного движения в России, повышение числа людей, занимающихся физкультурой и спортом. Идеальным показателем к 2020 году, по мнению правительства Российской Федерации, будет привлечение половины населения государства к занятиям спортом, в том числе восьмидесяти процентов детей.


При старте любого бизнеса важно удостовериться в рентабельности конкретной идеи и только после этого браться за ее воплощение. Грамотно составленный готовый бизнес-план должен быть первым шагом любого предпринимателя, намеревающегося открыть собственный фитнес-проект.

С помощью него вы сможете просчитать риски, последовательность и сроки действий и мероприятий, а также избежать неожиданностей и подводных камней. Более того, бизнес-план является необходимой составляющей при привлечении инвестиций.

Содержание

1. Перспективность бизнеса в фитнес-индустрии

В современном обществе ЗОЖ стал всемирным трендом, а востребованность фитнес-клубов неустанно растет. в России всего 3% граждан становятся посетителями тренажерных центров. Если в столице этот показатель равен 7%, то в регионах едва достигает 1-2%. Для сравнения: в США охват населения спорт-услугами уже превысил 17%!

При впечатляющем отставании от лидера фитнес-индустрии, российский рынок более 20 лет динамично развивается. Это позволяет экспертам прогнозировать его рост и в дальнейшем, причем как в мегаполисах, так и в небольших поселках.

Несомненным доказательством перспективности проекта в фитнес-индустрии в России является ежегодный рост объема рынка на 8%, при чем данный показатель стабилен даже в текущей кризисной ситуации. Этот аргумент не оставляет никаких сомнений в целесообразности фитнес-клуба как бизнес-направления.

2. Исследование рынка

Несмотря на обширность и активное развитие отечественного фитнес-рынка, потребность в фитнес-клубах среднего и средне-низкого ценового сегмента остается неудовлетворенной . Даже в условиях высокой конкуренции регулярно появляются новые успешные заведения данного формата.

Основной объем российского фитнес-сервиса сосредоточен в Москве и Санкт-Петербурге. Ситуация в остальных мегаполисах оставляет желать лучшего, не говоря уже о населенных пунктах, где проживает менее полумиллиона человек. Примерно 35% столичных фитнес-учреждений работают под сетевыми брендами.

Сетевые фитнес-центры часто относятся к уровню премиум или бизнес, обладают площадью более 1 000 м² и имеют бассейн, сауны и пр. допуслуги. Размещаются они либо в собственных зданиях, либо в больших ТЦ и бизнес-кластерах.

На долю несетевых спортивных спорт-центров приходится 65%. Они не могут похвастаться масштабом и многочисленностью услуг, но обладают рядом важных преимуществ:

  1. Располагаются ближе к целевой аудитории, поскольку находятся в жилых районах;
  2. Более низкие издержки на арендной плате благодаря использованию компактных площадей;
  3. Лояльной ценовой политикой, т.к. рассчитаны на пользователей с невысокими доходами;
  4. Отсутствием проблем с комплектованием штата, т.к. персоналу малых клубов достаточно иметь базовую квалификацию.

Анализируя современный фитнес-рынок, можно выделить эконом-сегмент как наиболее перспективный. Его насыщенность не превышает 12%, в сравнении с достаточно наполненным бизнес (28%) и перенасыщенным премиум секторами (60 %).

3. Формат и концепция

Мы рассмотрим вариант с максимально широким охватом без ярко выраженной специализации, т.к. по понятным причинам этот вариант наименее рискованный с коммерческой точки зрения. Далее, после открытия и выхода на стабильные показатели, владелец клуба может разбавить ассортимент услуг более специализированными направлениями без финансовых рисков.

4. Портрет целевой аудитории

В прежние времена основной сегмент целевого рынка был представлен молодыми людьми 25-30 лет. В основном это была женская аудитория.

Сегодня демографический портрет клиентуры спортзалов выглядит иначе:


При этом 70 % клиентов принадлежат к возрастной категории от 20 до 50 лет.

Учитывая эти данные, а также выбранные бизнес-концепцию и формат заведения, мы определяем нашу целевую аудиторию как основной контингент спальных районов с достатком, не превышающим средний и средне-низкий уровнь дохода.

5. Выбор локации и помещения

Требования к помещению определяются в первую очередь форматом центра. Для эконом-уровня наиболее рациональным будет площадь 400 м² — такой метраж позволит оптимально использовать пространство и получить максимум прибыли с каждого квадратного метра.

Для максимальной загрузки заведения >2% ЦА должно проживать в радиусе 20-мин. пешей или 5-мин. транспортной доступности. Разумно подыскивать здание под клуб в спальных районах. В радиусе 1-3 км. от спорт-клуба будет проживать примерно 50 000 человек, что делает возможным запуск такого фитнес-бизнеса даже в маленьком городке.

Важно учесть, что свободная планировка помещения потребует возведения стеновых конструкций, что увеличит стартовые расходы. Выбор здания с готовой планировкой, которая не отвечает зонированию, сопряжен с еще большими расходами на перепланировку.

Эффективная арендная ставка будет сильно зависеть от региона, при наших расчетах мы возьмем ставку 6 000 р./м² в год.

6. Изучение конкурентной среды

Заключению договора аренды должен предшествовать конкурентный анализ. Следует оценивать их по ключевым показателям:

Чересчур опасаться конкурентов не стоит, если эти клубы другого уровня и ценового сегмента. К примеру, если в районе до 3 км. от вас будет расположен фитнес-центр премиум или бизнес класса — вы можете переманить часть клиентуры , если будете выгодно выделяться на их фоне:

7. Планировка и зонирование помещения

Основной критерий грамотного зонирования и планировки пространства в фитнес-центре – полное отсутствие площади, не приносящий прибыль . А также потоки клиентов распределены таким образом, что все посетители чувствуют себя комфортно и нестесненно. Вот почему важно поручить зонирование квалифицированному проектировщику, имеющему опыт в обустройстве рентабельных фитнес-залов.

На арендную плату придется отвести наибольшую долю регулярных расходов. Поэтому от зонирования помещения напрямую зависит эффективность использования площади и окупаемость клуба.

Следует продумать расположение ключевых зон фитнес-центра. Если в вашем распоряжении 400 м², целесообразно разбить эту площадь следующим образом:

  • 40 м² (10%) — имидж-зоны (вестибюль, ресепшн, бар, торговый отдел);
  • 190/50 м² (60%) — тренажерный зал /для групповых занятий;
  • 100 м² (25%) — раздевалки и санузлы;
  • 20 м² (5%) — подсобные комнаты.


Зонирование и планировка проводятся для каждого фитнес-клуба отдельно. Общие рекомендации здесь недопустимы.

8. Ремонт помещения

Исходя из зонирования и планировки арендуемого пространства разрабатывается инженерный проект. Вместе с тем, перед началом ремонта или стройки важно иметь готовый дизайн-проект и соответствующий фирменный стиль. Примерная стоимость дизайн-проекта обойдется не менее в чем 150 000 р. (в зависимости от объема работ), стоимость ремонтных работ от 7 000 р./м² вместе с материалами.

9. Выбор оборудования

Тренажеры — лицо любого фитнес-центра и одна из ключевых статей начальных расходов . Оборудование должно иметь презентабельный вид и быть удобным в использовании клиентами с разной физической подготовкой. Такой подход обеспечит постоянный приток клиентов. И наоборот, старомодные тренажеры, постоянно выходящие из строя, могут оттолкнуть посетителей от вашего заведения и привести к бизнес-фиаско.

Для текущего формата проекта стоит выбирать оборудование средней стоимости: оно окупает себя довольно быстро. Оснащать центр дешевыми тренажерами — плохая идея, так как их качество и срок службы оставляют желать лучшего. Однако раскошеливаться на дорогие premium машины и переплачивать за бренд тоже нерационально.

Корректная комплектация зала исключает наличие простаивающего и не пользующегося спросом оборудования. В то же время количество востребованных тренировочных станков должно быть достаточным, иначе возникнут очереди.

Помощь в комплектации спортклуба должен оказывать специалист, имеющий за плечами запуск нескольких успешных фитнес-учреждений различного формата. Полагаться на собственные силы или советы даже опытных тренеров в этом вопросе не стоит.

10. Штат предприятия

Грамотные инструкторы и квалифицированные тренеры — бесценный ресурс фитнес-бизнеса. Следует обеспечить постоянное присутствие хотя бы одного из этих специалистов для бесплатного консультирования посетителей.

Читайте также: