Есть государственный акт на землю как оформить

Обновлено: 16.05.2024

Достаточно часто граждане встречаются с проблемами при оформлении земельных участков, оставшихся после смерти их близких родственников. Своевременно не оформив свои наследственные права, наследники сталкиваются с определенными проблемами.

Такие проблемы из-за сложности их разрешения могут сохраняться долгие годы. Не редко, к нам в Коллегию обращаются граждане с подобными проблемами, которые возникли десятилетия назад.

Проблема может усугубиться тем, что возникает риск, так называемой, выморочности имущества, когда на наследственное имущество претендует государство, поскольку никто из наследников не принял его.

В связи с наличием различных оснований наследования и очередностей наследников, обычному человеку сложно разобраться во всех аспектах наследования и тогда только опытный адвокат по наследственным делам поможет Вам разобраться в таких вопросах.

В одном из подобных случаев, наследодатель скончался в 2014 году, оставив после себя наследство на имущество, в составе которого был земельный участок в сельском поселении. Наследниками по закону являлись супруга умершего и сын. На все имущество, кроме земельного участка, нотариусом было выдано свидетельство о праве на наследство, а на земельный участок было отказано в выдаче, поскольку отсутствовали правоустанавливающие документы о праве собственности на имя наследодателя.

На земельный участок имелось только Постановление, датированное 1988 годом, подписанное главой местной администрации, которая уже была упразднена. Наследодатель при жизни не определил границы земельного участка, не поставил его на кадастровый учет и не оформил право собственности на свое имя. Все это затрудняло процесс принятия наследниками наследства и создавало риск утраты земельного участка.

Тогда на помощь пришел опытный юрист по наследству, который сумел найти выход из ситуации и применить надлежащий применению Закон.

Для начала, надлежало доказать, что наследники вступили в наследство в течении установленных законом 6 месяцев, чтобы претендовать на имущество в виде земельного участка. Фактические действия, то есть содержание земельного участка, его обработка, уплата налогов и принятие части наследства, означали совершение действий, направленных на принятие наследства в целом, в том числе, на земельный участок.

Тут действует положения ст. 1153 ГК РФ: наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, вступил во владении или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательства или притяжений третьих лиц, произвел за свой счет, расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Далее, родственные отношения без труда подтверждались свидетельствами наследников о браке и рождении.

Трудность представляло предъявление суду правоустанавливающего документа на земельный участок, который не находился ни на праве пожизненно наследуемого владения, ни на другом ином основании.

В соответствии с требованием ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят только принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно статье 1181 ГК РФ, принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.

Таким образом, обстоятельством, имевшим значение для разрешения возникшей проблемы наследника, принявшего наследство, о правах на наследуемое имущество, являлось принадлежность этого имущества наследодателю на праве собственности, а в отношении земельного участка, в том числе, и на праве пожизненного наследуемого владения.

Тогда наследственный адвокат нашел следующее основание.

Земельный участок был предоставлен наследодателю на основании Постановления главы администрации сельского поселения в собственность на договорных условиях для индивидуального жилищного строительства. Указанные обстоятельства имели место до введения в действие Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац первый).

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац второй).

Таким образом, по смыслу закона следовало, что поскольку из Постановления о предоставлении земельного участка наследодателю не возможно было установить право, на основании которого был предоставлен земельный участок, то наследодатель имел право оформить его в собственность в соответствии с Земельным кодексом РФ.

Важными моментами при постановке исковых требований являются следующие аспекты. От них зависит удовлетворение или отказ в таковом заявленных требований.

Сначала необходимо установить факт принятия наследником наследства, затем включить в наследственную массу имущество, которое установлено, поскольку наследственная масса уже была принята, затем признать право собственности на имущество в порядке наследования, дабы избежать повторного обращения к нотариусу.

Не все знают, что после вынесения решения судом о признании права собственности в порядке наследования, обращаться к нотариусу более не нужно. Нет необходимости тратить средства на получение свидетельства нотариуса. Достаточно обратиться в МФЦ с заявлением о регистрации и сдать туда решение суда с отметкой о вступлении в законную силу.

НДС – 2022

Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На курсе повышения квалификации осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>

Что такое регистрация права на участок?

Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.

1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.

2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.

3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.

Для чего регистрация нужна и что будет, если право не зарегистрировать?

В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.

Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.

Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.

Государственный кадастровый учет: что это такое и зачем он нужен?

Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.

Как проверить статус участка?

Определить статус земельного участка можно следующим образом:

Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).

1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.

2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.

В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.

3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.

4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.

5. Получите документы после осуществления регистрации прав.

Для предотвращения распространения коронавирусной инфекции в Республике Казахстан оказание услуг на бумажных носителях возможно через онлайн бронирование в ЦОНах на период карантина.

Государственные услуги можно получить онлайн на портале "электронного правительства", мобильном приложении Egov Mobile и Telegram-bot EgovKzBot2.0.

Как получить услугу онлайн

При предоставлении государством права частной собственности на земельный участок

  1. Заявление .
  2. Документ, удостоверяющий личность (требуется для идентификации личности).
  3. Копия выписки из решения местного исполнительного органа о предоставлении права частной собственности на земельный участок.
  4. Землеустроительный проект, утвержденный приказом структурного подразделения местного исполнительного органа областей (городов республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения), осуществляющего функции в области земельных отношений (далее уполномоченный орган), и имеющий согласование проектируемого земельного участка графическим данным автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра
  5. Материалы по установлению границ земельного участка на местности
  6. При наличии землеустроительного проекта размещения земельных участков на площадку для отвода под индивидуальное жилищное строительство представляется часть землеустроительного проекта на конкретный земельный участок и материалы по установлению его границ на местности.
  7. Копия договора купли-продажи (аренды) земельного участка (при продаже (аренды) земельного участка.
  8. Копия платежного документа о произведенной оплате выкупной цены (для физических лиц - квитанция, для юридических лиц - платежное поручение) земельного участка (при продаже земельного участка государством).
  9. Платежный документ (квитанцию) об оплате услуг за изготовление акта на право частной собственности на земельный участок.

При выкупе в частную собственность земельного участка, ранее предоставленного в землепользование

  1. Заявление.
  2. Документ, удостоверяющий личность услугополучателя (оригинал представляется для идентификации личности услугополучателя).
  3. Копия выписки из решения местного исполнительного органа о предоставлении права частной собственности на земельный участок.
  4. При наличии землеустроительного проекта размещения земельных участков на площадку для отвода под индивидуальное жилищное строительство представляется часть землеустроительного проекта на конкретный земельный участок и материалы по установлению его границ на местности, выдаваемые организацией, выполнившей указанные работы.
  5. Копия договора купли-продажи земельного участка (при продаже земельного участка).
  6. Копия платежного документа о произведенной оплате выкупной цены (для физических лиц - квитанция, для юридических лиц - платежное поручение) земельного участка (при продаже земельного участка государством).
  7. Платежный документ (квитанцию) об оплате услуг за изготовление акта на право частной собственности на земельный участок.

В случае изменений идентификационных характеристик земельного участка

  1. Заявление .
  2. Документ, удостоверяющий личность (требуется для идентификации личности).
  3. Копия выписки из решения местного исполнительного органа о предоставлении права частной собственности на земельный участок.
  4. Землеустроительный проект, утвержденный приказом структурного подразделения местного исполнительного органа областей (городов республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения), осуществляющего функции в области земельных отношений (далее уполномоченный орган), и имеющий согласование проектируемого земельного участка графическим данным автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра
  5. Материалы по установлению границ земельного участка на местности
  6. При наличии землеустроительного проекта размещения земельных участков на площадку для отвода под индивидуальное жилищное строительство представляется часть землеустроительного проекта на конкретный земельный участок и материалы по установлению его границ на местности.
  7. Копия договора купли-продажи (аренды) земельного участка (при продаже (аренды) земельного участка.
  8. Копия платежного документа о произведенной оплате выкупной цены (для физических лиц - квитанция, для юридических лиц - платежное поручение) земельного участка (при продаже земельного участка государством).
  9. Платежный документ (квитанцию) об оплате услуг за изготовление акта на право частной собственности на земельный участок.

При замене акта на право частной собственности на земельный участок, выданного в соответствии с ранее действовавшим законодательством Республики Казахстан, в случае отсутствия изменений идентификационных характеристик земельного участка

  1. Заявление .
  2. Документ, удостоверяющий личность услугополучателя (оригинал представляется для идентификации личности услугополучателя).
  3. Копия выписки из решения местного исполнительного органа о предоставлении права частной собственности на земельный участок.
  4. Платежный документ (квитанцию) об оплате услуг за изготовление акта на право частной собственности на земельный участок.

При замене акта на право частной собственности на земельный участок, выданного в соответствии с ранее действовавшим законодательством Республики Казахстан, в случае изменений правоустанавливающего документа на земельный участок при отсутствии изменений идентификационных характеристик земельного участка

    к услугодателю, на выдачу акта на право частной собственности на земельный участок.
  1. Документ, удостоверяющий личность услугополучателя (оригинал представляется для идентификации личности услугополучателя).
  2. Копия выписки из решения местного исполнительного органа о предоставлении права частной собственности на земельный участок.
  3. Платежный документ (квитанцию) об оплате услуг за изготовление акта на право частной собственности на земельный участок.

Государственная услуга оказывается по месту нахождения земельного участка по выбору услугополучателя

Результат оказания услуги

Акт на земельный участок, либо мотивированный отказ в оказании государственной услуги.

1. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

2. Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Комментарии к ст. 26 ЗК РФ

1. Статьей 12 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Федеральный закон о госрегистрации) предусмотрено, что права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации и фиксируются в ЕГРП. Неотъемлемой частью ЕГРП являются дела, включающие правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов. Дело правоустанавливающих документов открывается на каждый объект недвижимого имущества (в том числе и на земельные участки). В дело помещаются все документы, поступающие для регистрации прав на указанный объект. Книги учета документов содержат данные о принятых на регистрацию документах об объекте недвижимого имущества, правообладателях, регистрируемом праве и заявителях; выданных свидетельствах о государственной регистрации прав; выписках и справках из Единого государственного реестра прав, об иных документах.

Документы, удостоверяющие права на земельные участки (в отличие от правоустанавливающих документов, т.е. таких, на основании которых права на землю возникают), согласно Федеральному закону о госрегистрации - документы, подтверждающие регистрацию прав (ст. 9 Федерального закона о госрегистрации). В соответствии со ст. 14 Федерального закона о госрегистрации свидетельством удостоверяется проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество. Форма свидетельства установлена Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219.

Государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав (ст. 14 Федерального закона о госрегистрации). Государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

Форма свидетельств и специальной надписи устанавливается Правилами ведения Единого государственного реестра прав.

Формы свидетельства о государственной регистрации, введенные отдельными субъектами РФ и администрациями городов до установления единой формы свидетельства, признаются юридически действительными.

Свидетельство о государственной регистрации выдается: правообладателю - при регистрации любого вещного права на объект недвижимого имущества; арендатору - при регистрации аренды; залогодержателю - при регистрации ипотеки.

В случае общей совместной собственности в свидетельстве указываются все правообладатели и свидетельство выдается в единственном экземпляре для всех правообладателей.

В случае совместной долевой собственности в свидетельстве указываются все правообладатели, а свидетельство выдается каждому из сособственников.

Свидетельство заполняется от руки или автоматизированным способом.

Свидетельство должно быть заполнено и подписано регистратором прав на недвижимое имущество и сделок с ним, т.е. подготовлено к фактической выдаче правообладателю в срок, не превышающий срока, в течение которого должна быть проведена государственная регистрация права конкретного лица (правообладателя).

Свидетельство выдается правообладателю в день его явки в учреждение юстиции по регистрации прав.

Если лицо приобрело земельный участок до вступления в силу Федерального закона о госрегистрации и не зарегистрировало его на основании ст. 4 данного Закона (см. комментарий к ст. 25), правоудостоверяющими документами на земельный участок в данном случае будут те документы (свидетельства о праве на землю), которые были ему выданы при оформлении участка в соответствующем земельном комитете.

Не менее важный вопрос о том, какие документы следует представлять лицам, приобретающим земельный участок, в органы государственной регистрации. В данном случае речь идет о правоустанавливающих документах, предъявляемых для государственной регистрации права.

Во-первых, обязательной государственной регистрации подлежат права на земельные участки, правоустанавливающие документы на которые были оформлены после вступления в силу Федерального закона о госрегистрации.

Во-вторых, лица, в силу ст. ст. 20 и 21 ЗК РФ обладающие правом оформления права собственности или заключения договора аренды, также после принятия решения об оформлении должны представить в органы государственной регистрации документы, подтверждающие право на закрепление земельного участка в собственность, либо представить договор, заключенный с органом государственной власти или местного самоуправления, обладающим полномочиями по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со ст. 29 ЗК РФ.

2. В соответствии с положениями ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (п. 2 ст. 621). Данное обстоятельство породило противоречивые толкования и сложную судебную практику в отношении договоров аренды земельных участков, заключенных сроком до одного года и не подлежащих государственной регистрации. По нашему мнению, данная проблема требует обстоятельного рассмотрения. В частности, если при продлении договора аренды земельного участка такой договор считается продленным на неопределенный срок, то на такой договор, как считаем, должны распространяться условия реализации, предусмотренные для договоров аренды, изначально заключаемых на неопределенный срок, включая условия государственной регистрации таких договоров.

О земельных участках, являющихся ранее учтенными земельными участками

- земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (до 1 марта 2008 г.);

- земельные участки, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не прекращены, и государственный кадастровый учет которых не осуществлен.

имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном земельном участке;

представленных заявителем (при подаче заявления о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке в ЕГРН) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на земельный участок, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";

представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления по запросу органа регистрации прав документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет земельного участка или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него.

акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок.

Например документами, устанавливающими или удостоверяющими право гражданина на земельный участок являются:

нотариально удостоверенные договоры о предоставлении земельных участков под строительство жилых домов на праве личной собственности (заключенные после 26 августа 1948 г. и действующие на момент обращения в орган регистрации прав), акты об отводе земельных участков для строительства, решения исполкомов местных Советов народных депутатов принятые до 26 августа 1948 г. об отводе гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства (в случае невозможности оформления договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома на праве личной собственности) (Инструкция о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации, утвержденная приказом Центрального статистического управления СССР от 15 июля 1985 г. N 380);

договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности (приказ Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 26 марта 1949 г. N 244 "Об утверждении типового договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности", утратил силу в связи с изданием приказа Госстроя РСФСР, Минкоммунхоза РСФСР от 6 октября 1965 г. N 67).

При этом организации, уполномоченные на осуществление технической инвентаризации и (или) государственного технического учета, не были уполномочены на осуществление государственного, в том числе кадастрового учета земельных участков.

Земельный кодекс РСФСР, введенный в действие постановлением ВЦИК от 30 октября 1922 г. (далее - ЗК РСФСР 1922 г.), предусматривал (статья 194) земельную регистрацию, которая заключалась в сборе и хранении верных и своевременных сведений о правовом и хозяйственном положении всех землепользований.

Статьей 196 ЗК РСФСР 1922 г. устанавливалось, что в процессе земельной регистрации составлялись следующие акты:

общая волостная карта землепользований; карты отдельных селений;

общий волостной реестр (список) землепользований;

реестры усадебных участков всех селений волости; реестр земельных обществ волости.

Постановлением Совмина СССР от 31 декабря 1954 г. N 2529 "О едином государственном учете земельного фонда СССР" с 1955 г. вводился обязательный государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе. Учету подлежали все земли, находящиеся в пользовании колхозов, совхозов, городов и поселков, государственных, кооперативных и общественных учреждений, организаций и предприятий, единоличных крестьянских хозяйств и отдельных граждан, а также земли государственного земельного фонда (запаса) и государственного лесного фонда. Учет земель каждого землепользователя был сосредоточен в государственной книге регистрации землепользований.

Земельным кодексом РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 1 июля 1970 г., предусматривалось (статьи 118, 119) в целях обеспечения рационального использования земельных ресурсов ведение государственного земельного кадастра, государственный земельный кадастр включал данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.

Постановлением Совмина СССР от 10 июня 1977 г. N 501 "О порядке ведения государственного земельного кадастра" было предусмотрено осуществление необходимых мероприятий по обеспечению ведения начиная с 1977 г. государственного земельного кадастра, а также были установлены формы кадастровой документации:

земельнокадастровая книга предприятия, организации и учреждения, которым земля предоставлена в постоянное или долгосрочное пользование;

государственная земельнокадастровая книга района (города);

государственный земельный кадастр области, края, автономной и союзной республики;

государственный земельный кадастр СССР.

Таким образом, государственный (кадастровый) учет земель был предусмотрен и осуществлялся в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

Кроме того, в законодательстве СССР отсутствовало понятие "имущественный комплекс", а применялись такие понятия как "землепользование" - в настоящее время земельный участок и "домовладение".

Понятие "домовладение" определено Инструкцией о проведении учета жилищного фонда Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 г. N 37 (далее - Инструкция), согласно которой единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание; домовладение - это жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке.

Инструкция была разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 в целях определения основных требований к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации.

Таким образом, документы, в частности, технические паспорта, изготовленные по результатам технической инвентаризации и учета домовладений, не являются документами, подтверждающими государственный учет в соответствии с ранее действовавшим законодательством земельных участков, на которых такие домовладения расположены, а также правоустанавливающими либо правоудостоверяющими документами на такие земельные участки, и, следовательно, документами для внесения в ЕГРН сведений о таких земельных участках как о ранее учтенных объектах недвижимости.

имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;

в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади земельного участка.

Таким образом, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право на соответствующий объект недвижимости, содержащего сведения, позволяющие считать такой земельный участок ранее учтенным, а также сведения о площади такого земельного участка, выданного уполномоченным органом (организацией), отвечающего требованиям законодательства, действовавшего в месте его издания на момент его издания.

Читайте также: