Если никто не имеет преимущественного права на получение земельного участка

Обновлено: 01.05.2024

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии для сведения и возможного учета в работе направляет копии писем Росреестра от 06.04.2018 N 14-03636-ГЕ/18, Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 24.05.2018 N Д23и-2745 по вопросу перераспределения земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 мая 2018 г. N Д23и-2745

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПОЗИЦИИ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение Росреестра по вопросу перераспределения земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности, и в части своей компетенции сообщает.

Департамент недвижимости поддерживает позицию Росреестра, изложенную в обращении, относительно возможности перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена, с учетом установленных статьей 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации требований, а также относительно осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые при таком перераспределении земельные участки.

Директор Департамента недвижимости

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 6 апреля 2018 г. N 14-03636-ГЕ/18

В Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии поступают обращения территориальных органов Росреестра по вопросу перераспределения земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена.

Основания возникновения права собственности определены в главе 14 Гражданского кодекса Российской Федерации, основания возникновения права собственности на земельные участки установлены также в главе III Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК).

В силу пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ):

распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 Закона N 137-ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если Законом N 137-ФЗ или другими федеральными законами не установлено иное; отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими (пункт 1);

исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с ЗК.

Пункт 3 статьи 39.27 ЗК устанавливает, что в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа.

Учитывая изложенное, на наш взгляд, земельное законодательство не содержит запрета на образование земельных участков путем перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена (например, находящихся в муниципальной собственности).

заявление о государственной регистрации прав на земельный участок, на который возникает соответственно право федеральной собственности собственности, субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.

Принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, а также перевода земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории), просим сообщить о позиции Минэкономразвития России по комментируемому вопросу.


Собственник помещения в нежилом здании может быть понужден к заключению только договора аренды со множественностью лиц на стороне арендатора. Разбираемся в деталях с экспертом службы Правового консалтинга ГАРАНТ Иваном Сухарниковым.

Исходная ситуация

Человек приобрел нежилое помещение (офис). При этом земельный участок (долю) он не покупал.

Обязан ли собственник выкупить долю земельного участка пропорционально находящемуся на земельном участке нежилому помещению?

Ответ

1. Статьей 1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Согласно этому принципу все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных законом.

Для развития этого принципа принят ряд конкретных положений, ограничивающих допустимость раздельного оборота земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости, а также обеспечивающих соединение прав на эти объекты за одним собственником (ст. 35 ЗК РФ, ст. 52 ГК РФ).

Так, в соответствии с нормами чч. 1, 4 ст. 35 ЗК РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, за исключением указанных в нем случаев, проводится вместе с земельным участком. Отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу, не допускается.

В силу пп. 1, 2 ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

В случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом.

В силу прямого указания п. 1 ст. 130 ГК РФ нежилые помещения признаются недвижимым имуществом и, соответственно, продаются по правилам, предусмотренным параграфом 7 гл. 30 ГК РФ, в котором находится в том числе и упомянутая выше ст. 552 ГК РФ.

На основании этого собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания, которая автоматически переходит к новому собственнику такого помещения при его купле-продаже (смотрите также п. 5 постановления Пленума ВАС РФ N 64).

В соответствии со ст. 135 ГК РФ, вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

По ст. 271 ГК РФ, собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.

При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Приведем примеры из судебной практики.

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 5 июля 2018 г. N 05АП-4147/18:

В пункте 11 постановления Пленума N 11 разъяснено, что в силу пункта 4 статьи 35 ЗК РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, за исключением указанных в нем случаев, проводится вместе с земельным участком.

Отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу, не допускается. Указанный подход призван обеспечить баланс интересов всех заинтересованных лиц, поскольку позволяет восстановить права ущемленного лица, не причиняя несоразмерного вреда правам и законным интересам других лиц, которые являются собственниками объектов недвижимости на том же земельном участке.

Этот подход способствует стабильности гражданского оборота и следует законодательной тенденции соединения в одном лице собственника объекта недвижимости и собственника земельного участка, необходимого для использования этого объекта.

Отказ в удовлетворении заявленных требований влечет нарушение принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта. Из вышеизложенного следует, что в силу закона у истца возникло право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположено административное здание, в состав которого входят нежилые помещения, принадлежащее истцу на праве собственности. Данный земельный участок имеет определенное функциональное назначение и предназначен для эксплуатации и обслуживания всего здания, частью которого являются нежилые помещения, принадлежащие истцу.

С учетом изложенного суд считает, что доля в праве на указанный земельный участок, принадлежащая заявителю, не обладает самостоятельной юридической судьбой, а следует судьбе принадлежащих ему нежилых помещений.

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2015 г. N 07АП-3367/15:

При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что у истца возникло право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 54:35:101051:6, установленным по делу фактическим обстоятельствам не противоречит.

При этом суд первой инстанции правомерно отметил, что доля в праве на указанный земельный участок, принадлежащая истцу, не обладает самостоятельной юридической судьбой, а следует судьбе принадлежащих ему нежилых помещений, указанных в договоре купли-продажи от 25.08.2014.

2. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, регламентированы ст. 39.20 ЗК РФ.

Так, согласно чч. 2, 3, 6-10 ст. 39.20 ЗК РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности, либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.

В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.

В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.

В течение трех месяцев со дня представления в уполномоченный орган договора аренды земельного участка, подписанного в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи арендаторами земельного участка, уполномоченный орган обязан обратиться в суд с требованием о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них, не представивших в уполномоченный орган подписанный договор аренды земельного участка, заключить этот договор аренды.

Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении указанных в пунктах 1-4 настоящей статьи правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить договор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный участок.

Договор аренды земельного участка в случаях, предусмотренных пунктами 2-4 настоящей статьи, заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор аренды иных правообладателей здания, сооружения или помещений в них.

Размер долей в праве общей собственности или размер обязательства по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в отношении земельного участка, предоставляемого в соответствии с пунктами 2-4 настоящей статьи, должен быть соразмерен долям в праве на здание, сооружение или помещения в них, принадлежащим правообладателям здания, сооружения или помещений в них. Отступление от этого правила возможно с согласия всех правообладателей здания, сооружения или помещений в них либо по решению суда.

В связи с изложенным полагаем, что собственник помещения в нежилом здании может быть понужден к заключению только договора аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.

3. Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, в число принципов земельного законодательства входит принцип платности землепользования.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

Обязательства из неосновательного обогащения — это всегда внедоговорные обязательства, независимо от того, носят ли они самостоятельный характер или являются сопутствующими по отношению к другому обязательству, в том числе и договорному.

Таким образом, собственник земельного участка вправе обратиться в судебные органы с исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения за использование земельного участка.

Еще немного судебной практики.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 июня 2021 г. N Ф09-2338/21 по делу N А60-41130/2020:

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, суды выявили, что учреждение первоначально стороной договора аренды земельного участка от 14.03.2006 N 4-899 не являлось, обязательства по договору у ответчика возникли с 01.01.2020 в связи с заключением дополнительного соглашения от 23.09.2020 к договору, между тем суды установили, что ответчик является владельцем объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0401047:30, указанные объекты переданы в оперативное управление ответчика, регистрация права оперативного управления осуществлена 02.07.2015, сведения о приобретении нежилых помещений у арендатора земельного участка отсутствуют.

Руководствуясь принципом платности землепользования, суды обоснованно признали за ответчиком обязанность по внесению платы за пользование земельным участком с момента регистрации за ним права оперативного управления до 31.12.2019 в качестве платы за фактическое пользование земельным участком, далее в качестве арендной платы.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена указанным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. По смыслу ст. 445 ГК РФ понудить к заключению договора по суду можно только то лицо, для которого заключение договора является обязательным в силу ГК РФ или другого закона.

Как было указано выше, согласно п. 8 ст. 39.20 ЗК РФ уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении указанных в пп. 2, 3, 4 ст. 39.20 ЗК РФ правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить договор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный участок.

Подробности можно посмотреть также в этих документах:

  • определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 марта 2009 г. N 2557/09;
  • постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2021 г. N 17АП-16382/20 по делу N А50-16511/2020;
  • решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 22 июля 2020 г. по делу N 2-78/2020;
  • апелляционное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 15 декабря 2020 г. по делу N 33-6983/2020;
  • апелляционное определение СК по гражданским делам Рязанского областного суда от 05 июля 2017 г. по делу N 33-1420/2017.

НДС – 2022

Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На курсе повышения квалификации осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>

Предоставление земельных участков льготным категориям населения происходит безвозмездно и без проведения торгов.

В рамках социальной поддержки отдельных категорий населения государство гарантирует им получение определенных льгот. Одной из них является выделение земельных участков из числа тех, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.

При этом предоставление земли происходит на особых условиях — без необходимости проведения торгов, внесения оплаты и т. п. Поэтому стоит определить, какие именно категории населения имеют право на получение земельного участка и на каких именно условиях.

Кто имеет право получить земельный участок на льготных условиях?


Перечень льготных категорий при получении земельного участка довольно широк, поскольку он устанавливается как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В частности, федеральное законодательство предоставляет льготы следующим гражданам:

  • героям РФ;
  • героям труда РФ;
  • полным кавалерам ордена Славы;
  • героям СССР;
  • героям Социалистического труда.

Что касается регионального уровня, то здесь список гораздо больше, поскольку в разных регионах льготные категории могут отличаться — все зависит от нормативно-правовых актов, принятых в конкретном субъекте РФ.

земля многодетным

К категориям льготников, которые встречаются в большинстве регионов, относятся:

    ;
  • граждане, нуждающиеся в жилых помещениях;
  • члены семьи погибшего героя РФ;
  • молодые специалисты; , имеющие ребенка (одного и больше);
  • дети-сироты;
  • семьи, имеющие ребенка-инвалида;
  • военнослужащие; ; ;
  • сотрудники ОВД;
  • чернобыльцы;
  • работники бюджетной сферы;
  • пенсионеры (при некоторых условиях);
  • лица, которые проживают в сельской местности и т. д.


Данный перечень неполный, поскольку в каждом регионе эти категории различные. Все зависит от законодательных особенностей конкретного субъекта РФ и некоторых других факторов.

Например, в регионах с большим количеством свободной земли перечень льготников очень широкий, а в густонаселенных областях и городах наблюдается противоположная ситуация.

Кроме этого, отдельные преимущества имеют граждане, которые владеют постройкой, расположенной на территории участка, пользуются им на праве бесплатного владения в течение определенного срока и т. д. Они могут вне очереди оформить права собственности на землю, в том числе и на основе бесплатного предоставления.

Возможные цели и условия


Стоит учесть, что сразу получить земельный участок бесплатно в собственность практически невозможно — изначально он выделяется только на условиях срочного или бессрочного пользования.

При этом минимально установленный срок такого использования в большинстве случаев составляет 5 лет.

строительство жилого дома

В течение этого срока владелец может использовать его по своему усмотрению, но в пределах видов разрешенного использования, установленных для него. Допустимыми целями использования при льготном выделении земли являются:

    (в рамках улучшения жилищных условий); ; ;
  • дачное строительство;
  • выпас скота; ;
  • сенокошение и т. п.

Данные цели устанавливаются для участка в зависимости от того, к какой именно льготной категории граждан принадлежит заявитель. При этом изменение вида разрешенного использования по инициативе владельца не допускается — право на это имеет только законный собственник (то есть орган государственной или муниципальной власти).

Однако в дальнейшем, при выполнении определенных условий, возможно и оформление прав собственности на него.


В некоторых случаях это происходит автоматически после истечения установленного срока, в других для этого нужно построить на участке дом и т. п.

В любом случае должен пройти минимальный срок, установленный для участка, при этом в течение всего этого времени он должен использоваться только по целевому разрешению.

Требования к участкам

свободная земля

При подаче заявки на получение земли гражданин может сразу указать конкретный объект недвижимости, который его интересует. Однако при этом стоит учесть определенные требования:

  • данный участок должен находиться в собственности того муниципального или государственного органа, который будет заниматься рассмотрением заявки;
  • его месторасположение должно быть в пределах того субъекта РФ, в котором проживает заявитель;
  • в законодательстве установлены максимальные пределы площади, которую может получить один человек (или семья) — обычно это 15 соток (участки большего размера предоставляться льготным категориям граждан не будут);
  • земельный надел должен иметь четкие границы (то есть пройти процедуру межевания) и кадастровый номер (то есть быть поставленным на кадастровый учет).


Кроме этого, участок не должен иметь никаких ограничений.

Например, не выделяются земли, принадлежащие другим гражданам или организациям (в том числе на праве пользования), зарезервированные для государственных или оборонных нужд, выбранные объектом торгов и т. п. Полный перечень оснований для отказа в выделении земли приводится в ЗК РФ.

Условия получения земельного участка

Помимо принадлежности претендента на землю к льготной категории, он также должен соответствовать определенным требованиям. Для каждой группы льготников они разные, поэтому стоит рассмотреть отдельно наиболее распространенные из них:

Многодетные семьи

понятие многодетной сеьми

К базовым требованиям, которые предъявляются практически в каждом регионе, можно отнести:

  • количество детей — минимум трое (в некоторых регионах может быть и больше);
  • возраст детей — меньше 18 (или 23, если ребенок учится в ВУЗе и не работает);
  • гражданство — Россия;
  • место прописки — тот субъект РФ, в котором подается заявление;
  • срок прописки — минимум 5 лет на одном месте (при этом дети обязательно должны проживать с родителями);
  • имущественное положение — у семьи должна отсутствовать другая земля на территории РФ (в некоторых случаях требуется, чтобы у семьи вообще не было никакой жилой недвижимости);
  • отношения между родителями — они обязательно должны состоять в официальном браке (исключение составляют ситуации, в которых заявителем является одинокая мать или отец);
  • целевое назначение участка — индивидуальное жилищное строительство, ведение дачного хозяйства, садоводство (предпринимательские цели обычно находятся под запретом);
  • условия, на которых предоставляется земля — бесплатное пользование с возможностью дальнейшего оформления прав собственности (при этом участок должен оформляться в равных долях на каждого члена семьи);
  • возможная площадь — от 6 до 15 соток;
  • особые требования — родители не должны быть лишены родительских прав, ни один из детей не должен находиться на полном обеспечении государства.

В некоторых регионах могут быть и дополнительные требования или же отсутствовать какие-то из перечисленных выше. Например, существуют региональные программы, по которым земля предоставляется молодым многодетным родителям. При этом возраст и отца, и матери не должен превышать 35 лет.

Молодые специалисты

земля молодым специалистам

Они должны соответствовать таким требованиям:

  • нуждаемость в жилье (конкретные параметры при этом определяются региональным законодательством);
  • работа в сельской местности минимум в течение года после окончания учебного заведения (среднего, высшего или послевузовского образования);
  • осуществление работы в течение данного срока в рамках полученной специальности или профессии;
  • возраст — менее 35 лет.

На региональном уровне может быть установлен конкретный перечень профессий, представители которых смогут претендовать на участок. Обычно данный перечень составляется с учетом того, каких именно специалистов не хватает в отдельном населенном пункте.

Военнослужащие

Условия при этом следующие:

  • срок военной службы — более 10 лет;
  • место службы — в пределах того субъекта РФ, в котором расположен участок;
  • возможная площадь участка — от 6 до 25 соток (в зависимости от типа местности).

Существуют отдельные программы, по которым минимальный срок службы должен составлять 15 лет. Также льготы могут предоставляться тем военным, которые собираются оставлять службу и уходить на пенсию (при условии наличия у них необходимого стажа).

Инвалиды

К представителям данной категории практически не предъявляется никаких требований, кроме того, что они должны быть признаны нуждающимися в жилье.

земля инвалидам

При этом стоит учесть, что льготой является получение участка вне очереди, без необходимости участия в процедуре торгов. Однако предоставляется он все равно на условиях платности — цена устанавливается в зависимости от многих параметров (площади, месторасположения и т. п.). Но отдельные регионы РФ могут вводить в действие программы, согласно которым эта процедура будет бесплатной.

Еще одним общим требованием для всех перечисленных выше категорий является тот факт, что обращение за участком должно происходить в первый раз — право на бесплатное получение участка может быть реализовано только единожды. Поэтому обязательно необходимо предоставлять документ, подтверждающий отсутствие в собственности такого участка.

В извещении о намерении продать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения указываются:

- местоположение земельного участка (кадастровый номер, адрес земельного участка);

- срок, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. При этом срок для осуществления взаимных расчетов определяется продавцом земельного участка самостоятельно и не может составлять более чем девяносто дней;

При направлении указанного извещения в отношении нескольких земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения необходимо указывать сведения о каждом земельном участке и его собственнике.

Примерная форма извещения о намерении продать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения Загрузить

- собственника продаваемого земельного участка, а также его представителя, в случае если от имени собственника действует иное лицо;

- даты поступления в администрацию Краснодарского края извещения о намерении продать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения;

- площади и кадастрового номера земельного участка;

- цены продажи земельного участка.

Обращаем внимание, что в случае опубликования на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края информации об отказе от преимущественного права покупки земельного участка, уведомление продавца в письменной форме не осуществляется.

Опубликованная на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края информация об отказе от преимущественного права покупки земельного участка подлежит удалению по истечении 1 года после дня ее опубликования.

При намерении приобрести продаваемый земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в собственность Краснодарского края, в течение 30 дней со дня получения извещения департамент имущественных отношений Краснодарского края, с учетом положительного заключения министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края о целесообразности приобретения земельного участка в собственность Краснодарского края, направляет в письменной форме уведомление продавцу земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения о намерении приобрести продаваемый земельный участок в собственность Краснодарского края.

Копия уведомления о намерении приобрести продаваемый земельный участок в собственность Краснодарского края направляется территориальному органу федерального органа исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости в течение 30 дней со дня поступления в администрацию Краснодарского края извещения о продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

При отсутствии в извещении о продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения сведений о цене и других существенных условий, департамент имущественных отношений Краснодарского края в 30-дневный срок со дня получения извещения информирует заявителя о необходимости уточнения существенных условий продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

С учетом изложенного граждане и юридические лица, являющиеся собственниками земельных участков сельскохозяйственного назначения, в случае получения от органа местного самоуправления в письменном виде информации о включении принадлежащего им земельного участка в реестр земельных участков, необходимых для размещения объектов муниципального значения, при продаже такого земельного участка обязаны в письменной форме предложить соответствующему органу местного самоуправления реализовать преимущественное право покупки земельного участка.

Читайте также: