Экономические интересы конфликты и общности между формами собственности

Обновлено: 13.05.2024

Свобода экономической деятельности - одна из основ конституционного строя Российской Федерации. "Конституция закрепляет не право на экономическую деятельность, а именно свободу экономической деятельности: виды и формы экономической деятельности могут быть самыми различными, их содержание и конкретные проявления зависят не от усмотрения государства, а от усмотрения субъектов этой деятельности" . Независимо от типа экономической системы и формы конституционно-правовой регламентации экономическая деятельность - это целенаправленный процесс, всегда связанный с реализацией определенных субъективных интересов, т.е. с удовлетворением определенных жизненно важных потребностей субъектов. Столкновение этих интересов ведет к социальному конфликту, который представляет собой "явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особую форму исторического движения к новому социальному единству" . Социальный конфликт как одно из характерных явлений развития общества охватывает многообразный спектр противоречивости окружающей действительности, он проявляется в самых разных сферах. Конфликт в экономической сфере определяется соискателем как состояние открытого противоборства сторон, обусловленное противоречием субъективных интересов, связанных с производством, обменом, распределением жизненных благ.

Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005. С. 409.
Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт (политологический анализ). Ростов, 1992. С. 43.

Таким образом, в основе возникновения и развития экономического конфликта лежит противоречие (коллизия) субъективных интересов в сфере производства, обмена, распределения и потребления. В данном контексте конфликт представляет собой специфическую фазу развития экономических отношений, характеризующуюся крайним обострением противоречий разнонаправленных интересов субъектов экономической деятельности, без разрешения которых дальнейшее взаимодействие субъектов становится невозможным. При этом экономический конфликт не может быть сведен к противоречию экономических интересов субъектов. Данная форма социального взаимодействия возникает как следствие (результат) противоречий и одновременно является инструментом разрешения этих противоречий. Сам по себе конфликт представляет тип межсубъектной коммуникации в сфере экономической деятельности. На уровне конституционно-правового регулирования в качестве конфликтующих сторон могут выступать такие субъекты конституционного права, как физические лица, государство, органы государственной власти, социальные общности, государственно-территориальные образования, органы местного самоуправления, ассоциации и корпорации.

Возникающий и протекающий в сфере экономической деятельности конфликт как проявление экономических противоречий имеет свою структуру, которая понимается как совокупность устойчивых связей конфликтующих сторон, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс. Среди понятий, характеризующих структуру экономического конфликта, следует выделить такие, как: конфликтная ситуация в экономической сфере, субъекты экономического конфликта, предмет и объект экономического конфликта, а также условия его протекания.

Государственно-правовая модель регулирования экономической деятельности определяет степень участия государственных органов и должностных лиц в противодействии конфликтов между хозяйствующими субъектами. С методологической точки зрения деятельность подобного рода осуществляется путем сочетания различных методов правового регулирования. В частности, все правовые методы регулирования экономической деятельности условно можно свести к двум основным группам: а) методы прямого государственного регулирования экономической деятельности; б) методы опосредованного участия государства в регулировании экономической деятельности.

При этом публично-правовые установки, закрепляющие прямое государственное регулирование экономической деятельности, носят императивный характер. Использование такого рода методов вынуждает хозяйствующих субъектов принимать решения, основанные не на собственных интересах и свободном экономическом выборе, а на предписаниях государства и надгосударственных международных структур. Конституционные установки, предполагающие опосредованное участие государства в регулировании экономических процессов, придают соответствующим отношениям определенную упорядоченность путем установления и закрепления методов диспозитивного (рекомендательно-побудительного) характера. Задачей опосредованного государственного регулирования является создание с помощью юридических норм такой сферы экономических отношений, где участники смогут самостоятельно координировать свою деятельность и реализовывать позитивные экономические интересы. Исходя из указанной градации, выделяются две основные формы разрешения конфликтов в сфере экономической деятельности - государственно-правовые и альтернативные.

Государственно-правовые формы разрешения экономических конфликтов связаны прежде всего с осуществлением прямого государственного регулирования. Следует подчеркнуть, что конфликты, возникающие в сфере базисных экономических отношений, предполагают особый процедурный способ их разрешения, т.е. юридический процесс. Например, конфликт, выраженный в споре о собственности как о фундаментальном субъективном праве, наряду с консенсуальной формой разрешения предполагает возможность (а в ряде случаев и необходимость) разрешения в особой процессуально-юридической форме. Эта форма разрешения экономических конфликтов представляет собой совокупность деятельностных операций, совершаемых на основе правовых норм компетентными лицами и направленных на локализацию и прекращение конфликтной ситуации, восполнение причиненного конфликтом ущерба и недопущение возобновления конфликтов в обозримом будущем. При этом в правовой науке выделяют ряд признаков, характеризующих процессуальную форму деятельности.

Во-первых, юридический процесс представляет собой отчетливо выраженную государственно-властную деятельность. Это по своей сути деятельность, направленная на юридизацию, облечение в юридическую форму решений органов государственной власти. Во-вторых, юридический процесс отражает динамический аспект правового регулирования и предполагает сложную деятельность органов государственной власти, посредством которой реализуются их функции - законодательные, исполнительные, правоохранительные и т.д. В-третьих, юридический процесс представляет собой вид юридической деятельности. Его смысл - в достижении предусмотренного законом юридического результата посредством реализации материальных норм. В-четвертых, юридический процесс как вид юридической деятельности попадает в сферу правового регулирования, которое осуществляется посредством процессуальных правовых норм. В этой связи особо отмечается роль правосудия как основной процессуальной формы, составляющей исключительную прерогативу суда (ч. 1 ст. 118 Конституции, ст. 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" ).

Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (в ред. Федеральных конституционных законов от 15.12.2001 N 5-ФКЗ, от 04.07.2003 N 3-ФКЗ, от 05.04.2005 N 3-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 1. Ст. 1; 2001. N 51. Ст. 4825; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2698; 2005. N 15. Ст. 1274.

Посредством процессуальных форм (и прежде всего посредством судопроизводства) разрешаются экономические конфликты, связанные с нарушением основных экономических прав и свобод. Это следует, например, из конституционного положения, согласно которому "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда" (ч. 3. ст. 35). При этом в соответствии со ст. 127 Конституции Российской Федерации "высшим судебным органом по разрешению экономических споров" является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. А в соответствии со ст. 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в сфере экономической деятельности осуществляется арбитражными судами путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

Альтернативные формы разрешения экономических конфликтов предполагают реализацию опосредованного государственного участия в процессе правового регулирования экономической деятельности. Значение альтернативных форм заключается прежде всего в том, что их внедрение в практику разрешения конфликтных ситуаций позволяет разгрузить государственные органы судопроизводства и тем самым повысить эффективность их функционирования. Кроме того, использование данных форм способствует достижению консенсуса путем стремления сторон к нахождению компромисса, что позволяет сохранять экономическое взаимодействие, в том числе на стадии разрешения конфликта.

Урегулирование конфликтов в сфере экономической деятельности посредством внесудебных форм предполагает участие представителей высших органов управления спорящих сторон, ведение переговоров, а также обязательное участие третьих лиц в процедуре разрешения спора. Исходя из этих требований, выделяют такие альтернативные формы обеспечения права собственности, как посредничество, примирение и третейский суд. При этом посредничество определяется как процедура разрешения споров, в которой участвует нейтральное третье лицо (посредник), содействующее спорящим сторонам в их попытке урегулировать спор путем переговоров. Примирение отличается от посредничества тем, что безучастное третье лицо может само разрабатывать и рекомендовать условия урегулирования спора между спорящими сторонами, которые, в свою очередь, не обязаны принимать такие рекомендации, но должны добросовестно их рассмотреть . Но особое значение и развитие в условиях российской правовой системы сегодня получил институт третейского суда. Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации" предусмотрены два вида третейских судов: постоянно действующие и создаваемые для разрешения конкретного спора (ч. 3).

См: Шихат И. Альтернативные методы разрешения споров // Российская юстиция. 1999. N 3.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих юридических лицах. При этом законодатель особо отмечает, что постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. В случае совместного решения сторон спора о праве собственности об обращении в постоянно действующий третейский суд спорящие субъекты выбирают третейский суд и подчиняются его процедуре. В случае решения сторон о рассмотрении спорной ситуации третейским судом, созданным для разрешения конкретного спора о собственности, соответствующие субъекты должны сами избрать состав суда и определить порядок рассмотрения спора . Но основная проблема третейских судов в том, что закон не наделяет их механизмом принудительного исполнения своих решений. Стороны добровольно доверяют третейскому суду вынесение решения по делу и заранее обязуются подчиниться этому решению. Если же одна сторона оказалась недобросовестной и уклоняется от выполнения решения третейского суда, то у другой стороны нет иного выхода, как обратиться в арбитражный суд.

Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации" от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 29.07.2002. N 30. Ст. 3019.

Сегодня большая нагрузка выпадает на арбитражных судей, развитие негосударственного судебного института позволяет эту загруженность несколько ослабить. Альтернативные процедуры имеют ряд преимуществ в сравнении с государственным судопроизводством: оперативность и быстрота, оптимальная организация, самоокупаемость, создание судебной практики, возможность участия в качестве арбитров и экспертов не только юристов, но и, например, специалистов фондового и биржевого рынка. Кроме того, наблюдаемая в настоящее время разбалансированность общественной и государственной жизни не позволяет в полной мере результативно работать существующему механизму гарантий правореализации. В процессе затянувшихся преобразований произошла утрата веры людей в социальную значимость права. Пока еще не сформировались общие, приемлемые для большинства правила и нормы, в соответствии с которыми действует социальный контроль. Кроме того, разбалансирована система социального контроля, когда отдельные звенья не выполняют свои функции надлежащим образом. Особую опасность для общества представляет неспособность права реализовать свои контрольные функции по предотвращению девиации, обузданию преступности, обеспечению свободы и справедливости в жизни. Государство не может создать такие условия, когда бы гражданин стоял с ним на одной ступени. Вообще, это свойство власти наступать на права человека. В самом деле, любая демократия есть не что иное, как постоянная борьба граждан за свои права, за партнерскую, ответственную, честную и эффективную государственную власть. Поэтому все зависит от гражданской активности людей, их творческой и жизненной энергии, уровня культуры и образования, нравственности и правового мышления .

Аринин А.Н. Государство для человека // Личность и власть. 2000. N 5.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: