Эффективность процедур по регистрации прав собственности

Обновлено: 13.05.2024

gosudarstvennaya-registratsiya-prav-na-nedvizhimoe-imushhestvo-i-sdelok-s-nim

Иметь государственный регистрационный документ, подтверждающий ваше право на владение объектом недвижимости – значит защитить себя от незаконного присвоения и иного посягательства со стороны недобросовестных лиц. Чтобы осуществить подобную процедуру, надо более досконально разобраться во всех нюансах ее проведения. Далее рассмотрим, что такое государственная регистрация прав на недвижимое имущество, и как выполняется процедура.

Термины и понятия

Под понятие недвижимого имущества, подлежащего регистрации, подпадают:

  • земельные участки;
  • недра;
  • объекты, относящиеся к земле, перемещение которых без нанесения им вреда невозможно (такие, как капитальные строения – жилой дом, хозяйственные постройки).

Ограничения или обременение – это создание условий, ущемляющих права лиц на действия с тем или иным объектом. К ним относятся и часто применяются: сервитут, аренда, доверительное управление, арест, кредитное обязательство, концессионное соглашение и ряд других.

Основанием для регистрации служит статья 131 ГК РФ, Конституция РФ, а весь порядок изложен в Федеральном законе о регистрации прав на недвижимое имущество от 21 июля 1997г №122 –ФЗ.

Осуществляя регистрацию прав для физического или юридического лица на недвижимость и сделки с ней – государство подтверждает и признает возникновение прав или условий на это имущество, предусмотренных ГК РФ. Это могут быть ограничение в правах, утрата прав или их переход другим лицам.


Обратите внимание! Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – единственное доказательство права и может быть оспорено только в суде.

Все органы власти, юридические и физические лица должны понимать и с уважением относиться к правам лиц на объект либо долю в нем.

Принципы государственной регистрации прав на недвижимость

Основной свод правил – база деятельности в регистрации прав, прописан в первой главе ФЗ -№122, и предусмотрен ст.131 ГК РФ.

Наиболее важными из них являются:

Цели и задачи


Прежде всего, это обеспечение безопасности собственников и лиц, имеющих обременения, защита их прав. Все, кто участвуют в правоотношениях, равно получают услуги регистратора по изменению статуса собственника на объекты владения, долевого участия, его готовность выполнить другие действия, по предоставлению подтверждающих документов. В случае если участники возникших отношений нарушают условия сделки, то им отказывают в регистрации.

Прозрачность отношений дает возможность гражданам получать необходимую информацию, предохраняет их от риска быть обманутыми. Любая из сторон, самостоятельно изучив документы, и усомнившись в их правдивости, может отказаться и прекратить дальнейшие действия по регистрации прав собственности на недвижимое имущество.

Прозрачной становится и доходность, получаемая участниками отношений. О чем уведомляется налоговая служба, целью которой является получения налогов с прибыли участников. Обязанность Росреестра, предоставлять им такие сведения.

Одна из последних целей — это проведение разъяснительной работы с собственниками по предотвращению незаконных действий с их стороны при работе с недвижимостью.

Возможность зарегистрировать собственные права на недвижимый объект позволили в разы снизить количество мошеннических схем по приобретению прав на недвижимое имущество.

Права и сделки, подлежащие регистрации

Весь основной перечень прав опубликован в ст.4ФЗ № 122 и включает:

  1. Все вещные права, собственность, возможность производить сделки. Подразумеваются земельные участки, капитальные строения, временные постройки. Предприятие регистрируется как одно целое. Именуется имущественным или недвижимым комплексом, помещением или долями в правах собственности.
  2. Перечень ограничений и обременений подразумевает наличие кредита, доверительное управление, аренду, сервитут, безвозмездное пользование. При аренде и найме недвижимости на срок от одного года и более – регистрируется договор.

Процесс регистрации

Для того, чтобы осуществить регистрацию права, либо его передачу, нужно подготовить подтверждающие документы о возникновении на то оснований. Если нет такого опыта, то лучше воспользоваться юридическими услугами специалистов практиков по этому вопросу. Этим вы сэкономите время, здоровье и деньги. Походы по различным ведомствам с целью добыть нужную справку, составить правильно запрос – затянутся на длительное время.

Подготовьте основные документы, необходимые для регистрации прав на недвижимость. Сроки предоставления документов строгих рамок не имеют. Предполагается, что лицо — владелец, заинтересовано в скорейшей передаче своей собственности, а лицо приобретатель – в оформлении всех документов. То есть, сами участники имеют непосредственный интерес в краткости и быстроте процедуры оформления.

Росреестр – это федеральный орган уполномоченный осуществлять государственную регистрацию. Оформить сделку можно в любом его представительстве. Альтернативой ему служит многофункциональный центр по приему документов.

Для проведения сделок нужны такие документы:

  1. Личные паспорта участников процесса.
  2. Договор купли – продажи, либо иное соглашение (в 3-х экземплярах)
  3. Чек, подтверждающий, что госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество уплачена.
  4. Кадастровый паспорт.
  5. Расписки или иные документы, доказывающие проведение денежных расчетов между участниками.


Могут возникнуть и дополнительные требования. Это зависит от того, кем являются собственники, их дееспособность и статус. Если недвижимость принадлежит несовершеннолетнему, то необходимо участие органов опеки, либо согласие одного из родителей, заверенное нотариально, – если собственность общая. Так же необходимо письменное согласие, заверенное у нотариуса, со стороны лиц которым принадлежат доли в недвижимости. Заявление на проведение государственной регистрация прав на недвижимое имущество оформляется через МФЦ или в Росреестре.

Результаты процедуры регистрации права недвижимости

Срок регистрации определен 10-ю днями с момента подачи бумаг в Росреестр или через МФЦ.

Предусмотрено установленным порядком наличие двух результатов:

В 2016 году вступили в силу изменения относительно подтверждающих документов, в частности свидетельств. Их заменили справки, именуемые выпиской из ЕГРП. Для надежности лучше запросить подтверждение сведений свежей выпиской, так как старая бумага уже не актуальна.

Если вам отказали в регистрации, нужно изучить мотивы отказа. Они должны соответствовать основаниям ст.20 ФЗ № 122, где предусмотрены причины, являющиеся нарушением нормативных требований.

Отказ может быть обжалован заявителем в суде, где по нему будет принято соответствующее решение, вплоть до отмены отказа. Выдача документов проводится в Росреестре и в МФЦ.

Государственная регистрация недвижимого имущества — это необходимая процедура, которая защищает права собственника от посягательств, делает сделку с недвижимостью безопасной для всех сторон участников. Учитывает и соблюдает интересы всех заинтересованных лиц.


Федеральный закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ внёс значительные изменения в действующее законодательство о государственной регистрации недвижимости. Поправки призваны повысить качество предоставляемых услуг, обеспечить их дальнейшую цифровизацию в интересах клиентов. Подробнее об изменениях – в статье нашего эксперта Александра Новикова.

Справочно-правовая система КонсультантПлюс поможет вам всегда правильно оформлять документы для кадастрового учёта и регистрации прав.

Федеральный закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ (далее — Закон 120-ФЗ) разработан и принят во исполнение поручения Правительства РФ от 28 августа 2017 г. № ИШ-П13-5645, предусматривающего сокращение сроков государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве, а также поручения Правительства РФ от 22 июня 2017 г. № ИШ-П13-46пр о внесении изменений в действующее законодательство, регулирующее порядок предоставления сведений ЕГРН и размер платы за их предоставление, исключающих спекулятивное увеличение стоимости таких сведений коммерческими организациями.

Большая часть изменений вступила в силу с 30 апреля 2021 года. Остальные изменения вступают в силу с 28 октября 2021 года и с 1 января 2023 года.

Законом 120-ФЗ изменены процедуры получения сведений из ЕГРН, подачи документов для регистрации и кадастрового учёта, исправления ошибок в ЕГРН. Внесены изменения в порядок регистрации и учёта построенных объектов, договора участия в долевом строительстве, сделок с долями в праве общей собственности, регистрации машино-мест. В настоящее время регламентирован порядок регистрации сделки при отсутствии продавца, регистрация и постановка на кадастровый учёт по решению суда. Также уточнены основания и перечень лиц, по заявлениям которых осуществляются кадастровый учёт и госрегистрация прав, конкретизирован состав сведений, представляемых в орган регистрации в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В этих целях закрепляются полномочия федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного органу регистрации прав и осуществляющего полномочия в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта. Также урегулированы вопросы взаимодействия между МФЦ, учреждением, наделённым указанными выше полномочиями, и Росреестром, что позволит оптимизировать процесс проведения правовой экспертизы и сократить сроки рассмотрения документов.

1. Получение сведений из ЕГРН

Сведения из реестра теперь предоставляет ФКП Росреестра. Полномочие органа регистрации прав по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, исключено.

Органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям или гражданам отныне нельзя за плату передавать третьим лицам сведения, полученные из ЕГРН, в том числе посредством создания сайтов, программ и приложений, обеспечивающих такую возможность предоставления сведений.

В качестве исключения из запрета указана информация, которая одновременно:

1) по форме и содержащейся в ней совокупности сведений не соответствует утверждённой форме выписки из единого государственного реестра недвижимости;

Также сокращены с двух рабочих дней до одного сроки передачи МФЦ принятых запросов и сроки направления в МФЦ документов, содержащих сведения ЕГРН.

Бесплатное предоставление сведений из ЕГРН теперь возможно не только арбитражным управляющим, но и лицами, получившими от них соответствующую доверенность. Такая возможность распространяется на объекты недвижимости, как принадлежащие должнику на момент обращения, так и на ранее принадлежавшую недвижимость.

2. Подача документов для регистрации и кадастрового учёта

Ещё одно нововведение: на сегодняшний день бумажные документы подаются в одном экземпляре-подлиннике. После завершения необходимых процедур документы возвращаются с отметкой о сканировании (такие заявление и документы по общему правилу переводятся органом регистрации прав в форму электронных образов документов).

Срок рассмотрения обращения исчисляется с момента, когда сотрудники Росреестра увидят данные об оплате госпошлины. В связи с чем если взимается госпошлина, то рекомендуем прикладывать к заявлению документ об её оплате.

В случае признания судом незаконным отказ в осуществлении государственного кадастрового учёта (государственной регистрации) не нужно подавать заявление заново. В течение трёх рабочих дней со дня поступления такого решения суда государственный регистратор прав обязан уведомить заявителя по указанному в данном заявлении адресу о поступлении такого решения суда и сроке окончания осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.

В случае если подлинность подписи на заявлении о кадастровом учёте или регистрации прав на недвижимость засвидетельствована нотариально, то заявление и приложенные к нему документы в течение двух рабочих дней направляются заказным письмом с уведомлением на регистрацию нотариусом. При этом нотариальное удостоверение заявления само по себе не влечёт необходимости нотариального удостоверения самой сделки с объектом недвижимости, при условии направления заявления и документов нотариусом, удостоверившим подлинность подписи в нём.

2.1. Объект незавершённого строительства

В то же время теперь не является основанием для отказа в регистрации объекта незавершённого строительства истечение срока договора аренды или безвозмездного пользования землей для предоставленных для строительства, если срок разрешения на строительство не истек.

2.2. ДДУ

В договоре долевого участия (далее — ДДУ) в строительстве отныне должен указываться условный номер объекта долевого строительства согласно проектной декларации.

Если до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства земельный участок, принадлежащий застройщику на праве собственности, или право аренды на указанный земельный участок и строящиеся (создаваемые) на этом земельном участке многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости были переданы в залог в качестве обеспечения иных обязательств застройщика, для регистрации первого ДДУ требуется предоставить согласие залогодержателя.

Для регистрации второго и последующих ДДУ застройщик обязан представить согласие залогодержателя на прекращение права залога, если оно было выдано на каждый объект долевого строительства.

В рамках проведения правовой экспертизы на предмет наличия оснований для приостановления государственной регистрации прав законность выдачи разрешения на строительство, а также соответствие сведений в проектной декларации или плане объекта недвижимости данным в проектной документации не проверяется .

2.3. Государственный кадастровый учёт многоквартирного дома в связи с изменением его параметров в результате реконструкции или при перепланировке расположенных в нём помещений осуществляется на основании заявления лица, уполномоченного общим собранием собственников или лица, которое провело перепланировку помещений.

Аналогичным образом производится подача заявления в отношении изменения параметров нежилого здания, когда помещения и (или) машино-места в нежилом здании, сооружении принадлежат на праве собственности разным лицам.

2.4. Сделки с долями в праве общей собственности по общему правилу подлежат нотариальному удостоверению.

Не требуют нотариального удостоверения сделки:

  • долей всех участников долевой собственности по одной сделке;
  • связанный с имуществом, входящим в состав или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда;
  • доли в праве общей собственности на участки из земель сельхозназначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ;
  • доли в праве общей собственности на недвижимость, если договор предусматривает переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом о статусе столицы РФ (за исключением случая, предусмотренного ч. 19 ст. 7.3 данного закона);
  • об ипотеке долей всеми участниками долевой собственности по одной сделке и договоров, заключаемых с кредитными организациями;
  • изъятие доли в праве общей собственности для публичных нужд.

Обратиться за регистрацией изменения долей может :

  • на основании решения суда один из участников долевой собственности;
  • если соглашение об изменении долей удостоверено нотариусом, один из участников или нотариус;
  • в иных случаях — все участники, чьи доли меняются.

При продаже доли третьему лицу не нужно предоставлять доказательства извещения остальных собственников о продаже доли при наличии у него оформленных отказов от преимущественного права покупки имущества.

Доказательство извещения остальных собственников либо их отказ от покупки не требуется предоставлять в Росреестр, если сделка удостоверена нотариально.

2.5. Допустимость регистрации перехода права собственности в отсутствие продавца

  • заявление, подписанное покупателем, а также выписку из ЕГРЮЛ продавца (если выписку вы не предоставите, орган регистрации прав запросит её самостоятельно);
  • предусмотренные договором купли-продажи документы, подтверждающие исполнение обязательств сторонами (в том числе о полной уплате цены договора, о передаче объекта недвижимости).

2.6. Введена процедура регистрации и постановки на кадастровый учёт по решению суда

Следует учитывать, что третейское решение может являться основанием для регистрации права исключительно при наличии исполнительного листа, выданного на основании судебного акта компетентного суда. Отсутствие исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда повлечёт отказ в проведении процедуры регистрации.

Так, ранее отсутствовала регламентация процедуры исполнения решений судов, что порождало дополнительные споры, связанные с исполнением решения суда, а также необходимость предоставления дополнительных документов.

При отсутствии сведений об объекте недвижимости в ЕГРН, явившемся предметом судебного разбирательства, нужно сначала обратиться за кадастровым учётом этого объекта. В таком случае кадастровый учёт и регистрация проводятся одновременно.

  1. правообладатель земельного участка, на котором расположены соответствующие объекты;
  2. правообладатель соответствующих объектов;
  3. уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления по месту нахождения соответствующих объектов.

2.7. Государственная регистрация договора аренды недвижимости

При регистрации аренды части здания, а также части земельного участка, как правило, предоставляется межевой, технический планы в отношении этих частей.

В связи с внесёнными изменениями технический план можно не предоставлять при условии, если в ЕГРН есть сведения обо всех помещениях в этом здании, а арендованная часть представляет собой одно или несколько помещений, у которых есть общие строительные конструкции (смежные комнаты в помещении) и которые расположены в пределах одного или нескольких этажей.

Исправление ошибок в ЕГРН

Техническая ошибка исправляется в течение трёх рабочих дней после получения соответствующего заявления. После этого в течение трёх рабочих дней со дня её исправления орган регистрации прав направит правообладателю либо лицам, которые обращались за исправлением ошибки, уведомление.

Данная норма дополнена возможностью направления заявителю уведомления об отказе в исправлении технической ошибки. Так, если в исправлении технической ошибки откажут, то не позднее рабочего дня, следующего за днём истечения установленного срока для её исправления (не позднее четырёх рабочих дней с момента получения заявления) заявителю направят уведомление об отказе, указав его причины. Отказ можно обжаловать в суде (ч. 1 ст. 61 Закона о госрегистрации недвижимости).

Цифровизация и упрощение оформления сделок с органами власти

Планируется, что в электронном виде будет осуществляться и ведение реестровых дел (в том числе открытых до 1 января 2017 года кадастровых дел, дел правоустанавливающих документов) на бумажном носителе после перевода содержащихся в них документов в электронную форму и подписания усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица.

Если гражданином была заключена сделка с органами государственной власти и местного самоуправления в виде документа на бумажном носителе, такие органы государственной власти и местного самоуправления наделяются правом подготовить скан-образ подписанного собственноручно гражданином документа, удостоверить его равнозначность и обратиться с заявлением о регистрации прав в электронном виде. Необходимость заверения такого скан-образа электронной подписью гражданина отсутствует.

  • уточнения границ земельных участков;
  • учёта и регистрации прав на жилые и садовые дома;
  • учёта и регистрации прав в случае раздела, объединения земельных участков;
  • внесения сведений о ранее учтённых объектах недвижимости;
  • исправления технических ошибок и других, не связанных с отчуждением объектов недвижимости, действий.

Отдельно выделим информацию о выездном приёме. Нововведение позволит воспользоваться таким способом подачи документов для осуществления учётно-регистрационных действий, как выездной приём. Услуга по выездному приёму заявлений осуществляется Кадастровой палатой Росреестра. Выездной приём также осуществляют МФЦ, порядок предоставления услуги и размеры платы определяют субъекты РФ.

В целях получения документов по результатам госуслуг, оказываемых Росреестром, можно воспользоваться курьерской доставкой. Курьерскую доставку так же, как и выездной приём, осуществляет Кадастровая палата Росреестра и МФЦ.

Ранее мы писали о значимых изменениях в законодательстве 2021 года для владельцев дачных участков.

Подробнее о новациях по исчислению налога по кадастровой стоимости в 2021 году вы можете узнать на нашем семинаре.

Читайте также: