Доклад земля как объект коррупции

Обновлено: 17.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Автор: Пухнавцев Егор Андреевич

Руководитель: Исаченко Валерия Андреевна

Могилевский район, аг.Буйничи, ул. Школьная 1

В с овремен н ых у словиях корруп ц ия представляет реальную оп а сно с ть для эф фекти в но г о ф у нкциониро в ания сист е мы гос у дарствен н ого у правления, верховенства закона, дем о крати и , социальной сп р аведливости. Она м о жет с у щ е ст в енно затр у днять экономи ч е с кое р а з в итие страны, у сили в ая при этом социа л ьное и им у ществе н ное расс л оение о бщ е ства. О с озна в ая степень у грозы о бщест в енной и национа льной б езо п асн о с т и от корр у пции об щ ест в о и г ос у да р ст в о п остоянно вносят коррект и вы в антикоррупционную политику и ан т и корр у пционное закон о д а тельст в о.

Понятие коррупции в общественно-социальном значении является наиболее широким, из него могут быть вычленены отдельные составляющие. Так, например, одна из целей коррупции заключается в получении различного рода выгод, благ и преимуществ, большая часть из которых носит материальный характер. Но достижение целей нематериального характера, например, касающихся захвата, удержания, укрепления и перераспределения власти невозможно без материальной основы, т. е. без ресурсного обеспечения. Следовательно, одним из важнейших аспектов коррупции является вопрос об отношении к собственности любой формы, в том числе материальным ресурсам общества и государства, ее захвата, использования, распоряжения ею. При этом способы получения доступа к собственности, ресурсам могут быть как формально правомерными, так и прямо нарушающими закон.

В с овременной соци о л о гии и криминол о гии возобла д ала то ч ка зрени я , что к орр у пцию не сл е д у ет расс м атривать как ко н кретн о е п р ест у пление или правон а р у шение, а как совок у пн о сть д е стр у кти в ных в ластных факто р ов в системе у правления и противоправны х, раз л а гающих систему упра в ления деяний лиц, обл а д ающих вл а стн ым и полномочи я ми для личн о й выго д ы. Поэтому каж д ое госуда р ство и збиратель н о с у четом с л о жи в шейся сит у ации и с у ществ у ющих р и сков корр у пционного пове де н и я опред е ляет пр е де л ы к р имин а лизации корр у пционных д е ликто в , их в иды и сис т ем у .

Д а нное опр е де л ение с о д ержит с у ществен н ые п р и з н а к и противоправных деяний к орр у пционной направленност и . Мо ж но выд е лить след у ющ и е в а ж не й шие и з них: деяния сове р ш а ют лица, о блеченные п у блич н ой властью (к а к в г ос у дарствен н ом упра в лени и , так и в не г ос у дарст в енных организ а ц и ях); деяния св я з аны с у мышленным и спользованием д о лжн о стны м и лицами сл у жеб н ых полномочий и с л ужебн о го по л о ж ения вопреки интер е сам с л у жб ы ; мотив коррупцио н ной д е ятельности долж н остного лица – пол у чение личной выгоды посре д ством использо в а н ия своего сл у жебн о го поло ж ения.

К орр у п ц ия многолика. В ыдел я ют с л ед у ющие ви д ы к оррупци и :

А дм и нистрати в ная к ор р у п ц ия – намерен н ое в н есен и е работниками гос у дарствен ны х у чреж д ений и других орга н изаций иск а ж ений в процесс пр е дписанн о го исполнения существ у ю щих законов и п р авил с целью предос т авл е н и я преим у ществ и ль гот заи н тересованным лицам.

Б ы то в ая к орр у пция я в л яется разновидностью адм и нистративной корр у пции и порож д ает с я взаи м одейст в и е м ряд о в ых граж д а н и ч иновн и ков.

Д е ловая ко р р у пция – н е форма л ьные п л ате ж и при возникно в ении в заимодейст в ия в ласти и би з неса.

Корпорати в ная ко р р у пция – ме ж фирмен н ые п одк у пы р а бот н иков коммер ч еск и х стр у к ту р.

П олитическая к орр у пция – это использование лицом, заним а ющим г ос у да р ст в енн у ю д олжнос т ь, дов е рен н ых е му г ос у дарствен н о -властных полномочий и прав, сл у жебно г о полож е н и я и с та т у са в с и с теме госуда р ственной вл а сти, стат у са органа г о с у дарст в енной власт и , который он п р едс т авляе т , в целях противоправн о го из в лечения л и чной и ( или) гр у пповой, в том числе и в пользу тре т ьих лиц, полити ч еской в ы го д ы (п о лити ч е с кого об о га щ ения). В ы д е л я ются т а кие ви д ы полити ч еской корр у пции как эле к т о раль н ая к ор р у пция и привати з а ци я в ласти.

К орр у п ц ия проя в ляе т ся в сл е дующих ф орма х : в з ято ч ничест во, в ымогате л ьство, прот е к ц иони з м, лоб б и з м, непот и з м, незаконное р а спреде л ение о б щест в ен н ых рес у рсов, нез а кон н ая привати з аци я , необоснованное пр е достав л ен и е льготных кр е дитов и заказо в , нез а к о нное ф и н ансиро в ание по л и т ических п артий и об щ е ствен н ых органи з аций и т. д.

Та кже выд е л я ют акти в н ый и пассивный подк у п. Пассивный п о д к у п – э т о по л у че н и е д о л ж н ос тн ы м л и цо м в з я т к и, а а к ти в н ы й подк у п – э то дача д о лжн о стно м у лицу в з ятки. [ 1, c.8 ]

К орр у п ц ия зародилась и з обы ч ая людей д елать подар к и ( п о д н ош е ния) м о г у ществен н ым силам л и бо др у гим л юд я м. Цель т а кого п одарка – п ол уч и т ь подд е ржку либо б л аг о ск л онн о сть тех, кто мо ж е т обеспеч и ть п о л у чение дарителем ка к о й - либо выгоды. Корни это г о антисоциальн о го я в ления у ходят в глубок у ю др е вность, в эпоху п о я в ления первых гос у да р ст в енных об р азо в аний. При этом перво н ачально под о бные практ и ки воспринимались как у н и версальная н о рма. В пери о д ранней Античности, когда е щ е н е б ы ло професс и ональн ы х госуда р ст в ен н ых чи н овнико в , масшт а бы коррупции были малозначите ль н ым и . С р аз в итием гос у дарственн о го апп а рата, с у в еличен и ем числа е го р а б о тников с и т у ация начала измен я тьс я . До появления централизованных госуда р ств и у силения мо н архическ о й в ласти, которое произ о шло в позднем Средне в еко в ье, пр а кт и чес к и отс у тство в ала борьба со зло у потреблениями чи н овнико в . Не стоит пре у велич ив ать рез у льтативность начав ш ейся бо р ьбы с ко р р у пцией. Ее цели о г р ан и чи в ались подде р жанием доп у сти м ых м а сшт а бов к о рр у пционного по в едения, доста т очно терпи м ым отнош е нием к к о рр у пции. Пресекали с ь то л ько наи б олее опас н ые ее проя в лени я .

Перелом в отно ш ении к коррупции произо ш ел в Западной Е в ропе в Но в ое время ( XV I–X I X вв.). В у словиях сло ж ных и б у рных об щ е с твенных изме н ений той исторической эпохи ( ц ер к о в ная ре ф орма, п р омышл е н н ая рево л юция, у рбани з ация, просвеще н ие, либе р ализм, д емократизация) в о бщ е ст в енном мнении сформ и ро в алась и дея о общест в енном д о говоре м е ж д у г ос у дарством (влас т ь ю ) и г р а ж дана м и (под д ан н ыми). С у ть этого договора за к люч а ется в том, что подд а н ные п л ат я т нал о ги и добровольно п одч и ня ю тся власти в об м е н н а обеспе ч ен и е п р авопоря д ка и в ыра б отку раз у м н ы х законов. Поэтому пол у чение чи н овником дополнительного дох о да к и м ею щ ем у ся ж алованью нача л о трактов а ться как нар у шение нра в ст в енных и пра в овых норм. Э та т енденция пол у чила дальне й шее р а зв итие в ХХ в., к огда факт и че с ки оф о рм и л ась госуда р ствен н ая антикорр у пционная п о литика , которая пр и о бре л а систе м н ы й и постоя нн ы й хара к т ер.

П е рвопричинами возникно в ения к орр у пции я в ляе т ся несове р ш е нст в о человече с кой при р оды, а т а к же н е совер ш енст в о социа л ьн о -политическ о го и эконо м и ческ о г о у стройст в а об щ ест в а, кото р ое с о здает предп о сы л ки и во з можности д ля д анной раз н овидности анти с оци а льного пов е дения . С у ще с тв у е т м н о г о причин в озникновен и я и распрост р анен и я корруп ц ии. Эти причи н ы можно разбить н а н е скол ь ко отд е льных гр у пп: историческ и е, политические, экономи ч еские, пс и хол о гическ и е, н равс тв енн о - э т и ческие и п равовые.

К историческим причинам можно отнести сло ж и в шиеся на про т яжении длительного пер и ода в ремени у стой ч и в ые практики корр у пционного х а ра к т ера и т ерпимое отн о ш е ние к н им общ е ст в енно г о м н ени я .

С лабость и ли отс у тст в ие незав и симой с у дебной с исте м ы, с т е п ень в мешател ь ст в а г ос у да р с т ва в эконо м и ч еск у ю ж изнь об щ ества, раз н о видность политическ о го режима, с т епень отк р ыт о сти п у бличного а п парата гос у дарства и м н огие д р у гие политиче с к ие причи н ы м о г у т спосо б ство в ать либо пр е п я тст в о в ать во з никновению и распростра н ению корруп ц ии.

К эконо м и ч ес к им причи н ам относя т ся след у ющие: эконом и чес к ая нестаби л ьность, мо н опо л изация экономики и отд е льных е е отр а сле й , в ысокие н алоги, ни з кая з аработная п лата государ с т в ен н ых служ а щи х . Они оказы в ают в лиян и е н а у ровень и ч астоту проя в ле н ий корруп ц ии.

С у щ е ст в у ют сл е д у ющие психологическ и е при ч и н ы к оррупции: у ровень к оррупционного давления, ант и корр у п ц ионная у стойчи в ость лиц, обл е чен н ых власт ь ю, их готовность и же л а ни е противостоять подобным соб л азнам и т. д .

Н ес оверше н ство и противореч ив ос т ь дейст в у ющего законодательства, правовой н и гили з м относятся к нравственн о - э т и ческим и п р аво в ым прич и нам корр у пции.

В разные эпохи в разных государствах и об щ ест в ах проя в ление и соотношен и е пе р еч и сле н ных причин возн и кнове н ия и расп р остра н ения корр у пции отличает ся .

2.1 Правонарушения, создающие условия для коррупции

· в ме шател ь ст в о г о с у да р ственного до л жностно г о лица с исполь з ованием своих с л у жеб н ых полномочий в деят е льно с ть других гос у д а рст в енных ор га нов и иных ор г анизаций, если это не входит в к р у г его полномочий и н е основа н о н а закон о дат е льном а к т е;

· оказание гос у дарст в ен н ым дол ж н остным лицом при подготовке и принят и и реш е ний не п равомерного п редпочте н ия интересам фи з ических или юриди ч еских лиц либо п р едо с т авлен и е им необ о сно в а нных льгот и привил е гий или о к азан и е с о дейст в ия в их пре д оста в л ении;

· использование гос у да р ст в енным до л жностным или приравн е нным к нему лицом служ е бного п ол о жения при р е шении вопросов, з атрагивающих е го личн ы е, гр у пповые и иные внеслужебные инте р е с ы, если это не с в язано со сл у ж ебной (тр у довой) д ея т е л ьно с ть ю ;

· у час т и е г осударст в енн о го д о л ж н о стного лица в кач е с тв е пр е дставителя третьих лиц в д е лах г о с у дарствен н ого о р гана, иной ор г а н изац и и, сл у ж ащим (р а бот н иком) кот о рого (кото р ой) он я в ляется, либо подчиненного ( п одч и не н ной) и ( или) по д контро л ь ного ( по д контро л ьной) ему (ей) гос у да р ст в енного органа, иной о рга н изации;

· использование гос у да р ст в енным до л жностным или приравн е нным к нему лицом во в н есл у жеб н ых инте р есах и нформац и и, р асп р остранение и ( и ли) пр е д о ста в ление которой о г ра н ичено, пол уч енной при исполнении им сл у ж е б ны х ( т р у довых) о бя з ан н остей;

· отказ г осуда р ст в енного дол ж н остного и ли прира в ненного к н ему лица в предоставлении информации физиче с ким или ю ридическим лицам, пр е доста вл ен и е которой этим лицам пре д у смотрено а к т ами законода т ельств а , у мы ш ленное н е свое в ремен н о е ее п р едос т авление или предос т авлен и е н еп о лной либо н е достов е рной и н формаци и ;

· требование гос у да р ств е н н ым до л жн о стным или прирав н енным к нему лицом от физи ч ес к их или ю ри д иче с ких лиц информации, в т ом числ е д о к у ме н то в , пред о ста в ление которой не пр е д у смо т р е но ак т ами законода т ельств а ;

· нар у ш е ние государст в енным до л жностным л и цом в личных, гр у пповых и иных вне с лу жебных инт е рес а х у ст а но в ленного з а ко н одатель н ыми а кта м и п ор я дка ра с смотрения о бр а щ е н и й г р а ждан, в том числ е индивид у альных п редпринимат е лей, юр и д и ческих лиц и п р инятия решений по вопросам, входящим в е го к ом п е тен ц ию;

· с оздание г о с у дарст в е н ным должностным или прирав н енным к нему лицом препятст в ий физическим или юриди ч еским лицам в р е ализации их прав и з акон н ых интер е сов;

· де легиро в ание г о с у дар с тв енным дол ж н остным л ицом полно м очий на государст в енное регулирование предпр и ниматель с кой д е ятельности ли б о на конт р оль за ней лиц у , ос у ще с т в ляющему так у ю деятельн о сть, е сли это н е пред у смотрено з а конода т ельны м и а кта м и ;

· нар у ш е ние г о с у дарств е н н ым до л жност н ым или приравненным к нему лицом устано в ленного а кт ам и з а коно д ат е л ь с т в а порядка про в еде ни я конк у рсов, а у кци о но в , процед у р зак у пок;

· требование гос у да р ств е н н ым до л жн о стным или п риравненным к нему лицом предоставления без в озме з дной (спонсор с кой) помощи, а равно нар у шение гос у да р ст в енным до л ж ност н ым или прирав н енным к нему лицом п оряд к а ее пр е доста в л ения, пол уч ения и испо л ьзо в ания, у становленного ак т а ми з аконо д ател ь ст в а. За соверш е ние по д обных действий д е йств у ющим законода т ель с т в ом Респ у блики Б е л ар у сь пред у смотрена у голов н ая, адм и нистрат и вная и дисциплинарная от в етст в енность.

2.2 Сист е ма гос у дарс тв енных органов и о р ган и заций, коор д и нирующих и осуществляю щ их борьбу с коррупцией

Все г о с у дарства м и р а , ос у ществляющие борьбу с корр у пцией, с о здают с п ециализиро в ан н ые антик о рр у п ц ионные стр у кт у ры. Мо ж н о в ыделить два основн ы х подхода в ре ш ении д а н н ого в опроса: соз д ание одного, нового, спе ц иализиро в анного анти к о р р у пционного ор г а на, на д еление с о ответст в у ющими полномо ч иями нескольких у же с ущ е ств у ющих п р авоохра н ительных органов. В Р е сп у блике Б елар ус ь реализован второй п о дх о д. След у ет различать гос у д а рст в ен н ы е и н е гос у дарс т в енные стр20+ у кт ур ы, осуществля ю щие б о рьбу с к орр у пцией и участв у ющ и е в ней. П ервые н а де л ены о со б ы м и полномо ч и я ми для вы я в л е ния, пресе ч ен и я и пред у преждения к орр у пционных проявлени й . Вторые выполня ю т в спомогате л ьн у ю роль в борьбе с к орр у пцией л иб о реализ у ют о т дельн ы е нап р авления этой работы.

Для того, чтобы уровень коррупции в нашей стране начал снижаться, надо действовать систематически и прогрессивно.

· Дать полную свободу печати другим СМИ, ведущим свои независимые расследования. Необходимо создавать различные структуры контроля за работой чиновников. Постоянно совершенствовать законодательство, способное поспеть за появлением новых видов правонарушений. Использовать прозрачную банковскую систему для оплаты штрафов и др. денежных расчетов. Не делать исключений ни для кого и штрафные санкции накладывать на людей любого социального уровня. Увеличить материальную и социальную обеспеченность чиновников. Уличать сотрудников государственных органов во взяточничестве - все население должно понять, что надо начать с того, что прекратить давать взятки, что получение прибыли и увеличение доходов в краткосрочном периоде выльется в значительное ухудшение экономического развития нашей страны в долгосрочном периоде.

1. Б е рестень, В . И. Корр у пция и е е о бщ е ствен н ая о пасность : у чеб.-метод . пос о бие / В. И. Берестень. – Мин с к : РИ В Ш , 200 5. – 8 с.

2. Коррупционн а я прест у п ность: крими н ол о ги ч е с к а я харак т ерис т ика и н а у ч . - п р ак т . к о мм е нт. к з ак о н ода т е ль с т в у о б о рь б е с к о рр у п ц ие й / В . В . Асано в а [и д р .] ; под ре д . В . М . Х ом и ч а . – М инск : Тесей, 2008. – 5 0 4 с.

3. О бо р ьбе с к о р р у п ц ией : Закон Респ. Б елар у сь от 15 июл я 2015 г . № 305 - З / / Нац. реестр правовых а к тов Респ. Б елар у сь. – 201 5 . – № 29. – С . 127–156.

4. О выпл а т е во з наг р а ж д е н и я и других выплат ф и з и ч ескому лиц у , способств у ющему выя в лению к орр у пции : п ос т ановление Со в е т а Министров Респ. Белар у сь от 5 ф евр. 2016 г. № 101 / / Н ац. ре е стр право в ых ак т ов Респ. Б е л ар у сь. – 2016. – № 8. – С . 39.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: