До проведения современной земельной реформы существовала исключительная собственность на землю

Обновлено: 13.05.2024

История земельных реформ в России

Реформы Ивана Грозного

Первой аграрной реформой на Руси считается реформа, проведенная Иваном Грозным в 1551-1556 гг. С целью увеличения денежных средств в казне, подчинения бояр и удельных князей великому князю московскому и всея Руси, появления новой системы землепользования – государственной поместной системы, был проведен ряд реформ. Вследствие проводимых Иваном Грозным реформ были: построена и укреплена централизованная система государства, реорганизована и увеличена численность армии. В связи с тем, что земли у вотчинников – бояр отбирались и перераспределялись среди служивого дворянства, помещиков, то это способствовало тому, что бояре стали преданно служить государству, поддерживать центральную власть.

Во время правления Ивана Грозного земли государства значительно расширились. Было присоединено Поволжье, освоена Сибирь. Территория государства Российского увеличилась почти вдвое с 2,8 млн кв. км до 5,4 млн кв. км.

Реформы Петра I

Земельные реформы XIX-XX вв.

  1. Упразднение личной зависимости крестьян от помещиков.
  2. Наделение крестьян землей и определение крестьянских повинностей.
  3. Выкуп крестьянских наделов.

Земельные преобразования Советской власти

В 1918 г. в Конституции РСФСР был закреплен принцип социализации земли, отмены частной собственности, земля стала общенародным достоянием и предоставлялась гражданам бесплатно, на общих правах.

90-е гг. XX столетия (Перестройка)

Аграрная реформа в России позволила развиваться крестьянским (фермерским) хозяйствам, был принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы земельных отношений, введена плата за землю. Наряду с крестьянско-фермерскими хозяйствами создано значительное количество личных подсобных хозяйств, которые, в отличие от КФХ, не надо регистрировать (так как производимая и реализуемая ими продукция не подлежит налогообложению в связи с тем, что урожай выращивается для собственного потребления и излишки можно реализовать черезторговые сети или на рынке).

Аграрный вопрос сегодня

Цели и задачи земельной реформы в России на современном этапе

Земельная реформа – важнейший элемент структурной перестройки экономики России, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которой в части развития рынка недвижимости являются: упорядочение отношений государственной и муниципальной собственности на землю; укрепление законодательных гарантий частной собственности на землю; создание механизмов регистрации прав на землю в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество; совершенствование земельного кадастра; формирование системы ипотечного кредитования и государственного контроля над рынком земельных закладных; реформирование планирования использования земель поселений посредством развития практики градостроительного зонирования; поэтапное сокращение ограничений на оборот земель городов и других поселений; государственный контроль за оборотом земель сельскохозяйственного назначения.

  • понятие крестьянского (фермерского) хозяйства$
  • отношения между крестьянским хозяйством и государством;
  • правила создания и регистрация новой формы хозяйствования;
  • земельные и имущественные отношения;
  • членство в хозяйстве;
  • деятельность и формы хозяйствования.

Земельный кодекс РФ был принят 25 октября 2001 г. Он является основным документом, определяющим земельные отношения в России. Кодексом прописаны правила владения землей, арендные отношения, охрана и использование земли.

Земельный кодекс РФ устанавливает такие основные понятия, как:

  • охрана земли;
  • сельское и лесное хозяйство;
  • возникновение, изменение и прекращение права владения землей;
  • оценка, мониторинг и землеустройство.

Земельные отношения в России регламентированы и иными законодательными актами, которые дополняют и уточняют отдельные статьи ЗК РФ.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Каково экономическое значение земли в общественном производстве. Место и роль земли в общественном производстве, бесспорно, огромная, но к различных ее отраслях она выполняет неравнозначную роль. Во-первых, земля являемся операционным базисом для всех отраслей народного хозяйства, то есть обеспечивает место производства. Во-вторых, земля выступает как всеобщий предмет груда во всех отраслях народного хозяйства, так как определяет жизнь и деятельность а также непосредственно само существование человека. В третьих, в добывающих отраслях (горное дело, охота, рыболовство и др.) является не только операционным базисом, но и предметом труда.

Вложенные файлы: 1 файл

н.docx

22. Что понимается под землевладением и землепользованием? Землепользование это земельные участки, обладающие определёнными качествами и имеющими фиксированные границы, которые находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного, срочного пользования. Землевладение - это территория земельного участка (совокупность земельных участков), обладающего определёнными качествами и имеющего фиксированную замкнутую границу, площадь, местоположение, правовой статус, используемая гражданином или юридическим лицом для определённых целей в соответствии с законодательством.

23. Назовите виды землепользования исходя из целевого использования земель. (сельскохозяйственное, промышленное, лесохозяйственное, и др.)

26. Каковы основные черты земельного строя, существовавшего до земельной реформы в России? Существовавший до начала земельной реформы в России земельный строй в основном характеризовался следующими чертами и особенностями. Единым и единственным собственником земли было государстве Земля предоставлялась только в пользование. Участки земли, значительные по площади и по цельности, предоставлялись только высшими государственными органами. В пользование земля предоставлялась бесплатно. Основными землепользователями в сельском хозяйстве были колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия. Гражданам земля предоставлялась только для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. Землепользователи были обязаны рационально использовать землю. Государство имело монополию на земельную собственность.

27. Понятие земельной реформы. Земельная реформа это законодательно оформленные существенные изменения и переустройство земельного строя и земельных отношений в обществе, вызывающие преобразование форм собственности на землю, передача земли от одних собственников и пользователей другим и изменение форм устройства территории в соответствии с изменившимся земельным законодательством.

28. В чём состоят причины необходимости проведения земельной реформы в России, и каковы её цели? Существовавший земельный строй не обеспечивал эффективного Пользования земли в сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства, успешного решения продовольственной проблемы. Отсутствовала возможность развития крестьянских хозяйств, кроме того, невозможно было осуществить переход к рыночным отношениям, так как они не совместимы с монополией государства на землю.

29. Какие задачи решает земельная реформа? Земельная реформа в России направлена:

1) на перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития всех форм хозяйствования на земле; 2) на изменение и создание нового, демократического земельного строя в стране;3) на создание территориальных условий для претворения в жизнь экономических реформ; 4) на реализацию новых законов и постановлений о земле. В ходе земельной реформы в России создаётся новый земельный строй. Ему присущи новые, ранее не существовавшие земельные отношения и формы собственности на землю, землевладение и землепользование.

30. Каковы основные особенности современного земельного строя в России? Современный земельный строй России характеризуется следующим особенностями:

1.земля является достоянием народов, проживающих на данной территории 2. граждане имеют право на получение земельного участка 3. многообразие и равенство всех форм собственности на землю; 4.равноправное развитие всех форм хозяйствования на земле; приоритетное использование земли для нужд сельского хозяйства 5.функции распоряжения землёй осуществляют местные административные органы (предоставление и изъятие земли) 6.землевладение и землепользование является платным в форме земельного налога и арендной платы. 7.права собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земли защищаются и гарантируются законом; 8.земля должна использоваться эффективно и охраняться от неблагоприятных воздействий 9.землевладельцы и землепользователи имеют право собственности на посевы сельскохозяйственных культур, закладку многолетних насаждений и постройки

31.Каковы объективные причины зарождения землеустройства? Землеустройство носит социальный характер и причины его зарождения заключены в его необходимости для регулирования земельных отношений в обществе.

32.Каковы цели землеустройства при любом общественном строе? Общей целью землеустройства является получение определённого экономического результата. Для этого организация территории должна быть в максимальной степени подчинена настоящим и будущим потребностям производства, а так как любое производство направлено в той или иной степени на решение социальных вопросов, следовательно, это ещё раз подтверждает то, что землеустройство также носит социальный характер.

33.Какое содержание имеет землеустройство в различных общественно- экономических формациях? Содержание з/у-ва определяется способом общественного производства, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, соответствующих земельных отношений, обусловленных формами собственности на землю и другие средства производства.

34.Каковы цели и содержание генерального и специального межевания? Генеральное межевание проводилось с 1765 по 1861 гг. в целях технического и юридического оформления и обеспечения точности границ дворянского землевладения. Работы велись землемерными партиями дачам—участкам земли, отграничиваемым в натуре. В дачу могли входить земли одного крупного землевладения или земли, тяготеющие к одному или нескольким имениям. На каждую дачу составлялся план, а на уезд -генеральный план.

Специальное межевание проводилось начиная с 1806 г. Оно имело цель повысить интенсивность помещичьего хозяйства и обеспечить развитие рыночного оборота земли. Общие дачи генерального межевания разверстывались на дачи отдельных землевладельцев.

35.Какие землеустроительные работы проводились при осуществлении реформы 1861 г? В 1861 году произошла реформа отмены крепостного права. Крепостные объявлялись свободными, а за денежный выкуп освобождались с земельным наделом. Выполнялись следующие работы- составление уставных грамот, определение размеров выкупных платежей, отвод земельных участков в натуре. Земли ограничивались на местности.36.Каковы цели и содержание Столыпинской земельной реформы и какие землеустроительные мероприятия проводились в то время? Поземельное устройство проводилось на основе реформы 1806 г. Цель реформы - освободить крестьян от помещичьей зависимости, передать в их собственность или владение часть помещичьих, земель и за счёт этого повысить заинтересованность крестьян в увеличении производства. Земля предоставлялась за денежный выкуп. Выполнялись следующие работы: составление уставных грамот, определение размеров выкупных платежей, отвод земельных наделов в натуре, развёрстывание и отграничение крестьянских земель от помещичьих владений. Инструментальная съёмка земель не предусматривалась. Земли отграничивались на местности. Целью Столыпинского землеустройства было превращение крестьянского общинного землевладения в индивидуальную собственность, образование хуторов и отрубов. Устройство хуторов и отрубов происходило путём добровольного и принудительного развёрстывания надельных крестьянских земель, а также в процессе переселения крестьян в восточные районы страны.

37.Какие землеустроительные работы проводились на основании Декрета о земле (в период 1921 - 1927 гг., во время коллективизации)? В этот период основным содержанием землеустройства был отвод земель коллективным и советским хозяйствам ( в 1921 г- число коммун ~ 3,1 тыс., сельскохозяйственных артелей -10,2 тыс., ТОЗ - 2,5 тыс., совхозов - 4,4 тыс.). В 1921 - 1927 в условиях восстановления народного хозяйства главное внимание уделялось крестьянским хозяйствам. Считалось, что они решат продовольственную проблему и улучшат экономику, что и происходило в период НЭПа. Устранялись недостатки землепользования (83,4 млн. га), разделялись крупные землепользования селений (30,5 млн. га), ликвидировались мелкополосица с разверстывание земель на поля севооборотов (29,6 млн. га).С 1923 г. землеустроительные работы стали проводиться на основе Земельного кодекса ГСФСР (30.10.22 г.) и Закона о трудовом землепользовании( 2 2.05.22 г.), где предусматривались отвод земель отграничение сельскохозяйственных угодий, размещение дорожной сети.

38.Какие новые виды землеустроительных работ проводятся в связи с последней земельной реформой? - осуществить переход к многообразию форм собственности на землю землевладения и землепользования; - обеспечить социально справедливое и экономически обоснованное перераспределение земель и создание равных условий для всех форм хозяйствования; - создать экономический механизм регулирования земельных отношений, стимулирующий рациональное использование и охрану земель; - остановить процессы деградации земли и связанных с ней природных ресурсов, обеспечить их восстановление.

39.Почему землеустройство является объективным социально- экономическим явлением? Землеустройство является государственным мероприятием и одновременно социально-экономическим явлением, объективно существующим и закономерно развивающимся. Оно представляет собой объективно развивающийся процесс организации использования и устройства территории для меняющихся условий производства и социальных потребностей общества. Его содержание определяется требованиями общественного производства, прежде всего, аграрного сектора экономики. В связи с коренными изменениями в общественном строе, переходом от планово-распределительной системы к рыночным отношениям землеустройство, сохраняя определённую преемственность, главным образом в технических, технологических аспектах претерпело значительные изменения в экономических и правовых аспектах. Следовательно, современное землеустройство функционирует как система мероприятий по осуществлению земельного законодательства, направленного на регулирование земельных отношений и организацию полного и рационального использования и охраны земли как важнейшего средства производства, операционного базиса и природного ресурса, а также как недвижимого имущества.

40.Назовите основные закономерности развития землеустройства. Основные закономерности развития землеустройства следующие 1. Оно является частью любого общественного способа производства. 2. Землеустройство имеет государственный характер. 3. Землеустройство развивается и изменяется в соответствии с потребностями общественного производства и развития народного хозяйства. 4. Содержание и методы землеустройства систематичен совершенствуются на научной основе.

41.Объясните, почему землеустройство является составной частью любого общественного способа производства. Устройство земли заключается в установлении на ней пространственного определённого порядка, соответствующего конкретной производственной или социальной цели. Земля устраивается совместно с размещением других, связанных с ней, средств производства и рабочей силы. Земля устраивается как природный ресурс, служащий средством производства. При этом проявляется отношение человека к земле, то есть к природе. Эти действия относятся к размещению и развитию производительных сил. Устройство(размещение, определение назначения, деление, соединение и т. п.) конкретных участков земли как объекта социально-экономических интересов является средством реализации общественных отношений, связанных с владением и пользованием землёй. Например, границы, устанавливаемые в результате землеустройства, представляют собой на местности территориальные пределы прав собственника, землевладельца или землепользователя, то есть посредством землеустройства реализуются производственные отношения. Следовательно, землеустройство является одновременно, с одной стороны, элементом производительных сил, с другой - элементом развития производственных отношений. Обе эти стороны составляют неразрывное единство, поэтому землеустройство является составной частью любого общественного способа производства. Его содержание охватывает в единстве организацию земли как средства производства с другими средствами производства и те общественные отношения, которые возникают при её использовании, владении, пользовании.

42.В чём выражается государственный характер землеустройства? Государственный характер землеустройства в России выражается и проявляется в следующем: 1. государство осуществляет суверенитет над всей территорией страны в пределах её внешних границ; 2. землеустройство проводится на земле, являющейся народным достоянием, которым распоряжаются органы государственной власти; Э. землеустройство основывается на законах государства и направлено на их осуществление; 4. землеустроительные органы созданы государством; 5. землеустройство по закону осуществляется преимущественно государственными и землеустроительными организациями; 6) распределение и перераспределение земель собственникам, землевладельцам и землепользователям осуществляется государством через землеустройство.

43. Определение землеустройства. Землеустройство - это социально-экономический прогресс и система мероприятий по организации использования и охране земли, организации и регулированию землевладений, землепользовании и специальных фондов земель, устройству' территорий сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств, созданию благоприятной экологической среды и улучшению природных ландшафтов.

44.Что включает землеустройство как система мероприятий? В систему мероприятий по осуществлению землеустройства входят: 1) экономические (разработка и экономическое обоснование проектных решений); 2) правовые (юридическое обоснование, согласование, утверждение); 3)технические (съёмки, вычисление площадей, техника проектирования, перенесение в натуру); 4) система землеустроительной документации (схем и проектов различных уровней по организации использования и охране земель, межхозяйственной и внутрихозяйственной организации территории на ближайший период и перспективу).

45.Основные задачи землеустройства на современном этапе. Перед землеустройством в настоящее время стоят новые задачи: 1)реализация земельной политики государства путем экономически и экологически обоснованного распределения земель по формам собственности и субъектам права на землю, создание социальных фондов земель, формирования рациональной системы землепользования, обеспечение социальной справедливости преобразований и гарантий конституционных нрав на землю; 2)осуществление мероприятий по перспективному распределению земель по организации рационального использования всех категорий земель. 3)проектирование и закрепление границ муниципальных и других административно- территориальных образований, закрепление на местности черты городов и других поселений; 4)образование новых и упорядочение существующих земельных участков, оформление планов их границ и закрепление границ земельных участков на местности; 5)подготовка землеустроительной документации, необходимой для принятия органами государственной власти Российской федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления решений по управлению земельными ресурсами, а также для осуществления оборота земель и государственной регистрации прав на землю; 6)получение информации о количественном и качественном состоянии земель, об их использовании и оценке качества, необходимой для разработки землеустроительной документации, ведения государственного земельного и иных кадастров, мониторинга земель, государственного контроля за использованием и охраной земель. 7)разработка мероприятий по сохранению и улучшению природных ландшафтов, восстановлению и повышению и плодородия почв; 8) рекультивация нарушенных земель, землевание малопродуктивных угодий, защита земель от эрозии, опустынивания, подтопления и предотвращение других негативных явлений в состоянии земель; 9)проведение внутрихозяйственной организации территорий землепользований с созданием пространственных условий, обеспечивающих рациональное функционирование объекта землеустройства.

История земельных реформ в России

Реформы Ивана Грозного

Первой аграрной реформой на Руси считается реформа, проведенная Иваном Грозным в 1551-1556 гг. С целью увеличения денежных средств в казне, подчинения бояр и удельных князей великому князю московскому и всея Руси, появления новой системы землепользования – государственной поместной системы, был проведен ряд реформ. Вследствие проводимых Иваном Грозным реформ были: построена и укреплена централизованная система государства, реорганизована и увеличена численность армии. В связи с тем, что земли у вотчинников – бояр отбирались и перераспределялись среди служивого дворянства, помещиков, то это способствовало тому, что бояре стали преданно служить государству, поддерживать центральную власть.

Во время правления Ивана Грозного земли государства значительно расширились. Было присоединено Поволжье, освоена Сибирь. Территория государства Российского увеличилась почти вдвое с 2,8 млн кв. км до 5,4 млн кв. км.

Реформы Петра I

Земельные реформы XIX-XX вв.

  1. Упразднение личной зависимости крестьян от помещиков.
  2. Наделение крестьян землей и определение крестьянских повинностей.
  3. Выкуп крестьянских наделов.

Земельные преобразования Советской власти

В 1918 г. в Конституции РСФСР был закреплен принцип социализации земли, отмены частной собственности, земля стала общенародным достоянием и предоставлялась гражданам бесплатно, на общих правах.

90-е гг. XX столетия (Перестройка)

Аграрная реформа в России позволила развиваться крестьянским (фермерским) хозяйствам, был принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы земельных отношений, введена плата за землю. Наряду с крестьянско-фермерскими хозяйствами создано значительное количество личных подсобных хозяйств, которые, в отличие от КФХ, не надо регистрировать (так как производимая и реализуемая ими продукция не подлежит налогообложению в связи с тем, что урожай выращивается для собственного потребления и излишки можно реализовать черезторговые сети или на рынке).

Аграрный вопрос сегодня

Цели и задачи земельной реформы в России на современном этапе

Земельная реформа – важнейший элемент структурной перестройки экономики России, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которой в части развития рынка недвижимости являются: упорядочение отношений государственной и муниципальной собственности на землю; укрепление законодательных гарантий частной собственности на землю; создание механизмов регистрации прав на землю в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество; совершенствование земельного кадастра; формирование системы ипотечного кредитования и государственного контроля над рынком земельных закладных; реформирование планирования использования земель поселений посредством развития практики градостроительного зонирования; поэтапное сокращение ограничений на оборот земель городов и других поселений; государственный контроль за оборотом земель сельскохозяйственного назначения.

  • понятие крестьянского (фермерского) хозяйства$
  • отношения между крестьянским хозяйством и государством;
  • правила создания и регистрация новой формы хозяйствования;
  • земельные и имущественные отношения;
  • членство в хозяйстве;
  • деятельность и формы хозяйствования.

Земельный кодекс РФ был принят 25 октября 2001 г. Он является основным документом, определяющим земельные отношения в России. Кодексом прописаны правила владения землей, арендные отношения, охрана и использование земли.

Земельный кодекс РФ устанавливает такие основные понятия, как:

  • охрана земли;
  • сельское и лесное хозяйство;
  • возникновение, изменение и прекращение права владения землей;
  • оценка, мониторинг и землеустройство.

Земельные отношения в России регламентированы и иными законодательными актами, которые дополняют и уточняют отдельные статьи ЗК РФ.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

До начала проведения современной земельной реформы существовала исключительная государственная собственность на землю. Это значит что собственником земли выступало только государство, а следовательно земельные участки были изъяты из гражданского оборота, а значит сделки с ними были запрещены. Гражданам и юридическим лицам земельные участки предоставлялись только на праве бессрочного (постоянного) пользования. Данные отношения возникли при проведении национализации земель.

В связи с тем, что в начале 90-х годов началось реформирование экономических отношений и формирование рыночной экономике возникла необходимость и кардинального изменения земельных отношений. Основополагающем нормативным актом при проведении современной земельной реформы явился закон РСФСР "О земельной реформе" вступивший в силу с 1 января 1991 года. Именно этим актом была отменена монополия государственной собственности на землю. Устанавливался 10 летний мораторий на свободную куплю-продажу земельных участков. Но в 1993 году Президент своим указом отменил этот мораторий.

Цели проведения реформы (ст. 1 закона): перераспределение земель в целях создания многоукладной экономики и обеспечения рационального использования и охраны земель, восстановления и сохранения плодородного слоя земли.

В этом законе называлось 2 этапа проведения реформы:

1. Инвентаризация земель

2. Предполагалось передача земель гражданам и юридическим лицам в частную собственность или аренду.

Закон устанавливал и сроки проведения реформы. Предусматривалась обязанность граждан и юридических лиц, обладающих правами на земельные участки, до 1 января 1993 переоформить права на них.

В связи с тем, что к указанной дате большинство граждан и юридических лиц не переоформило право на земельные участки в закон были внесены изменения в соответствии с которыми для граждан вообще не устанавливался срок, а для юридических лиц он был продлен всего на 1 месяц до 01.02.1993 года.

Учитывая, что закон "О земельной реформе" утратил свою правовую значимость в декабре 1993 года этот закон был признан не действующим указом Президента РФ.

Результаты проведения земельной реформы были подведены в федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в РФ на 1999 - 2002 годы". В программе отмечалось, несмотря на положительные моменты, реформирование в целом осуществлялось непоследовательно, бессистемно и крайне медленно.

Причины неудовлетворительного проведения:

отсутствие четкой концепции земельной реформы и системы земельного законодательства;

недостаточность специалистов, которые могли выполнить соответствующие работы;

В этой федеральной программе определялись меры, которые помогли бы завершить проведение земельной реформы в РФ:

1 этап - 1999-2000 год предполагалось завершить формирование земельного законодательства;

2 этап - 2001-2002 годы предполагалось выполнить ресурсоемкие мероприятия позволяющие обеспечить рациональное использование и охрану.

ТЕМА. Источники земельного права.

Вопрос. Понятие источников земельного права. Система земельного законодательства. Принципы земельного законодательства

Источники земельного права - это нормативно-правовые акты, принятые компетентными органами управления, регулирующие земельные отношения.

Система законодательства определена в ст. 2 ЗК РФ и включает в себя:

Законодательство субъектов РФ

Нормативно-правовые акты органов МСУ

Принципы земельного законодательства перечислены в ст. 1 ЗК РФ.

Вопрос. Федеральные нормативно-правовые акты

Конституционные основы регулирования земельных отношений определены Конституцией РФ в которой содержаться нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения (ст. 9, 36, 72)

Кодифицированным актом, регулирующим земельные отношения, является Земельный Кодекс РФ. Т.к. этот акт является кодифицированным, то следовательно земельные отношения регулируются большим количеством иных нормативно-правовых актов.

Так, например, имущественные отношения возникающие при использовании земель кроме ЗК РФ регулируются Гражданско-правовыми нормативными актами:

ГК РФ (кроме норм гл. 17 применимы и иные устанавливающие режим использования недвижимого имущества),

ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним".

По нормам ГК право на земельные участки возникает с момента их государственной регистрации.

Отношения в сфере управления земельными ресурсами регулируются ФЗ "О землеустройстве", "О государственном кадастре недвижимости", постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 "О государственном земельном контроле".

В ст. 65 ЗК РФ только перечислены формы платы за земельные участки, для расчета земельного налога необходимо использовать Налоговый кодекс.

В ст. 74 ЗК РФ только лишь перечислены виды ответственности за нарушение земельного законодательства. Ответственность - УК РФ, КоАП.

Режим использования отдельных категорий земель также кроме ЗК РФ определяется специальными нормативно-правовыми актами: Градостроительный кодекс, Лесной кодекс, Водный кодекс, и др.

Вопрос. Нормативно-правовое регулирование субъектами РФ

Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство относится к совместному ведению федерации и ее субъектов, а следовательно субъекты федерации вправе принимать свои законы и иные нормативно-правовые акты регулирующие земельные отношения.

Полномочия субъектов федерации по регулированию земельных отношений устанавливаются земельным кодексом и иными ФЗ. Анализ норм земельного кодекса и иных нормативно-правовых актов позволяет установить, что в одних случаях субъекты РФ вправе регулировать земельные отношения только в отношении земель, находящихся в их собственности, а в других независимо от формы собственности на земельные участки.


  • устанавливают максимальные нормы предоставления земельных участков в частную собственность (п. 2 ст. 33 ЗК РФ).

  • определяют порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством;

  • определяют порядок расчетов и условий взимания арендной платы.

  • максимальные и минимальные размеры земельных участков, которые предоставляются в собственность гражданам для садоводства, огородничества, дачного и крестьянско-фермерского хозяйства (п. 1 ст. 33 ЗК РФ);

  • нормы бесплатного предоставления земельных участков в частную собственность (п. 2 ст. 28 ЗК РФ);

  • определяют основания возникновения публичных сервитутов.

Ст. 4 ФЗ "Об обороте земель с/х назначения" законами субъектов федерации определяются общая максимальная площадь земель, которая может предоставляться в собственность одному гражданину или юридическому лицу в пределах одного муниципального образования.

Ст. 4 ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предоставляет право субъектам федерации установить общую максимальную площадь земель, которые могут использоваться одним гражданином для ведения личного подсобного хозяйства.

В юридической литературе высказывается мнение о том, что субъекты федерации вправе регулировать не только те отношения, которые предписаны им урегулировать федеральным законодательством, но и иные, за исключением тех, которые отнесены к исключительной компетенции РФ. Исключительные полномочия РФ в сфере регулирования земельных отношений определены в ст. 9 ЗК РФ, в соответствии с которой, только федеральными нормативно-правовыми актами могут устанавливаться ограничения прав на земельные участки, ограничение обороноспособности земельных участков, порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок резервирования их для этих целей, а также установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений.

Субъектам федерации предоставлено право регулировать земельные отношения с тем, чтобы в своих нормативно-правовых актах они имели возможность учесть региональные особенности. Но не во всех случаях полномочия, предоставленные субъектам федерации свидетельствуют о том, что это позволяет учитывать региональные особенности. Например, субъектам федерации предоставлено право регулировать отношения, возникающие в сфере землеустройства. Это полномочие предоставлено им ФЗ "О землеустройстве".

Пример законотворческой деятельности субъекта РФ является Закон Саратовской области "О земле".

Читайте также: