Дети это не собственность родителей масару ибука

Обновлено: 17.05.2024

Какая мама не хочет, чтобы ее ребенок был смышленым, творческим, открытым и уверенным в себе? Не был таким, как все, а выделялся из общей серой массы, был настоящей личностью, всесторонне и гармонично развитым?

Многие хотят. И не просто хотят, но и ищут пути реализации своих желаний. Сегодня родителям, озабоченным будущим своего чада, предлагается большой выбор различных методик раннего развития.

Все они обещают отличные результаты, один другого лучше, но, читая отзывы тех, кто использовал на практике данные методики, мы видим, что не все так радостно и однозначно.

Однако для некоторых детей занятия по методикам раннего развития стали своеобразным трамплином для построения успешной карьеры, наилучшего развития их способностей. Где нестыковка? Ответ напрашивается сам собой — то, что работает для одних детей, вредит другим.

Как родителям сделать правильный выбор? Как отделить зерна от плевел в той или иной методике раннего развития? Как помочь, а не навредить своему ребенку?

Ибуки полагает, что методики раннего развития (до трех лет) способствуют тому, чтобы дети в будущем стали прекрасными людьми и внесли достойный вклад в развитие общества, так как важнейшую роль играет воспитание, которое матери дают своим детям до трехлетнего возраста. То, что заложено в детстве, не изменить в старости.

70—80% клеток головного мозга ребенка формируются к трехлетнему возрасту, поэтому надо пересматривать порочный традиционный подход к детям, при котором основное обучение происходит тогда, когда уже поздно.

Также Масару Ибуки утверждает, что дети обладают способностью научиться чему угодно. Дети способны играючи, быстрыми темпами осваивать иностранные языки, обучаться чтению, игре на скрипке и фортепьяно.

Однако, с точки зрения системно-векторной психологии, методика Ибуки (при всей своей симпатичности и хорошем намерении) не несет обещанной пользы. И даже может навредить. Разберем отдельные ее постулаты.

Во-первых, все дети рождаются с заданными от природы способностями, которые требуют развития. Несвойственные ребенку качества ему привить нельзя. А пробуя сделать это — выращивать из птички рыбку, — мы неизменно калечим психику ребенка, создавая ему ощущение, что он неправильный, не оправдывает ожиданий, ничего не может.

Во-вторых, врожденные свойства развиваются до окончания периода пубертата (12—15 лет), а не до трех лет, проходя разные отрезки. На разных отрезках важно реализовать разные задачи. Так до шести лет детям принципиально важно научиться занимать свое место под солнцем, или, выражаясь терминологией системно-векторной психологии, ранжироваться.

Если же развивать верхние вектора малыша при помощи изучения языков, чтения, музыки — в ущерб нижним векторам, — то есть большая вероятность вырастить умного образованного ребенка, но неадаптанта, не умеющего взаимодействовать в обществе.

Не отрицая последнего утверждения, системно-векторная психология показывает, что способности даны от рождения, но их развитие и реализация зависят от условий жизни ребенка, его окружения, воспитания родителей.

Например, кожная девочка от природы обладает ловкостью, быстротой, гибкостью, но для того, чтобы она стала балериной, ей нужно заниматься, развивать природные задатки. Лучше не отдавать ее в балерины, а (системно зная о ее врожденных задатках считать, экономить, просчитывать наперед) развивать ее математические способности, логику, учить самодисциплине.

Часто бывает, что родители, не дифференцирующие способности своего ребенка, ошибаются. К примеру, часто родители грешат тем, что видят то, что им хочется увидеть, а не то, что есть на самом деле.

А ребенок упускает время для развития тех талантов, которые у него есть, чувствует свою неполноценность, ущербность в сравнении с теми детьми, кто успешен в музыке.

Между тем не все так печально. Системный подход очень просто отвечает на вопросы Масару: дети рождаются изначально с разными природными способностями и ни о каких равных возможностях и одинаковом старте речи быть не может.

Анальный ребенок хочет быть лучшим из лучших и корпит над всеми науками, дается это ему с большим трудом, а берет он старательностью и усидчивостью, уроки делает долго и обстоятельно. Его нужно хвалить за отличные оценки и обращать внимание на недоделки. Так он научится достигать совершенства.

Кожный схватывает все на лету, но поверхностно, от него не нужно требовать отличной учебы — его голова устроена по-другому. Кожный ребенок будет заниматься только тем, в чем увидит для себя выгоду.

Это нормально все. А чему нам нужно научиться — видеть, с каким ребенком мы имеем дело. Не надо учить анального ребенка лидерству или кожного усидчивости. Надо дать им максимально развивать врожденные качества. И тогда неизменно их ждет успех во взрослой жизни.

Напоследок рассмотрим рекомендации, которые даёт Масару Ибуки.

  1. Почаще брать ребенка на руки.
  2. Не бойтесь брать ребенка с собой в постель.
  3. Музыкальное восприятие и развитие характера формируется в большей степени под влиянием привычек родителей.
  4. Не сюсюкайте с ребенком.
  5. Не игнорируйте плач ребенка.
  6. Игнорировать ребенка хуже, чем его баловать.
  7. То, что взрослым кажется пустяком, мелочью, может оставить глубокий след в душе ребенка.
  8. Выражение лица ребенка — зеркало, в котором отражаются отношения в семье.
  9. Нервозность родителей заразна.
  10. Не высмеивать своего ребенка в присутствии других.
  11. Ребенка лучше похвалить, чем отругать.
  12. Интерес — лучшее побуждение, которое нужно подкреплять.
  13. Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть.
  14. Неуверенность и тщеславие матерей во вред ребенку.

При всем, безусловно, хорошем посыле этих рекомендаций, к большинству из этих пунктов дальше должна идти приписка: для каких именно детей это правило работает и как.

В завершение статьи хотелось бы отметить, что сегодняшние дети — наше завтрашнее общество. И менять подход к воспитанию детей — это серьезный шаг к лучшему будущему, без ненависти друг к другу, без насилия и агрессии.

Общие рецепты, применять которые каждый родитель будет как он захочет, не принесут положительного эффекта. Понимать своих детей, обеспечивать им чувство безопасности, создавать оптимальные условия для развития их природных свойств — вот гарантия того, что счастливых детей и родителей станет больше.

Какая мама не хочет, чтобы ее ребенок был смышленым, творческим, открытым и уверенным в себе? Не был таким, как все, а выделялся из общей серой массы, был настоящей личностью, всесторонне и гармонично развитым?

Многие хотят. И не просто хотят, но и ищут пути реализации своих желаний. Сегодня родителям, озабоченным будущим своего чада, предлагается большой выбор различных методик раннего развития.

Все они обещают отличные результаты, один другого лучше, но, читая отзывы тех, кто использовал на практике данные методики, мы видим, что не все так радостно и однозначно.

Однако для некоторых детей занятия по методикам раннего развития стали своеобразным трамплином для построения успешной карьеры, наилучшего развития их способностей. Где нестыковка? Ответ напрашивается сам собой — то, что работает для одних детей, вредит другим.

Как родителям сделать правильный выбор? Как отделить зерна от плевел в той или иной методике раннего развития? Как помочь, а не навредить своему ребенку?

Ибуки полагает, что методики раннего развития (до трех лет) способствуют тому, чтобы дети в будущем стали прекрасными людьми и внесли достойный вклад в развитие общества, так как важнейшую роль играет воспитание, которое матери дают своим детям до трехлетнего возраста. То, что заложено в детстве, не изменить в старости.

70—80% клеток головного мозга ребенка формируются к трехлетнему возрасту, поэтому надо пересматривать порочный традиционный подход к детям, при котором основное обучение происходит тогда, когда уже поздно.

Также Масару Ибуки утверждает, что дети обладают способностью научиться чему угодно. Дети способны играючи, быстрыми темпами осваивать иностранные языки, обучаться чтению, игре на скрипке и фортепьяно.

Однако, с точки зрения системно-векторной психологии, методика Ибуки (при всей своей симпатичности и хорошем намерении) не несет обещанной пользы. И даже может навредить. Разберем отдельные ее постулаты.

Во-первых, все дети рождаются с заданными от природы способностями, которые требуют развития. Несвойственные ребенку качества ему привить нельзя. А пробуя сделать это — выращивать из птички рыбку, — мы неизменно калечим психику ребенка, создавая ему ощущение, что он неправильный, не оправдывает ожиданий, ничего не может.

Во-вторых, врожденные свойства развиваются до окончания периода пубертата (12—15 лет), а не до трех лет, проходя разные отрезки. На разных отрезках важно реализовать разные задачи. Так до шести лет детям принципиально важно научиться занимать свое место под солнцем, или, выражаясь терминологией системно-векторной психологии, ранжироваться.

Если же развивать верхние вектора малыша при помощи изучения языков, чтения, музыки — в ущерб нижним векторам, — то есть большая вероятность вырастить умного образованного ребенка, но неадаптанта, не умеющего взаимодействовать в обществе.

Не отрицая последнего утверждения, системно-векторная психология показывает, что способности даны от рождения, но их развитие и реализация зависят от условий жизни ребенка, его окружения, воспитания родителей.

Например, кожная девочка от природы обладает ловкостью, быстротой, гибкостью, но для того, чтобы она стала балериной, ей нужно заниматься, развивать природные задатки. Лучше не отдавать ее в балерины, а (системно зная о ее врожденных задатках считать, экономить, просчитывать наперед) развивать ее математические способности, логику, учить самодисциплине.

Часто бывает, что родители, не дифференцирующие способности своего ребенка, ошибаются. К примеру, часто родители грешат тем, что видят то, что им хочется увидеть, а не то, что есть на самом деле.

А ребенок упускает время для развития тех талантов, которые у него есть, чувствует свою неполноценность, ущербность в сравнении с теми детьми, кто успешен в музыке.

Между тем не все так печально. Системный подход очень просто отвечает на вопросы Масару: дети рождаются изначально с разными природными способностями и ни о каких равных возможностях и одинаковом старте речи быть не может.

Анальный ребенок хочет быть лучшим из лучших и корпит над всеми науками, дается это ему с большим трудом, а берет он старательностью и усидчивостью, уроки делает долго и обстоятельно. Его нужно хвалить за отличные оценки и обращать внимание на недоделки. Так он научится достигать совершенства.

Кожный схватывает все на лету, но поверхностно, от него не нужно требовать отличной учебы — его голова устроена по-другому. Кожный ребенок будет заниматься только тем, в чем увидит для себя выгоду.

Это нормально все. А чему нам нужно научиться — видеть, с каким ребенком мы имеем дело. Не надо учить анального ребенка лидерству или кожного усидчивости. Надо дать им максимально развивать врожденные качества. И тогда неизменно их ждет успех во взрослой жизни.

Напоследок рассмотрим рекомендации, которые даёт Масару Ибуки.

  1. Почаще брать ребенка на руки.
  2. Не бойтесь брать ребенка с собой в постель.
  3. Музыкальное восприятие и развитие характера формируется в большей степени под влиянием привычек родителей.
  4. Не сюсюкайте с ребенком.
  5. Не игнорируйте плач ребенка.
  6. Игнорировать ребенка хуже, чем его баловать.
  7. То, что взрослым кажется пустяком, мелочью, может оставить глубокий след в душе ребенка.
  8. Выражение лица ребенка — зеркало, в котором отражаются отношения в семье.
  9. Нервозность родителей заразна.
  10. Не высмеивать своего ребенка в присутствии других.
  11. Ребенка лучше похвалить, чем отругать.
  12. Интерес — лучшее побуждение, которое нужно подкреплять.
  13. Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть.
  14. Неуверенность и тщеславие матерей во вред ребенку.

При всем, безусловно, хорошем посыле этих рекомендаций, к большинству из этих пунктов дальше должна идти приписка: для каких именно детей это правило работает и как.

В завершение статьи хотелось бы отметить, что сегодняшние дети — наше завтрашнее общество. И менять подход к воспитанию детей — это серьезный шаг к лучшему будущему, без ненависти друг к другу, без насилия и агрессии.

Общие рецепты, применять которые каждый родитель будет как он захочет, не принесут положительного эффекта. Понимать своих детей, обеспечивать им чувство безопасности, создавать оптимальные условия для развития их природных свойств — вот гарантия того, что счастливых детей и родителей станет больше.

После трех уже поздно книга отзыв

Новое издание и издание 1992 года.

Об авторе

О книге

Наверно, это самая распиаренная книга про раннее развитие детей в России. Чего только стоит примечание к книге от Г. Домана. К слову, карточные и другие методики Г. Домана уже давно и полностью дискредитированы в западных странах.

Книга написана в 1971 году, практически 50 лет назад и использует научные исследования своего времени. 50 летние исследования, по научным меркам это очень и очень давно. На столь давние исследования в науке просто стыдно серьезно ссылаться (вашу работу сразу раскритикуют и отдадут обратно). Стоит помнить, что психология развития ребенка — это прежде всего наука и на основе открытий этой науки, создаются развивающие методики и рекомендации. Однако, такая последовательность соблюдается далеко не всегда.

Книга имеет много сторонников и много противников. Книга активно тиражируется в массмедиа и интернете, она бесплатно раздается на сайте одного из коммерческих развивающих центров. Благодаря агрессивному маркетингу, книга имеет популярность, но только на территории постсоветских стран. Тогда как в последний раз книга на английском языке издавалась в 1980 году!

Kinder garten is too late!

Издание 1977 года

Актуальность и достоверность знаний

М. Ибука не пренебрег научными данными того времени (которые в большинстве своем оказались ложными) и истолковал их для широкой общественности в рамках развития ребенка.

Начнем с последнего утверждения. По последним данным, количество нейронов в мозге человека составляет 86 миллиардов. Существуют еще глиальные клетки, помогающие функционировать нейронам. Их в 8–10 раз больше, чем нейронов. Можете подсчитать во сколько сотен раз ошиблись тогда ученые. Это пример несовершенства науки и технологий того времени, когда еще не были изобретены современные исследовательские инструменты для изучения мозга. Вы можете подметить, что знание количества клеток в мозге, никак не влияет на сами идеи воспитания и будете правы. Но цифры ученых того времени (и/или их неправильная интерпретация), установили и возрастные пределы для развития мозга ребенка! Это, наверно, самый распространенный миф, что мозг ребенка завершен на 80% к трем годам.

Попробуем объяснить, как обстоит дело в современной науке. Вес мозга ребенка к 2 годам составляет около 75% от мозга взрослого. Но разве отличается ребенок от взрослого на 25% в умственных и других способностях? Конечно же — нет. Интеллект и способности взрослого превосходят ребенка 2-х лет в десятки и сотни раз. Но тогда почему же у ребенка такой большой вес мозга? Все просто, у ребенка мозг имеет немного другое качественное содержание.

Вес мозга ребенка

Мозг ребенка обладает резервом нейронов (основных клеток мозга), количество которых за детство не увеличивается, а наоборот — убывает. Вы удивитесь, но еще до рождения удаляется около 50% нейронов. Также, мозг ребенка в первые годы производит излишнее количество связей между нейронами. Такие связи называются синапсами. Нейроны в раннем детстве, соединяются друг с другом преимущественно случайными связями и накапливаются. В результате ребенок к трем годам имеет огромное количество связей между нейронами, но эти связи очень слабые. В то время как у взрослого, количество связей намного меньше, и они более сильные.

Получается, что эффективность мозговой деятельности, зависит больше не от количества нейронов или синапсов, а от того, насколько крепки и прочны связи между нейронами. Развитие мозга ребенка в раннем детстве направлено на упорядочивание и уменьшение случайных нейронных связей (синапсов), а также на укрепление используемых нейронных связей. Именно удаление лишних нейронных связей, укрепление нужных нейронных связей и миелинизация нервных волокон (создание оболочки, которая значительно ускоряет работу мозга) происходит на протяжение всего детства.

В чем ученые того времени остались правы, так это в том, что мозг ребенка наиболее пластичен в раннем детстве. Но никакое окно для развития в 3 года не закрывается! Существует лишь несколько сензитивных периодов, которые в теории можно упустить. Они отвечают за сенсорное восприятие (зрение, слух и т.п.) и речь. Чтобы их упустить, вы должны поместить здорового ребенка в настолько обедненную среду, которая подобна плотно закрытому ящику, куда не проходит ни свет, ни звук. Поэтому не имеет смысла бояться упустить важный период в развитии ребенка до трех лет. Если бы вы могли это сделать со своим ребенком, вы бы никогда не прочитали это предложение.

Генетическая предрасположенность

М. Ибука утверждает, что все дети от рождения являются примерно одинаковыми в интеллектуальных и поведенческих качествах. Что гениями не рождаются, что все можно создать в ребенке одинаково хорошо вне зависимости от наследственности. Однако, и это утверждение является устаревшим. Каждый ребенок уже с рождения уникален и отличается от других детей нервной системой, у кого-то она более подвижная, у кого-то более стабильная, некоторые дети рождаются чувствительными, а другие спокойными. Такие различия, вы можете часто заметить у детей в семьях, где более одного ребенка. По многим параметрам дети между собой могут быть мало похожи с самого рождения, несмотря на то, что у них те же самые родители и общая среда.

Также детям передаются и задатки для различных видов деятельности, от физических (спорт, танцы) до интеллектуальных и специальных навыков (слух, память и т.п.). Генетическая предрасположенность в каждой области оказывает свою долю влияния. Например, интеллектуальный уровень зависит на 60% от генов и лишь на 40% от среды (по наиболее признанной теории). А для некоторых видов спорта гены устанавливают уровень вплоть до 90%. Однако, генетическая предрасположенность не приводит к выдающимся результатам, если ей не пользоваться по максимуму. Поэтому, на таком же уровне важно и влияние среды, как она воздействует на ребенка, к чему побуждает.

М. Ибука упускает важность генетических факторов, возможно во благо родителей, чтобы они верили в своих детей. Но такая вера слепа и не может быть благом. Подобный взгляд побуждает родителей направлять детей на такие занятия, или лепить из них такое поведение, которое им не свойственно, которое не является им присущим. Ребенок перегружается, от него требуют того, что он дать не может. Он тратит время и не добивается результата, от чего снижается его самооценка.

Гуманистическое воспитание

Kindergarten is too late

Издание 1980 года

Мистер Ибука категорически против навязывания ребенку интересов родителей, он против насильственного обучения тому, что кажется родителю полезным для ребенка в будущем.

Ценны и удивительны убеждения автора на семью для начала 70-ых годов, когда японское общество все еще оставалось патриархальным. Он считает, что в семье должна царить дружеская атмосфера, что отец должен уделять внимание детям, постоянно с ними разговаривать и принимать активное участие в их воспитании. Быть их другом и помощником своей жене. Еще более удивительны взгляды автора для того времени, на тему полового воспитания. Автор придерживается мнения, что не нужно никак разделять воспитание мальчиков и девочек, что они абсолютно идентичны до 3-х лет. Если мальчик хочет играть в куклы, пожалуйста. Очень смелое утверждение для той эпохи.

Можно согласиться и с мнением автора, что иностранный язык следует учить с раннего детства при помощи двух методов: прослушивания чужой речи и общения с носителем языка (а не при помощи карточек). По результатам последних исследований, это совсем необязательно делать до трех лет. Ребенок способен освоить язык на уровне носителя (без акцента) начав его полноценное изучение в возрасте вплоть до 10 лет.

В книге много внимания уделяется творческой деятельности ребенка. Важность воспитания художественного вкуса и музыкальных способностей.

Важные и яркие цитаты

Какие пророческие слова про школу и нынешний век с его проблемами! За почти 50 лет после написания книги, в школе практически ничего не изменилось.

Любое безденежье родитель способен компенсировать качественным времяпрепровождением с ребенком. Человек никогда не жил так хорошо и не имел никогда столько возможностей, как сейчас. Миллионы людей становились выдающимися в прошлые времена, вопреки любой бедности, лишь благодаря усилиям родителей по их образованию.

Подведем итог

  1. В самом начале книги автор привел исследования, что мозг завершает свое развитие на 80% к трем годам. Конечно это не правда, которая благодаря маркетологам и вылилась в название книги.
  2. Этой неправдой прикрываются многочисленные детские центры, стремящиеся любой ценной обеспечить себе клиентов. Некоторые готовы не только обманывать, но и что самое худшее — вселять в родителей страх. Что они не успеют что-то сделать со своим ребенком, и он будет хуже других детей.

Играя на страхах родителей, на их неуверенности и жадности что-то не успеть, данное название сыграло для книги очень плохую роль.

В первые годы после издания — книга была актуальной. Но в свете многотысячных новых исследований она просто устарела. И на основе современных данных, автор не стал бы делать столь категоричные выводы, что после трех уже поздно.

Стоит ли книга прочтения?

Скорее нет. Все рекомендации автора вы легко найдете практически в любой современной зарубежной книге по детскому развитию, а также в некоторых отечественных. И они будут более раскрыты чем на одну страницу каждая (автор не раскрывает каждую идею дальше одной страницы). Это как плюс, так и минус. Судя по отзывам на книжных сайтах, читателям такой формат не очень нравится. Однако, каждая такая идея предельно понятна и ее ценность не зависит от раскрытия на одну страницу или на десять. Кому-то понравится больше формат прочитать пару абзацев и подумать самостоятельно, чем читать объяснение автора для одной фразы на целую главу.

Книга полна историй, но не глубокой проработки идей. Она рассматривает единичные случаи, возможно даже уникальные. Успех которых, скорее всего, зависел от врожденной одаренности детей и титанических усилий взрослых, отказывающихся от собственной жизни, ради успехов ребенка. Такой опыт редко подходит для большинства детей и родителей.

Устаревшие знания и их неправильная интерпретация, способны принести для неподготовленного читателя больше вреда, чем остальная интересная информация из книги.

Обзор хочется закончить глубокой фразой самого М. Ибука:

Каждый родитель хочет воспитать своего ребенка эрудированным и успешным человеком. К сожалению, одного желания в этом деле мало. Надо приложить много любви и силы, чтобы любознательный малыш во взрослой жизни проявил себя наилучшим образом. На сегодняшний день у родителей имеются все возможности, чтобы ознакомиться с различными методиками раннего развития детей и остановить свой выбор на той, которая лучше всего подходит их малышу. Наибольший интерес среди этих методик представляет собой методика гениального инженера и основателя компании "Сони" Масару Ибука, который изложил свои советы по воспитанию детей в книге "После трех уже поздно".

"До трех лет ребенок очень любознательный и ему легко удается усваивать все то, что детям школьного возраста дается уже с трудом", - утверждает Масару Ибука. Взрослым лень учить иностранный язык или научиться играть на музыкальном инструменте, а маленькие дети всегда готовы осваивать любые знания и навыки. Детский мозг на раннем этапе развития способен усваивать колоссальный объем информации, а поэтому главным условием воспитания детей до трех лет является как можно больше предоставить этой информации ребенку. Для малышей нет понятий "легко" или "сложно", они разделяют все что видят и делают только на "интересное" и "скучное". До трех лет не составляет никакого труда заставить ребенка заниматься тем, что ему интересно. К такому выводу Масари Ибука пришел после того, как решил бороться за счастье сына, который страдал аутизмом и отставал в развитии от своих сверстников. Методика японского отца и гениального разработчика Масару Ибука помогла его сыну, а теперь его советы по раннему развитию детей популярны не только в Японии, но и во всем мире. А заключаются они вот в чем:

1. Создавайте условия и круг общения. В своей книге Масару Ибука приводит пример семьи, который имеет двух детей. Первенец- мальчик родился, когда семья жила в маленькой однокомнатной квартире. Мама не выпускала первого ребенка из поля зрения и постоянно разговаривала с ним. В результате мальчик стал говорить в восемь месяцев и вырос жизнерадостным и общительным человеком. Второй ребенок родился тогда, когда родители уже жили в просторной трехкомнатной квартире. У него была своя отдельная комната, что привело к ограничению его общения. Это сильно сказалось на развитии ребенка, он поздно начал разговаривать и осваивал школьные предметы намного хуже.

воспитание детей до трех лет

Масару Ибука призывает всех мам уделять максимум времени общению со своими детьми, не жертвовать их благополучием ради карьерных амбиций и большого заработка. Очень важны для развития ребенка контакты с другими детьми, они стимулируют ум, интуицию и фантазию. Ибука советует родителям вовлекать в уход за малышом как можно больше родственников и людей, которые любят его. Чем шире круг общения ребенка, тем лучше для него.

2. Не пытайтесь оградить ребенка от трудностей. Опираясь на исследования японских психологов, Масару Ибука советует родителям не бояться перегружать ребенка и не ограждать его от всего, что, по их мнению, для него еще непонятно и сложно. Если ребенок заинтересовался чем-то, значит, он уже готов усвоить эту информацию. Не ограничивайте познавательную активность ребенка только играми и мультиками, учите его разговаривать на нескольких языках, слушайте вместе классическую музыку и заучивайте стихи. Двухлетний малыш может выучить наизусть практически всего Чуковского, но многие родители не могут найти время даже для того, чтобы вместе с ребенком прочитать четверостишие про плачущую Таню.

воспитание детей до трех лет

3. Не навязывайте ребенку собственные стереотипы. Дети до трехлетнего возраста любят рисовать, лепить и клеить аппликации. Малыш, которого научили всем этим занятиям в раннем возрасте, опережает своих сверстников. Рисование, аппликации и лепка развивает творческие способности и фантазию ребенка. Но не надо делать все возможное, чтобы загнать разгулявшуюся фантазию ребенка в привычные рамки. Не нужно его учить и подсказывать, что дом не бывает круглым, а небо зеленым. Навязывая свои стереотипы, родители убивают интерес своих детей к экспериментам.

4. Поддерживайте интерес ребенка к искусству. В Японии практически все люди умеют играть на нескольких музыкальных инструментах, любят виртуозно рисовать и программировать. Масару Ибука считает, что детей нужно начать знакомить с шедеврами искусства, литературы и музыки с самого раннего возраста, чтобы он умел ценить прекрасное и вырос гармонично развитым человеком.

5. Контролируйте свои амбиции. Родители никогда не должны ставить цель - обязательно воспитать ребенка гением. Возраст до трех лет - это период, когда родители имеют прекрасные возможности раскрыть скрытые таланты своего ребенка. Эту возможность и надо стараться не упускать!

- Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики "Психология отношений"

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Читайте также: