Что такое собственность и нарицательность правило

Обновлено: 07.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок русского языка

Тип урока: урок открытия нового знания

УМК: Русский язык 5 класс. /Автор-составитель Т.А. Ладыженская,

расширить знания о существительном как о части речи;

познакомить учащихся с новыми понятиями: имя собственное – имя нарицательное;

обратить внимание на правописание имен собственных;

развивать творческие способности обучающихся, общеучебные умения и навыки;

воспитывать любовь к родному языку, истории, родине, интерес к слову.

Планируемые результаты

Предметные: знать основание деления существительных на собственные и нарицательные; правило употребления большой буквы в именах собственных; выделения кавычками заглавий книг, газет и т.п.; уметь распознавать имена собственные и нарицательные; правильно писать собственные имена: заглавия книг, газет и т.п. с большой буквы и заключать в кавычки; графически обозначать условия выбора верных написаний.

Метапредметные: умение поставить цель и организовать её достижение, формировать умение подводить рефлексию и саморегуляцию; формировать навык поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста; формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительного отношения к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию, понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка у вас проведу я, меня зовут Диана Руслановна!

2.Актуализация знаний

1.Имя существительное относится к служебным частям речи (нет)

2.Имя существительное – самостоятельная часть речи (да)

3.Имя существительное обозначает признак предмета (нет)

4.Имя существительное обозначает предмет(да)

5.Имя существительное отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? как? (нет)

6.Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (да)

7.Имя существительное в предложении обычно является подлежащим и дополнением (да)

8.Имя существительное может относиться к мужскому, женскому и среднему роду (да)

9.Одушевленные существительные отвечают на вопрос что? (нет)

10.Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто? (да)

Итог по проверке.

-Какой части речи был посвящен турнир?

– Всё ли вы знаете об имени существительном?

– Вот это мы сейчас и выясним.

3.Постановка цели и задач урока.

-Ребята, на доске перед вами стихотворение, давайте его прочитаем.

От Алтая до Каспия,

Как народа душа.

И всплеск Иртыша.

-О чём это стихотворение? Какие существительные есть в этом стихотворном тексте?

-Почему одни существительные пишутся с большой буквы, а другие с маленькой?

-Как называются эти существительные?

-Итак, тема нашего урока.

Имена существительные собственные и нарицательные.

-Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на тему урока и используя опорные слова на доске:

1) Углубить и расширить знания о …;

Цель нашего урока: углубить и расширить знания о существительном как о части речи; познакомимся с новыми понятиями: имя собственное – имя нарицательное.

4.Первичное усвоение новых знаний

-Чтобы узнать о собственных и нарицательных существительных нам, ребята, надо поработать с теоретическим материалом учебника на странице 52. Работают в парах с теоретическим материалом учебника, маркируют текст, если возникают вопросы, задают их друг другу или учителю .

Прочитайте правило и промаркируйте информацию в соответствии с условными обозначениями:

-Ребята давайте полученную информацию систематизируем и составим кластер, который находится в ваших рабочих листах.

-Ребята, давайте решим с вами лингвистическую задачу.

Лингвистическая задача

Одному ученику дали задание выписать из текста имена существительные собственные, а другому – выписать имена существительные, которые являются названиями единичных предметов.

Одинаковое или разное задание получили ребята? Почему?

(Ученики получили одинаковое задание, так как существительные собственные и являются названиями единичных предметов)

5.Первичная проверка понимания

Ребята давайте вернемся к учебнику и выполнил упражнение 489 на странице 52-53.

Чтение текста, краткая беседа о том, что дети знают об этих исторических событиях, опора на иллюстративный материал

1) Собственность - нарицательность. Это лексико-грамматический разряд существительных. В лексико-грамматические разряды слова объединяются на основе тех компонентов ЛЗ, которые влияют на формообразование, то есть обусловливают частные грамматические значения, свойства слов. Деление существительных а собственные и нарицательные - это лексико-грамматический разряд, потому что они объединены общностью значения, которое влияет на формообразование, а именно нарицательные существительные в подавляющем большинстве имеют 12 форм в парадигме, а собственные - 6.

Нарицательные существительные являются обобщенными названиями классов однородных предметов, действий, событий. К нарицательным относятся все существительные с понятийной семантикой (книга, карандаш, нежность). Собственные существительные объединяют слова без понятийного значения, хотя эта их характеристика относительна, так как для носителей языка имена собственные могут группироваться в зависимости от того, какому классу объектов они присваиваются и, следовательно, они могут выражать и некоторые обобщенные смыслы (отчества, фамилии есть только у людей). Собственные имена либо называют индивидуализированные объекты (которые уникальны: Москва, луна), либо сами индивидуализируют объект, выделяя его их числа однородных предметов. Таковы, например, существительные, называющие имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия художественных произведений, газет, журналов, магазинов, ресторанов. Имя собственное - это по существу особая языковая функция. Эту функцию могут иметь самые разнообразные не только слова, но и словосочетания ("Война и мир").

Проблема наименований названий (проблема номинации) очень сложная и не решена до конца. В связи с этим различают единицы, для которых индивидуализирующая функция является первичной и единицы, для которых эта функция вторична. Первая группа слов и составляет собственные существительные, а вторая обычно подводится под так называемые собственные наименования или имена собственные по употреблению.

Изучением имен собственных в широком смысле занимается специальная лингвистическая дисциплина - ономастика.

Собственные существительные имеют конкретную единичную референтную соотнесенность и употребляются в формах одного числа: либо единственного, либо множественного (Петербург, но Альпы, Афины). Отсутствие противопоставленности по числу (чаще отсутствует форма множественного числа) объясняется их индивидуализирующей знаковой ролью и не имеет силы морфологического закона. В случае необходимости такие формы могут образовываться по общему правилу (обеих Наташ спрошу дополнительно). Русские фамилии имеют свои образцы склонения. Что же касается активного употребление иноязычных имен собственных, то они на сегодня расширяют разряд несклоняемых существительных. Итак, нарицательные существительные не выделяют предмет из группы однородных предметов, а собственные существительные - выделяют предмет из группы однородных предметов ("Собака!", "Жучка!").

2) Одушевленность - неодушевленность. Если говорить о противопоставленности одушевленных и неодушевленных существительных, надо помнить прежде всего о том, что по этому признаку слова делятся на две группы, а на четыре:

- одушевленные: В.п. = Р.п. (во множ. числе)

- неодушевленные: И.п. = В.п. (во множ. числе)

- слова с колебанием в значении одушевленности/неодушевленности: употребление и как одушевленных и как неодушевленных (кукла, вирус, микроб, мишка как игрушка). В грамматическом словаре Зализняка обозначены слова с пометами "одуш." и "неодуш.". Нормы сосуществуют. Но АГ-80 считает, что названия игрушек - тенденция к определению как одушевленных существительных, потому что в детстве кукла ассоциируется с живым существом. Сейчас - более приближена (техника).

кукла (одуш.) покойник (одуш.) мертвец (одуш.) труп (неодуш.)
И.п. - куклы Р.п. - кукол В.п. - кукол И.п. - покойники Р.п. - покойников В.п. - покойников И.п. - мертвецы р.п. - мертвецов В.п. - мертвецов И.п. - трупы Р.п. - трупов В.п. - трупы

Прежде всего, содержание одушевленности/неодушевленности не соответствует тому, что называют грамматическим (морфологическим) значением. Одушевленность/неодушевленность - это понятийная категория, в которой отражается языковое представление о живых и неживых предметах.




· Номинативное значение, называемое одушевленностью/неодушевленностью, формируется на основе обобщения лексической семантики слов. Раскопов писал: "В некоторых учебных пособиях утверждается, что подразделение на одушевленные и неодушевленные касается всех существительных. Это конечно не верно. По отношению к существительным конкретно-вещественным и абстрактным сама постановка вопроса об их принадлежности к одушевленным или неодушевленным логически абсурдна".

· Одушевленные и неодушевленные слова не образуют противопоставления на основе общего содержательного компонента.

· В языке нет морфемы, которой можно было бы приписать функцию выражения одушевленности/неодушевленности.

· Классифицирующая функция одушевленности существенно отличается от того, что называют классифицирующей морфологической категорией. Одушевленность отделяет слова мужского рода, которые бывают одушевленными и неодушевленными как в единственном, так и во множественном числе. В среднем и женском роде граница между одушевленностью и неодушевленностью проходит внутри слова (не бывают одушевленными в единственном числе также слова мужского рода с окончанием -а и существительные общего рода).

· Флексия прилагательного (причастия, отчасти числительного) может указывать на то, что признак принадлежит одушевленному или неодушевленному (то есть живому/не живому в языковой интерпретации) предмету, быть дополнительным средством выражения одушевленности/неодушевленности (вижу красивое пальто, вижу красивого кенгуру). Однако вне сочетания с существительными прилагательные, причастия и числительные по признаку одушевленности не могут быть охарактеризованы. На досинтаксическом уровне в прилагательных категорию одушевленности выделить нельзя. Согласование же в падеже, роде и числе является частеречной синтаксической особенностью прилагательных.

?В научной литературе спорят одушевленность/неодушевленность - это лексико-грамматический разряд или это грамматическая категория. Обе трактовки сосуществуют. Материальный показатель - омонимия форм. Окончание - ГЗ падеж и число, а не самостоятельное значение одушевленности/неодушевленности. Категория одушевленности/неодушевленности исторически появилась для разграничения функций исполнителя действия и предмета, на который это действие направлено.

В языке многие материальные показатели могут выражать комплекс значений. Отграничивая одушевленные от неодушевленных мы будем ориентироваться на омонимию форм во множественном числе.

Нарицательные существительные
1) Конкретные 2) Неконкретные
а) Личные – существительные, обозначающие человека, лицо а) Собирательные - обозначают множество предметов как совокупность. Им свойственны некоторые суффиксы, по которым мы их узнаем: студенчество, воронье, листва, беднота. *Кроме сущ., имеющих только форму единственного числе есть и существительные, которые будут обладать семантикой совокупности: мебель, хлам, деньги, дрова. **Но надо иметь в виду что к собирательным сущ. не следуют относить лексемы типа: народ, стадо, стая (у них есть противопоставленность по числу). ***Специфических ярких признаков нет. Но в отличие от других неконкретных сущ. собирательные могут сочетаться с количественными дробными числит. (1/2 студенчества, 2/3 листвы). **** ЧГЗ числовой формы собирательных существительных - совокупность.
б) Неличные – все остальные б) Вещественные - к ним относятся слова, которые лексически обозначают вещества: - пищевые продукты, материалы (гипс, цемент); - виды тканей (бархат, ситец, лен); - ископаемые металлы (золото, олово); - химические элементы, лекарства (уран,аспирин); - сельскохозяйственные культуры (овес, картофель) и проч. *Вещественные сущ. в подавляющем большинстве имеют форму единственного числа. **Они сочетаются со словами меры и объема (литр, кг, ложка, мешок, булка, пакет). ***Вещественные сущ. в целом обладают формой числа (масло - есть форма единственного числа, сливки - форма множественного числа). Число проявляется в зависимых признаковых словах (вкусное масло, вкусные сливки). Но форма числа специфична. У числовой формы вещественных существительных в обязательном порядке проявляется ЧГЗ числа, а именно цельность (для анализа категории числа). Признаки целого свойственны любому объему этого вещества.
*Важно при определении одушевленности/неодушевленности (медведь – одушевленное, но не личное существительное). в) Абстрактные (отвлеченные) - они обозначают отвлеченные понятия, признаки, свойства, отношения, явления, события. - гуманизм - хлестаковщина - грех - война - бег, синь *Отвлеченные понятия особых отличительных признаков не имеют. Но ЧГЗ числовой формы абстрактных существительных - неделимость.

Все существительные делятся на конкретные и неконкретные по ряду признаков:

1) Конкретные существительные обозначают конкретный предмет, который мы можем воспринимать органами чувств

2) У конкретных существительных обязательна противопоставленность форм единственного и множественного числа (у неконкретных этой противопоставленности нет). У конкретных - 12 форм в парадигме, а у неконкретных - только 6 форм.

3) Конкретные существительные способны сочетаться с количественными целыми числительными, а неконкретные с количествами целыми сочетаться не могут.

нарицательное и собственное

Довольно часто ученики спрашивают: "Что такое нарицательное и собственное имя?" Несмотря на всю простоту вопроса, не все знают определение этих терминов и правила написания подобных слов. Давайте разберемся. Ведь на самом деле, все предельно просто и ясно.

Имя нарицательное

Наиболее значительный пласт существительных составляют имена нарицательные. Они обозначают названия класса предметов или явлений, обладающих рядом признаков, по которым их можно отнести к указанному классу. К примеру, имена нарицательные - это: кошка, стол, угол, река, девочка. Они не называют какой-то конкретный предмет или человека, животное, а обозначают целый класс. Используя эти слова, мы подразумевает любую кошку или собаку, любой стол. Такие существительные пишутся с маленькой буквы.

В лингвистике имена нарицательные также называют апеллятивами.

Имя собственное

В отличие от нарицательных, собственные имена составляют незначительный пласт существительных. Эти слова или словосочетания обозначают определенный и конкретный предмет, существующий в единственном экземпляре. К именам собственным относятся имена людей, клички животных, названия городов, рек, улиц, стран. Например: Волга, Ольга, Россия, Дунай. Они всегда пишутся с прописной буквы и указывают на определенное лицо или единичный предмет.

Изучением имен собственных занимается наука ономастика.

что такое нарицательное и собственное

Ономастика

Итак, что такое нарицательное и собственное имя, мы разобрали. Теперь поговорим об ономастике - науке, которая занимается изучением имен собственных. При этом рассматриваются не только имена, но и история их возникновения, то, как они видоизменялись со временем.

Ученые-ономасты выделяют несколько направлений в этой науке. Так, изучением имен людей занимается антропонимика, названием народов – этнонимика. Космонимика и астронимика изучают наименования звезд и планет. Клички животных исследует зоонимика. Теонимика занимается именами богов.

Это один из наиболее перспективных разделов в лингвистике. До сих пор ведутся исследования по ономастике, издаются статьи, проводятся конференции.

Переход имен нарицательных в собственные, и наоборот

нарицательное и собственные примеры

Имя нарицательное и собственное могут переходить из одной группы в другую. Довольно часто происходит так, что имя нарицательное становится собственным.

К примеру, если человека называют именем, которое ранее входило в класс нарицательных, оно становится собственным. Яркий пример такого превращения - имена Вера, Любовь, Надежда. Раньше они были нарицательными.

Фамилии, образованные от нарицательных имен, также переходят в разряд антропонимов. Так, можно выделить фамилии Кот, Капуста и многие другие.

Что касается имен собственных, то и они довольно часто переходят в другой разряд. Нередко это касается фамилий людей. Многие изобретения носят фамилии своих авторов, иногда имена ученых присваиваются открытым ими величинам или явлениям. Так, нам известны револьвер кольт, единицы измерения ампер и ньютон.

Имена героев произведений могут стать нарицательными. Так, имена Дон Кихот, Обломов, дядя Степа стали обозначением определенных черт внешности или характера, свойственных людям. Имена и фамилии исторических личностей и знаменитостей также могут использоваться в качестве нарицательных, к примеру, Шумахер и Наполеон.

В таких случаях нужно уточнять, что именно адресант имеет в виду, чтобы не допустить ошибок при записи слова. Но зачастую понять это можно из контекста. Думаем, вы поняли, что такое имя нарицательное и собственное. Примеры, которые мы привели, довольно ярко это отображают.

Правила написания имен собственных

нарицательные и собственные имена презентация

Как вы знаете, все части речи подчиняются правилам правописания. Имена существительные - нарицательное и собственное - также не стали исключением. Запомните несколько простых правил, которые помогут вам не допускать досадных ошибок в дальнейшем.

  1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы, к примеру: Иван, Гоголь, Екатерина Великая.
  2. Прозвища людей также пишутся с большой буквы, но без употребления кавычек.
  3. Имена собственные, употребляемые в значении имен нарицательных, пишутся с маленькой буквы: донкихот, донжуан.
  4. Если рядом с именем собственным стоят служебные слова или родовые названия (мыс, город), то они пишутся с маленькой буквы: река Волга, озеро Байкал, улица Горького.
  5. Если имя собственное - название газеты, кафе, книги, то оно берется в кавычки. При этом первое слово пишется с прописной буквы, остальные, если они не относятся к именам собственным, пишутся с маленькой: "Мастер и Маргарита", "Русская правда".
  6. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы.

Как видите, довольно простые правила. Многие из них известны нам еще с детства.

Подведем итоги

Все имена существительные делятся на два больших класса – имена собственные и нарицательные. Первых намного меньше, чем вторых. Слова могут переходить из одного класса в другой, приобретая при этом новое значение. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы. Нарицательные же - с маленькой.

Мы узнали, что такое нарицательные и собственные имена. Презентация, которую вы можете составить, используя этот материал, поможет вам поделиться полученными знаниями с другими.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок русского языка

Тип урока: урок открытия нового знания

УМК: Русский язык 5 класс. /Автор-составитель Т.А. Ладыженская,

расширить знания о существительном как о части речи;

познакомить учащихся с новыми понятиями: имя собственное – имя нарицательное;

обратить внимание на правописание имен собственных;

развивать творческие способности обучающихся, общеучебные умения и навыки;

воспитывать любовь к родному языку, истории, родине, интерес к слову.

Планируемые результаты

Предметные: знать основание деления существительных на собственные и нарицательные; правило употребления большой буквы в именах собственных; выделения кавычками заглавий книг, газет и т.п.; уметь распознавать имена собственные и нарицательные; правильно писать собственные имена: заглавия книг, газет и т.п. с большой буквы и заключать в кавычки; графически обозначать условия выбора верных написаний.

Метапредметные: умение поставить цель и организовать её достижение, формировать умение подводить рефлексию и саморегуляцию; формировать навык поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста; формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительного отношения к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию, понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка у вас проведу я, меня зовут Диана Руслановна!

2.Актуализация знаний

1.Имя существительное относится к служебным частям речи (нет)

2.Имя существительное – самостоятельная часть речи (да)

3.Имя существительное обозначает признак предмета (нет)

4.Имя существительное обозначает предмет(да)

5.Имя существительное отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? как? (нет)

6.Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (да)

7.Имя существительное в предложении обычно является подлежащим и дополнением (да)

8.Имя существительное может относиться к мужскому, женскому и среднему роду (да)

9.Одушевленные существительные отвечают на вопрос что? (нет)

10.Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто? (да)

Итог по проверке.

-Какой части речи был посвящен турнир?

– Всё ли вы знаете об имени существительном?

– Вот это мы сейчас и выясним.

3.Постановка цели и задач урока.

-Ребята, на доске перед вами стихотворение, давайте его прочитаем.

От Алтая до Каспия,

Как народа душа.

И всплеск Иртыша.

-О чём это стихотворение? Какие существительные есть в этом стихотворном тексте?

-Почему одни существительные пишутся с большой буквы, а другие с маленькой?

-Как называются эти существительные?

-Итак, тема нашего урока.

Имена существительные собственные и нарицательные.

-Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на тему урока и используя опорные слова на доске:

1) Углубить и расширить знания о …;

Цель нашего урока: углубить и расширить знания о существительном как о части речи; познакомимся с новыми понятиями: имя собственное – имя нарицательное.

4.Первичное усвоение новых знаний

-Чтобы узнать о собственных и нарицательных существительных нам, ребята, надо поработать с теоретическим материалом учебника на странице 52. Работают в парах с теоретическим материалом учебника, маркируют текст, если возникают вопросы, задают их друг другу или учителю .

Прочитайте правило и промаркируйте информацию в соответствии с условными обозначениями:

-Ребята давайте полученную информацию систематизируем и составим кластер, который находится в ваших рабочих листах.

-Ребята, давайте решим с вами лингвистическую задачу.

Лингвистическая задача

Одному ученику дали задание выписать из текста имена существительные собственные, а другому – выписать имена существительные, которые являются названиями единичных предметов.

Одинаковое или разное задание получили ребята? Почему?

(Ученики получили одинаковое задание, так как существительные собственные и являются названиями единичных предметов)

5.Первичная проверка понимания

Ребята давайте вернемся к учебнику и выполнил упражнение 489 на странице 52-53.

Чтение текста, краткая беседа о том, что дети знают об этих исторических событиях, опора на иллюстративный материал

Читайте также: