Что такое имущественная дифференциация чем она может быть опасна
Обновлено: 16.05.2024
Не снижается имущественная дифференциация населения. Доходы 10% наиболее богатых в 15 раз выше, чем у 10 процентов наиболее бедных (а в Москве в 50 раз). Для сравнения заметим, что в США и наиболее развитых странах этот показатель колеблется в пределах 1:6-8.
Стремительный раскол страны на узкий круг богатых людей и огромную массу бедных, не уверенных в своем будущем, создает два поляризованных класса общества с разным представлением о социальной справедливости. Расстояние между ними увеличивается, а социальная база реформ укрепляется. Очевидно, что это приводит к тому, что постоянно воспроизводится угроза социальных конфликтов. Также предпосылки социальной напряженности создает растущий уровень безработицы. Пороговым уровнем принято считать до 10% от числа трудоспособных. По официальным данным, Россия приближается к этому порогу, но с учетом скрытой безработицы (отпуск без оплаты, неполная рабочая неделя и т.д.) реальный ее уровень составляет 13-15%.
Безработица для России явление новое, поэтому следует иметь ввиду ее моральное воздействие на население и его поступки. По данным американских ученых, рост безработицы на 1% увеличивает заполняемость тюрем на 5-7%.
Как угрозу экономической безопасности России необходимо выделить криминализацию хозяйственной деятельности, вызванную ростом безработицы, сращиванием части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможностью доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства, ослаблением системы государственного контроля.
Среднегодовой прирост преступлений в сфере экономики составляет 12, 5%. С теневой экономикой в качестве работодателей и рабочей силы так или иначе связали себя примерно 60 млн. человек.
Более половины (60, 3%) уголовно наказуемых правонарушений в экономической сфере составили посягательства на собственность. Треть выявленных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления связана со взяточничеством.
Медлительность и незавершенность в создании механизмов контроля и защиты новых экономических отношений от криминального проникновения способствовали стремительному росту и качественному изменению экономической преступности.
В 1998 году выявлено 252,4 тыс. (+15,3%) экономических преступлений. Размер причиненного материального ущерба превысил 20 млрд. рублей.
Тенденции криминализации экономики наблюдаются практически во всех ее отраслях. Наиболее уязвимой перед преступной экспансией оказалась кредитно-финансовая сфера. Здесь выявлено 34, 1 тыс. преступлений (+17, 1%), причиненный ими ущерб оценивается в 7, 9 млрд. рублей.
Более 3 тыс. (+29, 4%) преступлений вскрыто во внешнеэкономической сфере. Общий ущерб, нанесенный контрабандой, составил 74, 3 млн. рублей.
Выявлено 118 фактов незаконного получения кредита, 1003 — легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (1997 г. — 207).
Возросло количество фактов фальшивомонетничества. Выявлено 9, 5 тыс. случаев изготовления, сбыта поддельных денег или ценных бумаг. Вскрыто 1, 6 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и камней.
По экспертным оценкам, в сфере криминального влияния находится более 40 тыс. хозяйствующих субъектов с различными формами собственности, в том числе 1, 5 тысячи государственных предприятий, 4 тысячи акционерных обществ, свыше 500 совместных предприятий, 550 банков, почти 700 оптовых и розничных рынков. Ежегодно организуется и ликвидируется десятки тысяч предприятий с одноименными названиями, ложными сведениями об учредителях, владельцах, уставных фондах, что позволяет им бесконтрольно осуществлять нелегальные хозяйственные и финансовые операции, укрывать доходы от налогообложения, не возвращать кредиты и т. п.
Проблема криминализации экономики страны остается сегодня проблемой номер один.
В основе процессов криминализации хозяйственной жизни в стране лежит теневая экономика, то есть система экономических отношений вне правового поля государства. Теневой финансовый капитал является экономической основой (базисом) организованной преступности.
Теневая экономика, как и любое социальное явление, имеет две стороны. С одной стороны, это создание дополнительных рабочих мест, производство продукции, оказание различного рода услуг и, в конечном счете, повышение благосостояния общества. С другой — уклонение от уплаты налогов, отмывание капиталов, перекачивание капиталов за границу, выведение из оборота неучтенных доходов и валюты. Кроме того, конкурируя с официальной экономикой, теневая экономика, имея более высокую прибыль, оказывается более эффективной и тормозит развитие официальной экономики.
В России централизованная система управления создала совокупность условий для появления и развития теневой экономики и теневых капиталов. В сферу действия теневой системы хозяйства оказались вовлеченными широкий круг людей, ресурсов, а также чиновники разного ранга.
На сегодняшний день в России сложилась своеобразная система ухода от уплаты налогов. Это занижение выручки и прибыли, расчеты через третьих лиц, использование бартера и взаимозачетов, расчеты наличными, получение необоснованных льгот, создание дочерних структур и т. п. По данным Рабочего Центра экономических реформ при Правительстве РФ, всего 1,5% опрошенных руководителей предприятий различных форм собственности оформляют в установленном порядке сделки и платят все налоги.
Предпринимательские структуры, появившиеся после экономических реформ, вынуждены были подчиняться тем правилам, которые были приняты в теневой экономике. Господствующая в хозяйственной деятельности преступность навязывала им эти правила, направляя их на путь противозаконного получения доходов, ухода от налогообложения.
Однако одна лишь поддержка теневой экономики общеуголовной преступностью не давала и не дает сейчас полной гарантии безопасности.
На содержании теневого финансового капитала находятся многие государственные структуры и общественные организации, формирующие политику государства. Коррупция проникла во все ветви государственной власти и приобрела огромный размах. Так, 87 % опрошенных оперативных работников и руководителей управлений по борьбе с организованной преступностью указали на сращивание организованных преступных формирований с властными структурами, особенно с органами управления на местах, 64% — на сращивание с правоохранительными органами, а 31 % — с органами управления на государственном уровне.
Результатом криминализации экономической системы явилось подчинение экономической политики государства специфическим экономическим интересам криминальных структур. Теневая экономика является тем стержнем, на котором сформировалась современная криминальная структура.
Важнейшим фактором, обусловившим криминализацию экономической жизни общества, является разрушение механизмов государственной власти, а также проводимая социально-экономическая политика.
Потенциальная опасность криминализации экономики объективно усиливалась также самой направленностью реформ на развитие рыночных отношении. Этапу первоначального накопления капитала неизбежно сопутствует обострение криминальных явлений в экономической жизни общества.
Несмотря на усиление активности государства в борьбе с криминалом, результаты не дают основании для удовлетворительной оценки. Наиболее опасным является не сам темп роста различного рода экономических преступлений (как бы впечатляюще ни выглядели конкретные цифры и примеры), а переход экономической преступности в новое качество, выражающееся во все более и более реальной угрозе экономической безопасности Российской Федерации.
Говоря об экономической безопасности с точки зрения воздействия на нее криминальной экономики, необходимо обратить внимание на то, что экономическая преступность приобрела качественно новые свойства. Лидеры и авторитеты криминального мира создают преступные сообщества, которые активно оказывают влияние на предприятия и организации, имеющие федеральное значение. Этим сообществам все в большей мере свойственны жесткая централизация, четкая дисциплина. Особую тревогу вызывает существование в этих сообществах таких атрибутов, как разведка и контрразведка, прекрасное техническое обеспечение и наличие отрядов боевиков, в то время как ранее эти атрибуты могли быть свойственны только государству Это приводит к мысли, что криминальные сообщества пытаются подменить собой государство, взяв на себя его функции и вместе с ними властные полномочия. Такая тенденция чрезвычайно опасна, так как ставит под угрозу существование самого государства. Иначе говоря, проблема криминализации экономики должна рассматриваться и в качестве проблемы национальной безопасности.
Раздел: Экономика
Количество знаков с пробелами: 101216
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 1
Экономическая безопасность – это состояние хозяйственной системы, при котором действие внутренних и внешних факторов не может повлиять на ее стабильность и рост.
Экономическая безопасность является частью национальной безопасности, так как обеспечивает защиту граждан, соблюдение их жизненно важных интересов, а также минимизирует влияние угроз внутреннего и внешнего характера. Под угрозами понимаются явления, события и процессы, способные негативно повлиять на хозяйственную систему.
Безопасность экономики может рассматриваться на макро- и микроуровнях. Интересы национальной экономики обеспечиваются государственной властью, предприятия – владельцами его активов, домашнего хозяйства – самим индивидом. Безопасность экономики страны определяется следующими факторами:
- Географическим положением, а значит, размещение производственных сил, доступом к ресурсам.
- Военной мощью, которая является основой геополитического влияния в мире.
- Степенью государственного вмешательства в экономику.
- Приоритетными направлениями экономической политики.
- Структурой национальной экономики и ее эффективностью.
- Наличием резервов, которые можно использовать для преодоления негативных тенденций.
Обеспечение национальной экономической безопасности предполагает разработку и внедрение законодательной базы, которые обеспечат и защитят работу стратегически важных отраслей народного хозяйства. Так же необходим контроль наполнения и расходования бюджета, борьба с коррумпированностью власти. Конкурентоспособность на международном рынке достигается за счет инновационной деятельности и инвестиций в науку и технику. Государством должны обеспечиваться обороноспособность страны, эффективное функционирование армии и спецслужб. Кроме того, система экономического и политического регулирования требует постоянного совершенствования и развития.
Готовые работы на аналогичную тему
Расслоение общества
Расслоение общества происходит вследствие социального неравенства. Это форма дифференциации общества не только по доходам, но и по условиям жизни и возможности удовлетворения своих потребностей. Под неравенством понимается разные возможности доступа к ограниченным ресурсам. Исследования прошлого десятилетия показали, что всего 1% населения планеты имеет доступ практически к половине всех существующих богатств.
Неравенство может иметь различные формы. Среди наиболее распространенных выделяют дискриминацию по:
- возрасту;
- полу;
- расе;
- сексуальной ориентации и гендерной идентичности;
- доходам.
Экономическое неравенство показывает различие между субъектами, группами субъектов и странами. Оно имеет отношение к проблемам равенства людей в возможностях, результатах. Показателями экономического неравенства являются дифференциация по доходам, неравенство имущества и потребления. Самым распространенным методом оценки имущественного расслоения общества является коэффициент Джинни. Это статистический показатель расслоения общества по конкретному признаку. Для анализа может использоваться децильный коэффициент, сопоставляющий доходы и имущество 10% самых бедных и 10% самых богатых граждан.
Экономисты разделяют существующее расслоение общества на неравенство возможностей и остаточное неравенство. Первое возникает по причине событий, на которые индивид повлиять не может. Это может быть раса, страна, образование родителей. Остаточное неравенство зависит от степени приложенных усилий и удачи.
Современная ситуация в мире характеризуется тенденцией углубления расслоения населения по доходам, при этом общий уровень расслоения по миру снижается. Доля богатых в развитых странах продолжает расти, а доля бедных остается на том же уровне. Причинами имущественного расслоения в современном обществе считаются снижение прогрессивности налогов, ослабление роли профсоюзов, общее снижение уровня монополизации и конкуренции. Так же сказывается влияние глобализации, мошенничество с налогами, использование оффшорных зон. Система образования во многих странах становится неэффективной.
Имущественное расслоение общества как угроза экономической безопасности страны
Имущественное расслоение общества влияет на экономическую безопасность страны напрямую и косвенно. Прежде всего, снижается мобильность населения, что негативным образом сказывается на экономическом росте и внедрении инноваций. Имущественное расслоение сказывается на развитии детей. Медицинские исследования показали, что бедность сказывается на эмоциональном и психическом развитии населения. Кроме того, желание справедливости в распределении доходов стимулирует развитие преступности. Статистические исследования показали связь между ростом преступности и низким уровнем жизни.
Неблагоприятные условия укорачивают длительность жизни, повышают вероятность болезней. Это соотношение характерно как для мировой, так и для национальных экономик. Еще одной негативной тенденцией является склонность богатых людей к сбережению, а бедных к тратам. Переизбыток сбережений ведет к снижению процентных ставок.
Имущественное неравенство вызывает чрезмерное потребление, что ведет к финансовой нестабильности. Разрыв в доходах стимулирует население брать кредиты и влезать в долги. Имущественное расслоение усугубляет влияние экономического кризиса. Малоимущие граждане не могут создать резерв или застраховать себя на случай возникновения негативных экономических тенденций. Тогда они теряют больше того, что имеют. Домашние хозяйства предпочитают снижать расходы, что неблагоприятно сказывается на стабилизации национальной экономики, а значит, на ее возможности выхода из кризиса.
Стремление к сбережению и экономии трат сдерживает темпы роста, что сказывается на способности национальной экономки сохранять свою независимость и конкурентоспособность. Это вызывает недовольство существующей государственной властью и ведет к политической и социальной нестабильности.
Читайте также: