Что происходило с имуществом человека ставшего жертвой испанской инквизиции времен томаса торквемады

Обновлено: 17.05.2024

Рафаэль Сабатини в своем исследовании "Торквемада и испанская инквизиция" собрал и обобщил сотни фактов и документов по истории инквизиции вообще и зловещей роли, которую сыграл Великий инквизитор фра Томас де Торквемада.

ТОРКВЕМАДА и испанская инквизиция (TORQUEMADA and the Spanish Inquisition)

Первое издание книги вышло в Лондоне в 1913 году.

Перевод выполнен с издания 1930 года.

Глава I. РАННИЕ ГОНЕНИЯ 2

Глава II. КАНОНИЗИРОВАННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИНКВИЗИЦИИ 5

Глава III. ОРДЕН СВЯТОГО ДОМИНИКА 6

Глава IV. ИЗАБЕЛЛА-КАТОЛИЧКА 9

Глава V. ЕВРЕИ В ИСПАНИИ 13

Глава VI. НОВЫЕ ХРИСТИАНЕ 16

Глава VII. НАСТОЯТЕЛЬ МОНАСТЫРЯ САНТА-КРУС 19

Глава VIII. СВЯТАЯ ПАЛАТА В СЕВИЛЬЕ 20

Глава IX. ВЫСШИЙ СОВЕТ 23

Глава X. ЮРИСПРУДЕНЦИЯ СВЯТОЙ ПАЛАТЫ: ПЕРВЫЕ "НАСТАВЛЕНИЯ" ТОРКВЕМАДЫ 25

Глава XI. ЮРИСПРУДЕНЦИЯ СВЯТОЙ ПАЛАТЫ – ФОРМА ПРОЦЕДУРЫ 31

Глава XII. ЮРИСПРУДЕНЦИЯ СВЯТОЙ ПАЛАТЫ – ДОПРОС С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЫТКИ 34

Глава ХIII. ЮРИСПРУДЕНЦИЯ СВЯТОЙ ПАЛАТЫ – ГРАЖДАНСКИЕ ВЛАСТИ 35

Глава XIV. ПЕДРО АРБУЕС ДЕ ЭПИЛА 39

Глава XV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ "НАСТАВЛЕНИЯ" ТОРКВЕМАДЫ 42

Глава XVI. ИНКВИЗИЦИЯ В ТОЛЕДО 43

Глава XVII. AUTOS DE FE 45

Глава XVIII. ТОРКВЕМАДА И ЕВРЕИ 46

Глава XIX. ЛЕГЕНДА О СВЯТОМ МЛАДЕНЦЕ 49

Глава XX. АРЕСТ ХОСЕ ФРАНКО 50

Глава XXI. ПРОЦЕСС ПО ДЕЛУ ХОСЕ ФРАНКО 52

Глава XXII. ПРОЦЕСС ПО ДЕЛУ ХОСЕ ФРАНКО (продолжение) 56

Глава XXIII. ПРОЦЕСС ПО ДЕЛУ ХОСЕ ФРАНКО (окончание) 58

Глава XXIV. ЭПИЛОГ К ДЕЛУ О СВЯТОМ МЛАДЕНЦЕ 60

Глава XXV. ЭДИКТ ОБ ИЗГНАНИИ 62

Глава XXVI. ИСХОД ЕВРЕЕВ ИЗ ИСПАНИИ 64

Глава XXVII. ПОСЛЕДНИЕ "НАСТАВЛЕНИЯ" ТОРКВЕМАДЫ 65

РАФАЭЛЬ САБАТИНИ
Торквемада и испанская инквизиция

Огонь разжигается для того, чтобы гореть,

пока не кончатся сухие поленья.

Андрес Берналдес

От автора

История фра ( от лат. frаtrе – брат – обращение к монаху ) Томаса де Торквемады – это история руководящей элиты новой инквизиции. Это история не столько человека, сколько гениального руководителя гигантской и безжалостной машины, во многом усовершенствовавшего ее. На сегодняшний день мы можем уяснить лишь детали сложного устройства этой машины. Сохранившиеся мемуары приоткрывают плотную завесу таинственности, скрывающую от непосвященных сам механизм, и обнаруживают внушающую благоговение силу интеллекта его творца. Но о самом творце нам удается поручить сведения лишь из случайных и кратких упоминаний. Только в этих редчайших эпизодах Торквемада предстает перед нами человеком из крови и плоти.

Мы видим его то пылко убеждающим упорствующую королеву исполнить долг перед Богом и обнажить меч гонения, то сурово грозящим "католическим монархам" гневом Господним, когда они пытаются ослабить удары этого карающего меча. Но в главном Торквемаду еще предстоит узнать – не в политической деятельности, а в "Параграфах", которые стали выражением непреклонности духа человека, замышляющего зло в благочестивом стремлении к добру.

Неподвластный суетности мирских стремлений, он кажется одновременно сверхчеловеком и недочеловеком и – неустрашимый среди проклятий, равнодушный к рукоплесканиям, презирающий материальные блага – ни в чем не проявляется столь величественным и достойным восхищения, как в решительном самоотречении, с которым посвящает себя служению своему Богу, ни в чем не проявляется столь ужасающим и трагически беспощадным, как в реальных деяниях.

"Его история, – говорит Прескотт , – служит лучшим доказательством того, что среди всех человеческих недостатков нет причиняющего обществу больше непоправимых бедствий, чем фанатизм".

И до сего дня – четыре столетия спустя – Испания по-прежнему хранит отпечаток безжалостных трудов Торквемады, которого заслуженно ситают вторым после Филиппа II человеком, нанесшим стране, давшей ему жизнь, колоссальный ущерб.

Материалы для этой книги взяты из источников, авторам которых, всем без исключения, создатель ее выражает глубокую признательность. Однако особая его благодарность – и это закономерно для всякого, кто занимался изучением испанской инквизиции, – Хуану Антонио Льоренте, автору обширных, емких и чрезвычайно обстоятельных работ, историку неподкупной честности и неоспоримого авторитета, который писал в крайне благоприятных условиях и пользовался свободным доступом к архивам.

Хуан Антонио Льоренте родился в Логроньо в 1756 году и принял сан священника в 1779 году после окончания университетских курсов латыни и канонического права, что дало ему возможность получить место среди законоведов Высшего совета Кастилии, который и являлся, собственно говоря, Советом инквизиции. Обладая ученой степенью доктора канонического права, он выполнял обязанности главного викария епископа Калаорры, а впоследствии стал комиссаром Святой палаты в Логроньо, доказав "чистоту крови", не оскверненной "заразой" евреев, мавров или еретиков.

В 1789 году его назначили генеральным секретарем Святой палаты – назначение, приведшее его в Мадрид, где он был благосклонно принят королем.

Глубокий, склонный к рационализму исследователь социологических проблем, Льоренте у многих коллег вызывал подозрения и зависть, и, когда либеральное крыло потеряло силу и потянуло за собой многих из тех, ко занимал важные посты, молодой священник не только оказался смещенным, но и получил унизительное назначение: в качестве епитимьи его на месяц сослали в уединение монастыря.

Впоследствии он занимался педагогической деятельностью вплоть до вторжения "орлов" Бонапарта в Испанию, Льоренте встретил французов как спасителей страны, вследствие чего стал членом Собрания нотаблей , созванного Мюратом при административной реформе. Но самым важным, с нашей точки зрения, является тот факт, что после упразднения инквизиции, в 1809 году, Льоренте принял назначение, предписывающее просмотреть ее громадные архивы, и, используя услуги множества направленных ему в помощь секретарей, провел два года за составлением выдержек обо всем, что посчитал существенным.

Он занимал высокие посты при французском правительстве, так что, когда оно в конечном счете было изгнано из Испании, Льоренте был вынужден уехать. Он нашел убежище в Париже и там написал свою знаменитую "Критическую историю испанской инквизиции" – итог своих замечательных исследований.

То было очень дерзкое произведение, и роялистки и клерикально настроенное правительство не позволило автору остаться безнаказанным. Ему запретили выступать во всеуслышание и проводить церковные службы – практически лишили духовного сана, – запретили также учить языку и в частных школах. Он ответил публикацией "Политический портрет папы Римского", за что получил приказ немедленно покинуть Францию. Льоренте отправился обратно в Испанию в декабре 1822 года и умер через несколько дней после приезда в Мадрид, убитый непосильной для его преклонного возраста трудностью поездки.

Хотя его "Критическая история" обнаруживает местами определенную горячность, в основном она представляет собой рассудительное изложение старинных рукописей, исследование которых являлось некоторое время его привилегией.

Le-Pape-et-lInquisiteur-dit-aussie-Sixte-IV-et-Toruemada

Но кто посмеет сказать, будто Господь нас покинул?
Вас хотят заставить усомниться в ангелах.
Братья мои, ангелы здесь. Нет, не подымайте ваших глаз.
Небеса пусты. Ангелы здесь, на земле.
Жан-Поль Сартр.

И если кто-то из старейших долгожителей моего журнала ещё помнит, то, может быть, крикнет в мою сторону, что тему о семи смертных грехах мы уже проходили. И что всё это уже было выписано и сказано. И зачем беспокоить то, что давным-давно обсуждено и уже накрыто так крепко навалившейся сверху надгробной плитой? Но речь сегодня пойдёт не о теории, а о самой живой практике истребления изъязвлений духа человеческого. Да и чем мы с вами от раза к разу занимаемся? И можно ли гипертрофировать понятие веры в благое дело настолько, чтобы самому возомнить себя посланцем Воли Господней? Ну, или, по крайней мере, избранным в пути служения цели, которая, по легенде, уже не может быть достигнута никем другим, кроме тебя. Инквизиция, конечно же, до сих пор имеет место быть. Правда, поле её действия уже не базарные площади и подвальные казематы – она сменила место своего пребывания на более светлые и чистые помещения. Ну, и на Интернет, конечно же. Но речь сегодня не о бестолковых сетевых моралистах, которые плодятся подобно кроликам на просторах всемирной паутины. И не о религиозно сдвинутых депутатах, которые тужатся принимать очередные законы с одной лишь целью – выбросить все свободные детали механизма, чтобы заменить их на множество согласованно бьющих по вниманию и свободам граждан молоточков, не нарушая, между тем, иллюзию демократии. Ту иллюзию, которую спонсирует и постоянно поддерживает весь западный мир. А речь сегодня пойдёт об ангелах. И что нужно вообще знать о них?

Однако много-много лет назад были предприняты такие попытки. И несмотря ни на что, Бог ещё заинтересованно поглядывал на нашу, уже окончательно морально разложившуюся, планету, где каждый член общества сгнивает так, как только он один может. В руках политиков и Господа (не будем путать эти понятия) в то время находились самые передовые технологии контроля общества, основным среди которых была церковь. Не та церковь, которая сейчас представлена высокими ставленниками от бомонда, неспособными отказаться от личного комфорта и красивой жизни, но церковь, готовая до последней капли крови сражаться за своё мнение и принципиально относящаяся к книге Бытия Божьего и нарушению её законов.

Герой сегодняшней статьи – один из самых ярких церковных деятелей прошлого. Тот, чьё имя спустя века уже стало нарицательным и ассоциируется лишь с жестокостью и самыми дьявольскими пытками во имя спасения бессмертной человеческой души. Персонаж, более чем величественный в своей кротости – и тут может показаться, что я перегибаю палку, но всё должно быть сказано именно так, потому что иначе выразиться – значит уже слукавить. А лукавить, как вы понимаете, большой, очень большой грех. В лабиринтах очередной гость. Испанский церковный деятель, один из самых известных монахов доминиканского ордена – Томас де Торквемада .

Иоанн Торквемада, отец нашего сегодняшнего героя, был доминиканцем, которому посчастливилось принимать участие в Констанцском соборе, длящемся около четырёх лет и имевшем своей целью решить вопрос так называемой Великой Схизмы – раскола церкви, во время которого формально существовало ни больше ни меньше, но сразу два претендента на трон римского папы. Справедливости ради стоит заметить, что в 1409 году появится ещё один претендент на эту действительно высокую должность.

Сыр-бор же начался ещё в 1378 году, когда скончался Григорий ХI – последний из когорты авиньонских церковных пленников. Перед смертью он всё-таки успел перенести папский престол из Авиньона, в который Филипп IV Красивый когда-то силой его водрузил, чтобы иметь своих людей среди высших кругов духовенства, обратно в Рим, чем и была вызвана путаница в среде папских наследников. Между прочим, этот процесс смены места папского трона, вполне возможно, предотвратил падение власти папы как такового - слишком уж накалённой была обстановка в Риме в то время. Во время этого собора Иоанн занимал самую ожесточённую позицию в отношении Яна Гуса. И, видимо, эта решительность и уверенность отца нашего главного героя в единственно верном римском папе в будущем скажется на его сыне Томасе и его вере в Единого Бога.

Но не будем отвлекаться. И для тех, кто хотя бы немного может заглянуть на несколько страниц истории вперёд, стоит привести один презабавнейший факт – дядя Томаса, кардинал и теолог Хуан де Торквемада, к слову говоря, был ортодоксальным евреем, позже принявшим крещение. Те, кто несколько напрягся, пытаясь переварить эту информацию в своих черепных котелках, могут пока расслабиться. Эта ниточка будет вплетена в основное повествование несколько позже. Станет своего рода декоративной виньеткой на портрете нашего сегодняшнего героя, у которого просто не будет детства. Да и какое детство может сохраниться в памяти истории, если речь идёт о Великом и Безгрешном Инквизиторе? Словом, история нашего персонажа, действительно талантливого духовника, получившего достаточно приличное образование, официально начинается с возраста тридцати одного года, когда он примет решение последовать по стопам отца.

Глупая толпа позже не без чувства страха будет перешёптываться о сомнительном прошлом Великого Инквизитора, намекая на его многочисленные любовные интрижки и прочие запоминающиеся похождения. Однако где этот смельчак, который сумеет дать показания под страхом смерти?! В то время даже самый смелый из нас, уверяю, не смог бы открыть и рта. Великая церковная диктатура. Страшнейшая система линчевания. Мощнейшая и, пожалуй, самая эффективная схема поддержания порядка в обществе.

Карьера же будущей грозы еретиков, несмотря на достаточно позднее вступление в орден, уже на бешеных скоростях несётся вперёд и вверх – начав обычным аскетом, благодаря своему умению мастерски сплетать слова в тугую косичку смыслов, Торквемада уже занимает пост приора монастыря Святого Креста. И именно здесь, именно в этом монастыре в городе Сеговия, частенько бывала не кто иная, как Изабелла Португальская – мать единственной дочери короля Кастилии и Леона, Хуана II Кастильского.

И кто бы мог предположить, что некий нерушимый духовный союз маленькой девочки и умудрённого знаниями монаха в будущем уже породит так называемую Святую Инквизицию – более чем взрывоопасную смесь христианских догм, политических вольностей и стопроцентно субъективных обвинений? А сейчас маленькая белокурая девочка просто поражена мастерством выступающего в пылу оратора, который так много знает о Боге. Который, как кажется со стороны, настолько слился с ним, что по окончании проповеди, покорно опустив глаза, отправляется не куда бы то ни было, а в сами райские покои для бесед со Всевышним. И её мать, набожная и крайне строгая Изабелла Португальская, уже понимает, что этот человек – тот, кто нужен её девочке. Тот, кто действительно сможет воспитать её дочь в том самом неистребимом стиле классических религиозных проповедников.

И в будущем для маленькой Изабеллы этот выбор матери окажется чем-то намного большим, нежели когда-то совершённое определение духовного пастыря. Мать создаст почву, подготовит площадку для посева зёрен необходимых убеждений, которые считает единственно верными для своей дочери, а Томас Торквемада займётся культивированием подрастающей веры. Он станет для Изабеллы чуть ли не посланцем Бога – единственным и самым чистым его ангелом.

19 октября 1469 года состоится тайная свадьба Изабеллы и Фердинанда II Арагонского. Разрешение на этот брак не было получено от старшего брата Изабеллы – Энрике IV, к тому времени занимавшего должность короля Кастилии, потому жених вынужден был прибыть на место венчания – в Вальядолиде – переодевшись купцом. Этот союз лично благословили архиепископ Толедский и папа Сикст IV. И вся эта история, возможно, действительно являлась мудрым политическим ходом, так как Фердинанд сразу же после заключения брака согласится признать себя принцем-консортом – принцем при правящей супруге. Конечно же, продолжится междоусобная перепалка между Изабеллой и Энрике, уже давно имевшая место быть. В недавнем прошлом бездетный король, у которого чудом рождается дочь Хуана (по многим уверениям, не от него самого, кстати), договаривается с сестрой об отстранении своей дочери от наследования трона и передаче его Изабелле при одном условии – вступлении в брак только с согласия брата. Однако случается что-то непредвиденное, что полностью меняет его планы, и вот он уже разрешает Изабелле выйти замуж, вычёркивает её из списка наследующих престол, а свою якобы дочь объявляет прямой наследницей королевской власти – возможно, чтобы остановить слухи, что она ему не родная. В планы Энрике входило бракосочетание своей сестры с братом его жены, однако Изабелла уже берёт в практически фиктивные мужья своего двоюродного брата. В итоге, запутавшись в делах престола и так и не решив что-то окончательно, бедный Энрике умирает в возрасте сорока девяти лет в ходе хитрой борьбы за власть, а на престол восходит Изабелла, которую поддержат кортесы – региональные сословно-представительные собрания. Как хитро всё запутано, согласитесь?

И наш сегодняшний персонаж, как многие из вас успели заметить, даже в статье о нём самом постоянно выглядит некой тенью за плечом более ярких фигур. И это более чем великое мастерство – уметь управлять ситуацией, приковав взгляды окружающих к чему-то более блестящему и яркому. Так умелый дрессировщик пугает льва зеркалом.

К слову, признание, полученное на дыбе, не всегда имело юридическую силу. И, конечно же, нужно напомнить, что мы имеем дело с абсолютно законными действиями со стороны церковных служителей. Когда инквизиция появлялась в каком-либо городе, она немедленно связывалась с местными властями и ставила их перед фактом своего присутствия, что означало необходимость всяческой помощи в расследовании процессов, связанных с деятельностью еретиков и прочих лиц, проповедующих свои нелепые религиозные убеждения. Сопротивления она, конечно же, не встречала, но при подобных случаях законный представитель инквизиции имел право отлучить от церкви весь город, что могло привести к очень и очень серьёзным последствиям. Начиналось всё достаточно просто и банально – с опроса населения. Те, кто был виновен или находился под подозрением, должны были явиться на инквизиторский суд в течение месяца. Сокрытие определённой информации о еретической или, не дай Бог, антицерковной деятельности, также рассматривалось по законам инквизиции и каралось некоторым физическим воздействием. Но мы о дыбе. Конечно же, да.

Полученное на дыбе признание собственной вины инквизиторы принимали не сразу. После его оглашения – обычно оно происходило в секунды, когда преступник находился во невменяемом состоянии – признание также должно было быть подтверждено по снятии обвиняемого с этой чёртовой машины. Данная мера была предусмотрена для подтверждения раскаяния и, по соображениям инквизиторов, должна была исключить возможность погрешности, возможность того, что признание было получено исключительно из-за невозможности преступником дальше испытывать боль. И трудно даже представить, что после таких зверских издевательств, кто-то мог сохранить молчание. Однако, судя по тому, что список пыточных изощрённостей продолжался, регулярно попадались и таковые.

Вторая пытка заключалась в следующем – подозреваемого в ереси связывали и клали на стол утыканный гвоздями. Его голова откидывалась назад и накрывалась марлей, на которую инквизиторы лили воду, дабы внушить обвиняемому страх утопления. Кстати, страх был не так иллюзорен – вздохнуть во время этой пытки было действительно практически невозможно, это зачастую приводило к обильным кровотечениям из носа и ушей.

Последняя пытка – сальто мортале для любого подозреваемого – состояла в том, что его ноги закреплялись в особых колодках, натирались жиром и поворачивались к огню. Всё! Достаточно, чтобы убить взрослого мужчину. И абсолютно понятно, что получить признание в течение этой пытки было уже практически совсем невозможно! Тем же счастливчикам, кто сознался в обвинениях церкви ещё на дыбе, выносилось особое определение и костёр наступал для них намного быстрее, чем для самых упорных и упрямых подозреваемых. Это же, кстати, зачастую касалось и признавшихся на самом первом допросе. Более лёгкая смерть, нежели круги ада, проходимые иными обвиняемыми. Вы не находите?

Однако, вот он – огромный костёр в центре городской площади, который готовился загодя, а зачастую был также приурочен к какому-либо большому церковному празднику. И символ костра как европейского варварства в отношении к собственным гражданам, без сомнения, бессмертен. Всё равно, что любой из символов российской политики по отношению к собственному народу. Ведь за всю историю инквизиции, которая была перерождена благодаря реформе Торквемады, на подобных кострах по самым приблизительным подсчётам было сожжено от 23 до 35 тысяч человек, от 8 до 20 тысяч из которых относят именно на время занимания поста Томасом Торквемадой. Стоит также оговориться и сказать, что многие историки говорят о цифрах в сотни раз меньше – от 800 до 2000 казнённых на кострах по всей Европе за три столетия существования системы данных, достаточно радикальных инквизиторских мер. Однако об этом несколько позже.

И вот мы уже слышим эти гулкие шаги по тёмному коридору. Человек в балахоне картинно мрачен. Он, как кажется, отстранился от всего земного и слышит какую-то лишь ему ведомую музыку сфер. И, когда ты понимаешь, что призван очищать через пытки, твоё сердце должно быть действительно сделанным из камня. Ни капли сожаления. Ни нотки лишних чувств в голосе – лишь спокойная убеждённость в своей правоте. Ты – Ангел Божий. Да и что может быть благостнее, чем исполнение долга и уничтожение греха? Никакой ненависти к грешникам, как вы понимаете – ничего личного. Лишь профессионализм и точный расчёт. Ведь тело-то, по большому счёту, всего лишь оболочка для души. И любой инквизитор, абсолютно любой, я уверяю вас, точно знает, что наша бренная оболочка – всего лишь личинка, внутри которой заключена бессмертная душа. И что может быть более вредоносным для содержания, чем яд духовной лжи, который заставляет сворачивать с истинного пути. И какая разница, сколько физических страданий перенёс человек, если душа будет спасена? Все эти религиозные вольности и идеи об освобождении – настолько ли они полезны для внутреннего здоровья? И при такой постановке вопроса, инквизиция действительно предстаёт великой спасительницей грешников, бесспорно перевыполнившей свой долг перед обществом. Но тупая толпа ропщет и ничего не понимает. И каждый – каждый из них может уже быть проклят, не подозревая об этом. Поэтому – только очищение. Только костёр и аутодафе. Дабы спасти очередную жизнь заблудшего слепца. И шаги, как вы слышите, становятся всё ближе. И свечи горят в руках сопровождающих Великого Инквизитора.

Кстати, личная армия Торквемады, жутко боявшегося отравления, а потому всегда державшего на своём столе рог единорога, который должен покраснеть при соприкосновении с ядом – ну вы-то знаете – составляла пятьдесят конных солдат и около двух сотен пехотинцев. Когда по Европе начали полыхать первые костры – с 1481 года – жертв инквизиции с каждым днём становилось всё больше, а методы воздействия и пытки – всё изощрённее. И уже через месяц папа Сикст IV, осознав, что допустил большую ошибку, выносит определение деятельности Торквемады и его ведомства, после чего получает распоряжение от самих короля и королевы с вежливой просьбой не соваться туда, куда не следует. Семнадцать лет Великий Инквизитор будет преследовать иноверцев на своей земле. И те, кто будут являться на трибунал до истечения месячного срока, предоставленного подозреваемым на раздумье, будут иметь шанс на самое благоприятное стечение обстоятельств – конфискацию большей части своего имущества и право в страхе убираться из страны. Остальных же ждала немедленная расправа либо раскаяние через пытки. Тех, кстати, кто проходил все эти круги ада на инквизиторских столах и оставался в живых, так и не сознавшись, приговаривали к пожизненному заключению. По всей Испании тюрьмы ломились от новых и новых пополнений религиозных преступников и иноверцев, а большая часть разумных представителей других не коренных национальных групп, в панике собирала свои вещи и торопилась поскорее покинуть страну. И дело даже не в пытках и мучениях – через некоторое время уже само имя Томаса Торквемады наводило ужас. Невысокий человек с бледным, будто бы высеченным из камня лицом и пронзительными небольшими глазками обладал такой харизмой, что даже слуги старались приближаться к нему лишь в случаях крайней необходимости. И в этой кровавой борьбе, основной целью, конечно же, являлись евреи. Торквемада говорил, что они пьют кровь некрещённых младенцев. По настоянию Великого Инквизитора, к мнению которого набожная Изабелла всегда прислушивалась, была осаждена Гранада – последний оплот испанских мавров. И, когда с многовековой арабской оккупацией было покончено, личным приказом Изабеллы всем евреям предлагалось добровольно стать католиками либо убираться из страны к чертям собачьим. Сам же Торквемада в это время в Гранаде – лично руководит сожжением всех имеющихся копий Талмуда и Корана, а также перестройкой главной мечети города в большой католический храм.

И вот они – на сто процентов Ангелы, делание которых – благостно, а мысли чисты и безупречны. Те люди, благодаря которым Испания и состоится как великое государство. Оклеветанные благодетели, если хотите, на кострах которых погибли тысячи и тысячи ни в чём не повинных людей, но цель которых, как считал Торквемада, несомненно, оправдывала все эти средства.

Незадолго до своей смерти Великий Инквизитор всё-таки фактически будет отстранён от службы. Это случится после того, как он обвинит в ереси и добьётся осуждения на смерть двух епископов. И король Фердинанд, конечно же, поймёт, что Игра уже выходит за рамки обычной государственной политики. Его чаяниями эти двое будут освобождены, а Торквемада настолько разозлится на короля, что уже не появится во дворце до самой своей смерти. После этого случая к нему будут приставлены четыре генерала-инквизитора, которые по праву должности смогут опротестовать решения своего непосредственного, как кажется, начальника.

16 сентября 1498 года, спустя некоторое время после встречи с Изабеллой, Великий Инквизитор скончается от старости. Уйдёт тихо. Так же тихо, как большую часть своей жизни командовал самым великим испанским парадом всех времён и народов. Костры же ещё долго будут гореть по всей Европе, забирая с собой жизни не только окончательно безумных еретиков, но и величайших людей своего времени. Да и чего стоят все эти люди? Они уже подарили миру свои изобретения и находки. И теперь их ждал вечный покой. Покой, который в глазах церкви смог освободить их разум и очистить душу.

Томас де Торквемада (Торкемада; 1420-1498) – создатель испанской инквизиции, первый великий инквизитор Испании. Являлся инициатором гонений мавров и евреев в Испании.

В биографии Торквемады есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Томаса де Торквемады.

torkvemada

Биография Торквемады

Томас де Торквемада появился на свет 14 октября 1420 г. в испанском городе Вальядолиде. Он рос и воспитывался в семье служителя доминиканского ордена Хуана Торквемады, который в свое время участвовал в Констанцском соборе.

К слову, главной задачей собора было прекращение раскола католической церкви. На протяжении последующих 4-х лет представителям духовенства удалось решить множество вопросов, касающихся обновления церкви и церковной доктрины. На нем были приняты 2 важных документа.

В первом говорилось, что собор, представляющий всю вселенскую церковь, обладает наивысшей властью, данной ему Христом, и абсолютно все обязаны подчиняться данной власти. Во втором сообщалось, что собор будет проводиться на постоянной основе по истечению определенного срока.

Дядей Томаса был знаменитый богослов и кардинал Хуан де Торквемада, предками которого были крещеные евреи. После того, как юноша получил богословское образование, он поступил в доминиканский орден.

Когда Торквемада достиг 39-летнего возраста ему доверили должность настоятеля мужского монастыря Санта-Крус ла Реал. Стоит отметить, что мужчина отличался аскетическим образом жизни.

Позже Томас Торквемада стал духовным наставником будущей королевы Изабеллы 1 Кастильской. Он приложил немало усилий для того, чтобы Изабелла взошла на престол и вышла замуж за Фердинанда 2 Арагонского, на которого инквизитор тоже оказывал значительное влияние.

Справедливо отметить, что Торквемада являлся прекрасным знатоком в области богословия. Он обладал жестким и непреклонным нравом, а также был фанатичным приверженцем католицизма. Благодаря всем перечисленным качествам, ему удавалось воздействовать даже на Папу римского.

velikij-inkvizitor-ispanii-tomas-torkvemada

Великий инквизитор Испании Томас Торквемада

В 1478 г., по прошению Фердинанда и Изабеллы, Папа образовал в Испании Трибунал священной канцелярии инквизиции. Спустя 5 лет он назначил Томаса великим инквизитором.

Перед Торквемадой стояла задача объединить политических и религиозных лидеров. По этой причине он провел ряд реформ и увеличил деятельность инквизиции.

Оценки деятельности

Первый историк Инквизиции, Хуан Антонио Льоренте, заявляет, что пока Томас Торквемада был главой Священной Канцелярии, в Испании были заживо сожжены 8800 человек и подвергнуты пыткам порядка 27 000. Стоит заметить, что некоторые специалисты считают данные цифры завышенными.

Так или иначе благодаря усилиям Торквемады удалось воссоединить королевства Кастилии и Арагона в одно королевство – Испанию. В результате, новоиспеченное государство стало одним из наиболее влиятельных в Европе.

Смерть

После 15 лет службы в качестве великого инквизитора Томас Торквемада ушел из жизни 16 сентября 1498 г. в возрасте 77 лет. Его могила была разграблена в 1832 г., всего за пару лет до того, как инквизиция была окончательно расформирована.

Согласно одним источникам, кости мужчины были якобы украдены и сожжены на костре.

Фото Торквемады

torkvemada-1

Томмазо Торквемада по правую руку от королевы Изабеллы. Мадрид Великий инквизитор-монах Томас де Торквемада предлагает католическим монархам Указ об изгнании евреев из Испании для подписи. Масло Эмилио Сала и Франс (1889) Томмазо Торквемада Великий инквизитор Испании Томас де Торквемада


Томас Торквемада – один из самых известных инквизиторов католической церкви. Даже сегодня его имя вспоминают с долей страха, так как совершенные им деяния воистину ужасны. И все же многие уверены в том, что именно он соединил воедино враждующую Испанию, тем самым сделав ее самой влиятельной страной того времени. Итак, кем же на самом деле был Черный инквизитор: ярым фанатиком или расчетливым политиком?

томас торквемада

Томас Торквемада: биография ранних лет

Из-за высокого положения отца семья католиков могла жить вполне обеспеченной жизнью. Благодаря этому Томас сумел получить хорошее образование, что неоднократно помогало ему в решении трудных задач. Естественно, лучше всего юноша разбирался в католических канонах, ведь их ему растолковали отец и родной дядя.

К слову, брат Иоанна Хуан был не менее известной личностью. Благодаря своей вере и знаниям он сумел дослужиться до сана кардинала. Его рукой был написан не один десяток теологических текстов, послуживших основой для обучения богословию.

 великий инквизитор

В поисках себя и Бога

Несмотря на глубокую веру и традиции семьи, Томас Торквемада не сразу стал священнослужителем. Достигнув совершеннолетия, он отправился путешествовать по Европе в надежде найти свое призвание. Больше всего его возмущал тот факт, что его страна никак не могла подняться с колен и воссиять величием. Уже тогда молодой Торквемада задумывался над тем, как же можно изменить текущее положение вещей.

Однако куда важнее то, что именно в этот период юноша встретил свою первую любовь. История умалчивает о том, как звали прекрасную девушку, укравшую сердце будущего инквизитора, но доподлинно известен другой факт. Любовь была безответной: молодая дама не только не обратила внимания на ухаживания Томаса, но и обвенчалась с мавром. Это предательство навсегда отразилось на мировоззрении инквизитора и его будущих планах.

Судьбоносная встреча

Неудача на любовном фронте привела к тому, что Томас Торквемада решает покинуть Испанию и поселиться в Италии. Подобный выбор был вполне очевиден, так как именно в этой стране находилось сердце католической веры. Однако на пути к Риму случилось то, что навсегда изменило судьбу Томаса, а вместе с ней и всю историю человечества.

Так, остановившись на ночь в Сарагосе, Торквемада стал свидетелем яростного спора между доминиканцами и простым людом. Сердце молодого теолога не позволило ему остаться в стороне, и он выступил с красноречивой речью, подтверждающей доводы отцов церкви. Воодушевленные его талантом, доминиканцы предложили Томасу присоединится к их ордену. Но будущий инквизитор наотрез отказался служить их идеалам и продолжил свой путь.

томас торквемада биография

В рядах римско-католической церкви

Что касается Томаса Торквемады, то он был весьма одаренным человеком. Его проповеди и наставления завораживали людей, заставляя беспрекословно подчиняться воле священнослужителя. Благодаря этому новоиспеченный монах очень быстро продвигался по духовной лестнице. И уже в 1459 году он избирается приором в монастыре Санта-Крус ла Реал.

Рост влияния Торквемады

Будучи настоятелем монастыря, Томас Торквемада становится духовным наставником Изабеллы Кастильской, законной наследницы престола Кастилии и Леона. И вот, под чутким надзором священнослужителя молодая дева становится одной из самых преданных последователей католической церкви.

Более того, в конце 1969 года Торквемада помогает Изабелле занять трон, тайно обручив ее с троюродным братом Фердинандом Арагонским. А после смерти родителей супруги заполучили власть над всей территорией Испании, фактически объединив ее в одно целое государство.

томас торквемада цитаты

Инквизитор Томас Торквемада

Официально инквизиция существовала в Испании еще с 1232 года. Однако ее влияние было настолько незначительным, что местные жители с нею попросту не считались. Томас Торквемада счел такое положение вещей неподобающим, а посему решил взять борозды правления в свои руки. Но для этого ему нужно было разрешение папы Сикста IV.

Просить о таком напрямую было слишком опрометчивым поступком. Поэтому Торквемада обращается с просьбой о помощи к Изабелле I Кастильской. Учитывая все прошлые заслуги священнослужителя, королева с радостью соглашается помочь своему покровителю. И вот, в 1478 году особым приказом папы Сикста IV в Испании основывается собственный Трибунал священной канцелярии инквизиции. А в 1483 году Томас Торквемада становится его официальным лидером.

Правление Черного инквизитора

Изначально Великий инквизитор показал себя как весьма сдержанный правитель. Однако уже совсем скоро его безумие вырвалось наружу. А началось все с того, что он выдал свод талмудов, в которых подробно описал, кто такие истинные христианине, а кто лишь скрывается за обличием веры.

инквизитор томас торквемада

Сквозь призму истории

И все же, кем в анналах истории остался Томас Торквемада? Цитаты, взятые из хроник того времени, описывают его как амбициозного и кровавого лидера, погрузившего Испанию в пучину ужаса. Согласно летописям, он сжег на костре более 8 тыс. человек, не говоря уже о том, сколько душ было загублено в подвалах инквизиции.

Однако историки, помимо убийцы, видят в нем и гениального политика. Ведь благодаря его действиям Испания из отсталой страны превратилась в настоящего экономического гиганта. Более того, именно в тот период была отправлена первая морская экспедиция, открывшая миру Новый Свет.

Что касается самого Великого инквизитора, то он умер в полном одиночестве. До самого последнего дня он боялся, что кто-то перережет ему глотку, и держался вдали от людей.

Читайте также: