Что появилось раньше искусство или частная собственность

Обновлено: 27.03.2024

Появление земледелия и скотоводства создало ос­нову для появления частной собственности — фе­номена, неизвестного в животном мире. Она оказа­лась новым и мощнейшим стимулом для человечес­кой деятельности, а следовательно, и для развития цивилизации. Более того, частная собственность (земля и скот, прежде всего) оказались той формой органи­зации производительных сил общества, которая наи­лучшим образом соответствовала уровню их разви­тия, была наиболее эффективной формой использо­вания ресурсов новой экологической ниши на благо Человека. Хотя еще очень долго после завершения неолитической революции могли существовать и об­щинный скот, и общинная земля. Но именно част­ные формы владения, возникшие, вероятно, в самом начале неолита оказались исторически более совер­шенными. И не трудно понять, почему.

На ранних стадиях антропогенеза перед Человеком стояла лишь одна суперзадача — обеспечить свое выживание и воспроизводство поколений. На иное у него просто не доставало ресурсов и сил. Все уси­лия Человека, как и любого другого животного, сводились именно к выживанию. А для удовлетворе­ния своих первичных жизненных потребностей ему было достаточно личной собственности — топора или копья, например. Все остальное было коллективной собственностью, необходимой для охоты, поддержа-

Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

ния огня, обустройства пещеры и т.п. Поэтому этот период в жизни человечества принято называть пер­вобытным коммунизмом.

Теперь же, после неолитической революции Чело­веку, обладающему землей и скотом, стало гораздо легче обеспечивать свою главную задачу — выжить. Более того, у него стал появляться дополнительный продукт, с помощью которого он получил возмож­ность удовлетворять иные потребности, о существо­вании которых он ранее не догадывался. У него появились новые интересы, новые цели, связанные с дальнейшим развитием своей собственности. Их удовлетворение сделалось мощнейшим стимулом для совершенствования орудий труда, возник новый тип производственных отношений. Совершенствование средств производства стало во многом определять судьбы народов.

Право частной собственности в эпоху неолита, по-видимому, не смогло выражаться в виде некой юри­дической категории. В те времена у людей еще не сформировалось то, что теперь называется правовым сознанием. Первоначально такое право могло выра­жаться в форме признаваемого всеми членами пле­мени запрета на присвоение кем-либо из них, кроме конкретного индивидуума, например, плодов, произ­растающих на определенном участке земли в обла­сти совместного обитания. Все члены племени долж­ны были иметь представление о предмете такого запрета. Границы пространственной сферы действия такого запрета также должны были быть мысленно очерчены. Чтобы подобные, по существу абстракт­ные представления могли сформироваться в созна­нии Человека, его духовный мир должен был быть достаточно развитым.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ. ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?
________________________________________________________________________________________________________________

ДУХОВНЫЙ МИР

Секреты духовного мира

Возникновение духовного мира — одна из тайн антропогенеза и становления Человека как биологи­ческого вида. Можно считать не вызывающим со­мнения лишь то, что феномен духовного мира — это результат не биологического, а социального раз­вития.

Судя по всему, зарождение духовного мира в Универсуме связано с палеолитической революцией в истории человечества. Это — еще один малопонятный феномен эволюционного развития Человека, ибо духовный мир обладает удивительным разнообрази­ем. Люди по-разному воспринимают окружающую дей­ствительность и имеют разные представления о сво­ем положении в мире. У каждого человека имеется свое, неповторимое восприятие объективной реаль­ности в отличие от стандартов, которые свойственны остальным представителям живого мира. Трудно определить, какие причины вызвали это разнообра­зие, зачем Человеку понадобился столь сложный духовный мир. И неизвестно, возникает ли духовный мир в сознании Человека или, наоборот — в духов­ном мире возникает сознание.

Я не умею объяснить происхождение этого фено­мена требованием адаптации к изменяющимся усло­виям обитания, хотя легко поверить в то, что воз­никновение сознания является реакцией живого вещества на окружающий мир. Духовный мир, безус­ловно, может коррелировать с необходимостью, но далеко ей не тождествен. Так, например, духовный мир рождает представление о свободе (в той или

Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

иной форме), которое, если не противоречит, то чаще всего не совпадает с необходимостью. В микрокосме, т.е. в душах людей утверждается своя собственная уникальная Вселенная, свой собственный мир, кото­рый часто противостоит необходимости. Пример тому — иллюзии или беспочвенные мечтания.

Без понимания этих особенностей духовного мира, наверное, трудно понять логику истории человече­ства, и, тем более, объяснить различные ее пово­роты и зигзаги. Если достаточно трудно установить точную хронологию исторических фактов, то еще труднее восстановить эволюцию внутреннего мира человека, изучить процесс изменения его представ­лений об окружающем, понять логику его действий.

Происходящее в духовном мире далеко не всегда можно объяснить материальной потребностью, и нельзя в таком ключе интерпретировать логику дей­ствий творцов исторического процесса. Произнося широко известные слова о том, что история — это результат действия людей, стремящихся обеспечить достижение своих интересов, следует помнить, что самое трудное — понять смысл стремлений и содер­жание интересов людей, живущих в прошедшие эпохи. Здесь трудно все. Даже переводы на современный язык древних русских летописей, например, совершенно неадекватны оригиналам. Слова, используе­мые переводчиком, вряд ли достаточно корректно выражают то значение, которое они имели в мире летописца. Тот ли смысл имел в виду автор, включая в летопись вышедшие из теперешнего лексикона сло­ва, который выражает переводчик на современном языке? Установить это с полной гарантией невоз­можно.

Мне кажется, что искусство несет в себе менее искаженную информацию, чем словесные выраже­ния. Язык искусства обращается непосредственно к

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ. ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?
________________________________________________________________________________________________________________

духовному миру, к подсознанию, которое куда бо­лее консервативно, чем сознание. Но и здесь свои трудности. Любые изображения это — иероглифы, и их расшифровка всякий раз неоднозначна. Наиболее доступным информационным каналом мне представ­ляется музыка. Она говорит больше, чем другие виды искусства, о внутренней жизни Человека, о харак­тере соответствующей эпохи.

Еще один источник информации о процессах раз­вития человеческого духа — это религии. Но и здесь мы встречаемся с иероглифами, далеко не все из которых поддаются расшифровке. Может ли совре­менный европеец понять магию цифр, столь распро­страненную среди народов Африки и во многом вли­явшую (да и сейчас влияющую) на принимаемые ре­шения и даже на политику государств? Для этого надо уметь представить себе всю целостность чужо­го духовного мира, как правило, нам — европей­цам — недоступного. Фиксация отдельных частностей практически ничего не дает для выявления мотивов малопонятных нам действий.

При всем при этом есть и еще одно усложняющее изучение этого феномена обстоятельство — измене­ние духовного мира связано с изменением представ­лений о картине мира, т.е. с процессами чисто информационного характера, о которых мы имеем весьма нечеткое представление. Поэтому утвержде­ния о первичности материальных начал в мировом эволюционном процессе не всегда корректны. Во всяком случае, в тривиальной интерпретации соотно­шения материального и идеального.

Вряд ли следует забывать и о том, что формиро­вание духовного мира — это тоже эволюционный процесс, являющийся одной из составляющих частей единого мирового эволюционного процесса. И хотя

Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

духовный мир имеет не биологическую, а информа­ционную природу, но он в какой-то мере, вероятно, следует общим законам универсального эволюциониз­ма. При всей взаимозависимости различных состав­ляющих мирового процесса, они далеко не всегда непосредственно коррелируют друг с другом. И на определенной ступени сложности духовный мир от­дельного человека может приобрести особенности, не выводимые непосредственно из его биологической сущности и структуры его очевидных потребностей. Другими словами — в духовном мире возникает собственная логика развития. Не будет ошибкой даже такое утверждение: бывают ситуации, когда духов­ный мир конкретного человека, его состояние в определенные моменты может представлять опасность для существования самого индивида — его облада­теля. Вот почему так трудно и неоднозначно восстанавливается внутреннее содержание процессов раз­вития духовного мира.

Можно ли в этих условиях говорить о каких-то общих закономерностях или о тенденциях в эволю­ции духовного мира и его роли в истории цивилиза­ции? И стоит ли пытаться реконструировать процесс духовного развития Общества? Или, может быть, прав был Паскаль, сказавший знаменитую фразу о том, что если бы нос Клеопатры был немного длин­нее, то вся история человечества развивалась по иному?

Читайте также: