Что относится к автомобильной технике и автомобильному имуществу

Обновлено: 02.05.2024

Волков Юрий Иванович 1 , Пархоменко Александр Викторович 2 , Гумелёв Василий Юрьевич 3 , Постников Александр Александрович 4
1 Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент
2 Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент
3 Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук
4 Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, адъюнкт


Аннотация
В данной статье рассмотрена принятая в Вооруженных Силах РФ классификация военной автомобильной техники, рассмотрены основные ее типажи, а также направления и перспективы развития в ближайшем будущем.

Volkov Yuriy Ivanovich 1 , Parhomenko Alexander Viktorovich 2 , Gumelev Vasiliy Yuryevich 3 , Postnikov Aleksander Aleksandrovich 4
1 Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, associate professor
2 Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, associate professor
3 Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences
4 Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, adjunct


Abstract
In this article adopted in the Armed Forces of the Russian Federation classification of military vehicles, it describes the main types and directions and prospects of development in the near future.

Военная автомобильная техника (ВАТ) – это армейские автомобили, автомобильное имущество, изделия и их составные части, созданные или оборудованные по тактико-техническим заданиям Министерства обороны и принятые на вооружение армии Российской Федерации.

В первую очередь по назначению, а также с учетом особенностей конструкции, ВАТ целесообразно разделить на следующие группы согласно рисунку 1.


Рисунок 1 – Военная автомобильная техника ВС РФ

Задачи ВАТ на современном этапе военного строительства российских ВС представлены в соответствии с рисунком 2 [1, 2].


Рисунок 2 – Задачи военной автомобильной техники на современном этапе военного строительства российских Вооруженных Сил

АМН и ВГМ (рисунок 1) транспортно-тягового класса предназначены для:

- монтажа вооружения и военной техники всех видов Вооруженных Сил, родов войск и служб;

- буксировки прицепных артиллерийских систем, специальных и транспортных прицепов и полуприцепов;

- перевозки личного состава и военно-технического имущества.

Следует отметить, что ВГМ предназначены, главным образом, для использования в особо сложных дорожных условиях или вне дорог. Это их свойство, высокая проходимость, является крайне актуальным при ведении войн на самых различных театрах боевых действий.

СКШ предназначены для:

- монтажа, транспортировки и обеспечения боевого применения и живучести ракетных комплексов и других приоритетных образцов вооружения;

- буксировки штатных и специальных прицепов и полуприцепов большой грузоподъемности.

Прицепы и полуприцепы многоцелевого назначения предназначены для перевозки различных грузов и (или) монтажа вооружения и военной техники.

В соответствии с существующим Типажом военной автомобильной техники различают 6 классов АМН по грузоподъёмности.

Класс грузоподъемности 1,0т.

Базовый образец УАЗ-3151 грузопассажирский автомобиль с колесной формулой 4×4, особо малой грузоподъемности (до 0,8 т). В перспективе ему на замену поступит УАЗ-3172, грузоподъемностью 1,0т. Предназначен для перевозки личного состава в количестве 10 человек, на нем планируется монтаж до 40 образцов ВВТ.

Класс грузоподъемности 1,5т. Базовый образец ГАЗ-3308, ГАЗ-33097 автомобиль малой грузоподъемности (до 2,0т), колесная формула 4×4.

Класс грузоподъемности 2,5т. Базовый образец ЗИЛ-433420 – автомобиль с колесной формулой 6×6, промежуточной грузоподъемности (3,75 т) с дизельным двигателем мощностью 170л.с. (125кВт), оригинальной системой предпускового подогревателя двигателя, современной комфортабельной кабиной, в том числе и с бронированной.

Для обеспечения подвижности ракетного вооружения предусмотрено три класса грузоподъёмности.

Класс грузоподъемности 22,0-25,0 т. Минским заводом колесных тягачей разработано шасси МЗКТ-7930.

ВГМ делятся на 4 категории в зависимости от полной массы: особо легкую (до 8 т), легкую (до 18 т), промежуточную (до 34 т), среднюю (до 45 т).

Особо легкая категория ВГМ в войсках представлена транспортерами-тягачами ГТ-СМ (не бронированной) и ГТ-МУ (бронированной). К настоящему времени закончена разработка нового поколения малогабаритных многоцелевых транспортеров-тягачей МТ-М и МТ-МБ в небронированном и бронированном исполнении.

Типажи ВАТ представлены на рисунке 3.


Рисунок 3 – Типажи военной автомобильной техники

Транспортеры-тягачи легкой категории по массе. В войсках в настоящее время находятся транспортеры-тягачи МТ-ЛБ, МТ-ЛБВ, шасси МТ-ЛБу на которых размещаются более 60 объектов вооружения и техники.

В среднюю категорию входят двухзвенные гусеничные транспортеры, разработанные в семействе плавающих (ДТ-10П, ДТ-20П, ДТ-30П) и не плавающих (ДТ-10, ДТ-20, ДТ-30) машин грузоподъемностью, соответственно, 10 т, 20т, 30т.

Полуприцепы и прицепы являются основным средством повышения производительности автомобильного транспорта, а также находят широкое применение в качестве базы под монтаж вооружения и средств обеспечения боевой деятельности войск.

Производство прицепов грузоподъемностью от 5 до 10,0 т и полуприцепа -шасси грузоподъемностью 20,0 т для автомобилей КамАЗ и Урал организовано на Челябинском машиностроительном заводе.

Широкое применение во всех структурных звеньях Вооруженных Сил нашли АМН со смонтированными на них кузовами-фургонами. Перспективным направлением является внедрение в производство кузовов модульной конструкции из 3-слойных панелей. Кузова-контейнеры представляют собой мобильные обитаемые рабочие объемы, приспособленные к автономному использованию без автотранспортных средств и перевозке всеми видами транспорта.

Подвижные средства технического обслуживания ВАТ подразделяются на подвижные мастерские технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники, машины технической помощи и эвакуационные машины.

С учётом современных тенденций боевого использования ВАТ предполагается иметь в Вооруженных Силах РФ перспективный типаж машин в количестве не менее 70% к 2020 году. При этом предусматривается:

- переход на комплектование Вооруженных Сил исключительно

семействами ВАТ с сокращением вдвое их общего количества и расширением возможностей семейств по грузоподъемности;

- создание в каждом классе семейств ВАТ на унифицированных платформах.

При этом задачи автомобилей многоцелевого назначения по монтажу вооружения и военной техники предполагается перераспределить главным образом на тактические автомобили, оставив многоцелевым автомобилям в качестве основных – транспортные.

В результате реализации типажа ВАТ в 2015 г. приняты на снабжение более 30 образцов ВАТ (рисунок 4).


Рисунок 4 – Результаты реализации типажа военной автомобильной техники

В соответствии со структурой перспективного типажа ВАТ предлагаются следующие основные направления ее развития [1]:

1) автомобили многоцелевого назначения (АМН):

- разработка семейства малой грузоподъемности до 1 т (для обеспечения повседневной деятельности войск – командирский автомобиль, санитарный и др.) и семейства средней и большой грузоподъемности (от 3 до 15т) на базе новой унифицированной автомобильной платформы упрощенной конструкции;

2) тактические автомобили:

- разработка семейства тактических автомобилей средней и большой грузоподъемности на базе новой унифицированной автомобильной платформы;

- повышение противоминной и противопульной стойкости защищенных автомобилей малой грузоподъемности. Образцы ВАТ для ВДВ и перспективы развития представлены на рисунках 5 и 6;


Рисунок 5 – Образцы ВАТ для ВДВ и перспективы развития


Рисунок 6 – Специальная и снегоболотоходная техника

3) военные гусеничные машины:

- модернизация легких гусеничных транспортеров МТ-ЛБ и МТ-ЛБУ в части совершенствования трансмиссии и установки необитаемых боевых отделений;

- разработка единой с бронетанковой техникой унифицированной средней гусеничной платформы для военных гусеничных машин транспортно-тягового класса;

- завершение разработки двухзвенной ГМ легкого класса ДТ-3ПБ (рисунок 7);


Рисунок 7 – Специальная снегоболотоходная техника и военные гусеничные машины

4) специальные колесные шасси:

- в диапазоне грузоподъемности от 50 до 80т создание семейства высокомобильных модульных платформ на основе гибридной силовой установки, электротрансмиссии, опорно-ходовых модулей;

5) автомобили повышенной грузоподъемности (рисунки 8 и 9):

- создание семейств автомобилей повышенной грузоподъемности.


Рисунок 8 – Автомобильные базовые шасси грузоподъемностью


  1. Волков, Ю.И. Автомобильная подготовка. Часть I [Текст] / Ю.И. Волков, А.В. Пархоменко, В.Ю. Гумелёв, О.В. Пестов, В.В. Елистратов, А.В. Писарчук – Рязань: РВВДКУ – 2016. – 574 с.
  2. Гордивский, В.Н. Автомобильная техника [Текст] / В.Н. Гордивский, С.В. Демихов, В.И.. Плотников, А.Н. Пахомов, С.В. Бугаев – Рязань: РВВДКУ – 2014. – 470 с.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Читайте также: