Что делать со списанным имуществом

Обновлено: 18.05.2024

Своё имущество, если Вы не должник, независимо от того, кем являетесь должнику — брат, сват и т. д., — ни от кого защищать не надо, и от приставов в том числе. В исполнительном документе указан конкретный должник. В счёт его долга могут забрать только его имущество. Должники могут проживать в одном жилом помещении с другими людьми, но претендовать на их имущество никто не вправе. Должник отвечает по своим обязательствам только своим имуществом.

В случае когда имущество нажито в период официально оформленного брака, оно является совместно нажитым имуществом. Приобретённое в браке имущество — независимо от того, на кого оно записано, — является общим имуществом мужа и жены в равных долях, а значит, половина принадлежит жене, а половина — мужу. Та часть имущества, которая принадлежит должнику (мужу или жене), и будет являться объектом для взыскания по образовавшимся долгам. На вторую часть имущества приставы, исполняя свои служебные обязанности, претендовать не могут.

Владимир Постанюк, здравствуйте, а если имущество принадлежало должнику и он переписал его на мать, могут ли приставы забрать и выставить на продажу?

Владимир Постанюк, добрый день! У меня есть исполнительный лист, где указана опись имущества (у меня его нет совсем), прописана я в квартире родителей, но там не живу уже шесть лет. Приставы сказали, что будут приходить к родителям и описывать имущество там, если те не докажут, что покупали его сами. Если я выпишусь из этой квартиры, поможет ли это избежать беспокойства моих родителей?

Заёмщику, прежде чем брать кредит, нужно подумать об ответственности перед кредитными организациями в случае невозврата денежных средств, а также перед иными лицами, с которыми он проживает на одной жилой площади. Это могут быть и бывшие супруги, и родственники. И все они могут попасть в неприятную ситуацию из-за несознательных действий заёмщика. Если вернуть деньги по каким-то причинам невозможно, а кредитор обратится с исковыми требованиями в суд и получит положительное решение, то на основании этого решения приставы накладывают арест на всё имущество должника, при необходимости производят оценку и далее вправе обратить взыскание на это имущество и реализовать его. Причём все эти действия производятся за счёт должника.

В первую очередь приставы проверяют наличие денежных средств на счетах должника, вклады. Далее может быть взыскана часть заработной платы. Если денег нет или их не хватает на полное погашение долга, то приставы могут обратить взыскание на имущество или имущественные права. Существует мнение, что единственное жильё за долги взыскать нельзя. На самом деле такое мнение необоснованно, и потерять можно гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Взыскать могут только ту квартиру, которая находится в собственности у должника, но если квартира принадлежит не только ему, но и иным лицам, то взыскать могут только долю, принадлежащую должнику.

Учитывая возможности приставов по лишению доли должника в квартире и имущества, находящегося в квартире, в которой должник проживает совместно с иными лицами, то здесь может возникнуть проблема для этих лиц. Ведь приставы приходят в жилое помещение и даже не вникают, где и чьё это имущество, а будут изымать все ценные вещи, подлежащие взысканию.

Как же защитить свое имущество родственникам, проживающим совместно с должником?

Во-первых, не переходить грань закона и не действовать откровенно мошенническими схемами.

Чтобы защитить своё имущество от ареста, можно прибегнуть к более эффективным и законным схемам, а именно: должник может осуществить раздел имущества по договору или через суд, можно заключить договора найма, дарения, купли-продажи.

Во-вторых, если должник не проживает в настоящее время в квартире и не имеет личных вещей, то написать об этом заявления приставу и кредитору; далее найти все документы, подтверждающие, что имущество, находящееся в квартире, принадлежит не должнику.

В-третьих, при описи имущества приставами — написать заявление в суд с требованием исключить из описи имущество и подтвердить доказательствами, позволяющими с достоверностью подтвердить, что вещи не принадлежат должнику.

Но самым эффективным и действенным способом будет способ возврата денежных средств должником. При недостаточности средств не бегать от судебных приставов и от кредиторов, тем самым подвергая своих родственников излишним волнениям и проблемам, а написать заявление кредитору и приставу или в суд о рассрочке платежа и готовности платить поэтапно.

По стандарту "Основные средства" с баланса нужно списать объекты, которые перестали соответствовать критериям актива. Применение этого правила на практике вызывает вопросы. Какие решения можно найти и что необходимо изменить в учете, поможет разобраться наш обзор.

Возникла обязанность отражать тот факт, что для объекта больше нет применения

Основными средствами признаются только активы.

Важный критерий актива — используется ли объект в тех целях, ради которых учреждение создано. Таким образом, чтобы объект числился в составе основных средств, важно не только иметь права на него, но и найти для него применение.

Например, объект будет признаваться активом, если учреждение может использовать его в своей деятельности, продать, обменять на иные активы или передать для использования другому учреждению того же собственника.

Если учреждение не может найти применение объекту, он перестает признаваться активом и, как следствие, основным средством. В этом случае учреждение принимает решение о прекращении использования объекта. В бухучете такое решение стало новым основанием для списания объекта с баланса.

Минфин разъяснил: решение о прекращении использования объекта принимает либо комиссия по поступлению и выбытию активов, либо инвентаризационная комиссия. Комиссия оформляет решение в акте о списании или акте о результатах инвентаризации.

Комиссия принимает решение в тот момент, когда больше нет уверенности, что применение для объекта будет найдено. Комиссия может обоснованно полагать, что актив простаивает временно и в дальнейшем его можно будет использовать в запланированных целях, продать или передать другому учреждению. В этом случае принимать решение о прекращении использования объекта и списывать его с баланса не нужно.

Для бухгалтера изменился лишь перечень отражаемых операций

Прежде решение о прекращении использования имущества отдельно не отражалось. С переходом на стандарт "Основные средства" это решение стало признаваться объектом бухучета.

Важно, что бухгалтер не может решать сам, когда и какое имущество списать с баланса. Он лишь отражает в учете документально подтвержденные факты хозяйственной жизни — решения комиссий о прекращении использования объектов.

Минфин разъяснил, что федеральные стандарты изменяют порядок учета по отраженным до их вступления в силу объектам, только если это предусмотрено переходными положениями соответствующих стандартов. В стандарте "Основные средства" переходные положения для неиспользуемых объектов не предусмотрены.

Это можно объяснить только тем, что правила отражения уже принятых на учет основных средств стандартом не изменяются. При этом правила отражения новой операции с объектом — решения прекратить его использование — предусмотрены стандартом впервые. Соответственно, изменений таких правил не происходит и переходные положения не требуются.

Получается, что по правилам учета бухгалтер отражает прекращение использования только тогда, когда получит решение инвентаризационной комиссии или комиссии по поступлению и выбытию активов. Выяснять информацию об использовании объекта у других сотрудников учреждения, чтобы обеспечить отражение такой информации в учете, бухгалтер не должен.

После прекращения использования объект еще не выбывает из состава имущества учреждения

На основании решения о прекращении использования объект только переносят с балансовых счетов на забалансовые.

Выбывает объект из состава имущества учреждения после проведения следующих процедур:

  • согласования с собственником в случаях, установленных законом;
  • реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании (например, демонтаж, разборка, передача отходов).

Минфин подтвердил, что правила списания основных средств с баланса применяют все учреждения. Собственники имущества регламентируют только процедуры по согласованию выбытия объекта из состава имущества учреждения.

Также Минфин разъяснил, что при переносе особо ценного имущества на забалансовые счета не нужно исключать его из перечня ОЦДИ. Сделайте это при выбытии объекта.

Забалансовый счет в инструкциях предусмотрен только для сохранившихся объектов

Основные средства, которые решено больше не использовать, отражаются на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении".

Однако бывают случаи, когда на момент списания с баланса объекта уже нет в наличии, например его украли или он утрачен по независящим от учреждения причинам. Его выбытие с учета в установленных законом случаях также придется согласовать с собственником.

Принимать решение о прекращении использования отсутствующего объекта не нужно. Как разъяснил Минфин, такой объект выбывает из владения, пользования и распоряжения помимо воли учреждения. Списать его с баланса нужно по основаниям, предусматривающим принятие решения о выбытии имущества или прекращение права оперативного управления. Выбытие нужно согласовать с собственником до списания объекта с баланса.

Возможны случаи, когда учреждение продолжает использовать объект вплоть до момента его выбытия. Списывайте такой объект с баланса при выбытии и на забалансовых счетах не отражайте. Исключение: если актом о списании предусмотрены технические мероприятия по ликвидации, объект учитывается на забалансовом счете 02 на время их проведения.

В период забалансового учета может появиться другой способ использования объекта

Если появилась возможность использовать объект, восстановите его на балансовом учете.

Минфин также пояснил, что объекты, которые могут быть задействованы в других учреждениях того же собственника, признаются активами, если принято решение об их передаче. Например, при согласовании выбытия объекта из состава имущества учреждения собственник решил передать его другому подведомственному учреждению. Если объект уже списан на забалансовый счет, его нужно перенести обратно на баланс. Он списывается с балансовых счетов при передаче другому учреждению.

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации


О.Я. Решетова,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению в бюджетных организациях

ВОПРОС

Основные средства баланса списываются до уничтожения или после?

Учитывайте неиспользуемые основные средства на забалансовом счете до момента их демонтажа (утилизации, уничтожения).

С забалансового счета 02 списывайте имущество на основании согласованного и утвержденного акта после реализации мероприятий, которые в нем предусмотрены (уничтожение).

ОБОСНОВАНИЕ

Основанием для списания такого имущества является решение комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов или инвентаризационной комиссии. Решение комиссии могут зафиксировать в акте списания или акте о результатах инвентаризации (Письмо Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237).

С забалансового счета 02 списывайте имущество на основании согласованного и утвержденного акта после реализации мероприятий, которые в нем предусмотрены (утилизации, уничтожения).

В п. 52 Инструкции N 157н указано, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 "Материальные ценности на хранении" до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта ОС и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

2. В каком случае неиспользуемые основные средства списываются с баланса

Неиспользуемые основные средства подлежат списанию с баланса в случае выбытия из эксплуатации в результате принятия решения о списании.

Списание основных средств на забалансовый счет 02 "Материальные ценности на хранении" отразите одновременно со списанием их с соответствующего счета 0 101 00 000. Учитывайте неиспользуемые основные средства на забалансовом счете до момента их демонтажа (утилизации, уничтожения) (п. 335 Инструкции N 157н, п. 10 Инструкции N 162н, п. 12 Инструкции N 174н, п. 12 Инструкции N 183н).

Выбытие (списание) с балансового учета основных средств осуществляют на дату, по состоянию на которую прекратилось соблюдение хотя бы одного из следующих условий (п. п. 47, 48 Федерального стандарта N 256н):

  • соответствие основного средства определению, установленному Федеральным стандартом N 257н и иными НПА;
  • уверенность у учреждения в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с основным средством;
  • возможность оценить стоимость основного средства с учетом положений Федерального стандарта N 257н, кроме случаев, установленных иными НПА.
  • Основанием для выбытия (списания) основных средств с учета являются оформленные соответствующие первичные учетные документы.

Если списание основных средств необходимо согласовать с собственником имущества, тогда дополнительно сформируйте комплект документов, установленный собственником, и направьте этот комплект в его адрес. Например, если вы списываете федеральное имущество, то такое требование установлено п. 6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834.

При продаже или ином отчуждении основного средства не в пользу организаций бюджетной сферы, прежде чем списать с баланса, его необходимо переоценить и отразить в учете по справедливой стоимости. Ее определите методом рыночных цен. Используйте текущие рыночные цены, данные независимых экспертов (оценщиков), которые получены в рамках контракта, заключенного учреждением для обеспечения госнужд, либо изучите рыночные цены в открытом доступе (п. п. 52 - 55, 59 Федерального стандарта N 256н, п. 29 Федерального стандарта N 257н, п. 28 Инструкции N 157н, Письма Минфина России от 07.06.2019 N 02-07-10/42823, от 22.05.2019 N 02-06-10/36983).

2. Как отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете списание основных средств при ликвидации (демонтаже, утилизации)

Списывайте основное средство с балансового учета по его балансовой стоимости вместе с суммой накопленной амортизации и убытком от обесценения (при наличии) (п. п. 25, 43 Федерального стандарта N 257н, п. 51 Инструкции N 157н, п. 10 Инструкции N 162н, п. 12 Инструкции N 174н, п. 12 Инструкции N 183н). Если вы понесли расходы на ликвидацию (демонтаж, утилизацию), то не забудьте отразить в учете и их тоже.

Чтобы списать основные средства в бухгалтерском (бюджетном) учете, сформируйте следующие записи:

Арест имущества должника судебными приставами

Арест имущества — это мера, обеспечивающая принудительное исполнение требований о взыскании денежных средств. Она применяется, когда должник не выплачивает долг, несмотря на наличие судебного акта. О том, какое имущество могут арестовать приставы, как проходит процедура, и какие способы её избежать существуют в 2022 году — смотрите далее.

Арест имущества: что это

Арест имущества — способ, применяемый приставами для выполнения требований, которые содержатся в исполнительном документе.

К таким случаям относятся:

  • необходимость обеспечить сохранность предметов (например, если у пристава есть основания полагать, что некоторые предметы могут быть сокрыты)
  • выполнение судебного акта, содержащего требования о полной либо частичной конфискации имущества
  • выполнение постановления суда, в котором прямо указана необходимость арестовать имущество физлица

Главное условие, без которого невозможен арест — наличие открытого исполнительного производства.

Какое имущество арестуют приставы

В первую очередь, приставов интересуют объекты с большой ликвидностью. Это означает, что их можно быстро реализовать и получить деньги, которые затем пойдут на погашение долгов перед взыскателем. К таким объектам относятся автомобили и другой транспорт, жилая и нежилая недвижимость. Также арестовываются счета и наличные средства, а в ряде случаев — драгоценные металлы и изделия.

Такие ситуации встречаются редко, поэтому мы собрали практические способы не платить судебным приставам.

Арестовать могут только то имущество, которое соразмерно долгу. Это означает, что стоимость арестованного имущества не может превышать размер взыскания.

Что нельзя арестовать

Однако есть имущество, которое нельзя арестовать и включить в конкурсную массу, вне зависимости от характера и размера долга. Перечень этого имущества определен ст. 446 ГПК РФ:

  • единственное жилье
  • землю, на котором оно расположено
  • бытовые предметы (мебель, холодильник, стиральная машина и другие)
  • вещи, предназначенные для персонального пользования
  • продукты
  • животные, если их содержание не связано с извлечением выгоды или осуществлением предпринимательской деятельности
  • предметы, включая средства передвижения, необходимые должнику в связи с инвалидностью
  • предметы, используемые для профессиональной деятельности (например, музыкальные инструменты), при условии, что их стоимость не превышает 10 тысяч рублей.

Разумеется, из некоторых пунктов возможны исключения. Например, жилье и участок могут быть изъяты, если они обременены ипотекой. Вещи, предназначенные для индивидуального пользования, также изымаются, если речь идет о предметах роскоши. К ним относятся ювелирные украшения с драгоценными или полудрагоценными камнями, вещи из натурального ценного меха, антикварные предметы и другие.

Как происходит арест: основные этапы

Арест имущества приставами происходит по месту, где проживает должник. Обратите внимание, что обязательными участниками процедуры являются двое понятых. При этом присутствие заемщика не является строго обязательным, поэтому арест может проходить даже в его отсутствие. Главное, чтобы должник был надлежащим образом уведомлен.

Арест включает в себя опись имущества, его изъятие либо передачу на хранение, а также оценку перед последующей реализацией. Разберемся с каждым из этих этапов подробнее:

Опись имущества

В среднем, этот процесс занимает от 2 до 6 часов. Опись оформляется в виде письменного акта, все присутствующие ставят подписи. Копии документа направляются всем сторонам производства, включая взыскателей.

В акте, содержащем опись имущества, указывается:

  • ФИО должника и понятых
  • ФИО пристава, осуществляющего действия
  • Наименование каждого предмета имущества и признаки, позволяющие его идентифицировать
  • Примерная стоимость предметов, включенных в опись
  • ФИО и адрес проживания гражданина, получающего арестованные вещи на ответственное хранение, либо юридический адрес организации, осуществляющей хранение
  • Примечания лиц, присутствующих во время ареста (например, должника либо приглашенных понятых)
  • Отметки об изъятии имущества и о том, что лицо, осуществляющее хранение арестованных вещей, несет за них ответственность

Изъятие и передача на хранение

Недвижимое имущество (частные дома, участки любой площади, нежилые объекты и другие), на которое наложен арест, поступает на охрану должнику либо членам его семьи. В редких случаях охрану осуществляет лицо, с которым подразделение ФССП заключило соглашение.

Движимое имущество (транспортные средства, дорогостоящая техника и так далее), на которое наложен арест, поступает на хранение должнику, одному из членов его семьи или взыскателю. Как и в предыдущем случае, вещи могут передаваться на хранение специальному лицу. В ряде случаев документы, подтверждающие имущественные права должника, хранятся в ФССП.

Оценка имущества перед реализацией

Оценка арестованного имущества — обязанность судебного пристава. При этом он руководствуется собственным опытом и рыночными ценами, действующими на момент изъятия имущества. Часто встречаются ситуации, когда приставы намеренно занижают цену вещей, чтобы быстро их реализовать, погасить долги и закрыть производство по делу.

Если должник это заметил и не согласен с тем, как проведена оценка имущества, он вправе обжаловать её результаты в суде. Срок на обжалование ограничен 10 днями с момента оценки.

Однако есть случаи, когда оценку проводит не пристав, а оценщик. Это касается следующего имущества:

  • любой недвижимости
  • ряда ценных бумаг
  • имущественных прав
  • драгоценностей
  • предметов, которые обладают исторической ценностью
  • вещей, стоимость которых превышает 30 000 рублей по примерной оценке пристава

Что приставы делают с арестованным имуществом

Имущество, которое было арестовано, подлежит продаже на торгах. Исключение — недвижимость и предметы, стоимостью выше 500 000 рублей. Они также реализуются на торгах, которые проводятся в виде аукциона. Дополнительно закон предусматривает возможность перевода арестованного имущества в собственность государства. Это распространяется на предметы, которые арестованы по судебному акту о конфискации. Затем такие предметы используются в государственных органах либо организациях.

Деньги, полученные при реализации арестованного имущества, поступают на депозитный счет подразделения ФССП, в котором открыто исполнительное производство. И уже судебные приставы перечисляют их взыскателям, чтобы погасить долги.

В среднем, реализация имущества длится от 2 до 12 месяцев. Время процедуры увеличивается, если должник обжалует действия судебных приставов. Бывают и такие ситуации, что третьи лица направляют ходатайство об исключении имущества из-под ареста (например, если оно принадлежит не должнику, а его родителям, внукам или друзьям).

Как избежать ареста имущества

Другой, более эффективный вариант — признание банкротства физического лица. Для этого нужно оформить заявление, подготовить необходимые документы и подать их в арбитражный суд. Исполнительное производство будет приостановлено уже с момента первого судебного заседания по делу о банкротстве.


Илья Викторович контролирует деятельность юридического отдела на досудебном этапе процедуры. Под его руководством происходит вся работа специалистов по заключению договоров, а также сбору, подготовке и составлению необходимых документов перед подачей заявления в суд.

Арест имущества должника судебными приставами Статья: Арест имущества должника судебными приставами Окладников Илья Викторович


Одна из процедур, применяемых в банкротстве физического лица и позволяющих списать все долги — это реализация имущества. Для того чтобы её пройти, необходимо подготовить опись имущества и провести его оценку. Этот процесс часто вызывает вопросы у физических лиц, принявших решение обанкротиться. Правда ли, что при оценке вещей их стоимость сильно занижают? Кто будет оценивать имущество? […]


Мнение о том, что физические лица не могут обанкротиться без имущества и дохода — один из самых распространенных мифов о банкротстве. Конечно, он не соответствует реальности. Более того, признание финансовой несостоятельности без имущества занимает меньше времени, чем с его использованием в процессе. О том, как списать все долги, если у вас нет никакого имущества, подлежащего […]


Арест имущества — это мера, обеспечивающая принудительное исполнение требований о взыскании денежных средств. Она применяется, когда должник не выплачивает долг, несмотря на наличие судебного акта. О том, какое имущество могут арестовать приставы, как проходит процедура, и какие способы её избежать существуют в 2022 году — смотрите далее. Арест имущества: что это Арест имущества — способ, […]

Сотни видеоотзывов и тысячи слов благодарности

Наши гарантии

Пункт 3.1. Договора закрепляет: 3.1. Исполнитель гарантирует полное освобождение Заказчика от долгов. В обратном случае оплата юридических услуг возвращается Заказчику в полном объеме по первому требованию в течение 7 рабочих дней.

Похожие статьи

















Перезвоним и бесплатно проконсультируем

Расскажем про процедуру списания кредитов и долгов, условия, цены, сроки и преимущества. Ответим на все имеющиеся у вас вопросы

Фото руководителя отдела клиентского сервиса

Компания специализирующаяся исключительно на банкротстве физических лиц и индивидуальных предпринимателей






Перезвоним и бесплатно проконсультируем Вас по телефону

От самых простых до самых сложных вопросов

Записаться на бесплатную консультацию

Записаться на консультацию к арбитражному управляющему

Введите корректный номер телефона

Читаем ответы. Анализируем условия. Подбираем варианты. Рассчитываем стоимость. Ожидаем ответа. Составляем отчёт. Расчет готов, введите номер для отправки.

Читаем ответы. Анализируем условия. Подбираем варианты. Рассчитываем стоимость. Ожидаем ответа. Составляем отчёт. Расчет готов, введите номер для отправки.

1. Размер всех ваших кредитов и долгов?

2. Имеется ли у вас в собственности недвижимое имущество (за исключением единственного жилья)?

3. Есть ли у вас ипотека или автокредит?

4. Вы совершали сделки продажи или дарения недвижимости или автомобилей за последние 3 года?

5. Как получить расчет?

Онлайн-калькулятор

1. Размер всех ваших кредитов и долгов?

2. Имеется ли у вас в собственности недвижимое имущество (за исключением единственного жилья)?

3. Есть ли у вас ипотека или автокредит?

4. Вы совершали сделки продажи или дарения недвижимости или автомобилей за последние 3 года?

5. Как получить расчет?

Льготы и специальные предложения

Бесплатная защита от коллекторов для наших клиентов Наших клиентов не беспокоят коллекторы, службы взыскания банков и МФО

Родителям ребёнка до 3 лет, семьям с двумя и более детьми, одиноким родителям Скидка от 6 000 рублей на процедуру банкротства

Специальное предложение для ИП и бывших ИП Мы снизили стоимость процедуры банкротства для ИП: теперь она стоит так же, как банкротство физических лиц, которые не занимались предпринимательской деятельностью

Военнослужащим, сотрудникам здравоохранения, образования и защиты правопорядка Скидка от 6 000 рублей на процедуру банкротства

Пресс-кит

О компании

В области банкротства мы охватываем весь спектр необходимых компетенций — юридических и экономических. В нашей компании работают более 200 профессионалов в области банкротства. Масштаб компании позволяет нам работать над процедурами банкротств любой сложности: с большими сумма долга, подозрительными сделками, ценным имуществом, валютной ипотекой, единственным жильём и многим другим.

Ключевые спикеры

Фото специалиста

Фото специалиста

Фото специалиста

Контакты пресс‑службы



Пресс-центр


Публикации о Росреестре


Как правильно оформить снос объектов недвижимости?

Как правильно оформить снос объектов недвижимости?

Об этом рассказала главный специалист-эксперт отдела государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Омской области Анастасия Мешкова.

Любая вещь рано или поздно может прийти в негодность и прекратить своё существование. Объекты недвижимости не являются в этом плане исключением – они точно также могут обветшать и разрушиться.

Сегодня владельцы земельных участков не смогут снести объекты на своей земле без согласования с местной администрацией. Процедура сноса объектов капитального строительства с августа 2018 года подверглась изменениям: если раньше для этого достаточно было подготовить акт о сносе, то сейчас перед подготовкой акта необходимо уведомить орган местного самоуправления.

Снос объекта капитального строительства – это ликвидация объекта капитального строительства путем разрушения, разборки или демонтажа объекта. Так, если снос здания осуществляется на основании решения собственника объекта, то в этом случае необходим проект по организации сноса данного объекта (ч. 2 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ). Право разработать данный проект имеет только специалист по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр указанных специалистов.

Проект по организации сноса не требуется в случае сноса гаража на земельном участке, не предназначенном для предпринимательской деятельности, а также в случае сноса жилых и садовых домиков, расположенных на земельных участках, предназначенных для садоводства, а также в случае сноса хозяйственных построек, строений и сооружений вспомогательного использования.

При сносе объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства, реконструкции либо если работы по сносу начаты до 04.08.2018 и проводятся не в связи с реконструкцией или строительством нового объекта – проект организации работ по сносу также не требуется.

Перед началом работ объект, который подлежит сносу, необходимо отключить от сетей инженерно-технического обеспечения, подтвердив это актом, подписанным организацией, осуществляющей эксплуатацию соответствующих сетей. Также необходимо принять меры по организации мероприятий по утилизации строительного мусора.

Не позднее, чем за семь рабочих дней до начала сноса, собственнику необходимо предоставить в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта капитального строительства уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства. Сделать это можно посредством личного обращения, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) либо почтовым отправлением или с помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг. К уведомлению необходимо приложить материалы обследования объекта и проект (если он требуется).

Орган местного самоуправления после проверки всех приложенных к уведомлению документов в течение семи рабочих дней обеспечивает размещение уведомления и документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) и уведомляет о таком размещении орган регионального государственного строительного надзора.

Далее, для снятия ликвидированного объекта с кадастрового учета с одновременной регистрацией прекращения права на него необходимо будет обратиться к кадастровому инженеру для подготовки акта обследования, который будет являться документом, подтверждающим прекращение существования объекта недвижимости. Данный документ составляется в электронной форме и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) кадастрового инженера.

После того, как будет подготовлен акт обследования, необходимо подать заявление о снятии объекта капитального строительства с государственного кадастрового учета и прекращении прав на него в орган регистрации прав любым удобным способом, установленным действующим законодательством. С таким заявлением вправе обратиться только собственник снесенного объекта либо его представитель с документом, подтверждающим соответствующие полномочия. Государственная пошлина за данную услугу не взимается.

При отрицательном решении – гражданину направляется письменное решение с указанием причин отказа. Практика показывает, что для вынесения решения об отказе есть несколько оснований: неправильно оформленные документы либо они представлены не в полном объеме или имеют противоречия. Также может быть отказано, если срок, на который было произведено приостановление снятия объекта капитального строительства с государственного кадастрового учета, истек, а выявленные недостатки не устранены.

Процедура снятия с кадастрового учета является завершенной только после того, как заявителю будет выдана выписка из Единого государственного реестра недвижимости, содержащая информацию о снятии объекта с государственного кадастрового учета.

Читайте также: