Чартисты в англии требовали введения имущественного ценза при баллотировании на парламентские выборы

Обновлено: 31.05.2024

Исследуются предпосылки проведения третьей парламентской реформы в Великобритании. В центре внимания автора — анализ объективных условий, сложившихся в стране к середине 80-х гг. XIX в., формирование основных политических установок консерваторов и либералов и позиций их лидеров в вопросах изменения структуры представительства в палате общин и расширения избирательных прав мужского населения. Показано возросшее значение позиции рабочего класса в расчетах обеих партий и влияние радикального крыла партии У. Гладстона на решение о проведении этой реформы.

В связи с развитием в современной России парламентской системы актуален и небезынтересен опыт проведения парламентских реформ в Великобритании в XIX в. Тогда были проведены три парламентские реформы; они постепенно приближали страну к всеобщему избирательному праву и формировали демократическую политическую систему. Предыстория этих реформ многократно рассматривалась в отечественной историографии, однако полнейшее свое освещение они получили лишь в 80—90-е гг. прошлого века. Реформа 1832?г. подробно описана в работах М. В. Жолудова, У. А. Кашапова и М.?И.?Романовой [см.: Жолудов; Кашапов; Романова]. Проблемы реформирования парламентской системы в 60-е гг. XIX в. (вторая парламентская реформа) нашли свое отражение в работах О. А. Науменкова [Науменков, 1988, 1989, 2004].

В 1867 г. была проведена вторая парламентская реформа. Выборщиками становились все квартиросъемщики в городах, уплачивающие 10 фунтов стерлингов в год, тем самым право избирательного голоса получила привилегированная часть рабочих, и количество избирателей в Англии увеличилось вдвое, а в Шотландии — втрое. Более того, была ликвидирована множественность голосов для лиц, уплачивавших прямые налоги, имевших вклады в банках, для держателей государственных облигаций. Произошло и незначительное снижение имущественного ценза в графствах с 15 до 12 фунтов стерлингов. Кроме того, в 1868 г. было проведено перераспределение мест. Соответствующий закон предусматривал расширение границ графств и боро (58 английских боро).

Таким образом, реформа 1867 г. почти удвоила электорат: к прежним 1 млн 57 тыс. избирателей добавились 960 тыс. человек. Кроме того, сделав либеральный билль более радикальным, консерваторы приобрели на длительное время симпатии рабочих. Видные консерваторы Нортон и Огей считали, что консерваторы не слишком долго склонялись к обструкции билля о расширении прав, так как они вовремя уяснили веяния времени, приспособили их к?своей партии, и сделали это со знанием дела [см.: Ingle, 33].

Так, в окрестностях Патрика проживало 94 тыс. человек, большинство которых составляли квалифицированные рабочие. Из них 19 442 жителей обладали правом голоса при выборах в муниципальные учреждения, но только 3?426 человек имели право голоса в политических вопросах страны. Это было обусловлено сменным характером их работы, поскольку крупные хозяйства переезжали на более дешевые земли [см.: Ibid.].

Некоторые публицисты полагали, что при предоставлении всему сельскохозяйственному сообществу права голоса любое последующее перераспределение мест должно работать против аграрных графств и маленьких непромышленных административных округов, против Южной Англии и в пользу шахтерских и промышленных районов.

Существовала так называемая множественная подача голосов для представителей зажиточных слоев: владельцы нескольких домов и имений получали несколько голосов сообразно с числом представляемых ими цензов. Например, один землевладелец мог иметь 43 голоса. Соответственно, из числа юридических избирателей вычеркивался целый ряд рабочих, а голоса домовладельцев и землевладельцев искусственно прибавлялись [см.: Никольский, 9]. Вместе с?тем перепись 1884 г. показала, что численность населения в английских и уэльских городских санитарных районах выросла с 1871 г. более чем на 4 млн и достигла 17 млн человек. Сельские районы за этот же период потеряли несколько миллионов человек. Вследствие этого некоторые депутаты палаты общин считали, что сельские районы в Англии и Уэльсе не должны иметь больше 160 представителей [см.: Hansard, 1878].

Кроме того, для землевладельцев существовала возможность путем временной номинальной передачи собственности лицу, лишенному права голоса на основе имущественного ценза, создавать фиктивные голоса. Это являлось одним из главных условий для процветания коррупции во время выборов в?сельс-кой местности.Но поскольку именно графства служили оплотом консервативной партии, подобное положение вещей вполне устраивало торийское министерство [см.: Там же, 29].

Сохранялась резкая разница между численностью избирателей в университетских округах, сельских районах графств и городских округах. До 1884 г. еще существовали округа с численностью от 4 до 9 тыс. избирателей, посылавшие в парламент двух депутатов наравне с промышленными центрами с населением более 100 тыс. человек [см.: Колмаков, 90].

Вопрос о расширении избирательных прав для сельскохозяйственных рабочих и других малообеспеченных слоев населения занимал умы как либералов, так и консерваторов еще в 1870-х гг.

В том же году был принят закон, способствовавший дальнейшей демократизации избирательной системы: билль о тайной подаче голосов, которого так давно добивались чартисты.

Консерватор Рейкс (заместитель спикера в палате общин в 1874—1880 гг.) разделял распространенное убеждение, что предоставление графствам имущественного ценза принесет на выборах успех либералам.

Из года в год этот вопрос много раз поднимался в парламенте. В 1876 г. к?нему был присоединен вопрос о перераспределении парламентских мест, но неудачно. Видный либерал Хартингтон, как лидер партии в оппозиции, в 1877?г. также поддерживал идею провести очередной билль об избирательных правах.

В ответ на это либералы в предвыборной кампании 1880 г. выдвинули одним из основных лозунгов проведение третьей парламентской реформы. Об?этой мере упоминали в своих предвыборных обещаниях 153 либерала. Победив, либералы были вынуждены выполнить свое обещание. Однако У. Гладстон намеревался провести эту реформу в конце срока действия парламента. Будучи опытным политиком, он считал, что это дало бы либеральной партии победу на следующих выборах.

Представляет интерес оценка ситуации известным историком Н. А. Ерофеевым. По его мнению, причиной проведения третьей избирательной реформы являлось то, что после реформы 1867 г. опасения буржуазии не сбылись: новые избиратели голосовали за старые партии и не проявляли враждебности по отношению к господству крупной буржуазии. Не внушал буржуазии беспокойства и рабочий класс, который, казалось, надолго устранился от самостоятельной политической борьбы и послушно голосовал за либеральных кандидатов. Кроме того, либеральная партия охотнее шла на новую реформу, так как победила на выборах 1880 г. и рассчитывала на новые успехи [см.: Ерофеев, 142].

Вступив во власть, либералы продолжали вносить изменения в избирательную систему. Так, в 1883 г. был принят акт о коррупции; он ограничивал финансовый избирательный фонд кандидата в соответствии с численностью электората округа.

Хотелось бы отметить, что взгляды историков на причины проведения третьей парламентской реформы расходятся. Так А. Л. Мортон и Дж. Тэйт полагали, что основной причиной являлось усиливающееся недовольство народа ограниченным характером уступок, предоставленных актом 1867 г., согласно которому избирательное право распространялось только на городских ремесленников, но не предоставлялось ни более бедным слоям городских рабочих, ни шахтерам, ни сельскохозяйственным рабочим [см.: Мортон, Тэйт, 216].

Интересна позиция Л. Е. Кертмана. Исследователь считает, что в это время борьба консерваторов и либералов в ирландском вопросе приобретала все более ожесточенный характер, и большинство членов либеральной партии во главе с У. Гладстоном решили поддержать либеральную тактику уступок Ирландии, одним из основных пунктов которой, помимо гомруля, было расширение избирательных прав [см.: Кертман, 262].

На наш взгляд, более убедительным выглядит мнение известного современного исследователя М. П. Айзенштат. С точки зрения этого автора парламентская реформа 1884 г., в отличие от предыдущих биллей, не была результатом так называемого давления извне, итогом массового общественного движения. Инициаторами стали члены радикального крыла либеральной партии, недовольные своим положением в парламенте и правительстве. Они полагали, что представительство не отражает настроений в стране [см.: Айзенштат, 151—152].

Схожих взглядов придерживались историки советского периода А. М. Некрич и Л. В. Поздеева. По их мнению, с момента создания Национальной федерации либеральных ассоциаций в 1877 г. происходило действительное объединение либеральных организаций. И с этого времени либералы (особенно ее радикально настроенная часть. —Е. Н.) стремились утвердить свое положение среди мелкой буржуазии и рабочих [см.: Некрич, Поздеева, 169].

На этой же конференции была принята резолюция о том, что вслед за проведением билля о расширении избирательных прав должна быть принята новая система распределения парламентских мест в целях обеспечения равенства голосов в каждом округе и истинного выражения воли страны. Однако вопрос о парламентской реформе было решено проводить одним из самых первых; кроме того, вопрос о правах должен был подниматься независимо от предложений о перераспределении [см.: Morley, 198].

Таким образом, можно резюмировать, что проведение новой парламентской реформы было вызвано несколькими принципиальными предпосылками.

Во-первых, основополагающей причиной послужило, на наш взгляд, стремление радикальных членов либеральной партии путем предоставления избирательных прав сельским жителям укрепить свое положение в партии и парламенте. Во-вторых, не стоит забывать, что обе партии осознавали необходимость уступок, связанных с ростом рабочего и социалистического движения. В-третьих, во время предвыборной кампании 1880 г. либералы выдвинули лозунг о проведении третьей парламентской реформы, это заставило их выполнить обещание и тем самым поднять престиж и влияние либеральной партии.

Айзенштат М. П.Британия нового времени. Политическая история. М., 2007.

Джоносон Г.Платформа. Ее возникновение и развитие (история публичных митингов в Англии). СПб., 1901. Т. 2.

Ерофеев Н. А.Очерки по истории Англии. 1815—1917. М., 1959.

Жолудов М. В.Идеология и политика либеральной партии Великобритании в 30-е?годы XX века. Рязань, 1997.

Кашапов У. А.Борьба партий и общественно-политических движений в Англии в период проведения первой парламентской реформы (1830—1832 гг.) : автореф. дис. … канд. ист. наук. Уфа, 1994.

Кертман Л. Е.География, история и культура Англии. М., 1979.

Колмаков С. А.Идеология и политика либеральной партии Великобритании в 1880-х?гг. XX в. М., 1985.

Мортон А. Л., Тэйт Дж.История английского рабочего движения. 1770—1920. М., 1959.

Науменков О. А.Борьба партий и вторая парламентская реформа 1867 г. в Англии. Уфа, 1988.

Науменков О. А.Из истории внутренней политики консервативной партии Великобритании. Саратов, 1989.

Науменков О. А.Роберт Солсбери и его время. Викторианская Англия в лицах. СПб., 2004.

Некрич А. М., Поздеева Л. В.Государственный строй и политические партии Великобритании. М., 1958.

Никольский Н.Очерк английской конституции. СПб., 1906.

Очеркипо истории Англии. Средние века и Новое время / под ред. Г. Р. Левина. М., 1959.

Романова М. И.Парламентская реформа 1832 г. в Англии и ее последствия // Новая и новейшая история.2005. № 4.

В Великобритании процесс реформирования избирательного законодательства также проходил в условиях массовых выступлений общественности в поддержку демократизации основ государственного строя.

Жители Великобритании требовали от правительства и парламента решения двух важных проблем: предоставления избирательных прав лицам со средним и низким уровнем дохода, а также изменения системы избрания депутатов палаты общин от городов и графств.

Высокий имущественный ценз лишал большинство жителей Британии права участвовать в выборах депутатов нижней палаты парламента.

Заседание палаты общин английского парламента

Из 24 млн. человек, населявших королевство, менее миллиона имели право голоса.

Между тем среди населения Великобритании росла популярность лозунга парламентской реформы, «на многочисленных митингах высказывалась мысль, все более понятная для масс, что действовать в истинных интересах народа может только такое правительство, которое будет изВ результате, в 1832 г. в Англии была проведена парламентская реформа, однако условия приобретения активного избирательного права по- прежиему, существенно ограничивали число потенциальных избирателей. Для сельских жителей, имеющих свободное земельное держание (фригольд), сохранялась средневековая норма - 40 шиллингов минимального годового дохода с недвижимой собственности. Право голоса получили арендаторы земли (копигольдеры), вносящие в год не менее 5 фунтов арендной платы, а также фермеры, нанимающие землю на срок свыше 40 лет и ежегодно платящие за нее не менее 5 фунтов стерлингов. В городах избирателями могли стать домовладельцы или те, кто платил не менее 10 фун-

Последнее нововведение было достаточно важным, так как до этого города самостоятельно устанавливали критерии активного и пассивного избирательного права. Изменения в системе английского избирательного законодательства положили начало процессу унификации условий приобретения права участия в парламентских выборах, создания единых для всей страны норм, регламентирующих выборный процесс.

Освободившиеся 144 парламентских места распределились между городами (такими крупными промышленными центрами, как Манчестер, Лидс, Бирмингем, Шеффилд и др.) и графствами; всего было образовано

Реформа 1832 г. нанесла первый существенный удар по устаревшей системе представительства, по ее результаты не следует переоценивать.

К середине XIX в. число избирателей не превышало в Британии 800 тыс. человек. Подавляющая часть населения по-прежнему была отстранена от участия в политическом процессе. Если в ходе парламентских выборов 1831 г. в голосовании приняло участие 344 250 человек, то на первых выборах, состоявшихся после реформы, в 1834 г., их численность составила 620 тыс. при общем количестве населения до 24 млн.

Чартисты несут петицию в парламент (1842 г.)

Правительство выполнило лишь одно из этих требований. В 1858 г. было отменено требование ценза для депутатов палаты общин от графств (600 фунтов) и городов (300 фунтов).

Во второй половине XIX в. мощное профсоюзное движение, охватившее Великобританию, заставило правительство признать правомочность народных требований и начать реальную избирательную реформу. В поддержку ограниченных демократических преобразований выступили известные политики, в частности, Рассел и Гладстон360.

В городах важным критерием для приобретения избирательных прав являлось наличие у лица постоянного жилья, квартиры - собственной, арендованной, нанятой на срок за плату. Лицо, занимающие в течение 12 месяцев жилое помещение, обложенное налогом па содержание бедных, или даже его частью, признавалось избирателем (при соблюдении иных требований - возрастных и др.). Если жилое помещение не было обложено указанным налогом, по квартиросъемщик платил в год не менее 10 фунтов, данное лицо также получало права избирателя. В графствах избирательные права получили собственники и долгосрочные арендаторы земель с годовым доходом от 5 фунтов.

В результате реформы 1867 г. круг избирателей Великобритании расширился, во многом за счет городских рабочих, и составил до 4, 5 млн. человек1.

После реформ 1867 и 1884 гг. в Великобритании сложилась достаточно пестрая система групп избирателей, имеющих различные основания для приобретения права голоса на парламентских выборах. Наиболее

Избирательные реформы XIX века в Великобритании Перераспределение

Города с населением 20004000 жителей - только 1 депутат. 3.

Освободившиеся места - городам и графствам. 1.

Города с населением 20004000 жителей - только 1 депутат. 3.

Освободившиеся места - городам и графствам. 1. Лишены представительства небольшие города. 2.

Города с населением 1500050000 жителей - только 1 депутат. 3.

Освободившиеся места - городам и графствам. 4.

Избирательный округ -1 депутат. Расширение

корпуса Графства Собственники и арендаторы земли с доходом 10 ф. ст. в год. Графства Собственники и арендаторы земли с доходом 5 ф. ст. в год или подлежащие обложению налогом в 12 ф. ст. в год и выше. Графства Владельцы земли или помещения с доходом в 10 ф. ст. в год. Города

Собственники и арендаторы домов и других строений с доходом 10 ф. ст. в год. Города

Квартиросъемщики, уплачивающие за квартиру 10 ф. ст. в год. Города Все

Около 40 тыс. британцев имели право голосовать в пяти особых университетских избирательных округах.

На протяжении 30-40-х гг. XIX века произошли существенные изменения во внутриполитическом состоянии многих европейских государств. Экономические кризисы, потрясшие европейский кон­тинент, некомпетентность и коррумпированность монархических режимов, недовольство граждан правительственной политикой поддержки аристократических сословий, борьба королевской вла­сти с либерально-демократической оппозицией сплотили различ­ные слои населения вокруг требований об избирательной рефор­ме. В ходе ожесточенных внутренних конфликтов в ряде стран постепенно вводится новое избирательное законодательство, ос­нованное на принципах всеобщности и равенства.

Решительное наступление на устои французской конституци­онной монархии было предпринято в конце 40-х годов. В сере­дине 1847 года прогрессивные политики и пресса при поддерж­ке общественности потребовали изменить порядок проведения выборов, отменить цензовые барьеры. Поскольку во Франции существовали законы, ограничивающие возможность проведения

15 марта 1849 г. был принят избирательный закон, конкрети­зирующий эти конституционные нормы. Во Франции после ре­волюции 1848 г. прочно утвердилось всеобщее избирательное право, распространявшееся на взрослых мужчин. Отныне все парламентские выборы проводились в этой стране без каких-либо существенных ограничений для избирателей. Единствен­ная попытка вновь сократить электоральную базу предпринима­ется в 1850 г., когда был обнародован новый избирательный за­кон (31 мая 1850 г.), устанавливавший больший ценз оседлости избирателей - до трех лет. Число голосующих вновь резко со­кратилось (до 2,8 млн. человек). Но этот закон был вскоре отменен в результате монархического переворота Луи Бонапар­та (Наполеона III) и принятия Конституции 29 марта 1852 г.

Характерно, что новый императорский режим не ликвидиро­вал систему всеобщего, прямого, равного избирательного права и тайного способа голосования. Рассказывают, что вскоре после провозглашения Луи Бонапарта императором, австрийский по­сол задал ему вопрос: «Будет ли сохранено во Франции всеоб-

Согласно Декрету 2 февраля 1852 г. парламентские выборы во Франции стали проводиться с использованием системы одно­мандатных округов. Разумеется, императорская власть сохраня­ла в своем распоряжении ряд эффективных средств влияния на ход избирательных кампаний: произвольное установление гра­ниц избирательных округов, государственная поддержка офици­альных кандидатов. Важным было и введение присяги на вер­ность конституции (а следовательно, и империи) для избранных депутатов. Это обстоятельство закрывало доступ в высший пред­ставительный орган власти сторонникам республиканской фор­мы правления.

В Соединенном королевстве Великобритании и Ирландии про­цесс реформирования избирательного законодательства также проходил в условиях массовых выступлений общественности в поддержку демократизации основ государственного строя. Жи­тели Великобритании требовали от правительства и парламента решения двух важных проблем: предоставления избирательных прав гражданам со средним и низким уровнем дохода, а также изменения системы избрания депутатов палаты общин от горо­дов и графств.

Высокий имущественный ценз лишал большинство жителей Англии права участвовать в выборах депутатов нижней палаты парламента. Из 24 млн. человек, населявших королевство, право голоса имел только один миллион.

В 1832 г. парламент- Митинг в поддержку реформы

екая реформа уничтожи- избирательного права. Англия, 1831 год

ла 56 старых избиратель­ных округов, в которых проживало менее 2000 че­ловек. Таким образом, ста­ли вакантными 111 депу­татских мест в палате об­щин. Еще 32 города, в ко­торых насчитывалось ме­нее 4000 жителей, стали избирать по одному депу­тату парламента вместо двух. Освободившиеся 144 парламентских места распределялись между городами и графствами, где было образовано 42 новых избирательных округа.


Столкновение рабочих с полицией

в Гайд-парке (Лондон). Рабочие требуют

избирательной реформы.

избирательные права приобрели собственники и арендаторы земель с доходом от 5 фунтов в год, а в городах - квар­тиросъемщики, уплачива­ющие за жилье не менее 10 фунтов в год. Число избирателей в Велико­британии превысило 2 млн.человек (приблизи­тельно 10 процентов на­селения страны). Что ка­сается проблемы предста­вительства, то и в 1867 г.

сельскохозяйственные рабочие и большое число рабочих, тру­дившихся на промышленных предприятиях, расположенных вне городов. Благодаря этому закону число избирателей существен­но увеличилось и достигло 5 млн. человек. Избирательных прав по-прежнему лишались женщины, взрослые сыновья, живу­щие в семьях родителей, съемщики квартир, слуги, батраки.

Принятие новых избирательных законов позитивным обра­зом сказалось на развитии политической жизни Великобрита­нии. Избирательное законодательство перестало быть объектом ожесточенных политических конфликтов.


Книга посвящена британской избирательной системе в последней трети девятнадцатого века. Автор раскрывает особенности избирательной системы, рассматривает стратегию и тактику либеральной партии в борьбе за билль о правах 1884 г., роль королевы Виктории в урегулировании конфликта между политическим партиями. Для историков, студентов гуманитарных вузов, преподавателей, а также всех интересующихся партийно-политической историей Великобритании.

Оглавление

  • Введение
  • Глава I. Британское общество и политические партии между парламентскими реформами (1868−1884 гг.)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Власть и общество: избирательные реформы и их восприятие в Великобритании в последней трети XIX века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Британское общество и политические партии между парламентскими реформами (1868−1884 гг.)

1.1. Британская избирательная система после проведения реформ

В 1867 г. была проведена вторая парламентская реформа. Избирателями становились все квартиросъемщики в городах, уплачивающие 10 фунтов стерлингов в год, тем самым право избирательного голоса получила привилегированная часть рабочих. Так, количество избирателей в Англии увеличилось вдвое, в Шотландии втрое. Была ликвидирована множественность голосов для лиц, уплачивающих прямые налоги, имевших вклады в банках, держателей государственных облигаций. Произошло и незначительное снижение имущественного ценза в графствах с 15 до 12 фунтов стерлингов. Кроме того, в 1868 г. было проведено перераспределение мест. Соответствующий закон предусматривал расширение границ графств и боро [16] (58 английских боро).

Например, в окрестностях Патрика проживало 94 000 человек, большинство из которых были квалифицированными рабочими. Их них только 3 426 человек имели право голоса в политических вопросах страны. Это было обусловлено сменным характером их работы, поскольку крупные хозяйства переезжали на более дешевые земли [19] . В одном из местечек, где население составляло 21 500 человек, не имелось парламентского представительства, хотя оно находилось в ½ мили от границы Ньюкасла [20] .

Существовала так называемая множественная подача голосов для представителей зажиточных слоев: владельцы нескольких домов и имений имели несколько голосов, сообразно с числом представляемых ими цензов. Например, один землевладелец имел 43 голоса. Таким образом, из числа юридических избирателей вычеркивался целый ряд рабочих и искусственно прибавлялись голоса домовладельцев и землевладельцев [23] .

Продолжало сохраняться прежнее засилье земельных интересов ввиду отсутствия принципиальной перестройки выборных органов. Действительно, хотя примерно три четверти новых избирателей проживали в городах, из затронутых перераспределением 45 мест (для сравнения: в 1832 г. — 143 места) они получили только 20, а графства — 25. В итоге в промышленных центрах соотношение между количеством мест в палате общин и числом избирателей изменилось в худшую сторону. Серьезным недостатком существовавшей избирательной системы являлось различие в размерах избирательных округов, поэтому существовала возможность, что результат в одном крупном округе мог исказить общую картину [27] .

Число избирателей было очень малым: в 1877 г. в графствах проживало 11, 5 миллионов человек, однако в списках числилось только 785,343 человека. Хотя в городах соотношение было выше, всего один избиратель приходился на восемь человек. Сельская Англия выбирала огромное большинство членов в парламент, хотя к 1885 г. страна была преимущественно индустриальной. Обширные новые пригороды Лондона были представлены недостаточно, как и промышленный север [29] .

Кроме того, для землевладельцев была возможность путем временной номинальной передачи собственности лицу, лишенному права голоса на основе имущественного ценза, создавать фиктивные голоса. Это являлось одним из главных условий для процветания коррупции во время выборов в сельской местности. Но поскольку именно графства были оплотом консервативной партии, подобное положение вещей вполне устраивало тори [30] .

Сохранялась принципиальная разница в численности избирателей в университетских округах, сельских районов графств и городских округах. До 1884 г. еще были округа с численностью от четырех до девяти тысяч избирателей, посылавшие в парламент двух депутатов, наравне с промышленными центрами с населением более 100 тысяч человек [31] .

Для наглядности представляется уместным привести следующие статистические данные.

Соотношение избирателей к населению [32]


Эти данные четко представляют ограниченный характер избирательных прав в графствах. В Англии 13,5 % населения городов имели право избирательного голоса, а в графствах — лишь 7 %. В Шотландии несоответствия еще более заметные: 12 % жителей городов обладали избирательными правами, а в графствах — только 4 %. В Ирландии система избирательных прав была еще более ограниченна. Очень заметно соотношение избирателей к общему числу населения: только 3,9 % в графствах и 6,3 % в городах [33] .

Соотношение количества депутатов к населению в городах [36]


Соотношение количества депутатов к населению в графствах [37]


Из списков по городам видно, что 72 небольших города с общим населением в 500 000 человек имеют почти столько же депутатов, сколько 38 крупнейших городов, население которых составляет 9 279 человек. Другими словами, маленькие города имели один мандат на 7 000 человек, а крупные города одного депутата на 122 000 человек. Малые населенные пункты, если вести расчет на основе количества населения, имели примерно в 17 раз больше представителей, чем крупные. Итак, можно сделать вывод, что из 360 членов, положенных городам, половину получали населенные пункты, общее население которых не превышало 1 800 000 человек, а населенные пункты с общим населением свыше 13 000 000 человек вынуждены были согласиться на другую половину [38] .

Таким образом, налицо все недостатки избирательной системы и необходимость ее дельнейшего реформирования. При расширении избирательной системы авторы билля 1867 г. продолжали открыто признавать принцип ограничения избирательного права, представленного не как естественное право гражданина, а как привилегию, заслуженную доказанной правоспособностью.

1.2. Отклики в обществе на реформирование избирательной системы в 1870–1880 гг.

Сразу после принятия второго билля о реформе последовал период спада. Общественность почти не выражала интереса к данной теме, а большинство парламентариев испытывали антипатию к вопросу и не желали продвигать его. Некоторые опасались развития демократии, а многие попросту не хотели снова начинать обсуждение непростой темы пересмотра конституции. Основными инициаторами проведения новой избирательной реформы стали члены либерал-радикальной фракции, стремящиеся за счет продвижения билля о правах усилить свое влияние в парламенте. Поэтому уже в начале 1870-х гг. все аргументы радикалов были сфокусированы на недостатках существующей избирательной системы, на непропорциональной системе представительства [39] .

После билля 1867–1868 гг. большинство лидеров рабочего движения мало верили в действительность народного представительства даже с правом голоса на руках, поскольку попытки защитить парламент от проникновения в него рабочих стали предприниматься сразу после проведения реформы в 1867 г. [41] Всеобщие выборы 1868 г. стали первым серьезным испытанием. Поскольку у рабочих отсутствовал опыт создания самостоятельных политических организаций, Лиге реформы и вождям рабочего движения пришлось объединиться с либералами [42] . Лига реформы принимала деятельное участие в регистрации избирателей, агитационной работе и подборе наиболее подходящих кандидатов в члены парламента для либералов. В качестве ответной благодарности либералы обещали предоставить Лиге необходимую финансовую помощь для выставления собственных кандидатов в избирательных округах. Однако, как показали дальнейшие события, сотрудничество с официальной либеральной партией, особенно с ее преобладающей вигской группой, было непростым.

Хотя рабочие помогли либералам одержать сокрушительную победу на выборах 1868 г., их интересы не были удовлетворены. Последующие попытки вести дела с министерством Гладстона приводили к еще большему разочарованию. Так, в 1871 г. правительство Гладстона приняло ряд рабочих законов. Они давали тред-юнионам легальный статус и возможность регистрации, но предусматривали строгие меры наказания за борьбу против штрейкбрехеров (штрейкбрехер — рабочий, который вопреки общему решению рабочих начать забастовку выходит на работу и занимает сторону администрации) в любой форме, а также не защищали от угрозы применения против союзов антинародного закона о подрывной деятельности.

Между 1867 и 1871 гг. реформаторы из рабочей среды продолжали выступать за дальнейшее расширение электората. Так, Лига реформы в качестве своей конечной цели сохранила всеобщее избирательное право для мужчин. После роспуска самой организации в марте 1869 г. было решено создать Лигу свободного представительства, чьей основной целью стало избрание рабочих депутатов в парламент. Признавая, что еще не пришло время для наступления по всему фронту, реформаторы сосредотачивались на улучшении регистрации избирателей, а также выдвижении и выборах в парламент кандидатов из числа рабочих. Тайное голосование вкупе с антикоррупционными средствами рассматривалось как способ сделать избирателя из низших классов более независимым [46] . Однако подобные усилия давали мало результата.

Весьма спонтанное вначале проявление народных масс вскоре превратилось в довольно организованное движение, стремящееся оказывать давление на парламент. С каждым годом они становились все более политически активными, а в начале 1870-х гг. профсоюзное движение стало распространяться на сельскохозяйственных рабочих. Со времени аграрных беспорядков 30-х годов они были одним из наиболее отсталых и забитых отрядов трудящихся. Их инертность и пассивность стали привычными для правящих классов и долгое время воспринимались как нечто само собой разумеющееся. Так было по крайней мере до конца 60-х годов, когда в условиях острого дефицита рабочей силы они начали бастовать и организовываться.

Основными пунктами их программы стали требования борьбы с классовыми привилегиями, улучшение государственного управления с устранением ограничений тех или иных классов или религиозных групп, просвещение рабочих, обязательное, бесплатное и светское образование, реформа избирательного права на основе домовладения.

У Джозефа бели резкие, но довольно приятные черты лица, ничего не выдававшие глаза и тщательно приглаженные короткие волосы. Его гладко выбритое лицо было маской, украшенной моноклем на черной ленте; его костюмы были безупречны и изысканны, с неизменной свежей орхидеей в петлице. Неизменный монокль и орхидея стали теми деталями, которые постоянно обыгрывались карикатуристами. Сделав значительное состояние в качестве фабриканта винтов и шурупов в Бирмингеме, он в 38 лет отошел от дел и стал мэром города.

Его отличали широта мышления и динамизм. Бившая из него неиссякаемая энергия часто превращалась в неудержимый порыв идущего напролом борца. Своими выступлениями он зажигал сердца слушателей и вел их за собой. Историографы единодушно утверждают, что он открыто симпатизировал простым людям, будучи весьма богатым человеком.


Punch. 1883. Oct. 20.

Видную роль играл председатель лондонского отделения Лиги 27-летний радикал Чарльз Дилк. Он сразу нашел общий язык с Чемберленом, а вскоре между ними сложились дружеские отношения, сохранившиеся на много лет. По происхождению, образованию, связям Чарльз Дилк принадлежал к политической и интеллектуальной элите, но был совершенно свободен от свойственного этой среде снобизма. Отличаясь независимостью суждений и находясь в оппозиции к партийному руководству, Дилк открыто высказывал республиканские взгляды, шокируя респектабельную публику и вызывая тревогу при дворе. Такой бунтарский дух импонировал Чемберлену. По мнению отечественного историка Л. Е. Кертмана, Джозеф также ценил постоянную готовность друга уступать ему первые роли [54] .

В своих выступлениях радикалы доказывали необходимость бесплатного образования. Чемберлен, к примеру, даже потребовал принятия мер, открывающих высшую школу для одаренных детей бедняков, настаивал на открытии в воскресные дни музеев и публичных библиотек. Молодой бирмингемец обрушился с критикой на Гладстона и министра образования Форстера, между прочим, старейшего радикала! Оратор полагал, что они обманули нонконформистов, поддерживавших либеральную партию. Горячась, даже угрожал разрывом нонконформистов с либералами, что никак не входило в его компетенцию.

Эта и подобные речи передовой группы вызвали стойкую вражду между ними и старейшим радикалом Форстером. Произошла и неизбежная ссора либерал-радикалов с доминировавшими в министерстве Гладстона вигами. К 1873 г. передовые радикалы оказались по-настоящему оторванными от старой либеральной коалиции, представленной как в парламентской партии, так и в правительстве. Им приходилось вести борьбу с вигизмом (теорией и практикой вигов. — Е.Н.) и его влиянием на партию. Основы для компромисса не существовало и либерал-радикалы стали оппозиционерами.

Требование свободной церкви означало ее отделение от государства в Англии и Уэльсе, требование свободной школы — отмену платы в начальных учебных заведениях, содержащихся за счет местных муниципальных налогов, требование свободной земли — устранение юридических препятствий к отчуждению земельных участков, требование свободного труда — аннулирование законов, закреплявших неравноправные отношения между рабочими и предпринимателями, а также запрещавших забастовки и пикетирование.

Постепенно кампания набирала силу и последовательность. Передовые радикалы справедливо полагали, что борьба за реформу усилит их политическое влияния. Осенью 1872 г. началась очередная кампания за расширение избирательных прав. Была образована Ассоциация реформы избирательной системы, ставшая организатором конференции и митинга в Стейт Джеймс Холле в Лондоне 12 ноября. По этому случаю интересы радикалов, городского рабочего класса и, что самое примечательное, сельскохозяйственных рабочих были впервые объединены [58] . Предводители батраков лично присутствовали на встречах в Стейт Джеймс Холле. Предполагалось, что участие примут 39 радикальных обществ и 52 трейд-юниона со всех концов страны, включая Шотландию.

Председателем конференции был избран Чемберлен. Подготовка мероприятия была тщательной и продуманной. Организаторы выбрали довольно осторожный подход к реформе. Наблюдалось явное намерение объединить широкий диапазон отдельных интересов и добиться согласия по основным вопросам. Прежде всего акцент был сделан на неравенстве представительства. Расчет основывался на том, что вопрос о правах можно вносить в зависимости от настроения собрания [59]

На протяжении 30-40-х гг. XIX века произошли существенные изменения во внутриполитическом состоянии многих европейских государств. Экономические кризисы, потрясшие европейский кон­тинент, некомпетентность и коррумпированность монархических режимов, недовольство граждан правительственной политикой поддержки аристократических сословий, борьба королевской вла­сти с либерально-демократической оппозицией сплотили различ­ные слои населения вокруг требований об избирательной рефор­ме. В ходе ожесточенных внутренних конфликтов в ряде стран постепенно вводится новое избирательное законодательство, ос­нованное на принципах всеобщности и равенства.

Решительное наступление на устои французской конституци­онной монархии было предпринято в конце 40-х годов. В сере­дине 1847 года прогрессивные политики и пресса при поддерж­ке общественности потребовали изменить порядок проведения выборов, отменить цензовые барьеры. Поскольку во Франции существовали законы, ограничивающие возможность проведения

15 марта 1849 г. был принят избирательный закон, конкрети­зирующий эти конституционные нормы. Во Франции после ре­волюции 1848 г. прочно утвердилось всеобщее избирательное право, распространявшееся на взрослых мужчин. Отныне все парламентские выборы проводились в этой стране без каких-либо существенных ограничений для избирателей. Единствен­ная попытка вновь сократить электоральную базу предпринима­ется в 1850 г., когда был обнародован новый избирательный за­кон (31 мая 1850 г.), устанавливавший больший ценз оседлости избирателей - до трех лет. Число голосующих вновь резко со­кратилось (до 2,8 млн. человек). Но этот закон был вскоре отменен в результате монархического переворота Луи Бонапар­та (Наполеона III) и принятия Конституции 29 марта 1852 г.

Характерно, что новый императорский режим не ликвидиро­вал систему всеобщего, прямого, равного избирательного права и тайного способа голосования. Рассказывают, что вскоре после провозглашения Луи Бонапарта императором, австрийский по­сол задал ему вопрос: «Будет ли сохранено во Франции всеоб-

Согласно Декрету 2 февраля 1852 г. парламентские выборы во Франции стали проводиться с использованием системы одно­мандатных округов. Разумеется, императорская власть сохраня­ла в своем распоряжении ряд эффективных средств влияния на ход избирательных кампаний: произвольное установление гра­ниц избирательных округов, государственная поддержка офици­альных кандидатов. Важным было и введение присяги на вер­ность конституции (а следовательно, и империи) для избранных депутатов. Это обстоятельство закрывало доступ в высший пред­ставительный орган власти сторонникам республиканской фор­мы правления.

В Соединенном королевстве Великобритании и Ирландии про­цесс реформирования избирательного законодательства также проходил в условиях массовых выступлений общественности в поддержку демократизации основ государственного строя. Жи­тели Великобритании требовали от правительства и парламента решения двух важных проблем: предоставления избирательных прав гражданам со средним и низким уровнем дохода, а также изменения системы избрания депутатов палаты общин от горо­дов и графств.

Высокий имущественный ценз лишал большинство жителей Англии права участвовать в выборах депутатов нижней палаты парламента. Из 24 млн. человек, населявших королевство, право голоса имел только один миллион.

В 1832 г. парламент- Митинг в поддержку реформы

екая реформа уничтожи- избирательного права. Англия, 1831 год

ла 56 старых избиратель­ных округов, в которых проживало менее 2000 че­ловек. Таким образом, ста­ли вакантными 111 депу­татских мест в палате об­щин. Еще 32 города, в ко­торых насчитывалось ме­нее 4000 жителей, стали избирать по одному депу­тату парламента вместо двух. Освободившиеся 144 парламентских места распределялись между городами и графствами, где было образовано 42 новых избирательных округа.


Столкновение рабочих с полицией

в Гайд-парке (Лондон). Рабочие требуют

избирательной реформы.

избирательные права приобрели собственники и арендаторы земель с доходом от 5 фунтов в год, а в городах - квар­тиросъемщики, уплачива­ющие за жилье не менее 10 фунтов в год. Число избирателей в Велико­британии превысило 2 млн.человек (приблизи­тельно 10 процентов на­селения страны). Что ка­сается проблемы предста­вительства, то и в 1867 г.

сельскохозяйственные рабочие и большое число рабочих, тру­дившихся на промышленных предприятиях, расположенных вне городов. Благодаря этому закону число избирателей существен­но увеличилось и достигло 5 млн. человек. Избирательных прав по-прежнему лишались женщины, взрослые сыновья, живу­щие в семьях родителей, съемщики квартир, слуги, батраки.

Принятие новых избирательных законов позитивным обра­зом сказалось на развитии политической жизни Великобрита­нии. Избирательное законодательство перестало быть объектом ожесточенных политических конфликтов.

Читайте также: