Аукционный порядок предоставления земельных участков в рб

Обновлено: 27.04.2024

Земельные аукционы условно можно подразделить на две группы: первую группу составляют аукционы по продаже земельных участков в частную собственность, т. е. с аукциона продается непосредственно сам земельный участок в частную собственность; вторую группу составляют аукционы по продаже права аренды земельного участка либо права проектирования и строительства капитального строения, т.е.

на аукционе приобретается не земельный участок, а право заключения договора аренды этого участка с уполномоченным государственным органом на определенный срок либо право проектирования и строительства капитального строения взамен сносимого на предоставляемом земельном участке.

Аукционы по продаже земельных участков не получили широкого распространения, хотя Указ № 667 предусмотрел возможность продажи земельных участков в собственность не только гражданам Республики Беларусь для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов, но и негосударственным юридическим лицам. Порядок проведения таких аукционов определен Положением о порядке организации и проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462 (вред. от 30.06.2011 г. № 886).

Вторая группа земельных аукционов по продаже права аренды получила самое широкое распространение, о чем свидетельствует их активная организация и проведение со стороны уполномоченных государственных органов. Ко второй группе относятся следующие аукционы:

— аукционы на право заключения договоров аренды земельных участков (порядок проведения определен Положением о порядке организации и проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462 (в ред. от 30.06.2011 г. № 886) (далее — аукцион по аренде);

— аукционы по продаже объектов государственной собственности и на право заключения договора аренды (порядок проведения определен Положением о порядке организации и проведения аукционов по продаже объектов государственной собственности и на право заключения договора аренды земельного участка для обслуживания недвижимого имущества, утв.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462 (в ред. от 30.06.2011 г. № 886)) (далее — аукцион по продаже недвижимости);

— аукционы с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) (порядок проведения определен Положением о порядке организации и проведения аукционов с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений), утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462 (в ред. от 30.06.2011 г. № 886)) (далее — аукцион на проектирование).

Аукционы проводятся местными исполкомами или уполномоченными ими организациями на основании решения исполкома.

Предметом аукциона по продаже земельных участков является земельный участок, аукциона по аренде — право заключения договора аренды земельного участка, аукциона по продаже недвижимости — недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности и право заключения договора аренды земельного участка, необходимого для обслуживания этого имущества (это единый неделимый предмет аукциона), аукциона на проектирование — право проектирования и строительства капитального строения (здания, сооружения) на предоставляемом земельном участке, на котором находятся объекты недвижимости, подлежащие сносу. Участниками аукционов по продаже земельных участков могут быть граждане Республики Беларусь, негосударственные юридические лица Республики Беларусь, аукционов по аренде — граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, аукциона по продаже недвижимости — граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица Республики Беларусь, а также иностранные инвесторы (в том числе иностранные юридические и физические лица, иностранные государства, международные организации), аукциона на проектирование — индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Законодательство Республики Беларусь не допускает проведения закрытых аукционов, а также конкурсов в отношении земельных участков и прав на них. Открытость аукциона означает, что:

1) обязательно опубликование извещения в средствах массовой информации не позднее чем за 30 дней до даты проведения аукциона с указанием всей необходимой информации о предмете аукциона;

2) аукцион проводится при наличии двух и более участников;

3) участвовать в аукционе субъект имеет право при условии оформления пакета документов по перечню, указанному в извещении о проведении аукциона, и уплаты задатка (по общему правилу он составляет не более 10 процентов от начальной цены предмета аукциона);

4) допускается проведение повторных аукционов в отношении непроданных или снятых с аукциона объектов. При этом извещение о проведении повторного аукциона публикуется в отношении аукционов по продаже земельных участков и аукционов по аренде — не ранее чем за 7 рабочих дней до даты его проведения, аукционов по продаже недвижимости — не менее чем за 7 дней, аукционов на проектирование — не ранее чем за 7 календарных дней.

Открытость аукциона не подразумевает открытости информации о его участниках, сведения о которых не подлежат разглашению и могут предоставляться только по запросам компетентных органов.

Для проведения аукциона создается специальная комиссия или определяется уполномоченная организация, которые в том числе определяют шаг аукциона, который устанавливается в пределах от 5 до 15 процентов от предыдущей цены, называемой аукционистом; проводят аукцион и оформляют результаты аукциона; разрешают споры о порядке проведения аукциона, а также выполняют ряд других функций.

Организатор аукциона или местный исполком сохраняет за собой право отказа от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за 3 дня до назначенной даты его проведения, при этом сумма внесенного задатка подлежит обязательному возвращению, но не сразу, а в течение 5 дней со дня отказа.

Право отказа от участия в аукционе предоставлено и участнику, неявка которого на аукцион также рассматривается как отказ от участия. Отказ от участия допускается до начала аукциона. Сумма внесенного задатка возвращается такому участнику в течение 5 рабочих дней со дня проведения аукциона.

Прием заявлений об участии в аукционе и необходимых документов, как правило, прекращается за 3 дня до проведения аукциона.

Не допускается начало торгов и продажа предмета аукциона по начальной цене.

Аукцион по конкретному предмету аукциона признается несостоявшимся, если:

— заявление на участие в нем по конкретному предмету аукциона подано менее чем двумя участниками;

— ни один из его участников после трехкратного объявления первой цены не поднял аукционный номер;

— ни один из его участников в соответствии с решением комиссии по проведению аукциона не был признан победителем.

В случае, если аукцион признан несостоявшимся в силу того, что заявление на участие в нем подано только одним участником, предмет аукциона продается этому участнику при его согласии по начальной цене, увеличенной на

5 процентов. Согласие либо отказ данного участника приобрести предмет аукциона отражается в протоколе аукциона.

Результаты аукциона оформляются, как правило, в день проведения аукциона протоколом, который подписывается членами комиссии и победителем аукциона, утверждается председателем комиссии либо организатором аукциона (руководителем уполномоченной организации). Протокол составляется в нескольких экземплярах в зависимости от вида аукциона, один из которых обязательно передается победителю аукциона.

Если победитель аукциона в день проведения аукциона не подписал протокол, результаты аукциона по решению комиссии или организации в отношении этого победителя аннулируются. При этом внесенный победителем задаток возврату не подлежит. Кроме того, результаты аукциона аннулируются (и соответственно не возвращается сумма задатка) в случаях, если победитель аукциона:

— не возместил затраты на организацию и проведение аукциона;

— не возместил расходы, связанные с формированием земельного участка, в том числе с государственной регистрацией создания земельного участка;

— не выполнил условия, предусмотренные в решении

6 изъятии земельного участка для проведения аукциона, а также иные условия участия в аукционе;

— не оплатил стоимость предмета аукциона;

— не внес плату, взимаемую за право заключения договора аренды;

— не заключил договор купли-продажи недвижимого имущества;

— не подписал или отказался от подписания договора на реализацию права проектирования и строительства капитального строения (здания, сооружения), а также договора аренды земельного участка;

— не заключил договор аренды земельного участка.

Непобедившим участникам аукциона сумма задатка

возвращается в течение 5 рабочих дней со дня проведения аукциона.

Победителю сумма внесенного им задатка засчитывается в счет его необходимых платежей по оплате стоимости предмета аукциона.

Окончательное оформление прав на земельный участок и недвижимость осуществляется в следующем порядке:

1. Аукционы по продаже земельных участков — местный исполком в течение 10 рабочих дней после утверждения протокола о результатах аукциона принимает решение о предоставлении победителю аукциона земельного участка в частную собственность и не позднее 2 рабочих дней после внесения победителем аукциона всех необходимых плат, а также выполнения иных условий участия в аукционе выдает ему выписку из решения о предоставлении земельного участка в частную собственность.

2. Аукционы по аренде — местный исполком в течение 10 рабочих дней после утверждения протокола о результатах аукциона принимает решение о предоставлении победителю аукциона земельного участка и не позднее 2 рабочих дней после внесения победителем аукциона платы за предмет аукциона (части платы — в случае предоставления рассрочки ее внесения), возмещения всех затрат и расходов, а также выполнения условий, предусмотренных в решении об изъятии земельного участка для проведения аукциона, заключает с ним договор аренды земельного участка. Внесение платы должно быть произведено победителем в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения исполкомом о предоставлении земельного участка. В случае уклонения одной из сторон от заключения договора аренды земельного участка другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения. Договор аренды земельного участка и возникновение основанного на нем права аренды подлежат государственной регистрации в территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения земельного участка.

3. Аукционы по продаже недвижимости — местный исполком в течение 10 рабочих дней после утверждения организатором аукциона протокола принимает решение о предоставлении земельного участка победителю аукциона. В течение 10 рабочих дней со дня принятия этого решения победитель аукциона обязан внести соответствующую плату. Право на заключение договора аренды земельного участка у победителя аукциона возникает со дня внесения им в соответствующий местный бюджет платы за право заключения данного договора. Копии платежных документов представляются победителем аукциона организатору аукциона в течение одного рабочего дня со дня оплаты, после чего с ним в установленном порядке в соответствии с условиями аукциона продавцом заключается договор купли-продажи недвижимого имущества, а местным исполнительным комитетом — договор аренды земельного участка.

4. Аукционы на проектирование — по результатам аукциона городской исполком заключает с победителем аукциона договор на реализацию права проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений), а также договор аренды земельного участка. Что касается сроков, то Положение о порядке организации и проведения аукционов с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений), содержит норму, что договор на реализацию права проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) и договор аренды земельного участка заключаются после выполнения условий, указанных в ч. 5 п. 8 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков в г. Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений), утв. Указом № 667.

Пока люди не научились строить дома в воздухе, вопросы приобретения земельного участка будут актуальны. Как стать владельцем этого кусочка земли – тема, требующая подробных разъяснений.

Земельный участок вам могут продать как госорган, так и частное лицо. В первом случае процедура производится в рамках гражданско-правового законодательства, а во втором либо через аукцион земельных участков, либо вам придётся купить земельный участок у его владельца на договорных условиях.

В виду обширности и сложности темы, поведём разговор о том, как получить земельный участок в собственность через аукцион и покупку через ценовую договорённость с частником.

Земельные участки Беларусь предлагает на следующих условиях:

– в городах это участки 5-15 соток;

– в населённых пунктах, прилегающих к г. Минск, областным центрам и городам областного подчинения выделяются участки 10-15 соток;

– в сельских населенных пунктах – 15-25 соток.

Адреса и телефоны сельских советов для продажи, акциона и предоставления земельных участков (Минская область) Жми!

Информационные ресурсы, где можно купить участок земли (Беларусь, Минск и Минская область) Жми!

Покупка земельного участка через аукцион

Гражданам Беларуси предоставляется возможность посещать аукционы по продаже земельных участков и участвовать в торгах на общих основаниях. Земельный участок под строительство/обслуживание одноквартирного жилого дома перейдёт в собственность тому из участников аукциона, кто предложит наибольшую за него цену. Исключением могут быть случаи, когда предоставление земельных участков осуществляется вне аукциона.

О предстоящем аукционе граждане оповещаются исполнительным комитетом через средство массовой информации не позднее 30 дней до его проведения. Также можно узнать о дате и месте проведения аукциона, обратившись к Единой инфобазе неиспользуемого госимущества, которую легко найти на веб-сайте Гокомитета по имуществу Республики Беларусь. Кроме этого данная информация, например, если есть заинтересованность получить кадастровый земельный участок, публикуется на официальных сайтах исполнительных комитетов.

Чтобы принять участие в аукционе, на котором предлагаются государственные земельные участки, необходимо в срок, прописанный в извещении, подать в исполнительный комитет:

– заявление о желании стать участником аукциона с указанием следующей информации: адреса земельного участка и его кадастрового номера;

– документ с соответствующей банковской отметкой, которым подтверждается внесение задатка на расчётный счёт (указывается, как правило, в извещении);

– копию документа с идентификационными сведениями, например, паспорт.

В момент подачи документов граждане Республики Беларусь обязаны предъявить национальный паспорт. Затем гражданину, подавшему документы, выдают билет участника аукциона. Перед тем, как начнётся аукцион земельных участков, билет обменивают на аукционный номер. По окончанию мероприятия номер возвращают организаторам аукциона.

Внимание! К аукциону, на котором предлагает земельные участки Беларусь не допускаются те из граждан:

– которые вовремя не подали соответствующие документы;

– которые подали документы не в полном объёме;

– которые не внесли задаток.

До начала аукциона при желании можно отозвать заявление, т.е. отказаться от участия. К отказу также приравнивается отсутствие заявителя. В течении 5 суток с аукционного дня ему возвращается внесённый им задаток. Аукцион, на котором разыгрываются свободные земельные участки проводится при участии не менее двух заинтересованных лиц.

Особенности проведения аукциона

На аукционе объявляют порядок его проведения. Затем оглашают номер земельного участка, его характеристику; называется кадастровая стоимость земельного участка и величина аукционного шага.

Первая цена, которую объявляют, соответствует шагу аукциона. Участники аукциона, желающие купить земельный участок, поднимают аукционные номера. Если желающих будет больше одного, называется новая стоимость земельного участка. И так будет продолжаться до тех пор, пока не найдётся единственный покупатель, который будет претендовать на право на земельный участок.

В случае, если с названной стоимостью лота согласны несколько участников аукциона, а с новой ценой – никто, то ведущий предлагает участникам назвать свою цену, которая должна быть выше той, с которой они были согласны. Розыгрыш лота проводится до тех пор, пока не останется только один претендент на земельный участок в собственность.

Земельный участок снимается с аукциона если на него претендует только один участник.

Те участники аукциона, которым не удалось купить земельный участок, имеют право в перерыве провести перерегистрацию на другие лоты, например, на земельные участки в Минском районе или земельные участки в Могилёве, или земельные участки в Гомеле.

По окончанию аукциона составляется протокол. Его подписывают организаторы – члены комиссии, а также победитель аукциона – человек, который получил земельный участок в собственность. Документ заверяется председателем комиссии.

Важно знать: победитель аукциона должен подписать протокол в день проведения торгов, в противном случае результат подлежит аннулированию, а задаток остаётся у организаторов мероприятия.

В течении пяти суток возвращаются участникам аукциона задатки в случаях, когда те не стали победителями и когда аукцион признаётся несостоявшимся.

Задаток, внесенный победителем является частью суммы оплаты за земельный участок.

При желании победитель аукциона может составить заявление с просьбой предоставить ему рассрочку по оплате земельного участка. Важно отметить: заявление подаётся не позднее одного рабочего дня с момента подписания протокола.

Несостоявшийся аукцион – та ситуация, когда претендент на земельный участок один либо нет желающих участвовать в аукционе. В случае с одним претендентом, земельный участок предоставляется ему, но здесь необходимо соблюсти условие: вносится оплата за лот на 5 процентов больше изначально установленной цены. При успешном истечении обстоятельств ему вручается копия протокола, подтверждающая тот факт, что аукцион не состоялся.

Земельный участок в собственность передаётся в течении 10 дней с момента утверждения протокола. Гражданин в этот период обязан:

– оплатить стоимость земельного участка (либо внести её часть при условии получения разрешения на рассрочку);

– возместить затраты, понесённые комиссией на организацию аукциона;

– выполнить условия, прописанные в решении на изъятие земельного участка, предоставленного на аукцион.

По выполнению вышеперечисленного исполком в течении двух дней должен передать выписку из решения о передачи ему земельного участка в собственность. Также ему предоставляется ещё один документ: второй экземпляр протокола, составленного по результатам аукциона.

Особенности приобретения земельного участка через аукцион

Таким образом, мы описали процедуру, по которой можно стать владельцем земельного участка под строительства жилья. Наиболее низкие цены на земельные участки предлагаются на периферии – в городах до 20 тысяч населения. Средний ценник – 10 тысяч долларов США. В этом есть свои плюсы и минусы. Положительные моменты:

– относительно низкая стоимость земельных участков;

– возможность приобретения земельного участка с уже имеющейся на нём инфраструктурой, которую можно использовать по собственному усмотрению;

– как правило, предлагаемые лоты – это земельные участки в черте города.

– земельные участки могут требовать дополнительных затрат на проведение работ по благоустройству;

– не каждый земельный участок расположен в идеальном с точки зрения его практического применения месте;

– в случае большого количества участников аукциона, претендующих на один и тот же лот, есть вероятность купить земельный участок по цене выше его рыночной стоимости.

Если вы решили участвовать в аукционе, важно соблюдать все сроки, оговоренные в правилах его проведения. На этот счет проще осведомиться в комиссии по организации и проведению аукционов, которые действуют при исполкомах.

В последнее время люди стали всё чаще посещать аукционы земельных участков. Почему? На это есть несколько причин:

– относительно простая процедура регистрации и, как показывает практика проведения аукционов, покупка земельного участка по цене в два-три раза ниже рыночной делают торги весьма привлекательными для участия в них деловых людей;

– земельные участки через аукционы реализуются не только под строительство жилья, но и для организации в последующем деловой инициативы, например, открытия бизнеса;

– аукцион земельных участков – открытая и понятная система, позволяющая оценивать заинтересованность потенциальных клиентов;

– раннее оповещение о проведении аукциона даёт возможность его будущим участникам ознакомиться с перечнем, в который внесены свободные земельные участки.

Покупка земельного участка через договорённость с частником

Это ещё один вариант того, как стать владельцем земельного участка. Здесь есть свои особенности, преимущества и недостатки, о которых расскажем ниже.

Итак, первый вопрос, которым задаётся потенциальный покупатель: где найти информацию, где продаются земельные участки под строительство. Как правило, продажа земельных участков – эта та информация, которая публикуется в специализированных изданиях, например, рекламного толка либо предоставляется на особых условиях клиентам риэлтерских компаний. В любом случае это те земельные участки, которые будут реализовываться по рыночной цене, т.к. любой их владелец будет заинтересован в выгодной для себя продаже. Таким образом, сэкономить не получится.

– расположены, как правило, в привлекательных местах, например, имеется быстрый доступ к основной социальной инфраструктуре – школам, детским садам, магазинам, медицинским учреждениям и т.п.;

– на такие земельные участки в большинстве случаев подведено электроснажение, водоснабжение, канализация, что, естественно, отражается на их стоимости;

– есть вероятность купить земельный участок по цене ниже рыночной при отсутствии спроса;

– есть возможность выбрать тот земельный участок, который будет соответствовать всем требованиям.

– высокая цена земельного участка;

– оплата стоимости земельного участка производится в полном объёме, т.е. без права на рассрочку;

– ограниченное предложение земельных участков.

Что предлагает рынок?

Сегодня на белорусском рынке формируется тенденция, когда земельные участки продаются вместе с домами. Продавцами здесь выступают компании-застройщики, предлагающие еще и строительство загородных домов. Это тот вариант, когда можно сэкономить на покупке земельного участка от 10 до 20 процентов от его первоначальной стоимости – это та конфетка, которой привлекают потенциальных клиентов.

Специалисты, оценивающие рынок недвижимости, утверждают, что с конца 2016 года отмечается рост предложений земельных участков. Особенно рьяно активизировали работу в этом направлении местные исполнительные и распорядительные органы. Так, в каждом сельском исполнительном комитете имеется перечень свободных земельных участков, которые можно купить на общих основаниях. Это, как правило, те территории, где когда-то жили люди. Строения в виду их ветхости сносят, оставляя культурные насаждения. Таким образом, обратившись в сельисполком есть вероятность того, что уже в ближайшее время вы станете владельцем земельного участка с садом из плодовых деревьев, где хватит места и на строительство загородного дома.

Райисполкомы также имеют списки земельных участков, расположенных в черте города. Стоимость их, конечно же, выше, но и привлекательность с точки зрения эксплуатации здесь тоже не на последнем месте.

Рост предложений пока никак не влияет на уменьшение стоимости земельных участков. Специалисты это объясняют слабым спросом, со стороны потенциальных покупателей, а также не достаточным пониманием ситуации на рынке самими продавцами, которым, кстати, не хватает гибкости. Именно торговая гибкость частного лица, заинтересованного в продаже земельного участка – тот фактор, без которого сложно активизировать движение на рынке. Как будет развиваться ситуация в отдаленной перспективе, сказать трудно. Заглянув в год 2018 можно смело утверждать, что коренных изменений не будет: земельные участки через аукционы будут по прежнему продаваться относительно не дорого, но и этого не будет достаточно, чтобы потребители достали из кубышки заначки и пустили их на покупку земельных участков.

В каких регионах страны наиболее выгодно купить земельный участок?

По традиции самые высокие цены на земельные участки в Беларуси – в Минске и его окрестностях. Это обуславливается наличием хорошей инфраструктурной развитостью территорий.

Меньший, на 25-30 процентов, ценник на земельные участки – в областных городах и населённых пунктах к ним примыкающих. Одно из главных преимуществ здесь – развитая дорожная сеть.

В 10-20 раз дешевле по сравнению с Минском можно купить земельный участок в малых городах (населением до 50 тысяч человек). Но, как показывает практика, подводить свет, газ, воду и обустраивать канализацию на таком участке придётся дополнительно. Таким образом, с учётом всех затрат этот земельный участок в конечном счете будет стоить намного дороже.

В сельской местности цена земельного участка формируется исходя из следующих составляющих:

– наличия строений – жилых/хозяйственных;

– живописности местности (наличие поблизости озера, речки, леса);

– удалённости от города (чем ближе, тем дороже).

Таким образом, сказать однозначно, сколько стоит земельный участок в деревне, нельзя. В то же время купить земельный участок в Беларуси за относительно небольшие деньги можно – предложения есть и они разнообразны.


Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

  • Выборы Президента
  • Обзоры судебной практики
  • Постановления Пленума Верховного Суда
  • Постановления Президиума Верховного Суда
  • Решения судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности
  • Решения судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда
  • Кассация, апелляция, надзор: практика Верховного Суда
    • по экономическим делам
    • по уголовным делам
    • по делам об административных правонарушениях
    • по гражданским делам

    Электронное судопроизводство по экономическим делам


    Банк данных судебных постановлений

    Образцы документов для обращения в суд

    Актуально

    Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 26.12.2018 по делу № 87-28/2018/1148А/1633К

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    Дело № 87-28/2018/1148А/1633К
    г. Минск

    с участием представителей сторон,

    Постановлением апелляционной инстанции экономического суда города Минска от 25.10.2018 по делу №87-28/2018/1148А решение экономического суда первой инстанции 08.06.2018 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Мингорисполкома – без удовлетворения.

    Технической ошибкой заявитель кассационной жалобы находит сведения, содержащиеся в справке-обосновании к проекту решения №755/15 о соответствии их Указу №58, так как в самом проекте решения №755/15 отсутствует ссылка на Указ №58.

    Заявитель кассационной жалобы указал, что проект решения о предстоящем изъятии земельных участков для государственных нужд и сносе расположенных на них объектов недвижимого имущества №755/15 снят с рассмотрения и возвращен на доработку в рамках процедуры, предусмотренной Регламентом, в связи с чем обжалуемое бездействие Мингорисполкома, выразившееся в непринятии решения о предстоящем изъятии земельного участка, осуществлено с соблюдением норм Регламента и положения пункта 12-1 Указа №667 и не повлекло нарушений прав и интересов заявителя по проектированию и строительству объекта.

    В судебном заседании кассационной инстанции представители Мингорисполкома кассационную жалобу поддержали, ссылаясь на изложенные в ней доводы.

    Заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на кассационную жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь приходит к следующему выводу.

    Согласно статье 297 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) основаниями для изменения или отмены судебных постановлений экономического суда первой и (или) апелляционной инстанций являются необоснованность судебных постановлений, нарушение или неправильное применение норм материального и (или) процессуального права.

    Возражая против удовлетворения заявления, представители заинтересованного лица указали, что законодательством не установлен срок, в течение которого горисполком должен был принять решение о предстоящем изъятии земельного участка, а его непринятие не препятствовало заявителю в срок, предусмотренный актом выбора, представить в организацию по землеустройству генеральный план объекта с проектируемыми инженерными сетями и, соответственно, не могло нарушить права заявителя на проектирование и строительство объекта.

    При этом суд указал, что Минский горисполком, как заинтересованное лицо, не представил суду надлежащих доказательств, отвечающих критериям относимости и допустимости, подтверждающих наличие законных оснований для непринятия решения о предстоящем изъятии земельного участка на заседании исполкома 19.03.2015, а равно иных объективных причин, свидетельствующих о невозможности его принятия после 19.03.2015.

    С указанными выводами суда первой инстанции согласилась и апелляционная инстанция экономического суда города Минска, оставив решение суда первой инстанции без изменения.

    Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь считает выводы суда правильными, основанными на материалах дела и нормах действующего законодательства.

    Из материалов дела усматривается, что 03.04.2008 решением Мингорисполкома №680 утвержден градостроительный проект детального планирования территории в границах названных улиц, которым на данной территории предусмотрено размещение жилых домов.

    10.06.2014 решением Мингорисполкома №1758 утвержден перечень земельных участков для предоставления в установленном порядке по результатам аукционов с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений, в который включен земельный участок площадью 0,80 га в Октябрьском районе г.Минска для размещения объекта – жилые дома повышенной комфортности с подземным паркингом в квартале, ограниченном ул.К-ул.С-ул.У-ул.Б.

    п.п.5.1. - в течение одного года со дня утверждения акта выбора, представить в организацию по землеустройству генеральный план объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями, разработанный в составе проектной документации, для разработки проекта отвода земельного участка и подготовки решения горисполкома об его изъятии и предоставлении;

    п.п.5.2. - в течение 10 рабочих дней со дня принятия Минским горисполкомом решения об изъятии и предоставлении земельного участка:

    внести плату за предмет аукциона (часть платы - в случае предоставления рассрочки ее внесения);

    возместить расходы, связанные с подготовкой документации, необходимой для проведения аукциона в сумме 37 233 081 рубля;

    возместить Центру недвижимости затраты на организацию и проведение аукциона, в том числе расходы, связанные с изготовлением и предоставлением участникам аукциона документации, необходимой для его проведения, в сумме 20 066 700 рублей;

    выполнить иные условия, предусмотренные в решении об изъятии и предоставлении соответствующего земельного участка, подлежащие выполнению до обращения за государственной регистрацией в отношении земельного участка.

    В акте выбора от 18.12.2014 указано, что размещение объекта предусмотрено решением Мингорисполкома №1758 от 10.07.2014 и генеральным планом города Минска.

    Согласно пункту 2 акта выбора, рассмотрев земельно-кадастровую документацию, комиссия рекомендовала его к утверждению на условиях предоставления, в числе которых указаны: до начала строительства объекта осуществление в установленном порядке реализации имущественных прав за счет застройщика (заказчика), отселение и снос в установленном законодательством порядке нежилых строений, попадающих под пятно застройки по ул. К, д.2а и ул. С д.24а.

    В пункте 4 приложения к акту выбора указаны прилагаемые к нему документы, в том числе заключение администрации района о возможности размещения объекта.

    По поручению руководства Мингорисполкома землеустроительной службой подготовлен проект решения №775/15 о предстоящем изъятии земельных участков для государственных нужд и сносе расположенных на них объектов недвижимого имущества. В справке - обосновании к проекту решения №775/15 указано, что данная справка подготовлена в связи с утверждением 18.12.2014 акта выбора в рамках реализации пункта 12-1 Указа №667, а также о соответствии проекта решения нормам Указов №667 и №58.

    В приложение к проекту решения указан перечень объектов недвижимости, расположенных в границах испрашиваемого для строительства объекта земельного участка, в который включено 36 объектов недвижимого имущества, из которых 34 принадлежат физическим лицам (гаражи).

    Проект решения №775/15 внесен на рассмотрение Мингорисполкома с замечаниями администрации Октябрьского района города Минска (не согласован) по причине большого общественного резонанса и несогласия жильцов (около 450 жителей), проживающих в квартале, где предполагалось строительство.

    19.03.2015 вышеуказанный проект рассмотрен на заседании Мингорисполкома и снят с рассмотрения без принятия решения.

    Председатель Комитета архитектуры письмом от 12.10.2015 №14-02-01/3264 уведомил заявителя на его обращение о продлении срока действия акта выбора о том, что 07.10.2015 на заседании комиссии по вопросам продления сроков направления в организацию по землеустройству генерального плана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями рекомендовано отказать в продлении срока.

    08.12.2015 заявителю направлен ответ №14-01-01/13/1-180 на его обращение №736, из которого следует, что Комитет по поручению руководства горисполкома рассматривает обращение о принятии решения о предстоящем изъятии земельных участков, однако, в связи с тем, что данный вопрос требует дополнительной проработки, о его результатах заявитель будет информированы дополнительно.

    30.09.2015 горисполкомом принято решение №2607 о корректировке ПДП с целью исключения размещения объекта. В соответствии с заключением комиссии подготовлен проект решения об отказе в продлении акта выбора, утвержденного 18.12.2014.

    В рамках подготовки проектной документации на объект заявителем были заключены следующие договоры:

    - 12.05.2015 заключено дополнительное соглашение №2 к договору №3/5, которым стороны пришли к соглашению о выполнении проработок в объеме архитектурного проекта с соответствующим внесением изменений в календарный план (составная часть архитектурного проекта), стоимость работ составила 1 282 545 093 рублей.

    Перепиской сторон по вопросу строительства объекта подтверждается, что должностные лица администрации района и Минского горисполкома находили, что инвестиционный участок сформирован в установленном законодательством порядке, нарушений при проведение аукциона не усматривалось, на территорию, где предполагалось строительство, имелась разработанная градостроительная документация.

    А впоследствии Минский горисполком своими фактическими действиями, деловой перепиской выражал однозначную позицию, свидетельствующую о признании им нецелесообразным строительства объекта, право на проектирование и строительства которого приобретено заявителем.

    При этом надлежащих доказательств, подтверждающих наличие законных оснований для непринятия либо невозможности принятия решения Минским горисполкомом о предстоящем изъятии земельного участка, суду не предоставлено.

    Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что законодательство в сфере земельных правоотношений не содержит норм, регламентирующих основания отказа уполномоченного органа в принятии решения о предстоящем изъятии земельных участков, что пунктом 12-1 Указа №667 не установлен срок, в течение которого такое решение должно быть принято, а Указ №58 не распространяет свое действие на отношения по реализации имущественных прав граждан, чьи объекты недвижимого имущества подлежали сносу в рассматриваемом квартале, так как сносу подлежали гаражи, а не квартиры и (или) жилые дома, являются несостоятельными, исходя из следующего.

    Порядок реализации имущественных прав граждан и организаций при изъятии у них земельных участков регулируется Положением, утвержденным Указом №58, который принят в целях совершенствования правового регулирования в области защиты имущественных прав собственников в связи с изъятием у них земельных участков для государственных нужд и сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества.

    Пункт 12-1 Указа №667 (в редакции с декабря 2014 года по январь 2016 года) не содержит указание на срок, в течение которого при необходимости изъятия земельного участка для государственных нужд должно было быть принято решение о предстоящем изъятии.

    Вместе с тем, пунктом 2 Положения предусмотрено, что при необходимости изъятия земельного участка для государственных нужд, на котором расположены объекты недвижимого имущества граждан или организаций, исполком принимает решение о предстоящем изъятии земельного участка в течение пяти рабочих дней после утверждения акта выбора, если при изъятии и предоставлении земельного участка в соответствии с законодательством проводится предварительное согласование места его размещения.

    Из материалов дела усматривается, что в отношении рассматриваемого земельного участка проводилось предварительное согласование места его размещения, а решение исполкома о предстоящем изъятии, не принятое на заседании 19.03.2015, готовилось, в том числе, и на основании положений Указа №58, что подтверждается справкой-обоснованием к проекту решения, письмом администрации, где указано на необходимость реализации имущественных прав собственников до принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка для строительства объекта.

    Учитывая, что в Указе №667 не содержится указание о сроках принятия решения о предстоящем изъятии земельного участка, а Указы №667 и №58 регулируют сходные правоотношения, связанные с изъятием земельных участков для государственных нужд, и необходимостью защиты имущественных прав собственников и обеспечения им реализации прав на возмещение убытков, причиняемых сносом расположенных на нем объектов недвижимого имущества, то обоснованными являются выводы суда о том, что решение о предстоящем изъятии земельного участка должно было быть рассмотрено в сроки, установленные Указом №58, по аналогии закона.

    Регламентом Мингорисполкома, утвержденным решением Мингорисполкома от 31.05.2007, предусмотрено внесение проекта решения с замечаниями или без учета замечаний (пункт 26), а также указано, что решения, требующие доработки, возвращаются на доработку и при необходимости вновь выносятся на рассмотрение (пункт 45).

    Проект решения о предстоящем изъятии земельного участка был подготовлен и внесен на рассмотрение Мингорисполкома 19.03.2015 с замечаниями администрации Октябрьского района города Минска с указанием на протестные действия граждан.

    Кроме того, суду не предоставлено доказательств того, что протестные действия граждан являются основанием для непринятия соответствующего решения Мингорисполкома.

    Бездействие заинтересованного лица привело к нарушению права заявителя на проектирование и строительство объекта, приобретенного им, как единственным участником несостоявшегося аукциона.

    Таким образом, все изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя являлись предметом рассмотрения экономического суда первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку в принятых по делу судебных постановлениях.

    Каких-либо иных доводов, основанных на доказательствах, которые имели бы юридическое значение для переоценки выводов суда, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемых судебных постановлений, либо опровергали выводы суда, кассационная жалоба не содержит.

    Нарушений норм материального и (или) процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений, судом не допущено.

    Оснований для отмены и изменения обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных статьей 297 ХПК, не имеется.

    Судебные расходы, понесенные в связи с рассмотрением кассационной жалобы, распределяются по правилам статьи 133 ХПК и относятся на Минский горисполком.

    С учетом изложенного и руководствуясь статьями 283, 294, 296, 298 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь

    Решение экономического суда города Минска от 08.06.2018 и постановление апелляционной инстанции экономического суда города Минска от 25.10.2018 №87-28/2018/1148А оставить без изменения, а кассационную жалобу Минского городского исполнительного комитета - без удовлетворения.

    Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано (опротестовано) в порядке надзора в соответствии со статьями 300-304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.


    Верховный Суд
    Республики Беларусь

    Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

    220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

    • Выборы Президента
    • Обзоры судебной практики
    • Постановления Пленума Верховного Суда
    • Постановления Президиума Верховного Суда
    • Решения судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности
    • Решения судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда
    • Кассация, апелляция, надзор: практика Верховного Суда
      • по экономическим делам
      • по уголовным делам
      • по делам об административных правонарушениях
      • по гражданским делам

      Электронное судопроизводство по экономическим делам


      Банк данных судебных постановлений

      Образцы документов для обращения в суд

      Актуально

      Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 26.12.2018 по делу № 87-28/2018/1148А/1633К

      ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

      Дело № 87-28/2018/1148А/1633К
      г. Минск

      с участием представителей сторон,

      Постановлением апелляционной инстанции экономического суда города Минска от 25.10.2018 по делу №87-28/2018/1148А решение экономического суда первой инстанции 08.06.2018 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Мингорисполкома – без удовлетворения.

      Технической ошибкой заявитель кассационной жалобы находит сведения, содержащиеся в справке-обосновании к проекту решения №755/15 о соответствии их Указу №58, так как в самом проекте решения №755/15 отсутствует ссылка на Указ №58.

      Заявитель кассационной жалобы указал, что проект решения о предстоящем изъятии земельных участков для государственных нужд и сносе расположенных на них объектов недвижимого имущества №755/15 снят с рассмотрения и возвращен на доработку в рамках процедуры, предусмотренной Регламентом, в связи с чем обжалуемое бездействие Мингорисполкома, выразившееся в непринятии решения о предстоящем изъятии земельного участка, осуществлено с соблюдением норм Регламента и положения пункта 12-1 Указа №667 и не повлекло нарушений прав и интересов заявителя по проектированию и строительству объекта.

      В судебном заседании кассационной инстанции представители Мингорисполкома кассационную жалобу поддержали, ссылаясь на изложенные в ней доводы.

      Заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на кассационную жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь приходит к следующему выводу.

      Согласно статье 297 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) основаниями для изменения или отмены судебных постановлений экономического суда первой и (или) апелляционной инстанций являются необоснованность судебных постановлений, нарушение или неправильное применение норм материального и (или) процессуального права.

      Возражая против удовлетворения заявления, представители заинтересованного лица указали, что законодательством не установлен срок, в течение которого горисполком должен был принять решение о предстоящем изъятии земельного участка, а его непринятие не препятствовало заявителю в срок, предусмотренный актом выбора, представить в организацию по землеустройству генеральный план объекта с проектируемыми инженерными сетями и, соответственно, не могло нарушить права заявителя на проектирование и строительство объекта.

      При этом суд указал, что Минский горисполком, как заинтересованное лицо, не представил суду надлежащих доказательств, отвечающих критериям относимости и допустимости, подтверждающих наличие законных оснований для непринятия решения о предстоящем изъятии земельного участка на заседании исполкома 19.03.2015, а равно иных объективных причин, свидетельствующих о невозможности его принятия после 19.03.2015.

      С указанными выводами суда первой инстанции согласилась и апелляционная инстанция экономического суда города Минска, оставив решение суда первой инстанции без изменения.

      Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь считает выводы суда правильными, основанными на материалах дела и нормах действующего законодательства.

      Из материалов дела усматривается, что 03.04.2008 решением Мингорисполкома №680 утвержден градостроительный проект детального планирования территории в границах названных улиц, которым на данной территории предусмотрено размещение жилых домов.

      10.06.2014 решением Мингорисполкома №1758 утвержден перечень земельных участков для предоставления в установленном порядке по результатам аукционов с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений, в который включен земельный участок площадью 0,80 га в Октябрьском районе г.Минска для размещения объекта – жилые дома повышенной комфортности с подземным паркингом в квартале, ограниченном ул.К-ул.С-ул.У-ул.Б.

      п.п.5.1. - в течение одного года со дня утверждения акта выбора, представить в организацию по землеустройству генеральный план объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями, разработанный в составе проектной документации, для разработки проекта отвода земельного участка и подготовки решения горисполкома об его изъятии и предоставлении;

      п.п.5.2. - в течение 10 рабочих дней со дня принятия Минским горисполкомом решения об изъятии и предоставлении земельного участка:

      внести плату за предмет аукциона (часть платы - в случае предоставления рассрочки ее внесения);

      возместить расходы, связанные с подготовкой документации, необходимой для проведения аукциона в сумме 37 233 081 рубля;

      возместить Центру недвижимости затраты на организацию и проведение аукциона, в том числе расходы, связанные с изготовлением и предоставлением участникам аукциона документации, необходимой для его проведения, в сумме 20 066 700 рублей;

      выполнить иные условия, предусмотренные в решении об изъятии и предоставлении соответствующего земельного участка, подлежащие выполнению до обращения за государственной регистрацией в отношении земельного участка.

      В акте выбора от 18.12.2014 указано, что размещение объекта предусмотрено решением Мингорисполкома №1758 от 10.07.2014 и генеральным планом города Минска.

      Согласно пункту 2 акта выбора, рассмотрев земельно-кадастровую документацию, комиссия рекомендовала его к утверждению на условиях предоставления, в числе которых указаны: до начала строительства объекта осуществление в установленном порядке реализации имущественных прав за счет застройщика (заказчика), отселение и снос в установленном законодательством порядке нежилых строений, попадающих под пятно застройки по ул. К, д.2а и ул. С д.24а.

      В пункте 4 приложения к акту выбора указаны прилагаемые к нему документы, в том числе заключение администрации района о возможности размещения объекта.

      По поручению руководства Мингорисполкома землеустроительной службой подготовлен проект решения №775/15 о предстоящем изъятии земельных участков для государственных нужд и сносе расположенных на них объектов недвижимого имущества. В справке - обосновании к проекту решения №775/15 указано, что данная справка подготовлена в связи с утверждением 18.12.2014 акта выбора в рамках реализации пункта 12-1 Указа №667, а также о соответствии проекта решения нормам Указов №667 и №58.

      В приложение к проекту решения указан перечень объектов недвижимости, расположенных в границах испрашиваемого для строительства объекта земельного участка, в который включено 36 объектов недвижимого имущества, из которых 34 принадлежат физическим лицам (гаражи).

      Проект решения №775/15 внесен на рассмотрение Мингорисполкома с замечаниями администрации Октябрьского района города Минска (не согласован) по причине большого общественного резонанса и несогласия жильцов (около 450 жителей), проживающих в квартале, где предполагалось строительство.

      19.03.2015 вышеуказанный проект рассмотрен на заседании Мингорисполкома и снят с рассмотрения без принятия решения.

      Председатель Комитета архитектуры письмом от 12.10.2015 №14-02-01/3264 уведомил заявителя на его обращение о продлении срока действия акта выбора о том, что 07.10.2015 на заседании комиссии по вопросам продления сроков направления в организацию по землеустройству генерального плана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями рекомендовано отказать в продлении срока.

      08.12.2015 заявителю направлен ответ №14-01-01/13/1-180 на его обращение №736, из которого следует, что Комитет по поручению руководства горисполкома рассматривает обращение о принятии решения о предстоящем изъятии земельных участков, однако, в связи с тем, что данный вопрос требует дополнительной проработки, о его результатах заявитель будет информированы дополнительно.

      30.09.2015 горисполкомом принято решение №2607 о корректировке ПДП с целью исключения размещения объекта. В соответствии с заключением комиссии подготовлен проект решения об отказе в продлении акта выбора, утвержденного 18.12.2014.

      В рамках подготовки проектной документации на объект заявителем были заключены следующие договоры:

      - 12.05.2015 заключено дополнительное соглашение №2 к договору №3/5, которым стороны пришли к соглашению о выполнении проработок в объеме архитектурного проекта с соответствующим внесением изменений в календарный план (составная часть архитектурного проекта), стоимость работ составила 1 282 545 093 рублей.

      Перепиской сторон по вопросу строительства объекта подтверждается, что должностные лица администрации района и Минского горисполкома находили, что инвестиционный участок сформирован в установленном законодательством порядке, нарушений при проведение аукциона не усматривалось, на территорию, где предполагалось строительство, имелась разработанная градостроительная документация.

      А впоследствии Минский горисполком своими фактическими действиями, деловой перепиской выражал однозначную позицию, свидетельствующую о признании им нецелесообразным строительства объекта, право на проектирование и строительства которого приобретено заявителем.

      При этом надлежащих доказательств, подтверждающих наличие законных оснований для непринятия либо невозможности принятия решения Минским горисполкомом о предстоящем изъятии земельного участка, суду не предоставлено.

      Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что законодательство в сфере земельных правоотношений не содержит норм, регламентирующих основания отказа уполномоченного органа в принятии решения о предстоящем изъятии земельных участков, что пунктом 12-1 Указа №667 не установлен срок, в течение которого такое решение должно быть принято, а Указ №58 не распространяет свое действие на отношения по реализации имущественных прав граждан, чьи объекты недвижимого имущества подлежали сносу в рассматриваемом квартале, так как сносу подлежали гаражи, а не квартиры и (или) жилые дома, являются несостоятельными, исходя из следующего.

      Порядок реализации имущественных прав граждан и организаций при изъятии у них земельных участков регулируется Положением, утвержденным Указом №58, который принят в целях совершенствования правового регулирования в области защиты имущественных прав собственников в связи с изъятием у них земельных участков для государственных нужд и сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества.

      Пункт 12-1 Указа №667 (в редакции с декабря 2014 года по январь 2016 года) не содержит указание на срок, в течение которого при необходимости изъятия земельного участка для государственных нужд должно было быть принято решение о предстоящем изъятии.

      Вместе с тем, пунктом 2 Положения предусмотрено, что при необходимости изъятия земельного участка для государственных нужд, на котором расположены объекты недвижимого имущества граждан или организаций, исполком принимает решение о предстоящем изъятии земельного участка в течение пяти рабочих дней после утверждения акта выбора, если при изъятии и предоставлении земельного участка в соответствии с законодательством проводится предварительное согласование места его размещения.

      Из материалов дела усматривается, что в отношении рассматриваемого земельного участка проводилось предварительное согласование места его размещения, а решение исполкома о предстоящем изъятии, не принятое на заседании 19.03.2015, готовилось, в том числе, и на основании положений Указа №58, что подтверждается справкой-обоснованием к проекту решения, письмом администрации, где указано на необходимость реализации имущественных прав собственников до принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка для строительства объекта.

      Учитывая, что в Указе №667 не содержится указание о сроках принятия решения о предстоящем изъятии земельного участка, а Указы №667 и №58 регулируют сходные правоотношения, связанные с изъятием земельных участков для государственных нужд, и необходимостью защиты имущественных прав собственников и обеспечения им реализации прав на возмещение убытков, причиняемых сносом расположенных на нем объектов недвижимого имущества, то обоснованными являются выводы суда о том, что решение о предстоящем изъятии земельного участка должно было быть рассмотрено в сроки, установленные Указом №58, по аналогии закона.

      Регламентом Мингорисполкома, утвержденным решением Мингорисполкома от 31.05.2007, предусмотрено внесение проекта решения с замечаниями или без учета замечаний (пункт 26), а также указано, что решения, требующие доработки, возвращаются на доработку и при необходимости вновь выносятся на рассмотрение (пункт 45).

      Проект решения о предстоящем изъятии земельного участка был подготовлен и внесен на рассмотрение Мингорисполкома 19.03.2015 с замечаниями администрации Октябрьского района города Минска с указанием на протестные действия граждан.

      Кроме того, суду не предоставлено доказательств того, что протестные действия граждан являются основанием для непринятия соответствующего решения Мингорисполкома.

      Бездействие заинтересованного лица привело к нарушению права заявителя на проектирование и строительство объекта, приобретенного им, как единственным участником несостоявшегося аукциона.

      Таким образом, все изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя являлись предметом рассмотрения экономического суда первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку в принятых по делу судебных постановлениях.

      Каких-либо иных доводов, основанных на доказательствах, которые имели бы юридическое значение для переоценки выводов суда, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемых судебных постановлений, либо опровергали выводы суда, кассационная жалоба не содержит.

      Нарушений норм материального и (или) процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений, судом не допущено.

      Оснований для отмены и изменения обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных статьей 297 ХПК, не имеется.

      Судебные расходы, понесенные в связи с рассмотрением кассационной жалобы, распределяются по правилам статьи 133 ХПК и относятся на Минский горисполком.

      С учетом изложенного и руководствуясь статьями 283, 294, 296, 298 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь

      Решение экономического суда города Минска от 08.06.2018 и постановление апелляционной инстанции экономического суда города Минска от 25.10.2018 №87-28/2018/1148А оставить без изменения, а кассационную жалобу Минского городского исполнительного комитета - без удовлетворения.

      Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано (опротестовано) в порядке надзора в соответствии со статьями 300-304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

      Читайте также: