Аристотель считал что частная собственность развращает людей
Обновлено: 07.05.2024
Содержание
Введение 3
§ 1. Государство по Аристотелю 5
§ 2. Происхождение государства 6
§ 3. Отношение к рабству 6
§ 4. Элементы государства 7
§ 5. Частная собственность 8
§ 6. Политическая справедливость 8
§ 7. Форма государства 9
7.1. Монархия 9
7.2. Аристократия 9
7.3. Полития (республика) 10
7.4. Тирания 10
7.5. Олигархия 10
7.6. Демократия 11
7.7. Правильные и неправильные формы правления 11
§ 8. Причины государственных переворотов и войн 12
Заключение 13
Список используемой литературы 16
Вложенные файлы: 1 файл
READY.DOC
Введение
Рассмотрим подробнее учение Аристотеля о государстве.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
Величайший мыслитель древности Аристотель родился в 384 г. до н.э. в городе Стагире, в связи с чем его нередко именуют Стагиритом.
В 367 году до н.э. Аристотель прибыл в Афины, где учился, а затем преподавал в платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя. Таким образом, молодые годы Аристотель провел в Афинах. Афины всю жизнь привлекали к себе Аристотеля как культурный центр античного мира, как город, где жил и умер его учитель Платон.
Покинув Афины (в 347 году до н.э.), Аристотель в течение ряда лет живет в других греческих государствах, а в 342 – 340 гг. до н.э. по приглашению македонского царя Филиппа II занимается воспитанием его сына Александра.
Итак, с 335 года до н.э. Аристотель снова в Афинах. Здесь он основывает свою философскую школу – ликей (лицей) и руководит ею почти до конца жизни.
Аристотель умер в 322 г. до н.э. в изгнании в Халкиде, на острове Эвбея.
§ 1. Государство по Аристотелю
Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях).
Аристотель выделяет три вида наук: 1
1. Теоретические (философия).
2. Созидательные (искусства и ремесла).
3. Практические (этика и политика).
Аристотель строил свою модель идеального государства исходя из реальности.
Политика – это наука об управлении государством; наука о высшем благе человека и государства.
Цель политической науки воспитать в людях высокие нравственные качества.
§ 2. Происхождение государства
Аристотель придерживался органической теории происхождения государства, т.е. государство возникает по природе вещей. Это следует из природы человека.
Государство – это продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным формам общения как семья и поселение.
Аристотель выделяет три формы человеческого общения: семья, поселение, государство.
Государство является высшей формой общения. Государство – это политическое общение между свободными и равными. Человек по своей природе существо политическое и в государстве завершается генезис этой политической природы человека.
§ 3. Отношение к рабству
Отношения господина и раба являются, по Аристотелю, элементом семьи, а не государства.
Аристотель не отождествлял понятия государства и семьи. Понятие государство полагало более высокий уровень общения. Государство – это общение между равными, а в семье отношения строятся на неравенстве.
Аристотель выделял три вида общения в семье: 2
1. Власть мужа над женой.
2. Власть отца над детьми.
3. Власть домовладыки над рабами.
Рабство одинаково полезно и рабу и господину.
III. Элементы (признаки) государства.
§ 4. Элементы государства
Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое целое единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку "сделать государство чрезмерно единым". Государство состоит из множества элементов и чрезмерное стремление их к единству, например, предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приводит к уничтожению государства.
Элементы государства: 3
1. Единая территория (которая должна быть небольшой по размеру).
2. Коллектив граждан. (Гражданином является тот кто участвует в законодательной и судебной власти).
6. Единые представления о справедливости.
§ 5. Частная собственность
§ 6. Политическая справедливость
Аристотель различает два вида справедливости: 4
Политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному общению, и имеет целью их самоудовлетворенность (авторкию).
§ 7. Форма государства
7.1. Монархия
7.2. Аристократия
Аристократия, однако, предпочтительнее царства. При аристократии власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами, и она возможна там, где личные достоинства ценятся народом. Так как личное достоинство обычно присуще благородным, то при аристократии правят благородные, евпатриды.
7.3. Полития (республика)
7.4. Тирания
7.5. Олигархия
Олигархия, как и аристократия, – власть меньшинства, но не достойных, а богатых.
7.6. Демократия
7.7. Правильные и неправильные формы правления
Аристотель проанализировал 156 видов полисов и на этом основал классификацию форм правления.
Форма государства определяется числом властвующих (один, немногие, большинство).
1. Правильные формы правления – в них правители имеют ввиду общую пользу (заботятся о благе народа).
2. Неправильные формы правления – в них правители заботятся лишь о своем личном благе.
Наилучшей формой правления Аристотель называет политию. В политии правит большинство в интересах обшей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государства, т.е. вообще характерен для государства как политического общения.
Из неправильных форм правления тирания – наихудшая. Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона.
Читайте также: