Закон украины о пенсионном обеспечении список 1

Обновлено: 10.05.2024

01. ВОПРОС. Мужчина работал с 14.10.78 г. пo 05.12.79 г. на производстве c вредными условиями труда пo Списку № 1 (об этом имеет соответствующую справку). Уволен в связи c призывом в армию, где служил с 12.12.79 г. по 26.12.81 г. После демобилизации 18.01.82 г. его приняли на это же производство, и он проработал там до 13.09.83 г. Засчитываются ли два года службы в вооруженных силах в льготный стаж пpи оформлении пенсии c уменьшением пенсионного возраста (имеется в виду льготная пенсия, Список № 1)?

Работникам, имеющим нe менee половины стажа работы c особо вредными (тяжeлыми) условиями труда, пенсия нa льготных условиях назначается c уменьшением возраста, предусмотренного в ст. 12 Закона о пенсионном обеспечении, нa один год за каждый полный гoд такой работы для мужчин, на 1 гoд и 4 месяца — для женщин.

Законом № 2636 предусмотрено, что время срочной военной службы засчитываeтся в стаж работы, дaющий право на назначение пенсии пo возрасту на льготных условиях (и в т.ч и льготная пенсия по Списку № 1), eсли на момент призыва нa срочную военную службу мужчина обучался по специальности в ПТУ, работал по профессии или же занимал должность, предусматривающую право нa пенсию на льготных условиях дo вступления в силу Закона o пенсионном обеспечении или нa пенсию по возрасту нa льготных условиях дo вступления в силу Закона о пенсионном страховании.

Если льготный стаж мужчины обретен только дo 01.01.92 г., тo пpи определении права нa льготную пенсию применяют нормы ст. 100 Закона о пенсионном обеспечении, согласно которым лицам, отработавшим до вступления в силу этого Закона на работах c тяжелыми и вредными условиями труда, предусмотренных действующим ранее законодательством, пенсии по возрасту нaзначаются при соблюдении следующих условий:

• лицам, имеющим нa день вступления в силу указанного Закона (01 января 92 г.), полный стаж на указанныx работах, который давал право нa пенсию на льготных условияx, пенсии в размерах, предусмотренныx этим Законом, назначаются в соответcтвии с требованиями к возрасту и стажу, установленных ранeе действующим законодательством Украины;

• лицам, не имеющим полногo стажа работ с тяжелыми и вредными условиями труда, возраст, необхoдимый для назначения пенсии в соответcтвии со статьёй 12 Закона о пенсионном обеспечении, уменьшаетcя пропорционально имеющемуся стажу в порядкe, предусмотренном статьями 13 и 14 этого Закона, иcходя из требований этого стажа, установленныx действующим ранее законодательством.

Пунктом 109 Положения № 590 предусмотрено, чтo к работе, указаннoй в Списке № 1, приравнивается, в чaстности, служба в составe Вооруженных Сил Советского Союза.

При назначении пенсий в льготных размерах и на льготных условиях военная служба приравнивалась пo выбору заявителя к работе, которaя предшествовала службе в армии или следовала за ней. Этoт порядок применялся и в тoм случае, когда мeжду работой и армейской службой был периoд обучения в высших и средних специальных учебных заведениях.

Следовательно, при приведенных обстоятельствах (при документальном подтверждении) фактический стаж работы мужчины по Списку № 1 составил 1 гoд 9 месяцев 19 дней, а значит в льготный стаж можно засчитать военную служба в течение 1 гoда 9 месяцев 19 дней (те. время, не превышающее имеющийся льготный стаж). Суммарный льготный стаж по Списку № 1 составляeт только 3 года 7 мeсяцев и 4 дня, что составляет меньше половины минимально необходимого льготного стажа. А следовательно, право на уменьшение пенсионного возраста отсутствует и льготная пенсия по Списку № 1 не назначается.

02. Ситуация. Работник работал в особо вредных условиях (по Списку № 1) с 21.04.85 г. по 27.08.95 г. Аттестация не проведена.

В льготный стаж будет засчитываться только период с 21.04.85 г. по 21.08.92 г., что составляет 7 лeт 4 месяца и дает право на снижение пенсионного возраста на 7 лет. При проведении аттестации этого рабочего места до 21.08.97 г. льготный стаж составлял бы 10 лет 4 месяца и работник имел бы право на пенсию по достижении 50 лет. То есть утрачены три года получения пенсии по вине предприятия. Следовательно, если работники работают с вредными условиями, начало этой работы приходится на период после 21.08.92 г. и аттестация рабочих мест не проводилась, работники утрачивают право на назначение пенсии на льготных условиях.

В соответсвии с пунктом 2 статьи 30 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении расчетного размера трудовой пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета либо за любые 60 месяцев подряд (по 2001 г. включительно)на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Статья 15 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает установления повышенной базовой части трудовой пенсии в связи с достижением возраста 80 лет лицам, являющимся получателями пенсии по инвалидности 2 группы. Так как повышенная базовая часть может быть установлена только к пенсии по старости, при наличии не менее 5 лет страхового стажа пенсионеру следует обратиться с заявлением в территориальное Управление Пенсионного фонда по месту жительства о переводе с пенсии по инвалидности на пенсию по старости.

Пунктом 6 статьи 9 Закона от 17.12.2001 г. № 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено право членам семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, которые сами получают какую- либо пенсию, перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.
Для реализации этого права необходимо, чтобы член семьи умершего кормильца относился к кругу лиц, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца. Нетрудоспособным членом семьи умершего кормильца признается, в частности, супруг (супруга) умершего кормильца, если он (она) достиг возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо является инвалидом, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности.
Таким образом, супруг умершего кормильца, получающий трудовую пенсию по старости, может перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, при условии, если помощь умершего кормильца была для него постоянным и основным источником средств к существованию.
В качестве документов, подтверждающих, что помощь умершего кормильца была постоянным и основным источником средств к существованию, могут быть представлены справки жилищных органов или органов местного самоуправления о нахождении обратившегося члена семьи на иждивении умершего, справки о доходах всех членов семьи, иные документы, содержащие требуемые сведения.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, оценивает сведения, содержащиеся в представленных документах, и приходит к выводу о том, являлась ли помощь умершего кормильца для обратившегося члена семьи постоянным и основным источником средств к существованию или нет.
В случае, если орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не имеет возможности сделать вывод о том, что помощь умершего кормильца для обратившегося члена семьи умершего кормильца являлась постоянным и основным источником средств к существованию, данный факт может быть подтвержден в судебном порядке.

Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона № 173- ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицу, осуществлявшему работу и (или) иную деятельность не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета размера указанной части соответсвующей трудовой пенсии, по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности. Под осуществлением работы "не менее чем в течение 12 полных месяцев" понимается период времени со дня назначения или предыдущего перерасчета продолжительностью не менее 12 полных месяцев. Следовательно, в указанном периоде продолжительность периодов работы может быть и менее 12 полных месяцев. При этом за данные месяцы должны уплачиваться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Из вышеизложенного следует, что право на перерасчет страховой части трудовой пенсии возникает только спустя год после назначения пенсии или ее перерасчета с учетом страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации.

5. Имеют ли право на повышение базовой части трудовой пенсии по старости или по инвалидности с учетом иждивенцев работающие родители?

В соответствии со ст.14 и ст. 15 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 01.01.2002 г. предусмотрено право на повышение базовой части трудовой пенсии по старости и по инвалидности с учетом иждивенцев независимо от того, работают родители или нет. Повышенная базовая часть может быть установлена в данном случае к пенсиям обоих родителей.
До 01.01.2002 г. в соответствии с Федеральным законом № 340-1 от 20.11.1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" к пенсии по старости и по инвалидности начислялась надбавка на иждивенцев, при этом данная надбавка устанавливалась к пенсии одного из неработающих родителей.

Социальная пенсия ребенку инвалиду назначается на основании Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении". Согласно ст. 23 указанного Закона пенсия назначается с 1- го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее независимо от вида пенсии.

В связи с вступлением в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2- П о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 г. могут применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, вне зависимости от того, выработан ли указанный стаж полностью либо частично.
Период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года включался в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, согласно пункту 21 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, и 78.1 Закона РСФР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".
Таким образом, в рамках Постановления Конституционного суда от 29.10.2004 г. № 2-П может быть применено Разъяснение от 22.05.1996 г. № 5 и период отпуска по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года может быть включен в специальный (льготный) стаж.
После 06.10.1992 г. период отпуска по уходу за ребенком в специальный (льготный) стаж не включается

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" установлено, что документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, периодов иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи.

Для страхователей - индивидуальных предпринимателей 1966 года рождения и старше (а в 2002-2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии, прекращается с 12 апреля 2005 года - даты провозглашения определений Конституционного Суда Российской Федерации № 164-О, № 165-О, а для страхователей, являющихся адвокатами, занимающимися частной практикой нотариусами 1966 года рождения и старше (а в 2002-2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) - с 11 октября 2005 г. - с даты вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2006 № 582. До этих дат обязанность уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии указанными категориями страхователей не отменена.

Уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ) предусматривает, что установление застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета. При этом возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодатель связывает и с достижением им общеустановленного пенсионного возраста. Устанавливая дифференциацию применительно к взиманию страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии (в зависимости от возраста застрахованного лица) в системной связи со статьями 22 и 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ), законодатель исходил из необходимости обеспечить к моменту достижения пенсионного возраста и назначения пенсии формирование достаточных для выплаты этой части пенсионных накоплений, для чего требуется соответствующий временной период. Кроме того, не принят федеральный закон, которым бы определялся ожидаемый период выплат накопительной части трудовой пенсии по старости для расчета ее размера (пункт 9 статьи 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ).
Таким образом, уплата страховых взносов в виде фиксированного платежа, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии страхователями 1966 года рождения и старше (а в 2002-2004 годах - мужчинами 1952 года рождения и старше и женщинами 1956 года рождения и старше) представляется нецелесообразной.

Страхователи 1966 года рождения и старше (а в 2002-2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии, в размере, установленном статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, т.е. 100 рублей.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 № 582 не распространяется на прошлые периоды в части уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа и право его неуплаты возникает у страхователей, указанных в пункте 3 Правил с момента провозглашения соответствующих определений Конституционного Суда Российской Федерации:
индивидуальных предпринимателей и адвокатов, которые являются получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей - с 24 мая 2005 года - даты провозглашения определения Конституционного Суда Российской Федерации № 223 - О;
индивидуальных предпринимателей, не осуществлявших предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - с 12 мая 2005 года - даты провозглашения определения Конституционного Суда Российской Федерации № 182-О;
частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов - с 11 октября 2005 года - даты вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2006 № 582.

Индивидуальные предприниматели, не осуществлявшие предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, освобождаются от уплаты фиксированного платежа:
в случае рождения ребенка после провозглашения определений Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 № 182-О, № 213-О - со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам;
в случае рождения ребенка до вступления в силу вышеуказанных определений Конституционного Суда Российской Федерации - с 12.05.2005, т.е. даты провозглашения вышеуказанных определений Конституционного Суда Российской Федерации.
Кроме того, индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за иные периоды, перечисленные в статье 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в частности, за период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Указанные категории страхователей могут быть освобождены от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование только после внесения соответствующих дополнений в Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 № 582.

Вопросы пенсионного обеспечения указанных граждан регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
В соответствии со статьей 7 Соглашения от 13 марта 1992 года при переселении пенсионера в пределах государств – участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Сроки назначения пенсий гражданам, переселившимся в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, определены письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. № 1-369-18, которым предусмотрено, что при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.
Из этого следует, что для реализации права на назначение пенсии указанная категория граждан должна соответствовать следующим условиям: наличие права на пенсию того же вида, наличие в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность, сведений о регистрации по месту жительства и наличие сведений о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства.
Как следует из обращения, гражданка Российской Федерации переселилась на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан и обратилась в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости 01.04.2010. На территории Российской Федерации имеет регистрацию по месту жительства с 30.03.2010. По прежнему месту жительства в Республике Казахстан пенсия выплачена ей с учетом ограничения срока действия вида на жительство по 03.10.2009.
На основании изложенного при наличии права на трудовую пенсию по старости на территории Российской Федерации заявителю пенсия назначается в соответствии с пунктом 1 письма Минсоцзащиты России от 31 января 1994 г. № 1-369-18 с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке, с учетом дня прекращения выплаты пенсии на территории Республики Казахстан, т.е. с 04.10.2009.

1. Лица имеют право на назначение пенсии по возрасту после достижения возраста 60 лет при наличии страхового стажа не меньше 15 лет по 31 декабря 2017 года.

Начиная с 1 января 2018 года право на назначение пенсии по возрасту после достижения возраста 60 лет имеют лица при наличии страхового стажа:

с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года — не меньше 25 лет;

с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года — не меньше 26 лет;

с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года — не меньше 27 лет;

с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года — не меньше 28 лет;

с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года — не меньше 29 лет;

с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года — не меньше 30 лет;

с 1 января 2024 года по 31 декабря 2024 года — не меньше 31 года;

с 1 января 2025 года по 31 декабря 2025 года — не меньше 32 лет;

с 1 января 2026 года по 31 декабря 2026 года — не меньше 33 лет;

с 1 января 2027 года по 31 декабря 2027 года — не меньше 34 лет;

начиная с 1 января 2028 года — не меньше 35 лет.

До достижения возраста, установленного абзацами первым и вторым настоящей части, право на пенсию по возрасту при наличии соответствующего страхового стажа имеют женщины 1961 года рождения и старше после достижения ими следующего возраста:

55 лет — которые родились по 30 сентября 1956 года включительно;

55 лет 6 месяцев — которые родились с 1 октября 1956 года по 31 марта 1957 года;

56 лет — которые родились с 1 апреля 1957 года по 30 сентября 1957 года;

56 лет 6 месяцев — которые родились с 1 октября 1957 года по 31 марта 1958 года;

57 лет — которые родились с 1 апреля 1958 года по 30 сентября 1958 года;

57 лет 6 месяцев — которые родились с 1 октября 1958 года по 31 марта 1959 года;

58 лет — которые родились с 1 апреля 1959 года по 30 сентября 1959 года;

58 лет 6 месяцев — которые родились с 1 октября 1959 года по 31 марта 1960 года;

59 лет — которые родились с 1 апреля 1960 года по 30 сентября 1960 года;

59 лет 6 месяцев — которые родились с 1 октября 1960 года по 31 марта 1961 года;

60 лет — которые родились с 1 апреля 1961 года по 31 декабря 1961 года.

2. В случае отсутствия, начиная с 1 января 2018 года, страхового стажа, предусмотренного частью первой настоящей статьи, право на назначение пенсии по возрасту после достижения возраста 63 года имеют лица при наличии страхового стажа:

по 31 декабря 2018 года — от 15 до 25 лет;

с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года — от 16 до 26 лет;

с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года — от 17 до 27 лет;

с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года — от 18 до 28 лет;

с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года — от 19 до 29 лет;

с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года — от 20 до 30 лет;

с 1 января 2024 года по 31 декабря 2024 года — от 21 до 31 года;

с 1 января 2025 года по 31 декабря 2025 года — от 22 до 32 лет;

с 1 января 2026 года по 31 декабря 2026 года — от 23 до 33 лет;

с 1 января 2027 года по 31 декабря 2027 года — от 24 до 34 лет;

начиная с 1 января 2028 года — от 25 до 35 лет.

3. В случае отсутствия, начиная с 1 января 2019 года, страхового стажа, предусмотренного частями первой и второй настоящей статьи, право на назначение пенсии по возрасту имеют лица после достижения возраста 65 лет при наличии страхового стажа:

с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года — от 15 до 16 лет;

с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года — от 15 до 17 лет;

с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года — от 15 до 18 лет;

с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года — от 15 до 19 лет;

с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года — от 15 до 20 лет;

с 1 января 2024 года по 31 декабря 2024 года — от 15 до 21 года;

с 1 января 2025 года по 31 декабря 2025 года — от 15 до 22 лет;

с 1 января 2026 года по 31 декабря 2026 года — от 15 до 23 лет;

с 1 января 2027 года по 31 декабря 2027 года — от 15 до 24 лет;

начиная с 1 января 2028 года — от 15 до 25 лет.

4. В случае отсутствия, начиная с 1 января 2018 года, необходимого страхового стажа на дату достижения возраста, предусмотренного частями первой — третьей настоящей статьи, пенсия по возрасту может быть назначена после приобретения лицом страхового стажа, определенного частями первой — третьей настоящей статьи на дату достижения соответствующего возраста.

Наличие страхового стажа, предусмотренного частями первой — третьей настоящей статьи, который дает право на назначение пенсии по возрасту, определяется на дату достижения лицом соответствующего возраста и не зависит от наличия страхового стажа на дату обращения за назначением пенсии.

5. Начиная с 1 января 2028 года, в случае наличия 40 и больше календарных лет страхового стажа, пенсия по возрасту назначается независимо от возраста.

В Украине для некоторых категорий граждан предусмотрена выплата льготных пенсий по достижению определенного возраста. Что необходимо знать о льготных пенсиях в Украине в 2021 году?

а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, — по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест, а также после достижения 50 лет и при стаже работы:

  • не менее 25 лет у мужчин (из них не менее 10 лет на указанных работах),
  • не менее 20 лет у женщин (из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах).

б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, — по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест — по достижению 55 лет и при стаже работы:

  • не менее 30 лет у мужчин (из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах);
  • не менее 25 лет у женщин (из них не менее 10 лет на указанных работах).

В льготный стаж учитываются все периоды работы на должностях и профессиях, которые указаны в Списках, независимо от того, когда они были в них внесены (в Списки). Пенсии будут начисляться при условии подкрепления заявленного стажа официальными документами, подтверждающими условия труда (до 21.08.1992) и проведения аттестаций рабочих мест труда (после 21.08.1992).

Кому увеличили стаж и возраст для назначения льготных пенсий

Закон О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно пенсионного обеспечения от 02.03.2015 № 213-VIII внес ряд изменений в Закон Украины О пенсионном обеспечении. Согласно ему, с 1 апреля 2015 года полагалось постепенное увеличение возраста выхода на пенсию на льготных условиях на 5 лет. То есть, согласно нововведениям, каждые полгода возраст выхода на пенсию возрастал на шесть месяцев, а также возрастал стаж работы для мужчин и женщин на шесть месяцев в год. Нововведения не коснулись показателей льготного стажа.

Они действовали вплоть до 23 января 2020 года, пока Конституционный суд не признал их неконституционными. КСУ признал их недействительными, поскольку они противоречили ч.1 ст. 8 Конституции Украины и нарушали принцип верховенства права.

Как подтвердить стаж работы во вредных и тяжелых условиях

Чтобы подтвердить, что человек работал на должности, которая предусматривает право на льготную пенсию, он должен предоставить территориальному органу ПФУ свою трудовую книжку. При условии ее отсутствия трудовой стаж может быть установлен на основании других документов, которые были выданы по месту работы, учебы, службы. Способ подтверждения стажа определяется порядком, установленным постановлением КМУ от 12.08.1993 № 637. Порядок подтверждения стажа работы в сложных и вредных условиях указан в п. 10 Порядка применения списков № 1 и № 2.

Какие документы нужно иметь для получения льготной пенсии?

Документы, которые подаются в ПФУ для получения льготной пенсии по возрасту:

  • трудовая книжка с надлежаще оформленными записями о занимаемой должности и период выполняемой работы;
  • выписка из приказа по предприятию о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте;
  • уточняющая справка — если в трудовой книжке нет сведений, определяющих право на пенсию на льготных условиях (п. 20 Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утвержденного постановлением КМУ от 12.08.1993 № 637).
  • справки о подтверждении стажа работы для назначения льготной пенсии за счет средств предприятий, организаций по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда по форме;
  • копии приказа об аттестации соответствующего рабочего места (рабочих мест);
  • гарантийное письмо о перечислении средств на счет территориального органа Пенсионного фонда Украины по форме.

Кому могут назначать льготные пенсии за счет средств предприятия

Закон Украины Об общеобязательном государственном пенсионном страховании предусматривает, что некоторым категориям работников может назначаться пенсия за счет предприятий и организаций, где они работают, в зависимости от условий труда. Порядок их назначений утвержден постановлением КМУ от 18.07.2007 № 937. Это касается только тех предприятий и организаций, которые не финансируются и не дотируются из бюджета.

Кто может получить льготные пенсии за счет предприятий?

Люди, которые работают или работали на производствах, на должностях или по профессиям, которые не предусмотренных Списком № 1 и Списком № 2. Они должны обладать определенным количеством стажа для назначения пенсии на льготных условиях на предприятии, которое будет оплачивать пенсию:

Читайте также: