Зачем в россии нужна пенсионная реформа

Обновлено: 08.05.2024

Сразу после объявления о реформе рейтинги президента, премьер-министра и правительства начали стремительно падать. Тем не менее уже 3 октября Владимир Путин подписал закон о реформе, хоть и в смягченном варианте. Зачем правительство пошло против общественного мнения, и кто был автором этой реформы?

Как решали

Дата — всего лишь случайное совпадение, уверяет источник Forbes в кабинете министров, осведомленный о ходе реформы. Заседания правительства проходят каждый четверг. На 7 июня была назначена прямая линия с президентом, которого максимально дистанцировали от пенсионной реформы, поэтому судьбоносное объявление назначили на 14 июня — ближайший четверг после прямой линии. Но решение о реформе было принято значительно раньше.

Еще до выборов президента на многочисленных совещаниях обсуждался пакет реформ, который правительству предстояло реализовать в новом политическом цикле, рассказывает один из федеральных чиновников. В обсуждении повышения пенсионного возраста участвовали Дмитрий Медведев, министр финансов Антон Силуанов, министр экономического развития Максим Орешкин, возглавлявший в то время Центр стратегических разработок Алексей Кудрин, председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, помощник президента Андрей Белоусов. Социальный блок, которым в прежнем правительстве руководила Ольга Голодец, в этом не участвовал.

В ведомствах эту информацию не прокомментировали. С объявлением о реформе решили повременить до выборов и последующей смены правительства. Новый кабинет министров Путин представил 18 мая. Ответственной за социальные вопросы стала бывший председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, поэтому основной груз проблем, связанных с реформой, лег на ее плечи.

Кто был автором

Люди искали виновных и строили догадки. Одна из популярных версий: на реформу Путина уговорили Кудрин и первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко. А в авторы текста законопроекта о пенсионной реформе народная молва записала молодого экономиста Владимира Назарова, который работает в Институте Гайдара и возглавляет финансовый НИИ при Минфине.

Конкретного лица за реформой не видно, но очевидно одно: впервые о повышении пенсионного возраста объявили в самом жестком из всех обсуждавшихся вариантов — 63 года для женщин и 65 лет для мужчин, и это была идея Минфина, который формально не имел отношения к подготовке законопроекта. Чиновник, знакомый с ходом подготовки закона, подтвердил, что на гораздо более мягком сценарии настаивала Татьяна Голикова — взять паузу и посвятить какое-то время адаптации населения. И тем не менее именно ее блоку пришлось подготовить текст закона в жестком варианте — этим занимались специалисты из Минтруда и Пенсионного фонда.

Подарок от Путина

Президент долго хранил молчание и не вмешивался. Вся ответственность за реформу легла на плечи правительства. Впервые о реформе президент высказался лишь через месяц после объявления правительства. На встрече с волонтерами ЧМ в Калининграде Путин уверял, что ни один из вариантов повышения пенсионного возраста ему не нравится и что окончательного решения по этому вопросу еще нет. Но ему все же пришлось поставить точку в этом вопросе. В правительстве, разумеется, ожидали бурной реакции общественности, но рейтинг президента падал просто сокрушительно. Через три дня после объявления реформы уровень одобрения работы Путина, по данным ФОМ, упал до 69% — абсолютный минимум за последние пять лет, но телеобращение ситуацию не спасло: к ноябрю рейтинг одобрения составлял уже 61%.

Зачем все это

Доводы в пользу повышения с тех пор не изменились. В России резко уменьшается соотношение пенсионеров и работников, за которых платятся социальные страховые взносы. Иначе говоря, тех, кто оплачивает пенсии ныне живущим пенсионерам, становится все меньше. Сейчас, по расчетам исследователей ВШЭ, на одного пенсионера приходится 2,3 человека трудоспособного возраста. Учитывая теневую занятость, по расчетам РАНХиГС, на одного пенсионера приходится всего 1,1 работающего, за которого работодатель выплачивает взносы. Через 10 лет этот показатель составит 1,2 благодаря повышению пенсионного возраста, в противном случае он скатился бы к единице к 2030 году, поясняет Юрий Горлин.

При росте экономики около 1,5% в год (на конец 2018 года Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП на 1,8%, а на конец 2019-го — 1,3%) индексировать размер пенсий по уровню инфляции или чуть выше можно было бы и без повышения пенсионного возраста, подсчитал Горлин. Но обеспечить устойчивый рост пенсий уже не получится без дополнительных мер, потому что зарплаты будут расти быстрее и пенсии потеряют свою основную функцию — быть страховкой от утраты заработка. Именно поэтому страховые пенсии в ближайшие шесть лет будут повышаться темпами, значительно превышающими прогнозируемый уровень инфляции.

По оценкам экспертов, итоговые траты бюджета окажутся даже выше, чем экономия от повышения пенсионного возраста. По расчетам, которые представляла Татьяна Голикова, деньги, полученные от повышения пенсионного возраста, не покроют траты на пенсионное обеспечение. Реформа сэкономит бюджету 2,9 трлн рублей, но пенсионное обеспечение потребует затрат в 3,3 трлн рублей за шесть лет.

Что сделали не так

Высокая скорость реализации реформы — это российский опыт, который оказался весьма болезненным. От официального объявления о реформе до подписания закона Путиным прошло всего 112 дней, а реализация нововведений начнется уже с 1 января 2019 года. В ОЭСР, например, средний период между принятием закона о пенсионной реформе и его реализацией составляет около 9 лет.

Сторонники реформы спешат заверить: сравнивать опыт России с опытом США или Европы некорректно. Более адекватное сравнение — с другими восточноевропейскими странами и странами СНГ. Когда повышение пенсионного возраста запоздало, приходится проводить реформу относительно высокими темпами и без длительного подготовительного периода, рассуждает Владимир Назаров. В большинстве восточноевропейских стран и в СНГ пенсионный возраст повысили в конце 1990-х — начале 2000-х годов и темпы роста составляли, как правило, 6–12 месяцев в год. К 2018 году лишь в двух странах СНГ, России и Узбекистане, пенсионный возраст сохранился на советском уровне.

Российские показатели пенсионной реформы далеки от рекордных, указывают экономисты. Чехия несколько лет назад начала повышение пенсионного возраста с 60 до 67 лет для мужчин и с 55 до 67 лет для женщин, а в Армении в 2001 году пенсионный возраст мужчин был за один год повышен сразу на три года.

Армия безработных

Есть один спорный вопрос: сможет ли экономика создать новые рабочие места для предпенсионеров. По оценкам Минэкономразвития, прирост занятых из-за повышения пенсионного возраста составит в 2019 году 137 200 человек, а суммарно к 2024 году — 1,8 млн человек. В министерстве верят, что этот выплеск рабочей силы добавит к росту ВВП 1,3 процентного пункта, то есть по 0,2–0,3 процентного пункта в год. Эксперты НИФИ более оптимистичны и прогнозируют прирост в 0,3–0,5 процентного пункта ВВП ежегодно.

Эти расчеты основаны на том, что не вышедшие на пенсию люди найдут работу. А в этом экономисты и противники реформы, да и сами будущие предпенсионеры не уверены. По мнению депутата Олега Шеина, инициатива правительства выпустит на рынок армию безработных. В мире идет процесс автоматизации производства. В таких условиях повышение пенсионного возраста — это просто выбрасывание на рынок труда абсолютно ненужной рабочей силы.

Последние два месяца на страницах российской прессы разворачивается очередная дискуссия о проведении в России очередной пенсионной реформы. Три министерства, как сообщают СМИ, отправили в правительство свои предложения по перестройке системы. Давайте зададимся вопросом: какие цели преследуют ведомства, предлагая вновь переформатировать ее? Напомню, что конечной целью любой реформы подобного рода является выплата достойных пенсий как нынешним, так и будущим пенсионерам. Архитектура современной пенсионной системы России в том виде, в котором она пока еще существует, – оптимальна, так как позволяет достичь этой цели. Но только в одном случае: если ее не будут постоянно переделывать.

Секрет сбалансированности, как давно признало мировое экспертное сообщество, кроется в построении трехуровневой пенсионной системы – three pillars system.

Уровень первый (1 st pillar) – перераспределительный. Граждане платят страховые взносы, которые идут на выплаты нынешним пенсионерам. При такой системе плательщики взносов вправе рассчитывать на то, что, когда завершат свою трудовую деятельность и перейдут в разряд пенсионеров, они также будут обеспечены определенным гарантированным уровнем пенсии. Риски этого уровня – в основном демографические: то есть при старении населения и увеличении числа пенсионеров относительно работающих граждан становится сложнее сохранить приемлемый уровень пенсий.

Третий уровень (3 rd pillar) – это разные варианты корпоративных и индивидуальных пенсионных программ. Это система добровольного пенсионного обеспечения, повышающая коэффициент замещения утраченного заработка. Размер пенсии здесь напрямую зависит от доходов гражданина и его возможностей по уровню отчислений для формирования собственных пенсионных сбережений.

Правительство усиленно ищет способы если не ликвидировать, то хотя бы снизить хронический дефицит ПФР. В частности, обсуждается возможность изменения размера тарифа страхового взноса. Это будет крайне негативно воспринято населением России и де-факто не решит проблему, а скорее создаст несколько новых.

Тут можно задать резонный вопрос: а почему же у нас такие маленькие пенсии? И почему их в этом году пока не индексировали на уровень инфляции?

Все вышесказанное не означает, что в пенсионной системе России нет никаких проблем. Однако их источник – в первую очередь в несбалансированности бюджета Пенсионного фонда России. Положительно повлиять на баланс пенсионной системы может решение системных проблем первого уровня, не затрагивающих основу – трехуровневую модель. В свое время был принят ряд решений, которые на долгосрочном отрезке времени крайне негативно повлияли на всю систему пенсионного обеспечения.

В частности, это решения о снижении размера страховых взносов и повышенной индексации пенсий. С 2012 года правительство сократило размер страховых взносов в ПФР с 26% до 22%. Финансовые последствия такого решения можно сравнить со снижением пенсионного возраста на три года. Индексация пенсии превышала рост заработной платы в стране. Кроме того, для отдельных категорий бизнеса были введены пониженные размеры страховых взносов.

Мы также до сих пор не изменили подходы, работавшие в плановой экономике СССР, но не эффективные в условиях современных рыночных отношений – я имею в виду досрочные пенсии и пенсионный возраст. Реформа льготных и досрочных пенсий уже началась, но пока не дает ощутимого результата. Дискуссии о повышении пенсионного возраста ведутся. Для госслужащих он уже повышен до 65 лет, а для остальных граждан это, очевидно, будет сделано позже.

Есть и еще одна проблема, которая постоянно замалчивается. Это недополучение в бюджет ПФР страховых взносов от тех 20 млн работающих граждан, которым выплачивают серые зарплаты. Они все равно будут иметь право на социальную пенсию, вне зависимости от уплаты взносов…

Коренная перестройка пенсионной системе России противопоказана, а дискуссия об очередной трансформации подрывает доверие граждан. Пенсионная система – это здание с крепким фундаментом, но строить его нужно долго и вдумчиво. Тогда оно будет стоять много лет, и места всем хватит, и крыша не будет протекать. А если строить на бегу, постоянно меняя подходы к строительству и стройматериалы, долго такой дом не выстоит. Эффект от пенсионной системы – долгосрочный, это основа социальной политики государства, на которой нельзя экономить.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t","content":"\t\t

\n\t\t\t\u0412\u044b \u043d\u0435 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u044b \u043d\u0430 \u0441\u0430\u0439\u0442\u0435.\n\t\t \n\t\t

Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС

Правительство в четверг объявило об одной из самых ожидаемых реформ последних нескольких лет — возраст выхода на пенсию планируется повысить до 65 лет для мужчин (сейчас 60) и до 63 лет для женщин (сейчас 55). Об этом на заседании кабмина рассказал премьер-министр Дмитрий Медведев. Документ вскоре будет внесен в Госдуму, где его планируется рассмотреть в первом чтении уже в весеннюю сессию (закончится 29 июля). По данным Пенсионного фонда, сейчас в России порядка 43,2 млн пенсионеров (около 29,4% всего населения).

На одного пенсионера в 1970 году приходилось в среднем 3,7 трудоспособного гражданина, в 2019 году этот показатель сократится до двух человек, говорилось в материалах, подготовленных для депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. К 2044 году на одного пенсионера будут приходиться лишь 1,5 работающих гражданина, подсчитывал Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, чьи эксперты готовили предложения по повышению пенсионного возраста до 63 и 65 лет для мужчин и женщин.


По старой памяти

Кто и когда сможет выйти на пенсию

В целом переходный период будет продолжаться до 2028 года для мужчин и до 2034 года для женщин (см. инфографику). С этого времени все мужчины и женщины, не относящиеся к льготным категориям, будут выходить на пенсию с 65 и 63 лет вне зависимости от года рождения.

Пенсионный возраст увеличится и для некоторых категорий, которые имеют право выйти на пенсию досрочно. Например, граждане, работающие в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним районах, смогут выйти на пенсию в 60 и 58 лет (для мужчин и женщин соответственно). Сейчас их пенсионный возраст составляет 55 и 50 лет. Пенсии по такому основанию получают 2,9 млн человек, отмечалось в материалах для депутатов и сенаторов. Переходный период для них будет тем же, что и для выхода на пенсию по общим основаниям.

В конце 2011 года новоизбранное португальское правительство начало национализацию пенсионных накоплений граждан. Были изъяты накопления, которые португальцы передали в четыре крупнейших банка страны. Национализировали даже те активы банков, которые затронули пенсионные платежи в 2011 году. Правительство объяснило свои действия необходимостью сохранить бюджетный дефицит на уровне не выше 5,9% ВВП. Всего государство изъяло €6 млрд, при этом в 2011 году изъяли только 3,3 млрд, а остальную сумму — в июне 2012 года. В общей сложности реформа затронула около 30 тыс. пенсионеров. В 2013 году пенсионный возраст, который на тот момент составлял 65 лет, привязали к средней ожидаемой продолжительности жизни. В результате к 2018 году возраст выхода на пенсию в стране составил 66 лет и четыре месяца. С 2007 года был предусмотрен ранний выход на пенсию — условиями для него были возраст не менее 55 лет и выплаты пенсионных взносов в течение 30 лет. В 2012 году действие этого правила приостановили, а в 2015 году вновь запустили, изменив условия: теперь на раннюю пенсию могут рассчитывать люди не моложе 60 лет при условии выплат взносов в течение 40 лет.

Возраст выхода на досрочную пенсию (на те же пять и восемь лет) также повысится для педагогических, медицинских и творческих работников. Социальную пенсию по старости, которую получают граждане, не имеющие необходимого стажа работы, тоже отодвинут — с 65/60 лет для мужчин и женщин до 70/68 лет. А люди, имеющие большой стаж работы — 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин, — смогут выйти на пенсию на два года раньше (такая возможность есть и сейчас).

Кого не затронет повышение пенсионного возраста

Правительство определило категории граждан, которые смогут выйти на пенсию на тех же условиях, что и сейчас, заявил Медведев. Среди них — работающие на вредном и опасном производстве; женщины, которые имеют пять и более детей; инвалиды по зрению первой группы и военной травмы; один из родителей или опекунов инвалидов с детства; граждане, пострадавшие при аварии в Чернобыле.

Как это соотносится с продолжительностью жизни

Но при действующем пенсионном возрасте у мужчин (60 лет) вероятность дожития 20-летних мужчин до пенсионного возраста равна 68%, писали экономисты РАНХиГС Юрий Горлин, Виктор Ляшок и Татьяна Малева. При увеличении возраста выхода на пенсию до 63 лет вероятность дожить до этого возраста и долго прожить на пенсии для российских мужчин становится одной из самых низких среди развитых стран (ниже уровня Украины, Болгарии, Литвы и Белоруссии), подчеркивали они.

Дмитрий Медведев и Антон Силуанов

Не последний этап

Что получат граждане и государство

После увеличения пенсионного возраста пенсии у нынешних пенсионеров будут расти на 1 тыс. руб. в год, заявил Медведев. Сейчас страховые пенсии индексируются на уровень прошлогодней инфляции — так, в 2018 году средняя пенсия увеличится на 481 руб., в прошлые два года она также росла на 400–500 руб. Рост пенсий выше инфляции прописан в майском указе Путина. Благодаря изменению пенсионного возраста пенсии будут индексироваться не только 1 февраля по инфляции, как раньше, но затем еще 1 апреля (за счет дополнительных доходов), сказала Татьяна Голикова. Но правительство пока не планирует возвращать индексацию пенсий работающим пенсионерам, которая была приостановлена в 2016 году. Голикова в четверг сообщила журналистам, что в нынешнем пакете поправок такой меры нет.

Будет ли безработица

ПО ДАННЫМ социологических опросов, сегодня более 68 процентов россиян считают необходимым реформирование пенсионной системы. Главные причины недовольства ею-низкий размер пенсий, малый учет вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства и невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию. Ну, и еще обычные претензии к работе низовых органов пенсионного обеспечения.

Граждане хотят, чтобы в стране появилась новая пенсионная система без этих недостатков. Однако для того, чтобы такая система появилась и обеспечивала бы рост пенсий, она должна позволить разрешить несколько задач.

Первая из них — задача повышения доходов Пенсионного фонда, из которого производятся и будут в дальнейшем производиться пенсионные выплаты. Сегодня источником этих доходов являются сборы с фондов оплаты труда (их платят работодатели) в размере 28 процентов от этих фондов. Но поскольку легальная часть доходов населения составляет пока только 35,8 процента от общей их величины, это означает, что в доходы пенсионной системы поступает не 28, а чуть больше 11 процентов от общих доходов населения. Из этих средств и платятся пенсии тем, кто после достижения установленного законом возраста уже перестал работать. И после этого удивляются, что пенсии такие маленькие.

Поэтому первая задача пенсионной реформы-вывести скрытые части зарплат из тени и увеличить за счет этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. С учетом размеров скрытой части зарплаты здесь возможен рост в 2-2,5 раза. И это дает основание прогнозировать такой же рост пенсий, естественно, при условии предсказываемого получения доходов.

Конечно же, понятно, что без серьезных стимулов ни работники, ни работодатели не будут торопиться выводить зарплаты из тени — из конвертов, страховых схем и т. п. Поэтому вторая задача пенсионной реформы — создать стимулы для работающих к полной уплате взносов со всего объема своих доходов. А для этого нужно отказаться от нынешней системы учета пенсионных прав (по стажу работы и по размеру заработка за два последних года), поскольку он не полностью учитывает вклад каждого человека в доходы пенсионной системы. Новая пенсионная модель должна, во-первых, учитывать каждый рубль, каждую копейку, внесенные каждым россиянином за каждый год и месяц своего трудового стажа, и, во-вторых, закреплять их в виде обязательств государства персонально перед каждым работником. А потом, после его выхода на пенсию, эти обязательства должны выполняться в полном объеме, с учетом всех повышений и индексаций, проводившихся за годы его трудовой деятельности.

При этом средства, перечисляемые в пенсионную систему, должны обеспечивать гражданину более высокий доход, чем сбережение их в банке или страховой компании. Сегодня условия для этого создаются тем, что рост заработной платы опережает по темпам рост любого другого источника доходов. А значит и регулярная индексация пенсий в связи с повышением средней заработной платы в стране с темпом 20-30 процентов в год позволит обеспечить рост пенсионных прав гражданина больше, чем вклад в банке.

Наконец, третья задача, которую должна решить реформа, — это обеспечить прозрачность пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданином по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. И каждый год работник должен получать отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав — в каком объеме перечислены взносы за него его работодателем, каков общий объем пенсионного капитала, начисленного ему за все годы работы, в каких объемах он индексировался и т. д. Официальные уведомления об этом каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, должен получать ежегодно. И в случае несогласия сможет добиваться их изменения.

Решив эти основные и ряд еще более частных задач, пенсионная реформа позволит сформировать новую пенсионную модель — более простую, более удобную для расчетов, более понятную гражданам. И, главное, обеспечивающую более высокий уровень пенсий — как нынешним пенсионерам, так и будущим поколениям россиян.

Читайте также: