Во сколько лет уходят на пенсию женщины в хмао югре

Обновлено: 03.05.2024

Будет ли меняться пенсионный возраст уходом на пенсию в ХМАО-Югре г Сургуте.

Меня зовут Евгений, мне 43 года. Я отработал на севере (ХМАО) 22 года. Пенсионный возраст не наступил, если сейчас перееду в другой регион начислят ли мне северную пенсию?

Родилась и выросла ХМАО-Югра, в июне 2015 г. наступает пенсионный возраст, стаж более 20 лет, живу в квартире сестры. Возможно встать на очередь по программе переселения из районов крайнего севера?

Родился в 1965 году. Служил в МВД. В 1998 вышел в запас на пенсию. Сейчас подходит пенсионный возраст выхода на пенсию по старости. Могу ли претендовать на дополнительную выплату за года работы на гражданке (22 года). За ранее благодарен вам. Виталий Владимирович, г.Нижневартовск, ХМАО-Югра.

Мне 48 лет, я живу в ХМАО-Югра. У меня двое детей. Я рассчитывала пойти через 2 года на пенсию. У меня 20 лет северного стажа. Но я слышала что, будет увеличен пенсионый возраст до 55 лет, несмотря на то, что я живу на севере. Правда ли это?

У меня есть стаж работы в ХМАО 9 лет с октября 1985 по ноябрь 1994 год, затем я уехала в другой регион на место жительства. Пенсионный возраст 55 лет у меня наступит в ноябре 2017 года. Могу ли получить пенсию по ХМАО, если пропишусь там снова с ноября 2016? и будут ли у меня какие то дополнительные северные выплаты, если стаж непрерывный работы на Севере 9 лет и дополнительно еще год с ноября 2016 по ноябрь 2017? Спасибо.

У меня тугоухость 2 степени двухсторонняя согласно нового приказа профпатология ХМАО признала меня не пригодным для работы стропальщиком по приказу 29 н приложение 1 п 6.1 тем самым лишили меня работы проработав стропальщиком 28 лет теперь остался без работы что вы можете посоветовать. Тугоухость с детства. Раньше по старому приказу 302 н были сняты противопоказания для людей с проблемами слуха. Это вообще беспредел какой то пенсионный возраст подняли а медосмотры ужесточили. Тугоухость врачи сказали не излечима так как теперь быть нам работягам.

В связи с дополнением списка льгот, с 2019 г. к тем, кто имеет право досрочно выйти на пенсию, добавятся граждане еще двух категорий: Категория 1. Многодетные матери. Это женщины, родившие и воспитавшие до 8 лет трех либо четырех детей. Для них пенсионный возраст составит 57 и 56 лет соответственно. При этом для досрочной пенсии многодетным мамам надо иметь в общей сложности не менее 15 лет страхового стажа. Категория 2. Работники с большим стажем. Для мужчин стаж - не менее 42 лет, а для женщин - не менее 37 лет. У таких работников появится возможность выйти на пенсию на 2 года раньше положенного срока. Но воспользоваться этим правом они смогут только по достижении возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины). В феврале 2020 году мне исполнится 50 лет; стаж работы в г. Нефтеюганске ХМАО-Югре составляет 30 лет, но учитывая что Ханты-Мансийский автономный округ — южная часть автономного округа (южнее 60 град. Северной широты) - коэф. 1,3, стаж работы составляет 39 лет. Согласно пенсионного законодательства и льгот для работников ХМАО-Югра, право выхода на пенсию возникает в 51,5 лет. Подскажите, если стаж работы при этом составит более 37 лет, имею ли я право выхода на пенсию в 50 лет? Заранее спасибо.

Готовлюсь к предстоящей пенсии. Столкнулась с некоторыми проблемами. Попытаюсь кратко. Обратилась в пенсионный отдел. Сейчас живу и работаю в мегионе хмао. Считаю что в пенсионном не правильно считают стаж. 12.10.1984 подсобно-транспортный рабочий цеха теплоснабжения и тепловых сетей г. мегиона, хмао. Уволена по п.5 ст.29 кзот рсфср в порядке перевода в. с 10. о 4.1985 принята в порядке перевода с. делопроизводителем, затем секретарь судебного заседания по 10.10 1985. (мегион, хмао) далее переехала в п. переяславка-2 р-на им.лазо 23.01.1996 принята ученицей швеи фабрика восток хабаровск, затем уволена 05.03.1986 с предыдущего места работы в связи с призывом на действительную военную службу в ряды вс ссср. В/ч дислоцировалась в п. переяславка-2. р-на им. дазо хабаровского края. Род войск ввс (военно-воздушные силы). уволена 23.07.1989. затем работа в детском саду пом. воспитателя (в том же гарнизоне) с 26.02.1990 по 18.05.1990 уволена по соб. жед., в связи с переводом мужа на новое место службы (в згв) по ст.31 кзот рсфср, далее принята на воинскую сдужбу в в/ч. 14.09.1991. уволена с в/с в связи переводом мужа к новому месту службы 07.03.1992. затем принята санитаркой в м/п в/ч. 03.05.1992 (п. новороссия, шкотовского р-на, приморского края) уволена 01.03.1996 по ст.? (не разборчиво написано) по уходу за ребенком до достижения ст. возраста. Далее.. г. мегион хмао. С 17.121996 по 07.04.2001 служба в огпс угпс увд ханты-мансийского автономного округа. 19.02.2002 по 10.06.2003 делопроизводитель мегионского подразделения судебных приставов управления юстиции г. мегион, хмао поп.3 ст.77 тк рф. с 01.02.2010 секретарь-референт амк вигас г. мегион хмао. Уволена по соб. жел п.3,ч.1 ст 77 тк рф. с 15.05.2010 работаю в аптеке г. мегиона хмао. Можете помочь? Когда мне на пенсию? (ребёнок один-дочь) личное дело найти не удалось. Военное. общий стаж и льготный? В пенсионном сказали, что еще придется судиться. и работать мне до 51.8.

Пристав арестовал пенсионный счет моей мамы и снял половину суммы, но этим нарушил 466 статью ГПК, где говрится что не подлежат взысканию денежные средства в размере прожиточного минимума должника и лиц, находящихся на его иждивении. Пенсия мамы составляет 13.200 рублей, а прожиточный минимум в Хмао на 2 квартал 2015 года составляет 13.590 рублей. Что делать, чтобы больше не снимали деньги с пенсионного счета, как вернуть незаконно удержанные средства? Могу я в этом случае обратиться в суд с заявлением об отмене исполнительного производства ссылаясь на статью 43 пункт 2-утрата возможности исполнения исполнительного документа, в виду того что изменились доходы моей мамы потому что она вышла на пенсию по возрасту и не стало средств платить по кредитам и как следствие по исполнительным документам? Достаточно ли этих обоснований для вынесения судом решения об отмене исполнительного производства?

ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав

Комиссия ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте ХМАО-Югры в составе:

Е.А. Собко - начальник Управления.

В.Н. Белова - руководитель клиентской службы (на правах отдела).

О.П. Кикоть - начальник ОПП

Т.В. Максименя - начальник ОВП

Н.В. Насонова - начальник ОППЗЛ

Е.А. Новикова - начальник ОНП

Л.Ю. Тюрина - начальник ОСВ

Н.Л. Ясинская - начальник ОПУАСВиВЗ

И.Ю. Лозина - специалист ОНП рассмотрела вопросы реализации пенсионных прав застрахованного лица Сурковой Екатерины Николаевны, страховое свидетельство 116-693-561-79.

Для назначения пенсии по вышеуказанному основанию женщине в возрасте 50 лет, необходимо наличие одновременно следующих условий:

1) страховой стаж - 20 лет;

2) стаж работы в местностя, приравненных к районам Крайнего Севера, - 20 лет.

По имеющимся документам стаж Сурковой Е.Н. на дату подачи заявления составляет:

1) страховой - 29 лет 6 месяцев 6 дней;

2) работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 18 лет 3 месяца 4 дня.

В стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера не включен период работы: с 22.05.1998 года по 12.09.2002 года - период прохождения военной службы.

В соответствии с пп.6. п.1. ст 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 17 Э-ФЗ право на трудовую пенсию по старости у Сурковой Е.Н. возникает в 50 лет 8 месяцев.

В связи с отсутствием на дату обращения необходимого для назначения трудовой пенсии по старости стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц ГУ УПФ РФ в г. Сургуте ХМАО-Югры вынесла решение:

Сурковой Екатерине Николаевне, 08.04.1962 года рождения, в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-Ф 3 отказать.

Самый надежный способ уйти на заслуженный отдых пораньше — выбрать правильную профессию

На днях председатель правительства Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому в стаж для досрочного выхода на пенсию включили периоды обучения. Правда касается это не всех, а только учителей, врачей, летчиков, пожарных, спасателей и еще некоторых категорий работников. Но даже если вы в эти категории не входите, выйти на пенсию досрочно всё еще можно. В этом материале мы собрали четыре вполне легальных способа.

Тяжело трудиться

Всякая работа по-своему сложна, а вот тяжела — не всякая. По крайней мере, с точки зрения закона: правительством установлено всего два списка профессий с опасными и тяжелыми условиями труда.

Скостить срок работы можно, даже если вы не отработали полный вредный стаж. Если он больше половины требуемого, то пенсию могут назначить пораньше. Так, например, если вы мужчина и 7,5 года отработали ночным электромонтером в метро, то отправитесь на заслуженный отдых в 57 лет.

Отдельно оговаривается право на раннюю пенсию трактористок, работниц текстильной промышленности, мастеров на лесозаготовках, водителей городского общественного транспорта, летчиков, геологов, сотрудников ФСИН, спасателей и пожарных.

Мерзнуть

Если проработать в холодных регионах только половину этого срока (или больше, но всё еще не весь), то каждый календарный год труда приблизит выход на пенсию на 4 месяца. Вычитать будут с учетом переходного периода.

А вот если житель Крайнего Севера трудился охотником, рыболовом или оленеводом, то он может рассчитывать на пенсию в 50 лет (мужчина) или в 45 (женщина).

Учить, лечить и развлекать

Врачи, педагоги и артисты выходят на пенсию раньше срока. Сотрудники театров и театрально-зрелищных организаций могут уйти на пенсию, отработав 15–30 лет, — точное количество стажа зависит от характера творческой деятельности. Например, на пенсию с 15 годами стажа могут выходить акробаты и гимнасты, с 20 — танцоры, дрессировщики и певицы, с 25 — каскадеры и кукловоды, с 30 — артисты хора. Весь список можно найти здесь.

Педагогам, работающим в учреждениях для детей, пенсию могут назначить после 25 лет работы. Сотрудникам здравоохранения нужно отработать не менее 25 лет в сельской местности или поселках городского типа, либо 30 лет в городах.

Есть, впрочем, небольшая деталь — представителей всех этих благородных профессий относительно недавние изменения в пенсионном законодательстве тоже коснулись: срок выхода на досрочную пенсию будет поэтапно повышаться, при этом требования к специальному стажу сохраняются. Работает это так: год выработки спецстажа фиксируется, но за назначением пенсии можно обратиться не сразу, а через несколько лет. В 2021 году отсрочка составит 3 года, в 2022 году — 4 года, с 2023 года и далее — пять лет. Увеличивается и требование к индивидуальному пенсионному коэффициенту: сейчас он должен быть не меньше 21. Каждый год показатель будет расти на 2,4 пункта, пока не достигнет 30.

Индивидуальный пенсионный коэффициент — это специальный параметр, которым оценивается каждый календарный год трудовой деятельности гражданина. Количество пенсионных коэффициентов, начисляемых человеку за каждый год работы, зависит от отчислений в ПФР, которые, в свою очередь, зависят от официальной зарплаты.

Рожать и воспитывать

Досрочный выход на пенсию предусмотрен для женщин, которые активно работали над улучшением демографии. При 15 годах стажа матери троих детей могут идти на пенсию после 57 лет, четверых — в 56 лет, пятерых или больше — в 50. Если из 20 лет стажа 12 женщина отработала на Крайнем Севере или 17 в районах, к нему приравненных, то для досрочного выхода на пенсию достаточно двоих детей. Правда, и тут есть деталь: детей нужно не только родить, но и воспитывать хотя бы до 8 лет. Дети, в отношении которых родители лишены прав, не считаются.

Отцы детей-инвалидов и инвалидов с детства, воспитавшие их до 8 лет, могут выйти на пенсию в 55 лет, а матери — в 50. Но это работает только для одного из родителей, плюс мужчинам придется отработать 20 лет, женщинам — 15. Раньше выйти на пенсию могут и опекуны — по году за каждые полтора года опеки над инвалидами с детства, но не больше 5 лет в общей сложности. И стаж нужен такой же, как и у родителей.

Безработных граждан предпенсионного возраста можно подразделить на три группы:

  1. квалифицированные представители рабочих специальностей и представители малоквалифицированного труда по обслуживанию производственного процесса (грузчики, уборщики и др.), которых удается трудоустроить достаточно быстро, так как на рынке труда всегда присутствуют такого рода вакансии.
  2. лица, имеющие высшее образование, опыт руководящей работы. Проблема трудоустройства этой категории заключается в том, что в банке вакансий большинство вакансий рабочих специальностей, но не каждый бывший руководитель или инженер хочет переквалифицироваться на слесаря, токаря или сварщика — специальности, востребованные на рынке труда. Кроме того, не все из них могут использовать в работе современные технические средства: компьютер, факс, Интернет. Служба занятости направляет их на курсы повышения квалификации и для приобретения новых профессиональных навыков.
  3. лица с ограниченными возможностями, которые имеют индивидуальную программу реабилитации инвалида или справку, ограничивающие их трудовую деятельность (без поднятия тяжестей, без ночных смен и др.). Трудоустройство этой группы затруднено, так как специалисты службы занятости при подборе вакансий учитывают все медицинские ограничения.

Представители каждой из трех групп могут получить отказ при трудоустройстве у работодателей. Если им и предлагают работу, то, как правило, малопривлекательную и низко оплачиваемую.

Именно поэтому работа с данной категорией граждан — это важнейшая социальная задача, в решении которой участвуют и специалисты службы занятости, содействуя желающим гражданам предпенсионного и пенсионного возраста в трудоустройстве, ведь работа для этих людей не только дополнительный заработок, но и возможность продолжать активную жизнь.

Граждане предпенсионного возраста, обратившиеся в службу занятости населения за государственной услугой содействия в поиске подходящей работы, в установленном законодательством о занятости порядке могут быть признаны безработными и получить следующие государственные услуги по:

  • по содействию в поиске подходящей работы;
  • социальной адаптации безработных граждан на рынке труда;
  • психологической поддержке безработных граждан;
  • профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
  • профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан;
  • организации проведения оплачиваемых общественных работ;
  • содействию самозанятости безработных граждан.
  • по информированию о положении на рынке труда;
  • по содействию в поиске подходящей работы;
  • по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства;

Граждане предпенсионного и пенсионного возраста могут стать участниками специализированных ярмарок вакансий, где создаются условия непосредственного контакта с представителями организаций, в которых имеются вакантные рабочие места.

  • если они были уволены в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности штата;
  • при невозможности трудоустройства (отсутствии отказа от предложения подходящей работы);
  • наличие требуемого пенсионным законодательством страхового стажа (не менее 25 лет — для мужчин и 20 лет — для женщин).

При поступлении на работу или возобновлении иной деятельности выплата пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости досрочно, прекращается.

После прекращения указанной работы и (или) деятельности выплата этой пенсии возобновляется.

В случае если гражданин, получающий пенсию досрочно, скрыл факт своего трудоустройства, с него производится удержание всех сумм, выплаченных за период сокрытия факта трудоустройства.

Условия досрочного назначения трудовой пенсии по старости:

  • признание гражданина в установленном порядке безработными;
  • отсутствие у органов службы занятости населения возможности для трудоустройства гражданина;
  • наличие у безработного гражданина необходимого стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • увольнение гражданина в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации;
  • достижение безработным гражданином возраста не менее чем за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости;
  • согласие безработного гражданина на досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости.

При отсутствии хотя бы одного из указанных условий, досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не производится.

Специалисты центра занятости проинформируют Вас:

  • о недопустимости дискриминации в сфере труда по возрастному признаку, государственных гарантиях в области содействия занятости населения (основании Трудового кодекса РФ, ст.3. Каждый гражданин имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав.)
  • о порядке получения государственных услуг в области занятости населения, мероприятиях, направленных на повышение уровня занятости граждан предпенсионного возраста;
  • о возможностях использования информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" и сети деловых контактов SkilsNet для самостоятельного поиска работы и размещения резюме

ПОМНИТЕ! Каждый безработный обязан самостоятельно и активно заниматься поиском подходящей для себя работы, соблюдать условия прохождения перерегистрации в органах службы занятости населения в указанные сроки.

ВСЕ УСЛУГИ ЦЕНТРА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОКАЗЫВАЮТСЯ БЕСПЛАТНО

Дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста!

Статья 34.2. Дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста.

1. Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.

2. Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, указанным в пункте 1 настоящей статьи, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные статьями 11 и 12 указанного Федерального закона. Правила продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.

3. Гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов такого заработка, в дальнейшем - в размере 45 процентов такого заработка. При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, увеличенных на размер районного коэффициента.

4. Гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, определенной в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

5. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице для граждан, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

6. Стипендия, выплачиваемая гражданам предпенсионного возраста в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости в соответствии со статьей 29 настоящего Закона, начисляется в размере не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, увеличенных на размер районного коэффициента.

С 01.01.2019 г. для граждан предпенсионного возраста, признанных в установленном порядке безработными, установлены минимальная и максимальная величина пособия по безработице. С учетом применения районного коэффициента минимальный размер пособия по безработице составит 2250 рублей, максимальная величина пособия по безработице составит 16920 рублей.


Пенсия за работу в районах Крайнего Севера заметно больше, чем та, что назначается гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в более южных регионах. Изучим, каким образом законодательство РФ регулирует исчисление северной пенсии.

Сейчас в РФ действует 3 основных закона, в соответствии с которыми начисляется пенсия:

Можно отметить, что в соответствии с положениями закона № 173-ФЗ осуществлялось исчисление российских пенсий до 01.01.2015. Сейчас пенсионеры РФ, в том числе и жители Севера, получают пенсию, рассчитанную преимущественно в том порядке, который утвержден новым нормативным актом — законом № 400-ФЗ.

Нормы закона № 173-ФЗ применяются, только если это требуется в целях исчисления пенсий по новому закону. Но при исчислении конкретно северных пенсий они в расчет практически не берутся.

Изучим особенности исчисления северных пенсий с учетом положений указанных нормативных актов — актуального закона № 400-ФЗ, а также закона № 166-ФЗ.

Пенсия на Севере досрочно

Прежде всего имеет смысл отметить, что граждане, работавшие на Севере, имеют возможность выйти на пенсию значительно раньше, чем россияне, трудящиеся в более южных регионах.

Так, мужчины, имеющие общий стаж в 25 лет и проработавшие на Крайнем Севере 15 лет либо в регионах, приравненных к нему, 20 лет, могут выходить на пенсию в 55 лет. Женщины вправе выходить на пенсию в 50 лет при условии, что имеют общий стаж работы в 20 лет и те же показатели длительности работы на Севере, что и мужчины. В свою очередь, мужчины, работавшие в более южных регионах, выходят на пенсию в 60 лет, а женщины — в 55 лет.

Если мужчина или женщина имели стаж работы на Крайнем Севере в качестве оленевода, рыбака или охотника, составляющий, соответственно, для каждого пола 25 и 20 лет — они вправе выходить на пенсию еще на 5 лет раньше возрастов, обозначенных выше.

Повышение пенсионного возраста коснется и работников Крайнего Севера. Переходный период по повышению пенсионного возраста продлится так же как и у всех жителей РФ с 2019 по 2028 годы. Ниже приведем таблицу выхода на пенсию в связи с нововведениями:


Подробнее о повышении пенсионного возраста читайте здесь.

О нюнсах назначения пенсии северянам, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Северный стаж как преференция при назначении пенсии

Опыт работы человека на Севере может дать ему право выйти пенсию раньше и в том случае, если указанные показатели стажа не достигнуты, но соразмерны с ними.

Если гражданин проработал на КС не менее чем 7 лет и 6 месяцев, то он получает вправе выйти на пенсию раньше, исходя из того, что его пенсионный возраст уменьшается на 4 месяца за каждый год, проработанный на Крайнем Севере. При этом каждый год работы в районах, приравненных к КС, соответствует 9 месяцам трудовой деятельности на Крайнем Севере.

В общем случае стаж, который составляет 15 лет при работе на КС или 20 лет в районах, что приравнены к нему, снижает пенсионный возраст человека на 5 лет для большинства категорий трудящихся, у которых есть основания для выхода на пенсию. Например, тех категорий, которые указаны в пп. 1–10, 16–18 ст. 30 закона № 400-ФЗ.

Рассмотрим теперь основные принципы исчисления северных пенсий.

Пенсия по закону № 400-ФЗ состоит из следующих основных компонентов:

  • страховой пенсии (вычисляется по сложной формуле — с применением индивидуальных пенсионных коэффициентов и показателей их стоимости);
  • фиксированной выплаты (которая устанавливается в соответствии с п. 1 ст. 16 закона № 400-ФЗ).

Размер страховой пенсии напрямую не зависит от того, работал человек на Севере или нет.

  • мужчины, имеющие стаж 25 лет и более и проработавшие 15 лет и более на Крайнем Севере;
  • женщины, обладающие стажем 20 лет и более и проработавшие 15 лет и более на КС.

Текущая величина фиксированной выплаты — 4 982 руб. 90 коп. в месяц (п. 1 ст. 16 закона № 400-ФЗ).

Получается, что фиксированная выплата по пенсиям гражданам, работавшим на Крайнем Севере и имеющим указанный выше стаж, становится равной 7 474 руб. 35 коп. (4 982 руб. 90 коп. + 50%). Таким образом, пенсия гражданина, работавшего на КС, в общем случае больше, чем пенсия гражданина, работавшего южнее, на 2 491 руб. 45 коп.

Если у получателей пенсии, работавших на Крайнем Севере, находятся нетрудоспособные члены семьи на иждивении либо если получателям соответствующей пенсии исполнилось 80 лет или если они имеют инвалидность 1-й группы, увеличение фиксированной выплаты по основаниям, указанным в пп. 1–3 ст. 17 закона № 385-ФЗ, дополняется доплатами в размере 50% от соответствующего увеличения.

Так, если человеку, работавшему на КС, 80 лет, то он:

  • во-первых, получает фиксированную выплату, увеличенную на 2 491 руб. 45 коп. относительно южной пенсии;
  • во-вторых, получает 100%-ю доплату к фиксированной выплате — в размере 4 982 руб. 90 коп. (п. 1 ст. 17 закона № 385-ФЗ);
  • в-третьих, получает доплату к указанному 100%-му увеличению фиксированной выплаты в размере 50%, то есть 2 491 руб. 45 коп.

В соответствии с п. 5 ст. 17 закона № 400-ФЗ фиксированная выплата как самостоятельный элемент пенсии (то есть показатель, закрепленный в законе № 385-ФЗ), а также как элемент расчета северной пенсии с учетом положений пп. 1–3 ст. 17 закона № 385-ФЗ увеличивается в аналогичных случаях на 30% при исчислении пенсий для граждан того же возраста и пола, что указаны выше, а также имеющих аналогичный стаж — если они работали в регионах, которые приравнены к КС, в течение 20 лет и более.

Повышенная пенсия для жителей Севера с применением коэффициента

В соответствии с п. 9 ст. 17 закона № 400-ФЗ получать увеличенную фиксированную выплату по п. 1 ст. 16 закона № 400-ФЗ вправе получать граждане, проживающие на КС, обладающие правом на пенсию, но не имеющие опыта работы на Крайнем Севере и в районах, которые приравнены к нему. Но в этом случае вместо надбавок применяется установленный законом районный коэффициент.

Аналогично, если жителю Севера исполнилось 80 лет или же в случаях, если у него есть инвалидность 1-й группы либо если он имеет на иждивении нетрудоспособных лиц, он получает дополнительные выплаты, гарантированные пп. 1–3 ст. 17 закона № 400-ФЗ, которые также увеличены на районный коэффициент.

При переезде человека в другой район КС или территорию, приравненную к нему, могут применяться другие коэффициенты — что определены для соответствующей местности (п. 10 ст. 17 закона № 400-ФЗ). Сейчас коэффициенты, о которых идет речь, используются те, что приведены в информписьме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 № 1199-16.

Так, например, на Чукотке соответствующий коэффициент равен 2. Соответственно, фиксированная выплата к его пенсии составит в общем случае 9 965 руб. 80 коп. (4 982,90 × 2).

Исчисление северной пенсии по выбору: коэффициент или надбавка?

Основной критерий, на который в данном случае имеет смысл ориентироваться — величина районного коэффициента, фактически установленная в его регионе. Если она больше, чем применяемое увеличение фиксированной выплаты, зафиксированное в положениях ст. 17 закона № 400-ФЗ, имеет смысл выбрать схему, по которой пенсия исчисляется с учетом соответствующего коэффициента.

Северная пенсия: нюансы исчисления

Итак, северная пенсия — это пенсия, которая может быть увеличена относительно стандартной за счет одного из 2 оснований (по выбору гражданина):

  • применения надбавок к фиксированной выплате (при достаточном стаже работы на Севере);
  • умножения фиксированной выплаты на районный коэффициент (если человек проживает на Севере).

Можно отметить, что в период действия закона № 173-ФЗ северная пенсия исчислялась по схожим принципам: надбавки и коэффициенты начислялись на фиксированный размер страховой части трудовой пенсии (некий аналог фиксированной выплаты по закону № 400-ФЗ).

Таким образом, чем выше фиксированная выплата, тем выше северная пенсия. Иные составляющие формулы пенсии — будь то индивидуальный коэффициент или показатели его стоимости, не меняются, исходя из того факта, что у человека есть стаж работы на Севере.

Фиксированная выплата — главный показатель для исчисления северной пенсии — в общем случае должна индексироваться соотносительно с инфляцией.

Нужно ли подтверждать право на северную пенсию?

Если гражданин переезжает в северный район, в котором установлен более высокий коэффициент к фиксированной выплате по пенсии, то получить право на возникающую доплату он сможет только при условии обращения в территориальное подразделение Пенсионного фонда. Пенсия с учетом перерасчета будет начисляться с 1-го числа месяца, следующего за тем, когда было осуществлено обращение в ПФР (подп. 2 п. 1 ст. 23 закона № 400-ФЗ).

Если человек переезжает в регион, не относящийся к территориям КС либо районам, что приравнены к нему, то его пенсия должна быть пересчитана с учетом того, что законные основания для применения повышающего коэффициента исчезают (п. 9 ст. 23 закона № 400-ФЗ). Законом установлены следующие критерии признания соответствующего переезда состоявшимся:

Закон № 166-ФЗ устанавливает отдельные правила исчисления пенсии для следующих категорий граждан:

  • для государственных гражданских служащих;
  • для военнослужащих;
  • для ветеранов Великой Отечественной войны, а также жителей блокадного Ленинграда;
  • для пострадавших в результате наступления последствий радиационных, техногенных катастроф, а также членов их семей;
  • для космонавтов и членов их семей;
  • для летчиков и испытателей;
  • для нетрудоспособных граждан.

Все виды специальных пенсий, установленные государством для указанных категорий граждан, которые проживают на Севере (например, это могут быть пенсии за выслугу лет), увеличиваются на районные коэффициенты — те же, которые используются при исчислении обычной пенсии. Как только человек выезжает с территории Севера, соответствующие коэффициенты не задействуются при расчете пенсии.

Итоги

Граждане, трудившиеся на Севере и заработавшие себе там пенсию, вправе получать ее в увеличенном размере. Соответствующая надбавка определяется законами, регулирующими исчисление и выплату пенсий для различных категорий населения.

Ознакомиться с иными особенностями исчисления пенсий вы можете в статьях:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: