Во сколько лет судьи уходят на пенсию в казахстане

Обновлено: 07.05.2024

Добрый день, судари и сударыни. Продолжаю пенсионную тему.

Сегодня я проинформирую вас о порядке выхода на пенсию судей. Конечно, судьи вряд ли это прочитают, но для простого обывателя это может быть интересно.

Закон

Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 02.08.2019) "О статусе судей в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. В силу с 25.10.2019)

Статья 15. "Отставка судьи" подробно регламентирует порядок отставки, ухода или удаление судей с должности.

Здесь я немного расскажу, что собой представляет отставка судей и чем она отличается от выхода на пенсию.

Пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета: за каждый год стажа работы свыше 20 лет - один процент указанного содержания, но всего не более 85 процентов ежемесячного денежного вознаграждения занимающего соответствующую должность судьи.

Абз. 3 п. 5 ст. 15 распространяется на судей, переведенных в государственные организации и ушедших на пенсию с этой работы, а также на лиц, работавших на должности государственного арбитра и ушедших на пенсию с этой должности (ФЗ от 21.06.1995 N 91-ФЗ).

Пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности.
Судье, ставшему в период осуществления своих полномочий инвалидом вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, до приобретения им права на ежемесячное пожизненное содержание, ушедшему или удаленному в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, выплачивается по его выбору ежемесячное денежное содержание по инвалидности либо пенсия по инвалидности на общих основаниях.
Ежемесячное денежное содержание по инвалидности указанной категории судей исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи, и устанавливается в следующем размере:
инвалидам I и II групп - 3 процента ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи за каждый полный отработанный год;
инвалидам III группы - 2 процента ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи за каждый полный отработанный год.
Ежемесячное денежное содержание по инвалидности устанавливается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом, но не более чем до реализации приобретенного им права на ежемесячное пожизненное содержание.

Отставка судьи прекращается в вследствие противоправных деяний, предусмотренные п.6 статьи 15 настоящего закона.. В этом случае он теряет все права на привилегии, присущие судьям в отставке. Судья, отставка которого прекращена, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение судей в России закреплено рядом нормативно-правовых актов, таких как Федеральный закон от 04.06.2011 N 126-ФЗ (ред. от 01.10.2019)

указывающих на особое положение данных представителей закона. Предоставление права выбора определенного вида довольствия является существенным преимуществом в деятельности судейских работников.

Виды пенсионного обеспечения

Пенсии судей устанавливаются согласно виду пенсионного обеспечения. Согласно законодательству РФ, выбор может быть определен в пользу:

  • • страховой пенсии (за выслугу лет);
  • • пожизненного содержания.

При каких условиях назначается пенсия у судей разберем более детально.

Страховая пенсия на общих основаниях (за выслугу лет)

Пенсия за выслугу лет судьям назначается при условии выхода работника на пенсию ранее наступления пенсионного возраста. Стаж при этом составляет менее 20 лет работы в судебной системе, а последующая трудовая деятельность блюстителя закона в отставке не предполагает юридической направленности.

При определении выслуги лет, во внимание принимаются следующие показатели:

  • • срочная служба в рядах вооруженных сил;
  • • период обучения в высших учебных заведениях;
  • • отпуск по уходу за ребенком;
  • • трудовая деятельность в органах исполнительной власти (МВД, МО, ГГС).

При условиях, исключающих возможность начисления пожизненного содержания, бывшие судейские работники могут рассчитывать на страховую пенсию. Размер выплат по старости бывшим представителям судебной системы определяется на общих основаниях и зависит от стажа и накопленных пенсионных баллов.

Срок выхода на пенсию составляет 65 лет (для мужчин) и 60 лет (для женщин). Оформляется на общих основаниях в ПФР.

Пожизненное содержание

Пожизненное содержание судей, ушедших в отставку, назначается при условии наличия стажа более 20 лет. Законодательство допускает принимать во внимание не только судейский стаж, но и периоды трудовой деятельности на других должностях юридической направленности. То есть, совокупность 10-ти лет работы на судейской должности и не менее 15-ти лет на других должностях в области юриспруденции позволяет блюстителю закона претендовать на пожизненное содержание.

Право определения пожизненного содержания аннулируется при следующих обстоятельствах:

  • • отзыв работника с занимаемой должности;
  • • привлечение к ответственности (уголовной, гражданско-правовой);
  • • получение гражданства иного государства.

Вопрос о том, во сколько лет судьям уходить на пенсию? – рассматривался на протяжении последних лет. В итоге, срок выхода работников судебной системы на пенсионное обеспечение выглядит следующим образом:

  • • при наличии 20 лет судейского стажа – 55 (для мужчин) и 50 лет (для женщин);
  • • при наличии 25 лет общего юридического стажа (из них 10 лет судейского) – 65 (для мужчин) и 60 лет (для женщин);

• при наличии 10 лет судейского стажа – 55 (для мужчин) и 50 лет (женщин).

Предельный возраст выхода блюстителей закона на пенсию – 70 лет.

Работники судебной системы могут получать только один вид пенсионных выплат. Продолжать трудовую деятельность и находиться на пожизненном содержании не представляется возможным (независимо от возраста).

.Другие виды пенсионных выплат для судей

Пожизненное обеспечение и пенсия по выслуге лет – не единственные направления пенсионного обеспечения судейства. Какая пенсия для судей России будет определена, зависит от определенных условий.

Виды дополнительных пенсионных выплат:

  • 1. В связи с болезнью. Для оформления данного вида пенсии, кроме установленного пакета документов, необходимо предоставить заключение медицинской комиссии, свидетельствующее о невозможности продолжения трудовой деятельности.

  • 2. Досрочная пенсия судей. В случае пребывания на судейских должностях в местностях Крайнего Севера, блюстителям закона предоставляется возможности выйти на отдых при наличии стажа сроком 15 лет. Для начисления данного вида пенсионного обеспечения, к пакету документов прилагается бумага, свидетельствующая о ведении судебной деятельности на территории Крайнего Севера.

ВЫВОД:

Если обобщить вышесказанное, то можно кратко сказать о том, что если судья вышедший в отставку выбрал пожизненное обеспечение, то он больше не может работать, иначе он теряет право на этот вид обеспечения. Если же судья выберет пенсионное обеспечение, то он может устроится на любую работу не требующей юридической направленности.

Пенсионное удостоверение

Пенсия по возрасту назначается лицам, имеющим трудовой стаж не менее шести месяцев по состоянию на 1 января 1998 года (расчет осуществляется пропорционально трудовому стажу).

Право на пенсию по возрасту имеют граждане Республики Казахстан. Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, пользуются правом на пенсионное обеспечение наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами.
Повышение размеров пенсионных выплат осуществляется ежегодно в размере, установленном на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Возраст для назначения пенсии:
с 1 июля 2001 года – мужчинам по достижении 63 лет, женщинам по достижении 58 лет.
При этом назначение пенсионных выплат по возрасту женщинам производится:
с 1 января 2018 года – по достижении 58,5 года;
с 1 января 2019 года – по достижении 59 лет;
с 1 января 2020 года – по достижении 59,5 года;
с 1 января 2021 года – по достижении 60 лет;
с 1 января 2022 года – по достижении 60,5 года;
с 1 января 2023 года – по достижении 61 года;
с 1 января 2024 года – по достижении 61,5 года;
с 1 января 2025 года – по достижении 62 лет;
с 1 января 2026 года – по достижении 62,5 года;
с 1 января 2027 года – по достижении 63 лет.

Для назначения пенсии по возрасту требуются следующие документы:
– Заявление по месту жительства и для идентификации – документ, удостоверяющий личность гражданина Казахстана, вид на жительство иностранного гражданина и лица без гражданства;
– Справка (при наличии) о суммах дохода, выплаченных физическому лицу и осуществленных с дохода обязательных пенсионных взносов, а для индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) за исключением случая, предусмотренного подпунктом 5) пункта 2 статьи 24 Закона, – документ о доходах, выданный органом государственных доходов.

В случае ликвидации организации (предприятия) предоставляется архивная справка с указанием сведений о доходе или электронная копия архивного документа, удостоверенная электронной цифровой подписью уполномоченного работника государственного архива или ведомственного архива.

В случае невозможности предоставления архивного документа о среднемесячном доходе размер среднемесячного дохода устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды или единый накопительный пенсионный фонд.

Для назначения пенсионных выплат по возрасту лицу, проживавшему в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска, дополнительно предоставляется документ, подтверждающий факт проживания в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года в течение 5 лет.

Женщины, родившие (усыновившие, удочерившие) 5 и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсионные выплаты по возрасту по достижении 53 лет.
Для подтверждения ухода неработающей матери за малолетними детьми предоставляется один из следующих документов (в зависимости от их наличия):
• документ, удостоверяющий личность детей;
• свидетельство о браке (справка о регистрации акта гражданского состояния) либо свидетельство о расторжении брака или выписка из актовой записи о заключении брака (при изменении фамилии) детей;
• аттестат об окончании среднего учебного заведения детей;
• диплом об окончании среднего специального или высшего учебного заведения либо справка учебного заведения, подтверждающая обучение детей;
• свидетельство о смерти детей (либо актовая запись о смерти или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданные органами записи актов гражданского состояния);
• документ, подтверждающий прохождение воинской службы на детей.

Для назначения пенсионных выплат по возрасту женщинам, родившим (усыновившим, удочерившим) 5 и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста, дополнительно предоставляются:
• свидетельства о рождении детей (или актовая запись о рождении, или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданные органами записи актов гражданского состояния) и документы, подтверждающие факт воспитания детей до восьми лет. При этом к документам, подтверждающим факт воспитания детей до восьми лет (в зависимости от их наличия), относятся:
• документы, удостоверяющие личность детей;
• свидетельство о браке (справка о регистрации актов гражданского состояния) либо свидетельство о расторжении брака или выписка из актовой записи о заключении брака (при изменении фамилии) детей;
• документ об обучении в учебном заведении детей;
• свидетельство о смерти детей (выписка из актовой записи о смерти, или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданная органом записи актов гражданского состояния);
• военный билет;
• решение суда об установлении факта воспитания, усыновления (удочерения) ребенка (детей).

Пенсия по возрасту в полном объеме назначается по достижении возраста:
– мужчинами – 63 лет, при наличии трудового стажа не менее 25 лет на 1 января 1998 года;
– женщинами в 2021 году – 60 лет, при наличии трудового стажа не менее двадцати лет.
Стаж учитывается только до 1 января 1998 года.

Как рассчитывается размер пенсии
Если есть требуемый стаж (20 и 25 лет), но нет заработной платы, то назначается пенсия в минимальном размере. На 2021 год минимальный размер пенсии составляет 43272 тенге.

Механизм расчета пенсии по возрасту при полном стаже работы с 1 января 2021 года при наличии среднемесячного дохода, следующий.
Учитывается среднемесячный доход за любые 3 года работы подряд. При этом есть законодательное ограничение дохода – 46 месячных расчетных показателей (МРП). На 2021 год максимальный доход для назначения пенсии – 134 182 тенге (2917 тенге х 46 МРП).

Например, у мужчины стаж 26 лет и среднемесячный доход за 3 года 250000 тенге. Исчисление размера пенсии будет производиться из дохода 134182 тенге.
Коэффициент трудового стажа (60% при стаже 20 лет (жен.) и 25 лет (муж.) до 1998 года). 60% Х 134182 тенге = 80 509,20 тенге.
За каждый год сверх требуемого стажа работы размер пенсии увеличивается на 1%.
134,182 тенге х 1%=1341,82 тенге.
Затем суммируем 1341,82 + 80509,20 основной размер пенсии за требуемый стаж за 20 (25) лет = 81851,02 тенге. С округлением – 81852 тенге.
Если у заявителя стаж работы меньше требуемого, например, у мужчины всего 17 лет. Пенсия по возрасту при неполном стаже работы (менее 25 и 20 лет) рассчитывается как доля от пенсии в полном объеме по возрасту пропорционально имеющемуся трудовому стажу на 1 января 1998 года.

Среднемесячная заработная плата 134182 тенге х 60%= 80 509,20 тенге. Фактическое количество лет умножается на 12 месяцев и делится на требуемый стаж. Для мужчин – 300 месяцев (12 х 25 лет,), для женщин – 240 месяцев (12 х 20 лет).
17 лет составят 204 месяца (12мес х 17лет). 80509,20 тенге умножаем на 204 месяца и делим на 300 месяцев. При стаже работы 17 лет и среднемесячном доходе 134182 тенге размер пенсии по возрасту составит 54747 тенге.

Что включается в трудовой стаж (до 1 января 1998 года)
При исчислении трудового стажа для назначения пенсионных выплат по возрасту засчитываются (статья 13 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан):
1) работа по трудовым договорам, оплачиваемая физическими и юридическими лицами;
2) воинская служба;
3) служба в специальных государственных и правоохранительных органах, государственная фельдъегерская служба;
4) государственная служба;
5) предпринимательская и иная приносящая доходы деятельность;
6) время ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста;
7) время ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет;
8) время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет в пределах 12 лет в общей сложности;
9) время содержания под стражей, отбытия наказания в местах лишения свободы и ссылки граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и репрессированных, но впоследствии реабилитированных;
10) время нахождения трудоспособных граждан на временно оккупированной территории бывшего СССР и лиц (независимо от возраста) на территории других государств в период Великой Отечественной войны, куда они были насильственно вывезены, содержания в фашистских концлагерях (гетто и других местах принудительного содержания в период войны), если в указанные периоды эти лица не совершили преступлений против Родины;
11) время нахождения на инвалидности неработающих инвалидов войны и приравненных к ним инвалидов;
12) период проживания за границей супруги (супруга) работников бывших советских учреждений, учреждений Республики Казахстан и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
13) период проживания супругов военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудников специальных государственных органов с супругами в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности, но не более 10 лет в общей сложности;
14) исключен в соответствии с Законом РК от 02.08.2015 г. № 342-V;
15) обучение в высших учебных заведениях, в том числе на подготовительных курсах, средних специальных учебных заведениях, училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышения квалификации и переквалификации, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, а также духовных (религиозных) организациях образования на территории Республики Казахстан и за ее пределами;
16) служба в военизированной охране, органах специальной связи и горноспасательных частях независимо от ведомственной подчиненности и наличия специального или воинского звания;
17) исключен в соответствии с Законом РК от 02.08.15 г. № 342-V;
18) трудовая деятельность в стране выбытия этнических казахов, прибывших в Республику Казахстан в целях постоянного проживания на исторической родине.

Какими документами подтверждается трудовой стаж
Трудовой стаж для исчисления пенсионных выплат по возрасту учитывается за период до 1 января 1998 года. Он подтверждается трудовой книжкой, а при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней устанавливается на основании документов, подтверждающих сведения о работе, либо решения суда.
Перед обращением за назначением пенсии необходимо проверить записи в трудовой книжке.

В случае наличия разночтения (к примеру, в трудовой книжке имя Ахмет, а в удостоверении личности Ахметжан), то в данной ситуации проблема решается в следующем порядке. Если граждан на момент обращения за пенсией работает, то он обращается в кадровую службу организации, где он работает для приведения документов в соответствие с правилами ведения и заполнения трудовых книжек. То есть работодатель вносит на основании удостоверения личности и свидетельства об изменении фамилии, имени или отчества в трудовой книжке. Тот, кто на момент обращения за пенсией не работает, должен обратиться в архивные учреждения. При отсутствии в архиве документов организаций, где протекала работа, стаж подтверждается в судебном порядке.

Порядок обращения за назначением пенсионных выплат по возрасту
Заявление о назначении пенсионных выплат по возрасту подается в Государственную корпорацию с приложением документов, подтверждающих трудовой стаж и доход, необходимых для начисления пенсионных выплат, или через портал электронного правительства.

На три выплаты подается одно заявление (пенсию по возрасту, базовую пенсионную выплату и выплату с единого накопительного пенсионного фонда).

Людмила ЕФРЕМОВА, руководитель отдела пенсионного и социального обеспечения департамента Комитета труда социальной защиты и миграции по городу Шымкенту

Справка РАБАТа
Департамент Комитета труда социальной защиты и миграции по городу Шымкенту
Адрес: город Шымкент, улица Диваева, 148.
Телефон 32-63-24.

У К А 3 ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН от 3 июня 1996 г. N 3014. Утратил силу - Указом Президента РК от 10 марта 2000 г. N 357 ~U000357.

Ссылки из документа Ссылки на документ


1. В стаж, дающий право на получение процентной надбавки за выслугу лет, включается все время пребывания на государственной службе.
2. В стаж, дающий право на получение процентной надбавки к должностному окладу, также включается время:
1) прохождения действительной военной службы лицами офицерского состава, прапорщиками, мичманами, военнослужащими сверх срочной службы в Вооруженных Силах, внутренних, пограничных войсках, органах управления и частях гражданской обороны Республики Казахстан и бывшего Союза ССР, в системе органов Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и Комитета государственной безопасности СССР, в Службе охраны Президента Республики Казахстан и Республиканской гвардии Республики Казахстан, кроме лиц, уволенных со службы по отрицательным мотивам;
2) прохождения службы лицами начальствующего состава в системе органов внутренних дел, службы в органах прокуратуры, работы судьей и на ответственных должностях в аппаратах судов Республики Казахстан и бывшего Союза ССР, службы лицами начальствующего состава в Государственном следственном комитете Республики Казахстан, кроме лиц, уволенных по отрицательным мотивам;
3) работы на должностях, дающих право на получение надбавки за выслугу лет, в судах, органах прокуратуры, внутренних дел Республики Казахстан и бывшего Союза ССР, в органах государственной безопасности СССР, национальной безопасности и Государственного следственного комитета Республики Казахстан;
4) частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет лицам, состоящим на государственной службе;
5) работы в системе Государственного банка СССР и Национального Банка Республики Казахстан;
6) работы за границей по направлению государственных органов и организаций, если перед направлением за границу служащий пребывал на государственной службе и в течение двух месяцев со дня возвращения из-за границы, не считая времени переезда, поступил на государственную службу;
7) работы на выборных и других ответственных должностях в партийных, профсоюзных и комсомольских органах Республики Казахстан до 1 января 1992 года;
8) последнего места работы на руководящих должностях, на должностях по специальностям, идентичным специальностям государственной службы на государственных предприятиях, в организациях и учреждениях;
9) обучения по направлению государственных органов и организаций на курсах по подготовке, переподготовке и повышения квалификации кадров с отрывом от работы, если служащий до поступления на курсы пребывал на государственной службе и после окончания их вернулся на государственную службу.
10) осуществления полномочий депутата Парламета Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 2 дополнен подпунктом 10) - Указом Президента РК от 23 апреля 1998 г. N 3919 U983919_ .
II. Порядок исчисления и выплаты процентной
надбавки за выслугу лет
3. Стаж работы на государственной службе, а также время, засчитываемые в выслугу лет в соответствии с настоящим Положением, учитываются в календарном исчислении.
4. Надбавка за выслугу лет выплачивается государственным служащим ежемесячно в процентах к суммарному размеру должностного оклада с включением доплаты за класс и в зависимости от стажа государственной службы в следующих размерах: при выслуге лет в три года - пятнадцать, в пять лет - двадцать, в десять лет - тридцать, в пятнадцать лет - сорок, в двадцать лет - пятьдесят процентов.
5. Служащим, у которых в течение календарного месяца возникло право на повышение размера надбавки за выслугу лет, общая сумма надбавки за месяц определяется путем суммирования надбавок, исчисленных в соответствующих размерах по периодам месяца. В таком же порядке определяется сумма надбавок за выслугу лет при изменении в течение календарного месяца должностного оклада.
6. Процентная надбавка за выслугу лет учитывается при исчислении среднего заработка, сохраняемого за служащим в соответствии с действующим законодательством (за время отпуска, выполнения государственных или общественных обязанностей, за период временной нетрудоспособности, при назначении государственной пенсии и др.)
7. Стаж работы для выплаты процентных надбавок за выслугу лет определяется комиссией по установлению трудового стажа, состав которой утверждается руководителем соответствующего государственного органа.
Решение комиссии об установлении стажа работы оформляется протоколом. Выписки из решения делаются в двух экземплярах и передаются: один экземпляр - в отдел кадров, второй - в бухгалтерию.
8. Основным документом для определения стажа работы является трудовая книжка или послужной список. При отсутствии трудовой книжки, послужного списка, а также в случае, когда нет необходимой записи либо содержатся неправильные или неточные записи о периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы и иные документы, содержащие сведения о периодах работы. Подтверждение стажа, дающего право на получение процентной надбавки за выслугу лет, свидетельскими показаниями осуществляется в установленном законодательством порядке.
III . Порядок исчисления выслуги лет для назначения
пенсии государственным служащим
9. В выслугу лет, дающую право на назначение пенсий за выслугу лет, включается время нахождения на должностях государственной службы в государственных органах.
10. В выслугу лет, дающую право на назначение пенсии за выслугу лет, включается время, засчитываемое для начисления процентных надбавок к должностному окладу в порядке, определяемом пунктом 2 настоящего Положения.


На данный момент в Казахстане идет поэтапное увеличение пенсионного возраста для женщин. В связи с этим, казахстанкам, которые должны выйти на пенсию, до конца текущего года нужно вовремя обратиться в ЦОН.

Право на пенсионные выплаты имеют граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами.

Почему нужно вовремя оформлять документы на пенсию

На сегодняшний день в Казахстане реализуется целый ряд изменений в пенсионную систему страны. Одно из них – это повышение пенсионного возраста женщин. Для реализации этого изменения с 2018 по 2027 год, в течение 10 лет, предусмотрено поэтапное доведение женского пенсионного возраста до 63 лет. То есть в текущем году казахстанки выходят на пенсию в 60 лет, а уже с 1 января 2022 года этот показатель будет равен 60 годам и 6 месяцам.

Поэтапное повышение пенсионного возраста женщин:

  • с 1 января 2018 года — по достижении 58,5 лет;
  • с 1 января 2019 года — по достижении 59 лет;
  • с 1 января 2020 года — по достижении 59,5 лет;
  • с 1 января 2021 года — по достижении 60 лет;
  • с 1 января 2022 года — по достижении 60,5 лет;
  • с 1 января 2023 года — по достижении 61 года;
  • с 1 января 2024 года — по достижении 61,5 года;
  • с 1 января 2025 года — по достижении 62 лет;
  • с 1 января 2026 года — по достижении 62,5 лет;
  • с 1 января 2027 года — по достижении 63 лет.

В более раннем возрасте выход предусмотрен для:

1) граждан, проживавших с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года (не менее 5 лет) в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска, пострадавших вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне;

  • мужчины – по достижении 50 лет;
  • женщины – по достижении 45 лет.

2) женщин, родивших (усыновивших, удочеривших) 5 и более детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсионные выплаты по возрасту по достижении 53 лет.

Для участниц накопительной пенсионной системы при достаточности пенсионных накоплений сохранено право назначения пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы в 52 года в случае приобретения пенсионного аннуитета.

Какого размера будет пенсия

Ежемесячная пенсия в связи с достижением пенсионного возраста состоит из нескольких частей. Базовая пенсия гарантировано выплачивается всем казахстанцам. Ее минимальный размер равен 54% от прожиточного минимума (ПМ) для пенсионеров с рабочим стажем 10 лет и менее. В текущем году это 18 524 тенге, а в следующем будет на 5% больше — 19 450 тенге. А максимальный размер равен прожиточному минимуму для пенсионеров с рабочим стажем 33 года и более.

ПМ в текущем году равен 34 302 тенге, в следующем – 36 018 тенге.

Далее пенсионерам, которые имеют рабочий стаж до 1998 года не менее полугода к базовой добавляется солидарная часть пенсии. Ее размер зависит от трудового стажа и среднемесячного дохода. Для женщин с 20-летним рабочим стажем до 1998 года минимальный размер пенсии по возрасту в этом году равен 43 272 тенге, в следующем он должен вырасти на 7% до 46 302 тенге. А максимальный размер солидарной пенсии может быть не более 75% от 46 МРП или 100 637 тенге в текущем году и 105 674 тенге в следующем.

Если трудовой стаж меньше, то назначенная солидарная пенсия уменьшается пропорционально ему. Ежемесячный размер третьей составляющей пенсии, которая обеспечена за счет пенсионных накоплений в ЕНПФ в год обращения равен примерно 0,54% от суммы пенсионных накоплений. Минимальный размер пенсионной выплаты из ЕНПФ составляет 70% от прожиточного минимума или 24 012 тенге в текущем году и 25 213 тенге в следующем. А максимальный ничем не ограничен.

Отметим, что, если на пенсионном счете заявителя хранится меньше 12 минимальный пенсий, размер которых действует на текущий год, или 519 264 тенге, то все эти деньги выплачиваются за один раз. Для пенсионерок, которые будут подавать заявление на пенсионные выплаты в следующем году эта сумма вырастет до 555 624 тенге.

Читайте также: