Внесены ли изменения в договор о пенсионном обеспечении между россией и эстонией

Обновлено: 19.05.2024

Российские граждане ждут улучшений в стране, прибавке к пенсиям, проведение индексаций и выплат. Об этом президент Российской Федерации заявил во время пресс-конференции, которая прошла 23 декабря 2021 года. В следующем году в России займутся решением всех проблем, у граждан будет хороший повод для радости.

ПФР рассказал о январских выплатах пенсионерам

Являющиеся родителями пенсионеры получат в 2022 году дополнительную денежную поддержку. Об этом напомнили в Пенсионном фонде России (ПФР) в среду, 29 декабря.

Так, на одного несовершеннолетнего ребенка пенсионеру полагаются 2134 рублей, на двоих — 4266 рублей, на троих — 6401 рублей.

Родителям-пенсионерам добавка устанавливается к фиксированной выплате страховой пенсии по старости, деньги выделяются при наличии на иждивении несовершеннолетних детей, детей-инвалидов или детей старше 18 лет, обучающихся на очной форме (но не старше 23 лет). Надбавки полагаются обоим родителям.

Чтобы получить эти средства, надо подать соответствующее заявление с копиями всех необходимых документов. Соответствующий документ опубликован на сайте фонда.

Новое о пенсиях в 2022 году: что готовит Пенсионный фонд

Известно, что сотрудники органов служб занятости должны будут сами внести предложения по назначению досрочных пенсий для тех российских граждан, которые по каким-то причинам лишились работы и не могут найти новую, при этом им осталось всего несколько лет до пенсионного возраста. Также стоит отметить, что в автоматическом режиме будут назначаться пенсии по инвалидности и социальные доплаты.

Еще одно изменение — с 1 января 2022 года Пенсионный фонд Российской Федерации раз в три года будет оповещать мужчин, достигших 45-летия и женщин, достигших 40-летия, о предполагаемом размере страховой пенсии по старости.

Масштабная индексация пенсий

Президент Российской Федерации Владимир Путин сообщил, что в стране с 1 января 2022 года будет проведена масштабная индексация. Сообщается, что индексация затронет все категории российских пенсионеров без исключения, а это значит, что пенсии получат как работающие, так и неработающие пенсионеры страны. По словам президента, правительство всегда старается выполнять свои обещания, 2022 год не должен стать исключением из правил, глава государства лично проследит за тем, чтобы обещание было выполнено, и все пенсионеры получили прибавку.


Известно, что с 1 января 2022 года минимальный размер пенсий в Москве и Московской области также будет увеличен. Более подробно об этом можно узнать на официальном портале градоначальника российской столицы Сергея Собянина.

К сожалению, к 31 декабря 2021 года пенсионеры не получат новогодние выплаты, о которых ранее говорили специалисты в финансовой сфере. Напомним, еще в начале декабря 2021 года в Сети появилась информация о том, что президент России анонсирует новогодние выплаты для пенсионеров на своей пресс-конференции 23-го числа. Однако этого так и не произошло. Речь идет о сумме в десять тысяч рублей. Эта сумма могла бы помочь пенсионерам хотя бы немного подготовиться к Новому году, но, увы, пока об этом нет никакой информации. Скорее всего, в 2022 году новогодняя пенсия будет.

13-я пенсия к Новому году: в Госдуме заявили о новой выплате пенсионерам – кому положена и когда начнут выплачивать в 2022 году

Законопроект о дополнительной 13-й пенсии был разработан в Комитете по труду, социальной политике и делам ветеранов Госдумы РФ.

Законопроект отправлен на заключение в Правительство РФ, причём даже сам председатель профильного комитета Госдумы Ярослав Нилов говорил, что заключение может быть отрицательным.

Фото 13-я пенсия к Новому году: в Госдуме заявили о новой выплате пенсионерам – кому положена и когда начнут выплачивать в 2022 году 2

На данный момент на дополнительную выплату пенсий точно могут рассчитывать те пенсионеры, у кого дата получения денег совпадает с новогодними выходными. По закону все социальные пособия и пенсии должны выплачиваться не позднее назначенной даты. Поэтому в декабре 2021 года многих пенсионеров ждёт сразу две выплаты – за декабрь и январь.

Фото 13-я пенсия к Новому году: в Госдуме заявили о новой выплате пенсионерам – кому положена и когда начнут выплачивать в 2022 году 3

Меры поддержки

Так, семьям погибших военнослужащих не нужно будет раз в полгода предоставлять платежные документы для подтверждения
расходов на коммунальные услуги, чтобы получить компенсацию. Эти сведения ПФР запросит из информационной системы ЖКХ.

в частности, будет оказывать ряд мер поддержки семьям с детьми: в его ведение переходят единовременная выплата по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, выплата при усыновлении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.

В результате в большинстве случаев для оформления социальной помощи достаточно будет подать заявление в клиентскую службу Пенсионного фонда. В дальнейшем это можно будет сделать через портал госуслуг и через МФЦ. При этом сроки оформления выплат в следующем году сократятся в два раза, а рассматриваться заявления будут от пяти до десяти дней, столько же времени займет перечисление средств.

Первые выплаты ПФР по переданным мерам россияне получат 17 января. Это будет досрочная доставка пособий за январь, которая по стандартному выплатному графику происходит в феврале

Выплаты с 1 января

С 1 января в России также вырастет размер пособия на детей до трех лет. Кроме того, теперь увеличится число семей, которым положены выплаты на первого и второго ребенка соответствующего возраста. Отмечается, что выплата положена при среднедушевом доходе менее двух прожиточных минимумов на год обращения за выплатой. Кроме того, вырастет материнский капитал.

Также с 1 января вступит в силу закон, предполагающий защиту пенсионера от удержаний пенсии в случае признания его банкротом. Согласно действующему законодательству, в таком случае по судебным листам могут производиться удержания из пенсии. Однако с 2022 года эта практика будет прекращена.

Другие выплаты

Медикам, работающим с больными коронавирусом, продлили выплаты. Президент России Владимир Путин подписал соответствующее поручение. Он также распорядился установить медикам и работникам, контактирующим с больными коронавирусом, выплату специальных социальных выплат в двойном размере за работу в выходные и праздничные дни с 31 декабря по 9 января.

В свою очередь Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов разработал инициативу выплачивать новогоднюю пенсию россиянам ежегодно. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что инфляция этого года может дойти до девяти процентов, что негативно повлияет на доход пенсионеров.

Предновогодняя выплата необходима, так как поможет пенсионерам не только достойно отметить Новый год, но и не залезать в долги по кредитам, чтобы купить подарки. Поэтому, конечно, если правительство поддержит эти нормы, мы за них проголосуем.

Договор о пенсиях между Эстонией и Россией от 16 октября 2011 года вступил в силу. Заключение подобных соглашений между государствами – процесс длительный и сложный.

Договор о пенсиях между Эстонией и Россией от 16 октября 2011 года вступил в силу. Заключение подобных соглашений между государствами – процесс длительный и сложный. >>

Документ должен регулировать сотрудничество между РФ и ЭР в сфере пенсионного обеспечения. Согласно договору, должны реализовываться пенсионные права лиц, обладающих пенсионным стажем; пенсионеры должны продолжать получать пенсии при переезде из Эстонии в Россию и наоборот; обе стороны должны избежать выплаты пенсий за совпадающий пенсионный стаж или стаж, полученный на территории другой договаривающейся стороны (то есть Эстония и Россия платят пенсии только за стаж, отработанный на своей территории).

Договор не распространяется на накопительные пенсии и медицинское страхование.

Договор применяется к жителям ЭР либо жителям РФ, которые являются либо гражданами Эстонии, либо гражданами России, либо лицами без гражданства.


Пенсионный стаж в ЭР, РФ, СССР, ЭССР

И Россия, и Эстония, согласно новому договору, вычисляют размер пенсии только на основании пенсионного стажа, полученного на своей территории, и в соответствии со своими правовыми актами.
Учитывается также пенсионный стаж, полученный на территории бывшей Эстонской ССР и бывшей РСФСР. Эстония учитывает стаж, полученный в ЭССР, Россия – стаж, заработанный на территории РСФСР.

Стаж, полученный в других бывших союзных республиках, в рамках договора не учитывается, и пенсия за него не выплачивается. Исключение делается лишь для тех стран-бывших союзных республик, у которых есть договоры о пенсиях и с Эстонией, и с Россией.
Например, Россия и Эстония имеют договоры о пенсионном обеспечении с Украиной, поэтому пенсионный стаж, полученный на Украине, учитывается при начислении пенсий. С Казахстаном же у Эстонии подобного договора еще нет, поэтому заработанный там стаж пропадает.

Если пенсионер переезжает с территории одной договаривающей стороны на территорию другой (то есть из России в Эстонию или наоборот), то назначенную пенсию продолжает выплачивать сторона по прежнему месту жительства пенсионера. То есть, например, человеку, перебравшемуся из Эстонии в Россию, пенсию продолжает выплачивать Эстония.

В таком случае, то есть при проживании пенсионера на территории другой стороны, выплаты пенсии производятся не ежемесячно, а раз в квартал. Причем живущие в Эстонии пенсионеры не смогут получать российскую пенсию, как раньше, в Ивангороде – деньги будут переводиться на местный, эстонский счет.
Российская сторона переводит деньги эстонской стороне, а Департамент соцстрахования уже, в свою очередь, перечисляет пенсии за полученный в России стаж.

После того как новый договор вступил в силу, выплата прежних пенсий продолжалась без изменений. Однако пенсию можно пересчитать – если, к примеру, живущему в Эстонии пенсионеру не учитывался стаж, полученный в России. Для этого пенсионер должен подать ходатайство в Департамент соцстрахования.

Здесь есть немаловажное уточнение. В результате перерасчета размер пенсии не должен уменьшиться. И решение по вычислению пенсии после перерасчета является окончательным.

Если человек не уверен, что его пенсия после перерасчета будет больше, он может ходатайствовать о ее предварительном расчете. И если в результате этого расчета выяснится, что пенсия по новому договору увеличится, пенсионер сможет подать ходатайство о пересмотре своей пенсии.

Для предварительного расчета нужно подать специальное заявление и документы, необходимые для назначения пенсии. Затем Департамент соцстрахования направляет данные о заработанном в России стаже российской стороне, которая сделает свой предварительный расчет пенсии. Эстония сделает свой расчет, суммы двух расчетов будут сложены, и тогда пенсионер сможет наглядно увидеть, стоит ли ему ходатайствовать о назначении пенсии по новому договору.

Для расчета российской пенсии нужны справки о зарплате. Их очень сложно получить, особенно если предприятий, на которых работали живущие в Эстонии пенсионеры, уже не существует, – в таком случае данные надо запрашивать в архивах. есть договоренность с российскими коллегами о том, что при невозможности предоставить справку о зарплате самим пенсионером, он должен написать дополнительное заявление. Но это, разумеется, делает процедуру расчета еще более продолжительной.
Все перерасчеты пенсий и предварительные расчеты делаются в Департаменте соцстрахования бесплатно.

Главное отличие нового договора от прежнего состоит в том, что он разрешает пенсионерам Вооруженных сил РФ получать пенсию и за тот период, который они работали в Эстонии. Раньше это было невозможно.
Для получения пенсии за стаж, полученный в Эстонии, военный пенсионер должен ходатайствовать в нашем департаменте. Мы пересчитаем его пенсию.

С момента подписания договора между Эстонией и Россией, то есть за месяц, в Департамент соцстрахования было подано 1215 заявлений от военных пенсионеров, 459 ходатайств о предварительном расчете пенсий и 362 заявления для назначения пенсии.

Одним из наиболее типичных моментов при обращении в департамент является достижение пенсионного возраста РФ.
- Например, женщине 55 лет, то есть она еще не достигла требуемого в Эстонии пенсионного возраста, но уже может получать пенсию за стаж, полученный в России, – сказала замдиректора департамента. – Она может ходатайствовать о получении пенсии с российской стороны. Россия проверит данные заявителя, рассчитает ее пенсию и начнет выплаты. Когда женщина достигнет эстонского пенсионного возраста, то же самое сделает эстонская сторона – опять-таки по ходатайству.

Один из главных моментов, которые нужно помнить пенсионерам: ничего не происходит автоматически, обо всем нужно ходатайствовать. Причем желательно приходить в департамент лично, либо, в случае неспособности пенсионера посетить учреждение, это может сделать его законный представитель на основании доверенности (которую не надо заверять у нотариуса).


Договоры с другими государствами

У Эстонии имеется договор об учете страховых периодов, полученных на территории СССР, с Литвой и Латвией. Подписаны и ратифицированы новые договоры о пенсионном обеспечении с Украиной, Канадой. В процессе заключения, точнее, в стадии ратификации, находится договор между Эстонией и Молдавией.
Переговоры о пенсионном обеспечении начались с Грузией, Азербайджаном и Австралией. Беларуси и Казахстану сделаны предложения о начале переговоров.

Все подобные международные пенсионные договоры основаны на одних и тех же принципах, так что придумывать что-то эксклюзивное для той или иной страны не приходится.

1. В настоящем Договоре используются следующие понятия:

1) "законодательство" - законы и другие нормативные правовые акты Договаривающихся Сторон, регулирующие правоотношения, указанные в статье 2 настоящего Договора;

2) "уполномоченный орган власти":

в Российской Федерации - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

в Эстонской Республике - Министерство социальных дел Эстонской Республики;

3) "компетентное учреждение" - учреждение (организация), на которое возложено применение законодательства Договаривающихся Сторон;

4) "пенсионный стаж":

в Российской Федерации - период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации;

в Эстонской Республике - период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров;

в Российской Федерации - денежные выплаты, включая все их составные части и все повышения, надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, за исключением накопительной части трудовой пенсии по старости;

в Эстонской Республике - периодические денежные выплаты, предусмотренные законодательством Эстонской Республики в случае старости, стойкой нетрудоспособности или потери кормильца, за исключением накопительной пенсии и пенсионных льгот для репрессированных лиц;

в Российской Федерации - постоянное или временное проживание (место жительства) на законных основаниях на территории Российской Федерации;

в Эстонской Республике - проживание на территории Эстонской Республики в качестве постоянного жителя, или на основании срочного вида на жительство, или права на проживание.

2. Другие понятия, используемые в настоящем Договоре, имеют значения, которые им придаются законодательством и иными соответствующими нормативными правовыми актами каждой Договаривающейся Стороны.

Сфера применения (предмет) Договора

Настоящий Договор распространяется на отношения, относящиеся:

1) в Российской Федерации к:

трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;

2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию.

Настоящий Договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 настоящего Договора.

Лица, определенные в статье 3 настоящего Договора для одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся Стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны в отношении того, что изложено в статье 2 настоящего Договора.

1. При назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.

2. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию.

3. Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.

4. В случае если общая продолжительность пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны, составляет менее одного года и этот стаж не дает права на пенсию, то данный стаж засчитывается компетентным учреждением другой Договаривающейся Стороны при условии, что с учетом пенсионного стажа, приобретенного на территории этой другой Договаривающейся Стороны, возникает право на пенсию.

5. Лицу, получающему пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности) от одной Договаривающейся Стороны, не назначается пенсия по случаю потери кормильца на основании законодательства другой Договаривающейся Стороны. При этом лицо, получающее пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности), по своему выбору имеет право ходатайствовать о назначении ему пенсии по случаю потери кормильца. В случае выплаты лицу пенсии по случаю потери кормильца одной из Договаривающихся Сторон не назначается пенсия иного вида другой Договаривающейся Стороной. Выплата назначенной одной Договаривающейся Стороной пенсии по случаю потери кормильца прекращается, если другая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности).

6. Социальная пенсия в Российской Федерации назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. В случае перемены места проживания в связи с переездом лица с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны выплату пенсии, в том числе назначенной по законодательству одной из Договаривающихся Сторон, продолжает Договаривающаяся Сторона, назначившая пенсию, кроме социальной пенсии в Российской Федерации и народной пенсии в Эстонской Республике.

1. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

2. Если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, то исчисление размера пенсии, соответствующего пенсионному стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится следующим образом: размер пенсии, определенный согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин - на 300 месяцев, для женщин - на 240 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося пенсионного стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Договора в пенсионный стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается пенсионный стаж, приобретенный на территории Эстонской Республики.

3. Положения пунктов 1 и 2 настоящей статьи не применяются к определению страховой и накопительной частей трудовой пенсии, формируемых начиная с 1 января 2002 г. путем уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно законодательству Российской Федерации. В этом случае размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии исчисляется по нормам законодательства Российской Федерации.

Пенсионный стаж, приобретенный на территориях

При отсутствии права на получение пенсии с применением правил суммирования пенсионного стажа в соответствии с пунктом 3 статьи 5 настоящего Договора для определения права на пенсию учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территории третьего государства, с которым обе Договаривающиеся Стороны имеют соответствующие действующие договоры.

III. СОТРУДНИЧЕСТВО СТОРОН

1. В целях реализации настоящего Договора уполномоченные органы власти Договаривающихся Сторон заключают соглашения о его применении.

2. Компетентные учреждения Договаривающихся Сторон сотрудничают друг с другом по вопросам, связанным с реализацией настоящего Договора.

3. Уполномоченные органы власти и компетентные учреждения Договаривающихся Сторон оказывают друг другу содействие в реализации настоящего Договора и обмениваются информацией, касающейся законодательства и его изменений, а также статистическими данными.

1. В отношении любой информации о лицах, которая направляется одной Договаривающейся Стороной другой Договаривающейся Стороне, соблюдается конфиденциальность, и такая информация может быть использована только в целях реализации настоящего Договора.

2. Если уполномоченный орган власти или компетентное учреждение одной из Договаривающихся Сторон передает уполномоченному органу власти или компетентному учреждению другой Договаривающейся Стороны персональные данные, то в отношении этих данных применяются нормативные правовые акты о защите данных, действующие в передающей Договаривающейся Стороне. При дальнейшей процедуре обработки данных применяются нормативные правовые акты о защите данных, действующие в Договаривающейся Стороне, в которой осуществляется обработка данных.

Заявления лиц, проживающих на территории одной Договаривающейся Стороны, поданные в целях реализации настоящего Договора в компетентное учреждение этой Договаривающейся Стороны, считаются заявлениями, поданными в компетентное учреждение другой Договаривающейся Стороны.

Решения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, группе инвалидности и причинах их установления принимает соответствующее компетентное учреждение, на которое возложено осуществление медицинского освидетельствования, той Договаривающейся Стороны, согласно законодательству которой производится назначение и выплата пенсии. При этом принимаются во внимание справки и медицинские заключения, выданные соответствующими компетентными учреждениями Договаривающихся Сторон.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Решение разногласий и внесение изменений в Договор

1. Разногласия, возникающие между Договаривающимися Сторонами при реализации настоящего Договора, решаются путем переговоров и консультаций между уполномоченными органами власти Договаривающихся Сторон.

2. Внесение изменений в настоящий Договор производится путем подписания Договаривающимися Сторонами соответствующих протоколов.

1. Одновременно со вступлением в силу настоящего Договора прекращают действие:

1) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанное 25 июня 1993 г. в г. Таллине;

2) Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики в области пенсионного обеспечения, подписанный 5 ноября 2002 г. в г. Таллине;

3) предложение второе статьи 5 Соглашения между Российской Федерацией и Эстонской Республикой по вопросам социальных гарантий пенсионерам Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Эстонской Республики, подписанного 26 июля 1994 г. в г. Москве.

2. Пенсии, назначенные до вступления в силу настоящего Договора, могут быть пересмотрены в соответствии с положениями настоящего Договора на основании заявления лица с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления. Такой пересмотр не может повлечь уменьшения размера пенсии и является окончательным.

3. В случае переезда на территорию другой Договаривающейся Стороны лица, которому до вступления в силу настоящего Договора назначена пенсия на основании Соглашения, указанного в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, производится пересмотр и перерасчет ранее назначенной пенсии.

4. Пенсии в соответствии с настоящим Договором назначаются со дня обращения, но не ранее дня вступления в силу настоящего Договора. При этом доплата за периоды, предшествующие назначению пенсии, не осуществляется.

5. При установлении социальных доплат в Российской Федерации учитываются пенсии, назначенные в соответствии с настоящим Договором.

Вступление в силу

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу на 30-й день с даты обмена ратификационными грамотами.

1. Каждая Договаривающаяся Сторона имеет право прекратить действие настоящего Договора, письменно уведомив об этом другую Договаривающуюся Сторону по дипломатическим каналам. Действие настоящего Договора прекращается по истечении 6 месяцев с даты получения такого уведомления.

2. В случае прекращения действия настоящего Договора выплата пенсий, назначенных в соответствии с его положениями, продолжается.

Совершено в городе Таллине 14 июля 2011 года в двух экземплярах, каждый на русском и эстонском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Ст. 2 Договора определяет следующую сферу его применения:
Настоящий Договор распространяется на отношения, относящиеся:
1) в Российской Федерации к:
трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;
социальным пенсиям;
2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию

Это означает, что Договор не распространяется на пенсии за выслугу лет, т.е. пенсий военных пенсионеров (в т. ч. пенсии по потере кормильца для вдов), полицейских, тюремных чиновников, лётчиков-испытателей и т. п.

Согласно ст. 3 Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие пенсионного законодательства каждой из Договаривающихся Сторон.

Таким образом, для того, чтобы быть субъектом Договора, необходимо, во-первых, иметь российское, либо эстонское гражданство, либо быть апатридом, во-вторых, нужно иметь трудовой стаж на территории Эстонии и трудовой стаж, признаваемый таковым на территории России. Например, отработать какое-то время в России и какое-то время в Эстонии и достигнуть пенсионного возраста.

Ст. 4 Договора уточняет, что он применяется ко всем гражданам России, гражданам Эстонии и лицам без гражданства независимо от их места проживания. Т.е. новый Договор, в отличие от ныне действующего Соглашения (в толковании Государственного суда Эстонии), будет распространяться и на граждан Эстонии, проживающих на территории Эстонии.

При этом в пояснительной записке к эстонскому закону о ратификации Договора Эстонская Сторона утверждает, что на переговорах предлагала расширить субъектный состав Договора также и на граждан третьих государств, но Российская Сторона отказалась.

Принципы и основы пенсионного обеспечения

Если ныне действующее Эстонско-Российское пенсионное соглашение базируется на территориальном принципе пенсионного обеспечения (выплата пенсии только страной проживания с взаимным учётом стажа), то новый Договор исходит из субсидиарного принципа (каждое государство платит за свой стаж). С учётом разницы в размере российской и эстонской пенсии вряд можно считать благом, если за стаж работы на территории РСФСР будет платить Россия вместо Эстонии.

Ч. 2 ст. 5 Договора устанавливает, что если у лица достаточный стаж для назначения пенсии одной из Сторон Договора, то она ему назначается на основании законодательства этой Стороны и без учёта стажа другой Стороны Договора и независимо от места его проживания. При этом в Эстонии минимальный стаж для назначения пенсии 15 лет на территории Эстонии. В России же - 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

Предположим, что у живущего в Эстонии пенсионера есть 30-летний российский стаж и 10 летний стаж на территории Эстонии. В этом случае на основании вышеприведённой ч. 2 ст. 5 Договора ему назначается российская пенсия. Но что при этом происходит с его 10-летним эстонским стажем?

Ч. 3 ст. 5 Договора предусматривает, что если право на пенсию возникает только в результате суммирования стажей обоих государств, то и в этом случае назначается пенсия. Так, если приведённый в нашем примере 10-летний эстонский стаж добавить к 30-летнему российскому, то получается 40 лет, что вполне достаточно для назначения эстонской пенсии. Но эстонская пенсия ему будет назначена не за 40 лет, а за 10 (российская пенсия на основании ч. 2 ст. 5 Договора - за 30 лет).

Другой пример. Если женщина пенсионного возраста имеет 10-летний стаж на территории Эстонии и 10 летний стаж на территории России, то при суммировании стажей она получает право как на российскую, так и на эстонскую пенсию. В этом случае каждое государство платит пенсию за свой стаж. И это можно выделить как общий принцип настоящего Договора.

Единственное ограничение, установленное ч. 3 ст. 5 Договора, – это исключение совпадений стажа. Например, если житель Нарвы работал одновременно и в Нарве и Ивангороде, то год за два ему не пойдёт и ему будет учтён календарный стаж либо одним, либо другим государством.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Договора стаж продолжительностью менее одного года прибавляется к стажу другой стороны Договора и в этом случае пенсионер получает пенсию только от одного государства. Но его стаж в любом случае не пропадает.

Ч. 5 ст. 5 Договора налагает ограничение на одновременное получение пенсий разного вида от двух государств. Так Лицу, получающему пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности) от одной Договаривающейся Стороны, не назначается пенсия по случаю потери кормильца на основании законодательства другой Договаривающейся Стороны.

Ч. 7 ст. 5 Договора уточняет, что переезд из Эстонии в Россию и наоборот не влияет на выплату пенсий, за исключением народной (социальной) пенсии. Т. е. если лицо, не имея необходимого стажа, получало народную пенсию от Эстонии, то при переезде в Россию право на народную пенсию им утрачивается. Но появляется право на социальную пенсию от России.

Ч. 1 ст. 6 освобождает Стороны Договора от обязательств учитывать при назначении пенсии стаж союзных республик. В настоящий момент в соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона о государственном пенсионном страховании Эстонии стаж на территории бывшего СССР до 1 января 1991 года засчитываются в стаж, дающий право на пенсию, в случае, если лицо имеет не менее 15 лет пенсионного стажа, приобретенного в Эстонии, и никаким иным государством не выплачивается пенсия за указанный стаж. Т.е. Эстония учитывает стаж СССР при наличии 2 условий – 15-летнего стажа на территории Эстонии и если ни одно государство за этот стаж не платит. Россия учитывает стаж СССР как свой без каких бы то ни было условий (ст. 30 ЗТП).

Со вступлением же Договора в силу возникает странная ситуация. Например, живущий в Эстонии пенсионер имеет 1 год российского стажа, 15 лет эстонского и 25 лет казахского. Так как у него есть и российский и эстонский стаж, то он субъект Договора и пенсия ему назначается, исходя из его положений. В итоге ему Эстония платит за 15 лет, Россия за 1 год, казахский же стаж, видимо, полностью пропадает. Впрочем, необходимо дождаться правоприменительной практики. Причём, если бы его не угораздило иметь российский стаж, а у него был бы только эстонский и казахский, то он тогда уже не субъект Договора и в любом случае имеет право на полноценную эстонскую пенсию с учётом всего казахского стажа.

Как подобные вопросы будут решаться в России также не понятно, ведь помимо Договора с Эстонией Россия ещё является страной-участницей Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., по которому она обязана учитывать стаж союзных республик при начислении пенсии. Таким образом, возникает правовая коллизия, когда два правовых акта одинаковой юридической силы противоречат друг другу.

Ст. 7 Договора устанавливает, что если даже при суммировании стажей обоих государств не получается необходимый для назначения пенсии минимум, то в этом случае можно также учесть стаж третьих стран, с которыми у обоих сторон есть соответствующие договоры. Какие это именно государства сейчас выясняется. Но уже можно сказать, что страны СНГ из этого списка выпадают, так как с ними у России пенсионное соглашение, основанное на территориальном принципе, а не субсидиарном. Остаются только балтийские республики.

Согласно ст. 8 Договора для уточнения нюансов, связанных с его применением, между министерствами будет заключено отдельное соглашение, в котором будут урегулированы все вопросы.

Ст. 10 Договора предусматривает, что заявления о назначении и пересчёте пенсий можно будет подавать по месту жительства. Т.е. если у живущего в Эстонии человека возникает право на российскую пенсию, то он обращается за её назначением не в Российский Пенсионный фонд, а в местный эстонский пенсионный департамент. Это, безусловно, упрощает процедуру оформления пенсии и это можно назвать одним из преимуществ Договора.

Ст. 11 Договора налагает ограничение на конвертацию инвалидности (потери трудоспособности). Точнее даже её исключает. Для установления российской инвалидности необходимо пройти соответствующее освидетельствование в России. Но при этом Россия будет акцептировать эстонские медицинские справки.

Переходные положения и вступление в силу

Во-первых, она признаёт недействительными ныне действующее пенсионное соглашение, что вполне естественно.

Во-вторых, она признаёт недействительным положение Соглашения о военных пенсионерах, которым налагается ограничение на получение российскими военными пенсионерами эстонской гражданской пенсии. И вот это и есть главное, если не единственное достижение нового Договора. Эти люди, старые и больные, получают сейчас пенсии, которые по данным Социального отдела при посольстве Российской Федерации на 15-20% ниже, чем средняя эстонская гражданская пенсия.

В-третьих, пенсии, назначенные до вступления в силу Договора, могут быть пересмотрены только по желанию пенсионера и только если они изменятся в сторону увеличения. Это, пожалуй, второе по важности положение Договора, так оно, по крайней мере, позволяет сохранить в прежнем виде эстонские пенсии с учётом советского и российского стажа тем пенсионерам, кто успел выйти на пенсию до вступления Договора в силу.

В-четвёртых, тем, кому назначена пенсия на основании ныне действующего Соглашения при переезде в Россию (или Эстонию), пенсия будет пересмотрена без согласия пенсионера.

В-пятых, пенсии на основании этого Договора назначаются со дня подачи заявления. Пересчёт же пенсий осуществляется в первый день следующего месяца после подачи заявления.

Вступление в силу, изменение и прекращение Договора

Ст. 14 Договора устанавливает, что он вступает в силу на 30-й день с даты обмена ратификационными грамотами.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Договора изменения в него производятся путем
подписания Договаривающимися Сторонами соответствующих протоколов.

Прекращение договора осуществляется путём подачи письменного уведомления об этом по дипломатическим каналам. Действие Договора при этом прекращается по истечении 6 месяцев с даты получения такого уведомления (ч. 1 ст. 14). При этом важно, что в случае прекращения действия настоящего Договора выплата пенсий, назначенных в соответствии с его положениями, продолжается.

Общие выводы и рекомендации

Исходя из вышеизложенного, можно смело заявить, что к очевидным плюсам нового Договора относятся:

1. Российские военные пенсионеры получат на равных основаниях с пенсионерами других стран возможность получать две пенсии - российскую военную пенсию от России за военный стаж и эстонскую гражданскую пенсию за гражданский стаж.

2. Пенсионные права, реализованные до вступления Договора в силу, будут сохранены.

3. Служба в Советской Армии для гражданских пенсионеров будет учтена при начислении гражданской российской пенсии.

При этом очевидные минусы Договора:

1. При назначении пенсий по Договору не будет учитываться стаж союзных республик (кроме РСФСР и ЭССР).

2. Лица, которые выйдут на пенсию после вступления Договора в силу, будут получать пенсию за российский стаж от России и он будет исключён из эстонского пенсионного стажа. Можно предположить, что в денежном выражении это им будет не выгодно.

3. Исключается получение пенсий разного вида, как, например, пенсии по потере кормильца от России и пенсия по старости от Эстонии.

4. При переезде в Россию пенсионеры будут терять свои права, реализованные в рамках ныне действующего Соглашения.

В качестве общей рекомендации пенсионерам (настоящим и будущим) можно посоветовать реализовать свои пенсионные права, как например, право на российскую пенсию для российских граждан, до вступления Договора в силу. В этом случае они сохранятся и после вступления Договора в силу. Российскую пенсию российские граждане смогут оформлять уже с 17 октября этого года (если к тому времени не вступит в силу Договор). Но при этом надо иметь в виду, что одновременное получение пенсий от Эстонии и России (после окончания ныне действующего Соглашения и до вступления в силу нового Договора) чревато тем, что эстонские пенсионные департаменты могут вычесть из стажа эстонской пенсии советский стаж до 1 января 1991 года, если узнают, что за него платит Россия, и истребовать незаконно полученные деньги в период одновременного получения эстонской и российской пенсии.

Читайте также: