Укажите виды пенсий в соответствии с законом республики беларусь о пенсионном обеспечении

Обновлено: 16.05.2024

Выплата пенсии

Выплата пенсий(пособий) может осуществляться:

Куда следует обращаться за назначением пенсии.

Неработающие граждане заявление о назначении трудовой пенсии подают непосредственно в органы по труду, занятости и социальной защите (далее – органы социальной защиты) по месту жительства, подтвержденному регистрацией по месту жительства. В данном случае документы, необходимые для назначения пенсии, собираются самими заявителями. Органы социальной защиты в случае необходимости оказывают гражданам содействие в получении требуемых документов.

Обращение за пенсией и сроки ее назначения.

Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию и не ограничивается каким-либо сроком.

Право на пенсию по возрасту на общих основаниях возникает в день, соответствующий дате рождения

При совпадении срока обращения за пенсией, обусловленного достижением определенного пенсионного возраста и возникновением права на пенсию, с выходными днями или государственными праздниками и праздничными днями, установленными и объявленными Президентом Республики Беларусь нерабочими, заявление о назначении пенсии может быть принято накануне этих дней.

В случае обращения за назначением пенсии после возникновения права на нее, пенсия назначается со дня обращения (при наличии права), кроме случаев, когда пенсии назначаются с более раннего срока:

а) пенсии по инвалидности назначаются со дня установления инвалидности, если обращение за пенсией последовало не позднее 3 месяцев со дня установления инвалидности;

б) пенсии по случаю потери кормильца назначаются со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев перед обращением за пенсией.

Днем обращения за пенсией считается день приема органами социальной защиты заявления (представления) о назначении пенсии со всеми необходимыми документами.

Заявление может быть направлено по почте. В этом случае подпись заявителя на заявлении и приложенные к нему копии документов, кроме копии документа, удостоверяющего личность, должны быть нотариально удостоверены.

Если к заявлению (представлению) приложены не все необходимые документы, и они будут представлены не позднее одного месяца со дня получения извещения о необходимости их представления, то днем обращения за пенсией считается день приема заявления (представления) о назначении пенсии.

Какие документы необходимо представлять для назначения пенсии.

В зависимости от вида пенсии (по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) может быть разный комплект документов. Но обязательными для назначения любого вида трудовой пенсии являются документы, удостоверяющие личность (для граждан Республики Беларусь – паспорт гражданина Республики Беларусь, для иностранных граждан и лиц без гражданства – национальный паспорт и (или) вид на жительство, удостоверение беженца), а также документы, подтверждающие стаж работы и сведения о заработной плате.

Условия назначения трудовых пенсий.

Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию (по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца) является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж).

В 2021 году право на трудовую пенсию по возрасту и за выслугу лет предоставляется при наличии страхового стажа не менее 18 лет. Следует отметить, что продолжительность страхового стажа ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Для социально-уязвимых категорий (родители детей-инвалидов (инвалидов с детства), многодетные матери, родившие пять и более детей, инвалиды с детства, инвалиды войны, матери военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, лилипуты и карлики) для назначения досрочных пенсий по возрасту требуется наличие страхового стажа не менее 5 лет.

Для реализации права на пенсию по инвалидности и по случаю потери кормильца продолжительность страхового стажа значения не имеет, то есть достаточно только факта уплаты инвалидом или умершим кормильцем обязательных страховых взносов.

Какие виды деятельности включаются в страховой стаж.

Страховой стаж формируют только периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности с уплатой обязательных страховых взносов. При этом периоды работы, имевшей место до 01.07.1998, подтвержденные в установленном порядке, независимо от уплаты страховых взносов.

Иные виды деятельности, подлежащие включению в стаж работы для назначения пенсии, предусмотренные частью второй статьи 51 Закона (например, учеба в дневной форме получения образования, служба в армии, отпуск по уходу за ребенком и уход за детьми до достижения ими возраста 3 лет, но не более 9 лет в общей сложности, уход за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению МРЭК или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, осуществляемый трудоспособным лицом, период получения пособия по безработице, но не более шести месяцев в общей сложности и т.д.), в страховой стаж не включаются, но учитываются при определении размера пенсии.

Документы, подтверждающие стаж работы.

Основным документом, подтверждающим стаж работы до 01.01.2003, является трудовая книжка. При ее отсутствии, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения (например, указан не тот год приема на работу; в записи об увольнении отсутствует ссылка на дату и номер приказа; в дате о приеме (увольнении) допущены исправления, не заверенные в установленном порядке и др.) или вовсе отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются справки, выданные на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, содержащих сведения о периодах работы.

Помимо трудовой книжки периоды работы с 01.07.1998 до 01.01.2003 подтверждаются также справкой о периоде уплаты обязательных страховых взносов и о сумме заработной платы (дохода), из которой эти взносы уплачены, выдаваемой работодателем, после 01.01.2003 – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, которые выдаются органами Фонда социальной защиты населения.

Период, за который определяется заработок для исчисления пенсии.

В 2019 году пенсии исчисляются из откорректированного фактического заработка, определенного в соответствии с Законом, за последние 25 лет подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. Ежегодно указанный период будет увеличиваться на один год до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы.

Документы, подтверждающие сведения о заработной плате.

Размер заработка за периоды работы до 01.01.2003 года подтверждается справкой, выдаваемой работодателем, а за периоды работы после 01.01.2003 – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае прекращения деятельности работодателя справка о размере заработка выдается его правопреемником, архивом или органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в зависимости от того, где находятся на хранении бухгалтерские документы.

Если предприятие ликвидировано, правопреемника нет и документы на хранение в архив не сданы, то установить факт получения заработка в определенном размере за конкретный период можно в судебном порядке. При рассмотрении указанной категории дел судом принимаются любые средства доказывания, предусмотренные в гражданском судопроизводстве. Так, например, размер заработка может быть подтвержден документами, косвенно свидетельствующими о фактическом заработке: выпиской из штатного расписания об окладе по соответствующей должности, вкладышем к трудовой книжке, расчетными книжками (листками), другими доказательствами, в том числе показаниями свидетелей.

Вступившее в законную силу решение суда об установлении факта получения гражданином заработка в определенном размере за конкретный период либо справка о заработке установленной формы, выданная работодателем на основании решения суда, принимаются органами по труду, занятости и социальной защите для назначения (перерасчета) пенсии.

По всем вопросам назначения и выплаты пенсий можно получить консультацию в управлении социальной защиты администрации Ленинского района г.Минска (ул. Маяковского, д. 83).

1. Виды пенсий по законодательству Республики Беларусь.
2. Трудовая пенсия по возрасту: понятие, условия и основания назначения, правовое регулирование и круг лиц, которые вправе претендовать на трудовую пенсию по возрасту.
3. Трудовая пенсия за выслугу лет: понятие, условия и основания назначения, правовое регулирование и круг лиц, которые вправе претендовать на трудовую пенсию за выслугу лет.
4. Трудовая пенсия по инвалидности: понятие, условия и основания назначения, правовое регулирование и круг лиц, которые вправе претендовать на трудовую пенсию по инвалидности.
5. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца: понятие, условия и основания назначения, правовое регулирование и круг лиц, которые вправе претендовать на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.
6. Трудовая пенсия за особые заслуги перед республикой: понятие, условия и основания назначения, правовое регулирование и круг лиц, которые вправе претендовать на трудовую пенсию за особые заслуги перед республикой.
7. Социальные пенсии: круг лиц, имеющих право на социальные пенсии, размеры социальных пенсий.

1. Виды пенсий по законодательству Республики Беларусь.

Возраст Стаж работы (в годах)
До достижения 23 лет 1
От 23 лет до достижения 26 лет 2
От 26 лет до достижения 31 года 3
От 31 года до достижения 36 лет 5
От 36 лет до достижения 41 года 7
От 41 года до достижения 46 лет 9
От 46 лет до достижения 51 года 11
От 51 года до достижения 56 лет 13
От 56 лет до достижения 61 года 14
От 61 года и старше 15

Лицам, ставшим инвалидами до достижения 20 лет в период работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности или после ее прекращения, пенсии назначаются независимо от наличия стажа работы, установленного частью первой настоящей статьи.
В зависимости от степени утраты трудоспособности инвалиды подразделяются на три группы.
Причины и группы инвалидности, а также время наступления инвалидности устанавливаются медико-реабилитационными экспертными комиссиями (МРЭК), действующими на основании Положения о них, утверждаемого Советом Министров Республики Беларусь.
Пенсии по инвалидности назначаются в следующих размерах:
инвалидам І группы – 75 процентов, инвалидам ІІ группы – 65 процентов, инвалидам ІІІ группы – 40 процентов среднемесячного заработка.
Если у инвалидов І, ІІ групп имеется стаж работы, необходимый для назначения пенсии по возрасту, в том числе за работу с особыми условиями труда, то пенсия по инвалидности может быть назначена в размере пенсии по возрасту при соответствующем стаже работы.
Минимальные размеры пенсий устанавливаются: по І и ІІ группам инвалидности – 100 процентов, по ІІІ группе инвалидности – 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) – 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту.
Инвалидам І, ІІ групп, которые не имеют достаточного для назначения полной пенсии стажа работы, назначается пенсия по инвалидности при неполном стаже работы в размере, исчисленном пропорционально имеющемуся стажу, но не ниже следующих размеров: инвалидам І группы – 100 процентов, инвалидам ІІ группы – 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) – не менее 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту.
К пенсии по инвалидности устанавливается надбавка на уход:
1) инвалидам І группы – 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту;
2) одиноким инвалидам ІІ группы, нуждающимся по заключению МРЭК или ВКК в постоянной посторонней помощи, а также пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, – 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту.
При наличии права на надбавку на уход по различным основаниям, предусмотренным в настоящей статье, надбавка начисляется по одному из указанных оснований.
Пенсия назначается на время инвалидности, установленной МРЭК.
Срок переосвидетельствования инвалидов устанавливается в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. При этом обязательное переосвидетельствование инвалидов – мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет не производится.

Пенсионное обеспечение – самая масштабная составляющая системы социальной защиты Республики Беларусь, как по кругу охватываемых лиц, так и по объему распределяемых средств.

В настоящее время почти 2,6 млн. граждан или 26,5 процента населения получает различные виды пенсий. На учете в органах по труду и социальной защите состоит 2 447 тыс. пенсионеров или каждый четвертый житель республики. В текущем месяце на финансирование пенсий направлено более 613 млрд. белорусских рублей. В целом за 2005 год пенсионные расходы Фонда социальной защиты населения превысили 5,7 трлн. белорусских рублей.

Реализуемые в республике меры по обеспечению экономического роста, повышению оплаты труда работников (плательщиков страховых взносов), снижению инфляции позитивно влияют на состояние пенсионной системы: она функционирует стабильно, пенсии выплачиваются своевременно. Механизм периодического увеличения (индексации) трудовых пенсий, основанный на росте средней заработной платы в республике, позволяет обеспечивать повышение пенсий, сопоставимое с темпами роста доходов занятых в экономике. Минимальные пенсии, кроме того, ежеквартально индексируются исходя из бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах последнего месяца квартала.

Результаты истекшего года и тенденции в текущем году.

За 2005 год в результате произведенных перерасчетов среднемесячная пенсия возросла на 32,6 процента, а её реальный рост составил 120,2 процента. Средний размер пенсии по возрасту в целом за год по отношению к заработной плате работников достиг 43 процентов.

В текущем году по решениям Главы государства произведены два перерасчета трудовых пенсий, основанных на росте средней заработной платы (с 1 января и с 1 мая). Кроме того, в феврале и мае в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума перерасчитаны минимальные трудовые и социальные пенсии, а также надбавки и повышения к пенсиям.

С начала года рост пенсий в среднем составил 117,1 процента. Среднемесячный размер пенсии в январе-мае 2006 г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2005 года на 30, 1 процента. Реальный рост этой пенсии за январь – апрель т.г. к аналогичному периоду прошлого года составил 120,6 процента.

Сегодня средняя пенсия в эквиваленте составляет 115 долларов США (247104 белорусских рублей).

Вместе с тем, несмотря на положительную динамику, достаток у большинства пенсионеров невелик. Залогом его увеличения будет стабильный экономический рост.

Проблемы пенсионной системы (влияние внешних и внутренних факторов)

Необходимо отметить, что социально-экономические и демографические условия, в которых начинала функционировать национальная пенсионная система, изменились настолько, что их воздействие из года в год ощутимее.

Прежде всего, серьезным долговременным фактором внешнего воздействия на пенсионную систему является постарение населения. В Беларуси доля лиц, достигших 65-летнего возраста, уже сегодня в два раза выше критерия ООН, относящего население к старому. Это является следствием также резкого снижения рождаемости (в сравнении с 1990 годом более чем на треть).

Деформация возрастной структуры общества сопровождается проблемами на рынке труда, в частности, снижением численности занятых в экономике (за период с 1990 года с 5,8 до 4,3 млн. человек). Нагрузка на систему возрастает также по причине достижения пенсионного возраста многочисленной когорты родившихся в послевоенный период. Только в истекшем году в сравнении с 2000 годом число граждан, обратившихся за назначением пенсии, возросло на 22,3 процента. В целом за период с 1990 года число пенсионеров в расчете на 100 работников (тех, кто уплачивает взносы на финансирование выплаты пенсий) увеличилось с 46 до 60 или почти на треть.

Предполагается, что к 2025 году доля населения в возрасте старше пенсионного (55/60 лет) в республике составит 28 процентов. Общая доля получателей пенсий (включая пенсионеров по инвалидности и по случаю потери кормильца в возрасте ниже пенсионного) к тому времени может превысить 32 процента.

Возрастание нагрузки пенсионной системы, как известно, влечет за собой увеличение расходов, и выполнение долговременных обязательств пенсионной системы на фоне таких тенденций станет проблематичным.

Казалось бы, самый простой путь к тому, чтобы обеспечить пенсионную систему необходимыми средствами и сохранить ее финансовую стабильность на будущее, – повысить тариф страховых взносов (тем более что в течение вот уже целого десятилетия он является неизменным). Однако нынешний тариф взносов на пенсионное страхование, в сравнении с другими государствами, и без того один из самых высоких и ослабляет конкурентоспособность национальной экономики. Такая мера является нецелесообразной

Необходимо отметить, что не только внешние факторы влияют на состоятельность пенсионной системы и ее финансовые возможности. В ней немало внутренних проблем и нерациональных расходов. В частности, пенсионную систему справедливо упрекают в высокой степени перераспределения средств, что нивелирует уровень пенсий лицам, имевшим высокий заработок до выхода на пенсию. Так, средняя пенсия по возрасту по отношению к прошлой осовремененной заработной плате в истекшем году составила 43 процента. При этом у лиц с относительно низким заработком пенсия составляет 60-80 процентов их заработка, в то время как у лиц, имевших высокий доход, и, соответственно, уплачивавших больший объем взносов, пенсия (хотя и максимальная или близкая к ней) составляет лишь 15-20 процентов заработка. Конечно, такой низкий коэффициент замещения прошлого заработка снижает мотивацию к “зарабатыванию” более высокой пенсии и уплате страховых взносов.

С чем связана такая степень перераспределения пенсионных средств? Нашей пенсионной системе свойственны элементы материального поощрения и компенсаций нестрахового характера в виде различных надбавок и повышений, зачета в стаж периодов, не связанных с уплатой страховых взносов, и т.д. Кроме того, Беларусь, как известно, в числе лишь нескольких государств, сохраняющих прежние возрастные критерии выхода на пенсию (55/60 лет). Сохраняется также беспрецедентно широкий круг оснований (более 20) для выхода на пенсию на 5-10 (и даже более) лет раньше. При этом пенсионные льготы оплачиваются за счет средств общей пенсионной системы, а большинство работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда, никакой дополнительной нагрузки по оплате льгот своим работникам не несут. (Бесплатный характер досрочных пенсий ведет к тому, что работодатели, как и работники – получатели льгот - заинтересованы в том, чтобы фактические условия труда “подтянуть” под “вредные” с целью включения той или иной профессии в “льготный” список). В результате за период с 1990 года доля “досрочников” в общей численности “новых” пенсионеров по возрасту и за выслугу лет увеличилась более чем в три раза и в 2005 году составила 27,4 процента. И если в советский период (при гораздо меньшем количестве пенсионеров, в том числе “досрочников”) расходы пенсионной системы сдерживались довольно жесткими правилами выплаты пенсий в период работы, то в настоящее время они выплачиваются практически без ограничений вне зависимости от величины получаемой заработной платы.

Отмечу, что сегодня в республике продолжает работу 514 тыс. пенсионеров (21 процент от общей численности получателей пенсий). Расходы на финансирование пенсий работающим пенсионерам составляют почти 20 процентов средств пенсионного страхования, что не может не ограничивать возможности для приемлемых пенсий тем, кто уже не в состоянии трудиться и живет лишь на пенсию. Правда, далеко не все работающие пенсионеры имеют высокую заработную плату (в общей численности занятых наибольший удельный вес пенсионеров, продолжающих работу, в здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве, торговле и общественном питании).

Пути совершенствования и развития пенсионной системы.

Несомненно, действующая пенсионная система нуждается в преобразованиях и адаптации к изменяющимся условиям функционирования. Ее совершенствование в целях обеспечения финансовой устойчивости будет осуществляться постепенно, с учетом реальной ситуации в стране. В соответствии с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года стратегической задачей совершенствования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей программы обязательного и дополнительного (добровольного) пенсионного страхования, распределительных и накопительных механизмов финансирования.

Подготовка соответствующих законопроектов в министерстве уже ведется. В частности, в качестве первоочередной меры в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь разрабатывается проект Закона, предусматривающий изменение источника финансирования досрочных пенсий и введение системы дополнительного профессионального пенсионного страхования работников, занятых в неблагоприятных условиях труда (при этом вопрос о сокращении льгот по досрочному выходу на пенсию работников, занятых в таких условиях, не стоит, речь идет об изменении источника и механизмов финансирования). Финансирование пенсионных прав, приобретаемых в рамках новой системы профессионального пенсионного страхования предполагается осуществлять за счет целевых страховых взносов соответствующих работодателей по накопительной схеме с постепенным освобождением общей пенсионной системы от финансирования досрочных пенсий, связанных со страхованием производственных рисков.

Что же касается преобразований в общей системе обязательного пенсионного страхования, то в ней предполагается ввести механизм накопления пенсионных прав, основанный на условно-накопительных счетах. Переход к исчислению пенсий исходя из объема взносов, уплаченных на пенсионное страхование, в перспективе позволит создать более “прозрачную” и понятную пенсионную систему, которая бы в большей степени отражала финансовый вклад работника и обеспечивала адекватные пенсионные гарантии в старости. Отличие пенсионной системы, основанной на условно-накопительных счетах, от системы с реальным накоплением, о которой сегодня говорят сторонники радикальной пенсионной реформы, состоит в том, что страховые взносы, уплачиваемые в пользу работников, не инвестируются, а идут на финансирование пенсий уже состоявшимся пенсионерам. Инвестироваться может лишь пенсионный резерв. Со временем, не исключается переход и к реальному накоплению. Для этого необходимы соответствующие условия и дополнительные средства (весьма значительные) на финансирование такого перехода.









С 1 ноября бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения увеличивается на 1,6 процента, с 283,46 рублей до 288,01 рублей. Эта величина будет применяться для исчисления социальных выплат в период с 1 ноября 2021 г. по 31 января 2022 г.

  • пенсионерам в возрасте 75 – 79 лет – 53,15 рубля;
  • пенсионерам в возрасте 80 лет и старше – 70,87 рублей.

С ноября эти выплаты увеличатся до 54 рублей и 72 рублей соответственно.

Надбавка на уход

Увеличится также и размер надбавки на уход, выплачиваемой пенсионерам в возрасте 80 лет и старше, с 35,44 рублей в сентябре до 36 рублей в ноябре.

Это четвертое повышение выплат в текущем году, предыдущие — в феврале, мае и августе.

Право на пенсию. Трудовую и социальную

  • трудовые пенсии: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой;
  • социальные пенсии.

Условия назначения пенсии по возрасту:

  • достижение общеустановленного пенсионного возраста;
  • наличие стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж) установленной продолжительности.

Общеустановленный пенсионный возраст:

в 2020 году: мужчины – 62 года, женщины – 57 лет;

в 2021 году: мужчины – 62 года 6 месяцев, женщины – 57 лет 6 месяцев;

в 2022 году и последующие годы: мужчины – 63 года, женщины – 58 лет.

Также предусмотрено соразмерное повышение возраста, дающего право на льготную пенсию по возрасту и за выслугу лет.

Страховой стаж продолжительностью не менее 17 лет 6 месяцев требуется для назначения пенсии по возрасту в 2020 году. Ежегодно с 01 января страховой стаж увеличивается на 6 месяцев до достижения к 2025 году 20 лет.

Для назначения досрочных пенсий по возрасту многодетным матерям, родившим пять и более детей; родителям детей–инвалидов (инвалидов с детства); матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; инвалидам войны; инвалидам с детства; лилипутам и карликам (статьи 17-22 Закона) требуется наличие страхового стажа не менее 5 лет (при соблюдении других установленных Законом условий).

Для реализации права на пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца достаточно факта уплаты страховых взносов.

Социальные пенсии назначаются нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию и (или) пенсию из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь:

Социальные пенсии исчисляются из наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь за два последних квартала, в следующих размерах:

Исчисление пенсий

В 2020 году пенсия исчисляется из откорректированного заработка пенсионера за последние 26 лет (312 месяцев) подряд стажа работы. Ежегодно этот период увеличивается на 1 год до фактически имеющегося стажа работы.

Для корректировки заработка определяется индивидуальный коэффициент заработка (далее – ИКЗ) путем соотнесения ежемесячного фактического заработка пенсионера в 26-летнем периоде (312 месяцев) и средней заработной платы работников в республике в тех же месяцах и является средним арифметическим значением коэффициентов заработка за каждый месяц в этом периоде.

Корректировка заработка определяется путем умножения средней заработной платы работников в республике на ИКЗ пенсионера.

Размер пенсии по возрасту при стаже работы 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин – 55 процентов заработка (но не ниже минимального размера пенсии по возрасту).

Увеличение размера пенсии за каждый полный год стажа:

— сверх 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин — на 1 процент заработка (но не менее чем на 1 процент минимального размера пенсии по возрасту). Увеличение пенсии производится в пределах 45 лет стажа работы у мужчин и 40 лет у женщин.

При этом для достигших общеустановленного пенсионного возраста:

мужчин, имеющих стаж работы более 35 лет, и женщин, имеющих стаж работы более 30 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 35 лет у мужчин и сверх 30 лет у женщин на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера; а для мужчин, имеющих стаж работы 45 лет и более увеличение пенсии в размере не ниже указанного устанавливается, начиная с 26-го года стажа работы, а для женщин, имеющих стаж работы 40 лет и более – с 21-го года стажа работы.

Дополнительное увеличение:

— за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45-й год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40-й год включительно у женщин — на 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5 процента заработка (либо на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, когда данная величина превышает среднемесячный заработок).

Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь за два последних квартала (применяется при исчислении надбавок, повышений и доплат к пенсиям). Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.1999 № 1976 к трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, установлена доплата в размере 20 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы.

При продолжении работы без получения государственной пенсии после назначении пенсии по возрасту на общих основаниях размер пенсии по возрасту увеличивается на:

6, 8, 10 и 12 процентов заработка, из которого исчисляется пенсия, – соответственно за каждый полный первый, второй, третий и четвертый годы работы, на 14 процентов такого заработка – за полный пятый и каждый последующий год работы;

1 процент заработка, из которого исчисляется пенсия, – за каждые полные два месяца неполного года работы.

Указанные размеры увеличения пенсии суммируются между собой.

Минимальный размер трудовой пенсии:

  • по инвалидности 1 и 2 групп установлен в размере 100 процентов, по 3 группе – 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) – 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту.
  • по случаю потери кормильца установлен в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам, лицам из числа детей сирот (при условии неполучения в связи со смертью родителя ежемесячной страховой выплаты) – 200 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

Надбавки, повышения и доплаты к пенсиям

Надбавка на уход:

  • инвалидам І группы – 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту;
  • пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, а также другим одиноким пенсионерам, нуждающимся по заключению медико-реабилитационных экспертных комиссий (МРЭК) или врачебно-консультационных комиссий (ВКК) в постоянной посторонней помощи, – 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

При наличии права на надбавку на уход по различным основаниям, надбавка начисляется по одному из указанных оснований.

Повышение пенсий:

а) г ероям Беларуси, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, лицам, награжденным орденами Отечества трех степеней, орденами Славы трех степеней, орденами Трудовой Славы трех степеней, — на 500 процентов минимального размера пенсии по возрасту;

б) инвалидам войны І и ІІ группы – на 400 процентов, ІІІ группы – на 250 процентов минимального размера пенсии по возрасту;

военнослужащим , лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим службу в составе действующей армии либо принимавшим участие в боевых действиях при выполнении интернационального долга, и партизанам – на 250 процентов минимального размера пенсии по возрасту;

инвалидам с детства вследствие ранения , контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны (либо с последствиями военных действий), – на 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту;

лицам, награжденным орденами и медалями за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, – на 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту;

в) родителям и женам (не вступившим в новый брак) военнослужащих , лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), – на 180 процентов минимального размера пенсии по возрасту;

детям – инвалидам с детства военнослужащих , лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также родителям, женам (не вступившим в новый брак) и детям – инвалидам с детства умерших инвалидов войны – на 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту;

г) гражданам, необоснованно репрессированным по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам в период репрессий 20–80-х годов, в том числе детям, находившимся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, и впоследствии реабилитированным, – на 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту;

Инвалидам с детства , инвалидность которым установлена пожизненно , пенсия по возрасту увеличивается на 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

Доплата за возраст:

  • достигшим возраста 75 лет, – в размере 75 процентов минимального размера пенсии по возрасту;
  • достигшим возраста 80 лет, – в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

Доплата не устанавливается к пенсиям лиц, находящихся в местах лишения свободы, на государственном обеспечении и проживающих в государственных стационарных организациях социального обслуживания. Доплата устанавливается с первого числа месяца, следующего за месяцем достижения возраста 75 (80) лет.

Читайте также: