Удержания из страховой пенсии фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании

Обновлено: 10.05.2024

Фиксированная выплата — это конкретная сумма, устанавливаемая в качестве дополнительной выплаты к страховой пенсии. Данная выплата гарантируется государством и выплачивается всем пенсионерам, которым назначена страховая пенсия. Более подробную информацию о фиксированной выплате вы найдете в нашей статье.

Простыми словами о фиксированной выплате

Страховая пенсия гражданина состоит из двух частей. Первая (основная) часть напрямую зависит от количества пенсионных баллов, набранных гражданином к пенсии. Чем больше баллов, тем больше эта часть пенсии. Вторая часть пенсии – это и есть фиксированная выплата. Её величина является одинаковой для всех пенсионеров, относящихся к одной категории, и никак не связана с размером первой (основной) части пенсии. Она устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии.

Основной категории пенсионеров (а их – подавляющее большинство) в составе страховой пенсии выплачивается так называемый базовый размер фиксированной выплаты. Но для некоторых категорий граждан (достигших 80-летнего возраста, инвалидов и некоторых других) размер фиксированной выплаты превышает базовый.

В 2015 году, когда законодательно вводились новые пенсионные правила, предполагалось, что размер фиксированной выплаты будет ежегодно индексироваться с 1 февраля не менее чем на индекс роста потребительских цен за прошедший год. Несколько лет эти правила соблюдались.

Однако в конце 2018 года при недавней пенсионной реформе законодательно (законом 350-ФЗ) был введен новый порядок установления размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. До 2024 года установление размера такой выплаты будет производиться один раз в год с 01 января. При этом никакой привязки к инфляции не будет, то есть фиксированная выплата индексироваться не будет, но увеличиваться будет. Размеры фиксированных выплат до 2024 года, включительно, уже на эти годы определены и зафиксированы законом 350-ФЗ.

На 2021 год с 01 января фиксированная выплата установлена в размере 6044 рубля 48 копеек.

В последующие годы размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости будет установлен в следующих размерах:

  • с 1 января 2022 года – 6 401 рубль 10 копеек;
  • с 1 января 2023 года – 6 759 рублей 56 копеек;
  • с 1 января 2024 года – 7 131 рубль 34 копейки.

Размер фиксированной выплаты: от чего зависит

Как уже отмечалось выше, фиксированная выплата к страховой пенсии выплачивается всем без исключения пенсионерам, которым выплачивается страховая пенсия.

Однако размер фиксированной выплаты для разных категорий граждан, которым назначается страховая пенсия, является разным. Некоторые категории граждан получают выплату в размере, превышающем размер выплаты для обычных категорий граждан.

Фиксированная выплата в увеличенном размере предусмотрена:

  • для граждан, достигших возраста 80 лет;
  • для инвалидов I группы;
  • для граждан, работавших или проживающих на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях;
  • для граждан, у которых на иждивении находятся нетрудоспособные члены семьи.

Для некоторых граждан размер выплаты даже меньше базового.

Величины фиксированной выплаты для разных категорий граждан

С 01 января 2021 года установлены следующие размеры фиксированной выплаты:

  • обычным гражданам — в размере 6044 рубля 48 копеек в месяц;
  • гражданам возраста 80 лет и более — 12088 рублей 96 копеек;
  • к пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к пенсии инвалидам III группы) — в сумме 6044 рубля 48 копеек в месяц;
  • инвалидам 1группы — в размере 12088 рублей 96 копеек в месяц;
  • инвалидам 2 группы – в размере 6044 рублей 48 копеек в месяц;
  • инвалидам 3 группы фиксированная выплата составляет 50 процентов от фиксированной выплаты к пенсии по инвалидности, то есть составляет 3022 рубля 24 копеек.

Для удобства ниже приведена таблица с размерами фиксированной выплаты, действующими в 2020 году, для некоторых категорий граждан.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Пчелинцевой Л.М., судей Гуляевой Г.А., Фролкиной С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 10 августа 2020 г. кассационную жалобу Летюшовой Надежды Ивановны на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 4 февраля 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 16 июля 2019 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2019 г.

по делу № 2-2369/19 Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода по иску Летюшовой Надежды Ивановны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода о признании незаконным решения, обязании учесть при расчёте страховой пенсии заработок, произвести перерасчёт размера пенсии.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Летюшова Надежда Ивановна 29 ноября 2018 г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода (далее также - УПФР в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе учесть при расчёте страховой пенсии по стрости заработную плату за период работы, обязании учесть при расчёте страховой пенсии заработок, произвести перерасчёт размера пенсии.

В обоснование исковых требований Летюшова Н.И. ссылалась на то, что в связи с достижением пенсионного возраста 10 сентября 2018 г. она обратилась в УПФР в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, приложив для назначения пенсии необходимые документы, подтверждающие стаж трудовой деятельности.

По приведённым основаниям с учётом уточнённых исковых требований Летюшова Н.И. просила суд признать незаконным решение УПФР в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода об отказе в учёте для расчёта страховой части страховой пенсии заработной платы за период с января 1991 г. по октябрь 1994 г., отражённой в архивной справке о заработной плате от 28 сентября 2017 г., обязать ответчика учесть при расчёте страховой пенсии заработную плату за период работы с января 1991 г. по октябрь 1994 г. и произвести с 5 октября 2018 г. (с момента назначения страховой пенсии) перерасчёт страховой пенсии за полные 5 лет её работы по наиболее выгодному варианту, взыскать с УПФР в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода государственную пошлину - 300 руб.

Представитель ответчика УПФР в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода в суде исковые требования не признал.

Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 4 февраля 2019 г. в удовлетворении исковых требований Летюшовой Н.И. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 16 июля 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2019 г. решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Летюшовой Н.И. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 25 марта 2020 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 10 июля 2020 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, направили письменные ходатайства о рассмотрение дела в их отсутствие. Ввиду изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменные возражения на неё представителя УПФР в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Летюшова Н.И., ____ года рождения, с 18 марта 2011 г. является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.

При исчислении размера страховой пенсии пенсионным органом приняты к расчёту данные о заработной плате Летюшовой Н.И., содержащиеся в архивной справке от 28 августа 2017 г., за период её работы с июня 1986 г. по декабрь 1990 г.

Кроме того, суд в обоснование вывода об отказе в удовлетворении иска высказал суждение о том, что при применении в расчёте размера назначенной Летюшовой Н.И. страховой пенсии коэффициента заработной платы за период её работы с января 1991 г. по октябрь 1994 г. размер назначенной пенсии будет ниже, поскольку спорный период составляет 46 месяцев работы, а не 60 месяцев.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, оставляя без изменения судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, признала содержащиеся в них выводы законными и обоснованными.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой, апелляционной и кассационной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (статья 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учётом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учёту среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.

Действующий с 1 января 2015 г. порядок установления страховых пенсий определён статьёй 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчёта их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учётом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, даёт лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.

Пунктом 22 Правил № 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приёме заявления об установлении пенсии, в частности, даёт оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учёта, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Исходя из приведённых нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесённым к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и даёт оценку правильности их оформления; даёт лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в её назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

При рассмотрении исковых требований Летюшовой Н.И. приведённые нормативные положения, регулирующие порядок установления гражданам страховых пенсий по старости, судами первой и апелляционной инстанций применены не были.

В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

С учётом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учётом требований и возражений сторон.

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).

По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учётом исковых требований Летюшовой Н.И., возражений ответчика относительно иска и приведённых выше норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление, в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению Летюшовой Н.И. как лицу, обратившемуся за назначением страховой пенсии по старости, вопроса относительно того, какие документы, содержащие сведения об уплате работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, необходимо ей предоставить с целью исчисления размера страховой пенсии по старости из заработка за выбранный ею период трудовой деятельности; предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу таких документов в органах и организациях, в распоряжении которых находятся необходимые документы.

Суд в результате неправильного применения норм материального права, регулирующих спорные отношения, указанные обстоятельства при разрешении дела не устанавливал, в нарушение части 2 статьи 56 и части 1 статьи 196 ГПК РФ не определил их в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки суда.

Кроме того, суд не дал оценки тому обстоятельству, что при принятии решения о назначении Летюшовой Н.И. страховой пенсии по старости УПФР в Нижегородском районе Нижегородской области в добровольном порядке включил в страховой стаж истца период её работы с 1 января 1991 г. по 6 октября 1994 г.

В нарушение приведённых выше норм процессуального права суд не отразил в судебном постановлении мотивы, по которым одни доказательства приняты им в качестве средств обоснования выводов суда, а другие доказательства (представленные Летюшовой Н.И. справки о заработной плате в спорный периоды работы, выданные Государственным архивом Нижегородской области) отвергнуты, и основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Суждение суда в обоснование вывода об отказе в удовлетворении исковых требований о том, что при применении в расчёте размера назначенной Летюшовой Н.И. страховой пенсии коэффициента заработной платы за период её работы с января 1991 г. по октябрь 1994 г. размер назначенной пенсии будет ниже, также является неправомерным, поскольку действующим нормативным правовым регулированием спорных отношений предусмотрено право выбора гражданином наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера страховой пенсии подлежит учёту среднемесячный заработок.

Суд кассационной инстанции, проверяя по кассационной жалобе Летюшовой Н.И. законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, допущенные ими нарушения норм материального и процессуального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статей 3796 и частей 1, 2, 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 4 февраля 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 16 июля 2019 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2019 г. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390.14, 390.15, 390.16 ГПК РФ, определила:

решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 4 февраля 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 16 июля 2019 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2019 г. по делу № 2-2369/19 Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода отменить.

Удержание не может быть больше 50% страховой пенсии. Удержание из пенсии. Алименты или возмещение вреда здоровью размер не более 70% от пенсии.

Каковы порядок и случаи удержаний из страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии?

Приставы сняли пенсию. Удержания из пенсии и фиксированной выплаты к ней производятся на основании исполнительных документов. Решений территориальных органов ПФР и решений судов. Порядок удержания из страховой пенсии зависит от основания для удержания.

Удержание по исполнительным документам

К исполнительным документам относятся, в частности, исполнительные листы. Выдаваемые судами, судебные приказы, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов. Или их нотариально засвидетельствованные копии, нотариально удостоверенные медиативные соглашения. Или их нотариально засвидетельствованные копии, судебные акты и акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях. Акты иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом, исполнительная надпись нотариуса (ч. 1 ст. 12 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

Обратите внимание! В связи с мерами по нераспространению коронавирусной инфекции (2019-nCoV) возможность личного визита граждан в нотариальные конторы может быть ограничена. При этом организована работа дежурных нотариальных контор. А также создана горячая телефонная линия (п. 1 Указа Президента РФ от 11.05.2020 N 316; Информация Минюста России; Информация ФНП).

Часто исполнительный документ (его копия) направляется в ТО ПФР судебным приставом-исполнителем (ч. 1 ст. 98 Закона N 229-ФЗ).

Со дня получения исполнительного документа от взыскателя или его копии от судебного пристава-исполнителя ТО ПФР обязан производить удержания из пенсии. И перечислять удержанные суммы взыскателю в течение трех дней со дня выплаты пенсии (ч. 3 ст. 98 Закона N 229-ФЗ).

По общему правилу на основании исполнительных документов может быть удержано не более 50% страховой пенсии , фиксированной выплаты (с учетом ее повышения) к страховой пенсии. Однако при взыскании с пенсионера алиментов на несовершеннолетних детей, денежных средств в возмещение вреда, причиненного здоровью. Или в связи со смертью кормильца, в возмещение ущерба, причиненного преступлением, возможно удержание не более 70% указанных выплат (ч. 3 ст. 29 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; ч. 2, 3 ст. 99 Закона N 229-ФЗ).

Конкретный размер взыскания определяет судебный пристав из пенсии, направляющий исполнительный документ в ТО ПФР. При определении размера удержания из пенсии, являющейся для пенсионера единственным источником существования, судебный пристав-исполнитель обязан исходить в том числе из принципа неприкосновенности минимума имущества. Необходимого для существования самого пенсионера-должника и членов его семьи (п. 4 ст. 4 Закона N 229-ФЗ; Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2019 N 4-КА19-26).

На основании исполнительных документов могут быть удержаны суммы из страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности. С учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений такой выплаты. А также накопительной пенсии и срочной пенсионной выплаты. При этом из пенсии по случаю потери кормильца удержание не производится (п. п. 9, 10 ч. 1 ст. 101 Закона N 229-ФЗ).

Удержание по решению ТО ПФР о взыскании (возврате) излишне выплаченной пенсии

Решение ТО ПФР о взыскании сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, может быть обжаловано в вышестоящий пенсионный орган или в суд (ч. 20 ст. 21 Закона N 400-ФЗ).

Удержания на основании решений ТО ПФР не могут превышать 20% страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (ч. 3 ст. 29 Закона N 400-ФЗ).

Порядок удержания (возврата) излишне выплаченной пенсии

В случае прекращения выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам указанной пенсии. Удерживаемым на основании решений ТО ПФР, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке (ч. 4 ст. 29 Закона N 400-ФЗ).

Удержание по решению суда о взыскании сумм вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера

Под злоупотреблением со стороны пенсионера понимается представление в ТО ПФР заведомо подложных справок. Недействительных удостоверений, документов либо сокрытие данных, исключающих право на пенсию. Повлекших необоснованное установление страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона N 400-ФЗ; Определение Московского областного суда от 11.05.2010 по делу N 33-9130).

Удержание производится ТО ПФР на основании соответствующего решения суда. В размере, не превышающем 50% страховой пенсии , фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения последней) (ч. 3 ст. 29 Закона N 400-ФЗ).

Автор: Александр Трудоношин, налоговый консультант, специалист по информационным технологиям, директор ООО "ЦЭАиЭ". Команда портала

Читайте также: