Субъектом обязательного пенсионного страхования не являются беженцы и вынужденные переселенцы

Обновлено: 16.05.2024

Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политического инакомыслия находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может воспользоваться защитой своей страны (боится) или же лицо, которое не имеет определенного гражданства и находится вне страны своего прежнего места жительства, покинув его в результате преследований и не может (не желает) вернуться домой вследствие опасений за свою жизнь и безопасность своей семьи (ст. 1 Закона РФ "О беженцах").

Таким образом, беженцем может быть признан человек, который только что приехал в нашу страну по указанным выше обстоятельствам, или тот, кого эти обстоятельства застали уже на территории России (так называемые беженцы на месте).

Вынужденный переселенец — гражданин российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка, а также гражданин иностранного государства, покинувший место жительства на территории РФ по обстоятельствам, указанным выше (ст. 1 Закона РФ "О вынужденных переселенцах").

Понятие "вынужденный переселенец" отличается от понятия "беженец" еще и тем, что к первым относятся жертвы не только дискриминации и преследований, но и массовых беспорядков в покинутых ими регионах, поэтому статус вынужденных переселенцев получают, например, жители Чеченской Республики, покинувшие ее в период военных действий, независимо от того, подвергались ли они лично национальной, политической или иной дискриминации.

2. Признание лица беженцем (вынужденным переселенцем)

Беженцами (вынужденными переселенцами) люди становятся не в силу официального признания, а признаются таковыми (получают статус) именно потому, что реально являются беженцами (вынужденными переселенцами). Это специально оговаривается в Руководстве по процедурам и критериям определения статуса беженца УВКБ ООН (Женева, 1992 г.). Таким образом, признанию и предоставлению статуса всегда предшествует то грустное обстоятельство, что человек уже фактически превратился в беженца (вынужденного переселенца). Вся дальнейшая процедура признания и предоставления ему статуса есть лишь юридическое подтверждение объективного факта.

Признание лица беженцем (вынужденным переселенцем) предусматривает:
1) обращение с ходатайством о признании беженцем (вынужденным переселенцем);
2) предварительное рассмотрение ходатайства;
3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее - свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
5) рассмотрение ходатайства по существу;
6) принятие решения о признании беженцем (вынужденным переселенцем) либо об отказе в признании беженцем (вынужденным переселенцем);
7) выдачу удостоверения либо уведомления об отказе.

Решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем (вынужденным переселенцем) либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем (вынужденным переселенцем) принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований.

Лицо, ходатайствующее о признании беженцем (вынужденным переселенцем) и находящееся на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства.

Признание беженцами (вынужденным переселенцем) лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с учетом обстоятельств.

В случае отсутствия обстоятельств в отношении одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, в целях обеспечения воссоединения семьи данный член семьи с его согласия также признается беженцем (вынужденным переселенцем).

Признание беженцем (вынужденным переселенцем) лица, не достигшего возраста восемнадцати лет и прибывшего на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, либо определение его иного правового положения на территории Российской Федерации осуществляется с учетом интересов лица в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации после получения сведений о родителях или об опекунах данного лица.

Разница статуса вынужденного переселенца в сравнении с беженцем заключается в том, что беженцы в отличие от вынужденных переселенцев могут владеть недвижимой собственностью лишь на тех условиях, что и прочие иностранцы. Местные власти обязаны включать в списки на получение жилья вынужденных переселенцев, а беженцев — нет. Нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам России, в том числе вынужденным переселенцам, должны выделяться безвозмездные субсидии для строительства или покупки жилья. На беженцев это не распространяется. Во время обучения профессии или переобучения вынужденным переселенцам предусматривается выплата стипендии, беженцам — нет. Государственные органы обязаны содействовать переводу детей вынужденных переселенцев — учащихся техникумов и студентов вузов в российские учебные заведения. О беженцах на эту тему в законе ничего не говорится.

3. Права и обязанности лица, признанного беженцем

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:
1) получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с настоящей статьей;
2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;
3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
4) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до убытия к новому месту пребывания;
5) охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;
6) пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, из фонда жилья для временного поселения.

Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья;
7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации
8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации
9) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации
10) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации
11) получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации
12) содействие федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства);
13) обращение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц.
Форма бланка проездного документа, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются Правительством Российской Федерации;
14) обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
15) участие в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
16) добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства);
17) выезд на место жительства в иностранное государство;
18) пользование иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
2) своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом;
3) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;
4) сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;
5) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;
6) сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.

Постановка на учет лица, признанного беженцем, в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе является основанием для регистрации данного лица и членов его семьи в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по внутренним делам по новому месту пребывания;
7) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.

Вынужденный переселенец имеет право:
1) самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;
2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориального органа в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом

Правительством Российской Федерации. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет) имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Вынужденный переселенец обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы; соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы; проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

Вынужденный переселенец утрачивает право на проживание в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев при получении (приобретении) другого жилья или при завершении строительства индивидуального жилья, при утрате или при лишении статуса вынужденного переселенца, а также в случае, если он отсутствует без уважительных причин свыше шести месяцев.

4. Утрата статуса беженца или вынужденного переселенца

В Законе "О беженцах" указаны три основания утраты статуса:
1) если беженец получил российское гражданство (тогда он может приобрести статус вынужденного переселенца) или гражданство любого другого государства;
2) если он выехал из России на постоянное жительство в другую страну;
3) если добровольно обратился за помощью или защитой к тому государству, из
которого ранее вынужденно уехал в Россию.
Статус вынужденного переселенца утрачивается:
— с принятием нового гражданства;
— выездом из России на постоянное жительство;
— по истечении срока действия статуса (5 лет).

По закону человека можно лишить статуса беженца или вынужденного переселенца — если человек получил статус на основании умышленно ложных сведений о себе или представил фальшивые документы. Если он осужден по вступившему в законную силу приговору суда за совершенное преступление. Для остальных членов семьи ничего не меняется (кроме, разумеется, уменьшения связанных с составом семьи норм предоставления жилья, ссуд, пособий и т. п.).

Территориальный орган миграционной службы обязан выдавать беженцу и вынужденному переселенцу удостоверение установленного образца. Документ должен выдаваться каждому члену семьи старше 18 лет. Сведения о детях моложе 18 лет вписываются в удостоверение только одного из родителей. Законом "О вынужденных переселенцах" прямо предусматривается, что Удостоверение действует на всей территории Российской Федерации. Так что, получив статус, допустим, в Казани, Вы сохраняете все предусмотренные законом права, оказавшись хоть во Владивостоке, хоть в Москве.

В связи с известными событиями на Украине число людей, прибывающих оттуда в РФ, ощутимо возросло. По этой причине у работодателей возникают вопросы об особенностях трудоустройства беженцев с Украины.

Лицу, признанному беженцем, ФМС РФ либо его территориальным органом выдаётся соответствующее удостоверение. Удостоверение выдаётся на срок не более чем на 3 года. Данное удостоверение является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем.

Возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории РФ является временным убежищем .

Важно отметить, что лицо, въехавшее на территорию РФ без визы и не обратившееся в органы миграционной службы с заявлением о признании беженцем или не получившее временное убежище, получает статус временно пребывающего. В таком случае приём на работу проводится в общем порядке, предусмотренном для временно пребывающих безвизовых иностранных граждан. При этом гражданин Украины должен оформить разрешение на работу.

Временные правила предоставления временного убежища на территории РФ гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим на территорию РФ в поисках убежища, в упрощённом порядке установлены ПП РФ от 22.07.2014 № 690.

Итак, украинцам, признанным беженцами, равно как и украинцам, получившим временное убежище на территории РФ, разрешение на работу не требуется. Н е требуется разрешение на привлечение и использование иностранных работников с Украины и работодателю.

Таким образом, приём на работу иностранца-беженца ничем не должен отличаться от приёма на работу гражданина РФ.

Однако судебная практика показывает, что некоторые ограничения всё же есть.

В качестве примера рассмотрим Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2012 № 15АП-9683/12.

Изучив материалы дела, арбитражный суд пришёл к следующему выводу:

Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1086 установлена допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли в палатках и на рынках в размере 0 (ноль) процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами, на 2012 год.

При таких обстоятельствах иностранного гражданина, хотя и имеющего статус беженца, работодатель - индивидуальный предприниматель не имел права привлекать к торговле.

Таким образом, вина индивидуального предпринимателя в непринятии мер по недопущению использования иностранной рабочей силы в нарушение названных квот считается доказанной.

на стратегических военных предприятиях;

должности государственной или муниципальной службы;

должности и организации, связанные с гостайной и безопасностью.

Вывод: с иностранцем, имеющим статус беженца, заключается трудовой договор в общем порядке, однако, помимо документов, предусмотренных ст. 65 ТК РФ, он обязан также предъявить работодателю удостоверение беженца.

Особо следует отметить, что, согласно письму Минфина РФ от 3 сентября 2014 г. за № БС-4-11/17606, в случае нахождения сотрудника организации, являющегося беженцем, в РФ менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода, такое лицо не будет признаваться налоговым резидентом РФ. В этой связи его доходы от источников в РФ подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 процентов, установленной абзацем первым п. 3 ст. 224 Кодекса. По истечении указанного срока беженец становится резидентом, и отчисления с его заработной платы составят 13 процентов.

Важно : иностранцу необходимо будет завести новую трудовую книжку российского образца, т. к. трудовая книжка, например, украинского образца на территории РФ не признаётся. Исключением является, если украинец представит трудовую книжку советского образца, поскольку эти книжки продолжают действовать на территории РФ.

Несмотря на принятые в 2014 г. изменения к Закону № 115-ФЗ, которые значительно упрощают процедуру получения статуса беженца, эта процедура довольно длительная, и многие вынужденные переселенцы стараются не сидеть на иждивении у приютившего их государства, а ищут возможности самостоятельно содержать себя и свою семью. Приём на работу беженцев без статуса отличается от приёма получивших такой статус.

В данной ситуации работодателю необходимо чётко соблюдать порядок, предусмотренный для оформления на работу иностранных граждан:

1. Для трудоустройства мигрантов организация или ИП должны получить специальное разрешение;

2. С работником в общем порядке заключается трудовой договор. Помимо документов, указанных в ст. 65 ТК РФ, работник должен предоставить:

разрешение на работу (действует 1 год, но истечение срока не является основанием для увольнения по инициативе работодателя);

визу, если он прибыл из государства, с которым у РФ нет соглашения о безвизовом режиме;

разрешение на временное жительство или другой документ, подтверждающий легальное пребывание переселенца на территории РФ.

Важно отметить, что до получения иностранным гражданином статуса беженца (удостоверения беженца) целесообразно заключать срочный трудовой договор, дата прекращения которого должна соответствовать сроку имеющегося разрешения на работу.

В статье рассматривается правовой статус вынужденных переселенцев в России, их права и обязанности, проблемы, с которыми сталкиваются вынужденные переселенцы при осуществлении своих прав. Представлены пути решения рассматриваемых проблемных вопросов.

В настоящее время в силу разнообразных причин в процесс миграции вовлекается большое количество стран. Из-за увеличения масштабов миграции очень часто возникают сложности как у самих мигрантов, так и у принимающих стран. К примеру, некоторые мигранты для того, чтобы попасть в другую страну, минуют погранично-пропускные пункты, используя альтернативные пути следования. Прибыв в безопасное место, мигранты сталкиваются с новыми сложностями в виде дискриминации, грубого обращения.

Среди приоритетных целей развития стран мира, провозглашенных ООН, можно выделить: равенство, безопасность и мир, однако, сегодня наблюдаются сложности при реализации данных принципов, а также при защите прав лиц, участвующих в миграционных процессах, в связи с чем в данной сфере существует явная необходимость проведения реформ. Среди мигрантов возможно выделить категорию вынужденных переселенцев.

Следует отметить, что в 1959-1974 гг. миграционные потери России в другие советские республики составили 2,1 млн. человек. Однако начиная с середины 1970-х годов ситуация в корне изменилась: уже в 1976-1990 гг. прирост российского населения за счет межреспубликанской миграции превысил 2,5 млн. человек[3, с. 6, 13].С распадом Советского Союза Россия превратилась во второй по величине иммиграционной центр мира после США (12,3 млн. жителей РФ были рождены за ее пределами, а соответствующий показатель в Соединенных Штатах составляет 40,5 млн.) [10].

Распад СССР неизбежно принес с собой образование новых государств, военные и политические конфликты, что, в свою очередь, оказало влияние на миграционные процессы. Миграционные процессы стали более интенсивными, стали появляться лица, переселяющиеся из других стран в Россию, а также лица, перемещающиеся внутри страны.

Данные обстоятельства послужили причиной принятия Закона РФ от 19.02.1993 N 4530-I (ред. от 08.12.2020) "О вынужденных переселенцах" (далее – Закон), который закрепляет статус и положение вынужденных переселенцев. Согласно положениям ст. 1 Закона вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка [7]. То есть, вынужденный переселенец может быть как жителем России и прибыть на территорию другого субъекта Российской Федерации, так и жителем иностранного государства.

Положения ст. 6 Закона закрепляют следующие права вынужденных переселенцев: самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел; при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Вынужденный переселенец обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы; соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; при перемене места жительства в пределах территории Российской Федерации встать на учет в течение одного месяца в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по новому месту жительства; проходить переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел [7].

Несмотря на законодательно закрепленный статус вынужденных переселенцев, к сожалению, мы сталкиваемся со сложностями понимания реально существующей проблемы вынужденного переселения ввиду возникновения этнополитических конфликтов, войн, экологических катастроф. Как следствие, реализация вынужденными переселенцами своих прав становится, как минимум затруднительной.

Следует заметить, что правовой статус вынужденных переселенцев содержит в себе право на самозащиту. Данное право напрямую в Конституции не закреплено, но о нем косвенно упоминается в ст. ст. 2, 17, 24, 30, 33, 45, 46, 48, 53 и других статьях Основного Закона. Право на самозащиту - одно из правомочий субъективного права. В.В. Витрянский относит самозащиту права к способам, которые, прежде всего, позволяют предупредить или пресечь нарушение права [4, с. 14]. Самозащита беженцев и вынужденных переселенцев может носить индивидуальный и коллективный характер. Вынужденные переселенцы подают индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти федерального, регионального и местного уровней.

Вышеуказанные проблемы, на наш взгляд, в первую очередь решают СМИ посредством публикаций о положении вынужденных переселенцев, о неисполнении обязанностей государства перед ними, о том, что верховенство закона и защита прав и свобод граждан должны осуществляться без дискриминации, быть направлены на совершенствование демократического управления.

Сегодня в СМИ мы видим обилие публикаций относительно сложностей, с которыми сталкиваются вынужденные переселенцы. К примеру, опубликована проблема жительницы г. Санкт-Петербурга, приехавшей в 1994 году во время чеченской войны. Недавно миграционная служба вновь лишила пенсионерку статуса вынужденного переселенца, а вместе с ним – и права на комнату в коммунальной квартире. Место в коммуналке власти временно предоставили женщине 25 лет назад. Формально Арбузова уже получила в 1997 году компенсацию от государства – чуть меньше $2000, поэтому ее могут выселить в любой момент. Выделенных денег даже в конце 90-х хватало лишь на четыре квадратных метра. Жилье такой маленькой площади найти не удалось. В Грозном у ее семьи был четырехкомнатный дом, только вот продать его не получилось. В свои 74 года женщина все еще вынуждена работать [9].

Это далеко не единственный пример того, как вынужденные переселенцы пострадали из-за военных действий в Чечне. Также, житель Ингушетии, переселившийся из Чечни, сообщает СМИ о том, что он потерял двухкомнатную квартиру в Грозном и до сих пор не получил равнозначную компенсацию. Ему дали 120 тысяч рублей, которую Верховный суд РФ признал незначительной материальной помощью. Он получил эту сумму после дефолта 1998 года и в результате не смог купить на нее даже однокомнатную квартиру [6].

Говоря о проблемных вопросах правового статуса вынужденных переселенцев, нельзя не обратить внимание на отсутствие стандартизированных международных мер реагирования на увеличивающиеся масштабы не только миграции, но и вынужденного переселения, в частности. Сегодня мы наблюдаем отсутствие единого механизма работы с вынужденными переселенцами, обеспечения их прав и законных интересов, их защиты, установленного на международной арене. В свою очередь, это способствует формированию разной практики в странах относительно работы государственных органов с вынужденными переселенцами, а также органов судебной системы при восстановлении нарушенных прав вынужденных переселенцев.

Все вышеперечисленное создает сложные условия для вынужденных переселенцев, которые могут не понимать и не знать тактики своего поведения в непростой ситуации, защиты своих прав, поскольку каждый конкретный случай вынужденного переселения рассматривается по-разному в каждой стране. Определенного стандарта реакции государств на вынужденное переселение не существует, что необходимо закрепить на международном уровне. Цель законодательства в этой области – не только обеспечение и защита прав вынужденных переселенцев, но и системное и всеобъемлющее просвещение в этой области [5, с. 89].

Наконец, нельзя оставить без внимания психологическое состояние вынужденных переселенцев. По Н.С. Палагиной, в процессе адаптации у вынужденных переселенцев происходят значительные изменения личностного плана, выражающиеся в снижении самооценки и уровня притязаний, деформации ценностных ориентаций и социальных установок. По результатам, проведенных ею исследований, что большинство вынужденных эмигрантов дезадаптированны, что проявляется в гипотимном типе реагирования, хаотичном характере активности, в тенденции занимать оборонительную позицию, экстернальности и эскапизме. Эмоциональный фон у вынужденных эмигрантов снижен, проявляются эмоциональная напряженность и склонность к беспричинной озабоченности маловажными проблемами, раздражительность, тревожное состояние. Социальная ситуация вынужденной эмиграции может быть охарактеризована как кризисная и даже экстремальная (т.е. создающая угрозу здоровью и жизни) [1]. Из чего следует, что, существует необходимость организации работы врачей, волонтеров и психологов, способных оказать не только неотложную медицинскую помощь, но и посильную психологическую помощь и поддержку вынужденным переселенцам – людям, оказавшимся в крайне неблагоприятной во всех отношениях жизненной ситуации.

Таким образом, вынужденные переселенцы обладают определенными правами и обязанностями, но, добиться исполнения своих прав вынужденным переселенцам бывает очень сложно.

Необходимо закрепление на международном уровне единых стандартов, касающихся проблемы вынужденного переселения, постоянная работа СМИ с гражданами страны для того, чтобы о статусе вынужденных переселенцев и о существовании проблемы вынужденного переселения знало население каждого государства. Это позволит устранить дискриминацию вынужденных переселенцев со стороны населения. Также, следует постоянно совершенствовать действующее законодательство в нашей стране относительно рассматриваемого вопроса.

В частности, довольно острой является проблема предоставления жилья вынужденным переселенцам. Несмотря на существование положений ст. 11 Закона РФ "О вынужденных переселенцах", а также Постановления Правительства РФ от 15.11.2016 N 1194 "О предоставлении вынужденным переселенцам и членам их семей жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев" (вместе с "Правилами предоставления вынужденным переселенцам и членам их семей жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев") [8], закрепляющих порядок предоставления жилых помещений для временного поселения вынужденных переселенцев, мы видим обилие публикаций в СМИ относительно неисполнения законодательства в этой сфере. Вынужденные переселенцы, лишившиеся собственного жилья, не могут получить временное жилье, компенсация ничтожно мала для приобретения нового имущества.

На наш взгляд, необходимо внесение изменений в законодательство в части ответственности за непредставление временного жилья вынужденным переселенцам, а также за лишение вынужденных переселенцев предоставленного им временного жилья ввиду лишения статуса вынужденного переселенца.

Поэтому отдел по вопросам миграции МВД постоянно разъясняет вновь прибывшим гражданам условия и порядок получения единовременного пособия беженцам.

Основные понятия

Разберемся для начала с правовыми статусами прибывающих в Россию лиц.

Беженцы

Итак, беженцами на территории РФ считаются лица, не являющиеся гражданами РФ, которые в силу объективных опасений стать жертвой преследований по какому-либо признаку: вероисповедания, расы, национальности, гражданства, принадлежности к определенной соцгруппе или политубеждений, находятся вне пределов страны своей гражданской принадлежности. И потому эти люди не могут воспользоваться защитой своей страны либо не желают пользоваться этой защитой ввиду определенных опасений.

Также к беженцам относят лиц, не имеющих определенной гражданской принадлежности и находящихся вне территории государства своего прежнего обычного местожительства в результате вышеописанных событий, если они не могут или не желают вернуться обратно по каким-либо соображениям.

Вынужденные переселенцы

Таковыми признаются россияне, покинувшие свое прежнее место жительства ввиду совершенного в отношении них или их членов семьи насилия либо преследования в иных формах или по причине реальной опасности подвергнуться преследованию по признакам:

  • национальной/расовой принадлежности,
  • вероисповедания,
  • языка,
  • принадлежности к определенной соцгруппе,
  • политубеждений,

ставших поводами для враждебных акций в отношении конкретного человека или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

По вышеуказанным обстоятельствам, вынужденными переселенцами признаются:

  • россияне, вынужденные покинуть привычное место жительства на территории зарубежной страны и прибывшие в РФ;
  • россияне, вынужденные покинуть свое место жительства на территории 1-го из субъектов РФ и прибывшие на территорию другого региона РФ.

Также выделяют такую категорию лиц как ч лены семьи вынужденного переселенца. Это постоянно проживающие с вынужденными переселенцами, вне зависимости от наличия у них статуса вынужденного переселенца, их супруги, дети и родители, иные родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ними совместное хозяйство, начиная с даты регистрации ходатайства о признании россиянина вынужденным переселенцем. В исключительных ситуациях иные лица тоже могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца, но уже в судебном порядке.

Какая единовременная помощь положена беженцам и вынужденным переселенцам из Украины

Пособия беженцам и вынужденным переселенцам в 2022 году

Предоставлении временного убежища в упрощенном порядке беженцам из Украины регулируется Постановлением Правительства РФ за № 690 от 22.07.2014.

Данный НПА позволяет гражданам Украины существенно сократить бюрократические процедуры, предусмотренные для стандартного признания лица беженцем в РФ.

Кроме того, в России существовал и еще один правовой акт в этой сфере: Порядок выплаты единовременного денежного пособия вынужденным переселенцам и беженцам” (утв. ФМС РФ 01.11.1993 N 2585. Однако с 1998 г. он утратил свою силу ввиду принятия Постановления Правительства РФ от 23 мая 1998 г. N 484
“О размере единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу”.

Согласно действующей в РФ миграционной политике, каждый человек, вынужденно пересекший границу России, может рассчитывать на государственную помощь.

Выплаты беженцам

Единовременное денежное пособие выплачивают в размере:

  • 100 р. – лицам, получившим свидетельство о рассмотрении ходатайства по существу о признании беженцем на территории РФ, и каждому прибывшему с ними несовершеннолетнему члену семьи,
  • 150 р. – малообеспеченным лицам (одиноким – нетрудоспособным пенсионерам, инвалидам, родителю хотя бы с 1-м ребенком до 18 лет; многодетной семье с 3-мя и более детьми в возрасте до 18 лет) из числа лиц, получивших свидетельство, и каждому прибывшему с ними несовершеннолетнему члену семьи.

Выплаты переселенцам

Единовременное денежное пособие выплачивается каждому члену семьи. Устанавливается оно для:

  • лиц, получивших свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами, и прибывших с ними несовершеннолетних членов семьи, – 100 р.;
  • малоимущих (семей, одиноко проживающих граждан) из числа указанных лиц – 150 р.

Программа помощи добровольным переселенцам

Помимо вынужденных переселенцев встречаются также и добровольно возвращающиеся из зарубежных стран в Россию соотечественники. Такие лица должны стать официальными участниками госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

Правоотношения регламентированы Указом Президента РФ от 14.09.2012 N 1289 (ред. от 15.03.2018) О реализации Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

Переселяющиеся могут размещаться в городе или сельской местности. От места поселения зависит размер выделяемой материальной помощи. Если мигранты будут жить в городе, то величина государственной помощи приравнивается к размеру минимальной зарплаты. Размер помощи также зависит от региона проживания. Чем севернее место жительства, тем выплата больше. В малоразвитых регионах цифры помощи могут быть мизерными.

При переезде в сельскую местность размер помощи увеличивается до двух окладов. Причем деньги для сельских мигрантов перечисляются в два этапа:

  • первую часть выплат (50%) получают только после регистрации в органах миграционной службы и получения официального статуса;
  • вторая половина суммы выдается после того, как семья переселенца переедет на постоянное место проживание в сельскую местность и оформит прописку в органах внутренних дел РФ .

К ним относятся: матери-одиночки, сироты, пенсионеры, инвалиды и многодетные семьи.

Как получить помощь беженцу и переселенцу в России

Пособия беженцам и вынужденным переселенцам в 2022 году

Чтобы получать помощь от государства в 2022 году необходимо:

  1. Зарегистрироваться в органах миграционной службы РФ . Если таковых нет, то вопросы предоставления статуса беженца, переселенца и назначения пособия решают территориальные органы власти.
  2. Доказать, что гражданин и члены его семьи являются беженцами, вынужденными переселенцами. Это возможно, если проживание на территории своей страны угрожало жизни и здоровью переселенца, а также членам его семьи.
  3. Подать заявку на участие в программе.
  4. Получить разрешение на временное проживание.
  5. Искать работу и жилье.

После получения статуса можно подавать документы на выдачу материальной помощи. Этими вопросами также занимаются миграционные органы.

Пособия беженцам и вынужденным переселенцам в 2022 году

Чтобы получить выплаты от государства необходимо предоставить:

  • заявление;
  • паспорт (или иной документ удостоверяющий личность при отсутствии паспорта);
  • документ о регистрации в органах миграционной службы;
  • свидетельство о рождении детей (при наличии);
  • пенсионное удостоверение и (или) удостоверение инвалида (при наличии).

Порядок использования государственной помощи

Выплаты можно получить в бухгалтерии миграционной службы или на банковский счет.

Всем лицам, получавшим выплаты, в карточках регистрации делаются специальные отметки: день выдачи средств и сумма.

После официального трудоустройства выплаты иностранцам прекращаются. Для этого сотрудники службы занятости стараются подыскать работу переселенцам в приоритетном порядке.

Если гражданин отказывается от предложенной вакансии более трех раз без уважительной причины, в получении средств будет отказано.

Нужно ли возвращать государственную компенсацию

Если гражданин зарегистрировался в органах миграционной службы, но статуса беженца не получил, то выплаченная сумма не подлежит взысканию.

Полученные выплаты подлежат обязательному возврату в следующих случаях:

  • если гражданин намеренно собрал и подал в миграционную службу фальшивые документы;
  • если лицо предоставило недостоверные сведения о себе или утаило часть данных.

Деньги должны быть возвращены в тот орган миграционной службы, который принимал решение о выплате единовременного пособия.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

24 января 2017, 15:31 Дек 28, 2021 12:50 Льготы всем Ссылка на текущую статью

Читайте также: