Соответствует ли уровень пенсионного обеспечения в россии международным стандартам

Обновлено: 15.05.2024

О позиции РСПП по вопросам развития пенсионной системы в России

Утверждена Бюро Правления РСПП

10 ноября 2006 года


1. Российский Союз промышленников и предпринимателей рассматривает пенсионную систему в Российской Федерации как одну из важнейших составных частей социальной политики, имеющую целью обеспечить приемлемый уровень социальной защиты населения.

Современная пенсионная система формируется на основе реализации Программы пенсионной реформы, одобренной Национальным Советом при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе в 2001 году, и принятых в ее развитие законодательных и других нормативных актов.

Пенсионная система в Российской Федерации наряду с государственным пенсионным обеспечением и обязательным пенсионным страхованием включает развивающуюся рыночную инфраструктуру пенсионной деятельности.

Анализ принятых решений и практики их реализации не позволяет с уверенностью утверждать, что цель начатой в 2002 году пенсионной реформы - повышение уровня пенсионного обеспечения граждан на основе обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы – будет достигнута в обозримой перспективе, а сами решения не будут подвергаться периодическому пересмотру.

В пенсионной системе не преодолены серьезные проблемы, негативно влияющие на ее развитие:

Существование взносов по обязательному пенсионному страхованию в рамках налогового вычета из суммы ЕСН порождает серьезные проблемы с персонификацией учета в ПФР и использованием взносов. Начисляемые работодателем взносы на страховую и накопительную части пенсии конкретному работнику, не разделяются в ПФР по персонифицированному учету в течение года. В условиях налогового администрирования персонификация пенсионных взносов утрачивает свою актуальность во времени.

Сокращаются страховые начала в пенсионной системе, заявленные в начале пенсионной реформы в качестве ее основы.

В структуре трудовой пенсии нарастает доля ее базовой части, не связанной с заработком.

Практически отсутствует паритетное участие социальных партнеров, включая основных плательщиков страховых взносов – работодателей, в управлении средствами обязательного пенсионного страхования.

Досрочные пенсии, неоправданно финансируются из общего объема страховых взносов, в том числе и из-за отсутствия профессиональных пенсионных систем. Право работников на досрочное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда по-прежнему определяется без учета фактических условий труда на конкретных рабочих местах.

Потенциал негосударственных институтов в пенсионном страховании используется в недостаточной мере, чему препятствует в первую очередь неблагоприятная и неэффективная система налогообложения субъектов негосударственного пенсионного обеспечения.

2. Российский Союз промышленников и предпринимателей считает необходимым уточнение стратегии пенсионной реформы, имея в виду корректировку сложившейся в Российской Федерации пенсионной системы по тем позициям, которые не соответствуют базовым страховым принципам, и обеспечение ее дальнейшего развития на основе реальных механизмов социального страхования.

Главная цель такой корректировки состоит в формировании финансово устойчивой пенсионной системы, содержащей для работодателя и работника механизмы заинтересованности и ответственности за пенсионное обеспечение при усилении регулирующих и контрольных функций со стороны государства (частно-государственное партнерство в этой сфере).

При этом перспективным направлением развития пенсионной системы в Российской Федерации должно стать сочетание государственных пенсионных обязательств со стимулированием работодателей и работников к уплате добровольных дополнительных взносов на пенсионное обеспечение.

Достижение заявленных целей предполагает:

2.1. Совершенствование тарифной политики и введение полноценных взносов по обязательному пенсионному страхованию.

Представляется необходимым выделить страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию в качестве самостоятельного платежа, который носит возмездный характер и подлежит персонифицированному учету. Этот платеж не должен являться какой-либо частью ЕСН, в частности - квалифицироваться как налоговый вычет.

Основополагающим условием реализации страховых принципов функционирования пенсионной системы следует считать такой порядок, при котором размер взносов должен определяться исходя из достаточности ресурсов пенсионного страхования для обеспечения пенсионных обязательств, обеспечения необходимого уровня замещения заработка (имея в виду приближение этого уровня в перспективе к международным нормам).

При введении взносов на обязательное пенсионное страхование следует отказаться от применяемой в настоящее время дифференциации ставок взносов в зависимости от отраслевой принадлежности работодателя.

Максимальный размер выплат застрахованному лицу, на которые начисляются взносы по обязательному пенсионному страхованию предлагается сохранить, исходя из принципа предельного ограничения заработка, утрата которого страхуется в системах обязательного социального страхования. Вместе с тем, указанный максимум следует ежегодно индексировать с учетом темпов роста среднемесячной заработной платы в стране.

2.2. Совершенствование страховых принципов пенсионной системы:

Предлагается выделить базовую часть трудовой пенсии и перевести ее в систему государственного пенсионного обеспечения в виде базовой пенсии. Предусмотреть поэтапную переориентацию этого института на решение задачи борьбы с бедностью среди пенсионеров путем придания ему характера государственного социального пособия, выплачиваемого пенсионерам в виде доплаты (до уровня прожиточного минимума пенсионера (ПМП)) к сумме других выплат пенсионеру. В составе трудовой пенсии следует сохранить лишь страховую и накопительную части, имеющие правовой статус страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Необходимо постепенно исключить финансирование выплаты досрочных пенсий по условиям труда за счет общих средств обязательного пенсионного страхования, утвердив институт экономически и социально эффективных профессиональных пенсий и методологию подтверждения права на досрочную пенсию на основе аттестации рабочих мест.
Следует обеспечить реализацию закрепленного законодательством права работодателей на паритетное участие через своих представителей в управлении средствами обязательного пенсионного страхования.
2.3. Стимулирование добровольных платежей на пенсионные цели.

Застрахованным лицам должна быть предоставлена возможность приобретения дополнительных прав в системе обязательного пенсионного страхования за счет заработка (взносы до 4% заработка в пределах установленного максимума) с пропорциональным (2:1) участием государства в формировании пенсионных прав и сохранением свободы выбора работником негосударственных организаций для инвестирования средства пенсионных накоплений.

Это означает, что при определении размера пенсии в расчетный пенсионный капитал будут включаться как дополнительные взносы самого работника, так и дополнительные средства из федерального бюджета в сумме, равной половине указанных взносов работника.

Возраст участника дополнительного пенсионного страхования не должен ограничиваться. Единственное допустимое ограничение, не нарушающее равенство прав застрахованных лиц, это установление минимального (5 лет) срока уплаты взносов, с тем, чтобы сформировать достаточную сумму накоплений.

2.4. Усиление роли негосударственных институтов в пенсионной системе.

Следует усилить роль негосударственных институтов и их влияние на решение проблем развития пенсионной системы.

Нужно расширить участие НПФ в обязательном пенсионном страховании, включая профессиональные пенсионные системы и аккумулирование дополнительных платежей. Развивать на базе НПФ и компаний по страхованию жизни системы добровольного пенсионного страхования. Предусмотреть возможность накопленных в НПФ средств для покупки пожизненной пенсии в страховой компании. Одновременно с этим должны быть ужесточены требования к деятельности НПФ и компаний по страхованию жизни, в т.ч. по достаточности собственного капитала, по инвестированию пенсионных средств, стандартам операционной деятельности и др.

Одним из важнейших факторов, обеспечивающих усиление роли НПФ и рост доверия к их деятельности в обществе, следует считать усиление защиты прав вкладчиков и участников, в том числе путем создания объединенных гарантийных фондов для НПФ, осуществляющих обязательное пенсионное страхование, а также формирования системы страхования вкладов в НПФ.

Регулирование, контроль и надзор со стороны государства должны быть одинаково жесткими как для участия НПФ в системе обязательного пенсионного страхования, так и в отношении НПФ и компаний по страхованию жизни, участвующих в добровольном пенсионном обеспечении.

При этом наряду с государственным регулированием должна быть сформирована система саморегулирования субъектов негосударственного пенсионного обеспечения, которая решала бы вопросы разработки стандартов деятельности и кодексов поведения своих участников, неукоснительное исполнение фондами и компаниями по страхованию жизни пенсионных обязательств.

2.5. Совершенствование налогообложения субъектов негосударственного пенсионного обеспечения.

Необходимо установить благоприятный и эффективный налоговый режим для расширения доступа граждан к добровольному негосударственному пенсионному обеспечению и страхованию, осуществляемому на базе НПФ, компаний по страхованию жизни и других организаций.

Следует предусмотреть стимулирующую систему налогообложения при уплате работодателями и работниками пенсионных взносов, а для НПФ и компаний по страхованию жизни – унифицированную систему, способствующую формированию пенсионных накоплений.

2.6. Обеспечение возможности инвестирования средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений.

Развитие пенсионной системы требует ее обеспечения в должной мере активами, инвестирование в которые позволит сохранить и в перспективе увеличить стоимость средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений.

В этих целях следует совершенствовать механизмы и расширять инструменты для инвестирования средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений. Учитывая долгосрочный характер пенсионных инвестиций, предусмотреть возможность их использования для решения важнейших национальных проблем, в частности, обеспечения населения доступным жильем.

2.7. Устранение неравенства прав застрахованных лиц по отношению к накопительным пенсиям.

Необходимо восстановить декларированное пенсионной реформой, но впоследствии отмененное, участие застрахованных лиц 1953-1967 годов рождения в накопительной пенсионной системе и формирование для них в обязательном порядке накопительной части трудовой пенсии, принимая во внимание, что это одна из самых активных и эффективных, с точки зрения накопления пенсионного капитала, групп населения.

Представляется целесообразным установить для работника право самостоятельно осуществлять выбор времени выхода на пенсию – ранее нормативного пенсионного возраста, при его достижении, или позднее.

При этом необходимо ввести пропорциональную зависимость размера пенсии от времени фактического выхода на пенсию с применением в необходимых случаях механизмов дополнительной индексации пенсии.

3. Ключевые положения по формированию правовой базы и реализации предлагаемых решений.

3.1 В период 2007-2008 годов должны быть предприняты необходимые меры по формированию правовой базы пенсионной системы, которые позволил бы осуществить финализацию пенсионной реформы путем создания оптимальной конструкции данной системы, а также определения ее основных компонентов и параметров в их системной взаимосвязи и взаимозависимости.

Ключевым для решения этой проблемы является подготовка проекта Пенсионного кодекса Российской Федерации, который должен решить три основных задачи:

До этого следует завершить подготовку и принятие ранее предусмотренных законодательных актов, а также новых, вытекающих из данных предложений.

Так, в 2007 году представляется важным законодательно урегулировать вопрос внесения изменений в пенсионное законодательство в части введения дополнительного пенсионного страхования граждан. На первом этапе решение этой задачи может быть достигнуто посредством развития существующего института добровольного вступления застрахованных лиц в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Однако при подготовке Пенсионного Кодекса Российской Федерации потребуется обеспечить четкую группировку компонентов пенсионной системы: на обязательные и добровольные, на основные и дополнительные, на государственные и негосударственные.

Необходимо принять законодательные решения по переводу базовой части трудовой пенсии в систему государственного пенсионного обеспечения. Реализация данного решения потребует осуществления последовательных действий по изменению условий приобретения права на трудовую пенсию. Одновременно с этим необходимо будет провести водораздел между накопительной частью трудовой пенсии, устанавливаемой и выплачиваемой в соответствии с нормами обязательного страхования и накопительной пенсией, устанавливаемой и выплачиваемой в соответствии с положениями договоров о негосударственном пенсионном обеспечении. Такой подход позволит внести необходимую определенность в регулирование соответствующих правоотношений, а также существенно расширить диапазон пенсионных продуктов, которые могут быть предложены застрахованным лицам и членам их семей негосударственными пенсионными фондами и страховыми компаниями.

К 2008 году следует обеспечить принятие решений, предусматривающих введение взносов на обязательное пенсионное страхование в качестве самостоятельного индивидуально-возмездного платежа.

Одновременно с принятием Пенсионного Кодекса Российской Федерации следует внести необходимые изменения в федеральные законы, регулирующие отношения в смежных областях права (трудового, гражданского, семейного, налогового, бюджетного и др.).

3.2 Наряду с подготовкой законодательной базы для развития пенсионной системы необходимо разработать программу переходного (до 15 лет) периода, основанную на принципах добровольности и постепенности с целью недопущения шокового варианта преобразований, которая позволит полностью воплотить в жизнь страховую пенсионную систему.

Любые принципиальные новации должны распространяться исключительно на граждан, впервые вступивших в пенсионные правоотношения, либо на граждан, выбравших эти новации посредством свободного волеизъявления в целях более высокого уровня пенсионного обеспечения.

Программой должен быть предусмотрен постепенный переход на определение всех основных параметров пенсионной системы исключительно на основе актуарного инструментария, исходя из необходимости долгосрочной финансовой обеспеченности пенсионных обязательств и обеспечения жизнеспособности пенсионной системы в Российской Федерации в конкретных социально-экономических условиях.

3.3 Масштабные задачи по развитию пенсионной системы, формированию частно-государственных механизмов для обеспечения ее долгосрочной финансовой устойчивости требуют активизации учебно-методической и информационно-разъяснительной работы, ориентированной, прежде всего, на работодателей и работников.

4. Российский Союз промышленников и предпринимателей считает необходимым продвигать консолидированную позицию работодателей по развитию пенсионной системы в Российской Федерации в ходе совместной работы с социальными партнерами по подготовке необходимой законодательной базы.

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших из стран СНГ

Вопросы пенсионного обеспечения лиц, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее – Соглашение ).

Участниками Соглашения являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина (Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь действует Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года. В этой связи положения Соглашения от 13 марта 1992 года распространяются на отношения, которые не урегулированы указанным Договором. Пенсионное обеспечение граждан, прибывших из Молдавии и Грузии, регулируется другими соглашениями. С Азербайджаном подобных соглашений нет).

Пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осущест­вляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Назначение трудовой пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения, осуществляется при условии постоянного проживания этих граждан на территории России. Для иностранных граждан постоянное проживание на территории России подтверждается видом на жительство.

Для назначения трудовой пенсии также необходимо представить документ, содержащий дату прекращения выплаты пенсии в другой стране, - пенсионное дело либо справку из органа, осуществлявшего пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства.

При этом документы, представляемые гражданином для целей пенсионного обеспечения, выданные на иностранном языке, принимаются для указанных це­лей при условии, что верность их перевода засвидетельствована:

  • нотариусами, занимающимися частной практикой;
  • нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, либо консульскими учреждениями Российской Федерации.

О стаже

Для установления права гражданина государства - участника Соглашения на пенсию, в том числе на пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на тер­ритории любого из государств - участников Соглаше­ния, а также на территории бывшего СССР в период до момента подписания Соглашения.

Периоды работы до 1 января 2002 года также учиты­ваются в общем трудовом стаже для оценки пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в трудовой (страховой) стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами российского пенсионного законодательства.

Периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии, если страховые взносы на пенсионное обеспечение уплачивались в соответствующие органы той страны, на территории которой гражданин работал.

Указанные периоды работы на территории госу­дарства - участника Соглашения подтверждает справка об уплате страховых взносов на обязатель­ное пенсионное либо социальное страхование, ко­торую выдают компетентные органы названного государства.

Исчисление пенсии

Гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения, исчисле­ние пенсии производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в общий трудовой (страховой) стаж до 1 января 2002 года по сведениям индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсион­ного страхования за 2000-2001 годы либо за любые шестьдесят месяцев подряд на основании документов, которые выдают в установленном порядке работодатели либо государственные (муниципальные) органы.

Заработок, полученный в государствах - участниках Соглашения, рассматривается как заработок, полученный на территории Российской Федерации. Размер пенсии исчисляется с учетом этого заработка на общих основаниях. Перевод национальной валюты производится по курсу на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 года.

Если за период работы на территории государства – участника Соглашения оплата производилась не в национальной валюте, а в иностранной (например, в долларах США), то такой заработок не может быть принят для исчисления пенсии.

Сроки назначения пенсии

При переселении в Россию гражданина, получавшего пенсию в одном из государств-участников Соглашения, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства. Но не более чем за шесть месяцев до места регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания гражданина в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем, если у него есть право на пенсию того же вида по законодательству Российской Федерации.

При обращении за пенсией впервые, она назначается в сроки, установленные российским законодательством, то есть с даты обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

В России начинается новый этап социального развития. Государство обязано обеспечивать всем своим гражданам международные минимальные стандарты жизни. Самый известный из них - размер пенсии должен быть не менее 40 процентов от заработной платы.

По поддержке семей Россия стала эталоном для многих стран. И паника на биржах на пособиях не отражается. Фото: Photoxpress

По поддержке семей Россия стала эталоном для многих стран. И паника на биржах на пособиях не отражается. Фото: Photoxpress

Есть еще ориентиры по больничным листам, пособиям по безработице и медицинскому обслуживанию. Всего - семь позиций. С 27 февраля для нашей страны стали обязательными стандарты Конвенции N 102 Международной организации труда (МОТ) "О минимальных нормах социального обеспечения". Закон о ее ратификации вступил в силу год назад. А теперь - и сами нормы.

Но, оказывается, по некоторым позициям мы уже обогнали конвенцию. А есть стандарты, где еще придется усиленно поработать, рассказал в интервью "Российской газете" профессор Финансового университета при правительстве РФ, проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

Неравные проценты

Александр Львович, отныне каждые пять лет наша страна обязана отчитываться о своих успехах по Конвенции N 102. Какая позиция для нас самая трудная? По пенсиям?

Александр Сафонов: По ним, возможно, в первую очередь. Хотя в прошлом году, по предварительным данным, соотношение средней пенсии к среднему заработку составило 30,7 процента.

У меня, признаюсь, "средняя температура по больнице" никогда оптимизма не вызывала.

Александр Сафонов: И это правильно. У нас очень странный коэффициент замещения пенсией утраченного заработка. Те, кто получает мало, имеют очень большой коэффициент, вплоть до 100 процентов. А люди с высокой зарплатой - процентов 20, не больше, потому что максимальная пенсия, которую человек может получить, имеет предел. И чем больше у тебя зарплата, тем меньше коэффициент замещения ее пенсией.

Но по среднему показателю у нас есть шанс добраться до 40 процентов?

Александр Сафонов: Для этого надо решить четыре проблемы пенсионной системы. Первая - в нашей стране большое количество людей получает низкую зарплату.

Вторая проблема - очень сложная и напряженная ситуация на рынке труда, хотя официальная статистика и показывает нам минимальные значения безработицы. Но не секрет, что у нас развиты такие явления, как административные отпуска, неполный рабочий день. И в таком режиме, по данным Росстата, находится почти миллион человек. Плюс невыплаты заработной платы. То есть формально у человека сохраняется рабочий стаж, но отчислений за него работодатель производит меньше.

Если решить четыре глобальные проблемы рынка труда, бюджет Пенсионного фонда можно дополнительно пополнять по три триллиона рублей в год

Из-за всего этого доходы пенсионной системы остаются низкими. Поэтому надеяться, что коэффициент замещения пенсией утраченного заработка будет высоким, пока не приходится. Добавьте сюда еще третью проблему - неформальный рынок труда. Не за всех у нас работодатели платят в пенсионную систему.

И сколько на всем этом теряет Пенсионный фонд России?

Александр Сафонов: По нашим расчетам, устранив эти проблемы, можно дополнительно наполнять его по 1,6 триллиона рублей в год.

Богатые платят меньше

Вы говорили о четырех проблемах.

Александр Сафонов: Четвертая заключается в том, что государство в последнее время приняло массу решений, которые стимулировали отток денег из пенсионной системы.

Например, с 2002 года произошло снижение взносов за высокооплачиваемых граждан. Когда у работника общая сумма заработка в течение года переходит за 1,2 миллиона рублей (если быть точным, этот предел в 2020 году составляет один миллион 292 тысячи рублей), то отчисления снижаются до 10 процентов. Вместо 22 процентов!

Второй момент - налоговые льготы по уплате пенсионных взносов. Это касается индивидуальных предпринимателей, самозанятых, организаций, которые применяют упрощенную систему налогообложения, единый сельхозналог. Они вообще ни копейки не платят. Плюс разного рода льготы, которые предоставляют компаниям по некоторым видам экономической деятельности, свободным экономическим зонам.

В результате всего этого в Пенсионный фонд не поступает еще 1,5 триллиона в год.


Государству выгодно тратить деньги на медицинское обеспечение, чтобы люди могли эффективно работать. Фото: Photoxpress

Получается все вместе - 3,1 триллиона! Первые три проблемы не решишь при таком росте экономики. Об этом мы еще поговорим. А льготы? Вы предлагаете их отменить?

Александр Сафонов: Государству, на мой взгляд, необходимо провести реформу, чтобы прекратить практику предоставления льгот за счет Пенсионного фонда России. Система тарификации должна существовать автономно от его бюджетной политики.

Надо создать независимый актуарный комитет, который бы управлялся социальными партнерами. Именно он должен принимать решение, какие тарифы назначать. Но при этом установить железное правило: единая тарифная сетка для всех видов деятельности. Самозанятый ты или нет, работаешь в сфере финансов или космоса - тариф один. И льготы, которые устанавливают для развития экономики, должны компенсировать Пенсионному фонду за счет госбюджета.

А комиссия при расчете тарифов должна исходить исключительно из двух ориентиров. Из демографических показателей - соотношение работающего и неработающего населения. И из ситуации с рабочими местами, чтобы тарифы не заставляли работодателя сокращать штаты. И ничего другого.

Как часто тарифы должны меняться с учетом этих факторов?

Александр Сафонов: Они должны быть стабильны как минимум пять лет. В идеале - не меньше десяти. Тогда предприниматель понимает свои экономические перспективы, строит систему формирования кадрового потенциала, финансовую политику, инвестиции. Чем стабильнее тарифное регулирование, тем оно лучше для бизнеса. Я убежденный сторонник того, что играться тарифами пенсионной системы, как и системы соцстрахования, страхования по болезни, от несчастного случая на производстве, нельзя.

Мама на зарплате

В конвенции есть еще шесть разделов, которым наша страна должна соответствовать. По каким мы уже этого добились?

Александр Сафонов: В принципе, почти по всем. Это касается обеспечения в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием, материнством, инвалидностью, по случаю потери кормильца. Но по каждому направлению надо двигаться вперед.

Фото: Наталия Федосенко/ТАСС

Взять, к примеру, обеспечение в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями. Есть закон, Фонд социального страхования. Все это соответствует мировым канонам. Но закон не распространяется на тех, кто работает по гражданско-правовым договорам и на самозанятых. Для них нужно предусмотреть возможность страховаться самостоятельно. По крайней мере, открыть такую опцию. Не факт, что она сработает и люди будут ею массово пользоваться. Но мы расширим их право на систему социального страхования и защиту в случае профзаболевания или несчастного случая.

Александр Сафонов: Ничего. Здесь мы уже давно являемся стандартом для западных стран. И всегда были передовиками - еще с советских времен. Например, в Германии оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком после его рождения длится 14 месяцев, а у нас - 18 месяцев. И каждый год в России происходит индексация пособий по материнству.

Обеспечение по инвалидности у нас тоже на уровне стандартов МОТ. Но нам надо добиваться более высокого обеспечения. Особенно для семей с детьми-инвалидами. Или мама, или папа выпадают с рынка труда. И пособие по инвалидности ребенку должно учитывать это.

То есть обеспечивать не только возможность питаться, одеваться, покупать лекарства, но и компенсировать утраченный заработок одного из родителей. К сожалению, сейчас это не так. Давно пора модернизировать это пособие. Мама, которая ухаживает за ребенком-инвалидом, должна получать от государства зарплату социального работника как минимум.

Но вам ответят - бюджет не резиновый!

Александр Сафонов: Так и государству выгодно, когда семьи заботятся о детях-инвалидах. Не надо строить специнтернаты, содержать персонал.

Я вам больше скажу: в пособии по детской инвалидности должны содержаться расходы семьи на социализацию ребенка. Это, например, дополнительная программа по образованию, связанная с тем, что ребенок ограничен в своих возможностях. И оплата реабилитологов, которые занимаются именно социализацией ребенка.

У нас, к сожалению, семьи, где появляется ребенок-инвалид, чаще всего замыкаются в своих проблемах. А тот же Фонд соцстраха или департамент социальной защиты в регионе должен иметь в штате семейного кризис-менеджера. Он вместе с мамой или папой обязан приводить этого ребенка туда, где ему готовы или обязаны бесплатно оказывать помощь.

Понимаете? Это уже не идеология консервации человека с инвалидностью: накормили и забыли. Это идеология развития, формирования новых типов людей, которые активно участвуют в жизни, хотя и имеют ограничения. И здесь помимо пособий государство должно заключать с семьями социальные контракты. Но не те, которые подписывают с многодетными семьями, когда им дают деньги, чтобы родители открыли свое дело либо получили новую профессию, повысили квалификацию по старой. Речь идет об обратном социальном контракте. Когда государство прописывает свои обязательства и объем услуг, которые выполнит, чтобы ребенок-инвалид развивался. А задача родителей - использовать все эти направления.

О хвостах и носах

А теперь - о главном. Чтобы соответствовать конвенции, где мы еще не тянем, развивать другие соцстандарты, нужна хорошая экономика. И не в среднем по стране, а в каждом регионе. Иначе все это не имеет смысла.

Александр Сафонов: В нашей стране давно уже пытаются разработать закон о единых социальных стандартах, где прописана вся система помощи, который государство считает современным, эффективным, где установлено соотношение различных пособий и выплат. Пока не разработали.

Потому что всем одинаково - не получится!

Александр Сафонов: Получится. Не сразу, конечно. Мы давно созрели для этого закона. Человек должен быть одинаково защищен государством независимо от того, где он живет.

Фото: iStock

Кстати, это основное требование Конвенции N 102. А ее невыполнение грозит стране репутационными рисками. Крупные иностранные компании не будут вести бизнес и инвестировать там, где не соблюдаются права трудящихся.

Мы также должны думать и о том, что социальная политика является той скрепкой, которая поддерживает постоянное население как в сельских территориях, так и в небольших городах. И на Дальнем Востоке, на Крайнем Севере. Для страны важно, чтобы люди жили везде, а не только в центре.

Подпишусь под каждым словом. Но прошлый год закончили с дефицитом бюджетов в два раза больше регионов, чем раньше.

Александр Сафонов: Серьезная проблема. Но вот вам конкретный пример - Сахалинская область. Всего один проект - запуск завода по производству сжиженного газа - вывел бюджет региона из дефицитного в профицитный.

Надо искать такие проекты, которые будут вытягивать области. Это задача государства, власти. Если вы понимаете, что с точки зрения развития страны важно увеличивать объемы и глубину нефтепереработки, развивать современную химию - стройте такие заводы, развивайте. И делайте это там, где принесет прибыль региональным бюджетам, будет вытягивать социалку, формировать кадровый потенциал.

У нас сейчас почти 69 процентов доходов федерального бюджета формируют лишь три региона. Абсурд? Абсурд. И надеяться, что какой-то добрый дядя приедет из-за границы, начнет что-то делать в депрессивном регионе, - это сверхфантазии. Нет таких историй в жизни! Не идет инвестор в депрессивные регионы. Он понимает, что там ни кадров нет, ни потребления, ни инфраструктуры. Зачем ему с этим связываться?

Поэтому именно государство должно инвестировать. Если мы хотим сделать Дальний Восток приличным с точки зрения проживания, давайте развивать компетенции, которые обеспечивают нашу страну. То же судостроение. Науку, которая связана с ним. У китайцев же получилось. И у нас получится. Иначе так и будем жить по принципу: хвост вытянем - нос застрянет, нос вытянем - хвост застрянет.

Зарплата - драйвер экономики

Александр Львович Сафонов, доктор экономических наук


В этом году ему исполнится 57 лет. Родился в Москве. Окончил экономический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Практически вся его трудовая жизнь связана с исследованием уровня жизни населения и улучшением ее качества. Сафонов работал в Управлении уровня жизни и демографии Министерства труда и социальных вопросов СССР. Был начальником отдела уровня жизни независимого исследовательского центра, заместителем министра здравоохранения и соцразвития РФ. Александр Сафонов считает, что значительный потенциал для роста региональной экономики, а значит, и всей страны, связан с заработной платой бюджетников. Потому что в большинстве регионов они являются системообразующими элементами и для рынка труда, и для внутреннего потребления. И как следствие - для развития бизнеса.

Больничным сыт не будешь

С медициной мы тоже, судя по всему, в стандарты укладываемся?

Александр Сафонов: В принципе, да. В конвенции говорится, что граждане имеют право на медицинское обслуживание без какой-либо дискриминации. И у нас есть экстренная бесплатная медпомощь, больницы, поликлиники, полисы ОМС.

И все это доступно не только работающему населению, но и нетрудоспособному. Плюс много сделано, чтобы узаконить возможность мигрантов получать медпомощь по расширенному пакету.

Все жду, когда вы скажете: "Но. "

Александр Сафонов: Есть еще один раздел - "Обеспечение по болезни". Здесь мы тоже имеем развитую систему страхования. Но. по больничным есть проблема. У Фонда соцстраха - те же проблемы с самозанятыми, индивидуальными предпринимателями и работниками теневого сектора экономики, что и у Пенсионного фонда. И все эти люди не защищены через инструмент соцстрахования на случай болезни.


Обязать их платить взносы?

Александр Сафонов: Это должно быть сделано в обязательном порядке. Как минимум, закрепить минимальный уровень выплат. Мы должны приучать людей к культуре страхования. Что есть не только риск потери здоровья, но и заработка.

Надежды на то, что человек сам будет откладывать на случай болезни, понятно, нет?

Александр Сафонов: Это надо быть очень большим оптимистом. Например, в США у сорокалетних американцев остаются нулевыми более 60 процентов счетов по накопительным пенсиям. Во всех странах люди чаще предпочитают тратить деньги здесь и сейчас. В то же время логика развития рынка труда говорит, что все больше людей будет занято в сфере временной, частичной занятости, в системе гражданско-правовых договоров. И государству надо решать, что в данном случае делать. Это не только вызов через пять лет, это вообще стратегический вызов. Для всех стран без исключения. И та, которая в наибольшей степени сориентируется, окажется в выигрыше.

А как вы относитесь к тому, что у нас есть потолок выплат по больничным? Заболев, люди теряют заработок. Поэтому очень многие не берут его вовсе. Может, пора сделать 100-процентную оплату?

Фото: twitter/ coronavirus

Александр Сафонов: Ситуация, действительно, очень серьезная. Сейчас система пособий по больничным приводит к тому, что люди ходят на работу нездоровыми. А это угроза не только конкретному человеку, а всему трудовому коллективу. А может, и городу.

Поэтому необходимо предоставить право тем, кто получает достаточно высокую зарплату, сохранить свой доход на больничном за счет небольшого дополнительного тарифа.

Предположим, мы делим программу социального страхования по болезни на две части. Первая - стандарт, который сейчас существует (взносы в Фонд соцстраха платит за работника работодатель). И при начислении больничных в 2020 году получите предел за месяц чуть более 48,3 тысячи рублей.

Понятно, переходить на них, например, с 200 тысяч рублей зарплаты - тяжело. Для таких работников можно предусмотреть вторую, дополнительную, программу - добровольное личное софинансирование. Но это должен быть посильный тариф.

В России начинается новый этап социального развития. Государство обязано обеспечивать всем своим гражданам международные минимальные стандарты жизни. Самый известный из них - размер пенсии должен быть не менее 40 процентов от заработной платы.

По поддержке семей Россия стала эталоном для многих стран. И паника на биржах на пособиях не отражается. Фото: Photoxpress

По поддержке семей Россия стала эталоном для многих стран. И паника на биржах на пособиях не отражается. Фото: Photoxpress

Есть еще ориентиры по больничным листам, пособиям по безработице и медицинскому обслуживанию. Всего - семь позиций. С 27 февраля для нашей страны стали обязательными стандарты Конвенции N 102 Международной организации труда (МОТ) "О минимальных нормах социального обеспечения". Закон о ее ратификации вступил в силу год назад. А теперь - и сами нормы.

Но, оказывается, по некоторым позициям мы уже обогнали конвенцию. А есть стандарты, где еще придется усиленно поработать, рассказал в интервью "Российской газете" профессор Финансового университета при правительстве РФ, проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

Неравные проценты

Александр Львович, отныне каждые пять лет наша страна обязана отчитываться о своих успехах по Конвенции N 102. Какая позиция для нас самая трудная? По пенсиям?

Александр Сафонов: По ним, возможно, в первую очередь. Хотя в прошлом году, по предварительным данным, соотношение средней пенсии к среднему заработку составило 30,7 процента.

У меня, признаюсь, "средняя температура по больнице" никогда оптимизма не вызывала.

Александр Сафонов: И это правильно. У нас очень странный коэффициент замещения пенсией утраченного заработка. Те, кто получает мало, имеют очень большой коэффициент, вплоть до 100 процентов. А люди с высокой зарплатой - процентов 20, не больше, потому что максимальная пенсия, которую человек может получить, имеет предел. И чем больше у тебя зарплата, тем меньше коэффициент замещения ее пенсией.

Но по среднему показателю у нас есть шанс добраться до 40 процентов?

Александр Сафонов: Для этого надо решить четыре проблемы пенсионной системы. Первая - в нашей стране большое количество людей получает низкую зарплату.

Вторая проблема - очень сложная и напряженная ситуация на рынке труда, хотя официальная статистика и показывает нам минимальные значения безработицы. Но не секрет, что у нас развиты такие явления, как административные отпуска, неполный рабочий день. И в таком режиме, по данным Росстата, находится почти миллион человек. Плюс невыплаты заработной платы. То есть формально у человека сохраняется рабочий стаж, но отчислений за него работодатель производит меньше.

Если решить четыре глобальные проблемы рынка труда, бюджет Пенсионного фонда можно дополнительно пополнять по три триллиона рублей в год

Из-за всего этого доходы пенсионной системы остаются низкими. Поэтому надеяться, что коэффициент замещения пенсией утраченного заработка будет высоким, пока не приходится. Добавьте сюда еще третью проблему - неформальный рынок труда. Не за всех у нас работодатели платят в пенсионную систему.

И сколько на всем этом теряет Пенсионный фонд России?

Александр Сафонов: По нашим расчетам, устранив эти проблемы, можно дополнительно наполнять его по 1,6 триллиона рублей в год.

Богатые платят меньше

Вы говорили о четырех проблемах.

Александр Сафонов: Четвертая заключается в том, что государство в последнее время приняло массу решений, которые стимулировали отток денег из пенсионной системы.

Например, с 2002 года произошло снижение взносов за высокооплачиваемых граждан. Когда у работника общая сумма заработка в течение года переходит за 1,2 миллиона рублей (если быть точным, этот предел в 2020 году составляет один миллион 292 тысячи рублей), то отчисления снижаются до 10 процентов. Вместо 22 процентов!

Второй момент - налоговые льготы по уплате пенсионных взносов. Это касается индивидуальных предпринимателей, самозанятых, организаций, которые применяют упрощенную систему налогообложения, единый сельхозналог. Они вообще ни копейки не платят. Плюс разного рода льготы, которые предоставляют компаниям по некоторым видам экономической деятельности, свободным экономическим зонам.

В результате всего этого в Пенсионный фонд не поступает еще 1,5 триллиона в год.


Государству выгодно тратить деньги на медицинское обеспечение, чтобы люди могли эффективно работать. Фото: Photoxpress

Получается все вместе - 3,1 триллиона! Первые три проблемы не решишь при таком росте экономики. Об этом мы еще поговорим. А льготы? Вы предлагаете их отменить?

Александр Сафонов: Государству, на мой взгляд, необходимо провести реформу, чтобы прекратить практику предоставления льгот за счет Пенсионного фонда России. Система тарификации должна существовать автономно от его бюджетной политики.

Надо создать независимый актуарный комитет, который бы управлялся социальными партнерами. Именно он должен принимать решение, какие тарифы назначать. Но при этом установить железное правило: единая тарифная сетка для всех видов деятельности. Самозанятый ты или нет, работаешь в сфере финансов или космоса - тариф один. И льготы, которые устанавливают для развития экономики, должны компенсировать Пенсионному фонду за счет госбюджета.

А комиссия при расчете тарифов должна исходить исключительно из двух ориентиров. Из демографических показателей - соотношение работающего и неработающего населения. И из ситуации с рабочими местами, чтобы тарифы не заставляли работодателя сокращать штаты. И ничего другого.

Как часто тарифы должны меняться с учетом этих факторов?

Александр Сафонов: Они должны быть стабильны как минимум пять лет. В идеале - не меньше десяти. Тогда предприниматель понимает свои экономические перспективы, строит систему формирования кадрового потенциала, финансовую политику, инвестиции. Чем стабильнее тарифное регулирование, тем оно лучше для бизнеса. Я убежденный сторонник того, что играться тарифами пенсионной системы, как и системы соцстрахования, страхования по болезни, от несчастного случая на производстве, нельзя.

Мама на зарплате

В конвенции есть еще шесть разделов, которым наша страна должна соответствовать. По каким мы уже этого добились?

Александр Сафонов: В принципе, почти по всем. Это касается обеспечения в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием, материнством, инвалидностью, по случаю потери кормильца. Но по каждому направлению надо двигаться вперед.

Фото: Наталия Федосенко/ТАСС

Взять, к примеру, обеспечение в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями. Есть закон, Фонд социального страхования. Все это соответствует мировым канонам. Но закон не распространяется на тех, кто работает по гражданско-правовым договорам и на самозанятых. Для них нужно предусмотреть возможность страховаться самостоятельно. По крайней мере, открыть такую опцию. Не факт, что она сработает и люди будут ею массово пользоваться. Но мы расширим их право на систему социального страхования и защиту в случае профзаболевания или несчастного случая.

Александр Сафонов: Ничего. Здесь мы уже давно являемся стандартом для западных стран. И всегда были передовиками - еще с советских времен. Например, в Германии оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком после его рождения длится 14 месяцев, а у нас - 18 месяцев. И каждый год в России происходит индексация пособий по материнству.

Обеспечение по инвалидности у нас тоже на уровне стандартов МОТ. Но нам надо добиваться более высокого обеспечения. Особенно для семей с детьми-инвалидами. Или мама, или папа выпадают с рынка труда. И пособие по инвалидности ребенку должно учитывать это.

То есть обеспечивать не только возможность питаться, одеваться, покупать лекарства, но и компенсировать утраченный заработок одного из родителей. К сожалению, сейчас это не так. Давно пора модернизировать это пособие. Мама, которая ухаживает за ребенком-инвалидом, должна получать от государства зарплату социального работника как минимум.

Но вам ответят - бюджет не резиновый!

Александр Сафонов: Так и государству выгодно, когда семьи заботятся о детях-инвалидах. Не надо строить специнтернаты, содержать персонал.

Я вам больше скажу: в пособии по детской инвалидности должны содержаться расходы семьи на социализацию ребенка. Это, например, дополнительная программа по образованию, связанная с тем, что ребенок ограничен в своих возможностях. И оплата реабилитологов, которые занимаются именно социализацией ребенка.

У нас, к сожалению, семьи, где появляется ребенок-инвалид, чаще всего замыкаются в своих проблемах. А тот же Фонд соцстраха или департамент социальной защиты в регионе должен иметь в штате семейного кризис-менеджера. Он вместе с мамой или папой обязан приводить этого ребенка туда, где ему готовы или обязаны бесплатно оказывать помощь.

Понимаете? Это уже не идеология консервации человека с инвалидностью: накормили и забыли. Это идеология развития, формирования новых типов людей, которые активно участвуют в жизни, хотя и имеют ограничения. И здесь помимо пособий государство должно заключать с семьями социальные контракты. Но не те, которые подписывают с многодетными семьями, когда им дают деньги, чтобы родители открыли свое дело либо получили новую профессию, повысили квалификацию по старой. Речь идет об обратном социальном контракте. Когда государство прописывает свои обязательства и объем услуг, которые выполнит, чтобы ребенок-инвалид развивался. А задача родителей - использовать все эти направления.

О хвостах и носах

А теперь - о главном. Чтобы соответствовать конвенции, где мы еще не тянем, развивать другие соцстандарты, нужна хорошая экономика. И не в среднем по стране, а в каждом регионе. Иначе все это не имеет смысла.

Александр Сафонов: В нашей стране давно уже пытаются разработать закон о единых социальных стандартах, где прописана вся система помощи, который государство считает современным, эффективным, где установлено соотношение различных пособий и выплат. Пока не разработали.

Потому что всем одинаково - не получится!

Александр Сафонов: Получится. Не сразу, конечно. Мы давно созрели для этого закона. Человек должен быть одинаково защищен государством независимо от того, где он живет.

Фото: iStock

Кстати, это основное требование Конвенции N 102. А ее невыполнение грозит стране репутационными рисками. Крупные иностранные компании не будут вести бизнес и инвестировать там, где не соблюдаются права трудящихся.

Мы также должны думать и о том, что социальная политика является той скрепкой, которая поддерживает постоянное население как в сельских территориях, так и в небольших городах. И на Дальнем Востоке, на Крайнем Севере. Для страны важно, чтобы люди жили везде, а не только в центре.

Подпишусь под каждым словом. Но прошлый год закончили с дефицитом бюджетов в два раза больше регионов, чем раньше.

Александр Сафонов: Серьезная проблема. Но вот вам конкретный пример - Сахалинская область. Всего один проект - запуск завода по производству сжиженного газа - вывел бюджет региона из дефицитного в профицитный.

Надо искать такие проекты, которые будут вытягивать области. Это задача государства, власти. Если вы понимаете, что с точки зрения развития страны важно увеличивать объемы и глубину нефтепереработки, развивать современную химию - стройте такие заводы, развивайте. И делайте это там, где принесет прибыль региональным бюджетам, будет вытягивать социалку, формировать кадровый потенциал.

У нас сейчас почти 69 процентов доходов федерального бюджета формируют лишь три региона. Абсурд? Абсурд. И надеяться, что какой-то добрый дядя приедет из-за границы, начнет что-то делать в депрессивном регионе, - это сверхфантазии. Нет таких историй в жизни! Не идет инвестор в депрессивные регионы. Он понимает, что там ни кадров нет, ни потребления, ни инфраструктуры. Зачем ему с этим связываться?

Поэтому именно государство должно инвестировать. Если мы хотим сделать Дальний Восток приличным с точки зрения проживания, давайте развивать компетенции, которые обеспечивают нашу страну. То же судостроение. Науку, которая связана с ним. У китайцев же получилось. И у нас получится. Иначе так и будем жить по принципу: хвост вытянем - нос застрянет, нос вытянем - хвост застрянет.

Зарплата - драйвер экономики

Александр Львович Сафонов, доктор экономических наук


В этом году ему исполнится 57 лет. Родился в Москве. Окончил экономический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Практически вся его трудовая жизнь связана с исследованием уровня жизни населения и улучшением ее качества. Сафонов работал в Управлении уровня жизни и демографии Министерства труда и социальных вопросов СССР. Был начальником отдела уровня жизни независимого исследовательского центра, заместителем министра здравоохранения и соцразвития РФ. Александр Сафонов считает, что значительный потенциал для роста региональной экономики, а значит, и всей страны, связан с заработной платой бюджетников. Потому что в большинстве регионов они являются системообразующими элементами и для рынка труда, и для внутреннего потребления. И как следствие - для развития бизнеса.

Больничным сыт не будешь

С медициной мы тоже, судя по всему, в стандарты укладываемся?

Александр Сафонов: В принципе, да. В конвенции говорится, что граждане имеют право на медицинское обслуживание без какой-либо дискриминации. И у нас есть экстренная бесплатная медпомощь, больницы, поликлиники, полисы ОМС.

И все это доступно не только работающему населению, но и нетрудоспособному. Плюс много сделано, чтобы узаконить возможность мигрантов получать медпомощь по расширенному пакету.

Все жду, когда вы скажете: "Но. "

Александр Сафонов: Есть еще один раздел - "Обеспечение по болезни". Здесь мы тоже имеем развитую систему страхования. Но. по больничным есть проблема. У Фонда соцстраха - те же проблемы с самозанятыми, индивидуальными предпринимателями и работниками теневого сектора экономики, что и у Пенсионного фонда. И все эти люди не защищены через инструмент соцстрахования на случай болезни.


Обязать их платить взносы?

Александр Сафонов: Это должно быть сделано в обязательном порядке. Как минимум, закрепить минимальный уровень выплат. Мы должны приучать людей к культуре страхования. Что есть не только риск потери здоровья, но и заработка.

Надежды на то, что человек сам будет откладывать на случай болезни, понятно, нет?

Александр Сафонов: Это надо быть очень большим оптимистом. Например, в США у сорокалетних американцев остаются нулевыми более 60 процентов счетов по накопительным пенсиям. Во всех странах люди чаще предпочитают тратить деньги здесь и сейчас. В то же время логика развития рынка труда говорит, что все больше людей будет занято в сфере временной, частичной занятости, в системе гражданско-правовых договоров. И государству надо решать, что в данном случае делать. Это не только вызов через пять лет, это вообще стратегический вызов. Для всех стран без исключения. И та, которая в наибольшей степени сориентируется, окажется в выигрыше.

А как вы относитесь к тому, что у нас есть потолок выплат по больничным? Заболев, люди теряют заработок. Поэтому очень многие не берут его вовсе. Может, пора сделать 100-процентную оплату?

Фото: twitter/ coronavirus

Александр Сафонов: Ситуация, действительно, очень серьезная. Сейчас система пособий по больничным приводит к тому, что люди ходят на работу нездоровыми. А это угроза не только конкретному человеку, а всему трудовому коллективу. А может, и городу.

Поэтому необходимо предоставить право тем, кто получает достаточно высокую зарплату, сохранить свой доход на больничном за счет небольшого дополнительного тарифа.

Предположим, мы делим программу социального страхования по болезни на две части. Первая - стандарт, который сейчас существует (взносы в Фонд соцстраха платит за работника работодатель). И при начислении больничных в 2020 году получите предел за месяц чуть более 48,3 тысячи рублей.

Понятно, переходить на них, например, с 200 тысяч рублей зарплаты - тяжело. Для таких работников можно предусмотреть вторую, дополнительную, программу - добровольное личное софинансирование. Но это должен быть посильный тариф.

Читайте также: