Сколько пенсионеров в госдуме и совете федерации

Обновлено: 14.05.2024

Чиновники, депутаты, сенаторы, министры, вице-премьеры, первые лица — вся “королевская рать” российской политической системы принадлежит к группе тех людей, которые выходят на пенсию на особенных условиях. По сути, ситуация такова, что широко обсуждаемая пенсионная реформа готовится теми, кто по ней точно жить не будет.

Свои пенсионные гарантии российские чиновники сохраняют, также как и пожизненное иждивение у государства при выходе в отставку. Более того, размеры этих ежемесячных пособий равны получаемым чиновниками ранее зарплатам, которые, мягко говоря, выше среднего.

И если при разговоре о государственном иждивении судей есть резонный аргумент о неподкупности и защите от возможных покушений, что подразумевает охрану и особые пожизненные расходы на личную безопасность, то постоянно сменяемые депутаты, сенаторы и другие чиновники вряд ли успели нажить себе столько же врагов, сколько какой-нибудь судья регионального уровня.

Более того, деятельность большинства госслужащих вызывает у общества такие вопросы, что лучше бы они вообще ничего не делали.

Должны ли мы содержать чиновников, пренебрегая своими интересами? В ситуации, когда власть думает только о своей защите, нам всем пора подумать о себе и своем личном будущем, а не абстрактном государственном.

Пенсии президента, правительства и премьера

65-летнего главу государства Владимира Путина лично не волнует пенсионная реформа, проводимая правительством. Согласно действующему с февраля 2001 года федеральному закону о гарантиях вышедшему в отставку президенту и его семье, глава государства может в любом возрасте после прекращения своих полномочий имеет право пожизненно получать ежемесячное жалование в размере 75% от президентской зарплаты. Сейчас посчитаем, сколько составила бы пенсия у Владимира Путина, если бы в 2018 году он прекратил полномочия главы государства.

Фото: Родионов Владимир/ИТАР-ТАСС

За прошлый год Владимир Владимирович задекларировал 18 млн 728 тыс 268 рублей годового дохода. За прошлый год доход президента вырос вдвое, что пресс-секретарь Дмитрий Песков объяснил продажей земельного участка площадью 1500 кв. м., который был упомянут в предыдущих декларациях. Именно за счет этого доход российского лидера увеличился на 10 млн рублей.

Таким образом, мы получаем 8 млн 728 тыс 268 рублей чистого дохода, которые и будем считать президентской зарплатой. Следовательно, ежемесячное президентское жалованье у Владимира Путина в прошлом году составило примерно 727 тыс рублей (!).

Если бы Путин завтра ушел бы в отставку, то ему из федерального бюджета платили бы пожизненно 545,5 тыс руб/мес (!). Столько же уйдет на содержание 37 российских пенсионеров из расчета, что в среднем пенсия в России в прошлом году не поднималась выше 15 тыс рублей. И здесь мы еще не учитываем остальные пожизненные гарантии экс-президенту.


Дмитрий Медведев в Дмитрий Медведев в пансионате для ветеранов труда в Горки, Московская область, 14 октября 2010 год, фото: пресс-служба Кремля

Примерно такая же ежемесячная доплата будет у премьер-министра Дмитрия Медведева, если бы он сейчас ушел в отставку, — 535,3 тыс рублей. Согласно президентскому указу от августа 1995 года о соцгарантиях федеральным чиновникам, премьеру нужно пробыть в должности главы правительства 6 лет, чтобы после отставки получать 75% своего премьерского ежемесячного жалования, которое в прошлом году составило у Дмитрия Медведева 713, 7 тыс рублей.

С 2019 года, когда россиянам хотят “заморозить” выход на пенсию, доходы президента и премьера увеличатся: перестанет действовать указ о сокращении жалований на 10% президенту, его аппарату и правительству.

Пенсии депутатов Госдумы и сенаторов

Помимо пенсии государственного служащего, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации получают еще надбавку по выслуге лет. Достаточно отработать один срок полномочий в одной из палат Федерального Собрания, чтобы пожизненная надбавка к пенсии у депутата или сенатора составляла 55% от ежемесячного дохода, который он получал на своей высокопоставленной должности. Два и более сроков — и надбавка уже составит 75%. Помимо всего прочего, трудовой стаж у действующего депутата или сенатора не прерывается в период полномочий.

Пенсия чиновника не имеет ничего общего с пособиями по старости обычных россиян, которым собираются повышать пенсионный возраст. По закону, федеральным государственным служащим при наличии определенного стажа на своем посту могут получать 75% своего чиновничьего ежемесячного дохода. В 2018 году стаж госслужащего при выходе на пенсию составляет 16 лет.

Без всяких надбавок, зарплата среднестатистического депутата в Госдуме колеблется в районе 400 тыс рублей. Если взять гипотетического российского депутата с двумя сроками полномочий то можно предположить, что ежемесячная депутатская надбавка к уже наработанной пенсии у него составит порядка 300 тыс рублей (!). Если же, еще до Госдумы, депутат наработал 6 лет в какой-нибудь из областных Дум или проработал те же 6 лет главой какого-нибудь региона, то, помимо вышеописанных денег, из федерального бюджета ему еще будет выплачиваться пенсия госслужащего, которая больше обычной почти вдвое.


Именно эти депутаты в июле будут рассматривать нашумевший проект пенсионной реформы, которая по предложению правительства должна будет стартовать уже с января 2019 года. Причем, на самих “слуг народа” распространяться закон не будет.

После принятия законопроекта увеличится срок выплаты обязательных пенсионных отчислений трудящихся на 8 лет у женщин и на 5 лет у мужчин. Значит, с работающего населения соберут больше денег в бюджет, из которого выплачиваются зарплаты и пенсии депутатам, сенаторам и остальным чиновникам.

В этой ситуации цинично выглядят заявления о том, что российским пенсионерам не на что выплачивать пособия. Чем дольше находятся депутаты и сенаторы на своих должностях, тем больше денег они получат, уходя в отставку. Из созыва в созыв бывших депутатов становится только больше. Доходы их регулярно индексируются параллельно росту инфляции, как и пенсии госслужащих. Зарплаты же обычных россиян, из доходов которых взимают налоги, не увеличиваются.

Ситуация уже такова, что россияне не могут обеспечить финансовые потребности огромного чиновничьего аппарата, которые только увеличиваются. Поэтому выход только один — изменение законодательства.

Но какой депутат проголосует за ограничивающий свои личные доходы законопроект? Были попытки парламентской оппозиции провести парочку подобных инициатив, но это ни к чему не привело.


Депутат Алексей Куринный продолжает сидеть в Госдуме, выбран от Ульяновской области, фото Сергей Титов/Коммерсантъ

Так в январе 2017 года депутат от КПРФ Алексей Куринный предлагал лишить ежемесячной доплаты к пенсии бывших депутатов Госдумы и сенаторов. Эти надбавки (которые по самым скромным подсчетам сейчас составляют около 50 тыс. рублей помимо самой пенсии бывшего “слуги народа”) несправедливы по отношению к обычным российским пенсионерам, чья пенсия уже многие годы не может поднять выше 15 тыс. рублей. Депутат резонно говорил о том, что у его коллег и сенаторов и так есть достаточно недвижимости и прочих льгот, когда они пребывают в статусе члена Федерального Собрания, так что, после выхода в отставку, поддерживать особенный статус необходимости нет. Это могло бы сэкономить бюджет. Однако коммуниста отказались поддержать не только остальные депутаты, но и сама фракция КПРФ, в которую он входит. И эта инициатива была обречена.


Сергей Миронов в Госдуме с 2011 года, фото: пресс-служба Госдумы

Не так давно, 28 апреля, руководитель фракции “Справедливой России” и партийный лидер Сергей Миронов вместе с однопартийцем-депутатом Олегом Ниловым внесли в Госдуму законопроект, по которому предлагали также отменить ряд привилегий по пенсионному обеспечению, а также ограничить депутатам и сенаторам медицинские и санитарно-курортные привилегии. Более того, эсеры предложили приравнять доходы парламентариев и сенаторов к средним по стране 35 тыс. рублей. Стал известно, что сейчас члены обеих палат Федерального Собрания получают столько же, сколько федеральные министры, поэтому такие меры позволят, по мнению Миронова, стать депутатам ближе к народу. Эта инициатива также лежит в Госдуме без движения.

Чиновники “обкатали” повышение пенсионного возраста

Так получилось, что госслужащие первыми почувствовали на себе повышение пенсионного возраста, вероятно, правительство было нацелено на это уже давно. Отпускать на привилегированную пенсию позже чиновников стали с 2017 года, вероятно, в целях экономии расходов на содержание “слуг народа”. Однако и здесь депутаты, когда принимали этот закон, успели подумать о себе и своих интересах.

Во-первых, госслужащим решили повышать пенсионный возраст ежегодно по 6 месяцев, а не на год, как предлагается сделать в ближайшем будущем для всех остальных россиян. Во-вторых, никакого “замораживания” при принятии этих изменений чиновникам не устраивали, однако сейчас в 2019 году обычных россиян не хотят отпускать на пенсию, вероятно, чтобы мы поработали все еще на год больше положенного.


фото: пресс-служба Госдумы

Никакие привилегии у депутатов и сенаторов не убрали. И понятно, что сами чиновники со своими космическими для обычных россиян доходами заинтересованы занимать свои должности как можно дольше, чтобы потом получать мало в чем уступающие депутатские и сенаторские надбавки. Самое парадоксальное в этой ситуации, что никакого более-менее логичного обоснования нет, почему 450 депутатов Госдумы и 170 сенаторов должны пожизненно находится на иждивении у россиян, как будто мы обязаны им еще и платить за не самые популярные законы о повышении пенсионного возраста, росте тарифов ЖКХ, увеличении налогов и т.д. Абсурд.

И если у судей, про которых мы писали раньше, пожизненное содержание еще как-то может быть оправдано, потому что статус судьи они сохраняют до конца жизни и не имеют права после отставки заниматься какой-либо деятельностью, кроме творческой, преподавательской и научной, то у депутатов и сенаторов полностью развязаны руки. Законодательство не запрещает бывшим парламентариям и сенаторам вести бизнес, занимать высокие должности в корпорациях.


фото: пресс-служба Госдумы

Даже если потом они не захотят работать, то на свои космические депутатские и сенаторские зарплаты за пять-десять лет они могут позволить себе оставить долгоиграющий вклад в банке, купить достаточно недвижимости, чтобы сдавать ее в аренду, и обеспечивать тем самым безбедное существование себе и своим близким. Все это реально сделать без пожизненных пособий. Как будто присутствие на заседаниях несколько раз в месяц можно считать вредным трудом, требующим особенного финансирования.

Возможности делать накопления, гарантирующие потом хоть какое-то существование выше черты бедности, у обычных россиян практически нет. Свободных денег у большинства не имеется. Как и не обнаруживается совесть у чиновников, отстаивающих с пеной у рта повышение пенсионного возраста, рост налогов, поиск оправданий по завышенным ценам на бензин и продукты.

Однако совесть у власти все-таки иногда проскальзывает. Ведь был же параллельно с повышением пенсионного возраста у госслужащих в прошлом году увеличен необходимый для получения пенсии за выслугу лет стаж до 20 лет (ежегодно по 6 месяцев). Только с прошлого года была повышена минимальная продолжительность полномочий членов Федерального Собрания. Вместо года для получения права на доплату к пенсии в 55% от ежемесячного дохода сенаторам теперь стало нужно сидеть в Совете Федерации 5 лет. Отдельно был увеличен срок с 3 до 10 лет для получения выплаты в повышенном размере (75%). А ведь сенаторы наши совсем не бедные люди, как мы знаем.


фото: пресс-служба Совета Федерации

Если поступать по совести, государству логичнее было бы начать с увеличения минимального размера оплаты труда (хотя бы вдвое, для начала), а потом уже думать о том, как бы сократить количество пенсионеров и свои затраты на их содержание. Тогда, если само государство не сможет выполнить свои обязательства перед россиянами, из зарплат которых постоянно удерживались налоги, то хотя бы дети и внуки этих смогут помогать своим пенсионерам, имея нормальные доходы.

И было бы справедливо дать россиянам возможность, по достижении пенсионного возраста, получить на руки все те деньги, которые во время их трудовой деятельности с них удержали. И только тогда можно будет говорить, что мы живем в справедливом социальном государстве, где у граждан есть стабильный доход.


Большинство наших сограждан не без оснований считают, что на российскую пенсию очень сложно прожить. Так, по данным за сентябрь 2019 года, средний размер назначенных пенсий в нашей стране составил всего 14 тысячи 198 рублей. Пособие при выходе на заслуженных отдых выросло на 6,1% в годовом сопоставлении и на 0,2% к предыдущему месяцу, следует из данных Федеральной службы государственной статистики.

Однако если учесть инфляцию, то реальный размер средней ежемесячной пенсии повысился в сентябре на 2% в годовом выражении и на 0,3% к августу текущего года.

Такие данные приводились в исследовании сервиса по трудоустройству Superjob.

При этом, констатируют эксперты, запросы мужчин превышают запросы женщин: 42,1 тыс. рублей и 37,5 тыс. рублей соответственно.

Между тем в России есть целый ряд профессий, которые позволяют получать такие пенсии.

Депутатская надбавка

Согласно этому закону, за стаж работы депутату при выходе на пенсию положена надбавка. Так, при нахождении в должности от 5 до 10 лет она составляет 55% от денежного вознаграждения. Если чиновник провел в Госдуме более 10 лет, то надбавка достигает отметки 75% от денежного вознаграждения.

Так, средняя зарплата в месяц депутата в 2018 году составила 399,3 тыс. рублей. С учетом уплаты подоходного налога чиновник получал 374,4 тыс. рублей. Однако надбавка к пенсии исчисляется не из зарплаты, а из денежного вознаграждения.

Его размер ежегодно индексируется на размер инфляции и в 2018 году составлял 84,7 тыс. рублей.

В итоге после выхода на пенсию депутат получает надбавку к страховой пенсии в размере 46,6 тыс. рублей при исполнении обязанностей от пяти до десяти лет и 63,5 тыс. рублей, если проработал в Госдуме более 10 лет.

— пояснял спикер нижней палаты российского парламента Вячеслав Володин (цитата по ТАСС).

При этом Госдума также приняла закон, позволяющий депутатам и членам Совета Федерации добровольно отказаться от ежемесячной доплаты к своим пенсиям. Служители закона должны в таком случае написать заявление на имя министра труда и социальной защиты.

Звездные пенсии

Знаменитые российские актеры также получают, хотя и не астрономические гонорары, но в целом неплохие по сравнению с обычными выплаты от государства.

Прописанным в Москве артистам также положена региональная надбавка. Так, с 1 января 2018 года, согласно постановлению правительства столицы от 31 октября 2017 года N 805-ПП, пенсионеры из числа народных и заслуженных артистов имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере 30 тыс. рублей.

Правда, часть артистов, которым по закону положены доплаты, в этом либо не признаются, либо просто не обращаются в Пенсионный фонд. Поскольку автоматически они не начисляются без подтверждающих документов, то положенные по закону выплаты звезды могут и не получать.

Судья в отставке

Высокие по российским меркам пенсии получают также судьи. Какие выплаты у служителей Фемиды будут на заслуженном отдыхе, зависит от целого ряда факторов — доход судьи слагается из оклада и нескольких надбавок в том числе за квалификационный класс, научные достижения, знание иностранных языков.

В итоге зарплата колеблется от 50 тысяч рублей до нескольких сотен тысяч рублей.

Меньше всего — от 50 до 80 тысяч рублей получают мировые судьи. Районные судьи в Москве зарабатывают более 100 тысяч рублей — 140-150 тысяч рублей в месяц.

Больше всего платят в Конституционном суде. Так, доходы служителей Фемиды в КС составляют в среднем около 10 млн рублей в год. Сам глава КС Валерий Зорькин в 2018 году заработал, согласно его декларации, 13,36 млн рублей.

На пенсии доходы судьи не падают также драматически, как у большинства россиян, которые уходят с работы.

Таким образом, судьи вполне могут получать пенсии по 60-70 тысяч рублей. К тому же для них сохраняется целый ряд льгот — по оплате коммуналки, есть право на специальное медицинское обслуживание, на оплату проезда к месту отдыха, предоставляется путевка в санаторий раз в год и т. д.

Также в России повышенную пенсию получают летчики-испытатели, космонавты, а также те, у кого есть какие-либо награды. Например, участники Великой отечественной войны получают две пенсии: военную и страховую гражданскую.

Вместе с зарплатами высших должностных лиц 1 сентября вырастут и их будущие пенсии, а также выплаты нынешним высокопоставленным отставникам. По подсчетам РБК, президент в отставке сможет рассчитывать на ежемесячную выплату в 530 тыс. руб., ушедшие с постов премьеры и спикеры двух палат парламента — на выплаты в 320–430 тыс. руб., министры — на пенсию в диапазоне 60–90 тыс. руб. Отказ от накопительной части пенсий для обычных граждан на социальном обеспечении руководства России никак не скажется.

Президент России Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев (слева направо)

Премьерский уровень

1 сентября вновь будут значительно повышены зарплаты высшим российским чиновникам — заработки членов правительства превысят 400 тыс. руб., министров-силовиков — приблизятся к 800 тыс. руб. Вслед за зарплатами увеличатся и пенсии отставных чиновников.

Все бывшие российские премьер-министры могут претендовать на доплату к пенсии в 55–75% от вознаграждения действующего председателя правительства, следует из президентского указа о пенсиях бывшим высшим чиновникам от 1995 года. После апрельского повышения зарплаты премьер-министра Дмитрия Медведева до 570 тыс. руб. экс-премьеры могут претендовать на ежемесячные выплаты в 313,5–427,5 тыс. руб., подсчитал РБК. Минимальная доля полагается экс-премьерам, проработавшим на госдолжностях от года до трех, максимальная — тем, чей стаж превышает три года.

Экс-премьерам и другим чиновникам, проработавшим на госдолжностях меньше года, доплата не полагается. Исключение сделано лишь для бывших высокопоставленных советских чиновников — им доплата (минимум 45% от вознаграждения действующих должностных лиц) назначается при любом стаже, следует из адресованного им президентского указа от 1996 года.

В дополнение к ежемесячным выплатам экс-премьеры, как и другие бывшие высшие чиновники, получают трудовую пенсию — в среднем 17–18 тыс. руб., отмечает источник, близкий к Пенсионному фонду России (ПФР).

Формально на премьерскую надбавку могут претендовать восемь человек. Пенсионного возраста достигли четверо — Сергей Степашин (62 года), Михаил Фрадков (64 года), Виктор Зубков (73 года) и Евгений Примаков (84 года). Из них лишь Фрадков продолжает занимать госдолжность (возглавляет СВР), это не дает права на доплату, следует из президентского указа 1995 года. Зубков весной 2012‑го был назначен спецпредставителем президента по взаимодействию с форумом стран — экспортеров газа, но он не занимает госдолжности, такого поста нет и в реестре должностей федеральной гражданской службы. Это значит, что Зубков может получать премьерскую доплату.

Президенты России — не чета Горбачеву

Бывшие президенты России не попадают под действие указа 1995 года — в 2001 году для них принят специальный закон. Экс-президенту, оставившему все госдолжности, гарантировано пожизненное содержание в 75% от вознаграждения действующего главы государства. По подсчетам РБК, эта доля превышает 536 тыс. руб. (в апреле Владимир Путин увеличил свою зарплату в 2,75 раза, до 715 тыс. руб.). На такую же выплату может претендовать экс-президент Дмитрий Медведев.

Закон о гарантиях бывшему президенту был принят для Бориса Ельцина. После смерти экс-президента в 2007 году его вдова Наина Ельцина получила право на пособие в шесть минимальных пенсий по старости. С 1 января 2015 года оно составит 21 760 руб., подсчитал РБК: в конце нынешней весенней сессии Госдума изменила закон, назначив Ельциной пособие по потере кормильца.

Закон о гарантиях экс-президенту России не распространяется на президента СССР Михаила Горбачева. Документ о социальных гарантиях Горбачеву РБК обнаружить не удалось.


Министром лучше работать долго

В отличие от экс-президентов и экс-премьеров, которые после выхода на пенсию сохраняют большую часть своей зарплаты, действующие министры могут претендовать лишь на ее малую часть. В 2013 году указом президента зарплаты этих должностных лиц были повышены до 254 тыс. руб., с 1 сентября этого года — до 420 тыс. руб. Но эти зарплаты на четыре пятых состоят из ежемесячного денежного поощрения, а при расчете доплаты (по тому же указу 1995 года) учитывается лишь денежное вознаграждение — 51 800 руб. сейчас, 81 500 руб. — с 1 сентября этого года.

В зависимости от общего стажа замещения госдолжностей доплаты к трудовым пенсиям (17–18 тыс. руб.) федеральных министров несилового блока составляют от 28 490 руб. (55% от вознаграждения министра, для работавших на госдолжностях больше года, но меньше трех) до 49 200 руб. (95% от вознаграждения министра, замещающего госдолжности больше 12 лет), и из них вычитается сумма фиксированного базового размера трудовой пенсии (сейчас чуть больше 3900 руб.), следует из президентского указа 1995 года. Большинство министров может рассчитывать на доплату 55–75% от вознаграждения действующего министра — на большее почти ни у кого не хватает стажа, говорит собеседник, близкий к ПФР.


После сентябрьского повышения министерских зарплат доплаты к пенсиям для экс-министров будут колебаться в диапазоне от 44 800 до 77 400 руб. Соответственно, начисляться им будет пенсия в диапазоне от 57 тыс. до 90 тыс. руб.

Парламентское неравенство

На 75% от зарплаты премьера могут рассчитывать председатели Совета Федерации и Госдумы Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин — у обоих стаж замещения госдолжностей больше трех лет. Закон о статусе сенатора и депутата приравнивает объем их социальных гарантий — в частности, размеры денежного вознаграждения и пенсий — к премьерскому. Но в целом пенсии Нарышкина, Матвиенко и других бывших спикеров обеих палат парламента могут оказаться немного меньше премьерской: по закону о статусе сенатора и депутата их трудовые пенсии не суммируются с премьерской доплатой, а поглощаются ею.

Формальное право претендовать на премьерские доплаты к пенсиям есть у предшественников Матвиенко и Нарышкина — бывших председателей Совета Федерации Владимира Шумейко и Егора Строева и экс-спикеров Госдумы Ивана Рыбкина, Геннадия Селезнева и Бориса Грызлова.

Будут разочарованы размерами своих пенсий депутаты Госдумы и сенаторы, которые законом о своем статусе приравнены к федеральным министрам (с 1 сентября их зарплаты также возрастут до 420 тыс. руб.). Даже более чем 20-летний депутатский стаж Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского не позволит им получать доплату, превышающую 75% от вознаграждения гражданского министра, то есть после сентябрьского увеличения их будущие пенсии составят 61 тыс. руб.


Изначально денежное содержание высокопоставленных чиновников формировалось (из денежного вознаграждения и поощрения) таким образом, чтобы не показывать, что чиновники много зарабатывают, объясняет эксперт по госслужбе Владимир Южаков. Хотя зарплаты выросли и их размеры давно ни для кого не секрет, способ их формирования не изменился — нужно изменить его, тогда и пенсии изменятся, считает эксперт. Если зарплата чиновников, как иногда декларировалось, будет увязана с результатами их работы, то и пенсии должны быть увязаны с ними, говорит Южаков.

Вместе с зарплатами высших должностных лиц 1 сентября вырастут и их будущие пенсии, а также выплаты нынешним высокопоставленным отставникам. По подсчетам РБК, президент в отставке сможет рассчитывать на ежемесячную выплату в 530 тыс. руб., ушедшие с постов премьеры и спикеры двух палат парламента — на выплаты в 320–430 тыс. руб., министры — на пенсию в диапазоне 60–90 тыс. руб. Отказ от накопительной части пенсий для обычных граждан на социальном обеспечении руководства России никак не скажется.

Президент России Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев (слева направо)

Премьерский уровень

1 сентября вновь будут значительно повышены зарплаты высшим российским чиновникам — заработки членов правительства превысят 400 тыс. руб., министров-силовиков — приблизятся к 800 тыс. руб. Вслед за зарплатами увеличатся и пенсии отставных чиновников.

Все бывшие российские премьер-министры могут претендовать на доплату к пенсии в 55–75% от вознаграждения действующего председателя правительства, следует из президентского указа о пенсиях бывшим высшим чиновникам от 1995 года. После апрельского повышения зарплаты премьер-министра Дмитрия Медведева до 570 тыс. руб. экс-премьеры могут претендовать на ежемесячные выплаты в 313,5–427,5 тыс. руб., подсчитал РБК. Минимальная доля полагается экс-премьерам, проработавшим на госдолжностях от года до трех, максимальная — тем, чей стаж превышает три года.

Экс-премьерам и другим чиновникам, проработавшим на госдолжностях меньше года, доплата не полагается. Исключение сделано лишь для бывших высокопоставленных советских чиновников — им доплата (минимум 45% от вознаграждения действующих должностных лиц) назначается при любом стаже, следует из адресованного им президентского указа от 1996 года.

В дополнение к ежемесячным выплатам экс-премьеры, как и другие бывшие высшие чиновники, получают трудовую пенсию — в среднем 17–18 тыс. руб., отмечает источник, близкий к Пенсионному фонду России (ПФР).

Формально на премьерскую надбавку могут претендовать восемь человек. Пенсионного возраста достигли четверо — Сергей Степашин (62 года), Михаил Фрадков (64 года), Виктор Зубков (73 года) и Евгений Примаков (84 года). Из них лишь Фрадков продолжает занимать госдолжность (возглавляет СВР), это не дает права на доплату, следует из президентского указа 1995 года. Зубков весной 2012‑го был назначен спецпредставителем президента по взаимодействию с форумом стран — экспортеров газа, но он не занимает госдолжности, такого поста нет и в реестре должностей федеральной гражданской службы. Это значит, что Зубков может получать премьерскую доплату.

Президенты России — не чета Горбачеву

Бывшие президенты России не попадают под действие указа 1995 года — в 2001 году для них принят специальный закон. Экс-президенту, оставившему все госдолжности, гарантировано пожизненное содержание в 75% от вознаграждения действующего главы государства. По подсчетам РБК, эта доля превышает 536 тыс. руб. (в апреле Владимир Путин увеличил свою зарплату в 2,75 раза, до 715 тыс. руб.). На такую же выплату может претендовать экс-президент Дмитрий Медведев.

Закон о гарантиях бывшему президенту был принят для Бориса Ельцина. После смерти экс-президента в 2007 году его вдова Наина Ельцина получила право на пособие в шесть минимальных пенсий по старости. С 1 января 2015 года оно составит 21 760 руб., подсчитал РБК: в конце нынешней весенней сессии Госдума изменила закон, назначив Ельциной пособие по потере кормильца.

Закон о гарантиях экс-президенту России не распространяется на президента СССР Михаила Горбачева. Документ о социальных гарантиях Горбачеву РБК обнаружить не удалось.


Министром лучше работать долго

В отличие от экс-президентов и экс-премьеров, которые после выхода на пенсию сохраняют большую часть своей зарплаты, действующие министры могут претендовать лишь на ее малую часть. В 2013 году указом президента зарплаты этих должностных лиц были повышены до 254 тыс. руб., с 1 сентября этого года — до 420 тыс. руб. Но эти зарплаты на четыре пятых состоят из ежемесячного денежного поощрения, а при расчете доплаты (по тому же указу 1995 года) учитывается лишь денежное вознаграждение — 51 800 руб. сейчас, 81 500 руб. — с 1 сентября этого года.

В зависимости от общего стажа замещения госдолжностей доплаты к трудовым пенсиям (17–18 тыс. руб.) федеральных министров несилового блока составляют от 28 490 руб. (55% от вознаграждения министра, для работавших на госдолжностях больше года, но меньше трех) до 49 200 руб. (95% от вознаграждения министра, замещающего госдолжности больше 12 лет), и из них вычитается сумма фиксированного базового размера трудовой пенсии (сейчас чуть больше 3900 руб.), следует из президентского указа 1995 года. Большинство министров может рассчитывать на доплату 55–75% от вознаграждения действующего министра — на большее почти ни у кого не хватает стажа, говорит собеседник, близкий к ПФР.


После сентябрьского повышения министерских зарплат доплаты к пенсиям для экс-министров будут колебаться в диапазоне от 44 800 до 77 400 руб. Соответственно, начисляться им будет пенсия в диапазоне от 57 тыс. до 90 тыс. руб.

Парламентское неравенство

На 75% от зарплаты премьера могут рассчитывать председатели Совета Федерации и Госдумы Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин — у обоих стаж замещения госдолжностей больше трех лет. Закон о статусе сенатора и депутата приравнивает объем их социальных гарантий — в частности, размеры денежного вознаграждения и пенсий — к премьерскому. Но в целом пенсии Нарышкина, Матвиенко и других бывших спикеров обеих палат парламента могут оказаться немного меньше премьерской: по закону о статусе сенатора и депутата их трудовые пенсии не суммируются с премьерской доплатой, а поглощаются ею.

Формальное право претендовать на премьерские доплаты к пенсиям есть у предшественников Матвиенко и Нарышкина — бывших председателей Совета Федерации Владимира Шумейко и Егора Строева и экс-спикеров Госдумы Ивана Рыбкина, Геннадия Селезнева и Бориса Грызлова.

Будут разочарованы размерами своих пенсий депутаты Госдумы и сенаторы, которые законом о своем статусе приравнены к федеральным министрам (с 1 сентября их зарплаты также возрастут до 420 тыс. руб.). Даже более чем 20-летний депутатский стаж Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского не позволит им получать доплату, превышающую 75% от вознаграждения гражданского министра, то есть после сентябрьского увеличения их будущие пенсии составят 61 тыс. руб.


Изначально денежное содержание высокопоставленных чиновников формировалось (из денежного вознаграждения и поощрения) таким образом, чтобы не показывать, что чиновники много зарабатывают, объясняет эксперт по госслужбе Владимир Южаков. Хотя зарплаты выросли и их размеры давно ни для кого не секрет, способ их формирования не изменился — нужно изменить его, тогда и пенсии изменятся, считает эксперт. Если зарплата чиновников, как иногда декларировалось, будет увязана с результатами их работы, то и пенсии должны быть увязаны с ними, говорит Южаков.

Читайте также: