С кого сняли пенсии в украине

Обновлено: 14.05.2024

Я гражданка РФ. Получаю в РФ пенсию. Как я могу получить свою пенсию, если надолго поеду к сыну в Херсон. Это Украина. Уточняю - мне НИКТО не может сделать ПЕРЕВОД. Мне надо, чтобы пенсию переводили из ПФ РОССИИ на Украину. Вероятно через банк. Но какой это банк должен быть? Какая карточка? И есть ли гарантии?

Ответы на вопрос:

Вы можете открыть карту с мобильным банком в РФ, а потом с нее через мобильный банк делать перевод по реквизитам либо с карты на карту. Есть карты международных платежных систем, с которых можно снимать деньги в любой стране мира (ст.845 ГК РФ).

Пенсионный фонд России выплачивает за рубежом пенсии. Граждане Российской Федерации, проживающие за границей, необходимые документы подают в территориальный орган ПФР по месту регистрации в Российской Федерации.Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения

13 марта 1992 года

Желаю вам удачи в решении вашего вопроса.

В соответствии со ст. 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года при переселении пенсионера в пределах государств-участников

Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства

прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена

законодательством государства по новому месту жительства

пенсионера. В этом случае размер пенсии в Украине может быть ниже, поскольку там пенсии даже меньше российских.

Выплата пенсии продолжает осуществляться

государством, откуда выехал пенсионер, если пенсия того же вида не

предусмотрена законодательством государства нового постоянного

места жительства. В этом случае пенсия будет выплачиваться в прежнем размере. Обычно через Сбербанк это делается. Но в Украине партнером может быть и другой банк.

Пенсионный фонд РФ пенсионерам, выехавшим за пределы РФ, выплачивает пенсии только на территории РФ. На Украину пенсию Вам выплачивать не будут. Ищите в РФ кого-то из родственников и знакомых, кто по нотариальной доверенности будет получать за Вас пенсию и пересылать Вам на Украину. Других вариантов нет.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"

Статья 27. Выплата страховой пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации

1. Пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о выезде на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации путем подачи соответствующего заявления не ранее чем за один месяц до даты выезда.

2. На основании заявления лица, выехавшего на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, а также документов, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, сумма назначенной ему страховой пенсии выплачивается на территории Российской Федерации в рублях по доверенности или путем зачисления на его счет в кредитной организации.

3. Порядок выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 N 1386 (ред. от 12.07.2018) "О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации"

6. Выплата пенсии производится на территории Российской Федерации в рублях путем зачисления на счет гражданина в кредитной организации органом, осуществляющим его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, либо по доверенности представителю гражданина с учетом положений пункта 7 настоящего Положения.

7. Выплата пенсии производится в установленном размере, за исключение сумм, выплата которых в соответствии с законодательством Российской Федерации обусловлена проживанием на территории Российской Федерации.

Государство заботиться о социально незащищенных гражданах Украины, которые в силу возраста, состояния здоровья, сложных жизненных обстоятельств нуждаются в социальной поддержке и защите. Это инвалиды (в том числе и дети-инвалиды), безработные, пенсионеры, дети-сироты, дети из многодетных семей, люди, пострадавшие в случае техногенных катастроф и прочие социальные группы.

Для таких категорий граждан предусмотрены различные социальные гарантии и материальная поддержка от государства: льготы, пособия и выплаты, в том числе и социальная пенсия.

Рассмотрим подробнее, что такое социальная пенсия в Украине, кому она назначается, каков размер социального денежного обеспечения в 2021 году и что нужно предпринять для его получения?

Что такое социальная пенсия

Государственная социальная пенсия – это материальная поддержка (денежное обеспечение), которая выплачивается на регулярной основе (ежемесячно) из государственного бюджета нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным гражданам, не имеющим трудового стажа и прочих источников дохода.

Украинским законодательством установлено три вида социальных выплат, различающихся между собой основанием для назначения:

  • По состоянию здоровья: этот вид социальной пенсии назначается инвалидам 1 и 2 группы, в том числе и детям-инвалидам, а также инвалидам 3 группы, которые не имеют ни одного дня трудового стажа;
  • По потере кормильца: выплачивается несовершеннолетним детям до 18 лет и студентам очных отделений ВУЗов до 23 лет, если они остались без одного или обоих родителей;
  • По возрасту (старости): социальная помощь лицам (мужчинам и женщинам), которые достигли пенсионного возраста, но по каким либо причинам не имеют достаточного трудового стажа для оформления страховой пенсии по старости.

Кто имеет право на получение социальной пенсии

Согласно Закону о социальных пенсиях, право на государственную помощь имеют лица, которые отвечают следующим условиям:

  • Достигли возраста 63 лет, но не имеют право на страховую пенсию в соответствии с законодательством;
  • Признаны инвалидами в установленном порядке;
  • Не получают пенсионных выплат, назначенных для возмещения ущерба здоровью, по программе соцстрахования от несчастных случаев или в связи с болезнью, полученной при выполнении профессиональных обязанностей и повлекшей утрату работоспособности;
  • Не получают социальной помощи, как инвалиды с детства и дети-инвалиды;
  • Являются малообеспеченными людьми, совокупная прибыль которых в месяц не превышает показателя в 949 гривен;
  • Являются инвалидами 1 группы, совокупная среднемесячная прибыль которых за последние 6 мес., предшествующих обращению за назначением социальной выплаты, не превышает показателя 115% от прожиточного минимума, установленного для нетрудоспособных лиц.

Социальные выплаты (пенсию) могут получать не только граждане Украины, которые постоянно проживают на территории страны.

Право на получение социальной пенсии есть у иностранцев и лиц без гражданства, переселившихся из других государств на территорию Украины для постоянного проживания. Получить материальную помощь могут и лица, имеющие официальный статус беженца, которые отвечают условиям получения социальной пенсии в соответствии с украинским законодательством.

Кому положена социальная пенсия в Украине

Кому в денежной государственной помощи будет отказано

Далеко не все граждане, которым не хватает трудового стажа для выхода на пенсию, могут получить социальную помощь от государства.

В социальной пенсии будет отказано в следующих случаях:

  • Если заявитель уже получает трудовую пенсию, либо имеет официальное трудоустройство (даже не на полный рабочий день) и прочие источники дохода;
  • Кто-либо из родственников заявителя за последние 12 месяцев перед датой написания заявления на получение социальной помощи, совершил покупку на сумму более 50 тыс. гривен;
  • Совокупный среднемесячный доход всех членов семьи превышает показатель 100 % прожиточного минимума, установленного для лиц, признанных нетрудоспособными (ограниченно трудоспособными);
  • В собственности близких родственников заявителя имеется вторая квартира или же более одной машины в собственности. При наличии второй квартиры, жилплощадь только в том случае будет засчитана, как дополнительная, если общая площадь жилья (2-х квартир) будет составлять более 21 кв. м на человека.

Важный момент! Если один из членов семьи признан инвалидом (имеется медицинское заключение), нетрудоспособный гражданин, не имеющий достаточного стажа для выхода на трудовую пенсию, может рассчитывать на социальную помощь от государства, несмотря на ограничения.

Окончательное решение о назначении или отказе в социальной пенсии принимается после тщательного изучения материально-бытовых условий конкретного гражданина (заявителя). При отказе в назначении социальной пенсии и при несогласии с таким решением, гражданин (заявитель) может обратиться с жалобой в вышестоящие органы.

Чем отличается социальная пенсия от трудовой

Трудовая пенсия назначается пенсионеру, имеющему достаточный стаж работы по достижении им возраста, определенного законодательством.

  • Общий (трудовой) стаж – это стаж (суммарная продолжительность работы), который наработан гражданином Украины за все время и отражен в записях трудовой книжки. Он может включать в себя понятия: общий, льготный и специальный стаж работы.
  • Страховой стаж – это один из видов стажа, по-другому, определенный отрезок времени, в течение которого трудоустроенное официально лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию, то есть за него уплачивались взносы в ПФУ (Пенсионный фонд Украины), отчисляемые из заработной платы.

Для подтверждения трудового стажа необходимо предоставить в ПФУ трудовую книжку: имеющийся до января 2004 года трудовой стаж автоматически приравнивается к страховому стажу.

Если гражданин имел на протяжении долгого времени работу, которая была единственным источником дохода, но при этом работал неофициально, то он не имеет права на трудовую пенсию, так как неофициальное трудоустройство не засчитывается в рабочий (трудовой) стаж. В этом случае гражданин может рассчитывать только на социальную пенсию.

Чем отличается страховая пенсия от социальной

Главным и принципиальным отличием социальной пенсии от страховой пенсии является тот факт, что финансирование производится из бюджета государства, а не за счет взносов работодателей.

При этом страховая и социальная пенсия для нетрудоспособных граждан – это два разных вида государственной помощи. Их объединяет только один фактор: они могут быть назначены по старости, по инвалидности и по потере кормильца.

Социальная пенсия по старости

Украинским гражданам, кто достиг пенсионного возраста, но не имеет права на пенсию в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, выплачивается временное пособие, в общем понимании, социальная пенсия.

Социальная пенсия по старости без трудового стажа пересчитывается каждые 6 мес. с учетом имущественных изменений и среднемесячного совокупного дохода.

Временная материальная поддержка от государства при отсутствии каких-либо изменений в жизни пенсионера, выплачивается вплоть до достижения возраста, с которого он приобретает право на пенсионную выплату. В дальнейшем пенсионное обеспечение устанавливается бессрочно: до конца жизни.

Социальная пенсия по инвалидности

Государственная социальная пенсия инвалидам назначается лицам с инвалидностью 1, 2 и 3 группы, не имеющим страхового стажа, в том числе инвалидам детства и детям-инвалидам.

Материальная поддержка от государства устанавливается в срок, в течение которого гражданин признан инвалидом. В отдельных случаях (инвалидность 1 группы, достижение пенсионного возраста и прочее) пенсия назначается бессрочно.

Размер социальной помощи инвалидам выражен в процентном соотношении к прожиточному минимуму:

  • 1 группа – 100% от прожиточного минимума в стране на момент назначения пенсии с постоянной индексацией;
  • 2 группа – 80%;
  • 3 группа – 60%.

Социальная пенсия по потере кормильца

Несовершеннолетним детям, в том числе студентам ВУЗов до 23 лет, потерявшим одного или двух родителей, назначается социальная пенсия по случаю потери кормильца, которая выплачивается вплоть до совершеннолетия и окончания учебы, при этом засчитывается только очное обучение.

Выплаты студентам могут быть прекращены не только после защиты диплома и выпуска из ВУЗа, но и по другой причине. При этом если студент просто меняет ВУЗ, то он продолжает получать материальную поддержку от государства, даже если получает стипендию, в том числе и повышенную.

В отдельных случаях социальные выплаты по потере кормильца положены и родителям (опекунам), супруге/супругу военного, который погиб или пропал без вести в период несения военной (срочной/контрактной) службы.

Размер социальной пенсии в Украине

Размер социальных выплат отдельным категориям граждан напрямую зависит от прожиточного минимума, установленного для нетрудоспособных лиц на момент обращения за назначением пенсии.

Сумма социальной помощи от государства колеблется для разных групп нетрудоспособных граждан Украины:

Размер денежных выплат – фиксированная сумма на определенный промежуток времени. Перерасчет суммы соцпомощи производится каждые 6 месяцев с учетом материально-имущественных изменений и среднемесячного дохода получателя социальной выплаты. Также государство проиндексирует размер пособия при любых изменениях прожиточного минимума.

Кому положена социальная пенсия в Украине

Как рассчитывается социальная пенсия

Для расчета размера социальной помощи применяется показатель прожиточного минимума, установленного законодательством на соответствующий год для лиц, потерявших трудоспособность (ограниченно трудоспособных) и на дату обращения за назначением соцвыплаты.

При увеличении показателя прожиточного минимума для нетрудоспособных (ограниченно трудоспособных) лиц, перерасчет денежной социальной выплаты выполняется автоматически и осуществляется с той даты, с которой установлен новый размер прожиточного минимума.

Как оформить социальную пенсию в Украине

В отличие от пенсионеров, трудовая пенсия которых оформляется через ПФУ, назначением социальной помощи для лиц, имеющих право на материальную поддержку от государства, занимаются структурные подразделения УТСЗН (Управление труда и социальной защиты населения).

Для назначения социальной пенсии (социальной помощи) гражданину следует обратиться в органы труда и соцзащиты по месту проживания, чтобы предоставить полный пакет документов:

В отдельных случаях требуются дополнительные документы:

  • В случае признания лица недееспособным, потребуется копия решения об установлении опеки;
  • Для лиц с инвалидностью – выписка из акта осмотра медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК);
  • Для беженцев необходима копия удостоверения, указывающая на присвоение статуса беженца, или временного вида на жительство;
  • Если заявление подается по месту фактического проживания, к заявлению необходимо приложить справку о том, что заявитель не получает социальную помощь в органах соцзащиты по месту регистрации;
  • Для лиц без определенного места жительства (бездомных) вместо справки о составе семьи необходимо приложить справку о месте пребывания, которая выдается органами, где гражданин состоит на учете либо где ему оказывается временное пристанище.

Для рассмотрения заявления органами социальной защиты населения отводиться 10 календарных дней со дня обращения за назначением социальной выплаты. При этом социальная пенсия назначается со дня, следующего за датой достижения пенсионного возраста, в случае, если обращение произошло не позднее, чем через 3 мес. после достижения такого возраста.

Если заявитель обратился за социальной помощью позднее срока в 3 мес. после достижения пенсионного возраста, выплата назначается со дня обращения, которым считается день регистрации органом соцзащиты заявления.

При отказе органов соцзащиты в назначении социальной выплаты, заявителю будет сообщено в письменном виде в течение 5 суток со дня принятия такого решения.

Социальная пенсия в Украине в 2021 году

В 2021 году закончился переходный период для нетрудоспособных пенсионеров, не имеющих достаточного стажа для выхода на трудовую пенсию. До конца 2020 года такие пенсионеры получали социальную пенсию, сумма которой составляла разницу между прожиточным минимумом для нетрудоспособных лиц и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев, но не более 100% прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан.

С учетом изменений, произошедших в законодательстве Украины с 1 января 2021 года, далеко не все граждане, которым не хватает трудового стажа для выхода на пенсию, могут получить социальную помощь от государства.

В социальной пенсии будет отказано в следующих случаях:

  • Если заявитель не наработал достаточного страхового стажа;
  • Если заявитель уже получает трудовую пенсию, либо имеет официальное трудоустройство (даже не на полный рабочий день) и прочие источники дохода;
  • Кто-либо из родственников заявителя за последние 12 месяцев перед датой написания заявления на получение социальной помощи, совершил покупку на сумму более 50 тыс. гривен;
  • Совокупный среднемесячный доход всех членов семьи превышает показатель 100 % прожиточного минимума, установленного для лиц, признанных нетрудоспособными (ограниченно трудоспособными);
  • В собственности близких родственников заявителя имеется вторая квартира или же более одной машины в собственности. При наличии второй квартиры, жилплощадь только в том случае будет засчитана, как дополнительная, если общая площадь жилья (2-х квартир) будет составлять более 21 кв. м на человека.

Важный момент! Если один из членов семьи признан инвалидом (имеется медицинское заключение), нетрудоспособный гражданин, не имеющий достаточного стажа для выхода на трудовую пенсию, может рассчитывать на социальную помощь от государства, несмотря на ограничения.

Окончательное решение о назначении или отказе в социальной пенсии принимается после тщательного изучения материально-бытовых условий конкретного гражданина (заявителя). При отказе в назначении социальной пенсии и при несогласии с таким решением, гражданин (заявитель) может обратиться с жалобой в вышестоящие органы.

Сколько лет стажа нужно для социальной пенсии

В связи с изменениями в ЗУ, с 1 января 2021 года:

  • Лица, не имеющие страхового стажа равного 28 годам, но имеющие не менее 18 лет страхового стажа, могут выходить на пенсию в 63 года.
  • Граждане Украины, кто не имеет минимального стажа в 18 лет, но имеют стаж не менее 15 лет, смогут выйти на пенсию в 65 лет.

Лица, которые не имеют даже 15-летнего стажа (+ лица без гражданства, беженцы и лица без определенного места жительства), а уровень их доходов значительно меньше прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан на каждого члена семьи, имеют право на государственную помощь в пожилом возрасте, только это будет уже не социальная пенсия, а социальная помощь.

Для лиц предпенсионного возраста (за 2 года до наступления права на пенсию), которые потеряли работу, но не имеют права на социальную пенсию, могут получать пособие по безработице, которое будет выплачиваться 720 календарных дней.

Будет ли повышение социальной пенсии

Таким образом, минимальная социальная пенсия в Украине для нетрудоспособных граждан составляет 1854 грн.

Для инвалидов с детства и детей-инвалидов:

Для инвалидов с детства – 1 группа 1854 грн.
2 группа 1483 грн.
3 группа 1112,4 грн.
Для детей-инвалидов до 18 лет 1297,8 грн.

Увеличен и размер надбавок по уходу:

За инвалидом с детства – 1 группа подгруппа А 2781 грн.
1 группа подгруппа В 1854 грн.
За ребенком-инвалидом подгруппы А до 6 лет 3019,5 грн.
За ребенком-инвалидом подгруппы А от 6 лет 3765 грн.

Минимальный размер социальной помощи в случае потери кормильца составляет с 1 июля:

  • На 1 ребенка – 1854 грн.;
  • На 2-х детей – 2320,8 грн;
  • На 3-х и более детей – 2781 грн.

Увеличена и социальная помощь в случае потери кормильца для лиц из числа военнослужащих: с 1 июля 2021 года она составляет 3708 гривен. Предусмотрены и доплаты за сверхнормативный стаж для лиц, которые находятся на пенсии, но не работают, то есть не имеют дополнительных источников дохода.

Следующее повышение прожиточного минимума с 1854 грн. до 1934 грн. планируется в декабре 2021 года, что также приведет к повышению показателя минимальной пенсии и увеличению размера надбавок. Перерасчет пенсий и социальных выплат также выполняется в автоматическом режиме, и пенсионеру нет необходимости посещать УТСЗН с новым заявлением.

Пенсионная реформа в Украине, помимо новых требований к пенсионному возрасту и страховому стажу, привела к комплексным переменам в системе пенсионного обеспечения, в т.ч. изменениям в процедуре начисления и индексации пенсий. Безусловным положительным моментом реформирования порядка выплат, анонсированного Президентом Владимиром Зеленским и Кабмином, является поэтапное повышение пенсий на протяжении 2020 года, которое затронет всех украинских пенсионеров (однако поднимают сумму выплат начиная с граждан старшего возраста).

Пенсионный возраст и страховой стаж

Формально возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин остался на прежнем уровне — 60 лет, однако, повысились требования к трудовому стажу. С 2020 года выйти на пенсию при достижении пенсионного возраста могут лишь те украинцы, кто работал и платил взносы 27 и более лет.

Пенсионный возраст в Украине для мужчин и женщин

Кроме того, Пенсионная реформа предусматривает предоставление украинским гражданам в промежуток с 01.01.2018 по 31.12.2020 года временной гос. соцпомощи. Ее назначают неработающим лицам, достигшим установленного пенсионного возраста, имеющим страховой стаж не менее 15 лет, но не получившим право на пенсионные выплаты. Выдаваться денежная помощь будет на период до приобретения права на пенсию по возрасту в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Во сколько лет женщинам можно выйти на пенсию?

К женщинам новая пенсионная реформа в Украине оказалась более лояльной, поскольку сохранила для них возможность выхода на пенсию до достижения 60 лет. Пенсионный возраст для женщин будет увеличиваться постепенно и достигнет шестидесяти лет в 2021 году.

В 2020 году уйти на пенсию могут женщины 1960-1961 года рождения, которые достигли возраста 59,5 лет и имеют страховой стаж не менее 27 лет (см. таблицу выше). Выйти на пенсию в 2021 году смогут женщины 1961 года рождения, после достижения возраста 60 лет и при условии наличия стажа более 28 лет.

Что входит в трудовой стаж для начисления пенсии в Украине?
  • прохождение военной службы (в т.ч. в советской армии) — по 31.12.2017 включительно
  • пребывание в отпуске в связи с беременностью и родами (декрет) — с 01.01.2004 года по 30.06.2013 включительно
  • обучение в высших учебных заведениях на стационаре (бюджет), а также учеба в аспирантуре и докторантуре — с 01.01.2004 по 31.12.2017 включительно
  • нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 6 лет — с 01.01.2004 до момента введения уплаты страховых взносов (ЕСВ) за женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми до достижения ими трехлетнего возраста


Кроме того, в пенсионный стаж засчитывается период ведения предпринимательской деятельности на упрощенной системе налогообложения или с применением фиксированного налога:

  • с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 включительно — подтверждается справкой о регистрации предпринимателя
  • с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2017 включительно — при уплате ЕСВ (независимо от размера единого страхового взноса)
Что делать, если не хватает страхового стажа?

Новое пенсионное законодательство предусматривает два варианта решения данной проблемы. Первый — докупить страховой стаж. При этом покупка одного года стажа обойдется в сумму от 21 до 27 тысяч гривен, в зависимости от ряда факторов (нужно считать по формуле). Второй вариант — продолжать работать, зарабатывая недостающий стаж, и выйти на заслуженный отдых позже.

Подробнее о покупке стажа для пенсии: как купить и сколько стоит 1 год страхового стажа.

Повышение и перерасчет пенсии

График повышения пенсий на 2020 год:

  • с 1 января 2020 года
  • с 1 июля 2020 года
  • с 1 декабря 2020 года

После пересчета около 1,3 млн. пенсионеров получили прибавку к пенсии в размере до 300 грн./месяц, на сумму от 300 до 600 гривен вырос размер пенсии еще для 1,2 млн. украинцев. Пенсионные выплаты почти 2 млн. людей пополнились дополнительной суммой в пределах 600-1500 гривен. Еще, примерно, для 1,1 млн. граждан пенсии повысились более чем на 1500 гривен.

Также с 1 октября пересмотрен показатель прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан, к которому привязан размер минимальных пенсий. В 2020 году сумма минимальной пенсии в Украине составляет 1712 гривен. Для людей, у которых нет необходимого трудового стажа для назначения пенсии, размер социального пособия увеличен до 1573 грн.

Минимальная пенсия для шахтеров увеличилась на 420 гривен и теперь составляет 5914 грн. Надбавка к минимальной сумме пенсионных выплат чернобыльцев составляет: для 1 категории — 599 грн., второй — 557 грн. и 515 гривен для третьей категории пострадавших от аварии на ЧАЭС.

По данным ПФУ минимальная пенсия для участников боевых действий устанавливается на уровне 2 тысяч 395 гривен, что на 231 грн. больше предыдущего уровня. Выросли выплаты и для инвалидов войны: для 1 группы — 4138 грн., для 2 группы — 3702 грн., для 3 группы — 3267 грн.

Перерасчет пенсий производится в автоматическом режиме, без дополнительного обращения в Пенсионный фонд. Выплата осовремененных (увеличенных) пенсий в Украине уже началась.

Новая формула расчета пенсии в Украине

До принятия пенсионной реформы пенсии назначались по десяткам различных законов с применением особых расчетов для каждого вида пенсионного обеспечения. В результате этого, при одинаковом стаже и уровне заработка, пенсионные выплаты для отдельных категорий граждан существенно отличались от остальных.

В 2020 году расчет пенсии в Украине по новой пенсионной реформе проводится по единой для всех пенсионеров (независимо от статуса и места работы) формуле:

Размер пенсии = Сз × Икз × Кс, где

  • Сз — размер средней заработной платы в Украине за 3 года перед обращением за назначением пенсии. В 2017 году усредненный показатель зарплаты составляет 3 тысячи 764 гривны 40 копеек
  • Икз — индивидуальный коэффициент заработной платы, информацию о котором можно получить в ПФ. Данный показатель является соотношением размера получаемого дохода по отношению к средней зарплате, с которой были уплачены взносы
  • Кс — коэффициент страхового стажа, который определяется как множитель продолжительности месяцев стажа работы на величину оценки одного года страхового стажа (до 31.12.2017 — 1,35, с 1 января 2018 года — 1)
Кому не повысят пенсию в 2020 году?

В рамках пенсионной реформы осовременивание коснулось пенсий всех украинцев, ведь перерасчет никоим образом не привязывается к профессии или должности пенсионера и вида его пенсии. Таким образом, увеличение выплат ждет всех: и тех, кто получает пенсию по возрасту, и в связи с инвалидностью или потерей кормильца, за выслугу лет и даже тех, кто вышел на заслуженный отдых по специальным законам.

Пересчет пенсий для внутренне перемещенных лиц произведен на тех же условиях, что и для остальных украинских пенсионеров. В Пенсионном фонде есть вся необходимая информация для пересчета выплат ВПЛ. А вот для жителей оккупированных территорий осовременивание пенсий не предусмотрено. Более того, если будет установлено, что переселенцы вернулись на неподконтрольную территорию более чем на 60 суток, выплата пенсий им будет приостановлена.

Индексация пенсии

Индексация пенсий в Украине будет происходить ежегодно, начиная с 2019 года. Новый механизм индексации предусматривает пересмотр размера пенсии не менее чем на 50% от роста средней зарплаты (дохода) за 3 года и на 50% индекса потребительских цен. С 2021 года планируется автоматический перерасчет пенсионных выплат без дополнительных решений Правительства.

Специальные и досрочные пенсии

С 1 января 2018 года в Украине, в рамках реформы, отменены специальные пенсии для госслужащих, ученых, депутатов, прокуроров, судей, работников дипломатической службы, должностных лиц органов местного самоуправления и других категорий. Все они переходят на общую систему начисления пенсий, но в любое время могут обратиться в органы Пенсионного фонда и вернуться на спецпенсию. Правда размер выплат не будет пересчитываться и индексироваться.

Помимо специальных пенсий была реформирована и частично отменена система назначения льготных и досрочных пенсий. В частности, для медиков, педагогов и работников социальной защиты отменено право на получение пенсии за выслугу лет. Впрочем, для некоторых категорий украинцев возможность досрочно уйти на пенсию сохранена. А именно:

  • артисты (при наличии стажа творческой деятельности 20-35 лет)
  • лица, работавшие в тяжелых и вредных условиях по списку №1 и №2
  • трактористы-машинисты, доярки, свинарки, работницы текстильного производства
  • женщины, родившие и воспитавшие 5-х и более детей или ребенка-инвалида (в 50 лет при 15-летнем стаже)
  • лилипуты и диспропорциональные карлики (мужчины в возрасте 45 лет и стажем 20 лет, женщины 40 лет со страховым стажем 15 лет)
  • водители городского пассажирского транспорта (в 55 лет и при наличии страхового стажа для мужчин — 30 лет, для женщин — 25 лет)
  • отцы, воспитавшие пятерых и более детей или ребенка с инвалидностью (по достижении 55 лет и при наличии страхового стажа не менее 20 лет)
  • инвалиды 1 группы по зрению (слепые) и инвалиды с детства 1 группы (мужчины, достигшие 50 лет + 15 лет стажа, женщины в 40 лет и при наличии 10 лет стажа)
  • военные — участники боевых действий и члены их семей (после достижения мужчинами 55 лет, женщинами — 50 и при наличии страхового стажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин)

Пенсии военным и работающим пенсионерам

Пересчет денежных выплат военнослужащим проводится по отдельному закону. Осовременивание военных пенсий началось с января 2018 года. Повышение размера выплат будет индивидуальным и напрямую зависит от стажа и денежного обеспечения, в среднем пенсии военным увеличатся на 62%.

С работающих пенсионеров снимается ограничение в выплате пенсии, теперь деньги можно получать в полном объеме. Напомним, что ранее пенсии, размер которых превышает 10 прожиточных минимумов, облагались налогом по ставке 18% и военным сбором в размере 1,5%.

12 online консультации по “ Пенсионная реформа в Украине: повышение пенсий и стаж ”

Добрий день! В мене 45 років і 8 місяців страхового і загального стажу, на пенсію вийшла в минулому році. До індексації отримувала пенсію 2435 гривень, а при перерахунку підвищили виплати лише на 768 грн. Зараз продовжую працювати, бо на таку пенсію не проживеш. Питання: чому така мала добавка до пенсії? Виходить працюй не працюй, а маєш так як ті, що не працювали зовсім.

Консультация юриста

В соответствии с условиями новой пенсионной реформы, за переработанные 5 лет положена надбавка к пенсии в размере 25 %. Чтобы получить надбавку нужно подать заявление в Пенсионный фонд с требованием пересчитать сумму пенсионных выплат. При этом сотрудники ПФУ отказываются делать перерасчет пенсии.

После выхода на спец. пенсию меня автоматически перевели на социальную, применив коэффициент 1 вместо 1,35. При расчете сверхнормативного стажа считают обязательными 30 лет вместо 20.

В официальном отчете Минфина средняя зарплата по Украине за 2015-2017 годы равна 5331 гривне. Расчет з/п для пенсий производится по формуле: (4207+5002+6785)÷3. В ПФ для расчета при начислении пенсии используют меньшую сумму средней заработной платы — 3764 грн. Кроме того, в Пенсионном фонде коэффициент стажа берут 1,35% или 1% на своё усмотрение (могут взять меньший процент, когда положено больший).

При перерасчёте (осовременивании) пенсии применили коэффициент стажа 1, а не 1,35.

Трудовой стаж 38 лет, продолжаю работать. До 01.10.17 размер пенсии был 1156,48 гривен, после — 1373 грн. Такую пенсию получают те, у кого недостаточно стажа. Я считаю, минимум того, что мне положено — это 1452 грн. + 8 %. Как можно множить, делить и получить меньше минимальной? Письмо счастья от Пенсионного фонда получила. Категорически не согласна, буду подавать в суд.

Получила письмо с Пенсионного фонда где представлена расшифровка моей новой пенсии. Не могу понять почему арифметика математическая не сходиться с арифметикой ПФ. Моя новая пенсия с 01/10/17 — 4188,92 грн. В письме указаны мои данные для расчета: 3764,40 грн., Кз — 3,00514 и Кс — 0,38833. Если их перемножить получается 4393 грн. Вопрос: почему мне недоплатили 204,08 грн.?

Консультация юриста

Исходя из указанных данных, самостоятельный расчет осовремененной пенсии, вы произвели верно. Недополученная часть пенсии может являться ошибкой, внесенной в ведомость на выплату денег. Советую дождаться следующей выдачи пенсии, если деньги снова будут выплачены в меньшем размере — обратиться за разъяснениями в Пенсионный фонд.

Юридические консультации предоставляются только при условии прочтения ВСЕХ предыдущих разъяснений по данной тематике (см. выше), если схожие вопросы не обсуждались ранее.

Отмена пенсий в Украине: правда ли это, и как жить без них

Идея насчет отмены единого социального взноса (ЕСВ), озвученная недавно министром экономразвития, торговли и сельского хозяйства Тимофеем Миловановым, вызвала обеспокоенность у настоящих и будущих пенсионеров. Несмотря на то, что, по словам самого Милованова, тезис был брошен как "предложение к дискуссии о том, какая налоговая система нам нужна", многие расценили это как предупреждение о том, что вместе с ЕСВ будут отменены и пенсии. Поскольку львиная доля ЕСВ идет именно как взнос работающих людей в Пенсионный фонд.

Сайт "Сегодня" попытался разобраться, действительно ли отмена ЕСВ означает отмену пенсий? И возможно ли такое в принципе?

Пенсии платят не во всех странах

Начнем, пожалуй, с того, что такое ЕСВ и что такое пенсии.

Пенсионная система Украины досталась нам в наследство от СССР и не менялась за всю историю независимой Украины. А вот единый социальный взнос существовал не всегда. Его ввели в 2011 году, и он объединил в себе четыре взноса, которые существовали до этого: в Пенсионный фонд, в фонд страхования на случай безработицы, фонд страхования по временной утрате трудоспособности и фонд страхования от несчастных случаев на производстве. Соответственно, ЕСВ – это не только пенсии, но еще и больничные, выплаты по безработице и в связи с несчастными случаями на производстве (но интересно, что никто не связал возможную отмену ЕСВ с вероятной отменой больничных и других перечисленных выплат).

Надо отметить, что ЕСВ – это не налог, а разновидность страхования. А точнее, вид социального страхования. Разница между налогом и страховкой заключается в том, что налог человек или организация платят безвозвратно, а страховые взносы рано или поздно возвращаются к плательщику (в зависимости от условий страхования). Так, пенсионные взносы, или пенсионное страхование, возвращается к плательщику в виде пенсий. Именно поэтому пенсиями правильно называть именно те выплаты, которые получает человек, делавший на протяжении ряда лет страховые взносы именно на эти цели. А вот те, кто по каким-то причинам не работал либо работал без официального трудоустройства и не делал отчислений в Пенсионный фонд, по достижении пенсионного возраста получают не пенсии, а социальную помощь от государства. Как и люди с инвалидностью, и ряд других категорий.

Социальное страхование в том или ином виде существует во всех странах. А вот такой его подвид, как пенсионное страхование и, соответственно, пенсии – далеко не везде. Обычно, перечисляя страны, где пенсий нет вообще, называют такие, мягко говоря, слабо развитые государства, как Танзания, Афганистан, Нигер и ряд других. К ним принято добавлять и те страны, в которых пенсии получают менее 10% населения: Гамбия, Таиланд, Пакистан, Индия, Китай… Но на самом деле стран, в которых не существует пенсионных выплат, гораздо больше. И среди них есть те, которые "слаборазвитыми" не считаются. Например, Грузия.

Пожилые люди в Грузии получают деньги по достижении пенсионного возраста. Однако это не пенсии (в смысле, не возврат страховых выплат), а социальная помощь от государства. Система накопительных пенсий (то есть пенсионных отчислений) была там введена только в этом году.

"Грузины в какой-то момент поняли, что у них не хватает средств на выплату пенсий. Солидарная страховая система не очень хорошо работала, и еще при Кахе Бендукидзе они отменили аналог нашего ЕСВ и выплату пенсий. При этом они очень существенно уменьшили и количество налогов, и объем. И стали платить незащищенным гражданам определенные суммы просто из бюджета. Мы разговаривали с Джабой Эбаноидзе, который тогда возглавлял службу доходов Грузии, и он говорил, что эта реформа была довольно успешной. Для людей, у которых раньше пенсии были мизерные, назначение социальной выплаты из бюджета стало определенным решением проблем. Плюс после уменьшения налогообложения экономика страны стала достаточно белой", – рассказывает экономический эксперт, президент инвестиционной группы "Универ" Тарас Козак.

Не ЕСВ единым

Вообще, моделей пенсионного обеспечения, а также источников сбора денег на пенсии и социальные выплаты существует великое множество. Причем аналогов нашего ЕСВ довольно мало (разве что в Великобритании социальные налоги и отчисления собираются в "один котел"). Зато во многих европейских странах деньги на гарантированные пенсионные (социальные) выплаты собираются не в виде страховых отчислений, а как налоги с работодателей и работников. А уж социальное страхование является обязанностью или правом только работающих граждан.

Собственно, о похожей системе, по всей видимости, и говорил министр экономразвития: отменить обязательный социальный взнос, компенсировав его налогами.

"Я понимаю, что сегодня это невозможно, но я бы рассмотрел такую ​​налоговую реформу.

2. Максимально снизить налог на доход физических лиц.

3. Для компенсации поднять налог на недвижимость.

4. Также для компенсации поднять налог на землю и другие активы.

5. Улучшить сбор налогов на недвижимость и другие активы.

6. Не трогать НДС. Улучшить сбор.

7. Продолжать детенизацию экономики прямыми и косвенными методами.

8. Оказывать государственную поддержку бизнесу только при условии работы в белую и создание достаточного количества рабочих мест", – написал министр

Пенсии напрямую из бюджета: возможно ли это в Украине

В настоящее время многие государства меняют либо ищут новые формы пенсионного обеспечения своих граждан. Продолжительность жизни растет, нации стареют. Солидарные системы пенсионного обеспечения, когда работающие за счет отчислений со своих зарплат должны "кормить" пенсионеров, изживают себя повсеместно. В Украине, к тому же, наблюдается отток трудоспособного населения. Поэтому уже сейчас чуть ли не половина пенсий, выплачиваемых украинским пенсионерам, – это фактически какие-то налоги. Например, за 2018 год собственные доходы Пенсионного фонда (от ЕСВ) составили 202 млрд грн, а 150 млрд Фонд получил в виде дотаций из госбюджета, который наполняется преимущественно за счет налогов.

"Возможно, и Украине придется идти по грузинской модели, потому что Пенсионный фонд вечно дефицитный, а ЕСВ и налог на доходы физических лиц, которые в сумме составляют 41,5% зарплат, – это существенная причина тенизации экономики. В Украине работника не волнует, какие налоги платит с его зарплаты работодатель. Он это не ценит. Его волнует исключительно то, сколько он получит на руки. В отличие от цивилизованных стран, где все давным-давно привыкли платить налоги самостоятельно. В мире часто граждане платят налоги на доходы физических лиц раз в год, включая налоги с зарплаты, с других доходов. И если работодатели выполняют функцию агента, то только частично, на минимальную ставку. Сейчас в Украине рассматривается возможность существенно уменьшить налогообложение зарплат. Например, перестать брать ЕСВ и платить пенсию из бюджета. А вместо ЕСВ поднять налоги, которые сложнее спрятать. Например, можно поднять налог на добавленную стоимость, который сложно спрятать, поскольку существуют автоматизированные системы сбора НДС. Сегодня он составляет 20%, а можно его поднять, условно говоря, до 23%. В этом случае ЕСВ будет не очень-то и нужно", – считает Тарас Козак.

Впрочем, в Грузии такая реформа проводилась в период серьезного кризиса. В Украине сегодня провести ее будет гораздо сложнее, считает эксперт. Но он уверен, что необходимо искать новую модель пенсионного обеспечения, поскольку существующая сегодня солидарная система не работает.

Экономический эксперт Алексей Кущ также уверен: солидарная пенсионная система в Украине работать уже не может.

"Солидарная система – потенциальный банкрот. Это подтверждают постоянно растущие трансферты из госбюджета на покрытие дефицита ПФУ. На следующий год они составят свыше 170 млрд грн. Поэтому есть такая идея – начать выплачивать пенсии напрямую из бюджета. Таким образом мы, во-первых, будем экономить на администрировании ПФУ, а во-вторых, сама система станет проще. Единственное – тогда эти выплаты уже нельзя будет назвать пенсиями. Это правильнее будет назвать минимальной социальной выплатой", – объясняет он.

Эксперты считают, что моделей, на которые может перейти Украина в случае отмены ЕСВ, существует много.

"Возможна и такая модель, при которой ЕСВ останется, но будет уменьшен и будут идти на второй уровень пенсионного обеспечения – на личные счета украинцев в негосударственных пенсионных фондах. Люди смогут использовать накопленные таким образом деньги, когда выйдут на пенсию", – говорит Тарас Козак.

Алексей Кущ также предложил похожий вариант:

"Можно, например, расщепить ЕСВ на два налога. Один, порядка 15%, будет еще некоторое время собираться в бюджет, чтобы выплачивать минимальную социальную выплату – это будет налог на переходной период. А вторая часть – например, 7% – может идти на обязательное негосударственное пенсионное обеспечение. В таким случае мы перейдем к трехъярусному пенсионному обеспечению. Нижний ярус – минимальная государственная социальная выплата. Это, как говорится, на кусок хлеба. Второй ярус – негосударственный уровень, который будет финансироваться тоже за счет обязательных пенсионных отчислений. Это уже человек будет накапливать себе на кусок хлеба с маслом. А если человек захочет накопить себе на кусок хлеба с маслом и икрой – должно быть добровольное негосударственное пенсионное страхование", – говорит Алексей Кущ.

Между тем, глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данил Гетманцев считает вопрос отмены ЕСВ преждевременным.

"Мы, конечно, работаем над вопросом уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда. Убежден, что конкретные варианты можно будет обсуждать в дискуссии насчет малой налоговой реформы. Однако вопрос отмены ЕСВ как минимум преждевременный. Я не рассматриваю сегодня даже возможность отмены ЕСВ без адекватной компенсации. В то же время мы рассматриваем возможность объединения единого социального взноса, налога на доходы физлиц и военного сбора", – сказал Данил Гетманцев в комментарии сайту "Сегодня".

Читайте также: