С какого года в россии начали выплачивать пенсии по старости

Обновлено: 13.05.2024

Пенсионной системы в современном смысле слова в дореволюционной России не существовало. Пенсии для военных и чиновников были монаршей милостью. А более или менее стройная система назначения пенсий для госслужащих и офицеров появилась только в XIX веке. Например, всех гражданских чиновников, прослуживших не менее 35 лет, с 1827 года разделяли на девять разрядов, которым причиталось от 300 до 4000 рублей ежегодного содержания.

Размеры пенсий большинство отставленных от службы не удовлетворяли, и потому различные ведомства были завалены просьбами об установлении пенсий "выше предусмотренного порядка". Время от времени просили о пенсии и получали ее и лица, далекие от государственной службы: епископы, преподаватели духовных училищ и даже церковные сторожа. Изредка получали пособие по старости даже рабочие — правда, не все, а те, за кого ходатайствовали представители власти. Например, получил вспомоществование рабочий казенных мастерских в Тифлисе, следивший за состоянием выезда — карет и колясок наместника на Кавказе.

Как и сегодня, до революции пенсии, учитывая их растущее год от года количество, были тяжелой ношей для государственной казны, и императорские министерства стремились переложить это бремя на плечи самих будущих пенсионеров. В 1858 году был образован, говоря современным языком, негосударственный пенсионный фонд для военных — эмеритальная касса военного ведомства. Офицеры отчисляли в кассу 6% жалованья. И те, кто отслужил не менее 25 лет и платил взносы в кассу не менее пяти лет, после выхода в отставку могли рассчитывать на приличную прибавку к государственной пенсии.

Успешный опыт работы военной пенсионной кассы попытались распространить на другие ведомства. Но далеко не везде нововведение прижилось. К примеру, императору докладывали о скандале, происшедшем вокруг правления пенсионной кассы фармацевтов. Владельцы аптек и провизоры просто-напросто отказались переводить часть заработка в этот пенсионный фонд, а правление кассы за ненадобностью самоликвидировалось.
Собственно, те, кто отказывался платить, оказались прозорливее своих законопослушных современников. Поскольку пришедшие к власти большевики, запутавшись в управлении многочисленными пенсионными кассами, разрешили проблему предельно просто — национализировали их средства и отказались платить какие бы то ни было пенсии представителям прежних имущих классов.

В первые годы советской власти пенсии платили только классово близким членам общества. Пролетарское государство считало себя обязанным обеспечить выживание своих пенсионеров, но не более того. В постановлении о пенсии красноармейцам Совнарком четко обозначил свою позицию:
"В местностях, где прожиточный минимум (средняя заработная плата неквалифицированного рабочего, установленная местными профессиональными союзами) окажется ниже максимальных размеров пенсий, пенсии понижаются до уровня прожиточного минимума. При наличии других, кроме пенсии, доходов, достигающих прожиточного минимума, пенсия вовсе не выдается; при наличности же доходов, не достигающих такого минимума, пенсия выдается в размере разницы между доходами и прожиточным минимумом".

Позднее установление пенсий отдали на откуп губернским властям, но при этом было указано, что размер пенсии не должен превышать 70% от стоимости минимального потребного на месяц набора продуктов. Естественно, люди ходили, просили и доказывали, упирая на революционные заслуги. И региональная самодеятельность привела к постепенному неконтролируемому росту пенсий.

В результате к 1931 году появилась общегосударственная система назначения пенсий. В советскую практику пенсионного обеспечения впервые вошли понятия "пенсия по старости" и "пенсионный возраст". Пенсия стала начисляться исходя из размера максимальной зарплаты, которую установили в 300 рублей.

Государственная хитрость состояла в том, что максимум в 300 рублей, из которого исчислялась пенсия, на протяжении многих лет не менялся, а цены все время росли, росли и зарплаты. В результате в 40-е даже персональным пенсионерам, получавшим максимальные пенсии, денег хватало лишь на полуголодное существование. Вдова соратника Сталина по работе в подполье Анастасия Полетаева писала вождю летом 1945 года:
"Знаю, что Вы очень заняты, милый, и я решилась-то написать Вам только по крайней нужде — с просьбой помочь мне. После того как я вернулась из эвакуации, после двухлетнего недоедания мое здоровье совсем плохое стало. Мне все время выдавали служащую продуктовую карточку. Это тоже очень скудное питание, Иосиф Виссарионович. После больших хлопот в Наркомсобесе мне выдали рабочую карточку, которую время от времени отменяли и заменяли служащей. Не знаю, можете ли Вы понять, что эта карточка при моей пенсии в 250 р. означает полуголодную жизнь".
Естественно, Полетаевой помогли. Но жизнь многих других пенсионеров существенно сократилась от постоянного недоедания.

И снова народ начал неприметную борьбу с государством. Чтобы сохранить рабочих на важных и вредных производствах, ведомства пробивали разнообразные исключения из правил. И к середине 50-х годов исключений накопилось столько, что исчисление пенсий в собесах превратилось в невероятно трудную задачу.

Одновременно для изменения пенсионной системы назрели и политические условия. Хрущев добивался всеобщей народной любви после развенчания предыдущего кумира. И в 1956 году в газетах опубликовали проект новой пенсионной системы, который народ горячо одобрил.

Минимальная пенсия устанавливалась в 300 рублей, максимальная — в 1200 (после денежной реформы 1961 года соответственно 30 и 120 рублей).

Как и раньше, пенсия напрямую зависела от трудового стажа. Всем, кому пенсии были начислены раньше, разрешили пересмотреть их размер.

Желающих нашлось много. А доказывать наличие стажа после войны, когда погибли архивы предприятий и городов, а также стажа в далекие 20-е годы, когда учет иногда попросту отсутствовал, можно было через суд, представляя свидетелей того, что имярек действительно работал там-то и столько-то. Суды были завалены заявлениями. Появилась целая индустрия свидетелей (в особенности на южных окраинах СССР), согласных за небольшую плату подтвердить все что нужно.

Существовал и еще один способ получения пенсий приличного размера. МВД СССР докладывало в 1958 году в Совмин СССР о раскрытии в Московской области целой сети по фабрикации трудового стажа и начисления пенсий. Работники собеса выявляли граждан, не имеющих из-за малого стажа права на пенсию, и предлагали им выгодную сделку — поделиться частью получаемой пенсии. "Для маскировки преступных действий,— докладывало МВД,— участники хищений, используя служебное положение, фабриковали фиктивные справки о трудовом стаже и трудовые книжки. В отдельных случаях ими учинялись подлоги в архивных документах".

На первом этапе новой пенсионной реформы, как стало ясно из итоговых цифр выплат пенсий за 1957 год, остались в выигрыше пенсионеры: вместо тщательно рассчитанного увеличения выплат на 13 млрд рублей было потрачено 20 млрд. Но государство использовало обычный прием, установив на долгие годы максимум пенсий в 120 рублей (с возможностью увеличения за счет непрерывного стажа на 10%). Зарплаты и цены снова росли, а пенсии по-прежнему не менялись.

Хрущевская пенсионная система просуществовала в практически неизменном виде до конца 80-х годов. И к этому времени прожить на максимальные 132 рубля пенсионеры могли лишь потому, что имели время для стояния в бесконечных очередях, а также работали, умудряясь оформиться на рабочие должности, чтобы сохранить пенсию в полном объеме.

Впрочем, и 132 рубля были настоящим богатством по сравнению с тем, что получали колхозники, на которых хрущевская реформа не распространялась. На долгие годы им установили максимум пенсии в 17 рублей, а затем после долгих просьб подняли до 25. Те из них, кто еще жив, почему-то не вспоминают 70-е и 80-е годы как время исключительного благоденствия.

Сегодня пенсию в старости (пусть и небольшую) государство гарантирует каждому гражданину. Даже если человек никогда не работал, в 60 (женщина) или 65 лет (мужчина) он всё равно получит так называемую социальную пенсию. А когда вообще появились пенсии на Руси?

Пенсионеры, 1994 г.

XIV-XVI века: поместья за подвиги и военную службу

В принципе, пенсии появились на Руси очень давно. Правда, так они не назывались, да и помощь пожилым людям на протяжении многих столетий оказывалась очень избирательно. Как указывают древние летописи, ещё воеводы и князья обеспечивали своих особо преданных воинов и служащих как в случае их ранения, так и в старости.

А с началом действия на Руси крепостного права объектом пенсионного обеспечения стала выступать и земля с прикреплёнными к ней крестьянами, которые также отныне становились объектом частной собственности и, следовательно, неотъемлемой частью пенсионного обеспечения представителей дворянского сословия.


XVII век: пожизненное содержание помещиков

Соборное уложение 1649 г. царя Алексея Михайловича — ещё один шаг к развитию государственного обеспечения служащих. По этому закону помещики стали получать гарантии материальной поддержки в старости, при наступлении инвалидности, а их семьи — в случае потери кормильца.

Кроме того, 9 статья той же главы Соборного уложения закрепляла право престарелых владельцев прожиточного поместья сдавать его близким родственникам на условиях пожизненного содержания стариков. В случае невыполнения условий владения прожиточным поместьем — например, при плохом уходе за престарелым родственником — оно должно было быть возвращено.

Пётр Великий. Гравюра.

При этом государственные пенсии по старости по-прежнему не полагались тем людям, которые не находились на госслужбе. Увы, они в старости могли рассчитывать лишь на соцпомощь в рамках так называемых богоугодных заведений того времени: домов призрения, сиротских приютов, специальных домов инвалидов для отставных военнослужащих низших чинов и др.

Новые пенсионные законы петровского времени, которые поначалу затрагивали исключительно военных, постепенно распространялись на другие ведомства.

В период царствования Анны Иоанновны был принят ряд указов, по которым право на пенсионное обеспечение распространялось на служащих Академии навигационных наук и работников-мастеровых Сестрорецкого завода под Петербургом. Те и другие непосредственно работали на нужды российского флота. Но расходы на пенсии в этом случае покрывались за счёт учреждений.

Роль императрицы Елизаветы Петровны в развитии пенсионного дела была ознаменована указом от 9 января 1758 года, по которому пенсионные нормы Морского устава были распространены и на сухопутные войска. Аналогичный указ будет издан и Екатериной II, он расширит действие пенсионного права в сухопутных войсках. В годы правления Екатерины II пенсионные расходы возросли многократно. Ежегодные расходы государства на пенсии в годы правления Екатерины составляли около 300 тысяч рублей. Только на жалованье высшим военным чинам (отставным генералам) из государственной казны было велено отпускать 50 тысяч рублей в год.


По двум указам Екатерины были впервые установлены пенсии за выслугу лет. Для морских офицеров выслуга составляла 32 года, для гражданских служащих — 35 лет. Право на получение пенсии предоставлялось лицам, отслужившим соответствующий срок и имевшим жалованье около 400 рублей в год. Причём назначение пенсий военным и гражданским лицам было строго индивидуальным.

К концу XVIII века пенсии стали появляться и в гражданских ведомствах. В числе первых они были установлены для служащих в Сибири. Позже — для служащих таможни, пожарных, медицинских, горных, лесных и учебных учреждений.

Казанский завод Крестовниковых до революции снабжал мылом половину страны.

XIX век: первый в истории устав о пенсиях

XX век: пенсии стали получать не только чиновники, но и рабочие

В последние годы существования Российской империи система пенсионного обеспечения по-прежнему оставалась избирательной и охватывала меньше 1/3 населения страны. Дополнительное пенсионное обеспечение за счёт взносов в так называемые эмеритальные кассы и рабочие фонды взаимопомощи затрагивало небольшую часть трудящихся: пенсионные кассы создавались в основном в госведомствах и на крупных промышленных предприятиях. При этом к началу века почти половину населения составляли сельские жители: по данным переписи 1897 г., их было больше 60 млн человек из 125 млн россиян. Но крестьяне никаких пенсий не получали как до, так и долгое время после революции.

А вот количество военных пенсионеров резко выросло с началом Первой мировой войны. Но рядовых солдат в числе получателей привилегированных пенсий не было.

Чиновник, прослуживший не менее 25 лет, получал 50% пенсионного оклада. Фактически пенсию на государственной должности можно было выслужить только к 60 годам, учитывая, что средний возраст приёма на службу дипломированного специалиста начинался с 20 лет. При этом пенсионная планка в 60 лет на тот период была выше средней продолжительности жизни в стране.

Общий устав о пенсиях предусматривал некоторое снижение возраста для получения пенсии в двух случаях. В случае неизлечимой болезни полный оклад пенсии можно было получить за 30 лет службы. Кроме того, досрочную пенсию можно было получить, если чиновнику требовался уход в случае болезни. Полный оклад пенсии в этом случае полагался за 20 лет службы.

Для назначения пенсий служащим низших чинов нередко требовалось доказать тот факт, что к моменту достижения пенсионного возраста чиновник не будет иметь другой возможности содержать семью, кроме пенсионного пособия. Размер пенсии государственных чиновников устанавливался соответственно уровню чина. Все должности в государственном аппарате для расчёта пенсии были разделены на 9 разрядов.

Николай II. Илья Репин, 1896.

В начале XX века размер пенсий российских чиновников мог составлять в среднем от 85 рублей в год (по 9 разряду) до 1 453 рублей (по 1 разряду). Для сравнения: заработок высокопрофессионального рабочего в начале XX века составлял в отдельных отраслях промышленности всего несколько десятков рублей в месяц.

Срок выслуги для военной пенсии был меньшим, чем у гражданских чиновников: в среднем 25 лет для полного оклада пенсии и 20 лет — для 50%. Офицерам военных тюрем каждые пять лет службы засчитывались за семь. А для офицеров и гражданских чиновников военного ведомства, которые служили в отдалённых регионах страны, сроки выслуги пенсий сокращались: например, один день службы считался за два, три, четыре дня и так далее — в зависимости от конкретной удалённости места службы. При этом для всех без исключения офицеров, военных священников и врачей время службы в действующей армии засчитывалось вдвойне по сравнению с гражданской службой. Для морских офицеров кроме общих пенсий существовали дополнительные вознаграждения. А именно в размере 1/2 оклада жалования — за общий срок плавания в течение службы от 120 до 180 месяцев. Две трети оклада пенсии полагалось за плавание сроком более 180 месяцев.

Командирам кораблей выдавалось дополнительное вознаграждение за долговременное командование судном, корабельным инженерам — за постройку и перестройку судов (сумма дополнительного вознаграждения могла составлять до 1350 рублей в год). Инженерам-механикам полагались доплаты к пенсии за долговременное управление судовыми машинами (до 900 рублей в год).

Император Николай II и его супруга Александра Федоровна Романова в часы досуга.

Также важно отметить, что офицерам, получившим раны и увечья во время боевых действий, пенсии из инвалидного капитала назначались независимо от пенсий из государственного казначейства. Кроме пенсии отставным офицерам выдавалось ежегодное пособие для найма прислуги.

XX век (советский период): пенсии всем — от колхозников до членов ЦК КПСС


В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

К концу существования СССР в рамках действовавшей на то время пенсионной системы право на пенсию имел практически любой работник при наличии определённого трудового стажа.

Советские люди выходили на пенсию в 55 (женщины) и в 60 лет (мужчины) при стаже работы соответственно 20 и 25 лет. Тем, кто трудился на тяжёлых или вредных производствах, на Севере или на социально значимой работе (врачи, учителя), устанавливались ещё более ранние, льготные сроки выхода на пенсию, а иногда и сокращённый необходимый стаж.

Размер пенсии зависел от зарплаты человека. При её назначении он мог выбрать, как её будут считать: возьмут среднюю зарплату за 12 последних месяцев работы или за любые 5 лет подряд из последних 10 лет перед обращением за пенсией.

Например, вот какие средние пенсии получали колхозники в РСФСР:

1965 г. 1970 г. 1980 г. 1985 г. 1989 г.
12,5 руб. 14,1 руб. 34,8 руб. 47,5 руб. 75,1 руб.

У рабочих и служащих с высокими заработками, соответственно, и пенсии были выше. Однако существовал потолок, выше которого пенсии не назначались: 120 руб. в месяц.

Персональная пенсия секретаря ЦК КПСС составляла 300 руб. в месяц, кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС — 400 руб., члена Политбюро ЦК КПСС — 500 руб. За высокопоставленными отставниками сохранялись государственные дачи и машины с водителями.


Законопроект об изменениях в пенсионной системе, нацеленной на повышение уровня доходов пенсионеров, был принят в первом чтении 19 июля. "За" проголосовали 328 депутатов, "против" – 104, один парламентарий воздержался. Депутаты также ратифицировали 102-ю Конвенцию Международной организации труда (МОТ), которая устанавливает размер пенсионных выплат не менее 40% от заработка работника при выходе на заслуженный отдых. Предполагается, что повышение пенсионного возраста начнется в 2019 году и будет идти поэтапно до 2034 года. Как сообщил председатель Думы Вячеслав Володин, срок принятия поправок ко второму чтению будет продлен на месяц – с 18 августа до 24 сентября.

Дальневосточная объединенная редакция (ДОР) продолжает серию публикаций о пенсионной системе нашей страны и вспоминает опыт СССР (реформа 1956 и 1964 гг.) и Российской Федерации после распада Советского Союза.

История развития пенсионного законодательства в СССР

В 1928 году право на пенсию при утрате трудоспособности применили к рабочим текстильной промышленности (постановление Союзного совета социального страхования при Народном комиссариате труда СССР от 5.01.1928г.). В 1929 году она распространилась на рабочих горной, металлической и электропромышленности, железнодорожного и водного транспорта (постановление ЦИК СССР от 15 мая 1929 г. "Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости"), а в 30-х годах ХХ века стала устанавливаться и рабочим других отраслей.

Пенсионный возраст для назначения трудовой пенсии по старости — 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин — с тех пор не менялся, при этом средний возраст наступления инвалидности среди мужчин в то время был около 52, а у женщин – 50 лет.

Окончательное формирование пенсионной системы Советского Союза относится к 1950-1960 годам: 1 октября 1956 года вступил в силу закон "О государственных пенсиях", гарантирующий пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий, а в 1964 году – о пенсионном обеспечении колхозников. К этому времени сформировались и виды пенсионного обеспечения: пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по потере кормильца. Также были введены дополнительные пенсии: за выслугу лет, персональные пенсии, за особые заслуги перед государством.

Также на пенсию можно было выйти на 10-15 лет раньше: действовали различные льготы, такие, как работа в тяжелых климатических условиях (на Севере и приравненных к нему местностях) или на вредном для здоровья производстве. Эксперты обращают внимание на накопившиеся со временем перекосы: законодательством того времени не была предусмотрена индексация пенсий в связи с изменением уровня жизни, включая подорожание основных продуктов питания. В результате, к 1980 годам пенсионеры от 70 лет и старше были самым бедным слоем населения. Для устранения этого перекоса 15 мая 1990 года был принят Закон СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", утвердивший индексацию пенсий.

Пенсионное законодательство РФ: опыт и практика

История пенсионной системы России началась с принятия закона "О государственных пенсиях в РФ" (от 20 ноября 1990 года), в котором были установлены принципы государственного пенсионного страхования. Тогда были установлены два вида пенсий — трудовые и социальные.

Российская пенсионная система стала впервые строиться на принципах социального страхования (модель Бисмарка). Так, согласно статье 8 закона, финансирование пенсий осуществлялось ПФР за счет страховых взносов работодателей по страховому тарифу 28% от фонда оплаты труда (трудовые пенсии) и ассигнований из федерального бюджета (пенсии для военнослужащих и приравненных к ним категорий, а также социальные пенсии). Но уже тогда было очевидно, что пенсионная система социалистического периода при рыночной экономике не работают. У государства просто не было денег для выплаты пенсий: на фоне гиперинфляции, роста цен, массового закрытия и банкротства предприятий, пенсии нередко задерживали.

В декабре 2001 года в России, после многочисленных споров и расчетов, были приняты законы, устанавливающие новый подход формирования пенсионной системы: "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и "О трудовых пенсиях в РФ". Новая система включала в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование. Этот формат пенсионной системы просуществовал более 10 лет. В это время активно развивались негосударственные пенсионные фонды, зафиксированы многочисленные случаи вложения денежных средств в софинансирование государственной пенсии. Но уже тогда специалисты прогнозировали, что к 2010-2020 годам, на форме снижения рождаемости в 90-ые годы, количество пенсионеров превысит количество трудоспособного населения.

В декабре 2012 года правительство, подводя итоги действующей системы, признало: часть проблем решить удалось, но сбалансированность бюджета Пенсионного фонда России, созданного в 1990 году, обеспечить не удается, денег на индексацию пенсий не хватает. В результате нарастающих проблем, на фоне очередного финансового кризиса, началась череда банкротств негосударственных пенсионных фондов. Отчисления в накопительную часть государственной пенсии за 2014, 2015 и 2016 годы были "национализированы" государством и направлены на формирование страховой части пенсии, то есть на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам. В 2015 году была предпринята очередная попытка изменить пенсионную систему России, увеличив рабочий стаж, необходимый для получения пенсии; ввести индивидуальный пенсионный коэффициент. И все же в правительстве пришли к выводу: без повышения возраста выхода на пенсию не обойтись. По этому пути, кстати, идут практически все страны.

По официальным данным Минэкономразвития России, численность населения трудоспособного возраста в стране на 2018 год составляет 82,2 млн человек. Но "трудоспособный" не означает "работающий". Эксперты отмечают, что россияне стали начинать карьеру гораздо позднее – в среднем, после 22 лет, когда, например, получено высшее образование. Как отметил в интервью "Известиям" ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы Виктор Мау, "один из важных факторов в пользу повышения пенсионного возраста в России – сокращение периода трудовой жизни: когда вводился нынешний пенсионный возраст, большая часть населения начинала трудовую деятельность примерно на 10 лет раньше".

Пенсионная реформа соседних стран

В большинстве стран евразийского пространства и Восточной Европы пенсионный возраст уже повысили.

Для мужчин трудоспособный возраст на уровне 65 лет установлен в Молдавии и Азербайджане, для женщин — на уровне 63 года в Армении. В Эстонии, Латвии и Литвек 2025-2027 годам трудоспособный возраст повысят до 65 лет. Узбекистан недавно заявил, то будет повышать трудоспособный возраст до общемирового.

До 2017 года в Республике Беларусь возраст выхода на пенсию у мужчин был 60 лет, у женщин — 55 лет. С прошлого года трудоспособный возраст обоих полов каждый год повышают на 0,5 года. К 2022 году планируется повысить трудоспособный возраст у мужчин до 63 лет, у женщин — до 58 лет.

В Казахстане с 2001 года возраст выхода на пенсию у мужчин — 63 года, у женщин — 58 лет. С 2018 года трудоспособный возраст женщин каждый год повышается на 0,5 года (до 63 лет к 2027 году). В результате трудоспособный возраст у мужчин и женщин выровняется.

Подготовка законопроекта ко второму чтению

Как заявил министр труда и социальной защиты Максим Топилин, представляя законопроект в Госдуме, "реформа позволит впервые за всю историю России проиндексировать пенсии выше темпов инфляции более чем в два раза: с 2019 года — на 1000 рублей (индексация на 7%, прогноз по инфляции на 2018 год — около 3%)". Он также напомнил депутатам и о льготах, предусмотренных реформой: например, люди с большим трудовым стажем (женщины – 40 лет, мужчины – 45) смогут выйти на пенсию на два года раньше. Также сохраняется досрочная пенсия для работников вредных и опасных производств, для женщин, родивших пять и более детей, для инвалидов, чернобыльцев и других льготников.

— В отличие от стран Запада, Россия принимает решение о повышении планки возраста выхода на пенсию не под давлением кризиса в экономике, а при стабильной ситуации. Ведь необходимо на перспективу обеспечить страховой характер пенсионной системы, не просто сохранить, но и беспрецедентно повысить пенсионные выплаты. Принятие законопроекта не приведет к росту безработицы в силу плавного увеличения возраста выхода на пенсию. Этому помешает и тот факт, что на рынок выходит меньше новых работников из-за падения рождаемости в 1990-х годах, — отметил Максим Топилин, подчеркнув, что "правительство планирует выделить порядка 5 млрд рублей на повышение квалификации и переподготовку людей предпенсионного возраста".

Также правительство готовит план защиты прав работающих граждан и законопроект о повышении пособия по безработице с нынешних 4,9 тысячи рублей до уровня прожиточного минимума. Не менее важно и то, что Госдума одновременно с пенсионным законопроектом ратифицировала Конвенцию Международной организации труда (МОТ). Тем самым наша страна взяла на себя международные обязательства — обеспечить пенсии на уровне 40% утраченного заработка. Как отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин, "вопрос о ратификации Конвенции начал рассматриваться еще в 90-е годы, и, наконец, решение назрело".

Одобрив концепцию пенсионных изменений, парламентарии решили продлить общественное и экспертное обсуждение законопроекта на месяц от запланированных ранее сроков (до 24 сентября), чтобы провести "донастройку" в рамках подготовки ко второму чтению, которое состоится в осеннюю сессию.

Дальневосточные парламентарии и профсоюзы предлагают учесть специфику региона и сохранить прежний возраст выхода на пенсию, а также вернуть дальневосточный коэффициент к пенсии дальневосточников.

— Я считаю, не нужно забывать опыт освоения Дальнего Востока в царские времена и во времена СССР, когда людей привлекали сюда льготами, — поделился с ДОР своим мнением председатель некоммерческого партнерства "Лига финансовых институтов" Александр Ивашкин. — Может, стоит возраст для выхода на пенсию оставить прежний, а еще платить районный коэффициент 1,6, как во времена СССР? Тогда, глядишь, и молодые люди из западных регионов страны захотят переехать жить и работать на Дальний Восток, а это поможет государству реализовать демографическую программу в регионе.

Напомним, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий" направлен на обеспечение устойчивого роста размера страховых пенсий по старости и высокого уровня их индексации. Он предусматривает поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости. Он предполагает увеличение "базового" возраста выхода на пенсию для мужчин до 65 лет, для женщин — до 63 лет. Стаж государственной гражданской и муниципальной службы, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет, увеличивается с 15 до 20 лет. Кроме того, к 2026 году срок назначения страховой пенсии по старости для лиц, которым она назначается независимо от возраста, увеличится на восемь лет. Закон может стартовать с 2019 года.

По состоянию на 1 января 2018 года в Приморье получают пенсию 561 230 пенсионеров, из них 494 481 — получатели страховой пенсии. Средний размер страховой пенсии по старости – 14 063,62 рубля (по государственному пенсионному обеспечению — 9 026,69 рублей).

История пенсий в России и СССР

ПЕНСИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. БЕЗ ВОЗРАСТНОГО ЦЕНЗА

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации пенсии в России стали вводиться постепенно еще в XVII веке Петром I, а детально проработанное пенсионное законодательство было принято при Николае I. Первыми государственным обеспечением стали пользоваться военнослужащие и их вдовы, а также чиновники с рангом.

К 1914 г. право на пенсию по выслуге лет имели чиновники всех классов, канцеляристы, офицеры, таможня, жандармы, учителя школ, преподаватели вузов, ученые и инженеры всех казенных заводов, врачи, медперсонал всех казенных больниц, рабочие казенных заводов и железной дороги.

История пенсий в России и СССР

Пенсия в размере полного оклада полагалась тем, кто проработал на одном месте 35 лет. Пенсию в 50% от своего оклада получали проработавшие на одном месте не менее 25 лет.

Люди знали, что отработав от 20 до 30 лет, можно рассчитывать на пенсию до 2/3 оклада, а со стажем 10-20 — до 1/3 оклада.

Размер пенсии обжалованию не подлежал. Если пенсионер умирал, то его семья (вдова, несовершеннолетние дети) продолжали получать пенсию.

ДУЭЛЬ – ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ

Исключение составляли только те случаи, когда мужчина погибал на дуэли — в этом случае вдова лишалась материальной поддержки.

Также пенсии выплачивались только тем, кто ни в чем плохом замечен не был, то есть не привлекался, не был уволен по статье. Оступившиеся лишались пенсии и могли подать прошение государю либо попытаться заново заработать беспорочной службой пенсионный стаж в другом месте. Также пенсии лишали тех, кто принимал монашеский постриг или уезжал из России навсегда.

ПЕНСИЙ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА ПРАКТИЧЕСКИ НЕ БЫЛО

После образования СССР все царские пенсии упразднили одним махом. Большинство советских трудящихся длительное время не получали пенсий по старости – они были положены лишь для небольшой части населения.

Так, в августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923-м — для старых большевиков, в 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности.

История пенсий в России и СССР

1937-ОЙ: СТИПЕНДИЯ БОЛЬШЕ ПЕНСИИ

До 1956 г. размер пенсий в СССР был мизерным: участникам Гражданской войны, бойцам Красной армии, ставших инвалидами, полагалось 25 руб. — 45 руб. (вторая группа инвалидности) и 65 руб. (первая группа).

Также пенсии выплачивались нетрудоспособным членам семьей таких инвалидов (от 15 до 45 руб.). Если учесть, что в 1937 г. студенческая стипендия была 130 руб., то воевавшим людям, получившим инвалидность, выплачивали сущие крохи.

В 1926-1927 годах средний возраст мужчин в СССР был 40,23 года, женщин – 45,61год.

А в 1932 году был законодательно установлен возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 — для мужчин.

История пенсий в России и СССР

Этот закон используется и сегодня, почти через 85 лет, правда сейчас (данные 2017 года) продолжительность жизни в России у мужчин 67,5 лет, у женщин — 77,4 года.

Максимальная пенсия в 300 руб. в начале 50-х годов 20 века составляла не более 25% от средней зарплаты (1200 руб.). Несмотря на рост цен и зарплат в стране, этот максимум оставался неизменным. Учитывая, что большинство пенсионеров получали 40-60 рублей, прожить на такие деньги без поддержки родных было абсолютно невозможно.

1956: ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ

История пенсий в России и СССР

В 1973 году выплаты по пенсиям повысили до 20 рублей, а в 1987 году до 50 рублей. Колхозам разрешалось выплачивать своим пенсионерам надбавки к пенсии, т.е. колхозников обязали создавать фонды, которые ежемесячно должны были помогать пенсионерам — деньгами, продуктами или трудоднями. Пенсионный возраст и трудовой стаж, необходимый для получения пенсии, устанавливали сами члены сельхозартели.

На этом фоне пенсионная система царской России выглядит просто роскошной.

ВНУКИ ПОМНЯТ

И в конце моего рассказа хочу предложить вам воспоминания о жизни пенсионеров СССР.

Татьяна Рубанова:

— Ближе к концу 60-х мне было 4-5 лет, запомнила из разговора взрослых. Моя бабушка, которая всю жизнь проработала в колхозе, пережила войну, оккупацию (Курская дуга как раз проходило через их село), начала получать пенсию в размере 12 руб. И жили, в основном, тем, что выращивали на своем огороде.

Галина Врублевская:

— Вопрос пенсий обсуждался в нашей семье, когда ее назначили моей бабушке в 1957 году. Ей в то время было 59 лет, и она не получала до того никакой пенсии, потому что, как я поняла, у нее был большой перерыв без работы. Она прекратила работать в 1942, когда была эвакуирована из Ленинграда вместе с мужем (моим дедом), с его заводом.

История пенсий в России и СССР

Сергей Александрович:

А сегодня только нам с вами решать: ждать от государства нежной заботы о нас или самим решать, как жить.

Читайте также: