С какими странами у россии подписано пенсионное соглашение

Обновлено: 14.05.2024

Госдума ратифицировала договор с Болгарией о пенсиях и пособиях

13 ноября 2009 года Государственная дума ратифицировала российско-болгарский Договор о социальном обеспечении, подписанный сторонами в феврале текущего года.

Документ распространяется на граждан России и Болгарии, проживающих на территории другого государства. Договор распространяется на выплату трудовых пенсий, в том числе и досрочных, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

С какими странами уже заключены Соглашения о пенсионном обеспечении.

Россия заключила одно многостороннее и несколько двусторонних соглашений о пенсионном обеспечении граждан с рядом стран. Как правило, в таких соглашениях используются два принципа - по раздельности или вместе:

-территориальности (когда пенсия выплачивается по законодательству страны проживания пенсионера);

-пропорциональности (когда каждая сторона исчисляет пенсию за стаж, выработанный на ее территории).

Крупнейшее - многостороннее Соглашение действует по принципу территориальности. В Соглашение входят Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

На сегодняшний день наибольший миграционный обмен происходит между Россией и Украиной. К примеру, при выезде граждан из России в Украину пенсия будет назначаться и выплачиваться по законодательству Украины и наоборот.

Также у России заключены Соглашения о пенсионном обеспечении граждан с Республикой Беларусь, с Грузией, Литвой, Эстонией, Молдовой, нет соглашений с Латвией и Азербайджаном. Имеются договоры с бывшими социалистическими республиками Румынией, Венгрией, Словакией (пролонгируется договор с Чехословакией), а также с Монголией.

При переезде из одной страны-участницы Соглашения в другую пенсионеру необходимо:

1. До отъезда обратиться в Управление ПФР по месту жительства, подать заявление о прекращении выплаты пенсии в связи с переездом на постоянное место жительства в другую страну.

2. По новому месту жительства за назначением пенсии обратиться в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Как быть пенсионеру при переезде на постоянное место жительства в страну, с которой у России нет Соглашений о пенсионном обеспечении?

В этом случае назначение и выплата пенсии остается заботой Пенсионного фонда России. Перерасчет происходит также по российским законам.

При этом у пенсионера, выехавшего на постоянное место жительства в другую страну, есть два варианта получения пенсии:

1. на территории России (путем перечисления средств на счет в банке). При этом каждый год пенсионер должен подтверждать особым свидетельством право на получение пенсии.

Это свидетельство можно оформить:

-в консульстве или дипломатическом представительстве РФ на территории страны проживания,

-в компетентном органе или у должностного лица иностранного государства;

-у нотариуса, работающего на территории России.

2. на территории страны проживания. В этом случае электронное пенсионное дело направляется в Департамент пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей Пенсионного фонда РФ, который в дальнейшем занимается перерасчетом и перечислением пенсии в страну проживания.

Примечательно, что все больше амурских пенсионеров уезжают жить за границу. Большинство получают пенсию на территории России. Так, к примеру, если в 2004 году за получением пенсии в России обратилось 25 амурских пенсионеров-иммигрантов, то по данным на 1 июля 2009 года таковых оказалось уже 87 человек. Самой популярной страной для иммиграции остается ФРГ. Как правило, это немцы Поволжья, переселенные перед Великой Отечественной войной в Селемджинский район.

Пенсионная система в Китае

Пенсия в Китае выплачивается только государственным чиновникам, менеджерам и людям, занятым в промышленном производстве. Пенсию в Китае мужчины могут получать в 60 лет, женщины менеджерского состава в 55 лет, а остальные женщины в 50 лет. Причем занятым в государственной службе разрешено уходить на пенсию раньше, без всяких потерь ее размера. Жители сельской местности и крестьяне, пенсию не получают вообще, их обязаны содержать дети.

Пенсионеры, которым по закону положена пенсия, должны отработать не менее 15 лет и получить право на базовую социальную пенсию. В течение всей трудовой деятельности госслужащий или работник определенной профессии, ежемесячно отчисляет в государственный пенсионный фонд определенный размер выплат на свой личный счет в размере 11% от заработной платы. Этот процент включает в себя перечисление работодателем 7% и самим работником - 4% от заработной платы работника. Отчисления производятся автоматически на предприятии и перечисляются вместе с остальными налогами. Но в некоторых регионах пенсионными накопителями до сих пор выступают предприятия и, следовательно, они же, и выплачивают пенсии своим сотрудникам. При наступлении определенного возраста, государство начисляет по базовым ставкам пенсионное пособие и выплачивает его регулярно. Пенсия выплачивается ежемесячно в размере 20% от среднего уровня заработной платы в регионе работника. Нужно отметить, что в разных провинциях, разные ставки взносов и разные базовые начисления пенсионных выплат. Дополнительно пенсионеру выплачивается с личного пенсионного счета около 60% от средней годовой заработной платы, определенной на момент выхода на пенсию с последующим пересчетом по мере инфляции. Средняя пенсия в Китае насчитывается размером в 618 юаней, это чуть более 3000 рублей в месяц. Льгот пенсионерам в Китае не существует.

-Две моих знакомых уехали в ФРГ. Размер пенсии у женщин разный, т.к. одна перед отъездом заработала пенсию в России, другая еще 19 лет дорабатывала до пенсионного возраста в Германии.

Первая получает только российскую пенсию - у нее она не превышает 5000 рублей в месяц, вторая к своим 2-3 тысячам рублей за неполный российский стаж получает еще около 900 евро за 19 лет работы в Германии.

Жизнь в Германии: съем 2-комнатной квартиры (жилье, как правило, меблированное) стоит 300-400 евро в месяц, на питание в месяц уходит минимум 100 евро на человека, готовить дешевле самому из продуктов с рынков. Итого жилье и питание в режиме жесткой экономии обходится минимум в 400 евро в месяц.

Первой из-за низкого дохода Германия назначила социальное пособие. Также для малообеспеченных людей в этой стране существуют льготы на оплату жилья. Так вот, после оплаты квартиры на жизнь у нее остается около 200 евро.

Вторая получает пенсию и от России и от ФРГ, доход у нее получается побольше - порядка 950 евро, после оплаты жилья остается около 600 евро.

Несмотря на разный доход обеим приходится жить в режиме жесткой экономии, но возвращаться они, тем не менее, не хотят.

Работать за границей и копить на пенсию в России можно без проблем.

Марина Кокина - ведущий специалист-эксперт отдела организации персонифицированного учета ОПФР по Амурской области:

С 2009 года в России таким людям предоставлена возможность накопить на свою будущую пенсию самим. Это - добровольное страхование, которое давно и с успехом действует в США и многих странах Западной Европы. Важно, что государство будет помогать копить. Программа софинансирования пенсионных накоплений позволяет гражданам не терять время, а самим пополнять свой пенсионный счет. При этом дается право самим определять, в какие сроки и каким путем.

Правила участия просты. Если гражданин откладывает в накопительную часть пенсии от 2 000 до 12 000 рублей в год, государство вносит на его счет в Пенсионном фонде такую же сумму. Максимум за год можно накопить 24000 рублей. Для тех граждан, кто достиг пенсионного возраста, но продолжает работать, и еще не обращался за пенсией, государство увеличит их взнос в 4 раза. Таким образом, для этой категории граждан максимальная годовая сумма, которая идет в накопительную часть пенсии, с учетом собственных взносов, составляет 60 000 рублей.

Размер пенсии за рубежом.

Если пенсия трудовая, будете получать, естественно, такую же какую насчитают в России. Социальные пенсии постоянно проживающим за границей не платят.

И в Германию и в США страховая (трудовая) пенсия назначенная в РФ выплачивается в том же размере. Перед выездом вы имеете право на вы плату пенсии за 6 месяцев вперёд. Когда приедете в Германию или США - обустраиваетесь. Получайте постоянное место жительство. Затем идете в консульство и берете справку подтверждающую постоянное место жительство (с указанием даты выезда. Пишите заявление в ПФР (в консульстве есть бланки), загранпаспорт РФ, заявление с указанием банка за границей (куда вам высылать пенсию) Условием ежегодной выплаты пенсии за границей, является предоставления свидетельства о нахождении в живых. Если вы сами захотите приехать в РФ, то в ПФР сами освидетельствуют протоколом и продолжат выплату. Если вы поменяете гражданство, то необходимо предоставить новые документы удостоверяющие личность. Право на страховую пенсию остается. Надбавки (в т. ч. ЕДВ) выплачиваются только тем кто постоянно живёт на территории РФ.

С 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза - Республики Армения, Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан и Кыргызской Республики (далее - ЕАЭС).

Соглашение определяет порядок и механизм экспорта пенсии из одной страны союза в другую, предусматривает суммирование стажа работы в государствах ЕАЭС для определения права на пенсии.

Цель Соглашения о пенсионном обеспечении

Основной целью Соглашения является формирование пенсионных прав трудящихся государств-членов ЕАЭС на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Это означает, что каждое государство-член ЕАЭС должно гарантировать гражданам других государств-членов ЕАЭС объем прав на пенсионное обеспечение, равный объёму прав, предоставляемому своим гражданам на аналогичных условиях.

Назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:

  • за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом ЕАЭС, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
  • за стаж работы, приобретенный до вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии c законодательством государств-членов ЕАЭС и Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации – Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

Ранее этот вопрос не регулировался, и период работы казахстанцев в других государствах ЕАЭС фактически не учитывался при расчете их пенсионных выплат.

С полным текстом Соглашения можно ознакомиться на сайте Евразийской экономической комиссии здесь.

Каков объем прав на пенсионное обеспечение для граждан других государств-членов ЕАЭС

Получать пенсию они будут вправе на территории государства проживания либо государства – члена ЕАЭС, назначившего пенсию.

К примеру, гражданин Кыргызстана, работая в России, платил необходимые отчисления, при этом пенсию за период работы в России не получал.

После вступления документа в силу трудящиеся ЕАЭС будут получать пенсию за периоды работы и у себя на родине, и в других государствах ЕАЭС.

Так, например, гражданин Армении, который после вступления соглашения в силу проработает пять лет в России, три года в Беларуси, один год в Казахстане и оставшееся время в Армении, будет получать пенсию от четырех стран – от каждой за конкретный период работы.

Учитывая, что каждое государство-член ЕАЭС будет выплачивать трудящемуся часть пенсии, адекватную периоду работы и отчислениям пенсионных взносов в стране трудоустройства, необходимо, чтобы трудящиеся-граждане стран ЕАЭС официально оформляли трудовые отношения с работодателями в государствах-членах ЕАЭС, в том числе в Казахстане, то есть в обязательном порядке своевременно заключали трудовые или гражданско-правовые договоры.

Соглашение подразумевает, что легальные трудовые мигранты будут получать пенсии от стран, где они работали не менее 1 года.

Размер пенсии и перечень документов для назначения и выплаты пенсии будет регулироваться национальным законодательством каждого государства - члена ЕАЭС.

Соглашение определяет порядок и механизм экспорта пенсии из одной страны союза в другую, предусматривает суммирование стажа работы в государствах ЕАЭС для определения права на пенсии.

Каждая страна-участница ЕАЭС будет выплачивать (экспортировать) пенсию трудящемуся за стаж работы, выработанный на ее территории.

Таким образом, пенсии будут выплачиваться тем государством, где трудящийся осуществлял свою деятельность, в том числе и в случае его проживания на территории другого государства-члена ЕАЭС.

Если у человека не хватило для пенсии рабочего стажа, заработанного на территории одного государства – члена Союза, то допускается учет стажа работы, приобретенного на территориях других стран ЕАЭС.

Вместе с тем, если трудящийся стран ЕАЭС, осуществлявший трудовую деятельность в РК, переехал на постоянное место жительство в другую страну (не в страну ЕАЭС), то в соответствии с национальным пенсионным законодательством РК, он имеет право на пенсионные выплаты из ЕНПФ за счет своих пенсионных накоплений, но только при наступлении пенсионного возраста.

В случае смерти трудящегося (гражданин государства-члена у которого формируются, либо формировались пенсионные права посредством осуществления трудовой или иной деятельности на территории другого государства-члена) член семьи имеет право на пенсию в соответствии с законодательством государств-членов.

То есть пенсионные накопления умершего трудящегося передаются его наследникам в соответствии с нормами Гражданского кодекса.

Если стажа работы трудящегося, приобретенного на территории одного государства-члена, будет недостаточно для возникновения права на пенсию (за исключением накопительной пенсии), то будет учитываться стаж работы, приобретенный в других странах ЕАЭС, в том числе до вступления Соглашения в силу, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени.

Для этого компетентные органы стран ЕАЭС будут обмениваться информацией о наличии трудового стажа у трудящегося через соответствующие информационные формуляры, разработанные уполномоченными и компетентными органами стран ЕАЭС совместно с ЕЭК.

До перехода к цифровому взаимодействию через интегрированную информационную систему ЕАЭС стороны будут использовать бумажный документооборот.

В какие органы необходимо обращаться за назначением пенсии

В Казахстане Соглашение распространяется на пенсионные выплаты:

  • по достижении пенсионного возраста;
  • при установлении инвалидности первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;
  • единовременная выплата наследникам.

Пенсионные выплаты будут осуществляться из единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ).

Работодатель, привлекший трудящегося из стран ЕАЭС в рамках трудового договора либо гражданско-правового договора, обязан с 1 января 2021 года осуществлять регулярное перечисление обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ в размере 10% от ежемесячного дохода трудящегося, но не более 50-кратного размера минимальной заработной платы.

Заключение договора о пенсионном обеспечении с ЕНПФ не требуется, так как обязательные пенсионные взносы перечисляются на индивидуальный пенсионный счет в ЕНПФ, который открывается при их поступлении.

По всем вопросам назначения пенсионных выплат граждане РК и других государств-членов ЕАЭС должны обращаться непосредственно в ЕНПФ.

В ЕНПФ также в последующем надо обращаться при формировании права на пенсионное обеспечение - с документами для направления в компетентные органы государств-членов, в которых они осуществляли трудовую деятельность и будут иметь право на получение пенсии за проработанные периоды.

Если, к примеру, гражданин РК работал в РФ, то при наступлении права на пенсию по законодательству РФ, ему не обязательно для этого ехать в РФ и подавать заявление и соответствующие документы на назначение пенсии. Достаточно обратиться в компетентный орган страны проживания, т.е. в ЕНПФ.

Такой же механизм подачи заявления при наступлении права на пенсию и в других государствах-членах ЕАЭС.

Может ли гражданин РК получать пенсию в странах ЕАЭС, если он там не работал

Нормы Соглашения, ратифицированного 7 декабря 2020 года, касаются только трудящихся мигрантов, то есть лиц, временно находящихся в другой стране по причине осуществления там трудовой деятельности.

Таким образом, на граждан Казахстана, не работавших в странах ЕАЭС до вступления в силу нового Соглашения и переехавших жить туда уже после выхода на пенсию, действие данного Соглашения не распространяется.

Данный вопрос регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, участниками которого являются все государства - члены ЕАЭС.

В соответствии с Соглашением 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения 1992 года производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения 1992 года.

При переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных Соглашением 1992 года.

Данная тема касается вопросов пенсионного обеспечения лиц, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ- участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее Соглашения). Участниками Соглашения являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина.

Пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Назначение трудовой пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения, осуществляется при условии постоянного проживания этих граждан на территории России. Для иностранных граждан постоянное проживание на территории России подтверждается видом на жительство.

Для назначения трудовой пенсии также необходимо представить документ, содержащий дату прекращения выплаты пенсии в другой стране, - пенсионное дело либо справку из органа, осуществлявшего пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства.

Эти документы, выданные в надлежащем порядке на территориях государств – участников Соглашения, принимаются на территории Российской Федерации без легализации. При этом документы, представляемые гражданином для целей пенсионного обеспечения, выданные на иностранном языке, принимаются для указанных целей при условии, что верность их перевода засвидетельствована:

- нотариусами, занимающимися частной практикой;

- нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, либо консульскими учреждениями Российской Федерации.

Для установления права гражданина государства – участника Соглашения на пенсию, в том числе на пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств – участников Соглашения, а также на территории бывшего СССР в период до момента подписания Соглашения.

Периоды работы до 1 января 2002 года также учитываются в общем трудовом стаже для оценки пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в трудовой (страховой) стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами российского пенсионного законодательства. Периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии, если страховые взносы на пенсионное обеспечение уплачивались в соответствующие органы той страны, на территории которой гражданин работал.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения подтверждает справка об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное либо социальное страхование, которую выдают компетентные органы названного государства.

Гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения, исчисление пенсии производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в общий трудовой (страховой) стаж до 1 января 2002 года, по сведениям индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2000-2001 годы либо за любые шестьдесят месяцев подряд на основании документов, которые выдают в установленном порядке работодатели либо государственные (муниципальные) органы.

Заработок, полученный в государствах – участниках Соглашения, рассматривается как заработок, полученный на территории Российской Федерации. Размер пенсии исчисляется с учетом этого заработка на общих основаниях. Перевод национальной валюты производится по курсу на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 года.

При переселении в Россию гражданина, получавшего пенсию в одном из государств – участников Соглашения , пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства. Но не более чем за шесть месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания гражданина в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем, если у него есть право на пенсию того же вида по законодательству Российской Федерации.

При обращении за пенсией впервые, она назначается в сроки, установленные российским законодательством, то есть с даты обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Законом N 20-З ратифицировано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС (далее — Соглашение), подписанное 20.12.2019. После вступления его в силу трудящиеся смогут получать пенсию не только за время работы у себя на родине, но и за время работы в других странах ЕАЭС.

Соглашение вступит в силу после его ратификации всеми государствами — членами ЕАЭС, а именно с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления об этом .

Остановимся на основных положениях Соглашения.

1. Формирование пенсионных прав трудящихся будет осуществляться на тех же условиях и в том же порядке, что и формирование пенсионных прав граждан государства трудоустройства. То же самое касается и реализации права на назначение и выплату пенсии . Это значит, что пенсионное обеспечение трудящихся будет осуществляться и реализовываться на равных с гражданами страны трудоустройства условиях, независимо от того, в какой стране ЕАЭС они работали.

На заметку
Государствами — участниками ЕАЭС являются Россия, Беларусь, Армения, Кыргызстан и Казахстан.

2. За назначением пенсии трудящийся может обратиться в компетентный орган как государства проживания, так и (или) государства трудоустройства .

3. Определены виды пенсий, на которые будет распространяться Соглашение . В Беларуси положения документа будут применяться в отношении трудовых пенсий :

— за выслугу лет (кроме пенсий военнослужащих, приравненных к ним лиц, членов их семей и госслужащих);

— по случаю потери кормильца.

На пенсию за особые заслуги перед республикой, а также социальные пенсии нормы Соглашения не распространяются .

4. Выплата назначенной пенсии будет осуществляться по выбору трудящегося :

— в государстве проживания либо

— государстве — члене ЕАЭС, назначившем пенсию.

Из этого следует, что трудящиеся будут иметь возможность получать заработанные на территории государств — членов ЕАЭС пенсии независимо от того, какое из этих государств изберут для проживания в пенсионный период.

5. Каждое государство будет определять право на пенсию и исчислять ее размер в соответствии со своим национальным законодательством . При этом по общему правилу право на пенсию в соответствии с Соглашением возникает при наличии не менее 12 полных месяцев стажа работы, приобретенного на территории государства — члена ЕАЭС, по законодательству которого трудящийся претендует на назначение пенсии . Например, гражданину Беларуси, чтобы получить пенсию за периоды работы в России, нужно отработать на ее территории минимум 12 месяцев.

6. Для определения права на пенсию предусмотрена возможность суммирования стажа, полученного в других странах ЕАЭС, в случае если того стажа, что приобретен на территории одной из них, недостаточно для возникновения права на пенсию. Но только если такой стаж работы не совпадает по времени .

7. Каждое государство — член ЕАЭС будет назначать и выплачивать пенсию за стаж работы на его территории, приобретенный после вступления в силу Соглашения . То есть, к примеру, Беларусь будет платить пенсии за периоды работы на ее территории.

Пример
Гражданин Армении после вступления в силу Соглашения будет работать в Беларуси. При возникновении права на пенсию по условиям пенсионного законодательства нашей страны Беларусь назначит ему пенсию за стаж, приобретенный именно в нашем государстве.

Обратите внимание!
При исчислении размера пенсии за стаж, приобретенный до вступления Соглашения в силу, будут применяться нормы Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, а для Беларуси и России — Договора между Россией и Беларусью о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 .

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

С 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза - Республики Армения, Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан и Кыргызской Республики (далее - ЕАЭС).

Соглашение определяет порядок и механизм экспорта пенсии из одной страны союза в другую, предусматривает суммирование стажа работы в государствах ЕАЭС для определения права на пенсии.

Цель Соглашения о пенсионном обеспечении

Основной целью Соглашения является формирование пенсионных прав трудящихся государств-членов ЕАЭС на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Это означает, что каждое государство-член ЕАЭС должно гарантировать гражданам других государств-членов ЕАЭС объем прав на пенсионное обеспечение, равный объёму прав, предоставляемому своим гражданам на аналогичных условиях.

Назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:

  • за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом ЕАЭС, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
  • за стаж работы, приобретенный до вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии c законодательством государств-членов ЕАЭС и Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации – Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

Ранее этот вопрос не регулировался, и период работы казахстанцев в других государствах ЕАЭС фактически не учитывался при расчете их пенсионных выплат.

С полным текстом Соглашения можно ознакомиться на сайте Евразийской экономической комиссии здесь.

Каков объем прав на пенсионное обеспечение для граждан других государств-членов ЕАЭС

Получать пенсию они будут вправе на территории государства проживания либо государства – члена ЕАЭС, назначившего пенсию.

К примеру, гражданин Кыргызстана, работая в России, платил необходимые отчисления, при этом пенсию за период работы в России не получал.

После вступления документа в силу трудящиеся ЕАЭС будут получать пенсию за периоды работы и у себя на родине, и в других государствах ЕАЭС.

Так, например, гражданин Армении, который после вступления соглашения в силу проработает пять лет в России, три года в Беларуси, один год в Казахстане и оставшееся время в Армении, будет получать пенсию от четырех стран – от каждой за конкретный период работы.

Учитывая, что каждое государство-член ЕАЭС будет выплачивать трудящемуся часть пенсии, адекватную периоду работы и отчислениям пенсионных взносов в стране трудоустройства, необходимо, чтобы трудящиеся-граждане стран ЕАЭС официально оформляли трудовые отношения с работодателями в государствах-членах ЕАЭС, в том числе в Казахстане, то есть в обязательном порядке своевременно заключали трудовые или гражданско-правовые договоры.

Соглашение подразумевает, что легальные трудовые мигранты будут получать пенсии от стран, где они работали не менее 1 года.

Размер пенсии и перечень документов для назначения и выплаты пенсии будет регулироваться национальным законодательством каждого государства - члена ЕАЭС.

Соглашение определяет порядок и механизм экспорта пенсии из одной страны союза в другую, предусматривает суммирование стажа работы в государствах ЕАЭС для определения права на пенсии.

Каждая страна-участница ЕАЭС будет выплачивать (экспортировать) пенсию трудящемуся за стаж работы, выработанный на ее территории.

Таким образом, пенсии будут выплачиваться тем государством, где трудящийся осуществлял свою деятельность, в том числе и в случае его проживания на территории другого государства-члена ЕАЭС.

Если у человека не хватило для пенсии рабочего стажа, заработанного на территории одного государства – члена Союза, то допускается учет стажа работы, приобретенного на территориях других стран ЕАЭС.

Вместе с тем, если трудящийся стран ЕАЭС, осуществлявший трудовую деятельность в РК, переехал на постоянное место жительство в другую страну (не в страну ЕАЭС), то в соответствии с национальным пенсионным законодательством РК, он имеет право на пенсионные выплаты из ЕНПФ за счет своих пенсионных накоплений, но только при наступлении пенсионного возраста.

В случае смерти трудящегося (гражданин государства-члена у которого формируются, либо формировались пенсионные права посредством осуществления трудовой или иной деятельности на территории другого государства-члена) член семьи имеет право на пенсию в соответствии с законодательством государств-членов.

То есть пенсионные накопления умершего трудящегося передаются его наследникам в соответствии с нормами Гражданского кодекса.

Если стажа работы трудящегося, приобретенного на территории одного государства-члена, будет недостаточно для возникновения права на пенсию (за исключением накопительной пенсии), то будет учитываться стаж работы, приобретенный в других странах ЕАЭС, в том числе до вступления Соглашения в силу, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени.

Для этого компетентные органы стран ЕАЭС будут обмениваться информацией о наличии трудового стажа у трудящегося через соответствующие информационные формуляры, разработанные уполномоченными и компетентными органами стран ЕАЭС совместно с ЕЭК.

До перехода к цифровому взаимодействию через интегрированную информационную систему ЕАЭС стороны будут использовать бумажный документооборот.

В какие органы необходимо обращаться за назначением пенсии

В Казахстане Соглашение распространяется на пенсионные выплаты:

  • по достижении пенсионного возраста;
  • при установлении инвалидности первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;
  • единовременная выплата наследникам.

Пенсионные выплаты будут осуществляться из единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ).

Работодатель, привлекший трудящегося из стран ЕАЭС в рамках трудового договора либо гражданско-правового договора, обязан с 1 января 2021 года осуществлять регулярное перечисление обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ в размере 10% от ежемесячного дохода трудящегося, но не более 50-кратного размера минимальной заработной платы.

Заключение договора о пенсионном обеспечении с ЕНПФ не требуется, так как обязательные пенсионные взносы перечисляются на индивидуальный пенсионный счет в ЕНПФ, который открывается при их поступлении.

По всем вопросам назначения пенсионных выплат граждане РК и других государств-членов ЕАЭС должны обращаться непосредственно в ЕНПФ.

В ЕНПФ также в последующем надо обращаться при формировании права на пенсионное обеспечение - с документами для направления в компетентные органы государств-членов, в которых они осуществляли трудовую деятельность и будут иметь право на получение пенсии за проработанные периоды.

Если, к примеру, гражданин РК работал в РФ, то при наступлении права на пенсию по законодательству РФ, ему не обязательно для этого ехать в РФ и подавать заявление и соответствующие документы на назначение пенсии. Достаточно обратиться в компетентный орган страны проживания, т.е. в ЕНПФ.

Такой же механизм подачи заявления при наступлении права на пенсию и в других государствах-членах ЕАЭС.

Может ли гражданин РК получать пенсию в странах ЕАЭС, если он там не работал

Нормы Соглашения, ратифицированного 7 декабря 2020 года, касаются только трудящихся мигрантов, то есть лиц, временно находящихся в другой стране по причине осуществления там трудовой деятельности.

Таким образом, на граждан Казахстана, не работавших в странах ЕАЭС до вступления в силу нового Соглашения и переехавших жить туда уже после выхода на пенсию, действие данного Соглашения не распространяется.

Данный вопрос регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, участниками которого являются все государства - члены ЕАЭС.

В соответствии с Соглашением 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения 1992 года производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения 1992 года.

При переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных Соглашением 1992 года.

Читайте также: