Проведение общественной экспертизы законопроекта о пенсиях

Обновлено: 18.04.2024

Симферополь Севастополь Абакан Анадырь Архангельск Астрахань Барнаул Белгород Биробиджан Благовещенск Брянск Великий Новгород Владивосток Владикавказ Владимир Волгоград

Вологда Воронеж Горно-Алтайск Грозный Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Йошкар-Ола Казань Калининград Калуга Кемерово Киров Кострома Краснодар

Красноярск Курган Курск Кызыл Липецк Магадан Магас Майкоп Махачкала Мурманск Нальчик Нижний Новгород Новосибирск Омск Орел Оренбург

Пенза Пермь Петрозаводск Петропавловск-Камчатский Псков Ростов-на-Дону Рязань Салехард Салехард Самара Санкт-Петербург Саранск Саратов Сахалинская область Смоленск Ставрополь

Сыктывкар Тамбов Тверь Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Ханты Мансийск Чебоксары Челябинск Черкесск Чита Элиста

Члены Ассоциации юристов России представлены в ряде государственных комиссий и рабочих групп.

  • проектов федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти,
  • проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина,
  • проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер,
  • концепций и проектов технических заданий на разработку проектов федеральных законов,
  • проектов федеральных законов, поступивших для подготовки проектов официальных отзывов и заключений Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов, а также проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов.

Институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Экспертиза на коррупциогенность проводится аккредитованными в установленном порядке Министерством юстиции Российской Федерации юридическими и физическими лицами (независимые эксперты), принявшими решение о ее проведении, в соответствии с методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов.

Независимая экспертиза на коррупциогенность проводится в инициативном порядке за счет собственных средств.

По результатам независимой экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, которое направляется федеральному органу исполнительной власти – разработчику проекта документа.

В заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Для проведения независимой экспертизы просим обращаться в соответствующее региональное отделение Ассоциации юристов России.

Нормативная база

28 мая 2020 года в дистанционном формате на электронной площадке состоялось онлайн-совещание, посвященное вопросам организации общественного наблюдения при проведении голосования по поправкам к Конституции РФ в условиях сложившейся ситуации пандемии.

Об этом сообщили в Комиссии по военному праву и правовому обеспечении национальной безопасности Ассоциации юристов России.


Модератором мероприятия выступил член Общественного научно-методического консультативного совета при Избирательной комиссии Воронежской области, член ВРО Ассоциации юристов России, к.ю.н. Сергей Хорунжий.
Обсуждались вопросы, связанные с необходимостью принятия конституционных поправок, обеспечением и защитой конституционных прав граждан в процессе подготовки и проведения общероссийского голосования.

29 апреля прошло заседание Комиссии Ассоциации юристов России по медиации в дистанционном формате. Участниками заседания было принято решение о создании при Комиссии консультационного центра, который по поступившим обращениям будет давать разъяснения о законодательстве о медиации, правилах применения процедуры медиации и связанных с этим вопросов.

Опубликован закон, ужесточающий наказание ответственным за соблюдение правил воинского учета чиновникам и не выполняющим эти правила призывникам.Об этом рассказали в Комиссии по военному праву и правовому обеспечению национальной безопасности об ужесточении ответственности за ведение воинского учета и ответственности призывников в сфере воинского учета.

Такие организации могут создавать люди для решения хозяйственных проблем в своей округе, например, ремонта дорог, ухода за цветниками возле домой и т.д.

ПОРЯДОК
проведения Общественным советом общественной экспертизы нормативных правовых актов и проектов актов Минкультуры России

1. Общие положения

1.1. Одним из главных направлений деятельности Общественного совета является реализация задачи по проведению общественной экспертизы проектов федеральных законов, разрабатываемых Минкультуры России, нормативных правовых актов, проектов актов Минкультуры России.

1.2. Целью общественной экспертизы является оценка проектов федеральных законов, разрабатываемых Минкультуры России, нормативных правовых актов, проектов актов Минкультуры России, инициатива о проведении экспертизы по которым исходит от Общественного совета и/или Минкультуры России.

2. Понятия, используемые в настоящем Порядке

2.1. Общественная экспертиза (экспертиза) – система действий и решений Общественного совета при Минкультуры России, направленных на:

- установление соответствия проектов федеральных законов, нормативных правовых актов и правовых актов Минкультуры России Основам государственной культурной политики Российской Федерации;

- выработку решений по общественно значимым проектам решений Минкультуры России;

- выработку решений и действий Общественного совета при Минкультуры России в рамках общественной экспертизы, а также решений по вопросам развития гражданского общества в Российской Федерации.

2.2. Член Общественного совета – эксперт, представитель общественности, обладающий необходимыми знаниями в сфере ведения Минкультуры России, навыками и статусом, дающими ему право на проведение общественной экспертизы.

2.3. Экспертное заключение - документ, выработанный Общественным советом (рабочей группой Общественного совета), на основе экспертного анализа, включающий в себя данные анализа, их интерпретацию, а также мотивированную оценку в результате реализации (для действующего нормативного правового акта), либо мотивированные возможные прогнозы таких изменений, в случае принятия проекта нормативного правового акта), а также рекомендации для органа исполнительной власти, принимающего решение.

2.4. Объекты общественной экспертизы – проекты федеральных законов, разрабатываемые Минкультуры России, проекты и нормативные правовые акты, общественно значимые проекты решений Минкультуры России, в том числе затрагивающие социальные вопросы, права и свободы человека, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

2.5. Общественная экспертиза может проводиться по инициативе Минкультуры России, Общественного совета при Минкультуры России.

2.6. Принципами проведения общественной экспертизы являются:

-независимость и профессиональный подход к организации и проведению экспертизы;

-обоснованность мнений, оценок и результатов экспертизы;

объективность, эффективность, а также принцип равного доступа представителей Общественного совета к участию в проведении общественной экспертизы.

3. Порядок проведения общественной экспертизы

Общественный совет на заседании принимает решение о сроках, формах и процедуре проведения общественной экспертизы того или иного объекта общественной экспертизы.

Председатель Общественного совета после принятия решения о проведении общественной экспертизы и подготовке проекта заключения по результатам экспертизы (далее - проекта):

- определяет состав рабочей группы из числа членов Общественного совета, ответственных за подготовку проекта заключения;

- устанавливает срок представления рабочей группой Общественного совета проекта заключения на очередном заседании Общественного совета;

- через секретариат Общественного совета рассылает данный проект всем членам Общественного совета.

4. Организация деятельности рабочей группы

Для проведения общественной экспертизы рабочая группа Общественного совета, ответственная за подготовку проекта заключения, обеспечивает при необходимости участие представителей общественных объединений и иных объединений граждан, организаций, а также экспертов, предлагаемых членами рабочей группы.

4.1.Возглавляет рабочую группу и руководит ее работой, назначаемый председателем Общественного совета, член Общественного совета.

Руководитель рабочей группы:

- вносит предложения о порядке работы рабочей группы;

- направляет членам рабочей группы документы и материалы, поступившие для рассмотрения и подготовки проекта заключения;

- созывает очередное заседание рабочей группы;

- составляет проект повестки дня заседания рабочей группы;

- проводит заседания рабочей группы;

- подписывает протоколы заседаний рабочей группы;

- координирует работу членов рабочей группы;

- решает иные вопросы деятельности рабочей группы в соответствии с Положением об Общественном совете и настоящим Порядком.

Член рабочей группы:

- участвует в заседаниях рабочей группы;

- вносит предложения и замечания по обсуждаемому вопросу;

- в случае невозможности личного участия в заседании рабочей группы, направляет предложения и замечания в электронном виде в адрес руководителя рабочей группы.

4.2. Первое заседание рабочей группы проводится не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения Общественным советом о проведении общественной экспертизы.

4.3. По поручению руководителя рабочей группы член рабочей группы уведомляет участников заседания о месте и времени заседания рабочей группы, повестке дня, а также готовит необходимые материалы к заседанию.

4.4. Заседание рабочей группы правомочно, если на нем присутствуют более половины от общего числа ее членов.

4.5. Повестка дня заседания рабочей группы утверждается членами рабочей группы.

4.6. В случае отсутствия руководителя рабочей группы заседание проводит член рабочей группы, уполномоченный руководителем.

4.7. Решение рабочей группы принимается большинством голосов от общего числа ее членов, принявших участие в голосовании.

4.8. По итогам заседания рабочей группы составляется протокол, который подписывает председательствующий (руководитель или уполномоченное им лицо).

4.9. По итогам работы рабочая группа готовит проект заключения общественной экспертизы и утверждает его.

4.10. Проект заключения общественной экспертизы рабочей группы подписывается руководителем.

5. Этапы общественной экспертизы

Общественная экспертиза проводится в несколько этапов:

5.1. Подготовка к проведению общественной экспертизы, включающая в себя:

- согласование организационных вопросов (назначение даты заседания);

- первичное рассмотрение объекта экспертизы;

- выработка вопросов к содержанию законопроекта или к информации другого рассматриваемого объекта;

- разработка технического задания на проведение экспертизы;

- формирования состава рабочей группы из числа общественных экспертов, отвечающих предъявляемым требованиям статуса эксперта.

5.2. Проведение общественной экспертизы, осуществление непосредственной работы:

- сбор информации для проведения общественной экспертизы (подборка законодательной базы и иной официальной информации, данные соцопросов, публикаций и др.);

- получение и обработка количественных и качественных данных, формирование выводов и аргументация, выработка предложений;

- подготовка заключения общественной экспертизы (доклада) с использованием текстовой, цифровой и графической информации.

5.3. Продвижение результатов:

- мониторинг действий по изменению ситуации, выработка плана дальнейших мероприятий.

5.4. Подготовка проекта заключения Общественного cовета.

5.5. При необходимости проведения дополнительных процедур по результатам работ рабочая группа может установить новый срок и осуществить дополнительные процедуры.

6. Требования к привлеченным экспертам

Эксперты, привлеченные к проведению общественной экспертизы, как правило, должны соответствовать следующим требованиям:

- иметь диплом о высшем образовании в сфере проведения экспертизы;

- иметь научные звания, научную степень;

- иметь дипломы и сертификаты о дополнительном образовании;

- иметь не менее 5 лет работы или общественной деятельности в сфере деятельности Минкультуры России;

- иметь наличие публикаций по теме экспертизы в научных и других изданиях;

- иметь другие свидетельства высоких результатов работы в сфере проведения экспертизы.

7. Сроки проведения экспертизы

7.1. Срок проведения экспертизы устанавливает Общественным советом. Работа по проведению общественной экспертизы организуется таким образом, чтобы заключение Общественного совета поступило в Минкультуры России до рассмотрения и утверждения нормативного правового акта.

7.2. Необходимость продления сроков проведения общественной экспертизы решается по согласованию с Председателем Общественного совета.

7.3. Общий срок проведения общественной экспертизы не может превышать 1 месяц.

8. Порядок рассмотрения заключения по результатам общественной экспертизы

8.1. Подготовленный рабочей группой проект заключения Общественного совета по проекту нормативного правового акта подлежит рассмотрению на заседании Общественного совета или рабочей группы Общественного совета Минкультуры России.

8.2. В проекте заключения Общественного совета по результатам проведения общественной экспертизы указываются:

- предмет общественной экспертизы;

- информация о ходе общественной экспертизы, сроках ее выполнения;

- число поступивших от представителей общественности предложений и замечаний по объекту экспертизы;

- выводы и рекомендации для принятия решения.

8.3. Представленный рабочей группой проект заключения Общественного совета по проекту правового акта считается одобренным, если за данный проект заключения проголосовало более половины от общего числа членов Общественного совета или рабочей группы Общественного совета.

8.4. Одобренный проект заключения Общественного совета по объекту общественной экспертизы направляется в Минкультуры России.

8.5. Общественный совет включает вопрос о рассмотрении подготовленного проекта заключения в повестку дня очередного заседания Общественного совета или в установленном порядке осуществляет процедуру принятия решения методом опроса членов Общественного совета.

8.6. В случае одобрения Общественным советом текста заключения по проекту нормативного правового акта или общественно важного проекта заключение публикуется на официальном сайте Минкультуры России.

Принципами проведения общественной экспертизы являются: публичность, открытость и ответственность.

Нормативный правовой акт должен соответствовать по содержанию , по форме требованиям законодательства , при его разработке должны быть учтены : правовые, экономические, социальные аспекты, должны иметь логическую, четкую структуру, быть доступным для понимания и использования.

Цель общественной экспертизы:

— согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений , органов государственной власти , органов местного самоуправления.

Общественная Палата проводит экспертизу проектов республиканских законов и иных правовых актов затрагивающих вопросы государственной социальной политики и конституционных прав граждан в области социального обеспечения , общественной безопасности и правопорядка .

  1. Планирование проведения общественной экспертизы.

Проект плана общественной экспертизы формируется комиссией Общественной Палаты по общественному контролю и общественной экспертизе по проектам нормативных правовых актов по предложениям комиссий Общественной Палаты на основе программы законопроектной работы Правительства и Государственного Собрания (Ил ТУМЭН) Республики Саха (Якутия). Проект плана проведения общественной экспертизы вносится в Совет Общественной Палаты на утверждение. Решение комиссии оформляется протоколом с указанием основания принятия соответствующего решения.

Совет принимает решение о проведении общественной экспертизы проектов законов и проектов нормативных правовых актов и назначает соответствующую рабочую группу.

Общественная Палата направляет Председателю Правительства, Председателю Государственного Собрания уведомление , содержащее перечень законопроектов , проектов нормативных правовых актов подлежащих экспертизе , а так же о предоставлении необходимых документов и материалов для проведения общественной экспертизы. Совет Общественной Палаты имеет право внести изменения в план проведения общественной экспертизы. Утвержденный Советом план проведения общественной экспертизы и тексты законопроектов , проектов нормативных правовых актов размещаются на официальном сайте Общественной Палаты.

3 . Порядок проведения общественной экспертизы.

В соответствии с решением Совета Общественной Палаты комиссия Общественной Палаты по общественному контролю и общественной экспертизе обеспечивает создание рабочей группы из числа членов Общественной Палаты , представителей общественных объединений и иных объединений граждан и экспертов , количество членов рабочей группы решается комиссией Общественной Палаты.

Совет Общественной Палаты сообщает комиссиям Правительства, Государственного Собрания о создании рабочей группы по проведению общественной экспертизы соответствующего проекта закона или нормативного правового акта с указанием фамилии , имени и отчества члена Общественной Палаты направляемого для участия в работе комитетов и комиссий в качестве представителя от Общественной Палаты при рассмотрении законопроектов , проектов нормативных правовых актов , которые являются объектами экспертизы.

Состав рабочей группы и представитель Общественной Палаты утверждается решением Совета Общественной Палаты.

Председатель комиссии и руководитель рабочей группы возглавляют рабочую группу и руководят ее работой.

Рабочие группы создаются в период проведения общественной экспертизы проектов законов и проектов нормативных правовых актов.

К проведению общественной экспертизы рабочая группа вправе привлекать экспертов.

В качестве экспертов привлекаются:

— юридические лица (объединения некоммерческих организаций , деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в соответствии с действующим Уставом).

— физические лица , обладающие практическими и научными знаниями , отвечающие следующим требованиям:

— высшее профессиональное образование.

— ученая степень по профилю экспертной деятельности.

— стаж практической работы не менее 5 лет по профилю соответствующей экспертной деятельности.

Физическое лицо представляет в комиссию или рабочую группу:

— копию документа о высшем профессиональном образовании.

— копию трудовой книжки.

— копию документов об ученой степени и звании (если имеется).

Юридическое лицо представляет в комиссию и рабочую группу:

— копию свидетельства о регистрации общественного объединения.

— копию свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Решение о привлечении юридического или физического лица в качестве эксперта принимается комиссией по общественному контролю общественной экспертизе.

Эксперты привлекаются к работе на общественных началах.

Организации, изъявившие желание принять участие в проведении общественной экспертизы направляют письменные предложения в Общественную Палату.

Совет Общественной Палаты организует информирование профильных организаций о проведении общественной экспертизы, осуществляет сбор и обработку предложений организаций. Все необходимые документы для проведения общественной экспертизы по просьбе предоставляются организации.

Для подготовки проекта заключения общественной экспертизы необходимо руководствоваться следующими вопросами:

— приведет ли к возникновению социальных проблем в конкретной сфере, изменит ли сложившиеся общественные отношения в случае принятия проекта закона или нормативного правового акта.

— осложнит ли правовые отношения различных социальных групп населения, ограничит ли их социально-значимые права.

— осложнит ли порядок обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления.

— снизит ли социально-экономическую защищенность граждан по сравнению с существующим порядком.

— По результатам проведения общественной экспертизы соответствующего законопроекта или нормативного правового акта готовится проект заключения. При подготовке проекта заключения рабочей группой обязательно учитываются предложения и выводы поступившие от общественных объединений , организаций , комиссий Общественной Палаты и граждан. Проект заключения подписывается экспертами (экспертом) или руководителем организации , если экспертиза поручалась юридическому лицу. Проект заключения рассматривается на заседании рабочей группы. На заседании рабочей группы проект заключения может быть доработан с учетом замечаний и предложений членов рабочей группы. Подготовленный проект передается комиссии по общественному контролю и общественной экспертизе Общественной Палаты. Комиссия рассматривает проект заключения и принимает решение о необходимости доработки и направлении рабочей группе или о направлении для рассмотрения в Совет Общественной Палаты. Доработанный проект заключения рабочая группа направляет комиссии по общественному контролю и общественной экспертизе для рассмотрения и принятия соответствующего решения. Разногласия по проекту заключения разрешаются на заседании комиссии.

  1. Сроки проведения общественной экспертизы.

Работа по проведению общественной экспертизы организуется так , чтобы заключение Общественной Палаты поступило в Государственное Собрание до первого чтения законопроекта , а по проведению общественной экспертизы законопроектов и иных проектов нормативных правовых актов , разрабатываемых Правительством республики осуществляется в сроки установленные им . Если указанными органами установлены более сжатые сроки комиссия Общественной Палаты самостоятельно организует оперативную подготовку проекта заключения.

  1. Организация деятельности рабочей группы.

Деятельность рабочей группы осуществляет ее руководитель, который:

— вносит предложения о порядке работы рабочей группы.

— направляет членам группы документы и материалы, поступившие в комиссию или рабочую группу для подготовки проекта заключения.

— составляет проект повестки дня заседания.

— подписывает протоколы заседаний рабочей группы.

— координирует работу членов рабочей группы.

— решает иные вопросы в соответствии с настоящим Положением.

Член рабочей группы:

— участвует в заседаниях рабочей группы.

— вносит предложения и замечания по обсуждаемому вопросу.

— в случае невозможности личного участия в заседании направляет письменные предложения и замечания по обсуждаемому вопросу.

Первое заседание рабочей группы проводится не позднее трех дней со дня поступления законопроекта в Общественную Палату. Уведомление членов комиссии и рабочей группы осуществляется специалистом Общественной Палаты, им же готовятся необходимые документы для подготовки к заседаниям. Заседание рабочей группы правомочно , если на нем присутствует более половины от общего числа ее членов. Повестка дня заседания утверждается членами рабочей группы. В случае отсутствия руководителя рабочей группы заседание проводит член рабочей группы, уполномоченный руководителем. На заседании рабочей группы могут участвовать члены комиссии по общественному контролю и общественной экспертизе и члены Общественной Палаты с правом совещательного голоса. Решение рабочей группы принимается большинством голосов членов , присутствующих на заседании.

По приглашению руководителя на заседании рабочей группы могут присутствовать представители органов государственной власти, представители иных организаций .

По итогам заседания составляется протокол, который подписывается руководителем (председательствующим) .

По итогам работы рабочая группа готовит проект заключения по результатам общественной экспертизы, который подписывается руководителем и членами рабочей группы.

Заключение общественной экспертизы направляется для рассмотрения и утверждения комиссии по общественному контролю и общественной экспертизе Общественной Палаты.

  1. Содержание заключения по результатам общественной экспертизы.

Заключение по результатам общественной экспертизы должно содержать:

— оценку концепции законопроекта и соответствие Конституции Российской Федерации.

— практическую значимость с точки зрения защиты прав свобод и законных интересов граждан , обеспечения общественной безопасности и правопорядка.

— предложения о внесении изменений и дополнений в законопроект.

— предложения об изменениях республиканского законодательства влияющего на социальные процессы.

— обоснованные рекомендации по доработке отдельных положений законопроекта.

— краткую мотивировку предлагаемых поправок .

Экспертное заключение должно состоять : из общих положений , замечаний , предложений и выводов .
Текст заключения должен соответствовать официальному деловому стилю и быть четким , максимально понятным для восприятия .

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы общественной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Российской Федерации.

2. В целях настоящего Федерального закона под общественной экспертизой понимается деятельность лиц и негосударственных некоммерческих организаций (общественных и гражданских экспертов), направленная на исследование, анализ и оценку нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов на предмет их соответствия интересам личности, общества и государства.

3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на положения нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Статья 2. Правовая основа общественной экспертизы

Правовую основу общественной экспертизы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Статья 3. Цели и задачи общественной экспертизы

1. Общественная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится в целях:

1) реализации гражданами Российской Федерации закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на участие в управлении делами государства;

2) соблюдения прав и свобод человека и гражданина и обеспечения интересов объединений граждан в законодательном процессе;

3) повышения эффективности действующего законодательства.

2. Задачами общественной экспертизы являются:

1) выявление положений нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, противоречащих интересам личности, общества и государства;

2) оценка социальных, экономических и иных последствий принятия проектов нормативных правовых актов, а также реализации нормативных правовых актов;

3) выработка рекомендаций по устранению выявленных недостатков.

Статья 4. Основные принципы общественной экспертизы

Проведение общественной экспертизы в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

3) публичность проведения и открытость результатов общественной экспертизы;

4) добровольность осуществления общественной экспертизы;

5) невмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в проведение общественной экспертизы;

6) независимость экспертов;

7) объективность и достоверность экспертных заключений.

Статья 5. Виды общественной экспертизы

В Российской Федерации осуществляются обязательная общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов и инициативная общественная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Глава 2. Обязательная общественная экспертизА

Статья 6. Обязательность общественной экспертизы

Обязательная общественная экспертиза проводится в отношении проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы реализации основополагающих прав человека и гражданина в сферах:

1) социальной политики, труда и социального обеспечения;

2) обеспечения общественной безопасности и правопорядка;

3) охраны окружающей среды и здоровья населения;

4) деятельности общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;

5) межнациональных и межконфессиональных отношений, национальной политики;

6) гражданства и миграции;

7) выборов и избирательной системы;

8) бюджета и финансов;

9) образования, культуры и массового спорта.

Статья 7. Субъекты обязательной общественной экспертизы

Обязательная общественная экспертиза может осуществляться:

1) Общественной палатой Российской Федерации и аналогичными структурами, образованными на основании законов субъектов Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством;

2) Общественными советами и аналогичными структурами при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;

3) гражданами Российской Федерации, имеющими высшее профессиональное образование и стаж работы в одной из сфер, перечисленных в статье 6 настоящего Федерального закона, не менее трех лет за последние десять лет, аккредитованными при субъектах обязательной общественной экспертизы, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи;

Статья 8. Аккредитация общественных экспертов при общественных палатах (советах)

1. Граждане Российской Федерации, а также негосударственные некоммерческие организации, отвечающие требованиям статьи 7 настоящего закона, имеют право подать уведомление об аккредитации в качестве общественного эксперта не более чем в трех сферах, перечисленных в статье 6 настоящего Федерального закона.

2. Общественные палаты (советы) аккредитуют заявленных общественных экспертов в уведомительном порядке при условии соблюдения условий, указанных в статье 7 настоящего закона.

3. Аккредитовавшие общественных экспертов общественные палаты (советы) обязаны предварительно извещать их о заседаниях экспертных групп и рабочих комиссий, а также других мероприятиях, проводимых в целях исследования, анализа и оценки нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов; обеспечивать возможность ознакомления общественных экспертов или их представителей с проектами нормативных правовых актов, а также иными сопроводительными документами и материалами.

4. Аккредитованные общественные эксперты имеют право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его общественными палатами (советами), за исключением случаев, когда принято решение о проведении закрытого мероприятия в связи с необходимостью обеспечения государственной тайны.

5. Общественные палаты (советы) формируют, ведут и размещают на своих официальных сайтах в сети Интернет или на сайтах федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, при которых они сформированы, федеральные, региональные и местные реестры аккредитованных общественных экспертов.

Статья 9. Порядок проведения обязательной общественной экспертизы

1. Орган государственной власти либо орган местного самоуправления обязан принять решение о проведении общественной экспертизы проекта нормативного правового акта, затрагивающего вопросы в сферах, указанных в статье 6 настоящего закона, в течение трех дней с момента принятия его к рассмотрению.

2. Орган государственной власти либо орган местного самоуправления, принявший решение о проведении общественной экспертизы, направляет официальное извещение соответствующим субъектам обязательной общественной экспертизы (федеральным, региональным или местным), а также размещает на своем официальном сайте в сети Интернет либо публикует в средствах массовой информации официальное извещение, содержащее следующую информацию:

1) полный текст проекта нормативного правового акта, подлежащего общественной экспертизе, а также сопроводительные документы к нему;

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона органа власти, принявшего решение о проведении общественной экспертизы;

3) срок проведения общественной экспертизы;

4) порядок приема и рассмотрения экспертных заключений.

3. Орган государственной власти либо орган местного самоуправления, получивший обращение общественной палаты (совета), указанных в частях 1 и 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, либо не менее трех аккредитованных общественных экспертов о необходимости проведения обязательной общественной экспертизы, обязан в течение трех дней с момента получения обращения назначить проведение общественной экспертизы проекта нормативного правового акта.

4. Орган государственной власти либо орган местного самоуправления, принявший решение о проведении общественной экспертизы, обязан предварительно извещать субъектов обязательной общественной экспертизы о заседаниях экспертных групп и рабочих комиссий, а также других мероприятиях, проводимых в целях исследования, анализа и оценки нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

5. Срок проведения обязательной общественной экспертизы не может составлять менее четырнадцати дней или быть более девяноста дней с момента официального обнародования извещения, указанного в части 2 настоящей статьи.

6. Негосударственные некоммерческие организации и граждане, не аккредитованные в качестве общественных экспертов, имеют право направлять в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении обязательной общественной экспертизы, а также субъектам обязательной общественной экспертизы свои замечания и предложения относительно проектов нормативных правовых актов.

Глава 3. Инициативная общественная экспертиза

Статья 10. Субъекты инициативной общественной экспертизы

Статья 11. Порядок проведения инициативной общественной экспертизы

1. Гражданский эксперт имеет право осуществить инициативную общественную экспертизу действующего нормативного правового акта, затрагивающего основополагающие права человека и гражданина, и разместить свое заключение в сети Интернет для всеобщего ознакомления.

Глава 4. Порядок оформления и рассмотрения результатов общественной экспертиза

Статья 12. Экспертное заключение

1. Заключение по результатам общественной экспертизы должно содержать указание на положения нормативных правовых актов или проектов нормативных правовых актов, противоречащие интересам личности, общества и государства, и рекомендации по устранению указанных противоречий. Заключение может также содержать оценку социальных, экономических и иных последствий принятия проекта нормативного правового акта.

2. Экспертное заключение не должно содержать информации, нарушающей действующее законодательство и общепринятые нормы морали.

3. Экспертное заключение, отвечающее требованиям настоящего Закона, подлежит обязательному размещению в сети Интернет на официальном сайте органа власти, принявшего решение о проведении обязательной общественной экспертизы либо получившего экспертное заключение гражданского эксперта.

Статья 13. Рассмотрение экспертного заключения органами власти

Заключение по результатам общественной экспертизы носит рекомендательный характер, но подлежит обязательному рассмотрению органом государственной власти либо органом местного самоуправления, назначившим ее проведение, либо получившим экспертное заключение гражданского эксперта, не более чем в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения мотивированный ответ направляется субъекту общественной экспертизы, и публикуется в сети Интернет на официальном сайте соответствующего органа государственной власти либо органа местного самоуправления за исключением случаев, когда заключение не соответствует требованиям, установленным статьей 12 настоящего Закона.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

3. Правительству Российской Федерации в течение шести месяцев привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Читайте также: