Проиндексируют ли пенсию по инвалидности при увольнении

Обновлено: 26.04.2024

Многих работающих (и планирующих увольнение) пенсионеров волнует вопрос – как изменится размер их пенсии после выхода на заслуженный отдых? Будет ли прибавка значительной, положен ли им перерасчет за годы работы, в какие сроки ждать пересмотра величины пенсии… Обо всем этом читайте ниже.

Будет ли индексация пенсии после увольнения работающего пенсионера в 2022 году

В 2016 году начал свое действие мораторий, по которому трудящимся и получающим заработную плату пенсионерам пенсионное пособие выплачивается в непроиндексированном размере. Объясняется этот момент тем, что лица из этой категории граждан итак имеют повышенный доход, то есть в господдержке не нуждаются.

Если же пенсионер увольняется, то спустя примерно полтора-два месяца (когда в ПФ РФ не поступят сведения от работодателя в отношении уволившегося сотрудника) будет инициирована процедура изменения размера выплачиваемого пособия (с учетом индексации) оставившего трудовую деятельность человека.

Важно! При этом пенсионер не обязан письменно уведомлять ПФ РФ о выходе на отдых. Этот факт определяется автоматически: посредством предоставляемой бухгалтерией регулярной отчетности в Фонд.

Будет ли перерасчет пенсии работающим пенсионерам после увольнения в 2022 году

Получается, что если пенсионер по возрасту продолжает работать, на перерасчет пенсионного пособия ему рассчитывать не приходится. В случае же увольнения процедура индексации будет инициирована автоматически.

Однако стоит знать заранее, что пенсию в повышенном размере (с компенсацией за все месяцы, прошедшие с момента ухода с работы) человек получит не сразу. Придется подождать около 3 месяцев.

Порядок перерасчета пенсии после увольнения в 2022 году

Процедура расчета пособия после оставления пенсионером рабочих обязанностей проходит в несколько этапов.

Что влияет на величину пенсии и срок перерасчета

В общем виде страховая пенсия считается по следующей схеме:

СтрПенс = ИПК*СтПК + ФиксВыпл, где

ИПК – накопленные пенсионные коэффициенты;

СтПК – стоимость такого коэффициента;

ФиксВыпл – размер фиксированной пенсии (базовая составляющая пенсионного пособия).

Получается, что на размер пособия воздействуют следующие три показателя: размер базовой выплаты, количество пенсионных баллов (зависят от стажа и от величины трудового вознаграждения) и цена пенсионного балла.

Перерасчет пенсии после увольнения в 2022 году (сроки)

Чтобы понять, сколько времени уволившемуся придется ждать повышенной пенсии, стоит еще раз пройтись по этапам самой процедуры перерасчета. При этом лучше всего рассмотреть этот процесс на конкретном примере. Предположим, что дата увольнения сотрудника пенсионного возраста — 31.01.2022.

В этом случае речь идет о следующих сроках:

При этом если человек снова устроился на работу спустя месяц отдыха (скажем, посидел дома февраль, а в марте вновь официально трудоустроился), размер его пособия обратно не уменьшится.

Перерасчет пенсии, если сведения о пенсионере не переданы в ПФР

Случается, что в ПФР отсутствуют данные о работе человека за какой-либо период времени (или они не верны). Такие ошибки могут очень сильно повлиять на размер пенсионного пособия. В таких ситуациях пенсионеру приходится брать дело в свои руки – обращаться к работодателю, у которого он трудился в то время, и получать выписку на основании данных из архива (все документы, имеющие отношение к заработной плате, хранятся длительный срок).

Эту справку следует приложить к заявке, направляемой в ПФР, с целью устранения неточностей в сведениях.

На сколько увеличится пенсия у работающего пенсионера после увольнения (пример)

После ухода с работы пособие увеличивается на все коэффициенты, которые вводились с момента начала действия моратория (2016 год). Речь идет о следующих цифрах:

  • 2016 – 4%;
  • 2017 – 5,4%;
  • 2018 – 3,7%;
  • 2019 – 7,05%
  • 2022 – 6,6%.

Причем расчет осуществляется посредством умножения этих величин, а не их суммирования. То есть пенсия увольняющегося в 2022 году пенсионера будет увеличена практически на треть, что составляет значимую сумму в месяц (а тем более в год).

Рассмотрим на конкретном примере.

Пример. Петренко Е.Г. увольняется с 31.01.2022. Размер получаемой им на момент увольнения пенсии – 8 700 рублей. Соответственно, после оставления трудовых обязанностей он может рассчитывать на такую сумму: 11 285 рублей (8 700 умножается на произведение всех повышающих коэффициентов).

Точную величину положенного ему после увольнения обеспечения каждый работающий пенсионер может посмотреть, заказав соответствующую выписку на сайте ПФР.

Сколько получит работающий пенсионер, если уволится в 2022 году

На размер обеспечения увольняющегося пенсионера влияет несколько факторов.

  1. Время, которое человек трудился после достижения пенсионного возраста. Если он был работающим пенсионером с 2016 года, то к его пенсионному пособию при оставлении трудовых обязанностей в 2022 году применяются повышающие коэффициенты за 5 лет. Если человек стал пенсионером лишь в 2019 году, то, соответственно, к его пенсии применяют лишь коэффициенты за 2019 и 2022 год.
  2. Величина пенсии, выплачиваемой без учета индексации (зависит, в свою очередь, от накопленных человеком к моменту присвоения статуса пенсионера пенсионных баллов). Ведь именно эта сумма индексируется, именно к ней применяются повышающие коэффициенты.

Одно можно сказать точно: размер пенсионного пособия уволившегося в 2022 году пенсионера однозначно несколько увеличится.

Как лучше уволиться работающему пенсионеру, чтобы получить индексацию в 2022 году

Ответ на этот вопрос зависит от того, с какого месяца сотрудник планирует получать увеличенное обеспечение.

Когда лучше уволиться, чтобы получить индексацию с 1 января 2022 года

Повышающие коэффициенты используются с месяца, идущего за месяцем оставления рабочего места. Поэтому чтобы пособие проиндексировали с 1 января 2022 года увольняться надо в декабре. Обычно люди, чтобы не терять в зарплате (получить ее за полный месяц) увольняются 31 декабря. Именно эту дату выгоднее всего указать в заявлении планирующему увольнение человеку пенсионного возраста. Тогда размер его пенсионного пособия будет проиндексирован с 1 января следующего года.

Когда пересчитают пенсию работающему пенсионеру

Выше уже упоминалось, что расчет пенсии – дело не одномоментное. Если человек увольняется 31 декабря 2019 года, сведения об оставлении им трудовых обязанностей дойдут до ПФР только в феврале. Затем на саму процедуру перерасчета даётся еще месяц, то есть сумма будет пересчитана к марту. Соответственно, получит повышенную пенсию уволившийся пенсионер только в апреле. С компенсацией за три месяца ожидания – январь, февраль, март.

Как узнать размер пенсии после увольнения через сайт ПФР

  • Сумму пенсии, выплачиваемую ему как трудящемуся пенсионеру в период моратория;
  • Сумму пенсии, которую бы он получал, если бы не работал.

Чтобы заказать такую справку нужно предпринять следующее:

Можно ли уволиться для индексации и снова трудоустроиться

Многие работающие пенсионеры хотели бы воспользоваться правом на получение повышенной пенсии. Однако терять основной доход тоже не очень хочется. В связи с этим весьма популярен вопрос о том, можно ли трудоустроиться сразу после того, как ПФР пересчитал пенсию.

Да, такая возможность у пенсионеров есть. Если после индексации обеспечения человек вновь заключает трудовой договор, размер пособия остается повышенным. Однако в следующем году (на момент очередной индексации) при условии сохранения за лицом места работы пособие останется неизменным (не повысится).

Через сколько месяцев после увольнения пенсионера можно снова устроиться на работу

После ухода с прежнего места труда для получения права на повышенное пособие пенсионер должен пробыть безработным как минимум месяц. Это нужно для того, чтобы в ПФР не поступили сведения от работодателя о нем. Ведь только в этом случае инициируется процедура пересчета пенсионного пособия.

Если же пенсионер станет сотрудником какой-либо организации в следующем же после увольнения месяце (пусть даже он уволился 1 марта, а трудоустроился 30 апреля, то есть прошел почти месяц), то в списках в ПФР его уже подаст новый работодатель. Соответственно, перерыва в стаже не будет и Фонд не проиндексирует пенсию.

Недавно подобный вопрос из практики рассматривал Верховному Суду в своем июньском обзоре 2021 года.

Верховный Суд пришел к выводу, что наличие у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений об имеющейся у гражданина инвалидности не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности. До принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган обязан проверить поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию по инвалидности и установить, соответствует ли эта информация действительному положению дел.

Истец обратился в суд с иском к пенсионному органу о признании незаконным решения о прекращении выплаты ему страховой пенсии по инвалидности, возложении обязанности возобновить выплату страховой пенсии по инвалидности.

Пенсионный орган, основываясь на п. 3 ч. 1 ст. 25 Закона о страховых пенсиях, своим решением прекратил выплаты страховой пенсии по инвалидности в связи с утратой пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию по причине обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанции, по доброй традиции, встали на сторону административного ответчика, пенсионного органа.

Корректировать работу нижестоящих судебных органов пришлось Верховному Суду.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы судебных инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права, указав следующее.

Признание гражданина инвалидом с установлением ему группы инвалидности производится федеральными учреждениями МСЭ в рамках регламентированной нормативными предписаниями процедуры исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина.

Решение учреждения МСЭ о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

За существо принятого решения, за порядок принятия решения по инвалидности должно отвечать учреждение МСЭ, а не гражданин.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Выплата страховой пенсии по инвалидности может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) недействительной выданной такому гражданину учреждением МСЭ справки об установлении инвалидности либо в случае подтверждения в установленном законом порядке недействительности содержащихся в федеральном реестре инвалидов сведений о таком гражданине как инвалиде.

Наличие у пенсионного органа, осуществляющего выплату гражданину страховой пенсии по инвалидности, не подтвержденной в установленном законом порядке информации об отсутствии у гражданина права на получение такой пенсии, не может служить основанием для прекращения выплаты гражданину страховой пенсии по инвалидности.

Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии по инвалидности, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом.

До принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган обязан проверить поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию по инвалидности, в данном случае об отсутствии у гражданина инвалидности, установить, соответствует ли информация об отсутствии у гражданина инвалидности действительному положению дел и имеется ли принятое в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) решение о признании недействительной справки об установлении инвалидности, выданной такому гражданину, а также решение о недействительности сведений о таком гражданине в федеральном реестре инвалидов.

Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений об имеющейся у гражданина инвалидности не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.

Как отмечает Верховный Суд РФ нижестоящие суды не учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о стабильности официально признанного государством статуса гражданина и приобретенных в силу этого статуса прав, в данном случае статуса инвалида и соответствующих этому статусу прав (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. № 10-П).

Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Суды нижестоящих инстанций не приняли во внимание, что правомерность установления бюро МСЭ инвалидности не оспорена, справка об установлении инвалидности, выданная учреждением МСЭ, недействительной не признана.

Следовательно, пенсионный орган, не опровергнув факт инвалидности гражданина принял неправомерное решение о прекращении выплаты по страховой пенсии по инвалидности.

Просто сомнения, хотя бы и документированные сомнения, не могут служить основанием для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.

Относительно каких-то ошибок в процедурах принятия решения об инвалидности, например, в расхождениях в датах справки об инвалидности и в ЕИС МСЭ Верховный суд пояснил следующее.

В соответствии с положениями абзаца пятого п. 4 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений МСЭ, утвержденного приказом Минтруда России от 11 октября 2012 г. № 310н, специалисты учреждений МСЭ несут персональную ответственность в том числе за формирование сведений, подлежащих включению в ЕИС МСЭ, и за последующее их включение в федеральный реестр инвалидов, то есть ответственность за надлежащее отражение информации в ЕИС МСЭ возложена на учреждение медико-социальной экспертизы, а не на гражданина, в отношении которого проводилась медико-социальная экспертиза.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым также обратить внимание на то, что действия пенсионного органа по прекращению выплаты страховой пенсии по инвалидности в отсутствие в пенсионном деле сведений о наличии для этого предусмотренных законом оснований привели к лишению гражданина, являющегося инвалидом II группы, источника средств к существованию, что свидетельствует о недопустимом подходе пенсионного органа к выполнению возложенной на него социально значимой функции по государственному пенсионному обеспечению граждан.

При этом судебные инстанции в нарушение задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьёй 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, формально подошли к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешался спор о законности прекращения пенсионным органом выплаты инвалиду соответствующей пенсии, которая в числе иных мер относится к мерам социальной защиты инвалидов, цель которых обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности реализации прав.

Суды первой и апелляционной инстанций, в нарушение положений части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неправильно распределили между сторонами спора бремя доказывания имеющих значение для дела обстоятельств, возложив на гражданина обязанность доказать законность установления ему инвалидности.

Читайте также: