Проблемы развития негосударственного пенсионного страхования в условиях пенсионной реформы в рф

Обновлено: 04.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ

В настоящее время социальная защита населения является одним из значимых показателей уровня развития общества. Основой социальной защиты является система обязательного пенсионного страхования (ОПС). Действующая в России система пенсионного обеспечения основана на принципах солидарности пенсионных накоплений и распределении части доходов работающих граждан в пользу пенсионеров. Основной идеей пенсионной реформы в России является переход от распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Одним из наиболее эффективных механизмов формирования дополнительных (негосударственных) пенсий являются негосударственные пенсионные фонды.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование [5].

Пенсионная реформа в России была запущена в 2002 году. С этого момента трудовая пенсия стала включать три части: ба­зовую (назначается при наличии минимального страхового стажа в 5 лет), страховую (назначает­ся при наличии минимального страхового стажа в 15 лет) и накопительную.

До 2004 года негосударственные пенсионные фонды осуществляли деятельность только по добровольному страхованию пенсионных взносов граждан или своих работников. В 2004 году все НПФ, зарегистрировавшие правила работы со средствами пенсионных накоплений граждан и подавшие заявления о намерении участвовать в системе обязательного пенсионного страхования, получили право привлекать накопительную часть трудовой пенсии для обслуживания клиентов и работать с ней.

Накопительную часть трудовой пенсии по выбору застрахованного лица можно было оставить в государственном Пенсионном фонде России (ПФР), либо перевести ее для более эффектив­ного управления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или в частную управляющую компанию (УК) [2].

Благодаря проводимой реформе была создана система негосударственного пенсионного обеспечения. Страховая и нако­пительная части пенсии формируются за счет уплаченных работодателем в ПФР 22 % от зара­ботной платы сотрудника [6].

В связи с упразднением ФСФР и переходом ее функций к ЦБ РФ произошли значительные изменения, которые повлияли на деятельность НПФ. Было принято решение о создании системы гарантирования пенсион­ных накоплений, являющейся аналогом системы гарантирования вкладов АСВ. До 2014 года НПФ представляли собой некоммерческие организации, надзор за которыми был затруднен. До 1 января 2016 года все НПФ должны пройти проверку на соответствие требованиям системы гарантирования вкладов. Комплексная проверка заключается в оценке иму­щества, активов фонда и системы управления рисками. НПФ, соответствующие предъявляемым требованиям, будут акционированы, пройдут лицензирование и войдут в систему страхования. НПФ, которые не пройдут проверку, к управлению средствами пенсионных накопле­ний допущены не будут.

В соответствии с законопроектом, на про­хождение всех этих процедур НПФ было выде­лено два года — до 1 января 2016 г. Таким образом, в ближайшие два года пенсионные на­копления в НПФ формироваться не будут. Более того, пенсионные накопления за 2014 г. будут переведены в страховую часть пенсии (в распределительную систему). Пенсионные накопления за 2015 г. будут переведены в УК ВЭБ, но после акционирования и проверки НПФ средства обещали вернуть обрат­но. С точки зрения НПФ, настоящее положение дел означает, что пенсионные накопления за 2 года в НПФ не поступят.

Рассмотрим роль пен­сионных накоплений в развитии рынка НПФ более подробно.

В современных условиях негосударственные пенсионные фонды (НПФ) приобретают все большую актуальность. Целью развития рынков НПФ является улучшение уровня жизни граждан, обеспечение устойчивости пенсионной системы, созданной на принципах страхования и накопления, а также усиление роли НПФ как институционального инвестора [3].

Вкладчиками НПФ выступают физические или юридические лица, производящие уплату пенсионных взносов по пенсионным договорам в системе негосударственного пенcионного обеспечения. Таким образом, совокупность пенсионных взносов формирует целевые фонды денежных средств в части размещения пенсионных резервов, а система пенсионных взносов, тем самым, является правоприменительной исключительно в отношении механизма реализации негосударственного пенсионного обеспечения.

Развитие пенсионной системы в Российской Федерации и ее совершенствование находятся в тесной взаимосвязи как с текущей общей социально-экономической, так и макроэкономической ситуациями в стране. Это предполагает преодоление негативных тенденций на рынке труда (устранение теневой занятости и скрытой ее оплаты), а также устранение в процессе макроэкономического планирования неравенства в распределении заработной платы.

Акционирование фондов приведет, с одной стороны, к более серьезным затратам, но, с другой — сделает их структуру прозрачной для всех участников обязательного пенсионного страхования. В результате укрупнения НПФ смогут экономить на масштабе, проводить более долгосрочное инвестирование активов.

Система НПФ, которая действует в РФ по состоянию на 31.10.2014 представлена 120 фондами, которые имеют действующую лицензию без ограничения срока действия. Они располагают собственным имуществом на сумму более 2,1 трлн. рублей, пенсионными накоплениями 1,1 трлн. рублей, пенсионными резервами в размере 861,5 млрд. рублей. Количество застрахованных по ОПС — 16,57 млн. человек. На протяжении по­следних лет отрасль находится в стадии бурного роста. В 2004 г. собственное имущество НПФ составляло 200 млрд. руб., стоимость которого за последующие восемь лет выросла до 1,55 млрд. руб., что составляет приблизительно 775 % роста за указанный срок или по 97 % за год [8].

В таблице 1 представлены 20 крупнейших НПФ по объему пенсионных накоплений в управлении. В таблицу не включены НПФ, доля которых на рынке составляет менее 1 % [7].

Таблица 1.

Крупнейшие НПФ по объему пенсионных накоплений в управлении (по состоянию на 30.06.2014)

Смоляков С.М. Тенденции и проблемы развития негосударственных пенсионных фондов в современной экономике Российской Федерации / С.М. Смоляков, С.Д. Оголихина // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 8. №1. – С. 277-283.

ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ

ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

С.М. Смоляков, магистрант

С.Д. Оголихина , магистрант

Уральский государственный экономический университет

( Россия, г. Екатеринбург )

Аннотация . В статье рассматриваются тенденции развития финансового рынка в части деятельности негосударственных пенсионных фондов, а также поднимаются в о просы рискованности вложения, страхования и перехода к негосударственным пенсио н ным фондам. Проведен анализ требований к участникам системы гарантирования прав застрахованных лиц негосударственных пенсионных фондов, и определены последствия реализация данных мер на примере конкретных фондов. Оценены перспективы развития негосударственных пенсионных фондов, составлен прогноз тенденции их дальнейшего развития.

Ключевые слова . Пенсионный фонд РФ, негосударственные пенсионные фонды, р е формирование пенсионной системы РФ, доходность будущих пенсий, гарантии сохранн о сти сбережений и накоплений, ПОД/ФТ.

В современных условиях развития к а питалистической модели остается акт у альным аспектом процесс модернизации пенсионной системы. Негосударственные пенсионные фонды (далее – НПФ) напра в лены на достижение увеличения пенсии граждан, а также повышение вовлеченн о сти капитала в финансовые инструменты и экономику страны.

Согласно законодательству РФ Негос у дарственный пенсионный фонд – это орг а низация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пе н сионное обеспечение, в том числе досро ч ное негосударственное пенсионное обе с печение, и обязательное пенсионное стр а хование. Такая деятельность осуществл я ется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсио н ному обеспечению и пенсионному страх о ванию [ 1 ]. Негосударственные пенсионные фонды были организованны для улучш е ния благосостояния граждан при достиж е нии пенсионного возраста, а также обле г чения и снятия нагрузки с бюджета П е н сионного фонда России. Однако с тоит о т метить, что на протяжении всего периода развития современной пенсионной сист е мы Российской Федерации негосударс т венные пенсионные фонды имели незн а чительную долю в овлечения граждан в процентном соотношении от доли всех граждан , распределённых по пенсионным фондам. На рисунке 1 отображены доли граждан, оставшихся в ПФР и переше д ших в негосударственные пенсионные фонды, от общего количества граждан страны за последние два года .



Рис. 1. Распределение граждан РФ по пенсионным фондам в 2014 и 2015 гг.,

В 2015 году по сравнению с 2014 годом произошло снижение дол и граждан, пол ь зующихся услугами НПФ на 0,2% , а о с новная масса населения РФ предпочита е т по-прежнему оставаться в государстве н ном Пенсионном фонде РФ.

Консерватизм граждан России и отсу т ствие желани я переводиться из государс т венного пенсионного фонда (Пенсионный ф онд России , ПФР) в негосударственные пенсионные фонды, вполне обосновано новым историческим опытом, в результате которого доверие граждан к НПФ знач и тельно снизилось.

После экономического кризиса 2008 г о да, а также экономических санкций, пад е ния цен на нефть и снижения стоимости национальной валюты в 2015 году, те н денция снижения количеств а пенсионных фондов только усилилась, что подтве р ждается данными об общем количестве негосударственных пенсионных фондов , представленными в таблице 1.

Таблица 1 . Основные показатели развития негосударственных пенсионных фондов России [2, 4]

Число негосударственных пенс и онных фондов

Численность участников, млн. ч е ловек

Основная причина, по которой большая часть населения России не желает приб е гать к услугам негосударственных пенс и онных фондов заключается в отсутствие гарантий сохранности их сбережений, а также отсутствии их доходности [ 5 ].

После продолжительных фиктивных банкротств и вывода денежных средств участников и капитала негосударственн ы ми пенсионными фондами Банк России как мегарегулятор российской экономики, осуществляющий контроль за негосуда р ственными пенсионными фондами , принял более строгую политику нормативов к НПФ и соблюдени ю раскрытия информ а ции . В политике Центрального банка в о т ношении негосудар ственных пенсионных фондов, прослеживается динамика сокр а щения сомнительных НПФ по средствам отзыва лицензий и приведение к олигоп о листическому рынку, что а налогично п о литике применяемой банковскому сектору [6] . Продвижению данной политики сп о собствует внедренная программа гарант и рования прав застрахованных лиц.

Таблица 2 . Требования к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц негосударственных пенсионных фондов [7]

Установленные требования к негосударственным пенсионным фондам

Признание Банком России деятельности негосударственного пенсионного фонда удовлетворительной.

Допускается до страхования, если негосударственный пенсионный фонд является акционерным общес т вом.

Допускается до страхования, если акционерами негосударственного пенсионного фонда являются физ и ческие лица или юридические лица, созданные в форме хозяйственного общества.

Все требования, указанные в таблице 2 должны обязательно исполняться одн о временно, иначе НПФ не сможет стать участником страхования [ 7 ]. Основным условием, для того, чтобы вступить в си с тему страхования является признание де я тельности НПФ удовлетворительной Це н тральным банком РФ. Показатели его оценки представлены в таблице 3.

Показатели, установленные Банком России

Раскрытие информации о негосударственном пенсионном фонде, в том числе о его деятельности и о лицах, владеющих акциями негосударственного пенсионного фонда, и о физических лицах, которые прямо или косвенно осуществляют контроль за юридическими лицами, являющимися акционерами НПФ

Управление конфликтами интересов при инвестировании средств пенсионных накоплений и пенсио н ных резервов;

Требования к квалификации и деловой репутации членов органов управления и деловой репутации акционеров негосударственного пенсионного фонда;

Достаточность собственных средств и активов, составляющих средства пенсионных накоплений;

Требования к организации инвестиционной деятельности;

требования к системе внутреннего контроля и системе управления рисками.

Таким образом, Банком России уст а новлены достаточно жесткие требования к деятельности НФП, для того, чтобы они стали участниками системы гарантиров а ния прав застрахованных лиц. Вследствие вышеприведенного , в последние годы н а блюдается тенденция укрупнения негос у дарственных пенсионных фондов РФ. На 2016 год в ТОП-15 самых надежных и во с требованных НПФ России входят ф онды , вступившие в систему гарантирования прав застрахованных лиц, они представл е ны в таблице 4 .

Таблица 4 . Размер собственного капитала в лидирующих НПФ России [2]

Система гарантирования прав застрах о ванных лиц НПФ действует в России с 1 января 2015 года. Негосударственные пе н сионные фонды, принявшие решение об участии в системе гарантирования, до 31 декабря 2015 года имели право предст а вить в Банк России ходатайство о вынес е нии заключения об их соответствии треб о ваниям к участию в системе гарантиров а ния.

Система гарантирования создана в ц е лях обеспечения прав и законных интер е сов застрахованных лиц в системе обяз а тельного пенсионного страхования Ро с сийской Федерации и установления отве т ственности всех участников рынка обяз а тельного пенсионного страхования за с о хранность средств пенсионных накопл е ний [ 8 ]. Для этого в Агентстве по страх о ванию вкладов создан фонд гарантиров а ния пенсионных накоплений, куда все пенсионные фонды – участники системы гарантирования, отчисляют ежегодные взносы. Из этих сре дств пр и наступлении гарантийного случая (аннулирования л и цензии НПФ или недостаточности средств у страховщика на день, с которого застр а хованному лицу устанавливается выплата за счет средств пенсионных накоплений и др.) Агентство по страхованию вкладов возмещает недостаток средств пенсионных накоплений. Кроме того, в системе гара н тирования предусмотрено формирование резерва по обязательному пенсионному страхованию фондом – участником, для восполнения недостаточности средств пенсионных накоплений застрахованному лицу при наступлении гарантийных случ а ев, предусмотренных Федеральным зак о ном № 422-ФЗ [7] .

По состоянию на 1 июля 2016 года Банк России завершил рассмотрение поданных в установленный законом срок до 31 д е кабря 2015 года ходатайств негосударс т венных пенсионных фондов о вынесении заключения о соответствии требованиям к участию в системе гарантирования. Таким образом, можно сделать вывод о заверш е нии формирования списка фондов – учас т ников системы гарантирования [8] . Нег о сударственные пенсионные фонды, не в о шедшие в систему гарантирования, лице н зия которых аннулирована или в отнош е нии которых введен запрет на деятел ь ность по ОПС, обязаны передать пенсио н ные накопления застрахованных лиц в Пенсионный фонд Российской Федерации и прекратить деятельность по обязател ь ному пенсионному страхованию. Стр а ховщиком этих застрахованных лиц стан о вится ПФР, а пенсионные накопления п е редаются для инвестирования в расшире н ный портфель инвестиционных бумаг г о сударственной управляющей компании Внешэкономбанк [10] .

В случае недостаточности средств пе н сионных накоплений, передаваемых в ПФР из НПФ, не вошедших в систему г а рантирования, Банк России возмещает Пенсионному фонду Российской Федер а ции недостающие средства до гарантиру е мой величины средств пенсионных нако п лений (номинал страховых взносов) [ 8 ].

В современных кризисных условиях н а блюдается большая вероятность ухода бизнеса в теневые сегменты, однако бл а годаря принятым мерам Банка России т а кие профессиональные участники , как н е государственные пенсионные фонды будут стремиться к прозрачности своей деятел ь ности и соблюдени ю правового поля зак о нодательства Российской Федерации. Ст о ит отметить, что прозрачность деятельн о сти НПФ позволит гражданам более д е тально ознакомиться с деятельностью НПФ и решится на переход в их пользу из Пенсионного фонда России.

Вступление негосударственных пенс и онных фондов в систему гарантирования может быть рассмотрено гражданами как более надежный фактор НПФ, что след о вательно для вступивших НПФ в данную систему является конкурентным преим у ществом, которое выгодно соблюдать для привлечения большего числа участников фонда.

Данна я реформа необходима для пр е кращения деятельности сомнительных н е государственных пенсионных фондов, к о торые приведут к потери некоторой части средств участников НПФ и попыткам в ы вода капитала, однако данные меры нео б ходимы для создания новой прозрачной, открытой, понятной и доходной пенсио н ной системы России в части деятельности негосударственных пенсионных фондов.

TRENDS AND ISSUES OF PRIVATE PENSION FUNDS IN THE MODERN ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION

S.M. Smolyakov , graduate student

S.D. Galichina , graduate student

Ural state university of economic

Abstract. The article examines trends in the development of the financial market in terms of non-state pension funds, and also raises questions riskiness of investment, insurance and tran s fer to non-state pension funds. The analysis of requirements to the participants of the system to guarantee the rights of the insured persons of non-state pension funds and identified cons e quences of implementation of these measures on the example of specific funds. The prospects of the development of private pension funds, made the forecast trends of their further development.

Keywords: RF Pension fund, private pension funds, the reform of the pension system of the Russian Federation, the profitability of future pensions, guarantees the safety of savings and sa v ings, AML / CFT.

Несмотря на удачный опыт негосударственного пенсионного обеспечения и важности участи НПФ в данной системе, достигнутые к настоящему моменту результаты деятельности НПФ и страховых компаний, осуществляющих операции по долгосрочному страхованию жизни, являются не совсем удовлетворительными.

Долгосрочный инвестиционный потенциал НПФ не реализуется в полной мере, не нацелен на формирование инвестиционного ресурса и существующая система налогообложения. В России взносы в пенсионные фонды и доход, полученный от инвестирования средств, подлежат налогообложению, а выплаты пенсий, напротив, освобождены от налога. По своему существу развитые рынки НПФ должны выполнять следующие функции:

· обеспечение гарантий социальной защищенности и стабильности

общества, а также устойчивости пенсионной системы;

· формирование долгосрочного инвестиционного ресурса.

Рассматривая систему негосударственных пенсионных фондов России, всплывает ряд проблем, которые мешают НПФ функционировать в полную силу.

Система негосударственного пенсионного обеспечения -это масштабный и социально значимый элемент экономики, стратегической целью которой является создание финансовой и организационной основы для повышения уровня пенсионного обеспечения сверх уровня замещения заработной платы, обеспечиваемого системой.

Российские НПФ, согласно законодательству, могут инвестировать вклады в:

1) государственные ценные бумаги Российской Федерации;2) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;3) облигации российских эмитентов, помимо указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта;

4) акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;5) паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

6) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;7) денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;

8) депозиты в рублях в кредитных организациях;

9) иностранную валюту на счетах в кредитных организациях.

На сегодняшний день плохо реализуется программа привлечения дополнительных ресурсов на финансирование пенсионных выплат для сокращения разрыва между доходами трудоспособного населения и пенсионеров. Также у нас в стране еще плохо развита система налоговых льгот. Необходимо развитие инфраструктуры рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни.

Достигнутые к настоящему моменту результаты деятельности НПФ и страховых компаний, осуществляющих операции по долгосрочному страхованию жизни, являются неудовлетворительными.

В качестве основных ограничений в развитии рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни можно выделить следующие:

1. Низкий уровень социальных гарантий со стороны государства.2. Невысокие доходы населения и низкий уровень сбережений граждан.3. Неадекватное налогообложение НПФ.

4. Низкий уровень вовлеченности средств негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний в инвестиционный оборот.

Распределительный механизм в пенсионной системе не обеспечивает выплату достойной пенсии в зависимости от трудового вклада каждого. То есть при переходе на пенсию не выполняется основное требование экономической безопасности человека – обеспечение привычной комфортности жизни человека и его семьи. Продолжение пенсионной реформы должно снизить негативное влияние этой ситуации.

Современная пенсионная реформа направлена на формирование такой системы пенсионного обеспечения, которая базировалась бы на принципах самостоятельного планирования своей жизни каждым гражданином. Такой подход характерен для всех развитых стран, так как вопрос пенсионного обеспечения становится со временем актуальным и важным для каждого человека. Но реформа пока не дала ощутимых результатов.

Программами по негосударственному пенсионному обеспечению и продуктами по страхованию жизни не позволяет пользоваться гражданам низкий средний уровень доходов. Кроме того, продолжают снижаться показатели, характеризующие склонность граждан к сбережениям. По существу, сбережения граждан не преобразуются в инвестиции. При этом именно средства граждан могут стать источником ресурсов для экономического роста рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни.

Вторая причина – очень высокая субъективная ставка дисконтирования, то есть по ощущениям российских граждан скорость обесценения денег существенно выше, чем уровень инфляции и ставки по депозитам или доходность по иным инструментам. Это приводит к тому, что сбережения населения снижаются.

Это означает, что при достаточно быстром росте доходов население предпочитает не копить деньги, а тратить их сразу. При этом, чем быстрее растет благосостояние, тем меньше люди сберегают и вкладывают в финансовые инструменты.

Существенным фактором, сдерживающим развитие рынка негосударственного пенсионного обеспечения – неадекватное налогообложение. До сих пор налогообложение строится на принципах, не соответствующих международной практике. В большинстве стран мира взносы в НПФ, а также доход от их размещения не облагаются налогами. Пенсионная же выплата облагается подоходным налогом. Такая система нацелена на удержание долгосрочного инвестиционного ресурса и его работу в интересах национальной экономики.

Рынку негосударственных пенсионных услуг не позволяет развиваться отсутствие долгосрочных средств размещения пенсионных активов, а также принятый количественный метод регулирования инвестиционного портфеля фондов. Для обеспечения благоприятных условий развития рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни, необходимо определить основные цели и приоритеты в развитии этих рынков.

Целью развития рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни является улучшение уровня жизни людей, обеспечение устойчивости пенсионной системы, созданной на принципах страхования и накопления, а также усиление роли НПФ и страховых компаний как институциональных инвесторов. Для реализации поставленных целей необходимо предпринять следующие меры:

1. Создание условий для решения проблемы бедности пенсионеров и снижения демографической нагрузки на трудоспособное население.Это возможно осуществить за счет использования механизмов солидарной и накопительной составляющих трудовой пенсии, а также создания дополнительных стимулов по добровольному пенсионному накоплению для граждан. В результате среднее соотношение трудовой пенсии и заработной платы к 2020 году должно составлять не менее 30%, а с учетом поступлений от всех видов пенсионного обеспечения (государственное, корпоративное, личное) – не менее 50%.

2. Привлечение дополнительных ресурсов на финансирование пенсионных выплат для сокращения разрыва между доходами трудоспособного населения и пенсионеров.

Для этого необходимо создать условия, которые будут стимулировать граждан и работодателей для формирования пенсионных накоплений через НПФ и страховые компании. При этом использование государственных ресурсов для улучшения уровня жизни пенсионеров должно быть эффективным. В долгосрочной перспективе положительный эффект должна принести реализация программы софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан, для чего будут использованы средства Фонда национального благосостояния.

3. Повышение информированности населения о рынках НПФ и долгосрочного страхования жизни, что приведет к повышению ответственности граждан за свое благосостояние после завершения трудовой деятельности посредством формирования личных пенсионных накоплений.

4. Создание благоприятного налогового климата.

В данном случае требуется решить целый комплекс вопросов. Во-первых, принять меры к приведению принципов налогообложения НПФ в соответствие с международной практикой – налогообложение взносов и инвестиционного дохода не производится, а пенсия облагается подоходным налогом.

Во-вторых, необходимо принять меры по введению налогового стимулирования развития корпоративных пенсионных планов, основанных на совместном участии в финансировании работника и работодателя, для чего в совокупности с вышеупомянутыми мерами предоставить работодателю уплачивать за работника взносы, на сумму которых он сможет уменьшить единый социальный налог.

5. Расширение допустимого инструментария для размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений, а также совершенствование требований к размещению страховых резервов. Современная практика государственного регулирования порядка размещения пенсионных резервов построена по принципу установления жестких количественных и качественных ограничений, что создает немало необоснованных препятствий для НПФ.

Расширение перечня инструментов для размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений должно развиваться как за счет разработки и выведения на финансовые рынки надежных долгосрочных инструментов, так и путем введения дополнительных показателей, характеризующих качество активов (в настоящее время такие показатели введены только для ценных бумаг иностранных государств).

6. Придание НПФ статуса квалифицированного инвестора.

Необходимо ужесточить требования по минимальному размеру собственных средств для фондов, которые предполагают участие в программах государственного софинансирования добровольных взносов граждан.

Также необходимо создание системы добровольного лицензирования фондов, допускаемых к деятельности по ОПС, участию в системе государственного софинасирования добровольных накоплений граждан и привлечению материнского капитала в пенсионные накопления граждан.

3.2. Развитие инфраструктуры рынков НПФ

Развитие инфраструктуры рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни. Инфраструктуру рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни сегодня образуют: управляющие компании, специализированные депозитарии, банки, брокерские организации, независимые актуарии и т.д.Для качественного развития инфраструктуры рассматриваемых отраслей необходимо предпринять следующие меры.

1. Совершенствование законодательной базы.

За весь период существования организованного рынка негосударственных пенсионных услуг был предпринят ряд мер по совершенствованию законодательной базы, которые не оказали позитивного влияния на развитие НПФ. Например, внесение изменений во вторую часть Налогового кодекса РФ лишили вкладчиков – юридических лиц льгот при работе с НПФ, что сразу же отразилось на темпах расширения пенсионными фондами клиентской базы. Совершенствование законодательной базы должно понизить риски участников рынка.

2. Повышение квалификации специалистов, работающих на рынках НПФ и долгосрочного страхования жизни.

Проблему нехватки профессиональных кадров в сфере негосударственных пенсионных услуг возможно, например, решить введением четкой системы сертификации и обучения актуариев.

3. Принятие дополнительных мер, обеспечивающих открытость и прозрачность рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни для их участников, вкладчиков, партнеров.

4. Повышение эффективности системы саморегулирования в деятельности НПФ, объединяющей участников рассматриваемых рынков в целях выработки совместных позиций по наиболее важным вопросам деятельности: инвестирование, регулирование, контроль деятельности и т.д.

Развитию рынка должно способствовать передача саморегулируемым организациям части функций, которые касаются следующих вопросов: саморегулирование (построение системы стандартов, контроль деятельности членов саморегулируемой организации), подготовка предложений по совершенствованию законодательных и других нормативных актов, формирование и реализация информационной политики, разработка и внедрение стандартов деятельности и профессиональной этики, создание системы оценки качества работы членов саморегулируемой организации и т.д.

5. Создание условий для развития инфраструктуры рынка негосударственного пенсионного обеспечения и накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования.

Например, развитие института администратора НПФ должно способствовать постепенному разделению некоммерческой составляющей (социальных функций) и бизнес-функций негосударственного пенсионного обеспечения.

6. Повышение роли рейтинговых агентств.

Развитию рынка негосударственных пенсионных услуг должно способствовать использование инструмента рейтинговых оценок в регулировании состава и структуры инвестиционных портфелей НПФ при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений, в проводимых конкурсных отборах и тендерах, а также при выборе управляющих средствами пенсионных резервов и пенсионных накоплений.

Целью развития рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни является улучшение уровня жизни людей, обеспечение устойчивости пенсионной системы, созданной на принципах страхования и накопления, а также усиление роли НПФ в развитии добровольного накопительного пенсионного страхования.

На развитие рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни оказывает влияние множество факторов, имеющих как внешнюю (макроэкономические факторы), так и внутреннюю (инфраструктурные факторы) природу.

Внешние факторы характеризуют общее состояние экономики: уровень инфляции, безработицы, средние доходы на душу населения, стабильность национальной валюты, состояние государственного бюджета и платежного баланса, ставка рефинансирования, уровень налогообложения. К внешним факторам можно отнести и общие характеристики качества жизни, а также уровень культуры и финансовой грамотности населения.

Внутренние факторы влияют на привлекательность рынка НПФ и представляют собой данные об уровне, направлении развития инфраструктуры рынка, о принятой на рынке системы отношений между участниками рынка в процессе осуществления деятельности. Определяющими факторами для розничной сферы негосударственного пенсионного обеспечения и страхования жизни являются стабильность экономической ситуации в стране и связанная с этим тенденция к росту доходов населения и повышению доверия к финансовым институтам.

Заключение

Пенсионная реформа, проводимая на протяжении многих лет, позволила существенно изменить условия пенсионного обеспечения в лучшую сторону. Она представляет собой совокупность мер и решений экономического, организационного, политического и правового плана.

Реформа позволила осуществить подход накопительного принципа в пенсионном обеспечении. Величина выплат в таком случае зависит от взносов и их инвестирования. Это позволяет обеспечить стабильный рост государственной экономики в целом.

Результатом реформы явилось также активное развитие такого института как негосударственные пенсионные фонды. Они обладают широким спектром функций и видов деятельности: от непосредственно негосударственного пенсионного обеспечения до услуг по пенсионному страхованию.

Из-за высокой социальной значимости НПФ оказывается активная государственная поддержка, но в то же время деятельность НПФ строго контролируется государством. Значительное число изменений и дополнений в действующие законы, регулирующие деятельность НПФ, крупный масштаб предполагаемых нововведений - все это связано с формированием механизмов накопительных и профессиональных пенсий, что объясняет столь серьезные задачи, вменяемые законом для обязательного исполнения НПФ.

Вопросы пенсионного обеспечения касается каждого человека. Но, в настоящее время, подавляющее большинство населения до сих пор не имеют четкого представления о негосударственных пенсионных фондах, не знают об их существовании и тех услугах, которые они предлагают.

Рынок услуг по негосударственному пенсионному обеспечению определяется наличием спроса и предложения при осуществлении негосударственного пенсионного обеспечения в аспекте взаимодействия негосударственного пенсионного фонда с вкладчиками (юридическими и физическими лицами) по заключению пенсионных договоров и перечисления пенсионных взносов.

Размеры привлеченных в систему пенсионных ресурсов растут опережающими темпами по отношению к размерам имущества для осуществления уставной деятельности НПФ. Число же самих фондов за этот период не только не увеличилось, а даже уменьшилось.

Увеличение роли негосударственных пенсионных фондов в экономике страны, социальном обеспечении граждан и в конечном счете повышение роли накопительной пенсионной системы, возможно будет, только решении существующих проблем. Прежде всего, это недостаточная информированность населения о целях реформ. Недоверие, учитывая предыдущий опыт, большинства граждан частному сектору. Также немаловажным является чисто психологические факторы, сложившееся за долгое время нерыночных отношений надежда на государство. Поскольку эффект от пенсионных отчислений наступает не сразу, а только после выхода на пенсию, нет уверенности в том, что за то время не произойдет каких либо катаклизмов и компания управляющая деньгами не перестанет существовать вместе с отчислениями граждан.

Преимущества НПФ как рыночного пенсионного института, сочетающего в себе решение сложных социальных и инвестиционных вопросов, могут быть реализованы при соблюдении ряда условий: наличие детально разработанной законодательной базы, государственных механизмов управления и контроля, систем и процедур согласования деятельности различных субъектов правоотношений в данной сфере.

Список использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

5. Вавулин Д.А. Негосударственные пенсионные фонды : место в системе обязательного пенсионного страхования /ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. – 2008. - № 2. – С.160-175.

6. Грудцына Л.Ю. Пенсионное обеспечение граждан / Адвокат. - 2007. - N 6. - С. 99-110.

7. Ерусланова Р.И. Пенсионное обеспечение в России : учебное пособие: [для студентов, аспирантов и преподавателей вузов по специальностям "Финансы и кредит", "Социальная работа"] / Р.И. Ерусланова, Ф.Н. Емельянова, Р.А. Кондратьева. – М.: Дашков и Кш, 2008. - 607 с.

8. Конорев Р.А. НПФ в России: текущее состояние, проблемы и пути развития,2009.- С.25-28.

9. Кривощекова Е. Обязательное пенсионное страхование: теория и практика российской пенсионной реформы / Вопросы экономики. - 2009. - N 6. - С. 120-135.

10. Локшина О.В. Пенсионное законодательство: основные положения и практика применения/Трудовое право, 2003. - N 4. - С. 15-23.

11. Мамытов Е. К вопросу о стратегии социального развития российского общества - 2008. - N 6. - С. 26-28.

12. Николаевский В.В. Негосударственное пенсионное обеспечение: анализ развития НПФ в России.-2009-С.123-126.

13. Партин И. Ограниченность возможностей инвестирования средств пенсионных накоплений - 2007. - N 6. - С. 51-53.

14. Федотов Д. Пенсионное обеспечение и социальная стабильность - 2006. - N 12. - С. 23-24.

15. Черников Э.А. НПФ, как гарант устойчивости финансовой системы страны.-2009- С. 12-14.

16. Общие вопросы о НПФ [Электронный ресурс]

17. Горюнов И.Ю. Негосударственные пенсионные фонды: социальный институт и объекты рынка [Электронный ресурс] / И.Ю.

Размещено на Allbest

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.012)

Ключевые слова: НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД; ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ; NON-STATE PENSION FUND; PENSION ACCUMULATION.

Аннотация: Статья посвящена деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации, а также перспективам их развития.

Негосудартсвенный пенсионный фонд (НПФ) представляет собой некоммерческую организацию социального обеспечения, основанную в целях выплаты пенсий участникам системы негосударственного пенсионного обеспечения, и являющуюся на данный момент самой распространенной формой негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации [1, с. 152].

Эффективность деятельности НПФ напрямую зависит от повышения их надежности. В связи с этим актуализируется проблема создания системы, надежно защищающей пенсионные накопления. Специалисты отмечают, что для повышения эффективности работы данного сегмента рынка, контроль над ним должен осуществлять единый регулятор. Как только на рынке появится мегарегулятор для негосударственных пенсионных фондов, будут значительно ужесточены требования к размещению активов по рискам. Все эти меры, в конечном итоге, должны быть направлены на консолидацию НПФ и, соответственно, их сокращение [2, с. 39]. Развитию НПФ могут также поспособствовать дополнительные налоговые льготы со стороны государства.

Особенностью негосударственного пенсионного обеспечения является то обстоятельство, что при заключении соответствующего договора от физического лица не требуется наличие трудового стажа. При этом пенсионные взносы могут вноситься как предприятиями на счет своих работников, так и самими гражданами (в свою пользу и в пользу других лиц).

Деятельность НПФ находится под контролем государства. Кроме того, у них имеются и специализированные контрольные органы. Для сбережения средств негосударственным пенсионным фондам не разрешается инвестировать средства вкладчиков в рисковые проекты, ежегодно деятельность НПФ отслеживается, осуществляются аудиторские проверки.

На сегодняшний день простой обыватель довольно расплывчато представляет себе, что такое НПФ и какие услуги они могут предоставить гражданам [3, с. 66].

Действующее российское законодательство в части, касающейся защиты пенсионных накоплений граждан, закрепляет нормы, согласно которым средства от инвестирования пенсий в НПФ возможно будет получить только при условии пребывания в одном и том же пенсионном фонде не менее 5 лет. При этом государство гарантирует сохранность средств, отраженных на момент получения на индивидуальном счете застрахованного лица.

При переходе гражданина в другой фонд либо в случае отрицательной доходности при инвестировании своих средств в НПФ участник негосударственного пенсионного фонда должен получить фиксированную сумму. При этом разницу компенсирует пенсионный фонд, в котором средства были аккумулированы до этого момента.

Если физическое лицо будет переводить свои средства из одного фонда в другой чаще, чем через пять лет, то ему возвращается сумма в размере средств, которые аккумулированы на его индивидуальном счете. При отрицательной доходности эти средства могут быть ниже номинала. В случае банкротства НПФ агентство по страхованию вкладов может гарантировать только номинал от инвестированных средств.

Повысить доходность пенсионных накоплений возможно посредством формирования системы их страхования. С помощью такой системы, инвестирование станет осуществляться в финансовые инструменты с более высокой доходностью.

Следует отметить, что государство многое делает для не только развития НПФ, но и для поддержки их клиентов. Так, в марте текущего года Правительство России разработало законопроект, в котором обязует акционеров негосударственных пенсионных фондов восполнять убытки их клиентам. Если средства на клиентских счетах уменьшились по причине того, что управляющий умышленно инвестировал в некачественные активы в интересах третьих лиц, то акционеры фонда обязаны будут компенсировать потери – доначислить потерянные суммы на лицевые счета клиентов [4].

В целях развития системы НПФ в перспективе целесообразно создать комплекс социальных гарантий, который включал бы в себя: корпоративные пенсии, компенсационные надбавки к заработной плате работников, страхование работников от несчастных случаев и прочее. Специалисты отмечают, что создание подобного комплекса положительным образом отразится на оптимизации системы корпоративного пенсионного обеспечения в Российской Федерации [5].

Читайте также: