Принципы пенсионного обеспечения страховые и нестраховые

Обновлено: 06.05.2024

Пенсия (от лат. pension - платеж) означает ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям.

Политическая функция пенсионного страхования заключается в обеспечении достойной жизни каждому гражданину и по завершении трудовой деятельности, что способствует установлению социального мира, подавлению антагонистических настроений в социуме.

Основным видом пенсионного страхования признано обязательное страхование, предполагающее обязательность целевых отчислений из заработка (дохода) экономически активного населения (страховые взносы). Принудительный характер уплаты таких взносов может обеспечить только государство на основе закона, и только оно может гарантировать как уровень пенсий, так и регулярность их выплаты. Но при этом страховые взносы не являются доходами государства. Они имеют целевое назначение, предназначены исключительно для выплаты пенсий.

Также следует дополнительно выделить еще два института пенсионного обеспечения – личное добровольное страхование пенсии, а также обязательное социальное страхование всех лиц наемного труда и самозанятого населения.

В своей работе я рассмотрю основные принципы и модели обязательного пенсионного страхования, а также пенсионные модели стран с развитой рыночной и переходной экономикой.

Функционирование обязательного пенсионного страхования основывается на реализации страховых принципов, как общих для всей системы обязательного социального страхования, так и специфических, применимых только к пенсионному обеспечению.

Основными принципами обязательного социального страхования, являются:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социально-, го страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности' страхового обеспечения и страховых взносов;
  • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • обеспечение надзора и общественного контроля;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

К важнейшим принципам пенсионного страхования, принятым международным сообществом, относятся следующие:

  • всеобщий и обязательный характер пенсионного страхования; доступность в реализации социальных гарантий; обеспечение права на пенсионное страхование;
  • сочетание обязательного и добровольного видов пенсионного страхования;
  • равноправие и многообразие форм;
  • обеспечение необходимого уровня пенсионного страхования;
  • предоставление права самим работникам влиять на уровень пенсионного страхования;
  • реализация потребности в широком привлечении различных финансовых источников;
  • обеспечение государственных гарантий стабильности пенсионного страхования, поддержание уровня жизни пенсионеров (осовременивание пенсий путем сохранения покупательной способности начисленной пенсии в течение всего периода жизни);
  • обязательность финансового участия застрахованных лиц и работодателей;
  • привлечение в необходимых случаях государственных субсидий;
  • обеспечение предоставления застрахованным лицам различных видов пенсий;
  • заинтересованность в привлечении всего экономически активного населения для участия в пенсионном страховании;
  • равенство всех застрахованных с точки зрения выполнения обязательств по финансированию пенсионных выплат и приобретаемых в результате прав и гарантий;
  • создание правовых и организационных возможностей пенсионного страхования всех трудящихся и членов их семей во всех непредвиденных обстоятельствах, угрожающих здоровью или потере доходов;
  • особый порядок содержания средств на выплату пенсий, автономность от государственного бюджета;
  • контроль за использованием средств на выплату пенсий через представителей страхователей и застрахованных.

Как было отмечено выше важнейшим принципом пенсионного страхования является поддержание стабильного уровня пенсий, защита их от инфляционных процессов. Главный способ такой защиты - индексации пенсий. Применяется систематическая (автоматическая) индексация, индексация в принципе, разовая индексация.

Систематическая (автоматическая) индексация увязывается либо с увеличением цен, либо с изменением среднего размера оплаты труда, либо с динамикой обоих факторов.

Индексация в принципе означает, что государство признает необходимость индексации пенсии, но законодательно не устанавливает сроки и критерии ее осуществления.

Разовая индексация является необходимой мерой в условиях значительного снижения покупательной способности пенсий. Источниками средств для индексации пенсий являются увеличение величины страховых взносов, введение специальных взносов, налоговые поступления, доходы от инвестирования свободных средств пенсионных фондов, специальные правительственные субсидии, возрастание объемов страховых взносов в результате увеличения величины заработной платы. Обычно используются различные комбинации этих методов.

2.1. Распределительная и накопительная модели пенсионного страхования. Их преимущества и недостатки.

На современном этапе в мировой практике преобладают две гипотетические модели построения пенсионных систем распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная).

  • законодательное закрепление за страхователями обязанности по внесению страховых взносов на пенсионные нужды;
  • сохранность финансовых средств, обеспечиваемую автономностью фондов страхования, целевой характер поступления и расходования финансовых ресурсов пенсионного страхования, подконтрольность функционирования пенсионной системы государству;
  • неотчуждаемое по закону и реализуемое на основании принципа солидарности поколений право застрахованных на получение страховых сумм при наступлении страховых случаев;
  • наиболее дешевый, понятный и прозрачный для населения способ формирования пенсий (массовый характер участия в страховании работающих);
  • высокий уровень замещения заработков

Основным недостатком модели является невозможность создания справедливой системы расчета накопленных пенсионных прав и, соответственно, точного расчета адекватной суммы долгосрочных государственных обязательств в виде пожизненной трудовой пенсии.

Накопительная модель является полной противоположностью распределительной. страховые взносы работника в течение всей его трудовой жизни направляются на персонифицированный пенсионный счет в финансово-кредитной организации, владеющей специальным разрешением (лицензией) на осуществление деятельности по инвестированию пенсионных накоплений в денежно-кредитные инструменты и фондовые ценности в целях их приумножения. Накопленный таким образом пенсионный капитал в его номинальном объеме выплачивается застрахованному лицу в зависимости от установленного способа распределения аккумулированных средств и инвестиционного дохода на весь период дожития получателя пенсии. Зачастую условия данной схемы предусматривают также возможность единовременной выплаты накопленных средств без их конверсии в пожизненную ренту. Необходимое условие функционирования обязательной накопительной системы - наличие устойчивого источника финансирования у всех застрахованных. Функция государства в данной системе сводится к контролю за деятельностью пенсионных фондов и управляющих компаний. Наиболее широкое распространение накопительные пенсионные модели получили в странах Латинской Америки и Азии.

В силу ряда существенных преимуществ накопительного страхования (независимость от политических решений об условиях назначения и порядке выплаты государственных пенсий, гибкий механизм управления пенсионным капиталом, дифференциация размеров пенсий в зависимости от величины накоплений и эффективности их инвестирования) по сравнению с распределительной системой отдельные страны переходят к накопительной пенсионной модели. Она в большей степени соответствует условиям рыночного хозяйствования и дает возможность использовать пенсионные накопления граждан в качестве инвестиционных ресурсов при участии специализированных институтов пенсионного страхования и обеспечения – пенсионных фондов и управляющих компаний.

По мнению Н.Барра, существует по крайней мере три вида рисков неопределенности, обусловливаемых макроэкономическими, демографическими и политическими обстоятельствами, воздействующими на все пенсионные системы независимо от способа финансирования (путем распределения текущих взносов или предварительной капитализации средств (накопительная модель)).

Кроме того, накопительные пенсионные системы сталкиваются с дополнительными рисками неопределенности в финансовой сфере, обусловленными:

  • рисковыми ситуациями для субъектов, которые инвестируют пенсионные накопления на финансовых рынках, не обеспечивающих необходимого уровня доходности и не гарантирующих надежной сохранности долгосрочных пенсионных активов;
  • высокой зависимостью от внешних факторов (изменение структуры ВВП, снижение темпов роста отдельных секторов народного хозяйства, повышение темпов инфляции, падение уровня жизни населения и т.д.) в силу необходимости сохранять и обслуживать накапливаемые денежные средства в течение жизни целого поколения (в среднем 35-40 лет);
  • минимальными индивидуальными накоплениями (в случаях ранних форм инвалидности работников, продолжительной учебы, болезней и безработицы), не способными обеспечить приемлемый уровень пенсии, при отсутствии действенных механизмов солидарного перераспределения средств между застрахованными и др.

Целесообразность перехода от солидарной (распределительной) пенсионной системы к капитализированной не может быть определена на основе простого сравнения нормы доходности на вложенный капитал и темпов роста заработной платы. Необходимо также учитывать стоимость перехода от распределительной системы к накопительной, сравнение рисков, которым они обе подвергаются, и стоимости соответствующих административных расходов. Кроме того, при переходе на накопительную систему, правительство должно в большей степени заботиться о ее жизнеспособности, устранять все негативные факторы, отрицательно влияющие на развитие пенсионной системы в целом.

На сегодняшний день в развитых странах преобладает трех уровневая смешанная система пенсионного страхования.

Рассмотрим пенсионные системы стран с развитой рыночной экономикой – Германии, Великобритании, США и Швеции, а также пенсионную систему Казахстана – страны с переходной экономикой.

Что такое обязательное пенсионное страхование (ОПС)

Знаете ли вы, что каждый из нас на протяжении своей жизни напрямую может влиять на размер своей будущей пенсии? Для этого предусмотрены специальные механизмы, одним из которых является система обязательного пенсионного страхования. Ниже мы расскажем, что можно сделать уже сегодня, чтобы к старости получить достойную пенсию. Спойлер: много работать – не единственный путь.

Немного истории

В Советском Союзе пенсионная система носила распределительный характер. Это означало, что государство само выделяло пенсии из средств бюджета. На величину выплат тогда в первую очередь влиял трудовой стаж гражданина. Выплаты производились за счет государственного бюджета, в том числе средств бюджета государственного социального страхования, который наполнялся взносами предприятий. Прямых отчислений с заработных плат на пенсионные нужды не существовало.

Подобный принцип устройства пенсионной системы действовал и в России вплоть до 2002 года. Однако со временем его недостатки становились все очевиднее. Доля пенсионеров по отношению к трудоспособному населению росла, и выплата пенсий становилась все большей нагрузкой на бюджет. Ситуацию усугубляла и необходимость ежегодной индексации выплат в связи с растущей инфляцией.

Тогда государство решило изменить подход и более активно вовлекать граждан в формирование своих будущих пенсий. В 2002 году в ходе реформы государство установило накопительно-распределительный подход к формированию выплат: частично пенсии по-прежнему гарантировались государством, но значительная часть была отдана под ответственность самого гражданина. Особенностью новой системы стало то, что у человека появился индивидуальный пенсионный счет, размер которого зависел не от стажа, а от заработанных доходов.

Обязательное пенсионное страхование: зачем оно нужно и как устроено

Нынешняя система обязательного пенсионного страхования (ОПС) регулируется законом от 15.12.2001 №167-ФЗ. Что такое ОПС? Согласно закону, обязательное пенсионное страхование – это система мер, при помощи которых формируются источники финансирования будущей пенсии каждого работающего гражданина России. Рассмотрим, как это выглядит на практике.

Основными участниками системы ОПС являются застрахованные, страхователи и страховщики. Каждый из нас является застрахованным лицом, за которое страхователи в лице работодателей перечисляют страховые взносы в счет будущей пенсии Пенсионному Фонду России. Перечисление взносов осуществляется с официальной заработной платы. Из них впоследствии формируется бюджет ПФР, из которого затем идет выплата пенсий.

Помимо ОПС существуют еще два вида пенсионного обеспечения:

  • государственные пенсии (выплачиваются военным, космонавтам, летчикам по выслуге лет или нанесении вреда здоровью, а также пострадавшим в природных катастрофах и социально незащищенным нетрудоспособным неработающим гражданам); – оно формируется в НПФ работодателями для своих сотрудников или самими гражданами на добровольной основе.

Индивидуальный учет: что это такое, и как зарегистрироваться

Чтобы стать участником системы ОПС, необходимо зарегистрироваться в системе пенсионного персонифицированного учета. Результатом регистрации будут открытый лицевой счет и присвоенный ему СНИЛС (эта аббревиатура обозначает страховой номер индивидуального лицевого счета). Именно на него и будут переводить взносы работодатели.

КСТАТИ С 1 апреля 2019 года ПФР упразднил выдачу страховых пенсионных свидетельств с номером СНИЛС. Теперь каждому, кто регистрируется в системе индивидуального учета, выдают уведомление о регистрации на бумажном носителе. Уведомление содержит в себе номер СНИЛС. Те, у кого на руках есть зеленая пластиковая карточка, могут продолжать ей пользоваться, но новых уже не выдают.

СНИЛС получают с рождения, и этот уникальный номер используется не только для целей пенсионного страхования. Благодаря ему мы на протяжении всей жизни можем получать государственные и муниципальные услуги в различных ведомствах и не носить с собой кипу копий. СНИЛС также необходим для получения пособий и льгот.

  • посетить отделение ПФР по месту жительства с паспортом на руках;
  • авторизоваться через Единую систему идентификации и аутентификации, то есть учетную запись Госуслуг.

Виды пенсий в системе ОПС

Пенсия в системе ОПС состоит из двух частей.

Страховая часть формируется путем накопления страховых взносов гражданина, которые затем переводятся в пенсионные коэффициенты.

ВАЖНО Размер страховой пенсии в значительной мере зависит от того, какую стоимость пенсионных коэффициентов установит государство на момент выхода гражданина на пенсию, а также от размера надбавки к страховой пенсии, который также определяет государство. Чтобы рассчитывать на получение страховой пенсии, нужно выполнить ряд условий (о них поговорим ниже).

До 2014 года сумма этих средств регулярно пополнялась за счет страховых взносов: из 22% отчислений с зарплат 6% шло на накопительный пенсионный счет, а 16% направлялось в страховую часть. Но с 2014 года государство объявило мораторий на перечисление новых взносов на формирование накопительной пенсии, и все взносы стали поступать в счет страховой пенсии. Пока что мораторий продлили до конца 2022 года.

Накопительная часть существует отдельно от страховой. Основное отличие в том, что до момента начала выплат (пока средства еще копятся на счете будущего пенсионера) накопительную часть можно инвестировать с целью получения дохода. В интересах ПФР или НПФ этим занимаются управляющие компании – частные и государственная. Кому доверить работу с накоплениями, решает сам гражданин.

Управляющие вкладывают накопления в ценные бумаги и размещают в депозиты и таким образом формируют доходность. В зависимости от стратегии той или иной управляющей компании риск будет большим или меньшим, существенно будет отличаться и доходность. Причем успехи в прошлом не гарантируют их в будущем. При желании страховщика можно поменять, однако сделать это можно не чаще чем раз в пять лет. Если же гражданин захочет перевести свои накопления досрочно, то в этом случае он потеряет весь инвестиционный доход за предыдущий период (при этом клиенты ПФР могут без потерь инвестдохода переводить накопления между управляющими компаниями, страховщик при этом не меняется).

ВАЖНО Накопительная пенсия не индексируется государством, а инвестирование пенсионных накоплений может принести как прибыль, так и убытки. Вот почему к выбору УК или НПФ нужно подойти со всей серьезностью.

Как считаются взносы в ОПС

Все официально трудоустроенные граждане обязаны перечислять ежемесячные страховые взносы в счет будущей пенсии. За них это обычно делают их работодатели в размере 22% от заработной платы. Взносы поступают в ПФР, который затем пересчитывает деньги в пенсионные коэффициенты.

Если годовая зарплата работника не превышает 1 292 000 рублей (что соответствует максимальной ежемесячной зарплате в 107 666 руб. 67 коп.), работодатель отчисляет за него в ПФР 22% от этой суммы в виде страховых взносов. С части зарплаты, превышающей этот лимит, работодатель платит уже 10%. Это стимулирует повышать зарплаты работникам.


Работодатель – главный плательщик взносов на обязательное пенсионное страхование. Страховые взносы в Пенсионный фонд России уплачиваются из заработной платы, а также других видов вознаграждений, начисленных в пользу работников. Благодаря аккумулированным средствам фонда удается перечислять пенсионные выплаты тем, кто уже вышел на пенсию и формировать базу для предстоящих выплат.

  1. Взносы на обязательное пенсионное страхование
  2. Обязательное пенсионное и медицинское страхование
  3. Свидетельство обязательного пенсионного страхования
  4. Система обязательного пенсионного страхования
  5. Уплата обязательного пенсионного страхования
  6. ФЗ об обязательном пенсионном страховании
  7. Фонд обязательного пенсионного страхования
  8. Как заключить договор об ОПС?
  9. Субъекты обязательного пенсионного страхования
  10. Обязанности страховщика
  11. Обязанности страхователя
  12. Обязанности застрахованных лиц

Пенсионный фонд РФ выполняет функции администратора по взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование. Взносы в ПФР перечисляют:

  1. Лица и организации, которые выплачивают гражданам заработную плату, а также иные вознаграждения.
  2. Индивидуальные предприниматели.
  3. Физлица (не ИП).
  4. Самозанятые граждане, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие.

Обязательное пенсионное и медицинское страхование

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) функционирует на территории РФ с 2002 года. В рамках проведенной реформы все граждане, родившиеся с 1967 года и позже получают пенсию, которая делится на страховую и накопительную часть. Оба вида пенсии формируются путем уплаты страховых взносов обязательного характера.

Обязательное медицинское страхование или ОМС – часть государственной программы социального страхования. Основной плюс – равные возможности для каждого гражданина в получении лекарственной и медицинской помощи. Услуги предоставляются за счет средств, которые перечисляются в фонд в обязательном порядке на условиях государственной программы.

Свидетельство обязательного пенсионного страхования

Если гражданин РФ устраивается на работу без свидетельства обязательного пенсионного страхования, работодатель обязан оформить документ в соответствии с нормами закона. Это правило также распространяется на лиц, которые трудятся по договору подряда.

Подрядчик, у которого нет пенсионного свидетельства, должен получить его от первого работодателя. Соответствующая анкета, которая заполняется в процессе приема на работу, передается в ПФР в 14-дневный срок с момента подписания трудового договора.

Система обязательного пенсионного страхования

Система обязательного пенсионного страхования предполагает оформление соответствующих полисов в страховых компаниях. Благодаря четко отлаженному механизму удается содержать граждан пенсионного возраста (утративших трудоспособность). Среди основных участников системы страховщики и страхователи, федеральные структуры и застрахованные лица.

Пенсионное страхование проводится в соответствии с нормами действующего законодательства. По закону право на обязательное пенсионное страхование получают граждане государства, а также лица, которые работают и живит на территории РФ.

Уплата обязательного пенсионного страхования

Уплата взносов обязательного пенсионного страхования проводится на основании договора, заключенного между страхователем и страховщиком. Размер установленной суммы указывается в составленном документе. Когда страхователь достигнет определенного законодательством возраста, ему начнут выплачивать государственную пенсию с периодичностью раз в месяц. Право на пенсию также получают страхователи-инвалиды или граждане РФ по факту потери кормильца. Сумма будущей пенсии определяется нормами федерального законодательства. Начисление курирует Пенсионный фонд Российской Федерации.

ФЗ об обязательном пенсионном страховании

ФЗ об обязательном пенсионном страховании определяет основы системы ОПС в секторе государственного регулирования РФ. Закон также регулирует взаимоотношения между субъектами ОПС, определяет их правовое положение, статус, обязанности и права. В отдельных статьях закона приведены основания, при которых возникают обязанности и права упомянутых выше субъектов. На случай нарушения или невыполнения субъектами возложенных законом обязательств предусмотрены соответствующие виды ответственности.

Фонд обязательного пенсионного страхования

Фонд обязательного пенсионного страхования справедливо считается ключевым финансовым институтом Российской Федерации. Учреждение национального масштаба оказывает комплексные государственные услуги в сегменте социального обеспечения граждан.

В структуру ПФР входи восемь управлений в округах, 83 отделения в различных субъектах РФ и порядка 2 500 управлений территориального уровня. Еще одно отделение функционирует в г. Байконур (Казахстан).

Как заключить договор об ОПС?

Чтобы заключить договор об ОПС, необходимо обратиться в отделение Сбербанка РФ (или в любой другой негосударственный пенсионный фонд), где вас попросят предъявить СНИЛС и паспорт. Затем следует подать заявление с просьбой перевести счет накопительной пенсии в отделение Сбербанка. Представитель финансового учреждения оформит вашу заявку через использование электронной подписи в цифровом формате. Если заявление в адрес Пенсионного фонда РФ подано в самостоятельном порядке, работнику Сбербанка понадобится сообщить номер полученной расписки. Передать информацию разрешается в телефонном режиме или с помощью удобного электронного сервиса в интернете.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

За работу системы обязательного пенсионного страхования отвечают страховщики. К этой категории в РФ относят государственный пенсионный фонд и негосударственные пенсионные фонды.

Среди субъектов обязательного пенсионного страхования также значатся страхователи. Эта категория лиц, которые выплачивают взносы в пользу работающих граждан РФ. К страхователям относят индивидуальных предпринимателей, организации и физические лица.

Третья категория субъектов системы ОПС – застрахованные лица, т.е. непосредственно те, кто получает пенсию в соответствии с нормами закона.

Для того, чтобы получить пенсию в 40% от заработка надо будет проработать 40 лет, то есть женщинам надо будет работать с 15 лет, мужчинам с 20 лет, а все нестраховые периоды (декреты, армия, учеба) в стаж засчитываться не будут.

Глобальное непонимание того, какую пенсию обещает Стратегия: от чего надо брать 40% - от последней зарплаты, от средней зарплаты по стране, от средней зарплаты за всю трудовую жизнь (и если так, то как будет осуществляться пересчет зарплат за начальные года трудовой жизни). Публичная проблема – отсутствие ПЕНСИОННОЙ ФОРМУЛЫ.

Отменяются пенсионные накопления

Все уже сформированные пенсионные накопления будут отобраны у людей и пойдут на латание дефицита бюджета ПФР - выплату пенсий нынешним пенсионерам

Изменение формулы расчет пенсий приведет к уравниловке, собесу, как в СССР – все будут получать пенсию примерно одинаковую и низкую

Реализация Стратегии не даст результата в виде 40%-го замещения заработка пенсией.

После реформы 2001 года, когда пенсионная система России перешла на страховые принципы, и мероприятий 2010 года, когда была проведена валоризация трудовых пенсий и осуществлен переход от ЕСН к прямым страховым взносам в ПФР, в пенсионной системе остался целый пласт нерешенных вопросов:

• отсутствие достаточных страховых источников для поддержания размера трудовых пенсий на социально приемлемом уровне в долгосрочной перспективе (если пенсионную систему не реформировать, то средний размер трудовой пенсии к 2030 году упадет до 25% от средней зарплаты, сейчас коэффициент замещения трудовой пенсии по старости – 36,2%)

• финансовая несбалансированность (снижение численности плательщиков страховых взносов и рост количества получателей пенсий - численность работающих и пенсионеров сравняется в 2028 году, дефицит бюджета ПФР в 2030 году будет уже 3 трлн руб или 2,3% от ВВП)

• нарастающие риски, связанные с сохранностью и обесценивание пенсионных накоплений, при неразвитых финансовых институтах ( если сохранить формирование пенсионных накоплений в прежнем виде с существующими тенденциями индексации страховой части пенсии и показателями доходности от инвестирования пенсионных накоплений, то трудовая пенсия гражданина 67 гр при его выходе на пенсию в 2032 году будет на 13,8% ниже, чем у гражданина 66 гр, не имеющего накопительной части пенсии (27941 руб. против 30928 руб.)

• сохранение института досрочных пенсий в солидарной системе без определения финансового источника страхового характера (сегодня каждый третий выходящий на пенсию – досрочник, работодатели не несут финансовый нагрузки за труд работников в опасных и вредных условиях)

· обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;

· достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;

· обеспечение совокупного минимального дохода пенсионера на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а также среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера;

· поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;

· обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;

· развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне - и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);

· повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

• адекватность пенсионных прав заработной плате / объему страховых взносов

• учет продолжительности трудового стажа и возраста выхода на пенсию

• обеспечение минимальных пенсионных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера

При сороках годах трудового стажа и уплате с него страховых взносов в 20% от заработка трудовая пенсия будет на уровне 40% от заработка, то есть пенсионное правило будет гарантировать уровень пенсии в 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате.

При этом для среднего класса будут созданы условия для достижения приемлемого уровня пенсий за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах.

Предлагается на переходный период производить расчет трудовой пенсии исходя из нормативного стажа. В долгосрочной перспективе с учетом изменений демографической ситуации предусмотрено доведение нормативной продолжительности трудового стажа до уровня, обеспечивающего сбалансированность прав и обязательств (в современных демографических параметрах при 40 годах нормативного стажа уплаты страховых взносов).

Пенсия будет, как и сегодня, бессрочной, то есть пожизненной.

Стратегия не предусматривает повышение общеустановленного пенсионного возраста. У женщин сохранится право выхода на пенсию в 55 лет, у мужчин в 60 лет, но чем позднее гражданин будет выходить на пенсию и чем продолжительнее у него будет трудовой стаж, тем выше у него будет размер трудовой пенсии. Если трудовой стаж будет меньше 40 лет, то и пенсия будет ниже, чем 40% от среднего заработка. Гражданин сам будет решать. Когда ему более выгодно выходить на пенсию.

5. Что будет с пенсией работающего гражданина, если он стал инвалидом и вынужден прекратить работать?

Правила назначения трудовых пенсий по инвалидности и по потере кормильца сохраняются. Размер такой пенсии не будет ниже прожиточного минимума пенсионера.

6. Будут ли в трудовой стаж при назначении трудовой пенсии по старости входить периоды службы в армии, декретные отпуска, отпуска по уходу за ребенком?

Такие периоды будут входить в стаж при расчете размера пенсии.

В трудовой (страховой) стаж включаются периоды работы и иной деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. В страховой стаж засчитываются следующие нестраховые периоды:

  • прохождение военной службы (другой приравненной к ней службы);
  • получение пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения ими возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  • получение пособия по безработице;
  • участие в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • содержание под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, репрессированных и реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим 80 лет;
  • проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • проживание за границей супругов работников дипломатических представительств, консульских учреждений РФ, торговых представительств РФ и т. п., но не более пяти лет в общей сложности.

Эти периоды засчитываются в страховой стаж в случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР.

Да, будут. В перспективе возможно ограничение на выплату пенсии или части пенсии работающего пенсионера, если его зарплата выше средней. (. )

8. Если формирование пенсионных накоплений будет выведено из системы обязательного пенсионного страхования, то что будет с уже имеющимися пенсионными накоплениями, которые находятся на пенсионных счетах граждан? Правда ли, что они перейдут в бюджет ПФР и пойдут на выплату пенсий нынешним пенсионерам?

Все уже сформированные пенсионные накопления граждан будут выплачены в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда эти граждане получат право на выход на пенсию и обратятся за ее назначением. Пенсионные накопления будут выплачиваться в виде накопительной части пенсии или единовременной пенсионной выплаты, что сегодня Пенсионный фонд России уже и делает. С июля ПФР уже производит выплаты более чем трехстам тысячам пенсионеров, в основном это единовременная пенсионная выплата, так как размер пенсионных накоплений очень низкий.

9. Почему нынешняя накопительная система в рамках обязательного пенсионного страхования не оправдала себя? И достаточно ли десяти лет, чтобы так строго судить о результатах, чтобы совсем ликвидировать накопительную часть и пенсионные накопления?

Действительно, существует мнение, что накопительная система существует еще достаточно короткий срок и за десять лет нельзя сделать вывод о ее эффективности, тем более что на эти годы пришелся экономический кризис 2008 года. Но здесь надо понимать, во-первых, что накопительная пенсионная система не отменяется, Стратегия предполагает ее поэтапный вывод из государственной публичной пенсионной системы. Когда накопительная система находится в системе обязательного пенсионного страхования, а средствами пенсионных накоплений управляет частный бизнес, то все равно все риски ложатся на государство, и государство вынуждено регулировать и нести ответственность за весь процесс формирования пенсионных накоплений – от их сбора до результатов инвестирования. Вынужденная жесткость регулирования зачастую снижает эффективность инвестирования. Второй момент, что действительно, за десять лет, те, кто имел накопительную систему, они получили рост пенсионных прав (а по сути размера пенсий) в два раза ниже, чем те, кто не имел накопительной составляющей, а формировал свою пенсию только в солидарной системе. Простой расчетный пример: если сохранить формирование пенсионных накоплений в прежнем виде с существующими тенденциями индексации страховой части пенсии и показателями доходности от инвестирования пенсионных накоплений, то трудовая пенсия гражданина 67 гр при его выходе на пенсию в 2032 году будет на 13,8% ниже, чем у гражданина 66 гр, не имеющего накопительной части пенсии (27941 руб. против 30928 руб. Это значительная разница, государство не может такого допустить в публичной государственной системе.

Поэтому основным предложением Стратегии является то, чтобы основой для того, чтобы формировать пенсию в размере 40% от заработка, была солидарная система, а накопительная система будет дополнительной к государственной солидарной системе, которая даст возможность гражданам по их желанию формировать более высокий уровень пенсии (сверх 40%), но уже в корпоративной пенсионной системе или на личном уровне – в добровольной пенсионной системе.

Справочно: результаты инвестирования пенсионных накоплений в сравнении с инфляцией и индексацией условного рубля, отраженной в страховой части трудовой пенсии будущего пенсионера за период 2004-2011 годов: индексация страховой части – 337%, инфляция в РФ – 215%, результаты инвестирования Внешэкономбанком – 149%, результаты инвестирования НПФами – 159%.

10. Скажите, если стратегия будет реализована, люди какого возраста ощутят на себе первыми положительный результат?

Читайте также: