При подготовке отчета по пенсиям и пособиям на поручениях необходимо проставить отметки

Обновлено: 03.05.2024

Конюхова Е. В.

1. Кто из работодателей сдает форму СЗВ-ТД?

Представлять сведения о трудовой деятельности в ПФР по форме СЗВ-ТД обязаны все работодатели: организации и индивидуальные предприниматели, независимо от численности работников, в том числе если работник всего один.

2. Каким способом сдавать отчет СЗВ-ТД в ПФР?

Обратите внимание: если усиленная квалифицированная подпись есть в организации только у главного бухгалтера, сейчас критически важно работодателю разрешить возможный управленческий коллапс по перекладыванию ответственности бухгалтерией и кадровиками друг на друга:

  1. На уровне локального нормативного акта и должностной инструкции закрепить обязанность по подписанию этого отчета за главным бухгалтером (что не совсем корректно в рамках управленческого аспекта, когда сам отчет формируется в отделе кадрового учета).
    Или
  2. Организовать доступ и дать полномочия по подписанию отчета руководителю отдела кадрового учета или иному ответственному за кадровое делопроизводство должностному лицу.

Без усиленной квалифицированной подписи и доступа к программе электронного документооборота кадровики физически не могут передать отчет в ПФР в форме электронного документа.

3. Что нужно сделать работодателю, чтобы передать формы СЗВ-ТД в электронном виде в ПФР?

  • регистрационный номер страхователя в ПФР;
  • наименование страхователя (юридического лица);
  • ИНН;
  • КПП страхователя (юридического лица);
  • ФИО (при наличии) страхователя (физического лица);
  • реквизиты оператора, через которого планируется передача сведений.

После того как работодатель отправит заявление на подключение к ЭДО ПФР, у него появится возможность сдавать сведения по форме СЗВ-ТД через оператора связи привычным для него способом.

4. Отчет по форме СЗВ-ТД нужно представлять на всех работников или только на тех, по которым были кадровые мероприятия?

Ситуация: в организации по большинству работников нет кадровых изменений на 1 января 2020 с даты приема. Нужно подавать СЗВ-ТД?

«Сведения о трудовой деятельности (отчет по форме СЗВ-ТД) предоставляют в ПФ РФ работодателем о работающих у него работниках только при наступлении следующих случаев:

5. Нужно сдавать нулевой отчет СВЗ-ТД?

Нет, не нужно сдавать никаких нулевых отчетов.

Обязанность предоставить отчет возникает только, если работник принимался на работу, переводился на другую постоянную работу, увольнялся или подавал работодателю соответствующее заявление.

6. В январе работник подал заявление о ведении бумажной трудовой книжки. Как представлять отчет СЗВ-ТД?

Ситуация: работник трудоустроен к работодателю до 1 января 2020 года, но в январе подал заявление о продолжении ведения бумажной трудовой книжки (перевода на другую постоянную работу или увольнения работника в январе не было). Каким образом предоставлять в феврале отчет по форме СЗВ-ТД?

Ответ: работник подал заявление — у работодателя возникает обязанность предоставить сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД (ч. 2.4 ст. 11 Закона № 27-ФЗ).

Пример

Обратите внимание на ситуацию для 2020-2021 гг.: работник трудоустроен до 1 января 2020 года, допустим, в 2020 году у него не будет постоянного перевода, увольнения и он не подаст заявление о продолжении ведения трудовой книжки либо о представлении сведений о трудовой деятельности. Отчет по форме СЗВ-ТД на такого работника нужно будет предоставить в ПФ РФ не позднее 15 февраля 2021 года.

7. Есть заявления о ведении бумажной трудовой книжки. Когда сдавать СЗВ-ТД?

Вопрос: в основном все работники в нашей организации уже написали заявления в январе, что хотят оставить трудовые книжки в бумажном варианте, возможно ли подать сведения об этих работниках в ПФ не в феврале, а в течение 2020 года?

Ответ: нет, нужно отчитаться в феврале.

Сведения по форме СЗВ-ТД передаются в ПФ РФ не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был прием на работу, постоянный перевод, увольнение или подача заявления о продолжении ведения бумажной трудовой книжки или о предоставлении сведений в электронном виде в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.

Впервые отчет нужно предоставить не позднее 17 февраля (так как 15-е число попадает на выходной день, срок сдачи отчета сдвигается на ближайший следующий за ним рабочий день) только на тех работников, у которых был в январе прием на работу, или постоянный перевод, или увольнение, или подача вышеназванного заявления.

На тех работников, которые уже в январе подавали работодателю заявление о продолжении ведения им бумажной трудовой книжки или о предоставлении сведений о трудовой деятельности в электронном виде в соответствии со ст. 66.1 Трудового кодекса РФ, отчет по форме СЗВ-ТД необходимо предоставить не позднее 17 февраля.

8. Нужно ли предоставлять в отчете сведения о других местах работы сотрудника?

Ситуация: работник трудоустроен в компанию в апреле 1998 года, после этого в трудовой книжке есть записи о пяти переводах внутри этой организации. До поступления на работу в трудовой книжке есть информация о работе у четырех работодателей. При предоставлении сведений на работника, который подавал заявление о продолжении ведения трудовой книжки в январе 2020 года, в отчете по форме СЗВ-ТД нужно предоставлять информацию обо всех кадровых мероприятиях, в том числе о приеме на работу и обо всех пяти переводах у нас, или только о последнем кадровом событии? И нужно ли предоставлять в отчете сведения о других местах работы? Информация в разных источниках отличается.

Таким образом, в отчете нужно заполнить строку о подаче работником заявления о продолжении ведения бумажной трудовой книжки (в ней нужно проставить дату подачи работником заявления) и в табличной части отчета заполнить только одну строку с информацией о последнем кадровом мероприятии на 1 января 2020 года, то есть информацию только о последнем постоянном переводе у данного работодателя. Сведения о трудовой деятельности у других работодателей, соответственно, также не предоставляются.

В конце статьи есть шпаргалка

9. Сдавать СЗВ-ТД при переименовании работодателя?

Вопрос: если в январе 2020 года произошло переименование работодателя, при этом работник не переводился, не увольнялся и не подавал соответствующее заявление. Обязан ли работодатель предоставлять отчет по форме СЗВ-ТД на каждого работника в связи с переименованием работодателя?

Ответ: ответ на этот вопрос содержится в п. 2.4 ст. 11 Закона № 27-ФЗ:

Предоставляя эти сведения при наступлении вышеназванных случаев, работодатель должен будет предоставить информацию и о его переименовании. Само по себе переименование работодателя, так же как установление (присвоение) работнику второй и последующей профессии, специальности или иной квалификации, присвоение классного чина государственному гражданскому или муниципальному служащему, не является самостоятельным основанием для передачи сведений в ПФ РФ по форме отчета СЗВ-ТД. Эту информацию будем вносить только, когда будет наступать событие, названное в п. 2.4 ст. 11 Закона № 27-ФЗ.

10. Нужно ли предоставлять отчет по форме СЗВ-ТД на лиц, работающих по гражданско-правовому договору?

11. Нужно ли предоставлять СЗВ-ТД на работников совместителей, на работников с бумажной трудовой книжкой?

Да, при наступлении случаев приема на работу, постоянного перевода, увольнения, подачи соответствующего заявления по работнику-совместителю отчет также предоставляется. В отчете надо показать кадровые мероприятия только в рамках трудового договора о работе по совместительству. При внутреннем совместительстве не нужно отражать в отчете информацию о работе по основному месту работы.

Закон № 27-ФЗ подачу сведений не ставит в зависимость от наличия у работников основного места работы или совместительства, отсутствия или наличия бумажной трудовой книжки.

Вывод: на работников совместителей и работников, не отказавшихся от бумажной трудовой книжки, отчет по форме СЗВ-ТД работодатели также предоставляют, но только при наступлении случаев, названных в п. 2.4 ст. 11 Закона № 27-ФЗ.

12. Представлять СЗВ-ТД на иностранцев?

Вопрос: нужно ли предоставлять отчет на иностранных работников — высококвалифицированных специалистов (ВКС) и на работников — граждан Китайской Народной Республики, которые не являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования в РФ?

С 1 апреля 2019 года действуют изменения в статье 6 Закона № 27-ФЗ. Теперь на территории Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер:

  • на каждого гражданина РФ, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации.

13. Как выдавать сведения о трудовой деятельности при увольнении?

Вопрос: с 1 января 2020 года в ст. 84.1 Трудового кодекса РФ появилась обязанность при увольнении выдавать сведения о трудовой деятельности работников. Что это за сведения и нужно ли их выдавать при увольнении работника, которому ведется бумажная трудовая книжка?

Ответ: сведения о трудовой деятельности при увольнении работника выдаются по форме СТД-Р только тем работникам, которые отказались от ведения трудовой книжки. Когда работник выбрал предоставление ему сведений о трудовой деятельности в электронном виде, трудовую книжку ему должен был выдать тот работодатель, у которого он подавал соответствующее заявление. В трудовой должна появиться запись о том, что работник подал заявление о предоставлении ему сведений о трудовой деятельности в электронном виде.

Сведения о трудовой деятельности работодатель обязан выдавать только работнику, на которого не ведется бумажная трудовая книжка (ч. 5 ст. 65 ТК РФ).

Слайды и текст этой презентации


Порядок работы в ПО ЕАС-ОПС при выплате
пенсий и пособий с применением технологии ЭДО.

Формирование файлов выгрузки для
ИВЦ УФПС (итоговые данные выплат/невыплат)


СТРУКТУРА ОБУЧАЮЩЕГО КУРСА

Приём поручений от ИВЦ (с фиксацией в журнале)
Сверка по количеству и сумме поступивших поручений и реестров
Хранение поручений и реестров в ОПС обеспеченным порядком
Корректная обработка поручений (отчёт почтальона)
Корректная регистрация выплатных операций в ПО ЕАС-ОПС (касса)
Ежедневная выгрузка данных в ИВЦ
Ежедневный отчет ОПС
Итоговый отчет ОПС


ПОСТУПЛЕНИЕ ПОРУЧЕНИЙ
В ОПС


1.1 – ПРИЁМ ЁМКОСТЕЙ С ПОРУЧЕНИЯМИ В ОПС
(С ФИКСАЦИЕЙ В ЖУРНАЛЕ)

1.2 – ПРИЁМ ПОРУЧЕНИЙ В ОПС

1.3 – СВЕРКА ПОСТУПИВШИХ РЕЕСТРОВ И ПОРУЧЕНИЙ

1.4 – ОФОРМЛЕНИЕ СОПРОВОДИТЕЛЬНЫХ РЕЕСТРОВ (ф.12)
1.5 – ОТПРАВКА ОДНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА СОПРОВОДИТЕЛЬНОГО РЕЕСТРА ф.12 (с подписью ответственного лица и оттиском К.Ш.) В АДРЕС ИВЦ

1.6 – ОБЩИЙ ПОРЯДОК ХРАНЕНИЯ РЕЕСТРОВ И ПОРУЧЕНИЙ В ОПС


Поручения поступают в ОПС в ёмкостях с припиской ёмкостей в накладные ф.23

Ответственное лицо ОПС при получении выплатных документов:

1. Фиксирует поступление платёжных документов в Журнале приёма поручений

2. Проверяет ёмкости согласно накладной ф.23 и ставит отметку о принятии ёмкостей в накладной ф.23 с указанием должности, даты, подписи и расшифровки подписи

111.1 ПРИЁМ ЁМКОСТЕЙ С ПОРУЧЕНИЯМИ В ОПС


Поручения поступают в ОПС по Сопроводительному реестру ИВЦ (ф.12)

111.2 ПРИЁМ ПОРУЧЕНИЙ В ОПС


Поручения поступают в ОПС с сортировкой:

- по датам доставки
по доставочным участкам

По каждому доставочному участку к поручениям прикладывается

Реестр поручений на доставку пенсий (ф.11)

111.2 ПРИЁМ ПОРУЧЕНИЙ В ОПС


Ответственное лицо ОПС:

Сверяет Реестры (ф.11) и поручения

Сопроводительного реестра (ф.12)

11.3 СВЕРКА РЕЕСТРОВ И ПОРУЧЕНИЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ОПС


1.21.4 – 1.5 ОФОРМЛЕНИЕ СОПРОВОДИТЕЛЬНЫХ РЕЕСТРОВ (Ф.12) ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ПОРУЧЕНИЙ

1. Подписывает оба экземпляра Сопроводительного реестра
(указать должность, поставить подпись и оттиск КШ)

2. Один экз. – направляется в ИВЦ;

второй экз. – хранится в ОПС


1.41.6 ХРАНЕНИЕ ПОРУЧЕНИЙ И РЕЕСТРОВ В ОПС

Поручения и Реестры к ним хранить как денежные документы:

В сейфе или специальной картотеке

По датам доставки и доставочным участкам

СМ. СЛАЙДЫ №№ 70-71


ДОСТАВКА ПОРУЧЕНИЙ ПОЧТАЛЬОНАМИ


2.1 – ОРГАНИЗАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННЫМ ЛИЦОМ ОПС ДОСТАВКИ ПОРУЧЕНИЙ ПОЧТАЛЬОНАМИ

2.2 – ОФОРМЛЕНИЕ ПОЧТАЛЬОНОМ РЕЕСТРА ф.11

2.3 – ГРУППИРОВКА ПОЧТАЛЬОНОМ ПОРУЧЕНИЙ ПО КОДАМ ДОСТАВКИ/НЕДОСТАВКИ

2.4 – СВЕРКА КОНТРОЛИРУЮЩИМ ЛИЦОМ ПОРУЧЕНИЙ И РЕЕСТРОВ ф.11


2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННЫМ ЛИЦОМ ДОСТАВКИ ПОРУЧЕНИЙ ПОЧТАЛЬОНАМИ

Ответственное лицо ОПС, формируя доставку:

1. Сверяет количество поручений с реестром ф. 11

2. Заполняет графы № 1-2 книги ф.55 с указанием :
- фамилий почтальонов
- № реестра
- количества поручений.


2.2 ОФОРМЛЕНИЕ ПОЧТАЛЬОНОМ РЕЕСТРА Ф.11 ПРИ ДОСТАВКЕ ПОРУЧЕНИЙ


Почтальон: 1. Группирует Поручения по кодам доставки. 2. Передаёт на обработку контролирующему лицу

2.3 ГРУППИРОВКА ПОЧТАЛЬОНОМ ПОРУЧЕНИЙ ПО КОДАМ ДОСТАВКИ/НЕДОСТАВКИ


Контролирующее лицо:
Сверяет количество Поручений с Реестром

2. Проверяет на каждом Поручении :

данные ДУЛ получателя

подпись получателя
дату фактической доставки
подпись почтальона

22.4 СВЕРКА КОНТРОЛИРУЮЩИМ ЛИЦОМ ПОРУЧЕНИЙ И РЕЕСТРОВ ПРИ ПРИЁМЕ ОТЧЁТА У ПОЧТАЛЬОНА

После приёма Поручений от почтальона необходимо зарегистрировать в ЕАС-ОПС результаты доставки отдельно по каждому коду доставки (недоставки) пенсий


Контролирующее лицо:
3. При выплате доверенному лицу проверяет :

данные представителя/доверенного лица

22.4 СВЕРКА КОНТРОЛИРУЮЩИМ ЛИЦОМ ПОРУЧЕНИЙ И РЕЕСТРОВ ПРИ ПРИЁМЕ ОТЧЁТА У ПОЧТАЛЬОНА


РЕГИСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДОСТАВКИ ПОЧТАЛЬОНА В ЕАС-ОПС


3.1 – СОЗДАНИЕ СЕАНСА ПОЧТАЛЬОНА

3.3 – ПАРТИОННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДОСТАВКИ

3.4 – ЗАВЕРШЕНИЕ ПАРТИОННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

3.5 – ЗАКРЫТИЕ СЕАНСА ПАРТИОННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

3.6 – СИСТЕМНЫЕ ОПОВЕЩЕНИЯ ОБ ОШИБКАХ

Для регистрации результатов доставки нужно выбрать:


ФИО почтальона
(выбирается из вложенного списка)

Сумму подкрепления
(фактически выданную сумму для доставки)

Вид операции (выбирается из вложенного списка):



Заполнить все поля:

«Срок действия доверенности (месяцев)


При этом необходимо также выбрать из списка причину невыплаты.


3.3 ПАРТИОННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДОСТАВКИ


3.3 ПАРТИОННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДОСТАВКИ

В окне «Рег-я дост./недоставки поочерёдно просканировать ШК поручений.

В правой части формы отображены счётчики количества и суммы по внесённым в Систему документам.


3.4 ЗАВЕРШЕНИЕ ПАРТИОННОЙ РЕГИСТРАЦИИ


3.5 ЗАКРЫТИЕ СЕАНСА ПАРТИОННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Далее нужно нажать на секцию № 1


3.5 ЗАКРЫТИЕ СЕАНСА ПАРТИОННОЙ РЕГИСТРАЦИИ


3.6 СИСТЕМНЫЕ ОПОВЕЩЕНИЯ ПРИ ОШИБКАХ


РЕГИСТРАЦИЯ ВЫПЛАТ НА КАССЕ


4.1 – РЕГИСТРАЦИЯ ВЫПЛАТЫ НА КАССЕ

4.2 – ВЫБОР ОПЕРАЦИИ ПРИ ВЫПЛАТЕ НА КАССЕ

4.3 – ОПОВЕЩЕНИЯ ПРИ ОШИБКАХ


4.1 РЕГИСТРАЦИЯ ВЫПЛАТЫ НА КАССЕ

Для регистрации выплаты на кассе нужно выбрать:

Сканировать ШК поручения


4.2 ВЫБОР ОПЕРАЦИИ ПРИ ВЫПЛАТЕ НА КАССЕ

Система осуществит выплату и перейдёт в главное окно кассы для фискальной регистрации выплаты.


4.3 ОПОВЕЩЕНИЯ ПРИ ОШИБКАХ


ЕЖЕДНЕВНАЯ ОТЧЁТНОСТЬ ОПС


5.1 – ОТЧЁТЫ ПОЧТАЛЬОНОВ

5.2 – ОТЧЁТЫ ОПЕРАЦИОННЫХ ОКОН

5.3 - ИТОГОВЫЙ ОТЧЁТ


5.1 ОТЧЁТЫ ПОЧТАЛЬОНОВ

После регистрации результатов доставки почтальоном контролирующее лицо распечатывает ОТЧЁТ ПОЧТАЛЬОНА.

ОТЧЁТ ПОЧТАЛЬОНА сверяется с записями в кн.ф.55

При расхождении данных ОТЧЁТА ПОЧТАЛЬОНА с кн.ф.55 – производится дополнительная сверка ПОРУЧЕНИЙ, РЕЕСТРОВ ф.11 и ОТЧЁТОВ ПОЧТАЛЬОНА.


5.1 ОТЧЁТЫ ПОЧТАЛЬОНОВ


5.1 ОТЧЁТЫ ПОЧТАЛЬОНОВ


1. Выбрать нужную строку


5.1 ОТЧЁТЫ ПОЧТАЛЬОНОВ

Для печати отчёта нужно:
1.Выбрать свой УПФР

3. Выбрать необходимый вид отчёта
(по умолчанию выбраны все)


5.1 ОТЧЁТЫ ПОЧТАЛЬОНОВ

Вид отчёта выбирается при наличии соответствующих видов выплаты:


5.1 ОТЧЁТЫ ПОЧТАЛЬОНОВ

Отчёт по виду доставки

Отчёт почтальона (сводный)


5.2 ОТЧЁТЫ ОПЕРАЦИОННЫХ ОКОН (КАССОВЫХ СМЕН)


5.2 ОТЧЁТЫ ПО КАССОВЫМ СМЕНАМ


1. Выбрать нужную строку


5.2 ОТЧЁТЫ ПО КАССОВЫМ СМЕНАМ

Для печати отчёта нужно:

2. Выбрать необходимый вид отчёта
(по умолчанию выбраны все)


5.2 ОТЧЁТЫ ПО КАССОВЫМ СМЕНАМ

Вид отчёта выбирается при наличии соответствующих видов выплаты:


5.3 ИТОГОВЫЙ ОТЧЁТ


5.3 ИТОГОВЫЙ ОТЧЁТ

1. Выставить нужную дату


5.3 ИТОГОВЫЙ ОТЧЁТ


ФОРМИРОВАНИЕ ФАЙЛА ВЫГРУЗКИ В ИВЦ


6.1 – СВЕРКА ДАННЫХ ПЕРЕД ФОРМИРОВАНИЕМ ФАЙЛА ВЫГРУЗКИ

6.2 - СОЗДАНИЕ ФАЙЛА ВЫГРУЗКИ

6.3 – СОХРАНЕНИЕ ФАЙЛОВ ДЛЯ РУЧНОЙ ОТПРАВКИ ПО ЗАПРОСУ ИВЦ

6.4 – КОРРЕКТИРОВКА ФАЙЛОВ (СЕАНСОВ ДОСТАВКИ) ПО ЗАПРОСУ ИВЦ

6.5 –ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОСМОТРА ФАЙЛА ВЫГРУЗКИ


6.1 СВЕРКА ДАННЫХ ПЕРЕД ФОРМИРОВАНИЕМ ФАЙЛА ВЫГРУЗКИ

Выгрузка сведений в ИВЦ (формирование файла) осуществляется строго после закрытия всех кассовых смен и сеансов почтальонов .

ЕЩЕ РАЗ О НОРМАТИВНОМ ОБОСНОВАНИИ

Компетентные ведомства уже выпустили письма, в которых нормами из разных нормативных правовых актов (НПА) обосновали законность отстранения от работы невакцинированных работников в некоторых сферах деятельности. Основные выводы содержатся:

• в письме Роструда от 13.07.2021 № 1811-ТЗ (далее — письмо Роструда № 1811-ТЗ);

Если кратко, то логика следующая:

Такая цепочка актов, на первый взгляд, кажется вполне логичной. Но юристы, разбираясь в хитросплетениях законодательных норм, видят в этой логике большую брешь. Непонимание вызывают три момента:


Почему, ссылаясь на п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ, чиновники предпочли процитировать только часть нормы?

Ведь кроме фразы об отстранении[1] в этом же пункте есть продолжение:

Извлечение из Федерального закона № 157-ФЗ

Статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики

2. Отсутствие профилактических прививок влечет:

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

То есть под действие нормы об отстранении попадают далеко не все, а только лица, которые выполняют работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. И эти работы указаны в специальном Перечне[2], в котором нет ни продавцов, ни электриков, ни дворников.


Почему обязанность требовать у работника отказ от вакцинации переложена на работодателя?

Никакой закон, в т. ч. Трудовой кодекс РФ, такой обязанности не устанавливает. Вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства[5], поэтому провести ее можно только с согласия гражданина[6].

Граждане имеют право отказаться от профилактических прививок[7]. Отказ от проведения медицинского вмешательства, в т. ч. профилактических прививок, оформляется в письменной форме[8]. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, как и отказ от такового — это медицинский документ, который подписывает не только пациент, но и врач[9].

Поэтому работник не обязан предоставлять письменный отказ от вакцинации работодателю — только врачу. Работодатель может лишь попросить его это сделать.


Почему работодатель должен принимать решение об отстранении?

В числе полномочий главных государственных санитарных врачей указаны[10] их права выносить мотивированные постановления:

• о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

• проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

В изданных на сегодняшний день постановлениях главные санитарные врачи регионов воспользовались только одним правом: обязали работодателей организовать проведение профилактических прививок от коронавируса по эпидемическим показаниям.

Другим правом они не воспользовались. В постановлениях нет прямого указания на отстранение работников, отказавшихся от обязательной вакцинации против COVID-19. Поэтому законность отстранения работников от работы до момента внесения соответствующего пункта в Постановление Главного санитарного врача вызывает сомнение.

Тем не менее вышестоящие инстанции и контролирующие органы заставляют руководителей компаний под страхом наказания (санкции по ст. 6.3 КоАП РФ) отстранять непривитых работников от работы.

Расскажем, как сделать это максимально корректно.

КОГО ИЗ РАБОТНИКОВ ОТСТРАНЯТЬ

Прежде всего разберемся с процентами. В постановлениях главных санитарных врачей субъектов РФ указан конкретный процент работников компаний, для которых нужно обеспечить вакцинацию. Чаще это 60 %, но можно встретить 65 % (Санкт-Петербург), 70 % (Якутия), 80 % (Ленинградская область) и даже 90 % (Чеченская Республика). В некоторых регионах санитарные врачи вообще не указали этот процент (Дагестан, Волгоградская область), вероятно, имея в виду, что вакцинироваться должны все работники (т. е. 100 %).

В Совместных разъяснениях чиновники показали, как рассчитывать процент уже вакцинированных работников. Используя эту информацию, выведем формулу для определения количества работников, которым необходимо сделать прививку (для 60 %):

Формула для определения колическтва работников для вакцинации

Кого можно отнести к оставшимся 40 %? Эту информацию также можно почерпнуть из Совместных разъяснений. Чиновники считают: чтобы стабилизировать ситуацию с заболеваемостью COVID-19, необходимо обеспечить коллективный иммунитет на уровне не менее 80 % от списочного состава работников. Распределение должно быть следующим:

Процентное соотношение для отстранения

То есть в 40 % (те, у кого может отсутствовать сертификат о вакцинации) можно включить работников, указанных в правом столбце таблицы. Если таковых нет или набирается менее 40 %, в список на вакцинацию можно не включать работников, которые не контактируют с людьми напрямую, не подвергаются большому риску заражения и не станут причиной распространения инфекции (например, работающие дистанционно и на дому). Работодателю дано право самостоятельно определить, кто войдет в список работников, подлежащих вакцинации.

Обязательно ли отстранять от работы работников, отказавшихся от прививки, если план в 60 % вакцинированных уже выполнен?

Роспотребнадзор по г. Москве считает, что работники, попавшие в 40 % от общего штата работников подразделений, расположенных в городе Москве, не вакцинированные по различным причинам, допускаются к работе по усмотрению работодателя[11].

В разъяснениях на сайте мэра г. Москвы[13] читаем: «При осуществлении контроля исполнения работодателями постановления Главного государственного санитарного врача будет оцениваться только соблюдение требования о вакцинации установленного количества — не менее 60 процентов от общей численности.

ОТСТРАНЕНИЕ РАБОТНИКА ОТ РАБОТЫ

Процедура отстранения

Процедура отстранения запускается, если выполняются следующие условия:

Процедура отстранения

Трудовой кодекс РФ не регламентирует процедуру отстранения от работы. На практике применяется следующий порядок действий:

Кто вправе отстранить работника от работы?

Кто подписывает приказ об отстранении: руководитель организации или это может сделать руководитель подразделения?

Ответ на этот вопрос следует искать в должностных инструкциях, других локальных нормативных актах или трудовых договорах с руководителями подразделений: если в каком-либо из документов зафиксировано их право отстранять подчиненных от работы, эти должностные лица вправе издать соответствующие распоряжения.

В противном случае издавать приказ об отстранении вправе только руководитель организации.

Докладная записка

Но зафиксировать факт непредоставления работником сертификата о вакцинации или документов о противопоказаниях в акте или служебной (докладной) записке (пример 1) вправе руководитель структурного подразделения или начальник (сотрудник) кадровой службы.

Сроки отстранения

Сперва сделаем акцент на сроках отстранения:


Дата начала отстранения зависит от сроков проведения вакцинации, которые указаны в Постановлении Главного санитарного врача региона. Отстранить работника от работы можно только после окончания срока, который был предусмотрен для прохождения вторым компонентом вакцины[14].

Сроки отстранения в Мурманской области

Особенности приказа об отстранении

Форма приказа об отстранении не унифицирована. Работодатель вправе разработать ее самостоятельно. В документе обязательно должны быть указаны:

• Ф. И. О. работника;

• основания, по которым он отстраняется от работы;

• срок отстранения (на период эпиднеблагополучия) [16] .

В качестве оснований отстранения авторы Совместных разъяснений советуют указывать в приказе следующие нормы:

• абзац 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ;

• пункт 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ;

• постановление Главного санитарного врача региона.

Приказ об отстранении работников от работы

В прошлом номере журнала мы приводили пример приказа об отстранении одного работника[17]. Но издать приказ можно и в отношении сразу нескольких работников (пример 2).

Работников, которые отстранены от работы, следует обязательно ознакомить с приказом. Если приказ издан в отношении нескольких человек, то визу ознакомления можно оформить таблицей.

АЛЬТЕРНАТИВА ОТСТРАНЕНИЮ ОТ РАБОТЫ

К счастью, она есть. Правда, ведомства и здесь не пришли к единому мнению. В своих Рекомендациях Минтруд России и Роспотребнадзор отмечают, что вместо отстранения работника можно перевести на дистанционную работу:

Извлечение из Рекомендаций

7. В случае, если трудовая функция может быть выполнена дистанционно, работодатель вправе предложить работнику выполнение работы дистанционно[18] либо по собственной инициативе работника временно перевести его на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким правом преимущественно необходимо воспользоваться в отношении работников, имеющих противопоказания к проведению профилактической прививки.

В свою очередь, Роструд не считает перевод на дистанционную работу альтернативой отстранению[19], зато не против, если вместо отстранения работнику будет предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск[20]. Более того, работодатель не вправе отказывать работнику в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного графиком отпусков, по причине того, что работник не сделал прививку от коронавирусной инфекции[21].

Если в период отстранения у работника появляется право уйти в отпуск по беременности и родам или по уходу за ребенком, такой отпуск должен быть ему предоставлен.

С момента предоставления отпуска период отстранения прерывается.

[…] Один из сотрудников категорически отказывается делать прививку, с 15.07.2021 мы обязаны отстранить работника от работы, но с 02.08.2021 согласно графику отпусков она написала заявление на предоставление ей ежегодного оплачиваемого отпуска. Можем ли мы во время отстранения от работы предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск или мы должны ее отстранить до отпуска, а после отпуска отстранить заново?

Отстранение от работы не препятствует реализации права отстраненного работника на очередной отпуск. Во время отпуска работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, поэтому после ухода в отпуск его отстранение от работы не производится. Если период повышенной готовности в субъекте РФ не будет прекращен, по окончании отпуска работник не может быть допущен к работе.

ПОСЛЕДСТВИЯ ОТСТРАНЕНИЯ ОТ РАБОТЫ

Отстранение от работы ведет к неблагоприятным последствиям как для работника, так и для работодателя.

Последствия для работника:

• в первую очередь работник теряет заработок, поскольку заработная плата ему не начисляется в течение всего периода отстранения. Однако он вправе устроиться по совместительству в другую организацию, для работников которой вакцинация необязательна. Правда, рабочее время совместителя ограничено (его продолжительность не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников)[23]. Соответственно, ограничена и заработная плата;

• работник теряет право получить пособие по нетрудоспособности, если заболеет сам или его ребенок в период отстранения[24] (это правило не касается оплаты отпуска по беременности и родам, несмотря на то что основанием для оплаты данного отпуска является листок нетрудоспособности);

• период отстранения без уважительных причин не входит в стаж, дающий право на ежегодный отпуск[25]. Это значит, что окончание текущего рабочего года работника и начало следующего сдвинется на количество дней отстранения;

Период отстранения может сдвинуться

• период отстранения не входит в пенсионный страховой стаж, так как заработная плата за этот период не начислялась и, соответственно, страховых взносов тоже не было.

Последствия для работодателя:

• в коллективах резко повысилась вероятность возникновения конфликтов, связанных с вопросами вакцинации;

• появился риск получить штраф до полумиллиона руб. или наказание в виде приостановления деятельности по ст. 6.3 КоАП РФ

• и самое главное — отсутствие работников негативно сказывается на выполнении всех бизнес-процессов. И это главная проблема, поскольку быстро найти аналогичных (вакцинированных!) специалистов проблематично. А отзывать из отпусков работников, которые могли бы заменить отстраненных, нельзя без их согласия. Более того, не допускается отзывать из отпуска работников в возрасте до 18 лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда[26].

Варианты замены отстраненных работников:

– оформить поручение дополнительной работы оставшимся работникам (т. е. распределить между ними функционал отстраненных) путем совмещения должностей, расширения зоны обслуживания или увеличения объема работ[27] с доплатой;

– заключить срочный трудовой договор по совместительству с одним из работников организации, который не был отстранен, или с вакцинированным работником другой организации;

– заключить срочный трудовой договор на период временного отсутствия отстраненного работника со сторонним специалистом, у которого есть сертификат или справка о противопоказаниях.


Если в организации проводится сокращение численности или штата, отстранение сокращаемых работников не является препятствием для продолжения этой процедуры[28].

Также чиновники поясняют, что:

• в отношении работников, которые подлежат отстранению, нельзя объявить простой;

• если отстранение работников, не прошедших обязательную вакцинацию, обусловило временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера для других работников и работодатель не нашел отстраненным работникам замены, он обязан объявить простой[29].

Авторы ответа не написали, как должен оплачиваться простой в указанном случае[30]. Полагаем, его следует квалифицировать как простой по вине работодателя, поскольку руководство не смогло укомплектовать штат персоналом. Поэтому время простоя остальных работников подлежит оплате в размере 2/3 средней заработной платы.

ВЫВОДЫ:

1. Необходимость отстранять от работы невакцинированных работников — реалии сегодняшнего дня. Важно оформить все документы об отстранении корректно, руководствуясь не только нормативными актами, но и разъяснениями чиновников.

2. Приказ об отстранении можно издать, если соблюдены все необходимые условия. Начало срока отстранения следует сверить с постановлением Главного санитарного врача своего региона (дата, до которой работники должны вакцинироваться вторым компонентом). Срок окончания отстранения должен быть четко фиксируемым.

3. Если возможно, замените отстранение альтернативными действиями: переведите работников на удаленную работу, предоставьте ежегодные отпуска. От того, как поведет себя работодатель в этих сложных обстоятельствах, будет зависеть дальнейшее взаимодействие с персоналом.

[1] Выделена в таблице полужирным шрифтом. — Прим. автора.

[3] Приложение № 2 к Приказу № 125н.

[4] Пункт 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[6] Пункт 2 ст. 11 Федерального закона № 157-ФЗ.

[7] Пункт 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[8] Пункт 3 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[9] Часть 7 ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ.

[11] Письмо Роспотребнадзора по г. Москве от 09.07.2021 № 77-00-02/ОК-44157-2021.

[14] Пункт 4 письма Роструда № 1811-ТЗ.

[16] Пункт 6 Рекомендаций действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (опубликованы вместе с Совместными разъяснениями; далее — Рекомендации).

[17] Славинская А. Н. Проведение вакцинации: документируем выполнение обязанности // Кадровые решения. 2021. № 8. С. 55.

Денис Высоцкий

Теперь при перечислении зарплаты и иных видов выплат на банковский счет физического лица в платежном поручении необходимо указывать:

  • код вида дохода
  • сумму произведенных удержаний по исполнительным листам

Для чего это делается

Удержание по исполнительным листам может производиться только с некоторых видов доходов, причем по большинству из них - не более 50% (в отдельных случаях – не более 70%).

Коды в платежных документах помогут банкам и судебным приставам понять, как действовать в отношении той или иной суммы, поступившей на расчетный счет должника.

Ответственность за возможные ошибки теперь частично перекладывается на работодателя. В случае, если банк произведет на основании распоряжения судебного пристава:

  • удержание из сумм, выплаченных компанией, на которые в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание.
  • повторное списание уже удержанных компанией сумм по исполнительным листам;

сотрудник вправе пожаловаться, после чего судебный пристав-исполнитель может выставить компании-работодателю штраф до 100 000 руб.

Как оформлять платежный документ по новым правилам

Код вида дохода

Сумма уже произведенного удержания указывается в поле "Назначение платежа" следующим образом:
// → ВЗС (взысканная сумма) → // → сумма цифрами → //

Сумма удержания

Как определить код дохода

Код 1

Применим к доходам, с которых может производиться удержание не более 50% (в отдельных случаях – не более 70%)(ст. 99 № 229-ФЗ)

Дивиденды, выплаты по паям и т.п.

Заработная плата сотрудника, в том числе

  • начисленная заработная плата по окладу, тарифной сетке, сдельным расценкам и т.п.
  • премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда
  • районные надбавки и коэффициенты
  • надбавки связанные с условиями труда
  • надбавки/доплаты за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет, за расширение зон обслуживания и т.п.
  • гонорары, начисленные в редакциях СМИ и организациями искусства, своим штатным сотрудникам
  • доплата до фактического заработка

Оплата по среднему заработку, в том числе

  • оплата основных, дополнительных, учебных отпусков
  • компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении
  • за время нахождения в командировке
  • оплата времени прохождения обязательного медицинского осмотра и прохождения диспансеризации
  • оплата дней сдачи крови и связанных с этим дополнительных дней отдыха
  • оплата перерывов для кормления ребенка
  • оплата прогула по вине работодателя ил по не зависящим от работодателя и работника причинам
  • оплата вынужденного прогула
  • выплата выходного пособия в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности
  • выплата выходного пособия
  • за время приостановления работы организации в случае нарушения требований по охране труда не по вине работника
  • в связи с переводом на другую работу
  • оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами

Пособие по временной нетрудоспособности, в том числе

  • в связи с заболеванием/травмой
  • в связи с уходом за больным членом семьи
  • в связи с карантином
  • в связи с протезированием, долечивание
  • в связи с несчастным случаем или травмой на производстве

Выплата по гражданско-правовым договорам и самозанятым

  • по договорам на выполнение работ, оказание услуг
  • по договорам авторского заказа
  • по договорам на передачу имущества в аренду
  • проценты по договорам займа

Компенсационные выплаты сотруднику, в том числе

  • на питание (за исключением лечебно-профилактического питания)
  • в соответствии с трудовым договором стоимости аренды жилья, за детский садик, взносов в негосударственные пенсионные фонды и т.п.
  • за задержку выплаты заработной платы
  • стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно

Код 2

Применим к доходам, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам (ст. 101 № 229-ФЗ)

Командировочные

Компенсация за использование личного имущества в служебных целях

Материальная помощь

  • в связи с рождением ребенка
  • в связи со смертью родных
  • в связи с регистрацией брака

Социальные пособия и выплаты на детей

  • пособие по беременности и родам
  • пособие при постановке на учет в ранние сроки беременности
  • пособие при рождении ребенка
  • пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Компенсационная выплата по уходу за ребенком до 3 лет

Компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (сотрудникам и членам их семей, в т.ч. детям, не достигшим 16 лет)

Код 3

Применим к денежным выплатам в связи с возмещением вреда, причиненного здоровью, и к государственным компенсационным выплатам гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам (пп. 1 и 4 ч. 1 ст. 101 № 229-ФЗ)

Код не указывается

По видам перечислений, которые доходом не являются:

  • Возврат суммы займа
  • Перечисление личных средств предпринимателя
  • Перечисление подотчет (кроме командировочных)

Важно!

Напоминаем, что в рамках бухгалтерского обслуживания мы всегда рады взять на себя оформление платежных поручений, чтобы избавить вас от хлопот и возможных ошибок.

Читайте также: