При оформлении пенсии нужно ли свидетельство о разводе

Обновлено: 04.05.2024

Почти каждый гражданин России в определенном возрасте интересуется правилами оформления пенсии. Его интересует: какие документы нужны для оформления пенсии, когда можно писать заявление и с чего начинать. Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Какие документы понадобятся для оформления пенсии по старости в 2021 году

Как только гражданин достигает определенного возраста, ему назначаются ежемесячные выплаты. С 2020 года страховая пенсия положена мужчинам от 65 лет и женщинам от60 лет при наличии требуемого стажа. Граждане имеют право выйти на пенсию и официально продолжать работать по нормам трудового кодекса.

С 2020 года для получения пенсионных отчислений нужен страховой стаж больше 11 лет, с 2024 года – более 15 лет. Минимальный пенсионный коэффициент в 2020 году составляет 18,6. Каждый год это число индексируется на 2,4 пункта. Граждане, которые выйдут на пенсию по старости в 2025 году должны накопить больше 30 баллов.

Выплата оформляется в любое время, но после возникновения права на ее получение. Минимальный период, когда можно подать документы, необходимые для назначения пенсии, – за 30 дней до даты официального ухода на пенсию по возрасту.

Оформление пенсии картинка

Обращаться за выплатами может сам пенсионер или его законный представитель. При обращении кроме заявления предоставляются справки и другие документы.

Собираем документы для пенсии по возрасту

Список бумаг для назначения обеспечения по старости, которые собирают все резиденты Российской Федерации, достигшие пенсионного возраста, указан в Административном регламенте. К перечню относятся :

  1. Заявление о получении пенсии.
  2. Паспорт гражданина РФ или другой документ, идентифицирующий личность, возраст, место жительства и прописки, а также наличие гражданства заявителя.

Если в Пенсионный фонд обращается не сам пенсионер, а его представитель, предоставляются документы, подтверждающие его полномочия, и паспорт.

Иногда работники ПФР могут попросить предоставить документ, который подтвердит участие человека в пенсионной системе. Часто он нужен при составлении заявления.

С 2019 года страховое свидетельство не выдают. Вместо него гражданин получает справку, подтверждающую регистрацию в системе персонифицированного учета. В ней содержатся данные о номере персонального лицевого счета.

Граждане, у которых есть такое свидетельство, предоставляют его. Выданный документ считается действительным и обмену не подлежит.

Заявитель прикладывает к заявлению подлинные документы, выданные компетентным органом или должностным лицом. Допустимо предоставлять копии, если они удостоверены в законном порядке. При подаче заявления в электронной форме, документы также передаются через интернет.

Кроме перечисленных документов, гражданин приносит еще несколько справок.

Какие еще могут понадобиться документы

Порядок предоставления страховой пенсии по возрасту регулируется :

  • Федеральным законом №400-РФ.
  • Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015.
  • Административным регламентом.

Кроме основных документов гражданин предоставляет следующие справки :

  1. Справки, которые могут подтвердить профессиональный стаж или иную деятельность, в том числе периоды страхового стажа.
  2. Документ, который может подтвердить, что гражданин не получает пенсию другого типа. Не учитывается накопительная пенсия и ежемесячное, пожизненное содержание.
  3. Бумаги о состоянии здоровья детей и иждивенцах. Заявитель собирает справки о доходах всех членов семьи, по уходу за иждивенцами.
  4. Если гражданин жил или работал на Крайнем Севере или другой приравненной к нему местности, обязательно прикрепляются документы это подтверждающие. Если в паспорте есть отметка о регистрации в этом районе, ее достаточно.
  5. Справки, подтверждающие работу в сельскохозяйственной отрасли или проживание в сельском районе.
  6. Если гражданин проходил военную службу и уволился из армии до 1 января 2002 года, понадобится подтверждение. Важно предоставить документы о том, что гражданин не воспользовался правом получения пенсии за выслугу лет, инвалидности, ежемесячному пожизненному содержанию из федерального бюджета.
  7. Если гражданин имеет право на досрочный выход на пенсию по старости, понадобится подтверждающий документ.

Заявитель с инвалидностью I группы может не прикладывать выписку из акта освидетельствования МСЭ.

Не предоставляют дополнительные документы те граждане, которые согласны получать пенсию, если ее рассчитывается на основе данных индивидуального учета ПФР.

Образец заявления об оформлении пенсии

Образцы заявлений для разных видов пенсий можно найти на официальном сайте ПФР. Чтобы заявление приняли к рассмотрению, оно должно быть оформлено на унифицированном бланке. Ошибки, опечатки и зачеркивания – основание для отказа в приеме заявления инстанцией.

Формы и бланки заявлений ПФР скрин

Дата начала получения пенсии – дата регистрации заявления. Подавать заявление нужно сразу по достижении пенсионного возраста, компенсировать пропущенный период не будут.

Передавая заявление лично, работник ПФР или МФЦ напишет расписку о приеме материалов. На документе будет написана дата приема заявления.

В заявлении нужно последовательно указать :

  • полное название регионального отделения ПФР, куда обращается заявитель;
  • персональную информацию о человеке: ФИО, СНИЛС, адрес регистрации и места проживания;
  • контактный телефон;
  • паспортные данные;
  • сведения об иждивенцах;
  • перечень прикладываемых документов;
  • подпись с расшифровкой.

Другие виды пенсий по старости

  • пенсия по выслуге лет;
  • страховая пенсия по достижении старости;
  • социальные отчисления;
  • пенсия по государственному пенсионному обеспечению.

Последние два вида отчислений выплачиваются из федерального бюджета.

Государственная пенсия

Государственную пенсию выплачивают не всем. На нее имеют право граждане :

Оформление пенсии — длительный и непростой процесс; для сбора документов будущему пенсионеру приходится обращаться в отдел кадров. Как оказать помощь в оформлении пенсии работнику?

Кто может претендовать на пенсию по старости в 2020 году

Пенсия по старости — это регулярный ежемесячный денежный доход, выплачиваемый лицам, достигшим пенсионного возраста. Кому вообще удастся выйти на пенсию в 2020 году? Ознакомьтесь с периодами изменения пенсионного возраста, списком и образцами документов, а также нюансами взаимодействия работодателя с Пенсионным фондом РФ.

При наступлении пенсионного возраста сотрудник решает, работать ему дальше или уволиться. Для оформления пенсии граждане могут самостоятельно обращаться в Пенсионный фонд России (ПФР). Но многие компании, чтобы не отвлекать сотрудников от производственного процесса, сами начинают собирать информацию о стаже будущего пенсионера, готовить и проверять необходимые документы. Затем они подают их в соответствующие госструктуры, соблюдая установленные для этой процедуры сроки. Занимается этим обычно отдел кадров и бухгалтерия предприятия.

В новом пенсионном законодательстве закреплены условия и требования к гражданам, которые собираются оформить пенсионные пособия в 2020 году и получать их по старости.

Условия выхода на пенсию по старости в 2020 году таковы:

  1. Пенсионный возраст для мужчины должен быть 60,5 лет, а для женщины — 55,5 лет.
  2. Страховой стаж у будущих пенсионеров должен составлять 10 лет.
  3. Число пенсионных баллов, он же показатель ИПК, должен равняться 16,2 балла.

Напомним таблицу периодов выхода на пенсию, подготовленную Пенсионным фондом и размещенную на официальном сайте ПФР.



Обратиться в ПФР гражданин может в любой из указанных выше периодов по тем условиям, которые мы указали. Заявление он сможет подать раньше, но выплаты начнут производить, как только гражданину исполнится 60,5 или 55,5 лет.

Оформляем пенсию сотруднику

Действия работника

Оформление пенсии: с чего начать? Вот главный вопрос, который заботит будущих пенсионеров. Ответ прост: со сбора необходимого пакета документов для передачи в ПФР.

Обратиться в Пенсионный фонд с соответствующим заявлением должен сам работник. К заявлению необходимо приложить документы согласно перечню, утвержденному Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н.

Основной перечень документов:

  • заявление (скачайте бланк в конце статьи);
  • паспорт (для граждан РФ) или вид на жительство (для иностранных граждан и лиц без гражданства);
  • свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • трудовая книжка или документы, подтверждающие продолжительность страхового стажа. Например, бумаги, которые выдает работодатель при увольнении с работы, могут быть приняты в подтверждение страхового стажа с условием, что они не содержат основания для их выдачи;
  • справка о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 01.01.2002 в течение трудовой деятельности. Работодателям необходимо предоставить сведения о среднемесячном заработке за 2000–2001 годы;
  • документ, подтверждающий период службы в армии (копия страниц 1, 3 и 8 военного билета);
  • реквизиты банковского счета для перечисления выплат.


Действия кадровика

1. Подготовка документов.

При подготовке документов работник кадровой службы в течение 10 дней после обращения работника подает в ПФР:

  • сведения по форме СЗВ-СТАЖ (утв. Постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 № 507п);
  • ОДВ-1;
  • АДВ-6-1;
  • пояснительную записку.


Страховой стаж вычисляется состоянием на дату их заполнения. В него включается не только период работы на различных предприятиях, но и военная служба, уход за ребенком до трех лет, время получения пособия по безработице, участие в оплачиваемых общественных работах, уход за инвалидом 1 группы или лицом, перешагнувшим 80-летний возраст. Эти периоды называются нестраховыми.

2. Проверка и выдача трудовой книжки.

Как профессионал своего дела, кадровик проверяет трудовую книжку на наличие возможных исправлений и неточностей. В случае выявления неправильного заполнения он помогает будущему пенсионеру собрать соответствующие доказательства, подтверждающие стаж. Нужно проследить, чтобы все данные в документах соответствовали действительности (Ф.И.О., даты, числа и т. п.), чтобы избежать дальнейшей бумажной волокиты.

Кадровик по письменному заявлению работника обязан выдать ему трудовую книжку для предъявления в ПФР, а потом проследить, чтобы тот вернул книжку назад.

3. Проверка сведений.

Для проверки предоставленных данных в ПФР работодатель запрашивает выписку из индивидуального лицевого счета.

4. Увольнение пенсионера — только по его желанию.

В случае если сотрудник хочет закончить трудовую деятельность и уйти на пенсию, его увольняют с того дня, который указан им в заявлении. Отрабатывать положенные при увольнении две недели он не обязан. Если сотрудник желает работать дальше, увольнять его нельзя. Также нельзя переоформить бессрочный трудовой договор на срочный.

Кто имеет право на досрочную пенсию

Законодательством предусмотрено право на оформление пенсии досрочно. При каких условиях оно предоставляется, читайте в следующих нормативных актах:

Условиями назначения для них льготной пенсии с 2020 года по-прежнему остаются:

  1. Достижение пенсионного возраста, установленного отдельно для списков 1 и 2.
  2. Наличие полного общего страхового стажа и необходимого количества пенсионных баллов (ИПК).
  3. Наличие необходимого льготного стажа.

На досрочную пенсию могут претендовать следующие категории граждан:

  • работники, имеющие необходимый льготный стаж за работу в тяжелых и опасных условиях труда;
  • отработавшие в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях;
  • педагоги и медицинские работники при наличии педагогического (25 лет) или медицинского (30 лет) стажа;
  • многодетные мамы, родившие и воспитавшие до восьмилетнего возраста пять и более детей (они приобретают право на пенсию в 50 лет);
  • матери (или отцы), воспитавшие ребенка-инвалида с детства (они имеют право выхода на пенсию на пять лет раньше общеустановленного возраста: женщины — в 50 лет, мужчины — в 55 лет).

Вступивший в силу с 01.01.2019 закон № 350-ФЗ, которым предусматривается повышение пенсионного возраста с 2020 года, изменяет существующую сейчас систему досрочных пенсий в России. В частности, новый закон предусматривает изменение сроков выхода для таких льготных пенсий, как:

  • по выслуге лет — для учителей, медработников, творческих профессий;
  • для жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий.

Для этих категорий граждан увеличится период трудоспособности, начиная с 01.01.2019. Согласно новому закону, требования к специальному профессиональному стажу для этих категорий работников изменяться не будут, но срок оформления пенсионных выплат для них будет отложен на 5 лет относительно года приобретения требуемого стажа.

Все изменения будут проходить постепенно, в несколько этапов, предусматривая переходные положения, в течение которых срок выхода на пенсию будет постепенно повышаться, пока не достигнет предусмотренных законопроектом значений.

Оформить пенсионные выплаты педагогам и медработникам можно будет и согласно общеустановленным требованиям, то есть в 60 лет — для женщин или 65 лет — для мужчин.

Помимо медиков и педагогов, право на досрочное оформление пенсионных выплат полагается работникам творческой деятельности (в театрально-зрелищных организациях). Для них старым законом установлены требования к специальному стажу в зависимости от вида работ — от 15 до 30 лет. Новый закон предусматривает для них аналогичное повышение возраста до 55-60 лет соответственно. Изменение для них будет происходить тоже поэтапно, с ежегодным повышением на 1 год.

Для граждан, которые в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях выходят на пенсию досрочно, закон о пенсиях с 01.01.2019 также предусматривает ряд изменений, касающихся увеличения периода трудоспособности.

Необходимо отметить, что увеличение периода трудоспособности не коснется работников Крайнего Севера и приравненных к ним районов, если они осуществляют свою трудовую деятельность в тяжелых или вредных условиях (например, работники черной и цветной металлургии, шахтеры, железнодорожники и т. п.). Для них принятым законом никаких изменений не запланировано.

Оформление льготной пенсии

В случае оформления льготной пенсии отдел кадров оформляет документы для подтверждения льготы. Для этого в ПФР необходимо предоставить следующее:

  • справка (скачайте бланк в конце статьи);
  • учредительные документы;
  • свидетельство о внесении записи в ЕГРН;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • информационное письмо из органов статистики с ОКВЭД;
  • лицензия или свидетельство о допуске к определенному виду работ (СРО);
  • штатное расписание;
  • должностные инструкции или производственные инструкционные карточки и др.;
  • копии документов аттестации рабочих мест, аттестационные карты, заключения госэкспертизы условий труда;
  • копии локальных актов, описывающих технологию производства;
  • копии документов о наличии оборудования;
  • другие документы, подтверждающие льготный стаж.


Порядок приема и рассмотрения

Полный пакет документов предоставляется лично или через законного представителя (нотариальная доверенность).

Время рассмотрения заявления в Пенсионном фонде не должно превышать 10 рабочих дней. Для назначения выплат со дня наступления пенсионного возраста рекомендуем будущему пенсионеру обратиться в ПФР за неделю до дня рождения.

В случае если на момент обращения к заявлению приложены не все необходимые документы, ему будет предоставлено три месяца для сбора недостающего. При этом днем обращения будет считаться день приема заявления.

Как увеличить пенсию

Чтобы разобраться, необходимо понять, из чего состоят пенсионные выплаты.

Распределим выплаты на три части и посмотрим, из чего они состоят и как их увеличить.

С 01.01.2019 размер фиксированной выплаты к страховой пенсии проиндексирован на 7,05 % и составляет 5334,19 руб. Такое повышение предусмотрено ч. 8 ст. 10 закона № 350-ФЗ от 03.10.2018, вступившего в силу с 01.01.2019.

Выплачивается из бюджета. Выплачивается гражданам при наличии стажа.

По состоянию на 01.01.2019 размер составляет 5334,19 руб. в месяц.

Определяется из суммы страховых взносов. Данные выплаты производит работодатель из расчета официальной заработной платы.

Устанавливается индивидуально в зависимости от величины коэффициентов.

Влияет: возраст и стаж.

  1. Увеличение стажа. Продолжение работы после достижения пенсионного возраста. В этом случае размер страховой части будет возрастать на 6 % за каждый год.
  2. Увеличение пенсионных отчислений. Получение белой зарплаты.

Накапливается аналогично страховой части, но увеличивается на доходы, полученные при размещении средств на рынке ценных бумаг. Граждане имеют право самостоятельно распоряжаться накопительной частью.

Накопления граждан, родившихся в 1967-м и последующие годы.

  1. Средства материнского капитала.
  2. Программа софинансирования.
  3. Инвестирование накопительной части.

Где оформить пенсию по возрасту в Москве и не только

Заявление и пакет документов подаются в следующие территориальные органы ПФР:

  • по месту жительства;
  • по месту пребывания;
  • по месту фактического проживания;
  • в многофункциональный центр (МФЦ).

При постоянном проживании за границей или отсутствии регистрации на территории РФ документы подаются по почте в головное отделение ПФР: 119049, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 4.

Рассказываем, какая поддержка от государства предусмотрена для неполных семей и что нужно сделать, чтобы её получить.

Какая семья считается неполной?

Семья считается неполной, если родитель один живёт с одним ребёнком или несколькими детьми, самостоятельно содержит и воспитывает их.

Семья может стать неполной, если:

  • один из родителей умер или пропал без вести;
  • родители развелись;
  • отец не значится в свидетельстве о рождении ребёнка или отмечен со слов матери.

Пособие неполным семьям

Новое пособие положено:

  • Матерям-одиночкам, когда в свидетельстве о рождении ребёнка не указан отец (или указан со слов матери) либо он умер или числится пропавшим без вести. Помощь также положена женщине, если она одна усыновила ребёнка или нескольких детей.
  • Одиноким отцам — вдовцам, усыновителям или если мать детей пропала без вести.
  • Разведённому родителю с детьми, у которого по решению суда есть право на алименты. Устные договорённости и нотариальное соглашение здесь не работают: обратиться за господдержкой можно только после вступившего в силу решения суда.

Ежемесячное пособие будет начислено только семьям с детьми , где средний доход на каждого человека меньше прожиточного минимума по региону.

При начислении выплат в расчёт берутся не только прямые доходы (зарплата, пенсия), но ещё и личное имущество:

  1. Жильё. Семья может владеть жильём любого размера или даже несколькими домами или квартирами, но площадь на каждого члена этой семьи не должна превышать 24 кв. м для квартиры и 40 кв. м — для дома. Также допустимо владеть земельными участками до 25 соток в городской черте и до 1 гектара — в селе.
  2. Транспорт. Учитываться будет ещё и транспорт и нежилые помещения (в том числе недостроенные), которыми владеет семья. Например, машина с объёмом двигателя свыше 250 л. с., выпущенная менее пяти лет назад, лишит семью статуса малообеспеченной и может стать препятствием для получения пособия на детей. В общей сложности допускается владеть двумя гаражами и автомобилем либо мотоциклами. Транспортные средства для инвалидов при расчёте учитываться не будут.
  3. Депозиты. Сумма вкладов в банке у семьи не должна превышать 250 000 рублей, а годовые проценты по ним — прожиточного минимума.

Если все эти условия соблюдены, одинокий родитель каждый месяц сможет получать выплаты на детей. Причём размер пособия будет увеличиваться пропорционально росту прожиточного минимума.

Как оформить пособие?

Пенсия по потере кормильца

ПФР её назначает, чтобы поддержать детей, оказавшихся в тяжёлом положении после смерти одного родителя или обоих родителей.

Оформить пенсию можно через Госуслуги, в МФЦ или Пенсионном фонде. Ознакомиться со списком документов, которые следует приложить к заявлению, можно здесь .

Пенсию ребёнок будет получать до своего совершеннолетия. Если он учится в вузе очно, рассчитывать на поддержку можно до окончания учёбы. Сейчас размер пенсии при потере одного из родителей — около 5 800 рублей.

Дополнительные льготы одиноким родителям

  • Стандартный налоговый вычет на детей положен одинокому родителю в двойном размере. Оформляется в ФНС.
  • Субсидия на оплату услуг ЖКХ. Будет начислена, если семья тратит на коммунальные услуги больше установленной нормы. Нормативы определяют регионы. Оформить субсидию одинокий родитель может через Госуслуги, в МФЦ или в профильном ведомстве своего города.
  • Компенсация платы за государственный детский сад. Положена любой семье, включая неполную. Зависит от количества детей: за одного — 20%, за двоих — 50%, за троих — 70%.

Какие ещё выплаты на детей могут получить одинокие родители?

Помимо специальных выплат, неполным семьям положены все другие меры поддержки для семей с детьми:

  • свидетельство о рождении (документ об усыновлении, опеке);
  • документ о заключении брака (если брак не заключался, в свидетельстве о рождении ребёнка должен быть указан отец);
  • справка за год;
  • справка с работы о выплатах в связи с уходом в декрет;
  • паспорт РФ;
  • копия трудовой книжки;
  • реквизиты банковского счёта;
  • заявление на пособие;
  • заявление на обработку персональных данных.

Обратиться за выплатой можно через МФЦ или Пенсионный фонд. А вот на Госуслугах эта возможность доступна не для всех регионов.

Кроме выплат на детей из неполных семей и дополнительных льгот одинокие родители могут воспользоваться льготной ипотекой под 6% годовых и региональными некоторыми региональными привилегиями. А подробнее о господдержке семей с детьми мы рассказывали здесь.

dlya-chego-nuzhno-svidetelstvo-o-brake-muzhchine-i-zhenshhine

Официальная регистрация брака влечет юридически значимые последствия. Усиление тенденции свободных отношений вызвано, в том числе, и непониманием, для чего нужно свидетельство о браке. Паспорт семьи имеет не только формальное значение. Это первостепенный документ во многих правоотношениях: при заключении сделок, в процессе вступления в наследство, при оформлении опекунства или усыновлении и в других ситуациях.

Правовой статус документа

Главный ответ на вопрос, зачем нужно свидетельство о браке, заключается в тезисе, что это единственный официальный документ, подтверждающий брачный союз и возникновение обоюдных правомочий у супругов. Статьей 10 СК РФ регламентировано, что документ имеет юридическую силу только если выдан органом ЗАГС. Именно поэтому заключение брака в церкви независимо от конфессии, а также приобретение свидетельства через интернет или в рамках имитирующих развлекательных церемоний в других странах не является официальной регистрацией.

Документ имеет строго установленную форму. Любая погрешность, несоответствие данных или помарка влечет недействительность свидетельства. Так, например, обнаружение при оформлении наследства расхождения в фамилии супруга с данными паспорта (даже если не совпадает одна буква) лишает наследника права получения имущественных благ, если ошибка не будет исправлена в судебном порядке.


Содержание свидетельства включает информацию о ФИО супругов, в том числе с указанием изменения фамилии после брака, гражданство, даты и места рождения каждого из них, место регистрации, дату заключения союза и номер актовой записи. Этот документ, как и свидетельство о рождении ребенка, важно проверить сразу при оформлении на абсолютное соответствие паспортным данным и фактическую точность.

Значение свидетельства

Заключение брака порождает обоюдные права и обязанности супругов, включая имущественные правомочия. Документ требуется во многих случаях, прежде всего:

  • При разводе. Режим совместной собственности супругов, внесение изменений в актовый реестр, установление круга родительских обязательств, взыскание алиментов – это часть вопросов семейных правоотношений, в которых используется свидетельство.
  • При оформлении гражданско-правовых сделок. Объекты недвижимости, транспортные средства и другие ценные вещи не могут продаваться или отчуждаться другим способом, а также приобретаться без согласия супруга. Исключение составляют только объекты, приобретенные до брака, унаследованные или принятые в дар.
  • При оформлении пенсии и других социальных выплат. Свидетельство требуется для перехода на пенсионное обеспечение одного из супругов после его смерти, а также при оформлении ряда пособий как многодетная семья и т. д.
  • При вступлении в наследство. Супруг и супруга по законодательству включены в первую очередь наследования. Но для этого обязательно требуется свидетельство о регистрации брачного союза как главный подтверждающий документ.
  • При приеме на работу. Это касается государственных служащих и некоторых других категорий должностей, которые предполагают ежегодную подачу декларации о доходах.
  • При усыновлении, оформлении опеки. Соответствующее решение требует согласие обоих супругов и не может приниматься единолично, если лицо состоит в официальном браке.
  • При получении свидетельства о рождении ребенка. Для фиксации отцовства мужчине достаточно иметь на руках свидетельство о браке. Если ребенок рожден после регистрации союза, отцом является тот, кто записан официальным супругом, за исключением отдельных случаев.
  • Для внесения изменений в документы. Заключение брака и смена фамилии предполагает проставление штампов в паспортах, внесение изменений в дипломы об окончании учебных заведений, корректировку банковских документов, правоустанавливающих документов на недвижимость, а также свидетельство о рождении ребенка от другого биологического родителя при решении взять фамилию официального супруга.
  • При оформлении ипотеки и других кредитов. По аналогии с другими категориями гражданско-правовых сделок согласие второго супруга является обязательным.


Это не исчерпывающий перечень правовых ситуаций, в которых требуется документ установленного образца. Свидетельство предъявляется при разводе в ЗАГСе или суде. Документ не изымается, но на нем проставляется соответствующая отметка и параллельно выдается свидетельство о регистрации расторжения брака. После развода свидетельство обязательно, если решается вопрос раздела имущества супругов.

Требования для другой страны

Свидетельство об официальной регистрации брака требуется при оформлении гражданства или вида на жительство другой страны, а также для получения визы. Кроме оригинала может понадобиться официальный перевод документа, который выполняется с максимальной точностью и заверяется у нотариуса. Любая незначительная ошибка приводит к продолжительным правовым трудностям.

Легализация документа для его использования в правовом поле другой страны может проводиться несколькими способами:

  1. Консульская легализация.
  2. Апостиль – при переезде в друге государства, при заключении брака с гражданином другой страны, при оформлении наследства после смерти супруга-иностранца.

Во втором случае проставление специального штампа достаточно для легализации документа в рамках законодательства стран, присоединившихся к Гаагской конвенции. Первый способ необходим для использования документа во всех других государствах и занимает больше времени на оформление.

Получение дубликата

Утрата или повреждение свидетельства влечет необходимость обращения с запросом на получение дубликата. Восстановление осуществляется в экстренных случаях, например при срочном трудоустройстве, оформлении недвижимости. Алгоритм действий состоит из 4 этапов:

  • составление заявления;
  • сбор пакета документов и подача в ЗАГС;
  • оплата государственной пошлины;
  • получение дубликата.

Обращаться могут не только сами супруги, но и их дети или родственники, например, после смерти родителей, в процесс оформления наследства. Это не обязательно должен быть ЗАГС по месту выдачи документа. Достаточно написать заявление в орган регистрации по месту проживания.

Допустима форма обращения через портал Госуслуг или МФЦ. Пакет документов обязательно включает паспорт заявителя и, в зависимости от ситуации, свидетельство о разводе, о рождении ребенка, справку о составе семьи, постановление суда, свидетельство о смерти. Размер пошлины составляет 350 рублей. Если заявление подано по месту выдачи первоначального свидетельства, результат будет получен в течение 10 дней.

Читайте также: