Получают ли священники пенсию

Обновлено: 18.04.2024

Мне скажут, а о чем, собственно, разговор? Как можно начинать разговор о том, чего нет? Нет у священников никакой пенсии. Да и не положена она священнику. Служи до смерти, и будешь содержаться своим приходом. Кстати, так по контексту ответил духовник. Но, зная, что такое жизнь, видя реальные ситуации в среде священства (даже не будучи священником, но имея обширные дружеские связи в этой среде), просто удивляет такая позиция. Ведь то, что я знаю и вижу, могут наблюдать и другие.

Допустим, что вера у некоторых настолько сильна, что они без двоедушия полагаются на Бога и не заботятся о завтрашнем дне, надеясь, что об этом позаботится Господь. Отличная вера. Главное, чтоб это была не инфантильность и безответственность. Если бы она у всех такая была, то на этом надо было бы поставить точку, и дальше ничего не писать. Мне скажут, а ты что можешь проверить чужую веру? Отвечу – могу. Благодаря наблюдательности и общительности, когда священники оказывались в тяжелой ситуации в старости, не имея пенсии. И если мне скажут, что 100% священства принимают эти обстоятельства безропотно, с христианским смирением, – не поверю. Поскольку на своем веку видел много разных семинаристов и священников, с очень разным отношением к своей деятельности: от пастырства от Бога, до рясофорного бандитизма и вымогательства, со всеми промежуточными формами.

Аварии

Расскажу вам ситуацию со священником, у которого я больше десятка раз исповедовался, когда учился в МДС. Называть имя не буду из этических соображений. Он – из черного священства, но подобная ситуация могла случиться с абсолютно любым белым священником.

Жил-был ревностный священник, со всеми признаками младостарца. Духовные чада стояли в очереди. А потом подумали, как это такой иеромонах, и без машины?! Вон, у владыки Евгения – джип, надо и нашему машинку. Ну, это Москва, детка. Потому, если дарить, то только джип. Подарили. Решили приехать проведать сына и брата мать и сестра. Ну, батюшка садится и едет за ними на вокзал. А когда ехал обратно по 5 полосной дороге в Москве, с опытом вождения 300 км на спидометре, решил показать класс, и на приличной скорости перестроился с пятой полосы на первую, въехав в зад медленно едущему грузовику. Батюшку собрали из запчастей в реанимации. Выжил с трудом. А вот сестре с матерью повезло меньше. А может и больше, кто его знает. На все воля Божья. Итого, служить нельзя, поскольку убийство, пусть и не умышленное. Для белого священника был бы 100%-й запрет. Здоровье – набекрень, если тебя буквально вырезали из машины и сшивали в реанимации. Но и умирать еще рано. Вот такая история. Без пенсии – никуда. Только на иждивение матушки и детей, или в монастырь, если возьмут еще. В конкретном случае простым монахом в ТСЛ – не худший вариант.

А у скольких батюшек есть машины? У 90%. И не обязательно самому быть виноватым или бухим сесть за руль. Этим может быть кто-то другой. А батюшка просто поучаствует в ДТП без вины, оставшись калекой, неспособным служить. А если сам собьёт, то и камень на сердце, запрет, и бедность до смерти. Мой самый первый духовник, держа в уме ситуацию со знакомым священником, сбившим насмерть человека и ушедшим в запрет, сам не хотел водить автомобиль, и ездил только с водителем. Поскольку дорожил священством.

Болезни

Это были примеры из самого близкого окружения. О батюшках, которых знаю лично. А есть случаи, которые мне были рассказаны, но людей тех не знаю. Вот несколько примеров того, как можно задолго до пенсии оказаться не у дел, которые тебя прокормят, как священника.

Лично видел священников, которые прислуживали, но уже не служили, из-за того, что расплескивали и даже могли бы уронить чашу, если бы не бдительность диакона и другого священника. И не всегда это связано с алкоголизмом. Бывают разные болезни нервной системы, костей и суставов, которые исключают возможность даже простого действия по перенесению чаши с жертвенника на престол, пока освящение не произошло. А когда добавляется ответственности после преложения, чаша выскальзывает из слабых или дрожащих рук. После этого полноценное служение уже недоступно. Даже в Покровском на моей памяти было два таких священника. И сразу доходы обрезаются. Служащему, и тому, кто на покое, приходы платят разные деньги. А если за штат – то и вообще, выброшен из системы на произвол судьбы.

У священников, как и у других смертных, бывают инсульты. После этого батюшка лежит, в известном мне случае, 11-й год. Получает пособие по инвалидности. И всё. Иногда на праздники староста или пономарь бывшего прихода заносят конверт матушке по доброте душевной. А могут быть случаи, когда и не заносят ничего. Могут? Не сомневайтесь.

Есть и много других болячек, не только инсульты с параличами, когда вам еще жить и жить, а служить уже нет сил или возможностей.

Потеря прихода

А что творится с поборами от епископов. Десятина – это оказывается еще очень и ничего. Есть епископы, которые забирают все, или почти все. Когда узнаешь реальную ситуацию, просто прозреваешь. Это не 1/10, а 1/5, 1/2, а бывает и 9/10, как Илларион в Донецке. А пикнешь, лишишься прихода.

Да что там говорить. Кураев когда-то зацепил эту тему, и столько чудовищных примеров архиерейского произвола привел, что волосы дыбом встают от нашего церковного рабства. А сколько еще примеров было в обсуждении под постом на ЖЖ – десятки. Так что, если вы со спонсорами построили храм, это не значит, что вас не могут выставить в грубой форме, как моего друга в Киеве. Правда, потом вернули. Просто, он – не рядовой священник. А был бы рядовым, то… куда барин сказал, туда бы и пошёл.

Наконец, сам священник реально неуживчивый, и даже, слава Богу, это понимает. Шансы быть изгнанным, переведенным, или самому хряпнуть дверью – высоки. Потому можно оказаться на пенсии без средств на лечение, и даже, на существование.

Объективная бедность прихода

Если в вымирающем селе миссионерство бесполезно, некого миссионерить, и приходится служить на нескольких приходах округи (реально видел такую ситуацию с первым духовником), то нужно заранее готовиться к тому, что в старости может просто не хватать здоровья на подобную бурную деятельность. Видя перспективы, нужно позаботиться, чтоб был минимальный доход, чтоб заплатить за коммунальные и было на хлеб насущный.

Пещерка для не пенсионера

Мне скажут, что в любой из вышеприведенных ситуаций, даже если не поможет приход, помогут дети. Если вы не были с ними младостарцем и деспотом (а думали, что патриархом), то, конечно, помогут. Если уже выросли все, и если будет с чего детям вам помочь. Но дети бывают очень разные по чуткости. А если вырвались из семьи, как из православной тюрьмы строгого режима, то могут и не помочь.

Мораль

Понятное дело, что в примере все утрировано. Если батюшка попадает в такое сложное положение, то начинает работать он (если не инвалид), идет на работу матушка, помогают дети, если не совсем бессовестные, и понемногу другие люди. Я умышленно сгустил краски, поскольку теоретически ситуацию бедности в старости исключать нельзя при выведении за штат по болезни, или попав в немилость к епископу. И остаться совсем без дохода – это не правильно. Особенно, если его наличие в старости зависело от тебя, ты об этом знал и палец о палец для этого не ударил.

Но сами бедственные ситуации в старости и неготовность их принять без ропота уже свидетельствуют о недостатке веры и смирения. Мы можем по ревности думать, что примем все от Бога. И бедность в старости в том числе. Но не все Шполянские и Адельгеймы. Поэтому, зная себя и свою матушку, многим лучше задуматься о хоть какой-то ренте в старости. Даже если дети будут золотые и будут вас катать как сыр в масле, то на гостинцы внукам пенсия не помешает.

А если все будет наоборот, то это даст вам возможность нормально готовиться к Переходу, а не думать постоянно до смерти о хлебе насущном для себя и матушки.

Об этом мы поговорим в следующих статьях.

Набросок вопросов, которые будут подниматься в следующих статьях цикла :

  1. Пенсионные перспективы священника в Украине и различные варианты решения проблемы. Примеры, как решают проблему некоторые мои знакомые.
  2. Почему лучше накапливать в НПФ?
  3. Чего не стоит опасаться, а чего – стоит? Почему далеко не каждый фонд можно считать надёжным?
  4. Как это работает? Какие преимущества есть у фондов перед государством именно для священников?

- Фиксированного оклада священнослужители не имеют. Как правило, оплата труда зависит от уровня дохода храма и количества прихожан. Понятно, что в Москве денег на порядок больше, чем в умирающем селе. Собранные пожертвования распределяются на зарплаты, ремонт и прочие нужды епархии. Все священно­служители сегодня имеют трудовую книжку. Пенсию служителям церкви, так же как и мирянам, назначают в зависимости от трудового стажа. Так как заработки чаще всего небольшие, семьи у священников, как правило, многодетные, а матушки или не работают вовсе, или имеют небольшую ставку в церкви, где служит супруг, то многие священники стараются совмещать приходскую службу с другой работой - преподавателя духовной школы, сотрудника синодальных или епархиальных отделов. Некоторые священнослужители работают в тюрьмах и больницах. Не запрещается священникам работать учителем и в светских школах.

К тому же служение священника не ограничивается пределами храма. Его могут вызвать к больному или умирающему. Рабочий день священника начинается в 7.00 и заканчивается не раньше 21.00. У служителей церкви нет официальных выходных.

1) военнослужащие, проходившие военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин – инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, в том числе инвалиды войны и члены их семей (по СПК);

3) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, - граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф и члены их семей (по СПК);

4) нетрудоспособные граждане, не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом ''О трудовых пенсиях в РФ'':

- граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);

1) лица, работающие по трудовому договору, по договору гражданско-правового характера (предметом которого является выполнение работ и оказание услуг), по авторскому и лицензионному договору;

2) лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, фермеры, творческая деятельность членов творческих союзов, частные детективы, занимающиеся частной практикой, нотариусы, адвокаты);

4) иные категории граждан, обязанные в соответствии с законодательством уплачивать страховые взносы в ПФР (например, священнослужители).

В советские времена священники были так называемыми лишенцами. То есть они не получали от государства никаких пособий, в том числе и пенсионных. Напротив, они рассматривались как частные предприниматели-кустари, с которых дрался совершенно жуткий налог. Соответственно в Московской Патриархии был свой Пенсионный фонд, который в 1970–1980-х годах возглавлял митрополит Алексий, будущий Патриарх Московский и всея Руси. В 1990-е годы, когда экономика перестала быть только государственной, была принята понятная социальная позиция: человек должен получать пенсию независимо от того, на какого хозяина он работал – российская или зарубежная компания, религиозная организация или же государство. Пенсия зависит от оплаты труда, от стажа работы, но не от формы собственности. И в этом смысле священники получили те же права, что и другие люди. Пенсионная политика государства носит светский характер, в ней нет ни дискриминации, ни преференций по религиозному принципу.

Затем был сделан следующий шаг. А именно: удалось спроецировать этот порядок в прошлое. То есть стаж работы церковнослужителей в советские времена также стал учитываться Пенсионным фондом. До этого закон не имел обратной силы. Например, священнику в 1990 году исполнилось 60 лет, он прослужил еще пять лет и ушел на пенсию – считалось, что он работал только эти пять лет. В конце 1990-х годов удалось переломить эту ситуацию, и весь стаж работы в церковных учреждениях стал засчитываться как рабочий, даже тот, который советская власть не признавала. Соответственно был расформирован Пенсионный фонд Московской Патриархии. Сегодня у Церкви своего фонда нет, поэтому никаких доплат церковнослужителям не осуществляется.

Бывают случаи, когда приход, в котором служил священник, продолжает его содержать, когда он становится нетрудоспособен. Но, к сожалению, внятного порядка и обязательности здесь никакой нет. Бывают вполне заброшенные церковнослужители. Есть проблемы и с овдовевшими женами священников, имеющими на руках кучу малолетних детей. К сожалению, нет никакой ни юридической, ни корпоративной, ни нравственной обязательности по отношению к ним со стороны тех приходов, в которых служили их мужья. При этом надо учесть, что у многих священников нет своего жилья – они живут в приходских домах.

Читайте также: