Почему растет безработица почему в россии маленькие пенсии почему о детях предки не заботятся

Обновлено: 19.05.2024

Пособие по безработице – это финансирование отпетых лентяев, – уверяют радикальные неолибералы, – оно вредит экономике, и общество должно отказаться от этого навязанного агентами социализма камня на шее госбюджета, иначе в государстве закладываются основы несправедливости - можно быть тунеядцем и существовать за счет тех, кто трудится с утра и до ночи.

Пособие по безработице - это дань государства тем, кто не может найти работу в этой стране, возражают чиновники социальных служб, добавляя, что помощь нуждающимся необходима и самому обществу в целом для снятия напряженности в государстве и поддержке тех, кто временно не может найти работу.

Почему россиянам не увеличили пособие по безработице

В современном мире преобладает вторая позиция: ведущие государства (США и Россия, Великобритания и Украина, Беларусь и Казахстан и т.д.) предоставляют своим гражданам безусловно разные по размеру, но примерно одинаковы к уровню ВВП на гражданина, пособия по безработице:

- в США размер пособия по безработице колеблется в районе от 5 до 750 долларов;

- во Франции пособие для безработного выплачивается от 4 до 60 месяцев, в размере 60 процентов от выплачиваемой заработанной платы на предыдущем месте работы. Стимул для поиска нового места работы - понижение каждые 4 месяца пособия приблизительно на 15%, нижняя граница 480 евро в месяц (при курсе евро к доллару 1,25 пособие составляет 600 долларов США);

- в Великобритании пособие по безработице выплачивается лишь полгода. Тем, кто старше 25 лет получают 71 евро (приблизительно 88 долларов) в неделю, а те, кто моложе 56 евро (70 долларов) в неделю;

- в России размер пособия по безработице является неизменным: от 850 до 4900 рублей (по курсу рубля к доллару - это примерно 26 - 153 доллара США);

- на Украине размер пособия по безработице зависит от стажа работы:

1) если рабочий стаж до 2 лет расчет будет производиться в размере 50 процентов средней зарплаты за последние 6 месяцев;

2) от двух до шести лет – 55 процентов от средней зарплаты;

3) от шести до десяти лет – 60 процентов

4) если стаж больше десяти лет, то расчет будет в размере 70 процентов.

- пособие по безработице в Беларуси составляет 107 тысяч рублей (при курсе белорусского рубля к доллару США - 12,50 долларов)

Однако, чиновники Министерства труда объясняют, что данное соотношение свободных вакансий и количества безработных ни о чём не говорит:

- определяющее значение имеет структура вакансий. Они могут не соответствовать квалификации и специальности безработных; следовательно, необходима переподготовка, в процессе которой человеку тоже необходимо за что-то жить. Кроме того, нельзя забывать о специфике структуры самой безработицы. Так, в России традиционно уровень безработицы выше в сельской местности. Если вакансии наличествуют в городе, то прямолинейная логика правительства стимулирует гипертрофированную трудовую миграцию и приведёт к окончательной гибели села;

- непонятно, почему размер пособия ставится в зависимость от количества вакансий. От этого может зависеть сам факт выплаты пособия, но никак не его размер. Поскольку утверждается, что вакансий в стране больше, чем безработных, то задача правительства – трудоустроить безработных на эти вакансии, и тогда надобность в выплате пособия отпадёт сама собой (в любом случае пособие выплачивается только в течение года). Если же в министерстве считают, что безработица в России искусственно завышена, то не совсем ясно, кто её завышает.

Правительству России вторят представители профсоюзов заявляя, что на такие деньги прожить нельзя (прожиточный минимум превышает 7 тысяч рублей), и потребовали создания группы по разработке новых методов расчета величины пособия. Группу в министерстве создали, однако на 2013 год её решения уже вряд ли повлияют.

В любом случае, наличие безработицы – это признак несбалансированности рынка, пояснил в интервью "Биржевому лидеру" ведущий канадский эксперт Академии Masterfore-V Евгений Ольховский. Негативные последствия безработицы не ограничиваются уровнем личности. Можно говорить и о снижении темпов экономического роста, углублении социальных расколов. А в США, например, специалистами признаётся действие так называемого "закона Оукена". Согласно ему каждый процент роста безработицы над естественным уровнем увеличивает разрыв ВВП (снижает реальный ВНП) на 2%.

Эксперты: рост пособий на безработицу в США и Европе был вызван конкуренцией с СССР

Как "ползучий социализм" спасал капитализм. В своё время, когда в капиталистических государствах стали постепенно вводить различные социальные гарантии, в том числе и пособия по безработице, это объяснялось не только активизацией социальных требований. Конечно, в первую очередь капстраны испугались растущих симпатий собственных граждан к Советскому Союзу. Недаром классики неоконсерватизма фон Мизес и фон Хайек считали, что расширение социальных функций государства – это "ползучий социализм". Активность и агрессивность профсоюзов также повлияла на внедрение социальных гарантий. Однако и без этого экономические и социальные аналитики правительств пришли к выводу, что не только социальный климат, но и стабильность экономики лишь выиграют от введения пособия по безработице. Главный вопрос – в нахождении баланса. Пособие должно поддерживать ищущих работу граждан, но не должно стимулировать их бездействие. Многие экономисты утверждают, что капитализм не смог бы предотвратить убийственные социальные взрывы, если бы не ввёл целый ряд "социалистических" заимствований – в том числе и пособие по безработице.

В результате сегодня в большинстве государств мира существует та или иная форма пособия по безработице. Как правило, это регулярные денежные выплаты, условия и сроки назначения которых отличаются в разных странах. Отличаются и оценки экспертов относительно стимулирующего или дестимулирующего эффекта пособий.

Мировой опыт использования пособий по безработице

В Германии существует два вида пособий по безработице. Так называемое "базовое" ALG2 выплачивается человеку, ищущему работу, до тех пор, пока он её не найдёт. Цель этого пособия – обеспечение прожиточного минимума, финансируется оно за счёт налогов и по срокам не ограничено. Существует также ALG1, которое выплачивается в течение срока от полугода до двух лет, и составляет от 60% до 67% последнего заработка. Для его назначения необходимо выполнение большего количества условий, чем для ALG2, и формируется оно в значительной мере на основании страховых выплат. В Германии строго следят за соблюдением условий; получатели пособия, нарушившие какое-либо из условий, получают штрафы. При этом оба пособия могут выплачиваться одновременно.

По мнению специалистов, размеры пособий по безработице в Германии (особенно если учесть целый ряд дополнительных социальных выплат) находится на грани дестимулирующего. В стране более 3 миллионов безработных, и единого мнения, можно ли считать такой уровень естественным, не существует. Аналитики журнала "Биржевой лидер" отмечают, что процедура назначения пособия достаточно сложна, и мошенничать в этой сфере получателям практически невозможно.

В США пособие по безработице, считается дестимулирующим. Хотя оснований для таких оценок вроде бы и нет:

- во-первых, срок выплаты пособия – от 7 до 8 месяцев;

- во-вторых, количество обязательных (и не всегда легковыполнимых) условий для получения пособия больше, чем в той же Германии;

- в-третьих, размер пособия не превышает 47% от последней заработной платы.

К тому же, по статистике, четверть безработных при таком пособии переходят за черту бедности, и в общей сложности четверть всех безработных ежегодно не добиваются пособия, даже выполнив все условия. Если добавить к этому сложности в сфере страхования, то картина получается весьма критичной. Неудивительно, что при такой ситуации кандидат в президенты Ромни особое внимание уделил созданию рабочих мест. Другой вопрос, будут ли реализованы предвыборные планы. Ведь сегодня безработица в США увеличивается по причине нехватки образованных кадров – а к образованию Ромни политически равнодушен. Эксперты также напоминают, что в начале сентября глава ФРС Бен Бернанке заявил об угрозе "структурного ущерба экономике США", который способны причинить длительные периоды высокой безработицы. Его слова о готовности ФРС стимулировать экономический рост в США повлияли как на рост фондовых индексов США, так и на курс доллара.

Поиск методов борьбы с безработицей может привести… к советскому опыту

Каким бы ни был эффект пособий по безработице, стимулирующим или дестимулирующим, можно спорить лишь о конкретных параметрах этого пособия, отметил Евгений Ольховский, но не о его необходимости – она очевидна. Сегодня позиция неолиберализма относительно "бездельников и дармоедов" в большинстве стран мира считается неприемлемой, даже при учёте потенциально дестимулирующего эффекта пособий. Эксперты также напоминают, что безработица является неистребимым спутником рынка.

В ЕС максимальный уровень безработицы фиксируется уже более пятнадцати лет. И прогнозы крайне пессимистичны. Растёт безработица среди молодёжи, увеличивается длительность безработицы, ситуация приобретает совершенно новые характеристики. Очевидно, что необходимы структурные реформы экономики – но поможет ли проблемам современного капитализма предлагаемая организацией по экономсотрудничеству и развитию либерализация розничного рынка и торговли профуслуг? Может быть, есть смысл задать искать принципиально новые ответы на вызовы времени?

В СССР безработица была ликвидирована к 1936-му году, отмечают аналитики журнала "Биржевой лидер", хотя официально СССР объявил об этом в 1931-му. Успех был достигнут за счёт того, что структура производства строилась по принципу "от каждого по способности". Хозяйство было организовано таким образом, чтобы всем трудоспособным было обеспечено рабочее место. Конечно, это затрудняет существование свободного рынка рабочей силы. Однако негативные социальные и экономические эффекты неконтролируемой свободы этого рынка настолько значимы, что даже в зарубежных (например, французских) учебниках истории советский опыт рассматривается как положительный – при всех оговорках о скрытой безработице и долгосрочных отрицательных последствиях.

В фашистской Германии в 1936 году безработица была практически полностью ликвидирована за счет жесткого контроля государства по отношению к тунеядцам, а также за счет начала массового внедрения общественных работ (строительства автобанов (многие из которых работают до сих пор); объектов ЖКХ, уборки территорий, строительства социального жилья, сезонных сельхозработ (посевная, уборочная) и т.д.). Для тех кто не хотел добровольно идти трудиться, государство применяло жесткие методы наказания вплоть до концлагерей.

НДС – 2022

Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На курсе повышения квалификации осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>


Старая проблема


Большая доля молодежи среди безработных характерна не только для России, но и для большинства стран с развитой экономикой, отмечает профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС Александр Щербаков. По его словам, в России это связано с тем, что многие выпускники вузов не могут трудоустроиться по специальности, поскольку работодатели зачастую ищут сотрудников с опытом работы от трех лет и более, которым вчерашние студенты похвастаться не могут.

В то же время у молодежи действительно порой не достает квалификации, опыта и тех знаний, которые необходимы для выполнения практических функций на реальном рабочем месте, признает эксперт. Поэтому работодатели, как правило, выбирают людей более зрелого возраста. Безусловно, присутствуют и те факторы, о которых говорил министр.

Реальная доля безработной молодежи на рынке труда может быть еще выше, допускает руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве России Константин Ордов. В этом возрасте многие люди не склонны задумываться о таких скучных вещах, как трудовой стаж и будущая пенсия, довольствуются случайными заработками, надеются на собственные силы и не видят смысла официально регистрироваться в службах занятости.

Но молодежная безработица существенно варьируется от региона к региону, добавляет эксперт: в частности, на Кавказе она традиционно намного выше, чем в других областях. Также многое зависит от уровня образования, готовности к переобучению и смене профессии, если прежняя оказалась невостребованной.

Новые факторы


Проблемы с работой для молодых в России — это еще и следствие повышения пенсионного возраста, считает Константин Ордов.

По словам эксперта, на российском рынке труда вообще сложилась уникальная ситуация: происходит некое соревнование, что больше сократится — количество рабочих мест или количество рабочих рук. И до недавних пор число последних таяло все-таки быстрее, а работодатели все время находились в поиске работников. Однако пандемия нарушила этот баланс: количество рабочих мест сократилось несколько больше, чем количество рабочих рук. В результате те, кто только вышел на рынок труда — а в основном это как раз молодежь — оказались наименее востребованы.

Свою лепту внесла и самоизоляция 2020 года. Компании относительно легко адаптировались к дистанционным формам труда, но при этом пострадала адаптация новых молодых сотрудников к корпоративной культуре. Уже не надо носить по офису бумаги, постепенно вовлекаясь в жизнь компании и шаг за шагом перенимая опыт коллег. В удаленном режиме неофитам сложнее получить помощь в случае необходимости, а их кураторам сложнее контролировать новичков. И даже если вдруг появляется вакансия, проще взять человека зрелого, опытного, достаточно самостоятельного, который легко и быстро освоится на новом рабочем месте.

Александр Щербаков не согласен с тем, что пандемия могла серьезно повлиять на ситуацию с занятостью молодежи. И, по его мнению, работодатель вовсе не стремится избавиться от той молодежи, которая уже начала работать, если она действительно показывает какие-то трудовые результаты. Напротив, он будет, скорее, придерживать молодых и стараться избавляться от людей уже взрослых, зрелых возрастов.

Все вернется?


Есть надежда, что стабилизация экономики позволит восстановить спрос на новых работников. И в этом случае у молодежи окажется приоритет как минимум перед кандидатами предпенсионного возраста, полагает Константин Ордов, потому что в рамках сегодняшнего российского законодательства взять такого человека — это фактически взять на себя обязательство никогда его не увольнять.

У нас тяжело уволить человека предпенсионного возраста. Но если это удалось, то вероятность того, что он найдет работу, стремится к нулю. И, конечно же, эти места будут занимать молодые люди, — прогнозирует эксперт.

По словам Александра Щербакова, по мере восстановления экономики ситуация будет стремиться к тому положению, которое сформировалась до пандемии: безработица в целом будет уменьшаться, постепенно начнут появляться новые рабочие места, но доля молодежи среди безработных останется все-таки значимой и даже, может быть, более высокой, чем по всем другим возрастным группам.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ПРОБЛЕМА БЕЗРАБОТИЦЫ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

По определению Организации экономического сотрудничество и развития (ОЭР) сельские регионы (районы) охватывают население, землю и другие ресурсы открытого ландшафта и мелких поселений за пределами непосредственных экономических областей влияния крупных городских центров. Сельские территории, особенно в сравнении с городскими регионами, характеризуются узкими взаимосвязями отраслей и низкой плотностью населения. В большинстве сельских регионов преимущественное занятие людей — сельскохозяйственный труд, меньше степень социально-экономического развития, небольшой набор видов трудовой деятельности, большая профессиональная и социальная однородность населения [3]. В связи с депрессивным состоянием сельского хозяйства России в последние годы безработица является одной из ключевых проблем сельского населения страны.

В таблице 1 представлена динамика уровня безработицы в городской и сельской местности России.

Таблица 1.

Уровень общей безработицы в городской и сельской местности [2]

Уровень безработицы в городе, %

Уровень безработицы на селе, %

Разница между уровнем безработицы городского и сельского населения, (графа 2 - графа 3)

В 2012 году в сельской местности России насчитывалось 1540 тыс. безработных, в том числе 1496 тыс. в трудоспособном возрасте, при этом только 34 % состояли на регистрационном учёте. Остальные безработные были социально не защищены на рынке труда: не получали пособия по безработице, помощи в трудоустройстве, профессиональной ориентации, подготовке и переподготовке.

В то же время пособие по безработице не обеспечивает минимально необходимый уровень замещения утраченного заработка, предлагаемые вакансии не отвечают запросам нуждающихся в трудоустройстве, так как в основном это рабочие места с оплатой труда ниже прожиточного минимума, либо с тяжёлыми условиями труда и т. д. [2].

В таблице 2 показана материальная поддержка безработных в РФ.

Таблица 2.

Материальная поддержка безработных в РФ (на начало года) [2]

Минимальный размер пособия по безработице, руб. в месяц

Соотношение с ПМ трудоспособного населения, %

Максимальный размер пособия по безработице, руб. в месяц

Соотношение с ПМ трудоспособного населения, %

Из данных таблицы 2 видно, что соотношение даже максимального размера пособия по безработицы с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения находится на недопустимо низком уровне и имеет тенденцию к снижению. Если в 2005 году оно составляло 91,8 %, то в 2013 году — 64,2 %. Соотношение минимального размера пособия по безработице с ПМ трудоспособного населения снизилось с 22,9 % в 2005 году до 11,1 % в 2013 году, то есть более чем в 2 раза. Связана такая отрицательная динамика с тем, что прожиточный минимум трудоспособного населения растёт более быстрыми темпами, чем пособия по безработице, которые в свою очередь зачастую годами остаются в состоянии стагнации (2005—2008 гг., 2009—2013 гг.).

На период 2013—2014 гг. программа предусматривает доведение в 2014 году максимального размера пособия по безработице до 100 % от величины прожиточного минимума трудоспособного населения и его индексацию в течение года в соответствии с ростом стоимости жизни, но фактически его уровень остался неизменным, что неудивительно, поскольку размеры минимального и максимального размера пособия по безработицы были изначально пролонгированы Правительством РФ на 2013 и 2014 гг. [2].

Таким образом, огромные социальные издержки трансформационного периода легли тяжёлым бременем в основном на сельское население.

Ситуация с занятостью в целом в России остаётся сложной. В сельской же местности положение усугубляется территориальной отдалённостью центров занятости, отсутствием какой-либо работы по месту жительства, слабой осведомлённостью населения о тех видах помощи, которые могут оказать службы занятости.

Различия в уровне социально-экономического развития между городом и селом становятся всё более глубокими, что проявляется в устойчивом развитии большинства городов и деградации сельской местности.

Из вышесказанного следует, что государственное регулирование в сфере занятости должно быть направлено прежде всего на создание и сохранение рабочих мест, обеспечение условий для развития предпринимательства (особенно сельскохозяйственного), профессиональное обучение работников в соответствии с требованиями инновационной экономики. При этом материальная поддержка безработных должна быть общественно приемлема при сохранении стимулов к активному поиску работы.

Список литературы:

1. Бондаренко Л. Сельские территории: состояние и регулирование // АПК: Экономика и управление. — 2014. — № 1. — с. 69—79.

2. Бондаренко Л., Татарова Л. Занятость сельского населения и социальная защита безработных // Экономика сельского хозяйства России. — 2014. — № 2. — с. 58—65.

3. Новиков В., Стрельцов В. Трудоресурсное развитие сельских территорий: проблемы, тенденции, перспективы // Экономика сельского хозяйства России. — 2014. — № 2. — с. 66—72.

4. Новиков В., Чалый В. Человеческий капитал агросферы России: территориально-отраслевая специфика его воспроизводства // Экономика сельского хозяйства России. — 2014. — № 5. — с. 72—77.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

В России работают 72,6 млн человек — без работы сидят 3,6 млн

О том, что снижение уровня безработицы еще не ведет к росту количества работающих, говорит хотя бы тот факт, что если за год властям РФ удалось снизить число безработных на 8,1% (с 3,8 млн до 3,58 млн человек), то количество занятых за тот же период выросло всего на 0,63%. Всего число занятых выросло в 50 регионах страны — в среднем на 2,1%. В остальных регионах оно снизилось на 2%.


Более половины рабочей силы сосредоточено в 16 самых густонаселенных регионах РФ. Фото Максима Платонова

Снижение численности безработных в Татарстане не повлияло на рост занятых

При этом снизилась численность занятых и в четырех ключевых для российской экономике регионах, входящих в топ-10 по числу занятого населения: Ростовской (-1%), Нижегородской (-0,5%), Самарской (-1,8%) областях и в Татарстане. В РТ численность занятых снизилась с 1,979 млн до 1972,5 млн, или почти на 0,5%. И это при том, отметим еще раз, что во всех этих регионах властям удалось довольно существенно уменьшить армию безработных — крупные субъекты уменьшили ее в среднем более чем на 10%. Так, в Татарстане численность безработных снизилась на 5,5%, но это не сказалось на росте числа занятых. В Башкортостане численность безработных сократилась почти на 20%, а количество занятых выросло всего на 0,65%. В Москве это соотношение выглядит так: 9,3% и 1,5%. В Московской области оно еще более удивительное: исчезновение 20% безработных и появление всего 2,3% занятых.

Как старение населения и демографическая яма ударили по числу занятых


Динамика уровня безработицы почти не коррелирует с динамикой числа занятых

Отметим все же регионы, где динамика роста числа занятых выше средней по стране. К сожалению, это все субъекты с очень небольшой численностью рабочей силы: Севастополь (12,8%), Северная Осетия (10%), Ненецкий АО (6,6%), Орловская область (6,5%), Карачаево-Черкесия (5%). Всего в этих регионах на работу могут выйти 1,2 млн человек. Отдельно стоит упомянуть Ставропольский край и Дагестан с численностью рабочей силы 1,4 млн человек в каждом, где рост числа занятых составил 4%. Однако и среди регионов, входящих в топ-10, есть субъекты, где численность безработных снизилась за год примерно на 30% — как, например, в Орловской области или Пермском крае (рост числа занятых, очевидно, несопоставимо мал), и регионы, где при росте числа занятых росло и число безработных. Так, если в Тыве число занятых выросло всего на 4%, то безработных стало больше на 15,6%. А в Севастополе, несмотря на огромные федеральные вливания, за год количество безработных выросло почти на 30% (при этом в целом по Крыму снизилось на 7%)!

Если говорить о регионах ПФО, где численность занятого населения упала ниже всех, то среди них мы найдем как экономически слаборазвитые, вроде Мордовии (-4,5%), Удмуртии (-3%), так и относительно развитые Саратовскую (-2,3%) и Самарскую (-1,7%) области.

О том, что снижение безработицы мало отражает экономическое развитие, говорит хотя бы тот любопытный факт, что 2-е место по снижению численности армии безработных занимает самый отсталый регион ПФО — Марий Эл, где за год безработных стало меньше почти на 40%. Среди рекордсменов также небогатая Новгородская область (-40%), Хабаровский край (-30%), Пермский край (-26%). Можно предположить, что в этом случае вступает в силу еще один фактор снижения числа безработных, а именно миграция рабочей силы. Грубо говоря, число безработных в Марий Эл стало меньше не только потому, что треть их махом ушла на пенсию, а потому, что кое-где в соседних регионах численность занятых увеличилась.…

Факт влияния старения населения на структуру рабочей силы подтверждается и анализом других важных показателей: уровня участия в рабочей силе и уровня занятости населения. Первый показывает отношение численности рабочей силы (занятых и безработных) определенной возрастной группы к общей численности населения соответствующей возрастной группы (в России трудоспособными гражданами считаются граждане в возрасте 15—72 лет), рассчитанное в процентах. Уровень занятости отличается от уровня участия тем, что показывает соотношение только занятых (исключая безработных) к населению в возрасте 15—72 лет. В экономике считается, что поднять уровень занятости населения гораздо сложнее, чем снизить уровень безработицы (который может снижаться и без влияния властей). Оптимальным полагают уровень занятости в 60—70% при уровне безработицы менее 5%. Если уровень ниже, это значит, что в стране или регионе много нетрудоспособного населения (детей или пенсионеров). Но и слишком высокий уровень тоже неблагоприятен: он означает, в том числе, и повальное участие пенсионеров в трудовой деятельности (стало быть, им не хватает одной пенсии на проживание) и ранний выход на работу несовершеннолетних.

Впрочем, ситуация высокого уровня занятости характерна и для отдельных развитых стран, например, Японии. С другой стороны, в нашем недавнем прошлом был яркий пример почти тотальной занятости населения — в СССР он достигал порой 95%. Достичь уровня в 100% невозможно: младенцы, например, работать не могут даже теоретически. Случай с низким уровнем занятости характерен не только для слаборазвитых стран, но и для стремительно стареющих европейских стран — именно на этот фактор нередко ссылаются сторонники роста числа иммигрантов.


В России трудоспособными гражданами считаются граждане в возрасте 15—72 лет. Фото Максима Платонова

Уровень занятости опасно снизился почти во всех регионах РФ

В общем случае, падение уровня занятости ничего хорошего экономикам стран и регионов не предвещает. И, надо сказать, это прямо касается российской экономики. Для примера, в России на начало 2016 года при уровне безработицы в 5,8% уровень занятости составлял 65,3%. В июле 2017 года уровень занятости составлял 65,5%, а через год — всего 59,9% (-5,6%), то есть уже начал выбиваться из комфортной для экономики зоны 60—70%. Снизился уровень занятости во всех регионах России, за исключением небольших по численности населения субъектов: Чукотского АО, Ненецкого АО, ЯНАО, Тывы. Сильнее всего он снизился не только в слаборазвитой Мордовии (-9,5) и других подобных регионах (Владимирской, Курганской областях), но в развитой Ленинградской области и Санкт-Петербурге — там снижение составило -8% и -7% соответственно. Объяснить это только внутренней миграцией (скажем, перетоком областных рабочих в Петербург) невозможно. Если только не предположить миграцию в другие страны, учитывая близость области и Питера к Европе. Среди регионов ПФО сильную отрицательную динамику показали, помимо Мордовии, Ульяновская, Самарская и Саратовская области (-7,3%, -7,2% и -7,1% соответственно) и Удмуртия (-7,1%).

При этом только в двух регионах из топ-10 субъектов с самой отрицательной динамикой уровень занятости хотя бы немного превышает 60% (Самарская область и Удмуртия), а в Курганской области он вообще составляет 49,7%. К примеру, в Мордовии этот показатель составил к июлю 2018 года 58,2%, в Ульяновской — РО.

В Татарстане уровень занятости — как, к слову, и в Москве — упал за год на 6,6%, составив пока комфортные для экономики 62%. Однако Москва выглядит в сравнении гораздо лучше — здесь уровень занятости составляет 67,4%.

Комфортного уровня в 60—70% достигли лишь 27 регионов. Так, в Башкортостане он составляет 57,1%, в Чечне — 56,8%, Пермском крае — 56,2%, Крыму — 53,6%. В трех регионах РФ он даже меньше 50% — помимо Курганской области, также в Тыве и Адыгее.

Численность потенциальной рабочей силы падает.

Еще больше о старении населения и влиянии пенсионного фактора на структуру рабочей силы и числа занятых в экономике свидетельствует показатель участия в рабочей силе, который учитывает в своей формуле и число безработных – именно официальных безработных, то есть не нашедших пока работу, но работать желающих. Фактически именно занятые вместе с безработными составляют потенциальную рабочую силу, которой экономика России и/или регионов может вообще воспользоваться (если, конечно, не рассчитывает на постоянный приток мигрантов из стран Средней Азии). Именно в этом показателе скрываются возможности для какого-либо рывка. И, увы, этих возможностей с каждым годом все меньше – что объясняется, в первую очередь, ростом числа пожилых, выходящих на пенсию. Именно этим, в частности, можно объяснить стремление властей РФ увеличить пенсионный возраст: ведь в таком случае уровень участия в рабочей силе автоматически возрастет.

Действительно, в целом по стране уровень участия в рабочей силе за год упал на 6,2%: с 69% до 62,8%. Лишь в трех регионах показатели неотрицательные — во все тех же Чукотке, Ненецком АО и Тыве, где в совокупности численность рабочей силы составляет всего 187,2 тыс. человек.


В целом по стране уровень участия в рабочей силе за год упал на 6,2%: с 69% до 62,8%. Фото Романа Хасаева

… и это заставило власти РФ пойти на непопулярную меру — и повысить пенсионный возраст

Впрочем, пока рано бить в набат, так как лишь в 19 субъектах РФ уровень участия в рабочей силе ниже 60%. Однако среди них сразу несколько регионов ПФО: в Пензенской области и Башкортостане он составил 59,8%, в Пермском крае — 58,9%, в Ульяновской области — 58,6%, в Саратовской области — всего 56,7%.

Читайте также: