Почему не выплачивают пенсию за выслугу лет госслужащим

Обновлено: 20.05.2024

Обращаюсь в редакции газет с просьбой задать вопрос на очередной пресс-конференции с Путиным.

  1. Когда будет принят закон о пенсиях госчиновников за счет средств федерального бюджета или ПФР?
  2. Почему жителей муниципальных образований обложили скрытым незаконным налогом на пенсии чиновников?
  3. Почему депутаты Госдумы принимают законы без правовой определенности?

Отвечу на любой вопрос либо на адрес эл.почты: [email protected] Так и по телефону: 8 (914) 553-61-27.

Пенсионное обеспечение государственных и муниципальных служащих при отсутствии федерального закона

Когда шел к власти Ельцин в 90-е, он везде кричал: надо убрать льготы у чиновников. И все верили про мифические льготы, а фактически льгот-то, оказывается, не было. Были льготы персональным пенсионерам, несколько десятков тысяч человек на весь СССР, и максимальная пенсия у них была 500 руб., т. е. выше пенсии шахтера всего в три раза.

И именно Ельцин Б. Н. начал раздавал льготы направо и налево, а Путин В. В. продолжил. Представители народа - депутаты Госдумы и сенаторы - поддерживают это и, в нарушение Конституции РФ, продолжают дискриминацию граждан по должностному признаку. При президенте РФ есть действующий совет по кодификации, в который входит более 40 человек, из них большинство юристы и в т. ч. судьи Верховного суда. У депутатов есть помощники, советники и т. д., и выходит, что все они нарушают Конституцию РФ, не соблюдают решения Конституционного суда РФ, а суды поддерживают этот беспредел чиновников.

Особо хочется сказать про генпрокуратуру. На сайте ГП с 2010 года издаются различные методические пособия, но нет пособия по контролю за выплатами, хотя письмо-указание для видимости имеется от 2 декабря 2015 года. И этот беспредел с выплатами в сотни тысяч продолжается по всей стране. Прокуратура не реагирует ни на письменные обращения, ни на тысячные митинги, в Тынде даже вообще нет решения представительного органа по этим выплатам. Мэр сама решила, как платить.

При этом 2% местного бюджета, 8 млн руб., идет на выплаты 80 пенсионерам, а 400 млн руб. - 33 тыс. населения (данные бюджета). На встрече с избирателями в марте 2020 мэр цинично заявила: я слышу про это 15 лет, но прокуратура мер не принимает. Значит, вы не правы, а я действую по закону. Только не говорит, по какому.

Об отсутствии федерального закона неоднократно указывал и КС РФ.

Для наглядности составила таблицу появления пенсий за выслугу лет с начала правления Ельцина Б. Н.

Схема законодательных актов в области пенсионного обеспечения государственных, муниципальных служащих и выборных лиц

1. Закон "О государственных пенсиях в РСФСР ", Закон РФ от 20.11.1990 №340-1 вступил в силу с 1 мая 1992 года. Государственных служащих В ЭТОМ ЗАКОНЕ НЕ УКАЗАНО, и пенсии за выслугу лет у них не было, обычный трудовой стаж, за который могла выплачиваться только одна пенсия.

2. Конституция РФ, статья 39, 1993 год. Государственные пенсии и социальные пенсии устанавливаются федеральным законом.

3. Указ президента РФ №1435 от 23 сентября 1993 года "О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990–1995 годов", где впервые появилось, что размер пенсии не может быть ниже 75% заработной платы члена комитета Верховного совета Российской Федерации на момент прекращения депутатских полномочий (21 сентября 1993 г.). Размер указанной пенсии подлежит перерасчету при индексации (повышении) в централизованном порядке денежного вознаграждения.

4. Министр социальной защиты населения Российской Федерации Э. А. Памфилова 16 декабря 1993 г. №1-49-у издает инструкцию, прошла регистрацию в Минюсте РФ. В соответствии с указом, государственные пенсии, в том числе досрочно назначенные, выплачиваются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации. Документ 3–4.

Как видно из анализа перечисленных документов, вначале появились пенсии депутатам на основании указа №1435 от 23 сентября 1993 года, когда шло противостояние между Ельциным Б. Н. и Верховным советом (а потом расстрел Белого дома).

Было право у Ельцина Б. Н. издавать такой указ?

5. Указ Президента РФ от 16 августа 1995 г. №854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государств. должности РФ и должности федеральной государственной гражданской службы": "Впредь, до принятия соответствующих федеральных законов постановляю: 10. РЕКОМЕНДОВАТЬ органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств".

Как видим, в пятом документе только рекомендуется - и эти рекомендации становятся ярмом для жителей всей страны.

Статья 15. Гарантии для муниципального служащего

1. Муниципальному служащему гарантируются:

5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей; В этом законе только гарантируется седьмой документ — Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

4. Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления закон без правовой определенности, в котором пишут, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Но в вопросах местного самоуправления и полномочиях органов местного самоуправления это не прописано, а так как в 131-ФЗ не прописаны эти полномочия, то депутаты тындинской думы четыре раза отказывали в назначении и проведении референдума по этому вопросу.

Документ 8

27 июля 2004 года №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Статья 52. Основные государственные гарантии гражданских служащих 11) государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей. То есть закону более 15 лет, и депутаты почему-то не принимают закон.

Документ 9

Документ 10

Документ 11

Конституционный суд Российской Федерации (определение от 21 июня 2011 г. №856-О-О) сказал о том, что исключается возможность одновременного зачета хронологически совпадающих периодов в выслугу лет и в страховой стаж, и это не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, притом что такие периоды были учтены при определении размера пенсии за выслугу лет, носящей характер основной пенсионной выплаты.

Документ 12

Судья, ушедший на пенсию в 91-м году, пытался получить денежное содержание по новому закону о дополнительных льготах. Общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т. е. придать закону обратную силу. При этом установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод, включая право на социальное обеспечение.

Вот такие основные документы, которые действуют, возможно, есть и другие. Но, главное, нет федерального закона, который, видимо, невозможно принять из-за определения КС РФ №856 от 21.06.2011 года (документ 11). Для пенсионеров МО и других правоохранительных органов действует Федеральный закон от 22.07.2008 №156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", согласно этому закону отдельно учитывается стаж за выслугу лет (госслужбы) и другой стаж.

Для себя любимых и для госслужащих депутаты не принимают такой закон. Считаю, что источником финансирования пенсий государственных и муниципальных служащих является замороженная индексация пенсий работающим пенсионерам и военным пенсионерам, сотрудникам полиции. У одних забирают, то что положено по закону, а другим отдают без закона. А в дальнейшем из десятков тысяч зачисленных в фонд ПФР добавляют к пенсии 120 руб.

Сегодня они получают пенсии без источника финансирования. В 2019 году мне не выплачивалась индексация, это более 20 тыс. руб. плюс выплата налога в ПФР, т. е. за год ПФР получил только с меня одной около 60 тыс. руб.

Даже если принять ключевую ставку ЦБ 5%, то получается плюс 3 тыс. руб. в год.

Что мне добавлено к пенсии?

Не с 1 января 2020 года, а только с 1 августа 2020 года – 121 руб. Объясните, депутаты Госдумы, высокооплачиваемые сотрудники ПФР и Минфина, как, получив в ПФР за один год 60 тыс., можно пенсию увеличить только на 121 руб.? Мне 70 лет. В 2001 году так же обманули всех россиян и меня в том числе, когда не стали применять положенные 75% от заработной платы. При заработке 4102,56 руб. мне начислена пенсия 650 руб. Имела общий трудовой стаж 34 года, из них 23 года на Севере. А в 1999 году с з/платы 3511 и с меньшего стада пенсия была назначена 2372 руб. 59 коп.

С 1 декабря 1994 года Васильевой В. Г. назначена трудовая пенсия по старости. И вот за этот стаж до 1994 года ей платят вторую пенсию. Тогда еще и понятия не было о муниципальной службе, и все пенсионеры, согласно законам 1956 и 1992 годов, были равны в пенсионном обеспечении. Не было и муниципальных образований. Было другое территориальное название. В 2001 году я ушла на пенсию, имея стаж 34 года, из них на Севере 23 года, и мне назначили пенсию – всего 650 руб., и таких были миллионы, так как мы дети послевоенного времени. Но в это же время муниципальные служащие, которые сами себе установили по 75%, по указу Ельцина №854 получали по 18–20 тыс. руб. в месяц. Двухкомнатная квартира в Хабаровске в 2001 году стоила 150 тыс. руб. в кирпичном доме.

А теперь общие вопросы

Дискриминация запрещена, но она фактически процветает по всей стране - одним две пенсии, а у вторых уменьшают и вводят запрет даже на индексацию пенсий работающим пенсионерам.

  • Почему у пенсионеров МО, МВД, которые тоже федеральные служащие, одна пенсия выплачивается в размере 72%, а вторую они могут получать, только отработав необходимый стаж, за счет взносов, поступивших в пенсионный фонд?

У меня муж офицер запаса, проработал на гражданке с 1991 по 2006 год в РЖД, и за этот период за него регулярно перечислялись взносы в ПФР, и пенсия за эти 15 лет - 4706,21 коп. (с учетом р.к. 30%), а государственные и муниципальные служащие фактически за один и тот же стаж, в том числе СОВЕТСКИЙ, получают ДВЕ ПЕНСИИ при отсутствии источника финансирования.

Источником выплат являются налоги, зачисляемые в местный бюджет, и в том числе налоги на транспортный налог и налог на имущество? Кому-то в голову пришла мысль, что вторая пенсия не может быть ниже минимального размера пенсии (об этом КС РФ №1591 13.10.2013). Обращения в Минюст РФ безрезультатны, они, видимо, тоже не понимают, что право дополнительного пенсионного обеспечения должно быть прописано в уставе муниципального образования с учетом имеющихся средств, а не в размере 75% денежного содержания.

Пример выплаты депутату в Хабаровске Мовчан - 187 тыс. руб. в месяц за пять лет депутатства, при этом губернатор ссылается на закон 1996 года? И с этих 187 тыс. в месяц за счет жителей муниципального образования она не заплатит ни рубля подоходного налога. Лично я считаю все это проявлением махровой коррупции чиновниками всех уровней.

Более четверти века с целью личной наживы законодатели не принимают закон, но при этом обязывают жителей муниципальных образований выплачивать пенсию служащим, (НАЛОГ БЕЗ ЗАКОНА), и все, начиная с президента РФ, считают это нормой. Как можно назвать этот налог жителям муниципальных образований всей России на пенсии чиновникам?

Беззаконие и беспредел. Кто инициатор данного беззакония и беспредела, дискриминации граждан РФ по должностному признаку? Президент Российской Федерации, это он подписывал законы с 2001 года о пенсионном обеспечении, это президент РФ 20 лет не исполняет свои обязанности по внесению в Госдуму закона о пенсионном обеспечении чиновников всех уровней. В масштабах всей страны нарушается часть 2 статьи 39 Конституции РФ. Государственная пенсия и социальные пособия устанавливаются ЗАКОНОМ. Где законы?

И помогают ему в этом депутаты Государственной думы. Более 10 лет не видим ни одного депутата Госдумы от ЕР и КПРФ в г. Тынде.

Имеется огромная переписка по данному вопросу. Прикладываю обращения.

Президенту Российской Федерации

Пинчук Валентина Петровна

Уважаемый Владимир Владимирович!

Считаю, что Вы не являетесь гарантом Конституции РФ, если на протяжении 20 лет государственные и муниципальные чиновники получают вторую пенсию без закона, в нарушение части 2 статьи 39 Конституции РФ. И получают они эту пенсию за счет средств работающих пенсионеров, за счет военных пенсионеров, пенсионеров МВД РФ. С вашего ведома и согласия не проводится индексация пенсий работающим пенсионерам.

Объясните это на пресс-конференции 17 декабря 2020 года. Почему одни пенсионеры недополучают одну пенсию по закону, а другие получают вторую пенсию без закона и без каких-либо отчислений в фонды?

Почему депутаты Госдумы принимают законы без правовой определенности и Вы их подписываете? В администрации президента РФ есть контрольно-правовое управление, неужели они не видят дискриминацию граждан по должностному признаку?

Например, по 316 статье Трудового кодекса РФ депутаты субъектов устанавливают себе и чиновникам повышенный районный коэффициент. У депутатов и чиновников повышенный районный коэффициент, а у пенсионеров ниже, чем у чиновников.

Обращения десятками во все инстанции не приносят результата, только отписки. Вы несколько раз бывали в Благовещенске, можно считать справедливым районный коэффициент 30% в Благовещенске и 30 в Тынде, в местности, приравненной к Крайнему северу?

И второй вопрос: почем депутаты не принимают закон о районировании территорий и исключении дискриминационной статьи о праве депутатов устанавливать для себя и чиновников повышенный районный коэффициент при дефицитном бюджете в субъекте?

С уважением, Пинчук В. П.

Директору Института законодательства

и сравнительного правоведения

при правительстве Российской Федерации

От Пинчук Валентины Петровны

Уважаемая Талия Ярулловна!

От имени большинства населения страны, особенно пенсионеров, и на основании действующего Постановления Правительства РФ от 18 ноября 2019 г. №1470 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. №1852-р" прошу сделать заключения для правительства, генеральной прокуратуры о второй пенсии госслужащих и муниципальных служащих за счет средств муниципальных образований.

В полномочиях органов местного самоуправления нет пенсионного обеспечения муниципальных служащих, но про это указано в законе о государственной и муниципальной службе. Нет правовой определенности, считаю, это сделано специально, с целью выплат госслужащим и муниципальным служащим. Все твердят, что есть закон, а закона нет. В Конституции РФ и в законе о государственной службе конкретно указано, что пенсия может устанавливаться только на основании федерального закона. Федеральный закон не принимается более 20 лет.

Кроме этого, возникает и другая проблема, а могут ли органы государственной власти принимать законы, обязывающие органы местного самоуправления исполнять непубличные обязательства, как это сказано в статье 6 Бюджетного кодекса РФ установлено: публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

Публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся в государственных или муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Закон не принимается, а выплаты муниципальным служащим, т. е. практически таким образом для населения муниципальных образований установили скрытый налог без закона на пенсии муниципальным служащим. Данная норма скрытого налога - это дискриминация жителей страны. Все обязаны платить подоходный налог, а государственные и муниципальные служащие не обязаны? Получают вторую пенсию без каких-либо взносов, без закона, без источника финансирования с федерального бюджета либо ПФР.

Но почему жители муниципальных образований должны выплачивать вторую пенсию в ущерб исполнению частно-публичных обязательства прописанных в 131-ФЗ?

Согласно частям 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, закону об общих принципах местного самоуправления.

Учитывая правовую неопределенность в данном вопросе, убеждена, что органы власти обязаны исключить сложившуюся правовую неопределенность и принять закон как о пенсионном обеспечении государственных и муниципальных служащих с учетом определений Конституционного суда о невозможности включения в стаж для назначения пенсий хронически совпадающих периодов.

С уважением, Пинчук В. П.

13 декабря 2020 года

Государственные служащие – это граждане, трудоустроенные на госслужбе. Они выполняют должностные обязанности и получают за это зарплату. У этой категории работников есть властные, распорядительные и контрольные функции.

Нововведения

Госслужащие могут одновременно получать две пенсии. Одну по выслуге лет. Это подтверждает ФЗ-166. Другую – по старости, как все граждане РФ. При этом для получения пенсии по выслуге лет достаточно 20 лет стажа в должности государственного служащего. Также увеличены требования к возрасту будущего пенсионера. Увеличение проходит в несколько этапов, как указано в таблице :

Год, когда работник достигнет пенсионного возраста

Минимальный возраст для женщин и мужчин соответственно

Таким образом, изменения в 2021 году коснулись возраста выхода на пенсию госслужащих и размера минимального стажа. Еще одно требование – ИПК. Чтобы уйти с работы и получать пособие, госслужащий в России должен набрать пенсионный коэффициент. В 2021 году составляет – 21 балл. Если пенсионер не попадает под эти критерии, но проработал 25 лет в качестве госслужащего, он может подать запрос на оформление выплаты.

Кто получит пенсию госслужащего

Ст. 10 ФЗ №58 разъясняет: кто относится к государственным служащим. По закону к ним относят :

  1. Федеральных государственных служащих, получающих зарплату из государственного бюджета.
  2. Государственных служащих субъектов РФ. К ним относят работников регионов и муниципалитетов. Их деятельность финансируют из конкретного бюджета субъекта страны.

Служебные обязанности работников объясняют их особый статус. Для этих категорий служащих устанавливаются отдельные нормативы об их статусе, зарплате, материальных выплатах на пенсии и т.д.

Федеральные государственные служащие

Федеральными госслужащими называют граждан, которые занимают одну из должностей, финансируемой из госбюджета. Они могут работать в :

  • силовых ведомствах;
  • государственных компаниях;
  • федеральных ведомствах;
  • администрации Президента;
  • Совете Федерации;
  • Правительстве;
  • Государственной Думе.

При этом не все бюджетные работники будут считаться федеральными служащими. Назначение на должность происходит по указу Президента или федеральным законам. Более подробно о требованиях к федеральным госслужащим можно узнать в ФЗ-79.

Государственные служащие субъектов рф

К ним относят лиц, осуществляющих трудовую деятельность в регионах. Им зарплата выплачивается из регионального бюджета. При этом не каждый работник, занятый в государственном или региональном органе, будет считаться госслужащим. Только тот, кто занимает соответствующую должность. Право получать пенсию по выслуге лет будет только у этой категории служащих

Пенсия госслужащих

Есть несколько ключевых моментов, которые влияют на величину пенсионного пособия. Чтобы заявитель мог получать пособие, он должен подходить под требования.

В 2019 году совокупный стаж по профессии составлял 16 лет и более, в 2021 году лимит повышен до 17,5 лет.

Пенсия госслужащих по-новому зависит от дохода, выплаченного за предшествующие 12 месяцев до сокращения, и выработки.

Минимальный стаж

Чтобы получить статус пенсионера, служащий должен достичь соответствующего возраста и накопить минимальный стаж. В России этот порог равен 15 годам. Если в сумме все отработанные года в должности госработника превысят 15 лет, заявитель может закончить карьеру. Если работник отработал всего 15 лет, а из них 10-12 лет по профессии, стажа для получения пособия не хватит.

Что могут включить в стаж государственной гражданской службы

В ст. 54 ФЗ №79 от 27.07.2004 г. указаны все периоды, которые включат в стаж. Учитываются периоды замещения должностей, а также время, когда специалисты занимали должность в государственной или муниципальной инстанции, а также в муниципальной службе или ином месте из списка, указанного в нормативно-правовых актах РФ.

ст. 54 ФЗ 79

К этим периодам добавляется стаж, перечисленный в Указе Президента РФ №1141 от 20.90.2010 г. и в Указе Президента РФ №1532 от 19.11.2007 г. В нем указано 20 разных категорий, разбитых на подпункты. Так, в гражданский стаж зачтут время, когда специалист работал в прокуратуре или следственном комитете, нес военную службу, работал в:

  • Органах Министерства внутренних дел,
  • Противопожарной организации,
  • Наркоконтроле,
  • ФСИН,
  • Таможне,
  • Налоговой полиции,
  • Межгосударственных органах,
  • Профсоюзах.

При расчете пенсии эти периоды могут учесть, если подать соответствующее заявление о зачете стажа.

Как рассчитывается стаж

Стаж нужен, чтобы замещать определенные группы должностей, для расчета ежемесячной надбавки к пособию по выслуге лет при гражданской службе, при расчете ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за стаж и при назначении пенсии по выслуге лет.

Чтобы замещать определенные группы должностей, нужно иметь определенное количество стажа. Перечень требований указан в Указе Президента РФ №1131 от 27.09.2005 года. Стаж учитывается в зависимости от группы должности: высшей, главной, ведущей, старшей и младшей.

Стаж

Должность

Надбавка к пенсии также зависит от стажа. Она составляет от 10 до 30% в зависимости от количества отработанных лет :

  1. 1-5 лет – 10% за выслугу лет.
  2. 5-10 лет – 15%.
  3. 10-15 лет – 20%.
  4. Более 15 лет – 30%.

Дополнительный оплачиваемый отпуск государственным гражданским служащим считается исходя из 1 дополнительного календарного дня отпуска за каждый год работы. Для высших и главных должностей есть ограничения: совокупный размер основного и дополнительного ежегодного отпуска не должен превышать 45 дней. Для ведущих, старших и младших должностей порог составляет 40 календарных дней.

Пенсия за выслугу лет назначается госслужащим, отработавшим определенное количество лет. В 2021 году досрочный выход на пенсию возможен при выработке больше 17,5 лет. При этом они должны находиться в замещающей должности не менее 12 полных месяцев, если не был сокращен штат или ликвидирован госорган.

Размер пособий

Пенсия госслужащих рассчитывается по формуле, в которой учитывается:

  • среднемесячный доход заявителя;
  • стаж, который заявитель успел наработать;
  • индивидуальных пенсионных баллов.

Как рассчитывается пенсия

Пособие считается, как 45% от средней зарплаты или менее для федеральных работников. Региональным госслужащим могут считать выплаты по увеличенному коэффициенту, если это закреплено в региональном нормативном акте.

При этом, когда у чиновника есть стаж в гражданской должности свыше установленной выслуги, ему сделают надбавку: 3% ежегодно.

Если гражданин в последний год работал не на должности госслужащего, заработанные средства не зачтут при расчете пенсии. Сначала все выплаты за год суммируются, а затем делятся на 12. Помимо оклада в эту сумму учтут ежемесячные доплаты к пенсии за госслужбу, финансовые поощрения, премии. Не учитываются :

  • периоды неоплачиваемого отпуска;
  • декретный отпуск;
  • периоды временной нетрудоспособности.

Общий размер пенсии госслужащих не должен превышать 2,8 средних окладов, установленных для конкретной должности. Полученная сумма составит базовую сумму пенсии.

Далее к этой сумме прибавляют надбавку за стаж. За 15 лет выслуги госслужащий получит дополнительно 45% от средней зарплаты. Каждые последующие 3 года стажа добавят еще 3%.Условие распространяется на всех госслужащих, подходящих под условия, если размер их пенсии не будет выше 75% от среднемесячного заработка.

Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсия увеличивается на соответствующий районный коэффициент. Рассмотрим на примере, как формируется пенсия госслужащего.

Волков Ф.И. 26 лет занимал должность федерального государственного служащего. В 2017 году он стал получать страховую пенсию по старости в размере 7197 рублей при средней зарплате 16706 рублей.

П = (СЗх0,45-СП)+СЗх0,03хСТ, где

· СЗ – средняя зарплата за месяц.

· СП – размер пенсии по старости.

· СТ – срок службы более 16,5 лет.

Так как Волков Ф.И. отработал больше 15,5 лет ему положена надбавка за каждые дополнительные три года службы. Пенсионер отработал сверх нормы 11 лет.

(16706х0,45 – 7197)+0,03х16706х11 = 5833,68 рублей. – это пенсия, которую Волков Ф.И. будет получать по выслуге лет.

Факторы, влияющие на размер пенсии

Сумма зависит от уровня заработной платы. Размер выплаты считают исходя из среднего дохода за последний год.

Учитываются: размер оклада, премии, надбавки, материальные дотации. Не учитывается: доход от другой деятельности. Если госслужащий читал лекции в университете и получал за это зарплату, при расчете пенсии эта статья дохода не будет считаться.

Кроме средней зарплаты учитывают количество лет, в течение которых гражданин проработал на конкретной должности.

Индексация пенсии

С 2019 года пенсия госслужащих индексируется ежегодно на 4%. Индексация касается прокуроров, судей и других категорий граждан. Пока неизвестно будет ли проиндексировала пенсия этим категориям служащих в 2022 году.

Страховая часть пенсии, пособие по инвалидности и возрасту индексируются каждый год. Индексацию проводят совместно с ростом части пенсии на содержание.

Прибавка за выслугу лет

Выслуга лет считается, если специалист беспрерывно работал на конкретной должности. Право оформить льготную ежемесячную выплату есть у госслужащих. Прибавка предоставляется: гражданским служащим, судьям, приставам, бюджетникам и другим работникам.

Выслуга лет никак не скажется на размере зарплаты. С ее помощью можно получать дополнительные доплаты к пенсии госслужащим по трудовому стажу. По получении возраста выхода на пенсию госслужащим стаж будет влиять на размер пособия. В ТК РФ нет никаких уточнений о размере выплаты.

Чтобы получать надбавку, госслужащий должен соответствовать нескольким критериям. Они варьируются исходя из рода деятельности, количества отработанных лет, причин окончания службы и прочих факторов.

Льготную пенсию назначат, если :

  1. Есть основания назначить госслужащему страховую пенсию, так как дотации за выслугу устанавливаются в дополнение. В первом полугодии 2021 года страховую пенсию назначат мужчинам старше 61,5 лет и женщинам старше 56,5 лет, если они проработали больше 12 лет и имеют ИПК 21 и более. гражданского госслужащего 17,5 лет и больше.
  2. Работник увольняется с работы, так как закончился срок служебного контракта или по другой причине.
  3. Госслужащий определенный срок замещал должность федеральной государственной гражданской службы непосредственно перед увольнением.

Кроме того, федеральному госслужащему, у которого есть стаж больше 25 лет в должности госслужащего, при завершении карьеры по собственному желанию из-за расторжения служебного контракта, положена при госслужбе пенсия по выслуге лет до того момента, как ему станет выплачиваться страховая пенсия. Это право есть у тех, кто до того, как прекратить работать, замещал должность из Указа Президента РФ больше семи лет.

Льготную пенсию не будут выплачивать во время прохождения госслужбы или в моменты замещения госдолжности. Выплату возобновят по заявлению пенсионера со следующего дня после увольнения.

Фактически, надбавка является финансовой стимуляцией для государственного служащего. Для ее расчета нужны следующие данные :

  • ежемесячный фактор выплат;
  • уровень оклада служащего;
  • место деятельности;
  • соотношение надбавки к выработке по время.

Подтверждают основания на оформление выслуги записи из трудовой книжки. Учитывают дату приема на работу, совокупный срок службы, зарплату на каждом месте работы.

В выслуге, необходимой для оформления пенсионной выплаты, не учитываются периоды неоплачиваемого отпуска, декретный отпуск, период нетрудоспособности по беременности и родам. С 2021 года не учитываются выплаты по листам нетрудоспособности.

Заключение

Стаж, необходимый для выхода на пенсию, ежегодно увеличивается. Вместе с ним изменяется возраст, когда госслужащий может завершить карьеру и получать пенсионное обеспечение. По новым условиям назначения пенсии введет минимальный порог службы. Для отдельных госслужащих он должен превышать 15 лет. В остальных случаях порядок назначения остался без изменений.

Пенсионный возраст у госслужащих — это та черта, после которой человеку надо решать: работать дальше или уходить на пенсию. В данном случае речь идет о гражданах РФ, которые профессионально (по акту о назначении и контракту) служат на должности гражданской службы и получают за это деньги из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Рассмотрим, с какого возраста гражданские госслужащие идут на пенсию, как происходит увеличение их пенсионного возраста, можно ли остаться на службе за рамками предельного возраста.

Страховая пенсия для гражданских госслужащих в 2020 году

Госслужащему, как и любому другому гражданину РФ, назначат страховую пенсию по старости, когда он достигнет трех критериев:

  1. Возраста.
  2. Страхового стажа.
  3. Индивидуального пенсионного коэффициента.

Однако на этом сходство заканчивается, и начинаются нюансы.

Пенсионный возраст у госслужащих на гражданской службе регулируется ФЗ от 28.12.2013 № 400, а именно приложением № 5 к нему. Пенсионный возраст госслужащих в России с 2020 г. равен 56 годам для женщин и 61 — для мужчин с ежегодным (до 2032) повышением на шесть месяцев. То есть до 65 (у мужчин) и 63 лет (у женщин).

Страховой стаж (в данном случае) — это общее время работы на федеральных, субъектных или муниципальных должностях со страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ. В 2020 г. необходимый минимум такого стажа равен девяти годам с ежегодным (до 2024 г.) увеличением на год, до 15 лет. О периодах работы, которые входят в соответствующий стаж, говорится в ст. 11 и 12 ФЗ от 28.12.2013 № 400. Посчитать его продолжительность можно по правилам из ст. 13 и 14 этого же ФЗ.

Индивидуальный пенсионный коэффициент измеряется в баллах, его величина определяется по приложению № 4 к тому же ФЗ 400. В 2020 г. его необходимый минимум равен 13,8 балла, каждые 12 месяцев (до 2025 г.) он увеличивается на 2,4 балла, до 30.

Подробнее условия назначения страховых пенсий изложены в ст. 8, 35 ФЗ от 28.12.2013 № 400. Посчитать размер указанной выплаты поможет формула из ст. 15 этого ФЗ.

Условия для пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим в 2020 году

Госслужащие, перечисленные в президентском Указе от 31.12.2005 № 1574, будут получать пенсию при совпадении двух условий:

  1. Величина стажа соответствующей работы. В 2020 г. — 16 лет, с ее ежегодным ростом (до 2026) на шесть месяцев, до 20 лет. Если лицо замещало должность федеральной государственной гражданской службы, его минимальный стаж должен составлять полные 12 месяцев, то есть не менее календарного года.
  2. Увольнение со службы по причинам, указанным в ч. 1 ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 № 166. Например, из-за расторжения контракта по воле служащего.

Обеспечение по выслуге лет можно получать до пенсионных выплат по старости (инвалидности). Для этого чиновник должен:

  • уволиться по собственному желанию;
  • иметь к моменту увольнения 25 лет служебного стажа;
  • непосредственно перед уходом семь лет занимать должность федеральной государственной гражданской службы.

Пенсии по старости (инвалидности) и выслуге лет выплачиваются одновременно.

Обеспечение по выслуге лет не выплачивается в случаях, когда чиновник:

  • продолжает служить;
  • занимает государственные должности РФ, ее субъекта или муниципалитета;
  • постоянно занимает должность муниципальной службы;
  • работает в межгосударственных (межправительственных) органах (на должностях), за которые по международным договорам РФ получает аналогичное обеспечение.

Выплату такого обеспечения можно возобновить по заявлению служащего о ее восстановлении со следующего дня после его увольнения с указанных работы и должностей. Заявление подается в орган (его аппарат), где сотрудник служил перед увольнением. Туда же подаются документы для назначения пенсии, их список можно увидеть в приложении № 1 к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.05.2017 № 436н.

Госслужащие могут выбрать конкретную выплату, которая будет им назначена. Такое развитие событий возможно, когда они имеют право одновременно на несколько выплат. В числе вариантов на выбор присутствуют:

  • пенсия за выслугу лет;
  • ежемесячное пожизненное содержание;
  • ежемесячная доплата к пенсии (содержанию);
  • дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, которое его назначают на основе ФЗ, президентских указов и правительственных постановлений и финансируют из федерального бюджета;
  • обеспечение за выслугу лет (ежемесячная доплата к пенсии, иные выплаты), которое назначают и выплачивают на основе законодательства субъектов РФ или актов муниципалитетов за замещение соответствующих должностей или прохождение подобающей службы.

Пенсии государственным гражданским служащим субъектов РФ и муниципалитетов устанавливаются на основе региональных нормативных актов и выплачиваются из местных бюджетов. Такие лица вправе получать доплаты по выслуге лет одновременно как со страховой пенсией, назначенной согласно ФЗ от 28.12.2013 № 400, так и с досрочно установленной по Закону РФ от 19.04.1991 № 1032-1. Необходимая продолжительность стажа для этого случая в текущие 12 месяцев составляет 16 лет.

Размер выплаты по выслуге лет для гражданских госслужащих

Этот размер зависит от величины служебного стажа. В текущие 12 месяцев, при минимально необходимой величине стажа 16 лет, чиновник будет получать за выслугу лет 45 % своей среднемесячной зарплаты (размер которой определяется по правилам ст. 21 ФЗ от 15.12.2001 № 166.) минус страховая пенсия, фиксированная выплата к ней и ее повышения, о которых говорится в ст. 16, 17 ФЗ от 28.12.2013 № 400. Каждые полные 12 месяцев сверх необходимого минимума в 2020 году прибавят три процента среднего заработка к указанным 45. Максимальная сумма всех обеспечений, которые может получать госслужащий, равна 75 % их среднемесячной зарплаты.

Чиновникам, работающим на Крайнем Севере (и в приравненных местностях), указанный доход увеличивают на районный коэффициент, который устанавливается по правилам Постановления Правительства РФ от 17.04.2006 № 216. Точный список названных мест можно увидеть в Постановлении Совмина СССР от 03.01.1983 № 12. Выезд из них аннулирует коэффициент.

Размер обеспечения остается прежним в случаях:

  • повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, приходящийся на нетрудоспособных членов семьи получателя из-за достижения им 80 лет или наличия у него инвалидности I группы;
  • увеличения расчетного пенсионного капитала, которое происходит в соответствии со ст. 30.1 ФЗ от 17.12.2001 № 173;
  • установления и исчисления размера доли страховой пенсии, которые происходят в режиме ст. 19 ФЗ от 28.12.2013 № 400;
  • роста размеров страхового обеспечения по старости и фиксированной выплаты при его назначении впервые (включая досрочно), после появления такого права, когда оно восстановлено или обеспечение назначено вновь после отказа от него.

В президентском Указе от 20.09.2010 № 1141 перечисляются должности, периоды работы в которых включаются в стаж, который учитывается при назначении платы за выслугу лет. Названное включение происходит по правилам Постановления Правительства РФ от 15.09.2003 № 570.

Таким образом, при определенных условиях госслужащие могут получать двойное пенсионное обеспечение (страховое по старости и за выслугу лет).

Можно ли остаться на службе сверх предельного возраста

Разобрались, каков пенсионный возраст в России для госслужащих. Теперь ответим на вопрос: может ли служащий, который достиг предельных лет нахождения на службе, продолжить работу. Максимальный возраст нахождения на гражданской службе равен 65 годам. Гражданскому служащему в таком возрасте, имеющему статус помощника (советника), могут продлить служебный срок при его согласии (максимум до 70 лет). Решение об этом принимает представитель нанимателя. В результате срок службы такого чиновника удлиняется до завершения полномочий его руководителя. Помощники (советники) есть, например, у руководителей государственных органов.

Лицу в статусе руководителя высшей группы должностей гражданской службы его служебный период может быть увеличен максимум до 70 лет. Соответствующее решение, при согласии госслужащего, принимает госорган либо должностное лицо, назначившее его на пост.

Есть и другой вариант продолжить работу в госоргане: служащего в предельном возрасте могут перевести на труд, не относящийся к гражданской службе. Такие переводы происходят по решению представителя нанимателя при согласии переводимого лица, которое продолжает работать в госоргане по срочному трудовому договору.

Пенсия для госслуэащих

Пенсионное обеспечение государственных служащих состоит из выплаты пенсии по выслуге лет, а также доплаты части страховой пенсии или пенсии, связанной с инвалидностью, если ее выплата установлена. Размер пенсии по выслуге определяется в соответствии со среднемесячным размером зарплаты на момент увольнения.

Как происходит пенсионное обеспечение государственных служащих?

Правовым основанием для выплаты пенсии по выслуге лет является достижение гражданами пенсионного возраста, наличие определенного стажа работы на государственных (муниципальных) должностях. Пенсия по выслуге лет положена федеральным госслужащим, к которым приравнены так же и муниципальные служащие. Права госслужащих субъектов федерации на получение пенсии устанавливают региональные законы о гос. службе. Выплата пенсий этой категории производится из бюджета России, региона или муниципального образования.

С января 2015 года право на получение страховой пенсии получают госслужащие, из ПФ России, если в период трудовой деятельности они работали и производили страховые пенсионные отчисления. Общие правила трудового законодательства устанавливают право только на один вид пенсионного обеспечения государственных служащих:

  • страховой вид пенсии;
  • пенсии по выслуге лет.

В случае, если госслужащий выбирает пенсию по выслуге лет, то он не теряет право получения и части страховой пенсии. Возможность выплаты доли страховой пенсии госслужащим предусмотрена некоторыми субъектами федерации, а также муниципальными образованиями, если эта категория граждан оформила страховую пенсию в ПФ России.

Одним из примеров такой правовой возможности может служить Закон г. Москвы от 26.01.2005 № 3, которым определена такая возможность для граждан с выслугой 12,5 и 10 лет (мужчинам и женщинам соответственно) такой вид доплаты составляет дополнительные гарантии госслужащим.

Каким категориям лиц установлено право на получение пенсии по выслуге лет?

Такая правовая возможность для граждан определяется совокупностью нескольких обстоятельств:

  • при достижении лицами 55 и 60-летнего возраста (женщинами и мужчинами соответственно);
  • наличие не менее 15 лет стажа работы на гос. службе;
  • трудовая деятельность на гражданской службе не менее 12 месяцев беспрерывно до момента увольнения;
  • увольнение граждан по :
    1. Соглашению сторон
    2. Собственному желанию
    3. Независящим от воли сторон обстоятельствам
    4. Изменением условий действующего контракта
    5. Достижению максимально возможного возраста для гос. службы
    6. Причине сокращения или ликвидации гос. органа

Существует возможность получения пенсии по выслуге если стаж гос. службы составляет менее 15 лет. При таких обстоятельствах лица, которые уволились с должности на руководящем посту в связи с окончанием 12 месячного контракта и непрерывной работе на государственной должности 1 месяц перед увольнением.

Основанием для выхода на пенсию госслужащих являются установленные общими правилами требования, которые касаются, достижения пенсионного возраста граждан для получения страховой пенсии по возрасту. Если стаж работы на гос. службе составляет 25 и более лет, и последние 7 лет гражданине работали непрерывно до момента увольнения, то уволиться с гос. службы можно в этом случае, по собственному желанию. При таких обстоятельствах, возраст выхода на пенсию не имеет значения.

Еще одним общим условием возможности получить пенсию по выслуге является недопустимость получения страховой пенсии гражданами при работе на гос. службе.

Порядок установления размера пенсии по выслуге лет

При осуществлении трудовой деятельности на гос. должности на протяжении 15 лет, размер пенсии устанавливается исходя из 45% от размера зарплаты. В таком случае в установленные 45% пенсии входит и доля положенной страховой пенсии. Не подлежат учету выплаты страховой пенсии, заработанные гражданами после окончания гос. службы, а также льготные выплаты, составляющие фиксированную часть страховой пенсии (положенные при достижении 80-летнего возраста или на нетрудоспособных членов семьи). Ежегодно размер пенсии по выслуге увеличивается на 3%. Однако, совокупный размер пенсии положенной гражданину по старости, по инвалидности или по выслуге не может быть больше 75% размера его заработной платы.

Расчет пенсии по выслуге лет госслужащим

При определении размера пенсии по выслуге, за основу берется доход, последних 12 месяцев граждан до момента их увольнения, или до наступления пенсионного возраста, в пределах 2,8 размера оклада соответствующей должности, или если речь идет о денежном вознаграждении, то в пределах 0,8 этого размера. При этом, не берутся в расчет периоды не оплачиваемых отпусков, в том числе и декретных, периоды болезней и т. д. В том случае, когда такие периоды отсутствуют, то средний уровень зарплаты определяется как сложение всех ежемесячных сумм выплат, полученная сумма делится на 12. В случае, когда такие периоды присутствуют, сумма годового дохода, за вычетом указанных периодов, должна делиться на количество рабочих дней и умножается на 12.

Для жителей Крайнего севера и льготных регионов страны, пенсия увеличивается с применением необходимых коэффициентов, для данного региона России.

Как производится расчет доли страховой пенсии

Еще одним плюсом пенсионной реформы стало включение в страховой стаж отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет (не более чем 4,5 лет).

Практическое применение расчета пенсии по выслуге лет

При всех положительных сторонах новой системы пенсионных выплат ее эффективность не всегда оказывается на должном уровне. Достаточно длительный период времени уровень пенсии госслужащих по выслуге лет оставался меньше размера страховой части пенсии по труду, которая выплачивалась гражданам. Эта причина служила основанием того, что госслужащие не оформляли пенсию по выслуге.

Система расчета пенсии по выслуге лет, оказалась сложной, настолько, что породила огромное количество спорных моментов, которые необходимо было решать в порядке судебного производства дел этой категории. Гос. органы и пенсионеры не находили общих правовых оснований и их правильного применения для начисления пенсии без возникновения споров.

Стала появляться и судебная практика, в связи с частыми изменениями муниципальных нормативных актов, которые регулируют данную сферу правоотношений. Эти изменения стали основанием в правоприменительной практике для уменьшения уже начисленной пожизненно пенсии. Зачастую суды, в таких случаях берут за основание принимаемых ими решений правовую позицию муниципальных органов. При этом фактически легализуется действие обратной силы закона, которое ухудшает правовое положение граждан. Суды исходят из того, что пенсия в соответствии с местными нормативными актами является всего лишь дополнительной гарантией обеспечения граждан.

Исходя из правовых оснований и практического применения правовых актов, государственные служащие обладают правом на получение пенсии по выслуге лет в тех случаях, когда они имеют необходимый стаж работы на должности при достижении возраста для выхода на пенсию, однако, это возможно, если госслужащий уволился с государственной службы.

При произведении расчетов для пенсии по выслуге, должна учитываться и полученная гражданами страховая пенсия. При существовании сложного правового механизма, который является основанием произведения расчетов данной категории пенсий, нередким бывают судебные споры, возникающие между пенсионерами – бывшими госслужащими и государственными структурами, производящими начисление пенсий. И чаще всего возникают проблемы при определении размеров пенсий, являющихся дополнительными гарантиями, которые предусмотрены законами местных региональных уровней.

Читайте также: