Пенсия по договору с белоруссией что это

Обновлено: 27.03.2024

"Мои знакомые проработали в Беларуси 10 лет и в 1991 году уехали в Россию на постоянное место жительства. Положена ли им надбавка к пенсии за годы, отработанные в вашей стране? Как они утверждают, есть нюансы. И еще вопрос. Много говорят о договоре между Россией и Беларусью о назначении и выплате пенсий. А где его можно почитать?Ольга Чечулина, Краснодарский край".

Валерий Ковальков, заместитель министра труда и социальной защиты Беларуси:

- Вопросы пенсионного обеспечения граждан Беларуси в России и наоборот регулируются договором между нашими государствами о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года. Пенсии назначаются пропорционально стажу работы в каждом государстве после 13 марта 1992 года. За время работы при СССР пенсию назначает страна проживания пенсионера. По желанию заявителя пенсия может быть также назначена по законодательству страны, гражданином которой он является. Такой вариант окончательный и пересмотру не подлежит. В таком случае другая сторона договора обязательств по содержанию человека в старости не несет.

В отношении уже состоявшихся пенсионеров предусмотрен еще один вариант. При переезде из Беларуси в Россию, например, люди могут продолжить получать назначенную им пенсию, если имеют не менее 20 (для женщин) и 25 (у мужчин) стажа работы на территории государства, из которого прибыли. Выбор такого варианта также не может быть впоследствии изменен.

Как это выглядит на практике? В описанной вами ситуации 10 лет трудового стажа в Беларуси до 1991 года будут учтены в Российской Федерации, то есть в государстве нынешнего проживания пенсионеров.

Как увязана продолжительность жизни с пенсионным обеспечением?

"В Беларуси принято решение об увеличении пенсионного возраста. В нынешнем году женщины выходят на пенсию в 55,5 лет, мужчины - в 60,5. Ежегодно на полгода увеличивается и требуемый для назначения пенсии трудовой стаж. Хотелось бы знать, как увязано это решение со средней продолжительностью жизни в стране?Степан Матулис, Московская область".

- Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении (в 2016 году он составил для мужчин 68,9 лет, а для женщин - 79 лет) учитывает уровень смертности во всех возрастах. Но для пенсионной системы важен период реализации пенсионных прав. В настоящее время средний период получения пенсии в Беларуси превышает 20 лет. Увеличение требований к стажу работы с уплатой обязательных страховых взносов для назначения трудовой пенсии по возрасту до 20 лет (в 2017 году - это 16 лет, и ежегодно показатель увеличивается на 6 месяцев) обусловлено необходимостью уравнять периоды формирования прав на пенсию (уплата взносов) и получения пенсии.

Для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях необходимо, чтобы общий стаж, включая требуемый стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов, составлял не менее 25 лет у мужчин, 20 лет у женщин. При отсутствии общего стажа 25/20 лет может быть назначена пенсия по возрасту при неполном стаже. При стаже работы с уплатой обязательных страховых взносов менее требуемого, но не менее 10 лет, пенсия по возрасту может быть назначена, если имеется длительный общий стаж - не менее 40 лет у мужчин, 35 лет у женщин либо период военной службы (службы) не менее 10 календарных лет (без учета социального отпуска по уходу за детьми) и при этом общий стаж, включая службу, составляет 25/20 лет.

Уплата обязательных страховых взносов за наемных работников - это обязанность работодателя, за неисполнение которой предусматривается ответственность. Расходы на пенсии обеспечиваются за счет текущих поступлений обязательных страховых взносов.

Что делать с акциями белорусских предприятий?

"Мой покойный отец когда-то поменял именные приватизационные чеки "Имущество" на акции одного из белорусских акционерных обществ. Что мне с ними делать? Дивидендов не было никогда. Владимир Прянишников,Саратовская область".

Алексей Васильев, первый заместитель председателя Государственного комитета по имуществу:

- По Закону "Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь", именной приватизационный чек является государственной ценной бумагой, которая обеспечена государственной собственностью, подлежащей безвозмездной передаче гражданам, свидетельствует о праве его владельца на долю в приватизируемой государственной собственности и выражает размер этой доли. Чеки "Имущество", поступившие в оплату за акции, считаются использованными, выводятся из обращения и возврату не подлежат.

Акционерное общество заключает договор на депозитарное обслуживание эмитента с банковской организацией, которая осуществляет депозитарное обслуживание в порядке и сроки, предусмотренные законодательством. Акции хранятся в депозитарии банка. В соответствии с законодательством акционерное общество вправе направлять часть прибыли, оставшуюся в его распоряжении после уплаты налогов, иных обязательных платежей и покрытия убытков текущих периодов, на выплату дивидендов акционерам. Решение по распределению прибыли принимается на общем собрании акционеров. Как акционер, вы можете участвовать в таких собраниях и высказать свою позицию по выносимым на обсуждение вопросам.

Если вы не желаете быть акционером этого общества, то принадлежащие вам акции вы вправе продать. Продажа акций осуществляется через валютно-фондовую биржу при посредничестве профессионального участника рынка ценных бумаг, являющегося участником биржи. Можно также продать акции и самому обществу.

Законом N 20-З ратифицировано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС (далее — Соглашение), подписанное 20.12.2019. После вступления его в силу трудящиеся смогут получать пенсию не только за время работы у себя на родине, но и за время работы в других странах ЕАЭС.

Соглашение вступит в силу после его ратификации всеми государствами — членами ЕАЭС, а именно с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления об этом .

Остановимся на основных положениях Соглашения.

1. Формирование пенсионных прав трудящихся будет осуществляться на тех же условиях и в том же порядке, что и формирование пенсионных прав граждан государства трудоустройства. То же самое касается и реализации права на назначение и выплату пенсии . Это значит, что пенсионное обеспечение трудящихся будет осуществляться и реализовываться на равных с гражданами страны трудоустройства условиях, независимо от того, в какой стране ЕАЭС они работали.

На заметку
Государствами — участниками ЕАЭС являются Россия, Беларусь, Армения, Кыргызстан и Казахстан.

2. За назначением пенсии трудящийся может обратиться в компетентный орган как государства проживания, так и (или) государства трудоустройства .

3. Определены виды пенсий, на которые будет распространяться Соглашение . В Беларуси положения документа будут применяться в отношении трудовых пенсий :

— за выслугу лет (кроме пенсий военнослужащих, приравненных к ним лиц, членов их семей и госслужащих);

— по случаю потери кормильца.

На пенсию за особые заслуги перед республикой, а также социальные пенсии нормы Соглашения не распространяются .

4. Выплата назначенной пенсии будет осуществляться по выбору трудящегося :

— в государстве проживания либо

— государстве — члене ЕАЭС, назначившем пенсию.

Из этого следует, что трудящиеся будут иметь возможность получать заработанные на территории государств — членов ЕАЭС пенсии независимо от того, какое из этих государств изберут для проживания в пенсионный период.

5. Каждое государство будет определять право на пенсию и исчислять ее размер в соответствии со своим национальным законодательством . При этом по общему правилу право на пенсию в соответствии с Соглашением возникает при наличии не менее 12 полных месяцев стажа работы, приобретенного на территории государства — члена ЕАЭС, по законодательству которого трудящийся претендует на назначение пенсии . Например, гражданину Беларуси, чтобы получить пенсию за периоды работы в России, нужно отработать на ее территории минимум 12 месяцев.

6. Для определения права на пенсию предусмотрена возможность суммирования стажа, полученного в других странах ЕАЭС, в случае если того стажа, что приобретен на территории одной из них, недостаточно для возникновения права на пенсию. Но только если такой стаж работы не совпадает по времени .

7. Каждое государство — член ЕАЭС будет назначать и выплачивать пенсию за стаж работы на его территории, приобретенный после вступления в силу Соглашения . То есть, к примеру, Беларусь будет платить пенсии за периоды работы на ее территории.

Пример
Гражданин Армении после вступления в силу Соглашения будет работать в Беларуси. При возникновении права на пенсию по условиям пенсионного законодательства нашей страны Беларусь назначит ему пенсию за стаж, приобретенный именно в нашем государстве.

Обратите внимание!
При исчислении размера пенсии за стаж, приобретенный до вступления Соглашения в силу, будут применяться нормы Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, а для Беларуси и России — Договора между Россией и Беларусью о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 .

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

О подписании Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

МОСКВА

О подписании Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" одобрить представленный Минтрудом России согласованный с МИДом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и предварительно проработанный с Таджикистанской Стороной проект Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (прилагается).

Поручить Минтруду России провести с участием МИДа России переговоры с Таджикистанской Стороной и по достижении договоренности подписать от имени Российской Федерации указанный Договор, разрешив вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального характера.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

ДОГОВОРмежду Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения

Российская Федерация и Республика Таджикистан, в дальнейшем именуемые Договаривающимися Сторонами,

руководствуясь желанием углублять дружественные отношения между двумя государствами и развивать сотрудничество в области пенсионного обеспечения,

договорились о нижеследующем:

Раздел I

Общие положения

Статья 1

Понятия

1. Для целей настоящего Договора следующие понятия означают:

1) "законодательство" - законы и другие нормативные правовые акты Договаривающихся Сторон, регулирующие отношения, предусмотренные в статье 2 настоящего Договора;

2) "уполномоченные органы" - органы, уполномоченные определять порядок применения настоящего Договора на территории соответствующей Договаривающейся Стороны, которыми признаются:

в Российской Федерации - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

в Республике Таджикистан - Агентство социального страхования и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан;

3) "компетентные учреждения" - учреждения Договаривающихся Сторон, на которые возложено применение законодательства в отношении того, что предусмотрено в статье 2 настоящего Договора;

4) "застрахованное лицо" - лицо, признанное таковым в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон;

5) "член семьи" - лицо, определенное или признанное таковым в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон;

6) "место жительства (проживания)" - место постоянного или временного проживания на законных основаниях на территориях Договаривающихся Сторон, определяемое или признаваемое в качестве такового законодательством Договаривающихся Сторон;

7) "страховой стаж" - периоды работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы, а также иные периоды, учитываемые в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон при определении права на пенсии и исчислении их размеров;

8) "пенсии и пособие" - денежные выплаты, указанные в статье 2 настоящего Договора, предусмотренные законодательством Договаривающихся Сторон.

2. Другие понятия, применяемые в настоящем Договоре, имеют значение, которое им придается законодательством соответствующей Договаривающейся Стороны.

Статья 2

Сфера применения

1. Настоящий Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством о пенсионном обеспечении обеих Договаривающихся Сторон, в том, что относится к:

1) в Российской Федерации:

страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также к фиксированной выплате к страховой пенсии, повышению и (или) увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплате к страховой пенсии, если иное не предусмотрено настоящим Договором;

накопительной пенсии и иным выплатам за счет средств пенсионных накоплений;

социальному пособию на погребение;

социальной (федеральной или региональной) доплате к пенсии;

2) в Республике Таджикистан:

страховой пенсии по возрасту, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца;

накопительной части страховой пенсии по возрасту и по инвалидности;

надбавкам к страховым и государственным пенсиям;

пособию на погребение.

2. Настоящий Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством каждой из Договаривающихся Сторон об уплате страховых взносов для обеспечения пенсий, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

3. Настоящий Договор распространяется и на отношения, регулируемые законодательством о пенсионном обеспечении Договаривающихся Сторон, которое изменяет или дополняет положения, изложенные в пункте 1 настоящей статьи, за исключением законодательства, которое расширяет круг лиц, а также устанавливает новые виды пенсионного обеспечения (страхования), если Договаривающиеся Стороны не договорятся об ином.

Статья 3

Круг лиц

Настоящий Договор распространяется на застрахованных лиц, отвечающих одновременно следующим условиям:

1) являются гражданами одной из Договаривающихся Сторон;

2) подпадали или подпадают под действие законодательства Договаривающихся Сторон.

Действие настоящего Договора также распространяется на членов семей указанных лиц, которые подпадали или подпадают под действие законодательства Договаривающихся Сторон.

Статья 4

Равные права

Если иное не определено настоящим Договором, следующие лица в период проживания на территории одной из Договаривающихся Сторон будут обладать одинаковыми правами и обязанностями в отношении того, что изложено в статье 2 настоящего Договора, как и граждане этой Договаривающейся Стороны:

1) граждане другой Договаривающейся Стороны;

2) беженцы в рамках статуса, определенного Конвенцией о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. и Протоколом, касающимся статуса беженцев, от 31 января 1967 г.;

3) члены семей лиц, указанных в пунктах 1 - 2 настоящей статьи.

Статья 5

Общие положения о выплате пенсий

1. По заявлению застрахованного лица назначенные пенсии могут выплачиваться ему на территории Договаривающейся Стороны, их назначившей, либо переводиться на территорию другой Договаривающейся Стороны.

2. Если иное не определено настоящим Договором, пенсии, назначенные и выплачиваемые Договаривающимися Сторонами, не подлежат уменьшению, приостановлению или прекращению в связи с проживанием застрахованного лица на территории другой Договаривающейся Стороны или на территории третьего государства.

3. При переезде застрахованного лица, которому назначена пенсия, включая выплаты, устанавливаемые к пенсии, и повышения, с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны или на территорию третьего государства для проживания ее выплата продолжается Договаривающейся Стороной, ее назначившей.

4. В случае переезда застрахованного лица на постоянное место жительства в третье государство выплата назначенных пенсий по его выбору продолжает осуществляться Договаривающейся Стороной, их назначившей, либо на территории этой Договаривающейся Стороны, либо переводиться на территорию другой Договаривающейся Стороны.

5. Положения пунктов 1 - 4 настоящей статьи не распространяются в отношении:

Российской Федерации - на фиксированную выплату к страховой пенсии, валоризацию пенсионных прав в денежном выражении, доплаты к страховой пенсии, которые согласно законодательству Российской Федерации устанавливаются с учетом места жительства получателя пенсии и (или) члена его семьи, а также на сумму пенсии, исчисленной за страховой стаж, учтенный с применением норм международного договора, согласно которому обязательство по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого получатель пенсии проживает;

Республики Таджикистан - на применение районных коэффициентов к минимальной и базовой пенсиям, которые устанавливаются с учетом места жительства, надбавкам к страховым и государственным пенсиям.

6. Компетентное учреждение одной Договаривающейся Стороны, осуществляющее выплату пенсий на территорию другой Договаривающейся Стороны, несет расходы по их переводу.

Статья 6

Особые положения о выплате пенсий

1. Если обстоятельства, влияющие на установление пенсий или их выплату по законодательству одной Договаривающейся Стороны, имеют место на территории другой Договаривающейся Стороны, то первая Договаривающаяся Сторона рассматривает данные обстоятельства, как если бы они имели место на ее территории.

2. Назначение и выплата пенсии в соответствии с законодательством одной Договаривающейся Стороны не влияют на право застрахованного лица на одновременное назначение и выплату пенсии такого же и (или) другого вида, предусмотренных статьей 2 настоящего Договора, согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, если иное не предусмотрено настоящим Договором.

3. При установлении федеральной или региональной социальной доплаты к пенсии в Российской Федерации учитываются пенсии, установленные в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

4. Социальная пенсия в соответствии с законодательством одной Договаривающейся Стороны назначается и выплачивается при условии неполучения застрахованным лицом (членом его семьи) пенсии, предусмотренной статьей 2 настоящего Договора, по законодательству другой Договаривающейся Стороны.

5. Лица, имеющие право на получение сумм пенсии, не полученных застрахованным лицом или членом его семьи в связи со смертью, обращаются с заявлением об их выплате и необходимыми документами в компетентное учреждение одной из Договаривающихся Сторон.

Раздел II

Применимое законодательство

Статья 7

Общее положение

Застрахованные лица, на которых распространяется действие настоящего Договора, подпадают исключительно под действие законодательства той Договаривающейся Стороны, на территории которой они осуществляют трудовую (работа по найму) и (или) иную (работа не по найму) деятельность, если иное не предусмотрено настоящим Договором.

Статья 8

Особые положения

Из положений статьи 7 настоящего Договора устанавливаются следующие исключения:

Если в связи с непредвиденными обстоятельствами необходимые работы требуют больше времени, чем это было первоначально предусмотрено, и их продолжительность превышает 24 месяца, по согласованию между уполномоченными органами Договаривающихся Сторон законодательство первой Договаривающейся Стороны применимо к застрахованному лицу вплоть до завершения этих работ;

2) положения пункта 1 настоящей статьи применяются и в отношении застрахованных лиц, осуществляющих иную (работа не по найму) деятельность;

3) в отношении сотрудников дипломатических представительств и работников консульских учреждений Договаривающихся Сторон, а также частных домашних работников применяются соответственно положения Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. и других международных договоров, действующих между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан;

4) на членов экипажа, а также на других лиц, принятых на работу на судно, распространяется законодательство Договаривающейся Стороны, под флагом которой плавает данное судно.

6) на лиц, принятых на работу по погрузке, разгрузке и ремонту судов или в службу охраны порта, распространяется законодательство той Договаривающейся Стороны, на территории которой расположен порт.

Раздел III

Положения о пенсиях и пособии

Статья 9

Определение права на пенсию

1. Каждая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Договором.

2. При определении права на пенсию под страховым стажем, приобретенным на территориях Договаривающихся Сторон и в соответствии с их законодательством, понимается:

в отношении Российской Федерации - страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики;

в отношении Республики Таджикистан - страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики.

3. В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, то первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории. При этом подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая устанавливает пенсию.

4. Если страхового стажа, приобретенного по законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию, требуемого для права на нее недостаточно, во внимание принимается и страховой стаж, приобретенный по законодательству другой Договаривающейся Стороны, а также третьего государства, с которым Договаривающаяся Сторона, назначающая пенсию, имеет международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании), в случае если третье государство подтвердит страховой стаж.

5. При определении права на пенсию в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи страховой стаж, совпадающий по времени его приобретения, не учитывается.

6. В Российской Федерации при определении права на пенсию в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящей статьи величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа, приобретенного на ее территории, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. В случае если согласно законодательству Российской Федерации право на пенсию в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента не возникает, применяется величина индивидуального пенсионного коэффициента, равная единице за один год стажа работы, приобретенного на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики, а также на территориях третьих государств, с которыми у Российской Федерации заключен международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании). При этом один месяц страхового стажа составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день - 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.

7. При определении права на пенсию в связи с работой по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях по законодательству одной из Договаривающейся Сторон аналогичные периоды работы на территории другой Договаривающейся Стороны с периодами такой работы на территории первой Договаривающейся Стороны не суммируются, но учитываются как периоды страхового стажа на общих основаниях, за исключением периодов работы на территориях бывших Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Таджикской Советской Социалистической Республики, имевших место до 1 января 1991 г.

8. Если страховой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством одной Договаривающейся Стороны, составляет менее 12 месяцев, то пенсия не устанавливается, кроме случаев, когда этот страховой стаж дает право на пенсию.

9. При определении права на досрочную страховую пенсию по старости (по возрасту), которая зависит от количества членов семьи, учитываются дети, рожденные и воспитанные:

в отношении Российской Федерации - на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики;

в отношении Республики Таджикистан - на территории Республики Таджикистан, а также на территории бывшей Таджикской Советской Социалистической Республики.

Статья 10

Накопительная пенсия (накопительная часть страховой пенсии) и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений

В Российской Федерации определение права на накопительную пенсию и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также исчисление их размеров производятся согласно ее законодательству.

В Республике Таджикистан определение права на накопительную часть страховой пенсии по возрасту и инвалидности, а также исчисление их размеров и выплата производятся согласно ее законодательству.

Статья 11

Определение размера пенсии

1. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Договором.

2. При исчислении размера пенсии по законодательству Российской Федерации учитывается страховой стаж, приобретенный в соответствии с ее законодательством, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Периоды, приобретенные на территориях других бывших республик Союза Советских Социалистических Республик, а также на территориях третьих государств, не учитываются.

При исчислении размера пенсии по законодательству Республики Таджикистан учитывается страховой стаж, приобретенный в соответствии с ее законодательством, а также на территории бывшей Таджикской Советской Социалистической Республики. Периоды, приобретенные на территориях других бывших республик Союза Советских Социалистических Республик, а также на территориях третьих государств, не учитываются.

3. Если продолжительность страхового стажа на территории Российской Федерации и на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики составляет менее требуемой продолжительности страхового стажа для определения права на страховую пенсию, то размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также размер повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и увеличения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливаются пропорционально отношению фактической продолжительности страхового стажа, приобретенного на ее территории, а

Размер пенсии в России для лиц, имеющих трудовой стаж на территории Беларуси, определяется с учетом Договора от 24.01.2006 года и Соглашения от 20.12.2019 г. Однако основой является именно российское пенсионное законодательство. В данной статье Вы найдете простую и понятную инструкцию по расчету размера пенсии со ссылками на нормы международных договоров и действующего российского законодательства.

Содержание статьи:

Что нужно знать о Договоре 2006 года и Соглашении 2019 года между Российской Федерацией и Республикой Беларусь

В случае, если гражданин имеет период работы на территории Республики Беларусь более 12 месяцев после 13.03.1992 года, его пенсионные права, включая порядок расчета размера пенсии, определяются с учетом положений международного права.

Во-первых, Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 года (ратифицирован Федеральным законом РФ от 7.12.2006 г. № 227-ФЗ, вступил в силу 29.03.2007 г.).

Во-вторых, Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 г. (ратифицировано Федеральным законом РФ от 09.11.2020 г. № 354-ФЗ, вступило в силу 01.01.2021 г.).

Данные документы содержат положения, существенно влияющие на подсчет трудового стажа, стажевого коэффициента и пенсионного капитала, и как следствие – на размер пенсии.

Стоит отменить наиболее важные положения Соглашения 2019 года.

Согласно п.5 ст.7 Соглашения право на пенсию в России, за исключением накопительной пенсии, а также трудовых (страховых) пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, в соответствии с настоящим Соглашением возникает при наличии не менее 12 полных месяцев стажа работы, приобретенного на территории Республики Беларусь.

На основании ст.8 Соглашения размер пенсии в России определяется исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии с российским законодательством, и в порядке, установленном в России.

В соответствии со ст.12 Соглашения, назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:

  • за стаж работы, приобретенный после 01.01.2021 г. пенсия назначается и выплачивается государством, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
  • за стаж работы, приобретенный до 01.01.2021 г. пенсия назначается и выплачивается с учетом Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

При этом, согласно п.3 ст.7 Соглашения в Российской Федерации при определении права на пенсию величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа работы, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик. В случае если величины индивидуального пенсионного коэффициента недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается величина индивидуального пенсионного коэффициента, равная 1 за 1 год стажа работы, приобретенного на территориях государств-членов. При этом 1 месяц стажа работы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а 1 день — 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.

Поскольку страховая пенсия включает в себя страховую часть и фиксированную выплату, важно учитывать положения п.4 ст.4 Соглашения, согласно которым следующие денежные выплаты производятся только при условии проживания трудящегося на территории России:

  • фиксированная выплата к страховой пенсии;
  • повышение и (или) увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии;
  • доплата к страховой пенсии, валоризация пенсионных прав в денежном выражении.

Пошаговая инструкция расчета размера пенсии с учетом периода работы на территории Республики Беларусь

1. Учитываем стаж работы на территории обеих государств до 01.01.2002 г.

В соответствии с п.1 ст. 11 Договора при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

Для примера возьмем следующие периоды работы мужчины

  • с 01.05.1977 по 30.04.1978 – советский период;
  • с 01.05.1978 по 10.05.1978 – советский период;
  • с 11.05.1978 по 22.05.1980 – служба в Армии;
  • с 01.07.1980 по 19.03.1987 – советский период;
  • с 30.03.1987 по 07.04.1988 – советский период;
  • с 25.04.1988 по 11.07.1988 – советский период;
  • с 12.07.1988 по 12.03.1992 – советский и российский период;
  • с 13.03.1992 по 27.05.1998 – на территории Республики Беларусь;
  • с 28.05.1998 по 13.10.2000 – на территории Республики Беларусь;
  • с 24.11.2000 по 31.12.2001 – на территории РФ.

Таким образом, календарный общий трудовой стаж до 01.01.2002 года (по п. 3 ст. 30 федерального закона №173-ФЗ – не включается период учебы, не применяется льготный порядок исчисления стажа) составил 24 года 04 мес. 16 дней, в том числе: в России 15 лет 09 мес. 15 дней, в Беларуси 08 лет 07 мес. 01 день).

Рассчитать стаж можно с помощью нашего калькулятора.

Подсчитанный стаж необходим для определения стажевого коэффициента, который для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

В нашем случае, поскольку стаж менее 25 лет, стажевый коэффициент равен 0,55.

2. Учитываем заработок до 01.01.2002 года.

Возможно два варианта учета заработка, из которых выбирается наиболее выгодный:

1) среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

2) за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами (справки о заработке).

Далее нужно рассчитать коэффициент соотношения Вашего среднего заработка со средним заработком за аналогичный период по стране. При этом нужно учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Рассчитать наиболее выгодное отношение Вашего среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации с учетом имеющихся у Вас данных о ежемесячном заработке можно с помощью нашего калькулятора.

В нашем примере максимально выгодное отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате по стране определено за 60 месяцев с февраля 1987 г. по январь 1992 г. и составило 1,292. С учетом законодательного ограничения в нашем случае коэффициент соотношения заработных плат равен 1,2.

3. Рассчитываем расчетный размер трудовой пенсии (РП) за период до 01.01.2001 г.

Расчетный размер трудовой пенсии рассчитывает по формуле:

РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где

РП — расчетный размер трудовой пенсии;

СК — стажевый коэффициент;

ЗР / ЗП – коэффициент соотношения среднемесячный заработок гражданина с среднемесячной заработной платой по стране за тот же период

СЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ (1671 руб.).

РП = 0,55 х 1,2 х 1671 = 1102,86 руб.

4. Устанавливаем величину расчетного пенсионного капитала на 01.01.2002 года.

Устанавливаем величину расчетного пенсионного капитала (ПК) на 01.01.2002.

Размер базовой части трудовой пенсии по старости (БЧ) на 1 января 2002 года установлен законодательством Российской Федерации в размере 450 руб.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости установлен ч. 1 ст. 32 федерального закона №173-ФЗ в количестве 228 месяцев.

ПК = (РП – БЧ) х Т = (1102,86 – 450) х 228 = 148 852,08 руб.

Поскольку в нашем примере общий трудовой стаж на 31.12.2001 г. менее 25 лет (24 года 04 мес. 16 дней), пенсионный капитал подлежит соразмерному уменьшению:

ПК = 148852,08 х Общий трудовой стаж / 25 лет =

= 148 852,08 х (24 х 12 + 4 +16/30) / 300 = 145 147,32 руб.

5. Учитываем валоризацию.

Что касается валоризации, ее размер устанавливается в соответствии с п. 1 ст. 30.1 Федерального закона № 173-ФЗ.

Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Соответственно, поскольку стаж до 1991 года составляет 13 полных лет (13 лет 05 мес. 26 дней), расчетный пенсионный капитал увеличивается на 13 % и плюс 10 % за стаж до 2002 года. Всего расчетный пенсионный капитал увеличивается в 1,23 раза.

ПК = 145 147,32 х 1,23 = 178 531,20 руб.

6. Учитываем коэффициент выработки российского стажа – требования абз. 2 п.1 ст.12 Договора.

В соответствии с указанным положением, в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, исчисление размера пенсии, соответствующего страховому (трудовому) стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится следующим образом: размер пенсии, определенный согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин — на 300 месяцев, для женщин — на 240 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается).

В нашем примере трудовой стаж до 01.01.2002 года, приобретенный на территории России составляет 15 лет 09 мес. 15 дней или 189 мес.

ПК = 178 531,20 х 189 / 300 = 112 474,66 руб.

7. Индексируем расчетный пенсионный капитал на 31.12.2014 г.

Необходимо учитывать, что с 2002 по 2014 год ежегодно проводилась индексация расчетного пенсионного капитала, и в каждом году утверждался свой коэффициент повышения. В итоге, к 31 декабря 2014 года, к моменту вступления в силу новых пенсионных правил, коэффициент индексации составил 5,6148166. Это означает, что величина расчетного пенсионный капитал увеличивается в 5,6148166 раз.

ПК = 112 474,66 х 5,6148166 = 631 524,59 руб.

8. Учитываем страховые взносы за периоды работы с 2002 по 2014 годы.

В данные период на размер пенсии влияют только страховые взносы, уплачиваемые работодателем в Пенсионный Фонд России.

При этом, уплаченные взносы индексируются на по состоянию на 31.12.2014 года.

Узнать сумму страховых взносов с учетом индексации можно в личном кабинете на сайте Пенсионного Фонда России (закажите выписку из индивидуального лицевого счета) или на нашем сайте с помощью нашего пенсионного калькулятора (для расчета потребуются данные о Вашем заработке).

В нашем примере общая сумма страховых взносов с учетом индексации за период с 2002 по 2014 годы включительно составила 467 508,89 руб.

ПК = 631 524,59 + 467 508,89 = 1 099 033,48 руб.

9. Рассчитываем страховую часть пенсии.

Далее, рассчитываем страховую часть пенсии (СЧ): результат деления расчетного пенсионного капитала (ПК) на ожидаемый период выплаты пенсии (Т). Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости на 2021 год установлен законодательством Российской Федерации в количестве 228 месяцев.

СЧ = ПК / Т = 1 099 033,48 / 228= 4 820,32 руб.

10. Рассчитываем пенсионные баллы (ПБ) до 01.01.2015 г.

Пенсионные баллы (ПБ) рассчитываются как результат деления размера страховой части пенсии (СЧ) на стоимость пенсионного балла на 01.01.2015 (СБ).

Стоимость одного пенсионного балла по состоянию на 1 января 2015 года (СБ) установлена законодательством Российской Федерации в размере 64 рублей 10 копеек.

ПБ = СЧ / СБ = 4 820,32 / 64,1 = 75,2 балла

11. Учитываем пенсионные баллы после 2015 года.

С 01.01.2015 года уплаченные страховые взносы переводятся в пенсионные баллы в соответствии с федеральным законом 400-ФЗ.

Индивидуальный пенсионный коэффициент рассчитывается за каждый календарный год в следующем порядке:

СВ × 12 месяцев : СВmax × 10, где:

СВ – размер страховых взносов, которые работодатель уплачивает за Вас по тарифу 16%

СВmax – сумма страховых взносов, которые уплачивает работодатель по тарифу 16% с предельной величины базы, установленной для их исчисления:

  • в 2015 году- 711 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 113 760 рублей) – постановление Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1265.
  • в 2016 году- 796 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 127 360 рублей) – постановление Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1265;
  • в 2017 году – 876 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 140 160 рублей) – постановлением от 29.11.2016 г. № 1255;
  • в 2018 году – 1 021 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 163 360 рублей) – пункт 5 статьи 421 НК РФ;
  • в 2019 году – 1 150 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 184 000 рублей) – пункт 5 статьи 421 НК РФ;
  • в 2020 году – 1 292 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 206 720 рублей) – пункт 5 статьи 421 НК РФ;
  • в 2021 году – 1 465 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 234 400 рублей) – пункт 5 статьи 421 НК РФ.

Вы можете рассчитать пенсионные баллы в автоматическом режиме с помощью нашего пенсионного калькулятора.

В нашем примере на момент выхода на пенсию накоплено 9,607 баллов.

Таким образом, с учетом накопленных пенсионных баллов за 2015-2021 годы, их общее количество составляет:

ПБ = 75,2 + 9,607 = 84,807 балла

12. Путем преобразования Ваших пенсионных прав в определенное количество пенсионных баллов, мы можем рассчитать размер Вашей пенсии.

Для расчета размера пенсии применяется следующая формула: накопленное количество баллов умножается на стоимость одного балла и прибавляется фиксированная выплата.

С 01.01.2021 года для расчета размера пенсии применяется следующая формула: накопленное количество баллов умножается на стоимость одного балла (на 01.01.2021 цена пенсионного балла составляет 98,86 рублей) и прибавляется фиксированная выплата (на 01.01.2021 г. – 6044,48 руб.).

В соответствии с п.4 ст.4 Соглашения фиксированная выплата к страховой пенсии, доплата к страховой пенсии, валоризация в денежном выражении производятся только при условии проживания на территории РФ.

П = Б х СБ + ФВ = 84,807 х 98,86 + 6044,48 =
14 428,50 руб.

С 01.01.2022 года, размер пенсии составит:

П = Б х СБ + ФВ = 84,807 х 104,69 + 6 401,1 = 15 279,54 руб.

Спорные положения международных положений

Данное право закреплялось в п.2 ст.23 Договора 2006 года, но не содержится в Соглашении 2019 года.

Вы можете оставить свой отзыв или просто слова благодарности на Яндексе — мы будем знать, что наша работа приносит пользу.

Читайте также: