Отменят ли пенсии в белоруссии

Обновлено: 13.05.2024


В поисках справедливости

— Нынешняя система начислений пенсий не всегда работает справедливо, — заявил М.Орда.

Он привел в пример двух рабочих одного из заводов: один все время учится, повышает квалификацию, разряд, работает от темна до темна. Второй трудится не напрягаясь и не хочет повышать образование.

— Разница в пенсии у них составит 100–150 рублей, хотя заработная плата у первого выше, пенсионные отчисления и, соответственно, накопления различаются в несколько раз, — приводит пример глава ФПБ.

Еще один пример: достигнув пенсионного возраста, человек продолжает работать, соответственно, отчисляет и накапливает пенсионные взносы. Но при этом пенсию ему не пересчитывают.

— К нам обращаются люди и говорят, что это несправедливо. Мы уже направили в правительство свои предложения по совершенствованию пенсионной системы и считаем, что эту тему нужно детально обсудить, выслушать мнение людей и принимать решения по установлению более справедливых подходов, — считает М.Орда.

Что предлагает руководство страны

Отметим, что на VI Всебелорусском народном собрании Президент Беларуси внес предложения по совершенствованию пенсионной системы.

Сколько пенсионеров в Беларуси и какая у них пенсия?

В Беларуси насчитывается более 2,5 млн пенсионеров при количестве населения почти 9,5 млн. В настоящее время на одного пенсионера приходится 1,7 работающего. Пенсионеры составляют почти 27 % населения Беларуси, расходы на пенсии в 2020 г. достигли 9 % ВВП. Средний размер пенсии по возрасту неработающего пенсионера в декабре прошлого года составил 511,3 рубля. За последние 5 лет средний размер пенсий в Беларуси увеличился почти в 1,7 раза.


Что предлагают профсоюзы

Федерация профсоюзов внесла в правительство пакет предложений по совершенствованию пенсионной системы

В частности, для дифференциации пенсионных выплат предлагается более активно использовать дополнительное пенсионное страхование. Речь идет о более широком участии в таких программах как бизнеса, так и непосредственно работников. При этом должна сохраниться и солидарная система пенсионного обеспечения, которая сегодня действует в Беларуси. Сочетание двух этих механизмов поможет решить вопрос повышения выплат и максимального учета трудовых заслуг работника при назначении пенсии.

Сегодня довольно часто в трудовых коллективах поднимается вопрос о необходимости совершенствования подходов к исчислению страхового стажа. В частности, сейчас в страховой стаж не включают периоды, связанные с беременностью и родами, уходом за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

В страховой стаж засчитывается, к примеру, период срочной военной службы. Такой же подход, по мнению профсоюзов, должен применяться и в отношении женщин при рождении детей.

В ФПБ подчеркивают, что постепенное увеличение необходимого для начисления трудовой пенсии страхового стажа приводит к тому, что некоторые граждане в принципе не могут получить трудовую пенсию. Причем зачастую не по своей вине, например, если человека увольняют в связи с сокращением численности или штата и у него отсутствует нужный страховой стаж. А ведь трудоустроиться в предпенсионном возрасте намного сложнее, чем в более молодом.

Также отмечаются ситуации, когда в связи с экономической несостоятельностью организации за работников не уплачивают страховые взносы, переводят их на неполный рабочий день, отправляют в отпуска без сохранения заработной платы. Все это приводит к исключению некоторых периодов из страхового стажа. В качестве решения подобных проблем ФПБ предлагает ввести альтернативные механизмы приобретения застрахованным лицом недостающего страхового стажа и смягчить некоторые условия его исчисления.

Еще один актуальный вопрос — размер пенсионных выплат работающим пенсионерам. Сейчас, если работник по достижении пенсионного возраста продолжает работать, размер его пенсии не пересчитывается независимо от того, сколько он еще трудился. При этом работник по-прежнему отчисляет страховые взносы.

Профсоюзы предлагают установить более справедливый подход и производить перерасчет пенсии с учетом стажа работы после ее назначения. Альтернативный вариант — отменить в отношении работающих пенсионеров взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения в размере 1 % от заработной платы.

Трудовым кодексом предусмотрено, что наниматель с согласия работника обязан продлить срок действия контракта либо заключить новый контракт с добросовестным работником, которому до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более 2 лет, — не менее чем до достижения указанного возраста. Людям зрелого возраста все труднее на равных конкурировать на рынке труда. Поэтому предлагается распространить гарантии Трудового кодекса на лиц, у которых до наступления пенсионного возраста осталось 5 лет.

Ряд предложений ФПБ касаются начисления пенсий за особые условия труда, профессиональной и льготной пенсий отдельным категориям работников.

Смотрите также:

Что не так с пенсиями по возрасту в Беларуси: четыре тревожных факта

На начало 2019 года доля пожилых белорусов (65 лет и старше) в общей численности населения составляла 15,2% (в 2010 году — 13,8%).

Справка. Сегодня пенсии получают 2,5 миллиона белорусов, из них пенсионеров по возрасту — 2,03 миллиона человек.

Чем больше в стране пожилых людей, тем меньше становится граждан трудоспособного возраста — их количество и доля в 2010–2019 годах снизилась на 370 тысяч (это сопоставимо с населением такого областного центра, как Витебск). Причем демографическая нагрузка, которую создают граждане 65 лет и старше, увеличилась с 373 до 433 человек на одну тысячу трудоспособных белорусов.

Справка. В 2020 году мужчины вправе выходить на пенсию в 62 года, а женщины в 57 лет. До 2022 года возраст выхода мужчин на пенсию увеличится до 63 лет, а женщин — до 58 лет.

Этот фактор создает риск того, что финансовая устойчивость пенсионной системы снизится.

Вдобавок государству придется тратить еще больше денег на выплату пенсий.

Так, удельный вес социальных пособий в общем объеме денежных доходов населения увеличился с 18% в 2011 году до 21% — в 2018 году.

Государство не создало накопительную систему пенсий

За 30 лет независимости у нашего государства не дошли руки до того, чтобы создать систему накопительных пенсий. Страна решила остаться на старых советских позициях, то есть использовать солидарную пенсионную систему.

Справка. На размер пенсии в Беларуси влияет размер трудового стажа, период уплаты взносов в ФСЗН (страховой стаж) и величина зарплаты, из которой делались взносы.

Между тем другие страны на постсоветском пространстве уже бьют в набат, предвидя крах старой пенсионной системы.

Так, премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил , что из-за стремительного старения населения стране, возможно, придется отменить выплату пенсий уже через 15 лет. Это неизбежно произойдет, если Украина не разработает и не введет накопительную систему пенсий.

Все другие способы не сработают. В том числе у государства не получится переложить содержание пенсионеров на частный бизнес путем повышения налогов.

В то время как белорусские власти продолжают механически распределять пенсии, 72% белорусов полагают, что существующая государственная пенсия в силу своего небольшого размера не обеспечит им безбедную старость.

Такие данные по результатам опроса обнародовали в конце 2019 года Исследовательский центр ИПМ и BEROC.

Неудивительно, что некоторые наши граждане всерьез озаботились тем, чтобы самим себе обеспечить в старости финансовую подушку безопасности.

Для этого они используют программы накопительного пенсионного страхования. Их предлагают сейчас белорусские банки и страховые компании.

Суть программы дополнительной пенсии заключается в том, что страховые взносы, которые накапливаются по договору, увеличиваются за счет начисляемых на них гарантированных процентов.

По этой программе гражданин может сам выбрать, как часто и сколько он будет откладывать и в какой валюте. Специалисты советуют делать отчисления в размере 10% от зарплаты.

Помимо того, что государство не решило глобальную задачу в области пенсионной системы, оно еще не может решить микрозадачу — поднять среднюю пенсию по возрасту до 40% от средней зарплаты по стране.

Справка. Средняя номинальная начисленная заработная плата в августе 2020 года составила 1276,4 рубля, что меньше по сравнению с июлем на 11,1 рубля, или на 0,9%.

Разговоры об этом ведутся с 2018 года, но выполнить план удавалось только в отдельные месяцы. В августе 2020 года этот показатель составил 37%.

Пенсии не могут похвастаться размером перед соседями

По данным на сентябрь 2020 года, средний размер трудовой пенсии по возрасту в нашей стране составлял 473,82 рубля.

Тогда как в Польше средняя пенсия выше в 3,5 раза, в Литве — в 2,4 раза, в Латвии — в 2,3 раза, чем в Беларуси.

Средняя пенсия у неработающих пенсионеров в России составляет 16 491,63 российского рубля, или 549 белорусских. В 2021 году россиянам добавят к пенсии еще одну тысячу рублей.

Из соседних стран меньше пенсии только у граждан Украины. Страна, которая до сих пор продолжает вести войну и нести боевые потери на Донбассе, выплачивает среднюю пенсию по возрасту в размере 3413 гривен (316 рублей).

Помимо того, что трудовые пенсии в Беларуси весьма скромные, они еще медленно растут.

Так, на сайте комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома сообщается, что средний размер трудовых пенсий в мае 2019 года составлял 439,57 рубля, а в мае 2020 года — 470,59 рубля.

То есть за год пенсии выросли на 6,5% и к сентябрю 2020 года добавили еще 0,7%.

Пенсионеры продолжают работать до глубокой старости

Почти четверть белорусов после выхода на пенсию продолжает работать — это 600 тысяч человек, или 24%.

При этом в столице по-прежнему трудятся свыше 165 тысяч человек (в мае 2020 года на учете здесь состояло почти 480 тысяч пенсионеров), и некоторые из них работают даже достигнув 80-летнего возраста.

Так, в возрастной категории 80–89 лет трудовую деятельность продолжают 531 мужчина и 465 женщин, которые живут в Минске, 90–99 лет — 7 и 6 соответственно.

Не наслаждаться заслуженным отдыхом, а продолжать работу людей вынуждают, помимо тяги к труду, их небольшие пенсии.

Между тем само государство настроено оптимистично в отношении числа работающих пенсионеров.

Этот оптимизм объясняется просто. Достойное долголетие — это прекрасно, но стране нужны работники.

Пенсионный возраст в Беларуси. Новые данные на 2021 год


Пенсионный возраст в Беларуси – это количество лет, по достижении которых гражданин получает право на заслуженный отдых и начисление пенсии по возрасту.

Согласно этому документу, с 1 января 2017 года общеустановленный пенсионный возраст в стране повышается ежегодно на 6 месяцев на протяжении шести лет, и к 2022 году достигнет отметок 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Благодаря увеличению пенсионного возраста количество пенсионеров сокращается, что дает возможность увеличивать пенсии более высокими темпами, чем даже заработную плату. В настоящее время в Беларуси живут около 2,5 млн пенсионеров по возрасту.

Таким образом, выход на пенсию в Беларуси происходит:

до 2017 года – у мужчин в 60 лет, у женщин в 55 лет;

· с 1 января 2017 года – у мужчин в 60 лет и 6 месяцев, у женщин в 55 лет и 6 месяцев;

· с 1 января 2018 года – у мужчин в 61 год, у женщин в 56 лет;

· с 1 января 2019 года – у мужчин в 61 год и 6 месяцев, у женщин в 56 лет и 6 месяцев;

· с 1 января 2020 года – у мужчин в 62 года, у женщин в 57 лет;

· с 1 января 2021 года – у мужчин в 62 года и 6 месяцев, у женщин - 57 лет и 6 месяцев;

· с 1 января 2022 года – у мужчин в 63 года, у женщин в 58 лет.

Указом также предусмотрено аналогичное увеличение возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет (за 6 лет на 3 года).

Общий трудовой стаж– это период трудовой, предпринимательской, общественной и иной деятельности, установленной законодательством.

Страховой стаж– это продолжительность только того времени трудовой деятельности, на протяжении которого производились обязательные страховые отчисления в государственный бюджет.

Человек, который не накопил требуемый стаж, может претендовать на социальную пенсию. Однако назначена она будет по достижении мужчинами возраста 65 лет, женщинами – 60 лет.

Право на трудовую пенсию в Беларуси имеют граждане, накопившие страховой стаж:

· В 2017 году – минимум 16 лет:

· В 2018 году – минимум 16,5 лет;

· В 2019 году – минимум 17 лет;

· В 2020 году – минимум 17,5 лет;

· В 2021 году – минимум 18 лет;

· В 2022 году – минимум 18,5 лет:

· В 2023 году – минимум 19 лет;

· В 2024 году – минимум 19,5 лет;

· В 2025 году – минимум 20 лет.

Согласно этому документу, предусмотрено с 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, засчитывать период нахождения их в декретном отпуске (по уходу за ребенком) в трудовой стаж продолжительностью до 12 лет в общей сложности (до 1 января 2021 года – максимум был 9 лет). Назначать им трудовые пенсии при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (до 1 января 2021 года – было не менее 17 лет 6 месяцев).

Также согласно указу, с 1 января 2021 годаинвалидам I и II группы, имеющим инвалидность более 10 лет, будут снижены требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности).Инвалидам с детства на 5 лет снизятся требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет).Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии до уровня, сопоставимого с минимальной пенсией по возрасту.

Указом предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) с 1 января 2021 годабудут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такая пенсия будет назначаться при достижении 60 лет, а мужчинам - 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков

Это предусмотрено указом №136 "О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан", который с 1 октября нынешнего года вступает в силу. С этой даты белорусские пенсионеры смогут воспользоваться более прогрессивной шкалой отсроченного выхода на пенсию, чтобы увеличить в будущем ее размер, отметил в беседе с корреспондентом БЕЛТА заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков.

- Валерий Валерьевич, механизм отложенной пенсии существовал и раньше - эта норма содержится в пенсионном законодательстве уже несколько лет и не является нововведением. Каковы прежние условия? Можно ли на примере пояснить, в чем выгодность новой прогрессивной шкалы?
- В соответствии с Законом Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" лицам, продолжившим работу после достижения пенсионного возраста без получения пенсии, предоставляется возможность увеличить размер пенсии по возрасту на 1% заработка, принимаемого для исчисления пенсии, за два месяца работы.
Например, у пенсионера заработок для исчисления пенсии в сентябре 2012 года - Br3 млн. 400 тыс. (этот пенсионер в настоящее время не работает). Размер его пенсии по возрасту при стаже 45 лет - Br2 млн. 550 тыс. Если бы он отложил выход на пенсию на 5 лет, то размер его пенсии в сентябре 2012 года составил бы Br3 млн. 570 тыс., то есть, был бы выше на 40%.
Нормы указа №136 позволяют увеличить размер пенсии следующим образом: за первый год работы при тех же условиях - на 6% заработка, применяемого для исчисления пенсии, за второй - на 8%, за третий - на 10%, за четвертый - на 12%, за пятый и последующие годы работы - на 14%.
Если вернуться к приведенному выше примеру, то размер пенсии за пять лет по нормам указа увеличится на 67%, то есть с 1 октября составит Br4 млн. 250 тыс.
Еще в более выгодном положении окажутся те, кто не смог до достижения общеустановленного пенсионного возраста выработать максимальный стаж - 40/45 лет для женщин и мужчин соответственно. Время их работы после достижения пенсионного возраста также засчитывается в стаж, если пенсионер не получал пенсии в период работы.
- Сколько человек воспользовались возможностью отложенной пенсии? Есть ли оценочные данные о том, сколько человек могут обратиться по этому вопросу уже в ближайшее время?
- В настоящее время более 5 тыс. пенсионеров получают пенсию по возрасту с "премиальным" увеличением размера. По оценке, более 1% тех, кто достиг пенсионного возраста, принимают решение уйти на пенсию попозже.
Что касается ответа на второй вопрос, то скажу так: несмотря на то, что государством предоставлена хорошая возможность заработать достойную пенсию, оценить поведенческие установки населения сложно.
- Каков алгоритм действий человека, желающего воспользоваться новацией?
- Тому, кто решил продолжать работать, не оформляясь на пенсию, никаких дополнительных действий предпринимать не надо. А затем, когда будет принято решение об оставлении работы или появится необходимость в получении пенсии, нужно обратиться к работодателю (если человек продолжает работать) либо в органы по труду, занятости и социальной защиты за ее назначением.
- А могут ли нынешние пенсионеры отказаться от пенсии для получения в будущем пенсионной премии?
- Работающие пенсионеры, желающие воспользоваться новацией, могут обратиться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства с заявлением об отказе от получения пенсии.
- Какие категории работников, достигших общеустановленного пенсионного возраста, не могут воспользоваться пенсионной премией за отложенный выход на заслуженный отдых?
- Доплаты за отложенный выход на пенсию в законодательстве появились в сентябре 1998 года. Соответственно, пенсия исчисляется с учетом премии тем, кто работал после этой даты, отказавшись от получения пенсии.
Необходимо также учитывать, что премия предусмотрена только для пенсий по возрасту.
- Допустим, человек отказался на 1 год от получения пенсии, а наниматель уволил его. И теперь он останется и без зарплаты, и без пенсии?
- Нет, пенсионер имеет право обратиться за назначением пенсии (возобновлением ее выплаты) вне зависимости от указанного им в заявлении периода. Премия за отложенный выход на пенсию будет установлена исходя из фактической продолжительности периода работы без пенсии после достижения пенсионного возраста.
- Если человек намерен отказаться от получения пенсии, станет ли это дополнительным аргументом для руководителя продлить контракт? Кроме того, приходилось слышать такое мнение: мол, при декларируемом добровольном участии в системе пенсионных поощрений не исключен элемент скрытого принуждения со стороны нанимателя: или продолжай работать без обращения за пенсией, или оставь рабочее место и иди на пенсию. Каково ваше мнение по этому поводу?
- Как и до принятия указа №136, решение работодателя о заключении (продлении) контракта с работником и получение (неполучение) этим работником пенсии законодательно не связаны. Будут ли продляться трудовые отношения - определяется соглашением между работодателем и конкретным работником.
- Многие люди высказывают опасение: мол, буду работать, отказавшись от пенсии, а самой отложенной пенсией не смогу воспользоваться - уйду из жизни раньше. Будет ли накапливаться неполученная пенсия, чтобы в случае смерти перейти, хотя бы частично, к наследникам?
- Государственная пенсионная система в Беларуси построена на традиционных для общих пенсионных систем механизмах финансирования пенсий из текущих поступлений. В таких системах пенсионные средства не индивидуализированы, соответственно, наследоваться не могут.
- После выхода указа были разговоры о том, что это завуалированное повышение пенсионного порога в Беларуси. Так ли это?
- Указ направлен на стимулирование выхода на пенсию в более позднем возрасте. А воспользоваться его нормами или нет, решает сам работник.
- В чем суть новации указа относительно исчисления пенсии за периоды без уплаты обязательных страховых взносов?
- Речь идет о так называемых кредитных периодах - военной службы, учебы, ухода за детьми и других. С октября 2012 года, включаясь в стаж, они будут учитываться и при расчете индивидуального коэффициента заработка с одинаковым условным доходом (40% средней зарплаты работников в соответствующих месяцах). Сегодня "стоимость" таких периодов в пенсии у всех разная, так как определяется величиной индивидуального коэффициента заработка каждого конкретного пенсионера.
- Сколько пенсионеров в Беларуси продолжает трудиться? Какова динамика?
- Как правило, продолжают трудиться 22-23% пенсионеров - сегодня это более 566,4 тыс. человек.
- Планируется ли в Беларуси отменить ограничения на выплату пенсий в период работы?
- Статья 83 закона о пенсионном обеспечении предусматривает ограничение: если у пенсионера высокий индивидуальный коэффициент заработка и он работает, то пенсия выплачивается исходя из коэффициента 1,3. По сравнению с зарплатой, даже минимальной, это небольшие потери. А для системы - возможность более весомо поддерживать тех, кто в связи со старостью утратил трудоспособность.
Поэтому отменять ограничение на выплату пенсии в период работы не планируется.
- Каковы прогнозы по размеру пенсии в декабре 2012 года и на 2013 год?
- Средний размер пенсии по возрасту в сентябре составляет Br1 млн. 721,4 тыс. - на 77% выше по сравнению с декабрем 2011 года. В текущем году пенсии еще раз увеличатся в ноябре. Размер этого увеличения будет ясен после того, как станет известна заработная плата за третий квартал.
Что касается роста пенсий в 2013 году, то он будет зависеть от роста заработной платы, то есть от результатов работы экономики.
- Как в последние годы изменяется в Беларуси пенсионная нагрузка? И каковы перспективы?
- В Беларуси более 27% населения - пенсионеры. Соотношение численности работающих и получателей пенсий снижается: если в 1990 году на 100 пенсионеров приходилось 219 работающих, то в 2011-м - 167.
- Предусматривается ли в перспективе в Беларуси введение накопительного элемента в общей пенсионной системе?
- Накопительные системы не являются пенсионными, поскольку они не решают главную задачу - предотвращение риска бедности в старости. Ее решение возможно только за счет общих (солидарных) средств.
Программными документами о социально-экономическом развитии республики изменение механизма финансирования пенсий не предусматривается.
Следует отметить, что в экономически развитых странах накопительные пенсии предоставляются в добровольных дополнительных программах пенсионного страхования. Такая возможность имеется и в Беларуси.

Источник и фото: БЕЛТА, Елена ПРУС

Материалы по теме

Вопрос необходимости разработки системы управления охраной труда (далее — СУОТ) на основе национального стандарта СТБ ISO 45001-2020 стал острым.

Предвидеть кризис и быть готовым к нему - ИНВЕСТИРОВАТЬ СЕЙЧАС В АДЕКВАТНЫЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА — тема Всемирного дня охраны труда 28 апреля 2021.

Читайте также: