Основные особенности негосударственного пенсионного обеспечения

Обновлено: 19.04.2024

Сейчас страна работает с двумя системами пенсионного обеспечения граждан. Такой шаг стал необходимостью из-за увеличения количества действующих пенсионеров по отношению к другим категориям трудоспособного населения. Негосударственный вариант был создан ещё в 1992, соответствующим указом Президента. В период со сложной экономической обстановкой такие указы имели силу закона.

Негосударственное пенсионное обеспечение — что это такое

Бесплатно по России

Реализуется при заключении договоров с Негосударственными Пенсионными Фондами или НПФ. Дополняет систему с поддержкой, действующей со стороны государства.

На протяжении определённого времени гражданин сам перечисляет конкретные сумму в пользу того или иного учреждения. Финансовая деятельность фонда обеспечивает прирост сумм или инвестиционный доход. Это общее правило, которое действует для всех заключённых договоров.

Для формирования компенсационных пакетов для текущих сотрудников негосударственные пенсионные накопления становятся очень важным фактором.

Благодаря возможности инвестировать собственные средства достигают сразу нескольких результатов:

  1. Дополнительная мотивация для сотрудников.
  2. Укрепление доверия к работодателям.
  3. Повышение рейтинга предприятий.

Справка! Стороны такого договора – не только вкладчики и НПФ, но и участники проекта, у которых появляется дополнительная прибыль. При этом роль вкладчиков физические и юридические лица могут играть в равной степени.

Центробанк и НФ утверждают целый свод правил, согласно которым должны работать НПФ вне зависимости от масштабов и сфер деятельности. Отдельно описываются основные и дополнительные причины для выплат.

Разница между государственной пенсией и негосударственной

Рассматриваемый вид обеспечения имеет следующие отличительные черты:

  • Право при необходимости расторгнуть договор, вернуть все деньги себе.
  • Суммы, периодичность уплаты по взносам определяется самостоятельно клиентами.
  • Необязательные начисления по страховому стажу.

Тонкости договоров НПО – на что обратить внимание при подписании

К выбору НПФ надо подходить очень внимательно.

Самые важные факторы в данном случае следующие:

  1. Опыт.
  2. Репутация компании.
  3. Показатели доходности от инвестирования пенсионных накоплений.

Сайт Банка России и самих НПФ содержит обычно исчерпывающую информацию относительно особенностей работы конкретных учреждений.

Первый шаг – изучение всех правил и выбор схемы, по которой будут происходить отчисления в пользу гражданина. Чаще всего устанавливают размер конкретных взносов или выплат. Схемы бывают страховыми и сберегательными. Есть комбинированные варианты, когда принимаются оба решения сразу, последовательно.

Важно! При этом основа любой деятельности – только средства, источниками которых становятся граждане.

В случае смерти гражданина предусмотрена выплата средств тем, кто относится к законным правопреемникам. При заключении договора можно сразу указать тех, кто представляет данную категорию. Если эта информация отсутствует в соглашении – организуют процесс унаследования, согласно общим правилам.

Информация о состоянии пенсионных счетов направляется ежегодно, максимум до 1 сентября. Сообщается о результатах инвестиционных действий.

Как выплачиваются НПФ накопленные средства

Чтобы назначить негосударственную пенсию – надо обратиться с заявлением к представителям соответствующего учреждения. Список конкретных документов-дополнений отличается в зависимости от того, где обслуживают того или иного гражданина.

Негосударственную выплату назначают в тот же день, когда гражданин обратился за ней. Перечисление денег начинается максимум спустя 30 суток после первого обращения.

Что касается размера будущей пенсии, то его определяют сразу несколько факторов:

  • Сумма, накопленная к моменту оформления пенсии.
  • Пенсионная схема, указанная в договоре.
  • Правила выбранного фонда.

Если по итогам года учреждению удалось получить более высокий доход – значит, увеличивается и размер обеспечения для гражданина.

Когда сумму назначили – гражданину направляют соответствующее уведомление. В документе перечисляют не только сумму, но и сроки для выплаты компенсации.

Для перечисления средств используют один из указанных способов:

  1. Почтовый перевод.
  2. Банковская карта с определённым номером.
  3. Номер счёта в банковском учреждении.

Внимание! В письменном обращении к гражданину указывают всю необходимую информацию. Если личные сведения клиента меняются, он должен сам предупредить об этом тех, с кем взаимодействует.

Можно ли оформить досрочную пенсию, если состоишь в НПФ

Само обеспечение на пенсии назначают, если выполняется хотя бы одно условие:

  • Наступление оснований, указанных в договоре.
  • Письменное заявление со стороны клиента о появившемся праве на выплату пособия.

Есть ситуации, когда деньги начинают перечислять досрочно. То есть – ранее возраста, установленного согласно общим правилам. Контролирующие органы проводят специальную оценку, чтобы точно удостовериться в наличии опасных и вредных условий труда на той или иной должности. Эта процедура заменяет аттестацию по рабочим местам, которую проводили ранее.

Условиям труда присваивают один из классов опасности, когда оценка заканчивается. Третий и четвёртый класс – самые опасные, за них компенсация идёт в любом случае, часто повышенная.

Чтобы обеспечить подчинённых средствами, работодателей наделяют следующими правами:

  1. Дополнительное перечисление денег в негосударственные фонды.
  2. Уплата страховых взносов в зависимости от установленного класса опасности, по повышенным тарифам.

В случае с первым решением не обойтись без письменного согласия и подтверждения со стороны сотрудника. Размер взносов устанавливает законодательство.

Есть две возможные ситуации:

  • 2% для сотрудников с вредными условиями труда.
  • 4%, если трудовые условия повышенной опасности.

Пенсионная система у работодателя может включать саму возможность гражданина лично обеспечивать будущее. В этом случае на взносы идёт часть заработной платы. Но обязательно предварительно уведомлять вторую сторону.

Накопленные суммы инвестируются в какое-либо направление, когда достигают определённых пределов, установленных компанией. То есть – формируется инвестиционный портфель, который и приносит прибыль вкладчикам. Так вложенные деньги получат дополнительную защиту от инфляции. А сама пенсия действительно станет больше.

Полезное видео

Что выбрать НПФ или ПФР? Узнайте из видео:

Заключение

Единственный недостаток – невозможно полностью контролировать существующий инвестиционный портфель. Но некоторые компании соглашаются давать вкладчику полную информацию относительно того, что происходит с его вложениями. Поэтому такой недостаток часто считают относительным.


Система пенсионного обеспечения предполагает начисление и выдачу гражданам специальных выплат, призванных заменить заработную плату в тех или иных ситуациях. Наиболее широко распространена трудовая пенсии по старости, которая выдается после достижения определенного возраста и заменяет утраченный трудовой доход.

Многие страны имеют свои системы пенсионного обеспечения, которые различаются по ряду параметров. Например, достаточно широко варьируется возраст, в котором человек получает право на пенсию, средний размер и особенности формирования начислений.

На данный момент в России существует два вида пенсионного обеспечения - обязательное (государственное) и добровольное (инициируется либо работодателем, либо самим гражданином). Отличительной чертой негосударственного пенсионного обеспечения (далее - НПО) от государственного страхования является тот факт, что для заключения договора НПО человеку необязательно иметь трудовой стаж. Добровольное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и реализуется путем заключения договора о негосударственном пенсионном обеспечении (далее - пенсионный договор, договор НПО) с негосударственным пенсионным фондом (далее - НПФ). Добровольное пенсионное обеспечение направлено на повышение размеров пенсий выплачиваемых по обязательному пенсионному страхованию и предполагает регулярное перечисление пенсионных взносов в НПФ в течение определенного периода времени и их прирост, за счет инвестиционного дохода.

При этом перечисления пенсионных взносов могут осуществляться как физическими лицами в пользу себя или других физических лиц, так и организациями в пользу своих сотрудников.

Вообще, негосударственное пенсионное обеспечение во всем мире один из самых важных моментов в компенсационном пакете социального обеспечения сотрудника, наряду с заработной платой, премиями и бонусами за период работы, медицинским страхованием и т.п. В случае реализации на предприятии корпоративной пенсионной программы будущие пенсии в виде пенсионных накоплений фактически являются формой отложенной заработной платы сотрудников. Участие предприятий в пенсионных программах укрепляет доверие сотрудников к работодателю, формирует корпоративный дух, повышает рейтинг предприятия.

Но в России данная форма мотивации сотрудников не достаточно распространена, а посему, сами работники, стремясь увеличить свои накопления к моменту достижения пенсии, ищут наиболее понятные и эффективные способы реализации задуманного, как вариант, с помощью негосударственного пенсионного обеспечения. И это резонно, ведь размер дополнительной пенсии через систему пенсионного обеспечения может достигать 50%-60% заработной платы.

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) - дополнительный вид пенсионного обеспечения, которое осуществляется путем заключения договора с негосударственным пенсионным фондом. Главная особенность негосударственного пенсионного обеспечения в РФ, отличающая его от обязательного пенсионного страхования, – добровольный характер обеспечения, а также возможность получения пенсии без трудового стажа. Таким образом, вы можете начать формировать пенсию самостоятельно уже в 18 лет. Система негосударственного пенсионного обеспечения направлена на значительное увеличение размера вашей пенсии. Она предполагает регулярное добровольное перечисление взносов в выбранный НПФ. За счет получаемого инвестиционного дохода Ваша будущая пенсия с каждым годом будет расти.

У каждого человека в силу индивидуальных особенностей характера, размера заработка и возраста разное понимание комфортного и финансово независимого существования по достижению пенсионного возраста. Участие в программе негосударственного пенсионного обеспечения подразумевает выбор вами одного из пенсионных планов. В зависимости от обозначенной вами схемы определяются размеры взноса, периодичность и объем выплат, а также дальнейшие сроки начисления пенсии и, затем заключается договор НПО. Вы можете осуществлять выплаты в пользу себя, своего ребенка, близкого человека. Если же вы являетесь работодателем, то можете осуществлять выплаты в пользу сотрудника. Корпоративная пенсионная программа, по сути, является дополнением к предоставляемым соц. пакетам, а также возможностью стимулирования сотрудников. Это не только увеличивает доверие сотрудников к компании, но и повышает ее рейтинг.

Каждый из нас надеется на достойную, обеспеченную старость. Судя по нынешнему поколению пенсионеров, государство не всегда может удовлетворить даже самые простые потребности пожилых людей. К счастью, на сегодняшний день у россиян есть возможность самостоятельно решать, какой будет их пенсия, прибегнув к помощи специальной организации под названием негосударственный пенсионный фонд. Стоит ли доверять подобным структурам, и каким образом они помогут скрасить старость?

Что такое негосударственный пенсионный фонд?

Это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации соцобеспечения, которая специализируется на осуществлении обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения. Следует отметить, что в 2014 году в законодательство было изменение, согласно которому негосударственным пенсионным фондам необходимо пройти особую проверку ЦБ, процедуру акционирования и вступления в систему гарантирования пенсионных накоплений.

Можно выделить следующие виды деятельности НПФ:

  • негосударственное пенсионное обеспечение;
  • обязательное пенсионное страхование;
  • профессиональное пенсионное страхование.

В 2010 году общая структура пенсии россиян была существенно видоизменена. На данный момент она включает в себя страховую и накопительную части. Согласно действующим законам, работодатели должны отчислять на страховую часть 16% всего фонда оплаты труда. Эти средства используются для выплаты пенсий и пособий нынешним пенсионерам. Еще 6% ФОТ перечисляются в качестве накопительной части, которую гражданин имеет право использовать по своему усмотрению. Именно ее можно передать в распоряжение НПФ.

Как правило, пенсионный фонд постоянно инвестирует накопительную часть и начисляет на счет клиента часть полученного таким образом дохода. Условия инвестирования и, соответственно, возможные риски подробно описываются в договоре. Cредняя доходность инвестиционных инструментов НПФ может существенно превышать показатели эффективности государственного Пенсионного фонда России, т.е. при аналогичных взносах размер пенсионных накоплений клиентов НПФ зачастую значительно больше, чем у граждан, пользующихся стандартной схемой пенсионного обслуживания.

При заключении договора НПО у клиента есть возможность самостоятельно выработать наиболее приемлемую для него схему пенсионного обеспечения. Все средства, которые клиент перечисляет негосударственному пенсионному фонду в рамках подобного договора, будут отражены на его индивидуальном лицевом счете, который обычно можно просмотреть на официальном сайте. В дальнейшем они используются фондом в качестве инвестиционного капитала.

Особое внимание следует уделить, так называемому, профессиональному пенсионному обеспечению, которое обеспечивает особые условия пенсионного обслуживания для представителей целого ряда профессий. К сожалению, развитие подобных услуг в России сдерживается отсутствием необходимой законодательной базы.

Стоит ли опасаться НПФ?

Многие люди относятся с предубеждением к негосударственным структурам и боятся передавать им свои деньги. При этом работа НПФ строго регулируется законодательством и контролируется большим количеством государственных структур.


Для того, чтобы выбрать наиболее эффективный негосударственный пенсионный фонд, изучите отзывы и рейтинги, которые составляют различного рода финансовые издания и институты. Подобные оценки позволяют оценить не то только качество обслуживания и доходность того или иного фонда, но и удостовериться в его надежности. При этом риск натолкнуться на мошенников в данной сфере чрезвычайно невелики ввиду жестких условий лицензирования подобной деятельности.

Центробанк в 2021 году приводит следующий рейтинг НПФ:

like

1

smile

2

normal

3

sad

1

dislike

0

Информация для получателей финансовых услуг негосударственного пенсионного фонда в соответствии с Базовым стандартом

Уважаемый клиент! Перед заключением договора об обязательном пенсионном страховании (далее – договор ОПС) или договора негосударственного пенсионного обеспечения (далее – договор НПО) просим Вас внимательно ознакомиться со следующей информацией и документами:

Обязательное пенсионное страхование

Правила взаимодействия застрахованного лица с фондом по договору об обязательном пенсионном страховании

Негосударственная пенсионное обеспечение

  1. Заключение договора НПО носит добровольный характер;
  2. Информация о финансовой услуге по негосударственному пенсионному обеспечению, ее сущности, стоимости и основных рисках (Ключевой информационный документ (КИД) по НПО);
    • Ключевой информационный документ по НПО (Схема № 2)
    • Ключевой информационный документ по НПО (Схема № 4)
    • Ключевой информационный документ по НПО (Схема № 4, в пользу 3-го лица)
    • Ключевой информационный документ по НПО (Схема № 9)
    ;
  3. Договор негосударственного пенсионного обеспечения:
  4. Возможна потеря части пенсионных взносов в случае выплаты выкупной суммы, если Пенсионные правила и (или) условия пенсионного договора предусматривают такую потерю.

Об условиях негосударственного пенсионного обеспечения

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) - дополнительный вид пенсионного обеспечения граждан. Осуществляется негосударственными пенсионными фондами (НПФ), имеющими соответствующую лицензию, на основе договоров о негосударственном пенсионном обеспечении, заключаемых с физическими или юридическими лицами.

  • долгосрочные отношения с Фондом (от 5 лет) по формированию пенсии по Договору НПО в свою пользу;
  • сформировать дополнительную к государственной пенсию, обеспечивающую более высокий уровень жизни в пенсионном возрасте;
  • получение налогового вычета по личным взносам;
  • сохранность и доходность вложенных средств, защита накоплений от взысканий.

Отличительная особенность НПО - его добровольный характер, т.е. если государственная пенсионная система в нашей стране основана на принципе обязательного пенсионного страхования и обязательных страховых взносах, то негосударственное пенсионное обеспечение основано на добровольности выбора пенсионной программы и добровольных пенсионных взносах. Размер негосударственной пенсии не зависит ни от трудового стажа, ни от заработной платы, ни от размера государственной (страховой и накопительной) пенсии. Негосударственная пенсия формируется исключительно за счет добровольных пенсионных взносов, уплачиваемых в НПФ и дохода от их размещения (инвестирования). Чем больше накоплено пенсионных средств, тем больше будет размер негосударственной пенсии. Размер пенсии рассчитывается, исходя из суммы пенсионных средств, сформированных в пользу будущего пенсионера и срока выплаты негосударственной пенсии (в течение определенного ряда лет или пожизненно).

Пенсионная схема №1. С установленными размерами пенсионных взносов, вносимых на солидарный пенсионный счет вкладчика, с распределением на именные пенсионные счета участников в течение 90 дней. Пенсии выплачиваются пожизненно. Вкладчики – юридические лица.

Пенсионная схема №2. С установленными размерами пенсионных взносов, вносимых на именные пенсионные счета участников. Пенсии выплачиваются пожизненно. Вкладчики – юридические и физические лица.

Пенсионная схема №3. С установленными размерами пенсионных взносов, вносимых на солидарный пенсионный счет вкладчика, с распределением на именные пенсионные счета участников. Пенсии выплачиваются пожизненно. Вкладчики – юридические лица.

Пенсионная схема №4. С установленными размерами пенсионных взносов, вносимых на именные пенсионные счета участников. Пенсии выплачиваются в течение срока, установленного пенсионным договором. Вкладчики – юридические и физические лица.

Пенсионная схема №5. С установленными размерами пенсионных выплат. Пенсионные взносы вносятся на солидарный пенсионный счет вкладчика. Пенсии выплачиваются в течение срока, установленного пенсионным договором. Вкладчики – юридические лица.

Пенсионная схема №6. С установленными размерами пенсионных взносов, вносимых на именные пенсионные счета участников. Пенсии выплачиваются (определяется условиями пенсионного договора): до исчерпания средств на именном пенсионном счете участника, но в течение не менее 5 лет, или пожизненно. Вкладчики – юридические лица.

Пенсионная схема №8. С установленными размерами пенсионных взносов, вносимых на именные пенсионные счета участников. Пенсии выплачиваются в течение срока, установленного пенсионным договором, но не менее 5 лет. Вкладчики – физические лица, заключившие пенсионный договор в свою пользу.

Пенсионная схема №9. С установленными размерами пенсионных взносов. Учет пенсионных взносов – на СПС вкладчика и / или ИПС участников. Пенсии выплачиваются в течение установленного срока, или до исчерпания средств на ИПС участника, или пожизненно. Вкладчики – юридические и / или физические лица.

Пенсионная схема №10. С установленными размерами пенсионных выплат. Учет пенсионных взносов – на СПС вкладчика и / или ИПС участников. Пенсии выплачиваются в течение установленного срока или пожизненно. Вкладчики – юридические и / или физические лица.

Общая информация о деятельности Фонда по обязательному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению

Просим Вас внимательно ознакомиться со следующей информацией и документами:

В настоящее время существуют 3 федеральных государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд России (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), территориальные фонды обязательного медицинского страхования в субъектах РФ (ТФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Среди негосударственных фондов самыми известными являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Правовой статус фондов социального страхования регулируют:

Целью создания внебюджетных фондов является реализация указанных в Конституции прав граждан на социальное обеспечение и социальную защиту, то есть средства этих фондов носят целевой характер: они не могут быть изъяты и перенаправлены на какие-либо иные цели.

Внебюджетные фонды, как следует из их названия, образуются и расходуются независимо от федерального и регионального бюджетов, управляются органами государственной власти РФ, но подконтрольны финансовым органам.

Порядок составления и утверждения бюджета фонда определен в Бюджетном кодексе. Отчет об исполнении бюджета фонда представляется Правительством РФ или органом исполнительной власти РФ на рассмотрение Федеральному Собранию или законодательному (представительному) органу субъекта РФ соответственно.

На первый взгляд, ПФР, ФФОМС и ФСС имеют общую цель деятельности: обеспечение реализации социальных прав граждан РФ, выполнение социальных задач РФ, но в соответствующих актах содержатся разные формулировки правового статуса фондов[4].

ПФР – финансово-кредитное учреждение , осуществляющее деятельность в соответствии с законодательством РФ[5].

ФФОМС – самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение , реализующее государственную политику в области обязательного медицинского страхования[6].

ФСС – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ , управляющее средствами социального страхования[7].

Цель и сущность деятельности государственных фондов одинаковы, но различается их правовой статус. Это вызвано тем, что нормативные акты, регулирующие данные организации, принимались в разное время, и авторы не согласовывали их тексты. Но анализ данных актов позволяет выявить следующие сходства правового статуса государственных фондов:

  1. Осуществляют управление финансами социальной сферы, однако не входят в систему федеральных органов исполнительной власти.
  2. Назначаются Правительством РФ (ПФР, ФФОМС) или его председателем (ФСС).
  3. Целевой характер деятельности.
  4. Полномочия по изданию нормативно-правовых актов по вопросам своего ведения. Акты подлежат государственной регистрации в Министерстве Юстиции и опубликованию.

Данные характеристики государственных внебюджетных фондов говорят об их схожести с органами исполнительной власти. Однако они являются и юридическими лицами[8].

Получается, что государственные внебюджетные фонды занимают промежуточное положение между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями, однако в их деятельности более выражено публично-правовое начало.

Остановимся подробнее на правовом статусе ПФР и НПФ. Так, ПФР имеет следующие полномочия:

— сбор, аккумуляцию, капитализацию и расходование денежных средств, контроль за их поступлением и расходованием;

— организация деятельности по взысканию с работодателей в случае, если по их вине был причинен вред здоровью работникам;

— международное сотрудничество по вопросам пенсионного обеспечения;

— статистическая и научная деятельность по вопросам своего ведения;

— юридическая консультация граждан, ведение разъяснительной работы по вопросам своей компетенции.

ПФР, как уже было сказано, подконтролен подотчетен Правительству, правление ПФР отвечает за выполнение задач Фонда[10].

Работники ПФР несут в зависимости от характера правонарушения гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность согласно Кодексу этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть аналогично с другими государственными служащими[11].

При совершении правонарушения в социально-обеспечительных отношениях ответственность наступает только в случаях, если имеет место: противоправное поведение лица, его виновность в этом, наступление имущественного вреда и причинно-следственная связь между правонарушением и наступившими последствиями. Таким образом, если имеет место правонарушение, но вследствие него имущественный вред не нанесен, то юридическая ответственность не возникает. Это связано с тем, что в праве социального обеспечения чаще всего применяются 2 вида санкций: правовосстановительные и правоограничительные. Ответственность ПФР, в свою очередь, имеет специфические черты:

  1. Недостаточно детально урегулирован механизм привлечения к ответственности ПФР
  2. Неясен механизм установления причинно-следственной связи. Такая проблема решается, исходя из судебной практики по аналогичным делам, чего не должно быть.[12]

— исполнять обязательства по договору, заключаемому со вкладчиком;

— осуществлять учет вкладов, предоставлять необходимую информацию вкладчикам;

-не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков, участников и застрахованных лиц[13].

Фонд несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Предусматривается административная ответственность НПФ за нарушения требований законодательства, касающиеся его деятельности (ст. 15.29 КоАП РФ)[14].

НПФ является некоммерческой организацией, и из этого следует первое его отличие от ПФР: преобладание частноправового начала регулирования. На НПФ распространяются все правила о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных специальным Федеральным законом.

НПФ имеет право заниматься приносящей доход деятельностью, не противоречащей его уставу. По сути, целевое направление деятельности фонда – коммерческое использование денежных средств и распределение между вкладчиками полученных в результате этого доходов. В этом смысле НПФ близки в коммерческим организациям. Также следует отметить, что ПФР подотчетен Правительству РФ, а НПФ – Центральному Банку. [15]

Существуют 2 основных варианта получения негосударственных пенсий: бессрочные и срочные выплаты. В первом случае денежные средства начисляются в течение всего пенсионного возраста вкладчика до его смерти, но не могут быть переданы по наследству. Также возможны выплаты в течение определенного времени, и если вкладчик умирает раньше, чем кончается срок выплат, то средства, оставшиеся на его счете, переходят по наследству. Существует также возможность получить все накопленные средства единоразово.

Несомненными плюсами НПФ по сравнению с ПФР являются: возможность самому выбирать определенный фонд и режим начисления пенсии, государственное страхование вкладов. Однако НПФ не пользуется значительным доверием населения из-за их ненадежности: НПФ не гарантирует стабильный доход. Необходимо тщательно подходить к выбору фонда. [16]

А главное сходство ПФР и НПФ состоит в выполняемой ими функции: социальном обеспечении граждан в случаях, установленных договором (у НПФ) или законодательством (у ПФР). Фонды аккумулируют средства, получаемые от взносов, и распределяют их согласно уставу. Граждане могут добровольно делать взносы не только в НПФ, но и в ПФР в случаях, если они являются, например, индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами.

Целью данной статьи было выяснение основных черт правового статуса государственных и негосударственных фондов социального страхования, их сходств и различий. В процессе работы стало ясно, что нормативное регулирование данного вопроса нуждается в реформировании, а именно в упорядочивании нормативно-правовой базы.

В настоящее время в науке ведутся дискуссии относительно того, следует ли придавать НПФ коммерческий статус.[17] С одной стороны, это позволило бы им активно использовать находящиеся у них денежные средства. Для этого предлагается преобразовать НПФ в особый вид акционерных обществ или реорганизовать их в структуру, схожую с паевыми инвестиционными фондами.

Однако, НПФ выполняет не только коммерческую, но и социально-значимую функцию: социальное обеспечение вкладчиков. Поэтому необходимо сохранить статус НПФ как некоммерческих организаций. В таком случае возможен государственный контроль над их деятельностью. Более того, такой контроль необходим, так как, охраняя вклады граждан в НПФ, государство выполняет свою функцию по социальной защите граждан.

Что касается нормативного регулирования статуса ПФР, ФСС и ФФОМС, то он регулируется подзаконными актами, которые были приняты в разное время и не унифицированы. Сходство в правовом статусе значительно, в связи с чем было бы целесообразно либо принять единый Федеральный закон, объединяющий и упорядочивающий положения старых источников, или унифицировать акты, регулирующие правовое положение государственных фондов для упорядочивания правоприменительной практики и уменьшения количества сорных ситуаций.

Список литературы:

[1] См.: Конституция РФ // Собрание законодательства РФ. – 2014. — №31. – Ст. 4398.

[2] Миляков Н.В. Финансы: учебник 2-е изд — М.:ИНФРА-М, 2004. – С.204.

[3] Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы – М: РАГС, 2007. – С. 331.

[8] См.: Мирошник С.В. Финансово-правовой режим социальных внебюджетных фондов // Пробелы в российском законодательстве – 2012. – №2. –С.274-275.

[12] См. Люминарская С.В. Вопросы ответственности в праве социального обеспечения // Вестник Удмуртского университета – 2010. — №2. – С. 59-62.

[14] См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. – 2002. — №1. – Ст. 1.

[15] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.87-89.

[16] См.: Сургутскова Е.В. Основные проблемы негосударственных пенсионных фондов и перспективы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Вестник Югорского государственного университета – 2015. — №38. – С.52-54.

[17] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.90.

Читайте также: