Основания для прекращения выплаты военной пенсии

Обновлено: 18.04.2024

Признаны неконституционными нормы, допускающие выплату пенсий военнослужащим только на основании документов о регистрации по месту жительства. КС РФ вновь указал, что наличие регистрации или ее отсутствие не может служить основанием для ограничения прав и свобод.

Конституционный Суд велел платить пенсию военным, не имеющим регистрации. Он пришёл к выводу, что отказ в выплате противоречит основному закону РФ. По заявлению офицера-подводника Валерия Казанцева рассматривались отдельные нормы закона о пенсионном обеспечении военнослужащих. Документ разрешал выплачивать им пенсии только на основании документов о регистрации по месту жительства.

Эти положения признаны неконституционными. КС РФ в постановлении указал, что наличие регистрации или ее отсутствие не может служить основанием для ограничения прав и свобод. Отсутствие регистрации не должно препятствовать реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение, и тем более – влиять на выплату уже назначенных пенсий. В законодательство необходимо будет внести изменения.

Решение по делу оглашено сегодня. Подробности приводятся на сайте Конституционного Суда:

История вопроса

Валерий Казанцев служил на атомных ракетных подводных крейсерах стратегического назначения и по окончании службы в 1992 г. уволился из вооруженных сил. Он отказался от оформления государственного жилищного сертификата и встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако жильем обеспечен не был.

В 2007 г. Конституционный Суд РФ рассмотрел жалобы Валерия Казанцева и других граждан и признал не соответствующими Конституции РФ ряд положений закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", которыми граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и уволенные с военной службы до 1 января 2005 г. или после этой даты, были поставлены в неравное правовое положение.

Данное решение Конституционного Суда было реализовано Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан". Однако до настоящего времени жилье Казанцеву предоставлено не было.

Октябрьский районный суд г. Ростов-на-Дону установил, что действия Военного комиссариата правомерны, так как новых данных о регистрации Казанцев не предоставил. Выплаты были приостановлены до подтверждения места жительства военного пенсионера.

После выселения из общежития из-за окончания срока регистрации Казанцев в мае 2010 г. прибыл в Москву, где обратился в Пресненский районный суд, который также отказал ему в удовлетворении требований о выплате пенсии и предоставлении временного жилья.

Позиция заявителя

Согласно оспариваемому положению, выплата пенсий производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории России.

В своей жалобе в Конституционный Суд Валерий Казанцев подчеркивает, что прекращение выплаты пенсии по причине отсутствия у него регистрации по месту жительства (месту пребывания) связано с неисполнением органами государственной власти обязательств по предоставлению ему жилого помещения.

Невыплата пенсии, по мнению заявителя, нарушает его право на пенсионное обеспечение, а потому не соответствует статье 39 Конституции РФ.

Позиция Суда

. Любые ограничения прав и свобод должны быть юридически оправданы и адекватны.

Конституционный Суд неоднократно указывал на то, что наличие регистрации или ее отсутствие не может служить основанием для ограничения прав и свобод.

Суд общей юрисдикции всегда может установить место жительства лица на основе различных юридических фактов.

Поэтому отсутствие регистрации не должно препятствовать реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение, тем более влиять на выплату уже назначенных пенсий.

Требование подтверждения регистрации по месту жительства как условие для получения пенсии ставит военных пенсионеров в неравное правовое положение по сравнению с другими лицами, получающими государственные пенсии.

Таким образом, оспариваемое законоположение в части, допускающей выплату военнослужащим пенсий только на основании документов о регистрации по месту жительства, не соответствует Конституции РФ.

КС постановил, что федеральному законодателю надлежит внести в закон соответствующие изменения. До внесения изменений правоприменителю следует осуществлять выплату пенсий бывшим военным, не имеющим регистрации, по месту их фактического проживания, определяемого на основании личного заявления.

Напомним, согласно статьям 79 и 80 Закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде", решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Правительство не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда вносит в Госдуму изменения или дополнения в закон, признанный неконституционным. Подобные законопроекты рассматриваются во внеочередном порядке.

Ефремов А.В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

В статье рассмотрены правовые вопросы, возникающие на практике при выплате пенсий за выслугу лет военным пенсионерам, поступившим на службу в органы прокуратуры.

Ключевые слова: военная служба, военная пенсия, пенсионер, выслуга лет, стаж, правоохранительная служба, органы прокуратуры, статус.

The suspension of the payment of retirement pensions to retired military personnel enrolled in the law-enforcement service in the prosecutor's office without a resumption of military service (i.e. not having the status of military personnel), does not apply

The article deals with the legal issues arising in practice, payment of retirement pensions were at the service of military pensioners in the public prosecutor's office.

Key words: military service, military pension, pensioner, seniority, experience, law enforcement service, the procurator's office, the status.

При применении указанной нормы на практике возникли вопросы, связанные с правомерностью приостановления либо неприостановления выплаты пенсии военным пенсионерам, поступившим на службу (не военную) в органы прокуратуры Российской Федерации или Следственный комитет Российской Федерации.

Так, судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании 5 марта 2013 г. гражданское дело N 11-2593/2013 по апелляционной жалобе К. на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 11 декабря 2012 г., установила следующее.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Судом первой инстанции было установлено, что 29 сентября 2011 г. К. был уволен с военной службы с зачислением в запас на основании подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". 30 сентября 2011 г. в соответствии с приказом прокурора Челябинской области истец был принят на федеральную государственную службу в органы прокуратуры Челябинской области, где и проходит службу в должности помощника Челябинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по настоящее время. 23 мая 2012 г. К. обратился в военный комиссариат Челябинской области с заявлением о назначении и выплате ему пенсии за выслугу лет как военнослужащему с 30 сентября 2011 г., в чем ему было отказано.

Оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что после поступления на федеральную государственную службу в прокуратуру Челябинской области, которое состоялось на следующий день после увольнения с военной службы, у истца не возникло право на получение пенсии за выслугу лет, поэтому действия ответчика являются законными и обоснованными, в связи с чем отказал в удовлетворении иска. Судебная коллегия полагает, что указанный вывод суда является верным в связи со следующим.

Данная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда г. Москвы", которой обоснованно руководствовался суд первой инстанции. Доводы апелляционной жалобы истца о том, что судом неверно применен закон, регулирующий спорные правоотношения, отмену судебных постановлений повлечь не могут, поскольку основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права. Ссылка заявителя на нарушение единства судебной практики не может служить основанием к отмене вынесенного судебного постановления. Решения судов по российскому законодательству к источникам права не относятся. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает, суд первой инстанции правильно установил все значимые обстоятельства дела, дал надлежащую мотивированную оценку всем имеющимся в деле доказательствам, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нарушений норм материального права судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Центрального районного суда г. Челябинска от 11 декабря 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.

Более подробно см.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации N 20-В05-17, а также Обзор судебной практики по трудовым и социальным делам Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации за 2005 г.

По мнению автора, рассмотренное Определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 5 марта 2013 г. основано на неправильном применении материального права, так как вышеуказанный гражданин К. уволился с военной службы и на другой день поступил на федеральную государственную службу в прокуратуру, т.е. на службу, отличную от военной.

Таким образом, приостановление выплаты пенсии за выслугу лет на военных пенсионеров, поступивших на правоохранительную службу на прокурорские должности без возобновления военной службы, не распространяется.

К такому же выводу пришла и Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в Определении от 20 сентября 2013 г. по гражданскому делу N 75-КГ13-17, которая указала на следующие аналогичные рассмотренные нами обстоятельства: военный комиссариат Республики Карелии (истец) обратился в суд с иском к З. (ответчик) о взыскании в пользу государства незаконно полученной пенсии и ежемесячной доплаты к пенсии. В обоснование своих требований ответчик ссылался на то, что проходил военную службу по контракту в должности военного прокурора гарнизона, уволен в запас с правом на получение военной пенсии за выслугу лет, затем поступил на службу в органы прокуратуры, ему был присвоен классный чин старшего советника юстиции. В период прохождения службы в органах прокуратуры ответчик продолжал получать пенсию, назначенную по линии Министерства обороны Российской Федерации.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации нашла приведенные выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном применении норм действующего законодательства и оставила в силе решение суда первой инстанции.

Анализируя указанное Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации , приходим к следующим основным выводам:

  1. При поступлении военного пенсионера на службу в органы прокуратуры выплата назначенной ему военной пенсии по выслуге лет приостановлению не подлежала, в связи с чем отсутствовал сам факт незаконного получения ответчиком сумм пенсии и ежемесячной доплаты к ней.
  2. В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П, выплата военной пенсии подлежит приостановлению в том случае, когда лицо, которому она назначена, вновь поступает на службу на тех же условиях, на которых оно проходило военную службу.
  3. Правоохранительная служба отлична от военной службы.
  4. Выплата военной пенсии за выслугу лет может быть приостановлена только в случае возвращения военного пенсионера на военную службу с одновременным приобретением вновь статуса военнослужащего.
  5. Приостановление выплаты пенсии за выслугу лет на пенсионеров органов военной прокуратуры (а также всех военных пенсионеров в целом), поступивших на правоохранительную службу на прокурорские должности без возобновления военной службы, не распространяется.
  6. Прохождение лицами, получающими пенсию за выслугу лет по нормам действующего военно-пенсионного законодательства, правоохранительной службы на прокурорских должностях, не влечет увеличение военной выслуги (так как они не обладают статусом военнослужащего) и, соответственно, не влечет за собой увеличение размера ранее назначенной им военной пенсии.

При несоблюдении данных выводов, по мнению автора настоящей статьи, будет нарушаться конституционный принцип равенства, поскольку в отличие от другой категории пенсионеров для этой категории граждан (военных пенсионеров, поступивших на правоохранительную службу в органы прокуратуры) отсутствует механизм компенсации приостановления им выплаты пенсии за выслугу лет.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Кому положена военная пенсия

  • Граждане, проходившие военную службу в качестве солдат, матросов, офицеров и старшин в вооруженных силах России и стран СНГ, в пограничной службе, во внутренних и железнодорожных войсках, Росгвардии, федеральных органах правительственной связи и информации, ФСБ, органах внешней разведки, военной прокуратуре и следственных органах, органах государственной охраны и других воинских формированиях.
  • Прапорщики, мичманы, офицерский состав, служившие в ВС, войсках и органах КГБ, внутренних, железнодорожных войсках и других формированиях бывшего СССР.
  • Рядовые и начальствующий состав, служившие в органах внутренних дел РФ и бывшего СССР, в противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств, ФСИН, Росгвардии.
  • Лица, служившие в других государствах в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств и учреждениях уголовно-исполнительной системы, при условии наличия договора о социальном обеспечении между РФ и государством, где проходила служба.

Условия назначения военной пенсии

Условия назначения пенсии устанавливаются для каждого конкретного вида обеспечения.

    назначается за 20 и более лет военной или приравненной к ней службы. При этом если военнослужащий уволен по состоянию здоровья, из-за достижения предельного возраста пребывания на службе или по причине организационно-штатных мероприятий, условия назначения пенсии несколько другие. Пенсионное обеспечение назначают с 45 лет, если общий трудовой стаж составляет не менее 25 календарных лет, из которых как минимум 12,5 — это военная служба или иная приравненная к ней. назначается, если военнослужащий стал инвалидом во время прохождения службы либо в течение 3 месяцев после увольнения. Если инвалидность наступила в результате ранения, контузии, заболевания или увечья, полученных во время службы, пенсия назначается независимо от срока, когда была установлена группа инвалидности. назначают членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего: его детям, супругу, родителям и т.д.

https://pixabay.com/ru/illustrations/%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%82-%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3-%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80-3929140/

Как оформить и какие нужны документы

За оформлением военной пенсии гражданам необходимо обращаться в пенсионный отдел при ведомстве, в котором он проходил свою службу (например, в пенсионный отдел при военкомате). Потребуется следующий список документов:

  • заявление о назначении пенсии;
  • документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • документ, подтверждающий постановку на воинский учет (военный билет);
  • справка из ПФР о неполучении пенсии по их линии;
  • свидетельства о рождении детей (если они несовершеннолетние, к пенсии будет назначена доплата за иждивенцев);
  • реквизиты расчетного счета в банке, если пенсия будет перечисляться в банк;
  • две фотографии 3х4.

В зависимости от обстоятельств могут потребовать еще:

  • документы, содержащие информацию о трудовом стаже;
  • заключение об установлении инвалидности, выданное органами МСЭ или ВВК (если оформляется выплата по инвалидности);
  • свидетельство о смерти военнослужащего, справки о составе семьи и с места обучения (для получения выплаты по случаю потери кормильца).

Сроки назначения

Заявление о назначении пенсионного обеспечения рассматривается в течение 10 дней с даты подачи всех необходимых документов. Если в день обращения был представлен неполный комплект документов, тогда срок рассмотрения может быть продлиться до 3 месяцев, пока не будут предоставлены все необходимые документы.

  • Если гражданин укладывается в этот срок, пенсионное обеспечение будет назначено с момента обращения.
  • В том случае, если гражданин не успевает предоставить требуемые документы в трехмесячный срок, выплата будет назначена со дня предоставления недостающих документов.

При это стоит учитывать сроки установления пенсии, предусмотренные статьей 53 в зависимости от вида оформляемой пенсии:

  • При увольнении со службы гражданина, оформляющего пенсию за выслугу, выплаты устанавливают со дня увольнения.
  • Инвалидам обеспечение назначают со дня установления группы инвалидности.
  • При оформлении выплат в связи с потерей кормильца назначение производят со дня смерти военнослужащего.

При несвоевременном обращении за назначением пенсии следует учитывать, что выплаты будут установлены с даты наступления права на них, но не более чем за 1 год до дня обращения.

На какой срок назначается военная пенсия

В зависимости от вида пенсионного обеспечения выплаты назначают на разные периоды времени:

  • Пенсия по выслуге лет назначается пожизненно.
  • При получении пенсии по инвалидности выплаты устанавливаются на срок, на который установлена группа инвалидности (то есть на срок, определенный ВВК или бюро МСЭ.
  • Пенсия по случаю потери кормильца назначается на весь срок, в течение которого получатель считается нетрудоспособным. Например, дети погибшего военнослужащего могут получать пенсионное обеспечение до достижения 18 лет, а если они обучаются по очной форме, тогда в течение всего срока обучения, но не позднее чем до 23 лет.

Сроки и способы доставки выплат

Выплата пенсионного обеспечения производится ежемесячно (например, в сентябре поступает пенсия за сентябрь). При этом предусмотрены следующие способы доставки выплат:

  1. Через отделение почтовой связи. Пенсионер может получить деньги непосредственно в почтовом отделении или выбрать доставку на дом.
  2. Через кредитные организации. Средства можно будет получить в отделении банка или получать путем зачисления на банковскую карту.

Право на назначение второй (гражданской) пенсии

    . Для мужчин он составляет 65 лет, для женщин — 60 лет, но в период с 2019 по 2028 г. этот норматив несколько ниже. При этом при определенных условиях труда (в горячих цехах, на подземных работах, на Крайнем Севере и т.д.) предоставляется право на досрочное назначение. . При этом учитывается продолжительность работы по гражданской профессии, но неучтенная при назначении военной пенсии. Для оформления выплат в 2022 году требуется не менее 13 лет стажа. Однако норматив ежегодно увеличивается, пока не достигнет к 2024 году 15 лет. . При оформлении выплат в 2022 году индивидуальный пенсионный коэффициент должен составлять не менее 23,4. Также, как и стаж, он будет увеличиваться, а к 2025 году он составит 30.

Следует учитывать, что для расчет размера второй пенсии для военных пенсионеров отличается от расчета для гражданских получателей выплат В частности, им не выплачивают фиксированную (базовую) часть пенсии.

Право на получение двух пенсий

Но в некоторых случаях может устанавливаться и выплачиваться сразу 2 вида выплат:

  • Как уже отмечалось ранее, помимо пенсии по линии Минобороны и силового ведомства пенсионер может получать выплату по линии ПФР, если имеет достаточный для этого страховой стаж.
  • Супруги военнослужащих, не вступившие в новый брак, могут одновременно получать 2 пенсии — по потери кормильца в соответствии с вышеуказанным законом, или любую другую.
  • Родители военнослужащих также имеют право на пенсию по потере кормильца по вышеуказанному закону, а также на любую другую.

Стоит отметить, что супругам, детям или родителям не может устанавливаться одновременно две пенсии по потере кормильца, назначенных в соответствии с разными законодательными актами.


ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.


АРМИЯ РОССИИ

СМИ "Обозник". История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Особенности выплат пенсий военным пенсионерам, вновь поступившим на службу в правоохранительные органы

Система государственной службы образуется подсистемой приоритетов, целей и принципов властно-управленческого воздействия на общественную жизнедеятельность, выражаемого обычно в правовых формах, и включает следующие виды государственной службы: в зависимости от уровня власти выделяют федеральную государственную службу и государственную службу субъектов Российской Федерации; в зависимости от ветви власти - государственную службу законодательной ветви власти, исполнительной и судебной; в зависимости от видовой дифференциации - гражданскую, военную и правоохранительную*(1).

Объединение трех названных видов государственной службы в единую систему создает для государственных служащих возможность перехода с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида. Каждый из трех видов государственной службы - гражданская, военная и правоохранительная - является по своей природе государственной службой. Поэтому само разделение государственной службы на три вида не должно существенным образом менять статус государственного служащего*(2).

Пример
"…Рядом законодательных актов действие рассматриваемого Закона *(24) распространено на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах. Так, федеральными законами "О прокуратуре Российской Федерации" и "О службе в таможенных органах Российской Федерации" предусматривается, что пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей. Аналогичное правило закреплялось статьей 17 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции". Предписания названных федеральных законов, касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, прокуроров и следователей прокуратуры, сотрудников налоговой полиции, отсылают не к отдельным положениям рассматриваемого закона, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к Закону в целом.
То обстоятельство, что после принятия этих федеральных законов в рассматриваемый закон не были внесены соответствующие изменения и дополнения и что в его статьях отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в налоговой полиции, таможенных органах, учреждениях и органах прокуратуры, либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило… не действует, - оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы налоговой полиции, таможенные органы, органы и учреждения прокуратуры"*(25).
"А вот в отношении военнослужащих, - пишет далее военный правовед А.В. Боголюбов, ранее проходивших службу в таможенных органах, возможность зачета этих периодов в выслугу лет для назначения пенсии, увы, нормами права не предусмотрена. Неоднократные попытки бывших работников таможенных органов в судебном порядке решить данный вопрос в свою пользу успехом не увенчались*(26)".

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) См.: Липатов Э.Г. и др. Комментарий к Федеральному закону "О системе государственной службы Российской Федерации". М., 2007. С. 12-13.

*(2) См.: Комментарий к Федеральному закону "О системе государственной службы Российской Федерации" (постатейный) / Под ред. А.Н. Козырина. М., 2006.

*(3) См.: Российская газета. 2003. 31 мая.

*(4) Антипьева Н.В. Правовое регулирование отношений в сфере обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. N 10. 2011. С. 107.

*(5) См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 9. ст. 328.

*(6) См.: Российская газета. 2004. 25 марта.

*(7) См.: Российская газета. 1993. 26 февраля.

*(9) См.: Россинский Б.В. О законодательной дефиниции государственной службы // История становления и современное состояние исполнительной власти в России / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2003. С. 161.

*(10) См.: Гарячук И.Н. Служебный контракт на государственной гражданской службе Российской Федерации: теория и практика применения / Под ред. Л.П. Волковой. М., 2010. С. 41.

*(11) Калинина Н.С. Некоторые вопросы законодательного закрепления основных положений организации правоохранительной службы Российской Федерации как вида федеральной государственной службы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. N 3.

Читайте также: