Не дослужил до военной пенсии что делать

Обновлено: 03.05.2024

Всем известно, что военный пенсионер – лицо, получающее пенсию по линии министерств обороны или внутренних дел, - имеет право на одновременное получение второй пенсии - страховой, выплачиваемой Пенсионным фондом РФ.

И если военный пенсионер решил заняться трудовой деятельностью – любой и в любой форме, то он лично либо его работодатель принуждается налоговым органом к уплате страховых взносов в бюджет ПФР.

Почему ПФР право военных пенсионеров на вторую пенсию превращает для них в обязанность по ее "зарабатыванию"? Почему сегодня военный пенсионер, 1967 г.р. и младше, обязан в течении 15 лет платить страховые взносы в ПФР, отчисляя 22% своего заработка, чтобы к 70 годам иметь право на получение второй пенсии в усеченном наполовину размере по сравнению с другими застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования?

Да, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами. Обязанность по их уплате лежит на страхователе, т.е организации-работодателе или на военном пенсионере лично, если он относится к частно практикующим лицам (ИП, адвокаты и пр.). Если есть страхователь, значит, он кого-то страхует - застрахованное лицо в обязательном пенсионном страховании. Но военный пенсионер уже имеет пожизненное обеспечение от государства и следовательно, не может потерять доход, риск утраты которого и страхуется в обязательном пенсионном страховании.

Так можно ли отказаться от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, если военный пенсионер не хочет получать вторую пенсию за "гражданский" трудовой стаж? Для ответа на данный вопрос достаточно ответить на еще один вопрос: а за кого страховые взносы уплачиваются в ПФР в обязательном порядке? - за застрахованное лицо. А кто является застрахованным - сам военный пенсионер, при чем от риска, которого у него нет.

Ответ лежит на поверхности – правоприменитель предпочитает применять только федеральный закон, касающийся непосредственно системы обязательного пенсионного страхования (далее по тесту – система ОПС). Речь идет о Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Даже разъяснения Конституционного суда не смущают, - принуждает работающих военных пенсионеров (в том числе индивидуальных предпринимателей, адвокатов, др.) быть застрахованными в системе ОПС, а значит нести обязанность по уплате страховых взносов в его бюджет.

Если говорить не юридическим языком, который из-за множества терминов и необходимых отсылок, многим покажется абракадаброй, то обязательное пенсионное страхование в отношении военных пенсионеров может иметь только добровольный характер. Еще проще – налоговые органы нарушают закон и игнорируют прямой запрет, наложенный Конституционным судом РФ, на такое применение положений закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, которое обязывало бы военных пенсионеров вступать в систему обязательного пенсионного страхования.

Вступление в систему ОПС военными пенсионерами осуществляется только добровольно. Соответственно, и выход из нее для военного пенсионера тоже добровольный – ПФР не имеет права принуждать военного пенсионера уплачивать ему пенсионные взносы.

При этом военный пенсионер должен четко знать и осознавать, что вступив в систему ОПС, он будет нести обязанности такие же как и остальные застрахованные лица, т.е. на равных условиях он будет в течении 15 лет (с учетом переходного периода) уплачивать страховые взносы, чтобы заработать 30 ИПК (баллов), но страховая пенсия у него будет урезанная, т.к. права на фиксированную выплату к страховой пенсии он не имеет.

Кроме того, то страховое обеспечение, которое ПФР будет выплачивать военному пенсионеру при выполнении последним всех необходимых условий, не может считаться эквивалентным ранее уплаченным суммам пенсионных взносов при существующей тарификации.

Тариф страховых взносов в бюджет ПФР состоит из солидарной и персональной частей. Солидарная (общая) часть идет на те выплаты, на которые военный пенсионер не может претендовать (его такого права лишили в силу закона). Ситуация в следующем, ты платишь солидарную часть как все, а гарантировано ничего не получаешь.

Строго говоря, вторая пенсия, на которую имеет право военный пенсионер не совсем страховая и совсем не пенсия. Эта выплата хоть и имеет такое наименование и должна выплачиваться при наступлении страхового случая, но страховой пенсией не является минимум по двум причинам: 1) на эту сумму прожить невозможно без получения военной пенсии, и речь идет именно об увеличении имеющейся, 2) это прибавка к имеющейся пенсии за выслугу лет, не связана с реализацией страхового риска. Система ОПС является способом "зарабатывания" прибавки к имеющейся военной пенсии.

Момент вступления в систему ОПС для военного пенсионера не связан со страховым риском, поскольку у него отсутствует вероятность потери заработка (у него уже есть пожизненная государственная пенсия).

Принудительно загонять человека в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС) без наличия у него страхового риска никто не имеет права. В противном случае это будет прямое нарушение законодательства о страховании, а также прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ.

По правде у военного пенсионера есть право отказаться от уплаты страховых взносов, но на сегодня реализовать это право невозможно из-за несогласия налоговых органов, поэтому никто не рискует ввязываться в судебные тяжбы с налоговой, которую всегда суд поддержит.

Но что интересно в данной ситуации беззаявительное участие военных пенсионеров в обязательном пенсионном страховании, также подразумевает и беззаявительный отказ от такого участия.
Но я все-таки написала заявление, и вот, что вышло.

Защита победила: права военных пенсионеров - адвокатов будут пересмотрены

Личный опыт отказа от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

С 2 июля 2014 года я вышла в отставку по болезни, в возрасте 45 лет, и получаю пенсию за выслугу лет, назначенную мне в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", то есть являюсь военным пенсионером.
11 апреля 2017 года, в возрасте 47 лет, мною получен статус адвоката.
19 мая 2017 года мною получена выписка о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, из которой следует, что по состоянию на апрель 2017 года на моем индивидуальном лицевом счете учтены пенсионные права в размере 3,73 ИПК и 2 года 7 месяцев страхового стажа.
С учетом риска дожития до 60 лет страховой случай обязательного пенсионного страхования для меня наступит через 13 лет от начала работы адвокатом. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере позволяет накапливать около 1 ИПК в год, а значит, на моем индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не будет величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, что является невыполнением требований частей 2 и 3 статьи 8 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем, при наступлении страхового случая я получу отказ в назначении страховой пенсии по старости.
21 июня 2017 года я обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №17 по Московской области с просьбой не ставить меня на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку я получаю пенсию за выслугу лет и отказываюсь от участия в обязательном пенсионном страховании в связи с тем, что к 2024 году у меня будет только 11 лет страхового стажа, которого недостаточно для назначения страховой пенсии, и, следовательно, система обязательного пенсионного страхования мне не гарантирует предоставление соответствующего страхового обеспечения при наступлении страхового случая, а на иное социальное обеспечение по возрасту я не имею прав.
На мое заявление налоговый орган ответил письмом о том, что я как адвокат обязана уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.
18 сентября 2017 года мною подано административное исковое заявление в Люберецкий городской суд Московской области с требованием о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области от 10 июля 2017 г. № 12-26/29683@ в части признания административного истца плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку оно нарушает мои права, предусмотренные статьями 19, 35, 39, 55 Конституции РФ, так как (а) уплатив страховые взносы, я не буду получать никакого пенсионного обеспечения не только при наступлении страхового случая, но и в последующем; (б) по сравнению с иными застрахованными лицами для военных пенсионеров установлены значительно худшие условия для получения страхового пенсионного обеспечения.
19 декабря 2017 года Люберецким городским судом Московской области принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований (дело № 2а-7749/2017).
23 апреля 2018 года Московским областным судом отказано в удовлетворении моей апелляционной жалобы и решение Люберецкого городского суда Московской области от 19 декабря 2017 года оставлено без изменения.
31 октября 2018 года Московским областным судом отказано в передаче моей кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
10 апреля 2019 года судьей Верховного Суда Российской Федерации вынесено определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

19 июня 2019 года заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации отказано в жалобе об отмене определения об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

28 января 2020 года Конституционный суд РФ рассмотрел мою жалобу и вынес решение.
Я очень надеялась, что с новым решением КС в обязательном пенсионном страховании (ОПС) завершится эра безусловного отнесения законом работающих пенсионеров к застрахованным лицам, и для них участие в ОПС станет реально добровольным, а не принудительным как сейчас. Но я не смогла защитить свои права в рамках национальной судебной системы, что возможно повлечет для меня санкции в виде взыскания своевременно неуплаченных страховых взносов, несмотря на то, что я не нуждаюсь в увеличении размера получаемой пенсии, тем более принудительно.

То, что теперь возложение обязанности по уплате взносов на таких как я признанно не противоречащим Конституции, одновременно означает признание конституционным принудительного порядка пенсионного страхования работающих военных пенсионеров. Полагаю, такой результат судебного обжалования политическим и не основанным на праве.

При этом все обжалуемые мною погрешности закона КС признал неконституционными. Согласно постановления КС № 5-П от 28.01.20 я обязана принудительно страховаться и платить взносы в ПФР с целью увеличения размера получаемой пенсии в рамках ОПС, в котором не определены ни объем, ни условия формирования и реализации моих страховых пенсионных прав. Правомерность привлечения к ответственности за неисполнение такой обязанности, конечно, сомнительна. Сама я взносы в ПФР не платила и платить не буду, но пока за мною не числится задолженности, что не позволяет продолжить диспут с государственными органами в юридической плоскости.

ОПС - это механизм реализации социального страхования, который нельзя безусловно использовать для увеличения размера военной пенсии. Получатель социального обеспечения не является лицом, нуждающимся в защите государства, ведь в отношении него государство выполнило свою социальную миссию, и он как гражданин должен считаться социально защищенным.

Заставлять человека увеличивать свою пенсию само по себе лишено здравого смысла, поскольку назначаемые нам пенсии, по закону, считаются достаточными по размеру, который обеспечивает достойное проживание при утрате трудоспособности.

Возложение обязанности самостоятельно уплачивать взносы на ОПС в зависимости от ведения трудовой деятельности безотносительно пенсионного статуса, нарушает конвенционное право собственности военного пенсионера. Осталась одна надежда, что моя жалоба в ЕСПЧ (№ 42408/19), принятая в августе 2019 года, будет рассмотрена по существу и нарушения имущественных прав граждан РФ, получающих пенсии и продолжающих при этом трудиться, в части возложения на них обязанности по уплате обязательных страховых платежей на ОПС, будут признаны на международном уровне.

В общем, моя оценка отличается от оценки Российской газеты, опубликовавшей статью о новом решении КС о победе защиты.


Статья 7. Право выбора пенсии

Главным вопросом, касающимся военнослужащих, является потеря ими права на военную пенсию.

Прежде всего надо разобраться в вопросе, определить разновидности предназначенных для получения военными пенсий. Только после этого можно понять, за что могут лишить военной пенсии лицо, исполняющее воинские обязанности. Такая потеря весьма ощутима, поэтому этот вопрос надо рассмотреть более подробно.

Потеря военной пенсии

Разновидности начислений за хорошую службу военным гражданам на территории РФ

  • начисление за выслугу определенного законом срока;
  • начисление лицу, признанному инвалидом, о чем есть медицинское заключение специалиста о том, что им была получена серьезная травма, которая стала причиной инвалидности, или выявлена болезнь, препятствующая исполнению воинских обязательств перед государством и обществом;
  • пенсия по достижении возраста выплачивается, если по завершении служебных полномочий уже выработан минимальный стаж, при этом лицо продолжает трудиться на благо Родины.

Лишение прав на получение военной пенсии представляется возможным только при наличии судебного решения.

Лишение пенсии по суду

Практика показывает, что органы, ответственные осуществлять выплату таких начислений, часто задаются вопросом, как лишить пенсии военного. Они ориентируются на то, что суд примет решение об увольнении лица со службы с применением к нему наказания – освобождения от воинского звания, тогда ему автоматически будет отказано в начислении выплат за выслугу лет.

Основания для отказа в выплате

Лишение воинского звания происходит на основании установленного факта совершения противоправного действия, что подкрепляется решением органа судебной инстанции.

Военные органы на основании Определения КС РФ №184 от 12.04.2005 в отношении лиц, лишенных звания, придерживаются определенных правил при принятии решения отказать в выплате воинской пенсии или позволить служащему получать заслуженное обеспечение.

Лишение звания - причина отказа в военной пенсии

Если преступление произошло позднее, чем увольнение из армии, законная пенсия гражданину продолжает выплачиваться и лишение звания не влияет на ее размер. Однако в случае совершения правонарушения гражданином в период службы, при котором было вынесено решение об освобождении его военного звания, если оно связанно именно с этим событием, выплата сразу заканчивается.

Тенденция отказов судами в удовлетворении жалоб и требований военных, оставшихся без права на получение пенсии по причине преступного деяния в период работы в военных организациях, происходит на всей территории России. Такая масштабность вынудила Конституционный Суд к подкреплению этих действий соответствующими нормативными документами.

Служба предполагает безоговорочное выполнение обязательств, данных государству во время принятия присяги, к которым отнесены защита безопасности граждан и государственного аппарата, поэтому любое преступление, совершенное в армии, считается противоречащим и нарушающим утвержденный порядок и влечет потерю права на военную пенсию.

Освобождение от звания согласно принятому судебному решению выступает средством отказа выплаты пенсии по выслуге лет.

Получение стандартной пенсии

Согласно пояснению Конституционного Суда, в отношении восстановления права на пенсию этим законом могут воспользоваться только те военнослужащие, которые совершили преступление после фактического увольнения их с воинской службы или были привлечены к уголовной ответственности после увольнения. Закон говорит о том, что правом вернуть пенсионное обеспечение обладают лица, получавшие такие выплаты до наступления уголовной или иной ответственности по решению суда. Это означает, что ранее им уже была назначена пенсия, а лица, чье исполнение решения суда о назначении наказания в связи с совершением незаконного действия началось до начисления пенсии за выслугу лет, лишаются права на ее получение безоговорочно.

Правовой нормой и основой принятия подобных решений считается ст. 43 Закона, в которой говорится, что для расчета размера пенсии важна сумма окладной части заработной платы, напрямую зависящая от заслуженного воинского звания. В связи с тем, что по решению суда ранее служившее лицо в большинстве случаев лишается воинского звания, это автоматически влечет за собой прекращение начисления оклада, который является неустранимой частью при расчете размера пенсии.

Восстановление воинского звания и права на получение воинской пенсии

В России к настоящему моменту сложились нормы и закономерности решения вопросов, касающихся прерогатив пенсионного обеспечения лиц, чье звание было аннулировано по решению суда.

Если преступное деяние совершено лицом при осуществлении служебных полномочий и решением суда было постановлено снять звание с должностного лица, то безвозвратно теряется право на возобновление получения пенсии, а если пенсия ранее уже была назначена и перечислялась хотя бы раз, то она прекращает выплачиваться сразу после вступления приговора в законную силу. Если решение о применении уголовной ответственности с последующим снятием военного звания назначалось за совершение противоправных действий, осуществленных, когда гражданин уже был уволен со службы по иным обстоятельствам, не связанным с совершенным преступным деянием, при полном погашении судимости Конституционным Судом гарантируется возобновление начисления военной пенсии.

Ситуация решения пенсионных вопросов для военных достаточно спорная и нуждается в доработке со стороны законодательных органов, а также необходимо устранить все несогласованности в действиях государственных органов исполнительной власти в сфере выплат военнослужащим. Лишение пенсии военнослужащего возможно только на основании Закона. На данный момент наблюдается, что некоторые пункты противоречат друг другу, поэтому нельзя говорить о том, что практика принятия судом верных решений в отношении выплат пенсий военнослужащим исполняется только на основании и согласно действующим законам или иным нормативно-правовым актам.

Пенсионер снимает деньги

Как правило, пожилые граждане в России являются одной из самых уязвимых и беззащитных категорий населения. Большинство российских пенсионеров кроме социальной помощи от государства не имеют дополнительной финансовой поддержки со стороны. При этом многие пенсионеры для совершения дорогостоящих приобретений оформляют банковские кредиты, да и коммунальные услуги необходимо выплачивать в срок.

Поэтому если военная пенсия, которая является единственным источником дохода пенсионера, не пришла в срок, заемщик не сможет своевременно внести обязательный ежемесячный платеж по ссуде, соответственно банк-кредитор начислит ему штраф. В результате пожилой человек понесет дополнительные финансовые потери, в т.ч. ухудшит собственную кредитную историю не по своей вине, из-за чего ему просто могут отказать в очередном займе.

Военная пенсия

К большому сожалению, в России от задержки социальных платежей не застрахован ни один гражданин. Это, как правило, последствия затянувшегося экономического кризиса в стране, на фоне которого перебои с денежными переводами и начислениями социальных выплат российским гражданам происходят даже в наиболее благополучных регионах государства.

Именно поэтому каждый пожилой человек, получающий страховую гражданскую, военную пенсию либо одновременно два вида социальных платежей, обязан знать о возможных причинах несвоевременной выплаты денежного содержания, куда обращаться за помощью в случае достаточно продолжительной задержки пенсии.

Причины, по которым могут задержать пенсионные выплаты бывшим военным

Чтобы разобраться с возможными причинами задержки пенсионных выплат, необходимо знать график начисления военных пенсий. Конкретный день осуществления платежей зависит от региона проживания пенсионера. Все необходимые сведения по данному вопросу обязано предоставлять гражданам региональное представительство ПФР либо пенсионный отдел военного ведомства, которое начисляет пенсии бывшим военнослужащим, пребывающим в отставке. Каждое представительство ПФ имеет официальный сайт, на котором представлена вся необходимая информация и телефоны службы поддержки.

Пенсионный фонд

Но перед тем, как начинать звонить на горячую линию либо обращаться с жалобой непосредственно в пенсионные представительства, необходимо понимать, что конкретный день месяца, определенный для выплаты пенсионного обеспечения, может попасть на выходные и праздничные дни. В подобных случаях пенсии обязаны начислять и выдавать до наступления празднично-выходных дней.

Когда социальные выплаты не приходят в срок, граждане начинают узнавать, почему не пришла своевременно на банковскую карту военная пенсия. Как правило, на это могут влиять самые разные причины. Например, одной из таких является сложное финансово-экономическое положение в государстве, но чаще всего виной является обычный человеческий фактор.

К наиболее частым причинам задержки пенсионных выплат российским гражданам можно отнести следующие:

  • Для выплаты пенсий всем гражданам не оказалось необходимой суммы в Пенсионном Фонде. Последние года с подобной проблемой сталкиваются пенсионные представительства некоторых регионов России;
  • Денежные средства могут задержать на этапе их перевода из одной организации в другую. В данном случае вина полностью лежит на финансовом учреждении, осуществляющем перевод средств. Деньги могут задержать на 1-2 суток;
  • Распространенной причиной задержки пенсий также является неправильное оформление пакета необходимых документов для начисления социальных выплат Пенсионным Фондом. Чаще всего подобные ситуации происходят при первичных начислениях пенсионного содержания гражданам, только уволившимся на пенсию;
  • Задержка пенсионных выплат может быть связана с продолжительной процедурой согласования бумаг между пенсионным представительством и финансовым учреждением, занимающимся переводом денежных средств. В этой ситуации виноватым может быть сам пенсионер, который только вышел на пенсию, и своевременно не представил необходимые документы в соответствующие организации;
  • При активации пенсионной банковской карты, выпущенной специально для перечисления на нее социальных выплат, были допущены какие-либо ошибки. В данном случае ее владельцу необходимо обращаться за помощью в банковское отделение, которое выдавало платежную карту.

Куда необходимо обращаться в случае задержки пенсионных выплат

Если пенсия задерживается по одной из вышеперечисленных причин, значит, стоит начинать предпринимать меры. Но бить тревогу мгновенно не рекомендуется. Стоит учитывать такой фактор, как неслаженность работы социальных организаций в России. Поэтому обращаться с жалобой в соответствующие организации рекомендуется, если пенсионные выплаты так и не были выполнены в течение 5-7 рабочих дней от установленной даты выплат.

Снятие денег

Если не пришла и через неделю военная пенсия, а гражданин не знает, куда обращаться, необходимо действовать по следующему алгоритму:

  1. Первоначально необходимо взять в финансовом учреждении документ, подтверждающий факт не начисления пенсионного содержания в установленную дату. Представители банка обязаны представить клиенту отчет о финансовых операциях по счету либо пенсионной карте;
  2. Также в банковском отделении необходимо истребовать бумагу, которая подтверждает, что пенсия не была переведена на счет либо карту;
  3. Получив в финучреждении подтверждающие бумаги об отсутствии пенсионного начисления, с ними необходимо обращаться за разъяснениями в соответствующее пенсионное представительство.

Защита пенсионерами собственных прав в судебном порядке

После обращения с жалобой о задержке пенсионных выплат в отделение банка либо представительство ПФР, необходимо дождаться ответа с причинами несвоевременного начисления данного вида социальной помощи от государства и новым сроком выплаты пенсии. Для решения проблемы этого вполне достаточно.

Если же в установленный период представители Пенсионного Фонда России либо финансовой компании не предоставили объяснения, почему до сих пор нет начисления военной пенсии, граждане имеют право написать жалобу в следующие инстанции:

  • Финансовое учреждение, перечисляющее рассматриваемые социальные выплаты;
  • Пенсионный Фонд РФ;
  • В Прокуратуру.

Согласно действующему российскому законодательству перечисленные инстанции обязаны рассматривать подобные заявления граждан в течение месяца со дня его подачи, не дольше.

Жалоба составляется в свободной форме, единого образца законом не предусмотрено. Но к самому содержанию документа предъявляются определенные требования.

Написание заявления

Гражданин, подающий заявление с жалобой, должен указать в документе следующие сведения:

  • Полное наименование организации, в которою подается претензия;
  • Полностью Ф.И.О. заявителя, контактные данные и адрес регистрации;
  • Кратко описать суть проблемы и требования к организации, в которую подается заявление, согласно действующему российскому законодательству;
  • Поставить дату оформления жалобы и личную подпись.

Также в заявлении необходимо перечислить прилагаемые к нему документы, подтверждающие невыплату пенсии.

Если вы являетесь пенсионером военного ведомства, министерства внутренних дел, органов ФСБ, таможенной службы, налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы, прочих государственных структур, то для вас законом гарантирована возможность получения второй пенсии, так называемой, пенсии за гражданский стаж, или страховой.

Правовые акты по второй (гражданской) пенсии

Данная доплата реализует права гражданина в отношении пенсионного капитала, сформированного за период гражданского стажа после выхода на основную военную пенсию, и, как правило, увольнения со службы.

Ваши права в отношении второй пенсии регламентируются следующими законами:

  • "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (№166-ФЗ от 17.12.2001 г);
  • "О страховых пенсиях" (№400-ФЗ от 28.12.2013);
  • "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (№173-ФЗ от 17.12.2001 г).

Обязательные условия для назначения

уровень пенсий в России

Таких условий три:

  • Исполнение соискателю 60 лет. До этого возраста вторая (страховая) пенсия военнослужащим назначена быть не может ни при каких условиях.
  • Наличие требуемого трудового стажа. Начиная с 2014 года, требуемый для получения страховой пенсии стаж увеличивается ежегодно на 1 год, начиная с пяти лет. Соответственно, если в 2014 году требовалось пять лет стажа, то в 2015 году — шесть лет, в 2016 году — семь лет, в 2017 году — восемь лет и по такому же принципу до 2024 года, после которого увеличение стажа (более пятнадцати лет) уже не предусмотрено.
  • С начала 2015 г. обязательно наличие значения индивидуального пенсионного коэффициента не меньше 6,6, с дальнейшим увеличением каждый год на 2,4 до максимального значения 30. Таким образом, в 2016 г этот коэффициент будет не менее 9,00, в 2017 — 11,4 и так далее. ИПК рассчитывается, как отношение пенсионного капитала пенсионера (стаж и зарплата + страховые взносы) к цене одного пенсионного балла, которая устанавливается Правительством ежегодно. В 2015 году она равнялась 64 руб 10 коп, в 2016 — 74 руб. 27 коп, в 2017 году — 78 руб. 58 коп.

Если с первым пунктом все понятно, то по второму возникает много вопросов в части подтверждения стажа.


До момента регистрации в системе пенсионного страхования (эта дата проставлена на СНИЛС) стаж подтверждается трудовыми книжками, справками работодателя, архивными выписками, протоколами опроса свидетелей.

После дня регистрации, или для всех категорий с начала 2002 года — только по сведениям персонифицированного учета, то есть, по сведениям ваших индивидуальных лицевых счетов, на которые перечисляются страховые взносы работодателями. Данная работа, за которую начислялась зарплата и перечислялись налоги, относится к страховым периодам.

Нехватку страховых периодов для назначения второй пенсии можно скомпенсировать нестраховыми. К ним относятся:

  1. учеба в очном учебном заведении, подтвержденная дипломом или справкой образовательного учреждения,
  2. периоды ухода за детьми или нетрудоспособными лицами, подтвержденные протоколами опроса свидетелей, и другие.

Процедура оформления

За назначением гражданской пенсии следует обращаться в любое отделение Пенсионного фонда, без привязки к месту постоянной регистрации.

оформление пенсии по случаю потери кормильца

Обязательный пакет документов для этого:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • справка военнослужащего установленного образца о получаемой пенсии, в которой перечислены периоды стажа, взятые в расчет основной военной пенсии;
  • документы о стаже до 2002 года: справки о стаже, трудовая книжка, свидетельства об уплате налогов в качестве индивидуального предпринимателя, и т.п.;
  • справки о заработной плате до 2002 года (за период гражданской работы);
  • документы, подтверждающие нестраховые периоды (диплом, сведения об уходе за нетрудоспособными).


Датой назначения пенсии считается дата обращения, но не ранее возникновения права на неё по возрасту, то есть наступления 60 лет.

Время оформления пенсии регламентировано — не более 50 минут. Специалист обязан принять от вас документы, даже если есть сомнения в наличии у вас требуемых условий для назначения, сделать копии с них и выдать вам расписку о приеме заявления.

Срок рассмотрения заявления — 10 дней, в завершение которого вам отправляется письмо о положительном решении либо отрицательном, то есть обоснованном отказе в назначении, ввиду перечисляемых причин.

Примеры расчета пенсий

расчет заработной платы

Рассмотрим наглядно, каким образом для военных пенсионеров специалисты Пенсионного фонда рассчитают вторую пенсию. Для удобства вынесем основные обозначения, используемых при расчете и расшифруем их:

  • K — коэффициент, обозначающий отношение зарплаты к средней по стране.
  • К неп.ст. — коэффициент неполного стажа;
  • ПК — Пенсионный капитал;
  • СЧ — страховая часть;
  • ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент.
  • Т – ожидаемый период выплаты — 228 месяцев (среднестатистически именно столько времени получает пенсию военный пенсионер)

И постоянные числовые значения:

  • 1 671 руб — среднемесячная зарплата в 2000 - 2001 гг.;
  • 0,55 — стажевый коэффициент (при наличии требуемого стажа);
  • 450 руб — базовая часть на начало 2002 г.

Пример №1

Губарев Иван Иванович, пенсионер Министерства обороны, 21.03.1955 г рождения, обратился за назначением второй пенсии в ПФ 10.03.2016 г.

Датой, с которой назначена пенсия, стала 21 марта 2017 г — день шестидесятилетия.

Анализ предоставленных документов: справки из военкомата и трудовой книжки, — свидетельствовал о наличии необходимого гражданского стажа (который не был учтен в расчете военной пенсии) — 18 лет 0 мес 17 дней.

Справки о зарплате Губарев И.И. не предоставил, потому была взята зарплата за 2000 и 2001 г (зарплата за эти годы есть у каждого застрахованного лица в базе ПФ).

Коэффициент по заработной плате (отношение к средней по стране) оказался невысок — 0,569.

Сначала рассчитаем пенсионный капитал до 2002 г.:

  • ((0,569 (коэффициент по зарплате) * 1 671 (средняя зарплата в стране) * 0,55 (стажевый коэффициент)) — 450) * 228 (период выплаты) = 16 630,19 руб.
  • Умножим полученный пенсионный капитал на коэффициент неполного стажа (так как полный стаж — 25 лет):
  • 16 630,19 * 0,16177778 = 2 690 руб. вторые пенсии военным пенсионерам это и будет пенсионный капитал на начало 2002 г.

заполнение документов

С 2002 г пенсии постоянно индексировались, поэтому умножим полученный ПК на постоянный для 2017 г суммарный индекс: 2 690 * 5,4 = 14 526 руб ПК на дату назначения, то есть на 21.03.2017 г.

Прибавим валоризацию (доплату за стаж советского периода) — 12 680 руб и страховые взносы, накопленные на лицевом счете пенсионера – 159 347 руб. 08 коп.:

14 526 + 12 680,00 + 159 347,08 = 195553,08 – пенсионный капитал на момент назначения.

Страховая часть на 31.12.2015г: ПК / Т = 195553,08 / 228 = 857,69

Так как сумма пенсионного балла в 2015 г была 64,10, получаем ИПК: 857,08 / 64,10 = 13,38

Прибавим к этому значению ИПК после 2015 г для этого пенсионера (по уплаченным взносам) — 2,805 и получим ИТОГОВЫЙ ИПК на дату назначения, т.е: 13,38 + 2,805 = 16,19.

Умножив его на величину балла 2017 г, получим:

16,19 * 78,58= 1 271 руб 86 коп, что и будет означать величину второй пенсии для Губарева И.И. При достаточно внушительном стаже пенсия получилась небольшая по причине маленькой зарплаты и незначительных страховых взносах, перечисленных ему работодателями.

Пример №2

Голубев Николай Иванович, 17.01.1956 г.р., пенсионер МВД, обратился за назначением второй пенсии 05.03.2017 г. Датой назначения пенсии стала дата обращения — 05.03.2017 г.

Гражданский стаж составил 15 лет 9 месяцев, коэффициент по зарплате — 1,012.

Аналогично предыдущему примеру, считаем пенсионный капитал на начало 2002 г.:

((1,012 * 1 671 * 0,55) - 450) * 228 = 109 457,92 * 0,07011111 (коэф. неполного стажа) = 7 672,24

Умножив на суммарный индекс, получим ПК на дату назначения:

7 672,24 * 5,6148 = 43 089,43

Голубев мало работал в советское время, т.е. до 1991 г, поэтому валоризация составила лишь 4308 руб 94 коп.

особенности расчета часовой ставки

Прибавив её, страховые взносы, и разделив на ожидаемый период выплаты, получим страховую часть на конец 2015 г:

  • (43 089,43 + 4 308,94 + 389 372,86) / 228 = 1 915,00
  • ИПК на конец 2015 г: 1915 / 64,10 (стоимость балла в 2015г) = 29,886
  • ИПК с начала 2016 г для Голубева Н.И — 3,558 (согласно перечисленным за год страховым взносам), следовательно, ИТОГОВЫЙ ИПК: 29,886 + 3,558 = 33,444

Умножив его на стоимость балла в 2017 г., получим размер пенсии:

33,444 * 78,58 = 2 628 руб. 03 коп.


В данном случае размер пенсии оказался выше, несмотря на меньший период гражданского стажа, благодаря более увесистой заработной плате и внушительным страховым взносам.

оплата командировки в выходной день

Как получить больничный в поликлинике — узнайте подробную информацию у нас!

Если вас отправили в командировку в выходной день, то полезные сведения по этому вопросу вы прочтете в нашей статье.

Работающим пенсионерам будет полезен наш подробный материал.

Вопросы наследования

После смерти получателя гражданской пенсии могут претендовать на пенсию по потере кормильца его жена и дети, если получение её окажется более выгодным, чем по основной.

Кроме того, у работавших с 2002 по 2004 гг., мужчин моложе 1953 г. рождения и женщин 1957 г. рождения, остаются на счету накопительные средства, которые можно получить единовременной выплатой в течение полугода после даты смерти правопреемникам первой, второй или третьей очереди умершего.

Данные нюансы вам обязаны в подробностях объяснить специалисты Пенсионного фонда.

Читайте также: