Назначение и выплата пенсии на основании международных соглашений договоров

Обновлено: 27.04.2024

Моя мама, получает пенсию в Италии, по мужу. Стала совсем старая и больная, хочет вернутся к семье в Россию . И вот уже год не может ни как перевести свою итальянскую пенсию в Москву. Открыт счет в банке в Москве для перевода, обращалась в разные ассоциации в Италии, но толком ни кто не говорит, предлагают разные варианты -приехать в Москву и решать вопрос в консульстве, что в её возрасте проблематично. Летать туда-сюда. Отказ от резиденции в Италии и пр. и т.б. С уважением Владислав.

Проблема данной ситуации заключается в том, что между Россией и Италией нет соответствующего международного соглашения регулирующего порядок пенсионного обеспечения. в том числе получения пенсий в РФ, назначенных в Италии.

Без такого международного соглашения отсутствует конкретный механизм правового регулирования таких ситуаций.

К примеру ознакомиться со списком имеющихся международных соглашений, Вы можете пройдя по следующей официальной ссылке ПФР РФ:

В тоже время имеется такой документ, как Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения, согласно статье 18 которой следует что:

Но она касается налогообложения, хотя в ней исходя из смысла приведенной выше статьи, упоминается возможность возникновения таких ситуаций с получением пенсий.

Выше в своем первом ответе, я привел общие положения и разъяснения.

Что касается этих вопросов:

приехать в Москву и решать вопрос в консульстве, что в её возрасте проблематично. Летать туда-сюда. Отказ от резиденции в Италии.

Здесь следует отметить то, что пенсия о которой идет речь иностранного государства, международно соглашения, как я указал выше в первом ответе с Италией отсутствует. Из чего следует, что действительно здесь в первую очередь необходимо решать вопрос с уполномоченным органом в области пенсионного обеспечения Италии. Следует обратиться туда за разъяснениями, при чем официально и письменно.

По сути здесь РФ в лице Пенсионного фонда РФ никаких полномочий не имеет, именно опять же по причине отсутствия международного соглашения. Следовательно разрешение данной ситуации и возможность получения в РФ пенсии назначенной в Италии, возможно только путем решения этого вопроса через пенсионный орган Италии, как назначающий и выплачивающий пенсию, и никак иначе.

Летать туда сюда конечно никакого смысла при этом нет, все нужно решить на месте в Италии, также их уполномоченный орган думаю вправе разрешать сиутации с получением пенсий которые он назначил, в том числе при необходимости взаимодействуя с консульством иностранного государства.

Уважаемый Владислав. Минус ставится за ошибку. В моем ответе таковой нет. Я Вам дал такую инструкцию как юрист, Вы читали внимательно мой ответ выше? Здесь все полностью решается уполномоченным органом в области пенсионного обеспечения — Италии. Между РФ и Италией нет международного соглашения в области пенсионного обеспечения. Вы пишите на российский юридический портал, российским юристам и просите подробную инструкцию по факту того, что следует сделать в Италии. Я Вам по мере своих возможностей, такую дал, не являясь юристом Италии в области пенсионного обеспечения. Если есть уточнения, огромная просьба не минусовать ответы того, кто постарался Вам хоть как то помочь, а писать уточнения отдельно, либо к вопросу, либо к моему ответу. Минус прошу снять, так как он необоснован абсолютно. Снимается он также как ставился.

Вот инструкция ее выше я уже указал:

Из чего следует, что действительно здесь в первую очередь необходимо решать вопрос с уполномоченным органом в области пенсионного обеспечения Италии. Следует обратиться туда за разъяснениями, при чем официально и письменно.

По сути здесь РФ в лице Пенсионного фонда РФ никаких полномочий не имеет, именно опять же по причине отсутствия международного соглашения. Следовательно разрешение данной ситуации и возможность получения в РФ пенсии назначенной в Италии, возможно только путем решения этого вопроса через пенсионный орган Италии, как назначающий и выплачивающий пенсию, и никак иначе.

Летать туда сюда конечно никакого смысла при этом нет, все нужно решить на месте в Италии, также их уполномоченный орган думаю вправе разрешать сиутации с получением пенсий которые он назначил, в том числе при необходимости взаимодействуя с консульством иностранного государства.

Если она Вас не устраивает жаль. В таком случае Вам следует обратиться к итальянскому юристу специализирующемуся в области пенсионного обеспечения Италии. Желаю удачи.

СОГЛАШЕНИЕ
о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза

Государства - члены Евразийского экономического союза, далее именуемые государствами-членами,

руководствуясь стремлением урегулировать отношения в сфере пенсионного обеспечения своих граждан,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Для целей настоящего Соглашения используются понятия, которые означают следующее:

"государство проживания" - государство-член, на территории которого находится местожительство трудящегося;

"государство трудоустройства" - государство-член, на территории которого у трудящегося формируются либо формировались пенсионные права;

"компетентный орган" - учреждение (организация) государства-члена, в компетенцию которого входят вопросы, касающиеся реализации законодательства своего государства в области пенсионного обеспечения;

"местожительство" - место проживания трудящегося, определяемое или признаваемое в качестве такового в соответствии с законодательством государства-члена;

"накопительные пенсии" - обязательная накопительная пенсия в Республике Армения, пенсионные выплаты из единого накопительного пенсионного фонда за счет сформированных пенсионных взносов в Республике Казахстан, накопительная часть пенсии и выплаты за счет средств пенсионных накоплений в Кыргызской Республике, накопительная пенсия и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений в Российской Федерации;

"обработка персональных данных" - любое действие (операция), совершаемое с персональными данными с использованием или без использования средств автоматизации (включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных) или совокупность таких действий (операций);

"пенсии" - денежные выплаты, указанные в пункте 2 статьи 2 настоящего Соглашения, включая выплаты (доплаты) и повышения, устанавливаемые к пенсии в соответствии с законодательством государства-члена;

в Республике Армения - налоги и (или) иные взносы, дающие право на пенсию;

в Республике Беларусь - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

в Республике Казахстан - пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд;

в Кыргызской Республике - страховые взносы в Пенсионный фонд и Государственный накопительный пенсионный фонд;

в Российской Федерации - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

"персональные данные" - сведения на электронном, бумажном и (или) ином материальном носителе, относящиеся к определенному или определяемому на их основании субъекту персональных данных, которые прямо или косвенно позволяют идентифицировать личность субъекта;

"стаж работы" - период работы и (или) иной деятельности (в том числе с уплатой пенсионных взносов), а также иные периоды, учитываемые в соответствии с законодательством государства-члена при определении права на пенсию и исчислении ее размера;

"трудящийся" - гражданин государства-члена, у которого формируются либо формировались пенсионные права посредством осуществления трудовой или иной деятельности на территории другого государства-члена;

"уполномоченные органы" - органы исполнительной власти государства-члена, осуществляющие регулирование в сфере пенсионного обеспечения и (или) регламентирующие деятельность органов (учреждений), осуществляющих проведение медико-социальной экспертизы (комплексного освидетельствования);

"член семьи" - лицо, состоящее в браке с трудящимся, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Иные понятия, используемые в настоящем Соглашении, применяются в значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и законодательством соответствующего государства-члена.

Статья 2

Круг лиц и сфера применения

1. Настоящее Соглашение применяется в отношении трудящихся и членов семьи.


Ковальков Валерий Валерьевич
Заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь

ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ:

Нет. Право на получение пенсии в Республике Беларусь имеют граждане, постоянно проживающие на её территории, что подтверждается отметкой о регистрации по месту жительства в документе, удостоверяющем личность. Оснований для пенсионирования граждан Республики Беларусь, выехавших на постоянное жительство за пределы Республики Беларусь, в период их временного пребывания в Республике Беларусь не имеется.

При назначении пенсии в Республике Беларусь в стаж учитывается работа с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Гражданам, работающим за пределами Республики Беларусь, законодательством с 1 августа 2006 года предоставлено право самостоятельно (добровольно) уплачивать страховые взносы в бюджет фонда (таким образом формировать свои пенсионные права). Поэтому, если Вами взносы в бюджет фонда в период работы в Польше не уплачивались, оснований для назначения пенсии в Республике Беларусь за этот период не имеется.

Также отмечу, что в настоящее время белорусскими и польскими экспертами ведется работа над предложениями в проект международного договора, предусматривающего возможность назначения и выплаты пенсии государством, на территории которого протекала работа с уплатой взносов.

20 лет работала в Беларуси, вышла замуж и уехала на постоянное жительство в Болгарию. В следующем году мне исполняется 55 лет. Могу ли я претендовать на назначение пенсии в Беларуси за мои 20 лет работы?

Поскольку Вы постоянно в Республике Беларусь не проживаете, пенсия Вам в Беларуси не может быть назначена.

Слышала, что ведется работа по заключению международного пенсионного договора с Чехией. Когда будет подписан этот договор?

Действительно экспертами Беларуси и Чехии ведется работа над предложениями в проект договора о пенсионном обеспечении. При этом отмечу, что заключение международных договоров включает в себя несколько последовательных стадий по формированию содержания международного договора, принятию его текста и выражению согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора. То есть говорить о конкретных сроках подписания Договора с Чехией пока рано.

Гражданка Литвы, с 2010 года живу в Беларуси и получаю белорусскую пенсия за периоды работы в Литовской ССР с 1970 по 1991 год. Также получаю литовскую пенсию за работу в Литве после распада СССР. Если я уеду на ПМЖ в Литву, что будет с моей белорусской пенсией?

Статьей 5 Договора между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о социальном обеспечении от 4 февраля 1999 г. предусмотрен экспорт пенсий. Пересмотр пенсий по нормам указанного Договора в случае переселения пенсионера с территории одного государства на территорию другого не производится. Поэтому в случае Вашего переселения на постоянное жительство в Литву Вам будет продолжена выплата белорусской пенсии. Она будет осуществляться в Литву через Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Сегодня ведется работа по заключению договора в области пенсионного обеспечения в рамках Евразийского экономического союза. Прорабатываются предложения по заключению договоров с Чехией, Эстонией и Польшей.

Скоро на пенсию. Являюсь гражданином Беларуси. В 2000 году вынужден был уехать на заработки на Крайний север. Переживаю, что этот стаж пропадет. Так ли это?

С 29 марта 2007 г. пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь и граждан Российской Федерации осуществляется с учетом положений Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Договором предусматривается в частности, что за периоды работы на территории России после 13 марта 1992 г. пенсию назначает Россия в соответствии с национальным законодательством. Поэтому по достижении пенсионного возраста и обращения за пенсией вопрос о назначении Вам пенсии за периоды работы в России будет рассматриваться территориальным подразделением Пенсионного фонда Российской Федерации по месту Вашей работы в России.

С положениями указанного Договора можно ознакомиться на сайте Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь.

Да, такая возможность предусмотрена законодательством. В целях формирования пенсионных прав в Беларуси граждане, работающие за пределами Республики Беларусь, могут уплачивать обязательные страховые взносы на пенсионное страхование. Размер обязательных страховых взносов составляет 29 процентов от определяемого ими дохода. При этом считаем необходимым обратить внимание, что если взносы будут уплачены из дохода ниже минимальной заработной платы, то стаж будет скорректирован в сторону уменьшения.

Подробную консультацию о порядке уплаты взносов можно получить в районном отделе Фонда социальной защиты населения по месту жительства.

В декабре исполняется 55 лет. Работала с уплатой страховых взносов только 14 лет. Все остальное время занималась уходом за детьми, выращивала сельскохозяйственную продукцию для продажи, взносы не платила. Так что я, отработав 14 лет, не заслужила пенсию в 55 лет?

При страховом стаже менее 15 лет трудовая пенсия по возрасту не назначается. При отсутствии права на трудовую пенсию женщинам по достижении 60 лет, мужчинам по достижении 65 лет назначается социальная пенсия.

Как Вы указываете, Ваш страховой стаж составляет 14 лет. В такой ситуации оснований для назначения пенсии по возрасту не имеется. Указанная пенсия может быть назначена при доработке страхового стажа до установленной законодательством продолжительности.

При этом отметим, что при рассмотрении вопроса о праве на пенсию применяется законодательство, действующее на дату назначения пенсии (перевода с одного вида пенсии на другой). То есть условия для назначения пенсии, в частности, пенсии по возрасту – достижение определенного возраста, наличие страхового стажа и другие – определяются в соответствии с законодательством, действующим на дату каждого обращения за этой пенсией.

Также заметим, что требуемые 15 лет страхового стажа меньше периода трудовой активности работников (от 18 до 55 лет женщины/60 лет мужчины) и среднего периода получения пенсии (около 21 года). В настоящее время прорабатывается вопрос об увеличении страхового стажа.

Переехала на постоянное жительство в Беларусь из Украины. В Республике Беларусь проработала 5 лет, весь остальной стаж в Украине. Слышала, что для получения трудовой пенсии необходимо наличие стажа работы с уплатой взносов в пенсионный фонд Беларуси не менее 15 лет. А у меня всего лишь 5 лет. Так что мне не будет назначена пенсия?

Действительно, сегодня для назначения трудовой пенсии по возрасту в Республике Беларусь требуется не менее 15 лет страхового стажа с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. В страховой стаж засчитываются периоды работы в Беларуси, а также на территории СССР до 1 января 1992 г. Кроме того, с учетом положений пенсионного законодательства и Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения в требуемый 15-летний страховой стаж для определения права на трудовую пенсию по возрасту могут быть включены периоды работы в Украине после 1 января 1992 г. при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Украины.

Таким образом, в страховой стаж для назначения Вам пенсии в Республике Беларусь будет включена работа в Беларуси и Украине (работа за период с 1 января 1992 г. – при условии уплаты страховых взносов в пенсионный фонд Ураины).

В современных условиях увеличивается межгосударственная миграция населения, в том числе и пенсионеров. В целях обеспечения социальных прав граждан Республика Беларусь развивает сотрудничество в области пенсионного (социального) обеспечения с другими государствами путем заключения международных договоров и соглашений.

29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года (далее – Договор), который регулирует вопросы пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Российской Федерации или Республики Беларусь и являющихся гражданами этих государств.

Назначение трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет после вступления в силу Договора для граждан Республики Беларусь и Российской Федерации осуществляется с учетом норм Договора и Соглашения между Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации о применении Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года (далее – административное соглашение).

Договором предусмотрены следующие варианты пенсионирования граждан Республики Беларусь и граждан Российской Федерации:

(3) выплата пенсии в случае переезда пенсионера с территории одного государства на территорию другого продолжается государством, назначившим пенсию до переезда, без применения норм Договора, если пенсионер имеет страховой (трудовой) стаж продолжительностью не менее 25 лет (для мужчин) или не менее 20 лет (для женщин), полностью выработанный на территории этого государства (в том числе в период СССР), при этом исчисление указанного стажа осуществляется в календарном порядке (пункт 3 статьи 24 Договора).
Один из указанных вариантов выбирается гражданином самостоятельно и указывается в заявлении. Варианты пенсионирования по пункту 2 статьи 23 Договора и пункту 3 статьи 24 Договора являются окончательными и пересмотру не подлежат, в том числе и в случае перевода пенсионера на другой вид пенсии.

По желанию гражданина (на основании его заявления) до принятия окончательного решения может быть произведен предварительный расчет пенсии по пунктам 1 и (или) 2 статьи 23 Договора.

В случае изменения пенсионером, получающим пенсию по пункту 2 статьи 23 Договора, гражданства оснований для продолжения получения пенсии по законодательству государства, гражданство которого утрачено, не имеется. В таком случае у пенсионера вновь появляется право выбора получения пенсии по пункту 1 статьи 23 Договора или по пункту 2 статьи 23 Договора (по законодательству государства, гражданство которого приобретено).

При назначении пенсии (в том числе при исчислении общего и специального стажа) каждое государство применяет свое законодательство.

При определении права на пенсию (статья 11 Договора) может осуществляться суммирование стажа, накопленного на территориях обеих государств, если он не совпадает по времени. Для этого из территориального подразделения Пенсионного фонда Российской Федерации по последнему месту жительства (работы) в России запрашивается справка о страховом (трудовом) стаже согласно приложению 2 к административному соглашению (запрашивается органами по труду, занятости и социальной защите).

При определении права на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет (в Российской Федерации – досрочную трудовую пенсию по старости) учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях и в соответствии с законодательством государств на аналогичных условиях, работах, в профессиях, должностях, учреждениях (организациях), кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

В Республике Беларусь пенсия исчисляется исходя из фактического заработка в Республике Беларусь (бывшего СССР) до 01.01.1992 и дохода за работу за пределами Республики Беларусь, из которого согласно законодательству о государственном социальном страховании самостоятельно уплачены обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Справочно: В 2016 году пенсия исчисляется из откорректированного фактического заработка (индивидуального коэффициента заработка) за последние 22 года работы (уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь), в 2017 году – за последние 23 года работы, в 2018 году – за последние 24 года работы и т.д.

Справочно: в настоящее время с государствами-участниками СНГ заключены соглашения (договоры) в области социального (пенсионного) обеспечения: Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (вступило в силу с 13.03.1992); Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 12.09.1995 (вступило в силу с 15.10.1996); Соглашение между правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 14.12.1995 (вступило в силу 11.02.1997);Соглашение между Министерством социальной защиты Республики Беларусь и Министерством социальной защиты населения Республики Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 03.06.1998 (вступило в силу с 28.08.1998); Соглашение между правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 21.11.2013 (вступило в силу 15.07.2014); Договор между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 29.02.2008 (вступил в силу с 28.09.2010); Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о социальном обеспечении от 06.02.1995 (вступил в силу с 15.12.1999).

Для исчисления размера пенсии учитывается стаж: приобретенный на территории Республики Беларусь (БССР); до 1 января 1992 г. – на территории государств, ранее входивших в состав СССР (кроме Латвии); имевший место до 1 июля 1998 г. за пределами Республики Беларусь, если это предусмотрено законодательством Республики Беларусь, международными соглашениями (договорами), вступившими в силу для Республики Беларусь, в государствах, с которыми Республикой Беларусь заключены международные соглашения, договоры (Казахстан – до 01.01.1998) .

Пенсии, назначенные в соответствии со статьями 23, 24 Договора компетентными органами (организациями) одной из Договаривающейся Стороны (Российская Федерация, Республика Беларусь) лицам, проживающим на территории государства другой Договаривающейся Стороны, выплачиваются посредством перечисления их сумм компетентным органом (организацией) Стороны, назначившим пенсию, ежеквартально до 15 числа последнего месяца квартала на банковский счет компетентного органа (организации) Договаривающейся Стороны проживания лица.

Перевод сумм пенсий и их выплата осуществляется в национальной валюте той Договаривающейся Стороны, на территории которой лицо проживает, по курсам валют, официально опубликованным соответственно Национальным банком Республики Беларусь и Центральным Банком Российской Федерации и действующим на день совершения операции. При этом днем совершения операции считается день составления платежной ведомости (статья 14 административного соглашения).

Компетентный орган (организация) Договаривающейся Стороны проживания лица осуществляет организацию доставки сумм пенсий на счет лица в банке (кредитном учреждении).

Получатели пенсий не несут расходов, связанных с выплатой пенсий в порядке, предусмотренном административным соглашением.
При отсутствии у гражданина права на трудовую пенсию, ему может быть назначена социальная пенсия. Социальная пенсия назначается и выплачивается согласно законодательству государства, на территории которого проживает гражданин.

Пенсии, назначенные до вступления в силу Договора, могут быть пересмотрены в соответствии с нормами Договора на основании заявления пенсионера с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления.

Заявление о назначении пенсии с учетом норм Договора и необходимые документы подаются лицом в управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов по месту жительства в Беларуси.

Пенсионное обеспечение лиц, прибывших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также лиц, проживающих за пределами РФ, но имеющих право на страховую пенсию по нормам международных договоров, осуществляется на основании договора (соглашения) между Российской Федерацией и той страной, в которой лицо проживает.

В настоящее время Российской Федерацией заключено несколько договоров (соглашений) в области пенсионного обеспечения, а именно:

  1. Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года (Армения, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Украина).
  2. Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11.04.1994 г. (вступил в силу 23.02.1996);
  3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г.(вступило в силу 4 декабря 1995 года).
  4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года(вступило в силу 28 июня 2002 года);
  5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г(вступило в силу 29 мая 2001 года);
  6. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года(вступил в силу 29.03.2007);
  7. Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 г.(вступил в силу 19 января 2011 года);
  8. Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгария о социальном обеспечении от 27.02.2009 г.(вступил в силу 20.03.2010);
  9. Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011(вступил в силу 01.04.2012, с 16.10.2011 практическая реализация Договора осуществлялась на основании Соглашения о временном применении Договора);
  10. Договор между Российской Федерацией и Чешской Республикой о социальном обеспечении от 08.12.2011 г. (вступил в силу 01.11.2014).
  11. Договор между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения от 06 июня 2016.

На территориальном принципе основаны:

  • Соглашение от 13.03.1992 г. (Армения, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Украина);
  • Соглашение от 10.02.1995 (Молдова);
  • Соглашение от 16.05.1997 (Грузия);
  • Соглашение от 29.06.1999 (Литва).

Это означает, что пенсию назначает и выплачивает та Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает, по нормам своего национального законодательства. При этом и право на пенсию, и размер пенсии определяется с учётом пенсионных прав, приобретенных на территории обеих Сторон.

На принципе пропорциональности основаны:

  • Договор от 11.04.1994 (Испания);
  • Договор от 27.02.2009 (Болгария);
  • Договор от 14.07.2011 (Эстония);
  • Договор от 08.12.2011 (Чехия).
  • Договор от 06.06.2016 (Израиль).

Согласно нормам, закрепленным в данных договорах, каждая сторона назначает и выплачивает пенсию за стаж, выработанный на ее территории независимо от того, когда протекала работа (в том числе и до распада СССР).

Смешанные договоры (т.е. основанные на территориально-пропорциональном принципе):

  • Договор от 24.01.2006 (Беларусь);
  • Договор 19.01.2011 (Латвия).

При выборе расчета пенсии по нормам Договора каждая сторона назначает и выплачивает пенсию за стаж, выработанный на ее территории. При этом за стаж, выработанный до 13.03.1992 по Договору с Республикой Беларусь и до 01.01.1991 по Договору с Латвией, пенсию назначает и выплачивает та Сторона, на территории которой пенсионер проживает.

Кроме того, гражданам предоставляется право назначить пенсию без применения норм договора по принципу гражданства, т.е. по национальному законодательству той Стороны, гражданами которой они являются.

Таким образом, по принципу гражданства пенсия может быть назначена только при наличии гражданства той страны, куда лицо обращается за назначением пенсии.

При выходе из гражданства этой Стороны выплата назначенной пенсии прекращается.

Читайте также: