Можно ли получать пенсию без прописки в россии

Обновлено: 04.05.2024

У некоторых россиян по тем или иным причинам возникают проблемы с оформлением регистрации. Наличие прописки по месту постоянного либо временного проживания является обязательным для всех граждан, но на практике эта норма соблюдается далеко не всегда. Если речь идет о людях пожилого возраста, актуальным становится вопрос, можно ли получать пенсию без прописки.

Законодательное регулирование вопроса

8 800 350-31-82 (Регионы)

Это быстро и бесплатно!

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину получение социального обеспечения по возрасту в случае потери кормильца, при болезни и инвалидности, на воспитание детей и в некоторых других обстоятельствах. Согласно ст.27 основного закона все люди вправе свободно передвигаться по территории страны и выбирать место жительства.

Вместе с тем п.1 ст.18 закона №173-ФЗ гласит, что трудовые пенсии оформляются, пересчитываются и выплачиваются по месту проживания человека, обратившегося за господдержкой.

Процедура обращения за пенсионными выплатами регулируется правилами, прописанными в постановлении Минтруда и Пенсионного фонда №17/19 от 27 февраля 2002 года. В п.6 этих правил сказано, что гражданам необходимо подать заявление для назначения пенсии в определенном размере. Но такое заявление должно быть подано в территориальный орган ПФ по месту проживания.

Подать заявление для назначения пенсии

Законно ли получать пенсию, если нет прописки

У российского гражданина может отсутствовать регистрация по разным причинам. К примеру, пенсионеры продают свою жилплощадь, поскольку планируют сменить постоянное место жительства. Однако на новой территории может продолжаться строительство, в некоторых ситуациях возникают задержки, связанные с оформлением необходимой документации.

Во всех перечисленных случаях пенсию без прописки и регистрации оформить не представлялось возможным. Пенсионерам приходилось регистрироваться у родственников либо знакомых.

Важно! Если пенсионер прописывается в чужое жилье, он не получает прав на данное недвижимое имущество.

Недавно в ПФР было принято решение назначать социальную пенсию без учета регистрации места жительства. В законодательство уже внесены соответствующие изменения, которые вступили в силу. Соответственно, выплаты теперь назначаются по месту реального проживания.

Можно ли оформлять пенсию без прописки

На основании внесения поправок в законодательство, у россиян есть возможность получать пенсию без прописки и регистрации. Единственным условием является постоянное проживание на территории страны. Правда, этот факт необходимо ежегодно подтверждать, подавая заявление в ПФР лично. Альтернативный вариант – предъявить документ, выданный органами социального обслуживания, образовательными учреждениями, исправительными заведениями, в которых находился человек.

Важно! Людям, которые получают пенсию в кассе доставочной организации либо на дому, ежегодные подтверждения не требуются.

Последние изменения коснулись только получения пенсии без прописки в России. Других выплат и социальных доплат нововведения не касаются. Это относится к выплатам:

  • Инвалидам, детям-инвалидам, инвалидам с детства.
  • Детям до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей.
  • Детям старше 18 лет, проходящих обучение в очной форме.
  • Детям умершей одинокой матери.
  • Детям, у которых неизвестны мать и отец.
  • Представителям малочисленных северных народов в возрасте от 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины).
  • Лицам, старше 65,5 лет (мужчины) и 60,5 лет (женщины), не успевших заработать страховую пенсию.

Пенсии выплачиваются иностранцам и людям без гражданства, постоянно проживающим в РФ и достигшим 65,5 лет (мужчины) и 60,5 лет (женщины).

Пенсия без прописки оформляется в отделении ПФ, которое обслуживает район фактического местонахождения пенсионера. Перечень подразделений фонда можно найти на сайте либо узнать через справочную службу.

Оформление в пенсионном фонде

Чтобы оформить пенсию без прописки придется написать заявление с просьбой о выдаче пенсии. Образец заполнения документа выдадут представители органа ПРФ. Вся предоставленная документация рассматривается на протяжении 10 дней, затем заявителю сообщают о принятом решении.

Если ответ оказался отрицательным, ничто не мешает пенсионеру обратиться в другие отделения ПФ, в том числе в головной отдел.

Особенности прописки временного типа

Российским законодательством предусматривается две формы регистрации. Одна из них – постоянная, вторая — временная. Между ними существуют определенные различия:

  • Постоянная прописка не имеет срока действия, временная предоставляется с четким указанием периода действия.
  • После истечения этого периода временная регистрация является недействительной.
  • При необходимости время действия такой прописки можно продлевать.
  • Временную регистрацию должны оформлять люди, находящиеся по определенному месту пребывания более чем 90 дней.
  • Зарегистрироваться на время возможно в доме престарелых, в гостинице, в общежитии, больнице или санатории.

Два вида регистрации различаются и документальным подтверждением. Штамп о постоянной прописке проставляется в паспорте, а временную регистрацию подтверждает специальное свидетельство.

Важно! Основной целью регистрации временного типа является учет граждан, находящихся на территории страны (миграционный учет).

Постоянная прописка не имеет срока действия

Оформление регистрации на определенный период

Для оформления временной регистрации необходимо подготовить пакет документов:

  • Паспорт.
  • Заявление на регистрацию по определенному адресу.
  • Письменное одобрение всех владельцев жилья, в котором человек планирует прописаться.
  • Оригинал домовой книги при регистрации в частном коттедже.
  • Договор аренды или найма при прописке в съемное жилье.

Потребуется также согласие владельца жилья на прописку гражданина с указанием данных последнего, включая паспортные реквизиты.

Как оформить прописку в МФЦ

Документы на регистрацию можно подать через многофункциональный центр, территориальное подразделение МВД, уполномоченных лиц ТСЖ либо через онлайн-портал Госуслуг.

При подаче бумаг в МФЦ должны лично присутствовать все владельцы жилья. Как вариант, в центр разрешается явиться только одному собственнику, однако, у него должны быть на руках доверенности от всех остальных хозяев жилплощади с нотариальным заверением. Все граждане, участвующие в процедуре, должны предоставить паспорта. Желательно заранее сделать ксерокопии всех бумаг.

Заявление о регистрации по месту жительства

  1. Проверяет наличие всей необходимой документации.
  2. Предоставляет бланки заявления.
  3. Сверяет копии бумаг с оригиналами.
  4. Устанавливает личности всех участников процедуры и их права на осуществление соответствующих действий.
  5. Выдает расписку о получении комплекта документов с указанием даты.

Далее обращение заявителя поступает в единую базу и обрабатывается на протяжении одного рабочего дня.

Оформить прописку на определенный период разрешается через портал Госуслуг. Главными плюсами этого варианта является экономия времени: гражданину, желающему зарегистрироваться, не нужно стоять в очередях в МФЦ или подразделении ФМС. Не требуется и присутствия собственника помещения, в котором осуществляется регистрация. Сама процедура проходит в кратчайшие сроки, но за готовым свидетельством все же придется прийти в соответствующее учреждение.

Чтобы воспользоваться порталом Госуслуг для оформления регистрации временного характера нужно:

После выполнения всех этих шагов пользователь получает уведомление о сроках получения готового свидетельства.

Заявление на регистрацию заполняется прямо на портале, вся информация должна быть достоверной. Здесь же вносятся данные в онлайн-форму прибытия. Необходимо также прикрепить согласие владельца помещения на регистрацию жильца в электронном формате с нотариальным заверением.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к нашему консультанту совершенно БЕСПЛАТНО!

В оформлении регистрации на определенное время есть некоторые нюансы. Так, гражданину откажут в предоставлении услуги, если предварительная запись осуществлялась на чужое имя. Решение о прописке принимает руководство УМВД, куда передаются документы.

Можно ли оформить пенсию по временной прописке

Граждане РФ вправе получать пенсию, если есть временная регистрация. Для этого достаточно подать заявление в отделение пенсионного фонда по месту фактического проживания. Отказ ПФ от выплаты пособия с такой ситуации противоречит законодательству, поэтому возникшие проблемы можно решить в судебном порядке.

Получать пенсию при временной регистрации

Для оформления пенсии на основании временной регистрации необходимо предоставить следующие бумаги:

  • Приписное удостоверение либо военный билет.
  • Карточку пенсионного страхования.
  • Справку, содержащую данные о размере зарплаты за отчетный период.
  • Свидетельства о рождении несовершеннолетних детей.
  • Документы о присвоении трудовых и военных наград.

К пакету документации прикладывается договор с банковским учреждением о выдаче карточки, на которую каждый месяц будут поступать пенсионные выплаты. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных документов может стать основанием для отказа в выдачи пенсии. То же самое касается предоставления недостоверных сведений.

Все документы должны поступить к инспектору ПФ за месяц до наступления периода начисления выплат. Передать бумаги можно и через доверенное лицо, закрепив его право на представление интересов пенсионера нотариально.

Для получения пенсии потребуется специальное свидетельство, которое изготовят в фонде. Вместе с пенсионным удостоверением и остальными бумагами это свидетельство передается в органы соцзащиты населения через службу одного окна. Последним этапом служит оформление дополнительных надбавок. Для москвичей предусмотрено получение особой социальной карты, на основании которой предоставляется ряд муниципальных услуг.

Как получать пенсию, если поменялось место жительства

Иногда пенсионеры принимают решение сменить место проживания. Пожилые люди переезжают по разным причинам:

  • В связи с завершением своей трудовой деятельности.
  • Из-за проблем со здоровьем.
  • С целью возвращения в родные места.
  • Для совместного проживания с родственниками.

В таких ситуациях пенсионным обеспечением будет заниматься орган ПФР по новому месту жительства. Но для начисления выплат нужно выполнить некоторые процедуры.

Получать пенсию при смене места жительства

Получателям пенсий нужно знать об особенностях предоставления выплат после переезда:

  • После смены региона размер пенсии не меняется.
  • Все надбавки сохраняются в полном объеме.
  • Прежними остаются страховая и социальная части пенсий.
  • Жителям Севера пенсии рассчитываются с учетом времени, проведенного в такой местности до момента отъезда.
  • При переезде в Москву размер дотации корректируется только в случае, если прежние выплаты не достигали уровня прожиточного минимума.

Для получения военной пенсии на новом месте нужно представить доказательства прохождения службы. Военным пенсионерам, переезжающим за пределы страны, еще на протяжении полугода положены пенсионные выплаты.

Важно! Пенсионерам, прожившим в столице больше десятилетия, дополнительные надбавки будут проиндексированы.

Для перевода пенсии при изменении места проживания не требуется регистрация по новому адресу. Достаточно указать новое место жительства в бланке заявления в ПФР. Пенсионеру нужно обратиться в подразделение ПФР по месту нынешнего проживания и предоставить:

  • Заявку на запрос выплатного дела.
  • Документ для удостоверения личности.
  • Документальное подтверждение пребывания по новому адресу.

Все эти бумаги можно подать также в МФЦ. Если человек меняет временное место проживания, но не снимается с регистрационного учета, это никак не мешает получению пенсионных выплат на новом месте.

Размер пенсии не меняется при смене региона

Выплатное дело запрашивается, если на прежнем месте жительства пенсия перечислялась на банковскую карточку. В пенсионном деле содержатся сведения, необходимые для перерасчета пенсий и прочих процедур:

  • Реквизиты паспорта и СНИЛС.
  • Информация о месте регистрации.
  • Указание совокупного страхового стажа.
  • Общая сумма взносов, уплаченных за время трудовой деятельности.
  • Данные о доплатах, связанных с особыми условиями труда.
  • Типы выплат.
  • Полные сведения о состоянии накопительного пенсионного счета.

Выплатное дело не выдают на руки пенсионеру. При переводе необходимо точно указать дату последнего получения пенсии.

Если пенсионер переезжает в муниципальное жилье, собственником такой жилплощади является государство. Нанимателям предоставляется право прописывать у себя только членов собственной семьи, указанных в заключенном договоре соцнайма. Эта процедура также может выполняться через МФЦ или сайт Госуслуг.

Содержание

Содержание

  • Прописка или регистрация
  • На что влияет регистрация и ее отсутствие
  • 1. Социальное обеспечение
  • 2. Государственные услуги
  • 3. Образовательные услуги
  • 4. Финансовые услуги
  • Жизнь без регистрации и последствия
  • Социальная пенсия и регистрация
  • Переезд и пенсия

Слово “прописка” для россиянина имеет особенное значение, и при его произношении, особенно у старшего поколения, возникают давно забытые чувства. Ранее в нашей стране получил широкое действие такой правовой институт как прописка. Его введение в начале существования советской власти имело особенное значение в деле установления контроля над каждым гражданином и ограничения перемещения больших масс населения в рамках огромной территории союзного государства. Кстати, интересно отметить, что параллельно с появлением “привязки” граждан к месту их постоянного проживания началось и повсеместное введение общесоюзных гражданских паспортов для городского и сельского населения.

Негативная коннотация термина “прописка” даже спустя десятилетия после отмены данного института заключается в том, что зачастую прописка, либо отсутствие таковой, могла быть использована для того, чтобы отказать гражданину в реализации какого-либо права или в получении какой-либо услуги. Отсутствие прописки в том или ином регионе часто создавало определенные проблемы, на преодоление которых порой приходилось тратить определенные физические, умственные и материальные ресурсы, а также идти на не совсем законные действия. Например, заключение фиктивного брака ради получения желанной прописки было достаточно распространенным явлением.

Как работает данный институт в наше время, какие функции выполняет, какие ограничения он накладывает, можно ли вообще обойтись без прописки, а также является ли ее отсутствие причиной отказа в назначении пенсии – будем разбираться в данной статье.

Прописка или регистрация

Несмотря на то, что времена изменились и прописка официально ушла в прошлое, на определенной странице нашего паспорта все равно должен проставляться специальный штамп, содержащий информацию о том, где находится наше жилище.

На смену прописке уже давно пришла система регистрации граждан (кстати, и не граждан тоже). Однако, как отмечают многие специалисты, да и многие российские граждане, данная система давно устарела и сильно отстает от изменившихся социальных реалий. Огромная часть молодых граждан живет не в том месте, которое указано в паспорте.

Итак, существует два варианта получить регистрацию в каком-либо месте:

  1. Купить, получить в наследство или оформить социальный найм на какую-либо жилую недвижимость и в ней зарегистрироваться.
  2. Зарегистрироваться не в своей квартире или доме – в том месте, где человек будет находиться какое-то время.

Второй вариант регистрации называется временным, для ее оформления подходит как обычное жилье, так и такие временные пристанища как хостелы и отели, то есть, такие объекты, в которых человек будет находиться больше трех месяцев.

На что влияет регистрация и ее отсутствие

Так как регистрация нужна, прежде всего, в целях учета местонахождения граждан, ее отсутствие может повлиять на возможность получения различных государственных услуг и осуществления своих гражданских прав.

Рассмотрим влияние данного института на различные сферы жизнедеятельности современного человека.

1. Социальное обеспечение

По идее, в нашей стране провозглашаются социальные права и различные свободы без привязки к конкретному месту, однако без регистрации может быть затруднен доступ населения к различным многочисленным мерам господдержки, к выплатам пособий и различных пенсий.

2. Государственные услуги

Получение различных услуг, которые оказываются государственными органами в пределах своих полномочий на определенной региональной территории, при проблемах с пропиской может быть ограничено. Это касается случаев получения загранпаспортов, оформления различных изменений семейного положения, получения наследства, оформления таких документов как СНИЛС и ИНН и тому подобных услуг.

3. Образовательные услуги

Если у ребенка или подростка нет регистрации, его не возьмут в детский сад или школу.

4. Финансовые услуги

Получить займ или ипотечный кредит, оформить карту и получить другие банковские услуги достаточно проблематично для лиц, которые не имеют регистрации.

Жизнь без регистрации и последствия

В случае, если постоянная регистрация аннулирована, а новая, постоянная или временная, в течении семи дней не оформлена, гражданин может попасть на штраф. Каждый регион сам устанавливает его размер, но в основном, это несколько тысяч рублей. Конечно, для того, чтобы человека оштрафовать, его требуется для начала поймать, то есть, выявить факт проступка, а это происходит не так часто. Многие живут в такой неопределенной ситуации годами, не имея каких-либо негативных последствий. И все же для собственного спокойствия лучше не нарушать закон и оформить регистрацию.

Понести уголовную ответственность возможно лишь за совершение различных махинаций с регистрацией, например, если гражданин за плату решил оформить поддельную регистрацию знакомого в своем собственном жилище. Такой махинатор по решению суда может даже на три года лишиться свободы.

Социальная пенсия и регистрация

В марте 2019 года был принят документ Минтруда, которым люди без регистрации приравнивались к тем, кто имеет таковую, в плане получения социальной пенсии. Теперь для обращения за получением выплат достаточно лишь поданного заявления. После оформления пенсия будет действовать в течение года, а после этого придется снова подтвердить готовность получать средства на территории соответствующего субъекта РФ. Для этого достаточно снова написать заявление.

При этом, в случае, если деньги приносят прямо на дом, такого ежегодного подтверждения не потребуется. Также достаточно единоразового заявления для граждан, которые постоянно проживают в социальном учреждении, например, в домах престарелых или детских домах.

Переезд и пенсия

Даже если вы получаете пенсионные выплаты на карточку, все равно после того, как вы переехали в другой регион страны, необходимо будет явиться в местное отделение ПФР для того, чтобы ваше дело перевели из прежнего отделение в нынешнее. Для этого потребуется оформить соответствующее заявление и подать его. В заявлении указывается новый адрес, по которому вы желаете получать деньги, и способ их получения (доставка до вашей квартиры или дома, выплата на банковскую карту или получение в местном отделении почты). Есть три способа подать указанное заявление:

  1. Лично явиться в соответствующее учреждение ПФР.
  2. Воспользоваться услугами удобного вам отделения МФЦ.
  3. Заполнить документы в электронной форме на портале Госуслуг.

У каждого из этих способов есть свои плюсы и минусы. Перевод вашего дела произойдет в течение пяти дней с момента вашего обращения. При проведении указанных манипуляций сотрудники фонда снова пересмотрят и проверят, правильно ли вам начислена пенсия.

Также в любой момент вы можете изменить способ получения пенсионных выплат:

  • с помощью почты России,
  • с помощью любого банка
  • или с помощью какой-либо специализированной организации, которая занимается доставкой денежных выплат гражданам.

Для этого просто нужно подать заявление, перечислив свои новые требования.

Можно ли оформить пенсию по месту жительства, а не прописке (регистрации) ?!

Гражданин по достижении пенсионного возраста по закону обязан подать заявление на оформление ему пенсионных выплат. Часто у пенсионеров возникает вопрос о том, куда надо подать документы и можно ли это сделать по месту прописки или же по адресу временного проживания.

В нашей стране пенсионные выплаты могут получать следующие категории граждан:

  • Граждане при наступлении соответствующего пенсионного возраста;
  • При потере кормильца;
  • В ходе присвоения статуса инвалида на основании проведенной медицинской комиссии.

Пенсия может быть назначена в том случае, если у человека имеется наработанный необходимый стаж. При его отсутствии назначается пенсия страхового характера. Размер трудовой пенсии зависит от разных параметров, таких как величина заработанных денежных средств, начисленные баллы основного или дополнительного характера. В частности, дополнительные баллы начисляются за декретный отпуск по уходу за ребенком до полутора лет. Влияет на пенсию величина заработанных денежных средств.

Способы оформления пенсии.

При наступлении законных оснований для начисления выплат из средств Пенсионного фонда гражданин, претендующий на выплаты обязан в письменном виде заявить о том, что он имеет право на получение пенсии.

Сделать это можно следующими методами:

  • Посетить личным образом МФЦ или территориальное отделение Пенсионного фонда. Помнить надо о том, что при подаче заявления и пакета документов в МФЦ срок рассмотрения заявки будет увеличен на несколько дней. Это связано с тем, что представители МФЦ пересылают сведения в ПФР для дальнейшего рассмотрения;
  • Благодаря отправлению заявления и документов почтой России. Тут проблема кроется в том, что каждый документ в письме надо заверять нотариальным образом, что понесет определенные личные затраты;
  • Через верифицированный аккаунт сайта портала Государственных услуг. Надо при этом обладать подтвержденной записью.

Если говорить о сроках предоставления пенсионных выплат, то тут сроком считается по закону день, когда непосредственно произошла подача заявления. В случае отправления почтового отправления сроком или днем обращения за пенсионными выплатами считается та дата, которая была обозначена на штампе отправления. Рассматривается пенсионное дело в соответствии с установленными законодательными нормами в течение десяти календарных дней. При отказе в назначении пенсии заявителю выдается соответствующий документ в письменном виде.

Требуется ли прописка для оформления пенсии ?!

Основанием для назначения заявителю пенсионных выплат является наличие необходимого трудового стажа, достижение определенного возрастного предела или же иная причина. По закону прописка в данный список не включена. Вне зависимости от своего места проживания гражданин может обратиться в пенсионный фонд как по месту жительства, так и по месту прописки.

Какие документы нужны для оформления пенсионных выплат ?!

Одного заявления не достаточно и к нему обязательно надо прикладывать определенный список документов. К ним относятся следующие виды сведений, такие как:

  • Паспорт гражданина Российской Федерации;
  • Трудовая книжка, которая подтверждает факт наличия необходимого стажа для назначения и начисления пенсии;
  • СНИЛС, который требуется для выявления количество отработанных лет. Данный документ принимается Пенсионным фондом Российской Федерации с 2002 года;
  • Сведения о смене персональных данных заявителя. Например, при смене ФИО требуются соответствующие бумаги. В частности, это может быть свидетельство о заключении брачных отношений;
  • При получении наследуемой пенсии нужен документ, подтверждающий родство с умершим гражданином. Это может быть свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении ребенка, свидетельство об официально усыновлении ребенка.

Иванов Рудольф Васильевич

Иванов Рудольф Васильевич

Поговорим далее о том, куда надо будет направлять документы. Можно их передать в органы пенсионного фонда по прописке. При принятии заявления и документов представитель Пенсионного фонда должен сверить данный факт. Не запрещено законодательными нормами направлять заявление и документы по адресу временной регистрации. Основной бумагой, подтверждающей факт подачи на основании Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года является удостоверение о временной регистрации, выданное гражданину внутренними органами.

Также подача возможна по месту фактического пребывания гражданина.

Документальным подтверждением в этом случае считается заявление, которое оформляется со слов самого заявителя. Подача заявления при наличии временной регистрации имеет свои определенные отличия. В частности, надо запросить пенсионное дело, которое хранится в соответствии с адресом прописки по адресу, указанном в паспорте органами Пенсионного фонда. Заявление с момента обращения в тот отдел ПФР, где находится пенсионное дело по закону направляется в течение одного календарного дня. Три дня потребуется для того, чтобы переслать документы по почте на адрес нового проживания заявителя. После того, как к учету было принято выплатное дело надо предоставить все сведения для оформления. Заявка рассматриваться органами Пенсионного фонда будет в течение десяти календарных дней после чего государственный орган вынесет соответствующее решение.

Если у заявителя на получение пенсионных выплат нет сведений о наличии прописки, то тогда получить выплатное дело по которому производится расчет пенсии не предоставляется возможным.

Рассчитывать в этом случае гражданин может на так называемую социальную пенсию, которая полагается гражданам, не имеющим установленного трудового стажа. В любом случае если у вас возникают проблемы с назначением и выплатами пенсий, то в таком случае следует обратиться за грамотной помощью к квалифицированному юристу. Он поможет составить заявление и даст бесплатные полезные консультации.

Пенсия без прописки

Социальная пенсия без прописки стала доступна с марта 2019 года. Для ее получения потребуется обратиться в местное отделение ПФР с заявлением. Что касается трудовой пенсии, то с ее оформлением при отсутствии регистрации могут возникнуть проблемы – однако они решаемы.

Основные сведения

На текущий момент соцпенсии получают 3,2 млн пожилых людей. Почти всем из них назначается пенсия по утрате кормильца, по установлению инвалидности. Последние изменения не повлияли на эти пенсии – они перечисляются при достижении определенного возраста.

Усредненные размеры пенсий в последние годы таковы: социальные выплаты – около 9 тысяч рублей, трудовые по старости – 14 тысяч. Максимальные размеры выплат получают инвалиды, здоровью которых был нанесен ущерб из-за травмы, полученной в ходе боевых действий (30 тысяч рублей).

В стандартном случае для получения выплат необходимо доказать факт наличия постоянной или временной регистрации. Но в последнее время в законодательстве произошли определенные изменения.

Можно ли получить социальную пенсию без прописки

Получить соцпенсию граждане в России могут без прописки и регистрации – по адресу фактического проживания. Поправки в закон были внесены в марте 2019 года.

Для того чтобы получить соцпенсию, достаточно прийти в ПФР и вручить работникам заявление. Вместо него допускается предоставить документ, который составлен социальной, исправительной либо образовательной организацией.

В ситуации, если пенсионные выплаты доставляются на дом или перечисляются человеку в кассе, то подтверждать проживание необязательно.

Правом на социальную пенсию обладают нижеперечисленные категории населения:

  • инвалиды, включая инвалидов с детства и несовершеннолетних инвалидов;
  • несовершеннолетние, которые по несчастным обстоятельствам лишились одного или обоих родителей, либо совершеннолетние, проходящие очное обучение в вузе, и дети умершей одинокой матери;
  • дети, мать и отца которых определить не удалось;
  • мужчины от 55 и женщины от 50 лет – представители немногочисленных северных народов;
  • мужчины от 65,5 лет и женщины от 60,5 лет, которые не могут получать страховую пенсию по старости;
  • иностранцы, люди без гражданства, которые проживают в РФ от 15 лет и дожили до возраста от 60,5 (женщины) и 65,5 лет (мужчины).

Отказ в оформлении соцпенсии необоснован – его можно обжаловать.

Как получить трудовую пенсию без прописки

По закону претендент на трудовую пенсию должен доказать факт постоянного нахождения в стране, для чего нужны документы, подтверждающие временную или постоянную регистрацию.

Регламент обязывает сотрудников принять документы на изучение даже в том случае, если регистрация отсутствует. Рассмотрение документов длится до 10 дней. Практика показывает, что представители ПФР могут отказать человеку в пенсии.

Дополнительные особенности и нюансы

Если человек получил отказ по своему обращению в ПФР, он вправе его обжаловать. Для этого нужно обратиться в суд.

В исковом заявлении нужно указать следующее:

  • фактический адрес проживания пенсионера;
  • причины, по которым у него нет регистрации;
  • другие обстоятельства, имеющие отношение к делу.

Адрес регистрации имеет значение только в том случае, если пожилой человек претендует на региональные доплаты и льготы. При отсутствии прописки получить такие доплаты не удастся – они доступны исключительно для постоянных жителей конкретного региона, которые находятся в нем хотя бы с временной регистрацией.

При этом основная пенсия доступна каждому, кто имеет на нее право. По этой причине суд удовлетворит исковые требования, и сотрудникам ПФР потребуется выполнить вынесенное постановление этого органа.

Если нет желания обращаться в суд, то пожилой человек может:

Это повышает шансы на оформление пенсии без прописки.

Подводим итоги

Таким образом, сегодня можно получать социальную и трудовую пенсию без прописки. В случае отказа сотрудников ПФР необходимо обратиться в суд, объяснив, по каким причинам у заявителя нет регистрации. При получении соцпенсии необходимо ежегодно подтверждать факт постоянного проживания в РФ, обращаясь в территориальное отделение ПФР.

Как можно получить пенсию без прописки и без регистрации

Сегодня в России пожилые люди зачастую остаются без своего жилья, то есть утрачивают определенное место жительства, становятся так называемыми бомжами. Возникает вопрос: может ли россиянин, не имеющий прописку и регистрацию, получать пенсионные выплаты. Причем ответ на обозначенный вопрос интересует очень многих соотечественников. Для многих – это вопрос, как говорится, жизни и смерти.

Кто нуждается в прописке

Такие понятия, как пенсия и прописка, тесно взаимосвязаны. Российское законодательство требует, чтобы любое изменение адреса было тут же отражено в системе начисления пенсий. Хотя большинство пожилых людей о таких тонкостях законодательства даже не подозревают.

Российские требования к регистрации считаются довольно жёсткими. Обязанность гражданина – проживать как раз по тому адресу, по которому прописан. Эта мера вводилась, чтобы исключить со стороны жителей каких-то фальсификаций. Особенно часто противоправные действия при оформлении регистрации места проживания допускают иногородние жители и иностранцы.

Например, человек пенсионного возраста, проживающий в Москве, обладает существенными льготами:

  • к пособию начисляется доплата;
  • предоставляется помощь продовольственная, вещевая;
  • оказываются иные вариации государственной поддержки.

Однако здесь обязательным условием для получения льгот становится 10-летний (как минимум) срок проживания человека в Столице. Причем он должен проживать в Москве непрерывно.

Теперь, пребывает в город пенсионер. К примеру, переезжает к родственникам. Он имеет "свежую" временную регистрацию, так что не должен рассчитывать на получение пенсии со всеми столичными преференциями. Сотрудники ПФ изучают вопросы проживания пенсионеров очень тщательно.

А вот можно ли получить пенсию, не имея прописку, на этот вопрос ответ предоставляется в законодательстве. В Конституции обозначено, что каждый россиянин получит от государства выплату пенсионного обеспечения. А вот про обязательное наличие регистрации в законе не говорится ни слова. Значит, отсутствие возможности предъявить прописку не может являться основанием, чтобы человеку в назначении пенсии было отказано. Кого волнует этот вопрос, тот должен знать, что ему следует:

  • своевременно посетить отделение ПФ для назначения выплат;
  • принести все востребованные справки;
  • представить свои документы;
  • заполнить заявление.

Если прописка отсутствует, тогда бумаги нужно отнести в ближайшее к месту проживания учреждение фонда. А если новоиспечённый пенсионер покинул страну, тогда ему следует подать обращение в главное управление ПФ РФ. Можно воспользоваться сайтом госуслуг для подачи электронного обращения.

Как поступить при отсутствии регистрации

Человек, пытающийся реализовать свое право на заслуженный отдых, но не имеющий регистрации, непременно столкнется с проблемами. Причем здесь идет речь даже не об асоциальных личностях. Вот скромный перечень ситуаций, в которые может попасть ответственный и законопослушный гражданин:

  1. Человек продал жилье, переехал в иной населенный пункт. Однако там возникают проблемы с оформлением регистрации по каким-либо причинам.
  2. Люди состарились и решили заняться садоводством, огородничеством, больше проводить времени на свежем воздухе. А вот прописаться в домике дачного типа им не позволили.
  3. Сроки строительства затягиваются. Только поэтому вопросы касательно регистрации остаются нерешёнными.

В результате получить пенсию без регистрации и прописки не удается. При оформлении документов выясняется, что на имя гражданина, который теперь "нигде не значится", не могут:

  • начислить пособие;
  • оформить банковскую карту.

В результате ему отказывают в назначении пенсионных выплат. При этом гражданин уже мог оформить ранее пенсию и даже получать выплаты. Но утрата регистрации непременно напомнит о себе с негативной стороны: срок действия карты завершится, а дальше пенсионер уже не получит начислений. Ведь новую карту не выдают тем, кто не имеет прописку.

Возможность оформления пенсии без прописки

Оформить пенсию без прописки всё же возможно. Гражданин регистрируется у близких людей или у родственников. При этом регистрация не открывает возможность предъявлять претензии к имуществу владельцев недвижимости. Зато человек сможет получать пенсию без проблем.

Можно оформить пенсию, воспользовавшись временной регистрацией. В паспорт ставится регистрационный штамп, если гражданин пребывает:

  • в больнице;
  • в доме престарелых;
  • в интернате;
  • в кемпинге;
  • в гостинице;
  • в мотеле;
  • в доме отдыха.

Методика оформления документов

Россиянин проживает в каком-либо из мест, перечисленных выше. Тогда ему следует обратиться к администрации этого учреждения, чтобы ему посодействовали в предоставлении временной прописки. С этими бумагами ему следует посетить МФЦ или отделение ПФ.

Как быстро оформляется пенсия, если предъявляется временная прописка

Вопросом, насколько быстро оформляется пенсия при предъявлении временной прописки, интересуется масса соотечественников. На практике временная регистрация не способна ни замедлить, ни ускорить назначение пенсии, эти понятия не связаны.

Закон обязывает сотрудников ПФ в 10-дневный период рассмотреть обращение гражданина. Этого достаточно, чтобы принять окончательное и юридически правильное решение. А какая у него прописка – временная, постоянная, вовсе отсутствует, – этот вопрос к назначению выплат отношения не имеет.

Пенсия для выезжающих за границу

Россию покидают многие люди пенсионного возраста. Одни отправляются за границу, чтобы проживать с родственниками, другие выезжают для длительного путешествия. Недвижимость в России продаётся, и тогда абсолютно неожиданно возникает такой вопрос: как переводится пенсия по временной регистрации, возможно ли вообще это сделать.

Нужно обратиться непосредственно в главный офис ПФ РФ. Если между Россией и государством, в которое переезжает пенсионер, имеется соответствующая договорённость, тогда допускается перечисление пенсионных выплат. Иначе возникнут слишком большие сложности.

Простые выводы

В настоящий момент в пенсионном законодательстве отсутствуют оговорки касательно необходимости прописки для получения пенсии, но в действительности эти проблемы возникают даже на этапе оформления выплат.

Возможно ли оформить пенсию без прописки, на этот вопрос отрицательного ответа нет, однако для назначения непосредственно выплат гражданину придется указать какой-либо адрес. Он должен хотя бы получить временную регистрацию, и это реальная возможность. Дальше пенсионное пособие будет оформлено уже без дополнительных сложностей.

Пытаясь оформить выплаты при наличии временной регистрации, гражданин подчас плохо ориентируется в вопросах законодательства и не знает, что его проблема решается очень просто. Достаточно зарегистрироваться в больнице или в доме отдыха, если он в настоящий момент реально пребывает там. А дальше подаются документы для пенсионного начисления.

Также могут посодействовать родственники – прописать человека в своем жилье. Тогда прописка обретает статус постоянной. Бумаги можно будет оформить без лишней головной боли. При этом родственники никак не пострадают, ведь ни малейших прав на обладание жильём прописанный гражданин, не являющийся собственником, не имеет.

Читайте также: