Куда перечислять деньги пенсионерам

Обновлено: 28.03.2024

В настоящее время получать разного рода выплаты от государства можно только на карту системы МИР. Это касается детских выплат, пособий по временной нетрудоспособности, а также пенсий. У многих возникают вопросы в отношении того, действительно ли так важна платежная система, что будет, если указать счет другой карты и прочее. Мы подробно во всем разобрались и постарались наиболее точно ответить на самые актуальные вопросы.

Карта МИР и законодательство

Да, в настоящее время наблюдается путаница в законодательстве и разъяснительных письмах. Но Центробанк принял такое решение не просто так. Больше половины россиян уже оформили себе карты платежной системы МИР, но это еще далеко не все. Пандемия коронавируса, ограниченное время работы офисов банков по всей стране и принудительная самоизоляция всех жителей России сказались на том, что некоторые люди не успели оформить или забрать карту МИР. А, например, для неработающих пенсионеров неполучение пенсии означает, что они месяц, а то и больше, проведут без средств к существованию – во многих регионах России для людей старше 65 лет снова ввели принудительную самоизоляцию. Аналогичная ситуация может возникнуть и у женщин, которые только что родили ребенка – не всегда молодая мама может оставить новорожденного с кем-то и спокойно поехать в банк.

Получается, что хоть ведомства и просят обязательно указывать расчетный счет карты МИР, но пособия и пенсии могут продолжать поступать и на карты других платежных систем. Хотя, с другой стороны, Центробанк не будет наказывать банки, но прямого разрешения на перечисление государственных пособий на любые карты нет.

Как же поступить тому, кто не успел оформить карту МИР? Единственное предположение, по мнению автора, как лучше поступить – это позвонить в банк и пояснить сложившуюся ситуацию. Настаивать на перечислении денег на карту другой платежной системы не стоит, так как это законодательно запрещено, но сослаться на Информационное письмо Банка России от 30.09.2020 №ИН-04-45/1139 все же можно. Возможно, руководитель отдела банка пойдет на уступки и согласует перечисление выплат на другую карту.

Но в 2021 году планируют ввести нововведения, о котором мы расскажем в конце статьи.

Что такое расчетный счет и банковская карточка

Итак, для ответа на вопрос, кто определяет платежную систему, необходимо определиться с понятиями расчетного счета и банковской карты.

Расчетный счет – это счет, которому присвоен уникальный 20-значный номер. Цифры в номере банковского счета можно условно разделить на 6 групп:

  1. первые 3 цифры показывают, кто открыл счет (физлицо, юрлицо, бюджетные организации и другие);
  2. следующие 2 цифры показывают, чем занимается владелец счета (финансовая сфера, некоммерческие организации, финансирование выборов);
  3. третий блок состоит без трех цифр и показывает валюту счета;
  4. четвертый блок – 1 цифра, которая является ключом или проверочным кодом, который необходим банку для проверки правильности написания номера расчетного счета;
  5. следующий блок , состоящий из 4 цифр, показывает филиал банка, в котором был открыт счет;
  6. последний блок (7 цифр) представляет собой номер конкретного банковского счета, открытого в данном офисе или подразделении.

В номере банковского счета нигде не указана платежная система.

Банковская карта – это пластиковый носитель, который использует человек для платежных операций, таких как снятие или внесение денег. Банковская карта привязывается к расчетному счету, она не имеет своего определенного номера счета, а только уникальный номер пластика.

Обычно номер карты состоит из 16 цифр, однако бывают исключения: карты с номером, состоящим из 13 или 19 цифр. Но у всех карт есть правила определения платежной системы, банки и уникального кода.

Первая цифра в номере карты показывает платежную систему:

  • 2 – МИР;
  • 3 – American Express (Банк Русский Стандарт);
  • 3 – JCB International (Газпромбанк, Россельхозбанк и Алмазэргиэнбанк)
  • 3, 5, 6 – Maestro;
  • 4 – VISA;
  • 5 – MasterCard;
  • 6 – China UnionPay (Россельхозбанк, МТС-Банк Золотая корона, Русский стандарт, Газпромбанк).

В цифрах со 2 по 5 зашифрована информация о банке, выпустившем карту, и категории самой карты (дебетовая или кредитная). Данные пять цифр вместе с первой образуют БИН, по которому можно определить банк-изготовитель.

Последующие цифры, кроме последней, – это уникальный номер самой карты. Обратите внимание, что при переводах и оплате именно эти цифры скрываются звездочкой.

Последняя цифра – это специальный код, по которому банк определяет правильность номера карты.

Таким образом, в номере расчетного счета представлена информация о том, кто является владельцем счета, для чего был открыт счет, его валюту и отделение банка. Расчетный счет не имеет платежной системы, в отличии от банковской карты. Именно по ее номеру можно определить платежную систему, БИН банка и категорию пластиковой карты (дебетовая или кредитная).

Кто определяет платежную систему карты

С учетом вышеуказанной информацией можно точно ответить на вопрос: кто определяет платежную систему карты: так как именно карта имеет платежную систему, а не расчетный счет, то, следовательно, определить платежную систему может любой, у кого есть информация о номере карты.

Когда человек подает заявление на любые выплаты в государственные органы (для получения пособий или выплат по больничному листу) или в организацию (например, для перечисления заработной платы), то он представляет данные расчетного счета, а не номер карты. То есть, как следствие, специалист Пенсионного фона или отделения Соцзащиты, не знает номера карты – ему представляется только номер расчетного счета.

При перечислении пособий или пенсии специалист указывает именно номер счета, информация о котором передается в Казначейство. Казначейство выделяет денежные средства и направляет на корреспондирующий счет банка, в котором открыт расчетный счет. Специалист банка, ответственный за распределение поступивших средств, проводит операцию перевода денег с корреспондирующего счета на расчетный, то есть на личный счет человека.

Следовательно, только банк может определить, какая карточка привязана к этому расчетному счету. И по данной информации определяется платежная система.

Что будет, если для перечисления пособий указать реквизиты карты другой системы?

По закону, если человек в заявлении указал расчетный счет, к которому привязана банковская карта не российской национальной системы (МИР), то банк обязан вернуть данный платеж обратно в Казначейство с указание причины возврата.

Специалист государственного ведомства указывает причину возврата денег и связывается с получателем выплаты.

Обратите внимание, денежные средства не пропадают, но срок повторного перечисления увеличивается, так как денежные средства должны быть повторно выделены Казначейством и перечислены в банк. И это без учета необходимого времени для переоформления реквизитов для перечисления выплат. Обычно общий срок составляет примерно 3-4 недели.

Как изменить карту для перечисления выплат

Для того чтобы изменить реквизиты для перечисления выплат, получателю нужно лично обратиться в тот фонд или ведомство, которое начисляет пособия или пенсию.

В настоящее время по всей России фиксируется вторая волна коронавируса. Многие предприятия и государственные ведомства работают в ограниченном режиме, то есть только по предварительной записи, определенные дни недели и часы. Поэтому человеку стоит позвонить в фонд или ведомство и записаться на прием (при необходимости).

В каждом ведомстве свои правила для изменения реквизитов для перечисления государственных выплат. Но во всех действует один порядок. Человек должен подойти в фонд и написать заявление или в свободной форме или по форме ведомства. К заявлению прилагается документ с реквизитами другого расчетного счета. Реквизиты счета можно взять в офисе банка или в мобильном приложении.

Поэтому нужно уточнять в каждом конкретном ведомстве смогут ли там принять документ в электронном виде.

Изменения 2021 года в отношении перечисления пособий

Мы провели свое собственное исследование. Специалисты двух крупных банков сказали, что со следующего года банкам будет разрешено самостоятельно переводить денежные средства клиенту на расчетный счет, к которому привязана карта МИР, но внутрибанковскую информацию разглашать не стали. Поэтому пока точно нельзя сказать, как в 2021 году будут проводиться государственные выплаты. Скорее всего, банки будут наделены правом самостоятельно перечислять денежные средства на нужный расчетный счет, к которому привязана именно карта МИР.

Как это может выглядеть в реальности? Итак, на корреспондирующий счет перечислены денежные средства конкретного клиента. У клиента в данном банке открыто несколько счетов. Оператор на стороне банка должен будет определить, к какому из расчетных счетов привязана банковская карта необходимой платежной системы (в нашем случае – системы МИР). И именно на этот счет будет переведена сумма выплаты от государства вне зависимости от того, какой расчетный счет был указан в платежном поручении на перевод денежных средств.

Есть еще одно нововведение, о котором знают не многие россияне. Суммы государственных пособий и пенсий человек может получать на любой расчетный счет, с которого можно снимать деньги и пополнять его, при условии, что к данному счету не привязана никакая карта. То есть это может быть любой открытый сберегательный счет.

Денежные средства, перечисленные на данный счет, можно снять в любом офисе банка с паспортом при личном визите или перевести на любую карту через мобильное приложение.

В настоящее время получать разного рода выплаты от государства можно только на карту системы МИР. Это касается детских выплат, пособий по временной нетрудоспособности, а также пенсий. У многих возникают вопросы в отношении того, действительно ли так важна платежная система, что будет, если указать счет другой карты и прочее. Мы подробно во всем разобрались и постарались наиболее точно ответить на самые актуальные вопросы.

Карта МИР и законодательство

Да, в настоящее время наблюдается путаница в законодательстве и разъяснительных письмах. Но Центробанк принял такое решение не просто так. Больше половины россиян уже оформили себе карты платежной системы МИР, но это еще далеко не все. Пандемия коронавируса, ограниченное время работы офисов банков по всей стране и принудительная самоизоляция всех жителей России сказались на том, что некоторые люди не успели оформить или забрать карту МИР. А, например, для неработающих пенсионеров неполучение пенсии означает, что они месяц, а то и больше, проведут без средств к существованию – во многих регионах России для людей старше 65 лет снова ввели принудительную самоизоляцию. Аналогичная ситуация может возникнуть и у женщин, которые только что родили ребенка – не всегда молодая мама может оставить новорожденного с кем-то и спокойно поехать в банк.

Получается, что хоть ведомства и просят обязательно указывать расчетный счет карты МИР, но пособия и пенсии могут продолжать поступать и на карты других платежных систем. Хотя, с другой стороны, Центробанк не будет наказывать банки, но прямого разрешения на перечисление государственных пособий на любые карты нет.

Как же поступить тому, кто не успел оформить карту МИР? Единственное предположение, по мнению автора, как лучше поступить – это позвонить в банк и пояснить сложившуюся ситуацию. Настаивать на перечислении денег на карту другой платежной системы не стоит, так как это законодательно запрещено, но сослаться на Информационное письмо Банка России от 30.09.2020 №ИН-04-45/1139 все же можно. Возможно, руководитель отдела банка пойдет на уступки и согласует перечисление выплат на другую карту.

Но в 2021 году планируют ввести нововведения, о котором мы расскажем в конце статьи.

Что такое расчетный счет и банковская карточка

Итак, для ответа на вопрос, кто определяет платежную систему, необходимо определиться с понятиями расчетного счета и банковской карты.

Расчетный счет – это счет, которому присвоен уникальный 20-значный номер. Цифры в номере банковского счета можно условно разделить на 6 групп:

  1. первые 3 цифры показывают, кто открыл счет (физлицо, юрлицо, бюджетные организации и другие);
  2. следующие 2 цифры показывают, чем занимается владелец счета (финансовая сфера, некоммерческие организации, финансирование выборов);
  3. третий блок состоит без трех цифр и показывает валюту счета;
  4. четвертый блок – 1 цифра, которая является ключом или проверочным кодом, который необходим банку для проверки правильности написания номера расчетного счета;
  5. следующий блок , состоящий из 4 цифр, показывает филиал банка, в котором был открыт счет;
  6. последний блок (7 цифр) представляет собой номер конкретного банковского счета, открытого в данном офисе или подразделении.

В номере банковского счета нигде не указана платежная система.

Банковская карта – это пластиковый носитель, который использует человек для платежных операций, таких как снятие или внесение денег. Банковская карта привязывается к расчетному счету, она не имеет своего определенного номера счета, а только уникальный номер пластика.

Обычно номер карты состоит из 16 цифр, однако бывают исключения: карты с номером, состоящим из 13 или 19 цифр. Но у всех карт есть правила определения платежной системы, банки и уникального кода.

Первая цифра в номере карты показывает платежную систему:

  • 2 – МИР;
  • 3 – American Express (Банк Русский Стандарт);
  • 3 – JCB International (Газпромбанк, Россельхозбанк и Алмазэргиэнбанк)
  • 3, 5, 6 – Maestro;
  • 4 – VISA;
  • 5 – MasterCard;
  • 6 – China UnionPay (Россельхозбанк, МТС-Банк Золотая корона, Русский стандарт, Газпромбанк).

В цифрах со 2 по 5 зашифрована информация о банке, выпустившем карту, и категории самой карты (дебетовая или кредитная). Данные пять цифр вместе с первой образуют БИН, по которому можно определить банк-изготовитель.

Последующие цифры, кроме последней, – это уникальный номер самой карты. Обратите внимание, что при переводах и оплате именно эти цифры скрываются звездочкой.

Последняя цифра – это специальный код, по которому банк определяет правильность номера карты.

Таким образом, в номере расчетного счета представлена информация о том, кто является владельцем счета, для чего был открыт счет, его валюту и отделение банка. Расчетный счет не имеет платежной системы, в отличии от банковской карты. Именно по ее номеру можно определить платежную систему, БИН банка и категорию пластиковой карты (дебетовая или кредитная).

Кто определяет платежную систему карты

С учетом вышеуказанной информацией можно точно ответить на вопрос: кто определяет платежную систему карты: так как именно карта имеет платежную систему, а не расчетный счет, то, следовательно, определить платежную систему может любой, у кого есть информация о номере карты.

Когда человек подает заявление на любые выплаты в государственные органы (для получения пособий или выплат по больничному листу) или в организацию (например, для перечисления заработной платы), то он представляет данные расчетного счета, а не номер карты. То есть, как следствие, специалист Пенсионного фона или отделения Соцзащиты, не знает номера карты – ему представляется только номер расчетного счета.

При перечислении пособий или пенсии специалист указывает именно номер счета, информация о котором передается в Казначейство. Казначейство выделяет денежные средства и направляет на корреспондирующий счет банка, в котором открыт расчетный счет. Специалист банка, ответственный за распределение поступивших средств, проводит операцию перевода денег с корреспондирующего счета на расчетный, то есть на личный счет человека.

Следовательно, только банк может определить, какая карточка привязана к этому расчетному счету. И по данной информации определяется платежная система.

Что будет, если для перечисления пособий указать реквизиты карты другой системы?

По закону, если человек в заявлении указал расчетный счет, к которому привязана банковская карта не российской национальной системы (МИР), то банк обязан вернуть данный платеж обратно в Казначейство с указание причины возврата.

Специалист государственного ведомства указывает причину возврата денег и связывается с получателем выплаты.

Обратите внимание, денежные средства не пропадают, но срок повторного перечисления увеличивается, так как денежные средства должны быть повторно выделены Казначейством и перечислены в банк. И это без учета необходимого времени для переоформления реквизитов для перечисления выплат. Обычно общий срок составляет примерно 3-4 недели.

Как изменить карту для перечисления выплат

Для того чтобы изменить реквизиты для перечисления выплат, получателю нужно лично обратиться в тот фонд или ведомство, которое начисляет пособия или пенсию.

В настоящее время по всей России фиксируется вторая волна коронавируса. Многие предприятия и государственные ведомства работают в ограниченном режиме, то есть только по предварительной записи, определенные дни недели и часы. Поэтому человеку стоит позвонить в фонд или ведомство и записаться на прием (при необходимости).

В каждом ведомстве свои правила для изменения реквизитов для перечисления государственных выплат. Но во всех действует один порядок. Человек должен подойти в фонд и написать заявление или в свободной форме или по форме ведомства. К заявлению прилагается документ с реквизитами другого расчетного счета. Реквизиты счета можно взять в офисе банка или в мобильном приложении.

Поэтому нужно уточнять в каждом конкретном ведомстве смогут ли там принять документ в электронном виде.

Изменения 2021 года в отношении перечисления пособий

Мы провели свое собственное исследование. Специалисты двух крупных банков сказали, что со следующего года банкам будет разрешено самостоятельно переводить денежные средства клиенту на расчетный счет, к которому привязана карта МИР, но внутрибанковскую информацию разглашать не стали. Поэтому пока точно нельзя сказать, как в 2021 году будут проводиться государственные выплаты. Скорее всего, банки будут наделены правом самостоятельно перечислять денежные средства на нужный расчетный счет, к которому привязана именно карта МИР.

Как это может выглядеть в реальности? Итак, на корреспондирующий счет перечислены денежные средства конкретного клиента. У клиента в данном банке открыто несколько счетов. Оператор на стороне банка должен будет определить, к какому из расчетных счетов привязана банковская карта необходимой платежной системы (в нашем случае – системы МИР). И именно на этот счет будет переведена сумма выплаты от государства вне зависимости от того, какой расчетный счет был указан в платежном поручении на перевод денежных средств.

Есть еще одно нововведение, о котором знают не многие россияне. Суммы государственных пособий и пенсий человек может получать на любой расчетный счет, с которого можно снимать деньги и пополнять его, при условии, что к данному счету не привязана никакая карта. То есть это может быть любой открытый сберегательный счет.

Денежные средства, перечисленные на данный счет, можно снять в любом офисе банка с паспортом при личном визите или перевести на любую карту через мобильное приложение.

Получать пенсию можно на карты многих банков. Главное, чтобы это была банковская карта системы МИР. Финансовые организации при этом выпускают специальные карты для пенсионеров с особыми условиями обслуживания. Какая пенсионная карта выгоднее в 2022 году и в каком банке её лучше оформить сегодня - изучаем особенности тарифов нескольких кредитных организаций.

На карты каких банков можно оформить пенсию

Выбор между банками у пенсионеров действительно большой. Понятно, что многие по привычке оформляют пенсионную карту в Сбербанке, но на одном Сбере свет клином не сошёлся. Более того - конкуренты самого крупного банка страны вполне успешно переманивает к себе получателей пенсий, предлагая более выгодные тарифы по специальным картам.

Карта может быть и не специальной. По факту требование в законе всего одно - это должна быть банковская карта российской платёжной системы МИР. Может оказаться, что обычная карточка такой системы прекрасно подходит конкретному пенсионеру и будет для него самой выгодной.

Стоит помнить и об ещё одном ограничении, которое пока существует. Для получения пенсии подходят карты МИР тех банков, с которыми у Пенсионного фонда России есть договор о сотрудничестве в конкретном регионе страны.

Найти полный перечень таких банков для того или иного региона можно на сайте ПФР. Например, список банков для Москвы нужно скачивать на этой странице сайта ПФР. В столице договор подписан с 41 банком.

Перечень для Санкт-Петербурга приводится здесь . Это 37 разных банков. Аналогичная информация есть для всех областей, республик, краёв и прочих субъектов РФ.

В одном месте вся информация по регионам не сведена, её нужно искать на страницах каждого из региональных отделений фонда отдельно. При желании можно просто уточнить в том или ином банке, сотрудничает ли он с ПФР.

Вскоре этого ограничения не будет - Федеральная антимонопольная служба России инициировала законопроект на эту тему. ФАС вносит поправки в законодательство, которые позволят получать пенсию на карту любого банка, который нравится самому пенсионеру.

Идеальная карта МИР для пенсионера - что должно быть в тарифах

Идеальная пенсионная карта не должна принуждать пенсионера к каким-либо дополнительным расходам. По крайней мере, при совершении обычных ежедневных операций. При этом она должна позволять ему немного зарабатывать за счёт капитализации остатка и бонусных программ.

Хороший тон для пенсионной карты - если в тарифе нет таких платежей и комиссий:

  • комиссия за выдачу;
  • комиссия за обслуживание;
  • комиссия за перевыпуск;
  • плата за оповещения;
  • комиссия за оплату коммунальных услуг.

Зато должны быть такие условия:

  • начисление процента на ежедневный остаток - чем больше ставка, тем лучше;
  • хороший кэшбэк - стандартный на каждую покупку и повышенный по популярным у пенсионеров категориям.

В каком банке выгоднее оформить карту для пенсионера в 2022 году

Мы рассмотрим условия пяти крупных банков страны, на карты которых можно оформить получение пенсии во всех или почти всех российских регионах. При анализе условий обслуживания упор будет делаться именно на те плюсы, которыми должна обладать идеальная пенсионная карта. Посмотрим, что может предложить пенсионерам та или иная банковская организация.

Сбербанк - СберКарта Мир для пособий и пенсии

  • Процент на остаток - до 3,5% годовых
  • Кэшбэк - от 0,5% до 3% (до 30% за покупки у партнёров банка)
  • Комиссия за оплату ЖКХ - за некоторые платежи банк берет комиссию 1%
  • СМС-уведомления - 30 руб./мес.

Многие пенсионеры пользуются именно этой картой, поэтому начнём с неё. Никаких комиссий за выпуск карты и её обслуживание здесь нет, это плюс. Перевыпуск в основном бесплатный, хотя если он связан с утерей карты или изменением личных данных - придётся заплатить 30 рублей.

Столько же - 30 рублей - банк ежемесячно списывает с карты пенсионера, если подключить смс-уведомления об операциях по карте. Это однозначный минус.

С заработком дополнительных средств по этой карте всё просто - банк начисляет 3,5% годовых на ежедневный остаток по карте. То есть, если на начало дня на балансе карты находится 10 000 рублей, банк начислит около 96 копеек. Если 5 000 рублей - около 48 копеек. Правда, деньги приходят не сразу, а начисляются на баланс карты каждые три месяца - все, что накопилось за этот срок. Если на карте ежедневно лежит 10 000 рублей, капитализация за три месяца составит примерно 88 рублей.

Кэшбэк-программа Сбера под названием “Спасибо” - в принципе не самая лучшая на рынке. Во-первых, к ней нужно подключаться специально - по умолчанию компенсации части расходов не будет. Во-вторых, кэшбэк начисляется в виде бонусов, а не живых рублей. В-третьих, схема начисления довольно скупая - по умолчанию возвращается всего 0,5% от потраченной суммы. По выбранным категориям тоже немного на фоне других банков - до 3%.

Бонусы "Спасибо" можно списывать за покупки в супермаркетах или аптеках, обменивать на билеты в кино или театр.

Наш вердикт: Не самый выгодный вариант пенсионной карты. Сбер пользуется тем, что пожилые люди не всегда знают о возможных альтернативах и не меняют эту карту на другие с более выгодными условиями.

Промсвязьбанк - Пенсионная

  • Процент на остаток - до 6% годовых
  • Кэшбэк - 3% в аптеках и на АЗС
  • Комиссия за оплату ЖКХ - нет
  • СМС-уведомления - 69 руб./мес.

Никаких комиссий за выпуск или перевыпуск карты, а также её обслуживание здесь тоже нет. При этом смс-уведомления стоят довольно дорого - 69 рублей в месяц. Во многих случаях имеет смысл просто их отключить.

Банк делает упор на то, что оплата услуг ЖКХ с этой карты не взимается. Зато начисляется кэшбэк 3% - правда, лишь за покупки в аптеках и на автозаправочных станциях. Кэшбэк приходит баллами, но их можно вывести в рубли в любой момент без всяких ограничений.

В ПСБ используется неплохая схема начисления процентов на остаток:

  • 6% годовых - если на карте находится от 3 000 до 100 000 рублей;
  • 4% годовых - если на карте находится более 100 000 рублей.

За те дни, когда на пенсионной карте меньше 3 000 рублей, проценты не придут. Но в целом схема очень хорошая - для большинства она означает 6% годовых, что очень здорово для дебетовых карт в 2022 году. А ограничений по источникам происхождения денег в тарифах нет - капитализируются любые средства на карте.

Карту могут оформить как пенсионеры, так и те, кому до выхода на пенсию остаётся менее 12 месяцев. Сделать это можно прямо на сайте Промсвязьбанка . При необходимости в банке помогут перевести пенсию из другой финансовой организации.

Наш вердикт: Условия кэшбэк-программы и начисления процентов на остаток здесь достаточно выгодные для бесплатных дебетовых карт пенсионера. Оформить получение пенсии в ПСБ вполне имеет смысл.

ВТБ - Пенсионная Мультикарта

  • Процент на остаток - 7,5% годовых
  • Кэшбэк - от 1% до 1,5% (до 15% у партнёров банка)
  • Комиссия за оплату ЖКХ - нет
  • СМС-уведомления - стоимость не указана

Крупный государственный банк ВТБ позволяет оформить получение пенсии на свою Мультикарту МИР для пенсионеров в большинстве (если не во всех) регионов страны. Комиссии за выпуск и обслуживание этой карты нет. О стоимости смс-уведомлений в тарифах не сообщается.

Начисление 7,5% годовых на остаток возможно на любую сумму до 100 000 рублей и 4% годовых - если сумма зачислений от 100 000,01 рублей до 500 000 рублей. Чтобы это происходило, нужно, чтобы на баланс карты поступила хотя бы одна копейка от Пенсионного фонда России за предыдущие три месяца. Минимальной суммы, как в ПСБ, правила капитализации не предусматривают.

Что касается кэшбэк-программы, то она у всех мультикарт банка ВТБ весьма обширная. Можно просто зарабатывать от 1% до 1,5% кэшбэка за все покупки и выводить баллы в живые рубли. Можно выбирать специальные категории. А можно использовать баллы для инвестирования или вообще отказаться от них ради более выгодных условий по кредитам или накопительным вкладам в банке.

Оформить карту можно самостоятельно - заполнив анкету на сайте ВТБ .

Наш вердикт: Первым плюсом этой карты является начисление процента на любой остаток в пределах полумиллиона рублей. Ставка неплохая для 2022 года - 7,5% годовых. Второе преимущество - выбор из нескольких кэшбэк-программ, подробности которых можно узнать на сайте банка.

Тинькофф - карта Tinkoff Black МИР

  • Процент на остаток - до 4% годовых
  • Кэшбэк - от 1% до 15% (до 30% у партнёров банка)
  • Комиссия за оплату ЖКХ - нет
  • СМС-уведомления - 59 руб./мес.

Тинькофф Банк работает со многими региональными отделениями ПФР. При этом специальной пенсионной карты у него нет - для этого используется обычная дебетовая карта Tinkoff Black платёжной системы МИР.

Главный плюс карт Тинькофф Банка - безусловно, программа кэшбэка. Здесь нет никаких бонусных баллов - возврат части расходов приходит живыми рублями каждый месяц.

По умолчанию банк начисляет 1% кэшбэка от каждой покупки. Также один раз в месяц можно выбрать три категории повышенного кэшбэка. Ими могут быть, например, аптеки или магазины “Пятёрочки”. В категориях месяца можно зарабатывать от 3% до 15% кэшбэка, хотя обычно это 5%. За покупки у партнёров Тинькофф полагается до 30%.

Оформить карту МИР банка Тинькофф можно по этой ссылке . А вот здесь можно найти инструкцию, как перевести свою пенсию в эту финансовую организацию.

Наш вердикт: Тем, кто пользуется банковской картой для получения пенсии и других социальных выплат - можно дополнительно получать на остаток по карте 4% годовых и при этом не платить за обслуживание карты. Стоить отключить смс-оповещения и не платить за них 59 рублей ежемесячно. Держатели этой карты могут пользоваться всеми плюсами кэшбэк-программы банка Тинькофф, одной из лучших в стране.

Альфа-Банк - Дебетовая карта для пенсионеров

  • Процент на остаток - до 8% годовых
  • Кэшбэк - до 20%, только у партнёров платёжной системы МИР
  • Комиссия за оплату ЖКХ - нет
  • СМС-уведомления - 99 руб./мес.

Альфа-Банк выпускает специальную карту МИР для пенсионеров. Она бесплатна в обслуживании и не требует комиссии за основные операции, включая оплату услуг ЖКХ, мобильной связи и штрафов ГИБДД.

К сожалению, кэшбэк-программа банка на эту карту не распространяется. Заработать можно только на акциях, которые доступны всем держателям карт МИР. В том числе - на программе туристического кэшбэка для тех, кто покупает путёвку в санаторий или пансионат.

Не самые выгодные здесь и условия начисления процентов на остаток. Самый низкий процент на остаток среди остальных банков - 3% годовых, но зато без условий. А первый месяц с даты оформления вообще можно заработать 8% годовых на остаток по карте.

Оформить такую карту Альфа-Банка можно также на сайте кредитного учреждения.

Наш вердикт: Альфа-Банк слегка расстраивает условиями пенсионной карты. Из плюсов этой карты - бесплатное обслуживание и 3% годовых на остаток без условий, но этого в 2022 году мало.

Какую карту выбрать

Что выбрать - решать самому пенсионеру. Лучшие условия начисления процента на остаток в нашей подборке - у Промсвязьбанка (6% годовых, если на карте есть хотя бы 3 000 рублей) и ВТБ (7,5% годовых, если сумма на карте до 100 000 рублей). А вот лучший кэшбэк - у Тинькофф банка (приходит живыми рублями, можно ежемесячно выбирать категории с повышенным процентом).

Все прочие достоинства у рассмотренных карт практически одинаковы. Комиссии за обслуживание нет нигде, кроме Тинькофф Банка. Но и там от неё можно просто отказаться, позвонив или написав в службу поддержки. СМС-оповещения везде стоят по-разному, но и их можно просто выключить и не переплачивать.

Пенсионная реформа заставила задуматься о том, как накопить на пенсию. Узнала, что кроме НПФ можно перевести накопительную пенсию в частную управляющую компанию. Частично об этом уже написано в одной вашей старой статье, изменилось ли что-нибудь за прошедшие три года?

Также возник ряд вопросов:

  1. Можно вывести сейчас деньги из ПФР или уже поздно? Куда лучше вложиться, если не хочешь оставлять деньги в ПФР: в НПФ или в УК? Как выбрать надежную и доходную компанию для перевода пенсии и на какие показатели обращать внимание? Как выбрать подходящую инвестиционную стратегию УК и ПИФ для вложений?
  2. Какие риски несет перевод пенсии? Кто кроме АСВ гарантирует сохранность денег в случае банкротства НПФ или УК? Где хранятся сами накопления?
  3. Какие налоговые льготы и вычеты предусмотрены для тех, кто решил перевести пенсию? Можно ли получить вычет, если работодатель будет переводить пенсию в НПФ или УК?
  4. Какова процедура перевода? Какие бланки и заявления нужно заполнять и куда относить?

Да, за последние три года система обязательного пенсионного страхования постоянно менялась, и сейчас правительство готовит очередные изменения. Но перевести свою накопительную пенсию в НПФ или УК все еще можно.

Сначала разберитесь, что с вашей накопительной пенсией

Отчисления на накопительную часть существовали не всегда и не для всех. Если вы родились раньше 1966 года, у вас либо вообще нет пенсионных накоплений, либо они небольшие, потому что формировались с 2002 по 2004 год.

Если вы начали официально работать в 2014 году или позже, то попали под мораторий — накопительной пенсии у вас тоже нет. Поэтому распоряжаться накопительной пенсией вы сможете, только если успели что-то накопить с 2002 по 2013 год. В отдельной статье мы писали, как узнать размер своей накопительной пенсии.

Куда лучше вложиться

Государство хочет, чтобы мы сами выбирали, кто будет заниматься нашими пенсионными накоплениями. Организация, которой мы даем право работать с нашей пенсией, называется страховщиком по обязательному пенсионному страхованию. Страховщиком может быть ПФР или НПФ.

Если решили не оставлять деньги в государственной управляющей компании, у вас два варианта: частная УК или негосударственный пенсионный фонд.

Частная управляющая компания. В этом случае страховщиком все равно остается ПФР, но он направит пенсионные накопления в УК, которую вы выберете из предложенного списка.

Управляющие компании для накопительной пенсииXLS, 60 КБ

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Он тоже отдает ваши деньги управляющим компаниям, но не одной, а нескольким. Выбирать эти УК фонд будет сам.

Никто не знает, какой вариант в итоге окажется лучшим. Я выбрал негосударственный пенсионный фонд, потому что не хочу доверять будущую пенсию только одной управляющей компании. Надеюсь, что профессиональные инвесторы из НПФ лучше меня распределят деньги между УК и их инвестиционными портфелями.

Как выбрать НПФ, мы тоже писали в отдельной статье.

Как выбрать частную управляющую компанию

Если все же вы решили выбрать управляющую компанию, обратите внимание на ее доходность, время работы на рынке, клиентоориентированность и инвестиционные портфели.

Доходность. ПФР совместно с Центробанком отбирает УК по конкурсу и отсеивает слабые. Например, для них установлен минимальный размер собственных средств (РСС). Компания, у которой мало резервов, не получит лицензию. Сейчас пенсионный фонд допустил к работе 21 управляющую компанию. Мы можем считать их достаточно надежными. Дальше наиболее важным критерием выбора становится доходность.

Чтобы оценить качество работы компании, посмотрите ее среднюю доходность за несколько лет. Хорошая доходность для УК составляет 10—12% годовых в среднем за десять лет. Это средний результат по всем компаниям с 2009 года — когда УК его достигает, уже неплохо.

Если управляющая компания работает меньше трех лет, невозможно оценить, какую доходность она дает на длительном отрезке времени. Стратегия инвестирования может быть эффективной прямо сейчас, но убыточной, когда экономические условия как-либо изменятся. Вот почему нужно обращать внимание на опыт работы с пенсионными накоплениями за несколько лет — чем дольше, тем лучше.

Клиентоориентированность. Проверьте, открывается ли сайт УК, выложена ли там нужная информация: доходность, срок работы, стратегии инвестирования, — и легко ли вообще вам все это найти.

Также важна готовность сотрудников компании помочь потенциальным клиентам во всех вопросах по обязательному пенсионному страхованию. Проверьте, работает ли бесплатная горячая линия, легко ли дозвониться, владеет ли оператор информацией о доходности, подскажет ли, как подавать заявление на переход к ним.

Здесь получше: УК выложила данные о доходности с 2004 года за каждый год, а не поквартально, как большинство остальных. Плюс сразу дали ссылку на инвестиционную декларацию

Инвестиционные портфели. Некоторые управляющие компании предлагают выбрать еще инвестиционный портфель. Это стратегия инвестирования: портфель предполагает покупку заранее определенных ценных бумаг. В этом случае смотрите доходность по каждому портфелю отдельно. Вы правы, когда сравниваете их с ПИФами: суть похожа. В одной и той же УК можно выбрать разные стратегии вложения пенсионных денег: агрессивный или консервативный тип управления. Для тех, кому прибыль важнее надежности, подходит первый тип портфелей, и наоборот.

Чтобы понять, что из себя представляет конкретный инвестиционный портфель, найдите на сайте УК инвестиционную декларацию к нему. В ней управляющая компания рассказывает, какие активы будет покупать на деньги из этого портфеля.

Какие есть гарантии сохранности накопительной пенсии

Теперь непонятно, где выше риски: во Внешэкономбанке, в других УК или у клиентов НПФ. Но для всех трех категорий Агентство страхования вкладов гарантирует возврат инвестиций в случае банкротства или отзыва лицензии. В отличие от банковских вкладов, по пенсиям нет максимального размера, свыше которого гарантия не действует. Но накопленную доходность АСВ не вернет — только номинал.

Кроме этого, на сохранность пенсионных денег работают положения законов, органы власти, некоммерческие организации, специализированный депозитарий, независимый аудитор и независимый актуарий.

Федеральные законы. По закону пенсионные накопления — это бюджетные деньги и их нельзя использовать как залог. Эти деньги нельзя забрать у негосударственного пенсионного фонда за долги или арестовать, если это не долги перед самими застрахованными в НПФ. Управляющие компании не имеют права распоряжаться средствами как хотят: в законе прописаны принципы инвестирования и обязанность страховать риски.

Органы власти. Государственный регулятор рынка пенсионных накоплений — Центробанк. Он выдает лицензии, собирает отчетность, принимает жалобы.

Пенсионный фонд России тоже контролирует НПФ, а за действия управляющих компаний он отвечает как страховщик.

Некоммерческие организации. За накопительной пенсией следят Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений и Ассоциация негосударственных пенсионных фондов. Они устраивают проверки, принимают меры по устранению нарушений, собирают отчетность, вырабатывают правила деятельности НПФ.

Специализированный депозитарий хранит пенсионные средства и осуществляет ежедневный контроль за НПФами. Эта организация заводит счет для управляющей компании, когда она покупает ценные бумаги. Там они хранятся под учетом и защитой, а спецдепозитарий контролирует каждую сделку. Если выявит нарушения в работе фонда или компании, он обязан на следующий рабочий день уведомить об этом Центральный банк и ПФР. Также специализированный депозитарий контролирует перечисления на выплаты за счет пенсионных накоплений. Поэтому владельцы НПФ или УК не могут взять ваши деньги и сбежать с ними.

Независимый аудитор проверяет соответствие бухгалтерского учета требованиям законодательства. Они проверяют НПФ, их управляющие компании и спецдепозитарий.

Независимый актуарий определяет, соответствуют ли возможности фонда его обязательствам перед застрахованными лицами.

Инвестирование — это всегда риски, но наиболее защищен от них рынок пенсионных накоплений.

Какие льготы и вычеты дают за перевод накопительной пенсии

Никаких. Вероятно, вы спросили об этом потому, что слышали про программы негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Это вторая пенсия, мы про нее тоже скоро напишем статью. Она формируется так же, как государственные пенсионные накопления, но взносы делаете вы, а не работодатель. Накопительная пенсия входит в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС), а НПО — дело добровольное.

Существуют корпоративные программы софинансирования НПО — это когда вы платите взносы пополам с работодателем: одну половину вычитают из зарплаты, вторую добавляет компания. Это добровольное дело работодателя, часть соцпакета, как ДМС.

За участие в таких программах действительно делают налоговый вычет, но перевод накопительной пенсии здесь ни при чем.

Как перевести

Пенсионные накопления перейдут в управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд на следующий год после подачи заявления.

В НПФ. Оформить переход в негосударственный пенсионный фонд можно при личном обращении в этот НПФ, в ПФР или через агентов. Можно сделать заявку через сайт фонда.

Чтобы перевести деньги в негосударственный пенсионный фонд, вы подпишете несколько документов:

  1. Договор об обязательном пенсионном страховании. Всего будет три экземпляра договора, каждый из которых вы будете подписывать минимум в двух местах.
  2. Заявления о переходе. Обычно клиентам на всякий случай дают подписать сразу два заявления: о переходе из ПФР в НПФ и о переходе из одного НПФ в другой НПФ.
  3. Согласие на обработку персональных данных.
  1. те, кто начал работать в 2011 году или раньше и не менял страховщика после 2011 года. Годом их перехода без потерь стал 2016, а потом — 2021;
  2. те, кто сменил страховщика в 2016 году. Для этого надо было подать заявление о переходе на год раньше, в 2015 году. Тогда ближайший год перехода без потерь — 2021.

Во всех остальных случаях что-то из доходности вы потеряете. Например, если сменили фонд в 2017 году, а в 2020 решите опять его сменить, потеряете результаты инвестирования за четыре года: с 2017 по 2020. Год перехода без потерь в этом случае — 2022, заявление надо писать в 2021 году.

В управляющую компанию. Подать заявление можно при личном обращении в ПФР, через МФЦ или через портал госуслуг после полной регистрации на сайте. Договор с управляющей компанией заключать не нужно, поскольку страховщиком остается пенсионный фонд, а вы уже там числитесь. Контактировать с самой УК вам тоже необязательно.

При смене Внешэкономбанка на другую управляющую компанию штрафа за досрочный переход не будет, потому что страховщик не меняется.

Что делать вам

Стоит ли переводить. Узнайте, сколько у вас пенсионных накоплений. Оцените период инвестирования — это срок, который остался вам до пенсии. Учтите, что за счет работодателя накопления пока не прирастают, а доходность НПФ и частных УК выше государственной на длительных отрезках, в 5—10 лет. Тогда вам станет ясно, поздно или нет сейчас переводить накопления.

Определитесь, что для вас лучше: негосударственный пенсионный фонд или другая управляющая компания в рамках ПФР.

Если решили сменить УК. Узнайте доходность своей потенциальной компании, предлагает ли она инвестиционные портфели, в чем их отличие. Для этого изучите сайт, поговорите по горячей линии. В результате станет понятно, стоит ли с ними связываться.

Если решили перейти в НПФ. Узнайте в пенсионном фонде, в каком году возможен срочный переход. Там же вам подскажут сумму возможных потерь при досрочном.

Если срочный переход будет как раз в следующем году, выбирайте фонд и звоните им. Если в следующем году перейти в НПФ без потерь нельзя, можете пока сменить УК и дожидаться там наступления периода для срочного перехода. Помните, что писать заявление на перевод нужно в предыдущем году. Например, если вы узнали, что срочный переход будет в 2021 году, договор заключаете в 2020. Тогда с января по март 2021 года он вступит в силу, и доходность сохранится.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.



Автор: Крайнев Дмитрий | 13.11.2020 | Публикации | 2497 | Время чтения: 4 мин. | Читать позднее


Что делать, если не пришла пенсия?

Причин, по которым может не приходить пенсия, много. Сложно поверить, но бывает и так, что пенсионера неизвестно по какой причине признали умершим, а потому не выплачивали ему пенсию по старости, хотя он был жив и здоров. В итоге приходится обращаться в суд, чтобы получить свое законное социальное обеспечение.

Как правильно себя вести в похожей ситуации, и куда обратиться, если не приходит пенсия?

В этой статье мы расскажем о том, какие обстоятельства могут послужить причинами невыплаты пенсий, и как правильно добиваться восстановления справедливости.

Содержание статьи:

1. Причины невыплаты пенсии

Пенсионные выплаты можно получать через кредитную организацию, заключившую договор с Пенсионным фондом России (ПФР), и с помощью отделений почтовой связи, доставляющих деньги на дом или выдающих их в отделении по месту жительства пенсионера. От этого могут зависеть и причины невыплаты денежных средств. Рассмотрим самый распространённый в последнее время способ получения пенсии — через банк.

Возможной причиной задержки пенсии может быть совпадение даты её зачисления и государственного праздника или выходного дня.

Проблема может крыться и на уровне перечисления в кредитную организацию. В таком случае может произойти сбой оборудования, ошибочное перечисление на счёт с другими реквизитами, системный сбой в работе банка или его базы данных. Возможно и то, что произошла накладка лишь в системе оповещения о транзакциях клиентов, и её скоро устранят.

Сложная экономическая ситуация в стране или регионе также может влиять на выплаты, ведь у фонда может не оказаться достаточного объёма средств для своевременного выполнения своих функций. В этом случае придётся ждать бюджетных ассигнований, в результате которых деньги всё же дойдут до пенсионеров.

Порой бывает, что в фонде отсутствуют какие-либо документы или они заполнены некорректно. Чаще всего это происходит при начислении пенсии впервые.

Пенсия ежегодно проходит индексацию, в это время работники вносят изменения в базы данных, переоформляют документы, поэтому иногда пенсии могут приходить с задержками до 5 дней.

2. Алгоритм действий для решения проблемы

Если пенсия не пришла в течение 7 дней с момента, когда она должна была поступить на счёт, следует обратиться в ближайший офис коммерческого банка и Пенсионного фонда России. В оба учреждения можно позвонить. В банке можно попросить проверить счёт, а в ПФР — уточнить дату начисления средств. Сотрудники также могут уведомить о существующих проблемах, если они есть.

Если проблема не решена или гражданин считает, что действия кредитной организации или ПФР незаконны, стоит обжаловать их в сам ПФР или банк, прокуратуру или суд.

В ПРФ и банк составляется жалоба на невыплату или задержку выплаты пенсии. Документ составляется в свободной форме на имя руководителя организации и подаётся лично сотрудникам, заказным письмом или электронным по почте, в электронном виде на сайте ПФР или через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Претензия рассматривается в течение 15 дней со дня её регистрации. Когда в рассмотрении жалобы или её удовлетворении отказано, можно обращаться к прокурору или в суд.

Жалоба в прокуратуру должна иметь подробное описание обстоятельств дела, случаев нарушения прав обратившегося или законодательства, а также доказательства этих обстоятельств. Она подаётся в районное подразделение прокуратуры по месту регистрации пенсионера и по месту нахождения отделения ПФР.

И последний способ решения проблемы невыплаты пенсии — обращение в суд по месту нахождения местного отделения ПФР, нарушившего права клиента. В иске можно потребовать выплаты неполученной пенсии и неустойки за просрочку платежа.

Стоит обратить внимание, что при подаче искового заявления необходимо приложить к нему документы, подтверждающие обоснованность требования истца. Если истец еще не является пенсионером (пенсия ему еще официально не назначена, он должен будет уплатить госпошлину, а если истец уже является пенсионером, госпошлину ему платить не надо.

Дела рассматриваются у мирового судьи или в районном суде в зависимости от цены иска. Так, дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 50 000 рублей, рассматриваются мировым судьей. Если же цена иска выше или иск не подлежит оценке (например, дело по спору, возникающим в связи с отказом в установлении трудовой пенсии), такие дела рассматриваются районным судом.

Обычно гражданские дела рассматриваются в течение 2 месяцев, в исключительных случаях срок может быть продлён или сокращён по решению судьи.

В течение месяца после вынесения судебного решения в окончательном виде можно подавать апелляционную жалобу в вышестоящий суд.

Читайте также: