Куда отправился копейкин за пенсией

Обновлено: 16.05.2024

“Повесть о капитане Копейкине” находится в 10 главе первого тома романа “Мертвые души” Н.В.Гоголя. Писатель считал именно эту часть 10 главы самой лучшей и отказал в печати издательству, которое предлагало издать роман без нее.

Жанр.

Тема и сюжет.

Высшие чины города собираются в доме губернатора, чтобы решить кто такой Чичиков на самом деле и для чего он собирает мертвые души. Почтмейстер выдвигает собственное предположение и рассказывает присутствующим “Повесть о капитане Копейкине”.

Капитан Копейкин возвращается с войны 1812 года. Там он был тяжело ранен и лишился правой руки и ноги. Приехав в деревню к отцу и увидев, что тот сам еле сводит концы с концами, отправляется в Петербург, просить о назначении пенсии.

Такой огромный город произвел на Копейкина огромное впечатление. Разместившись на съемной квартире, которая стоила совсем недешево. На утро капитан отправляется к генералу.

Не один час просидел Копейкин в приемной у генерала. Дождавшись своей очереди, рассказал о своей проблеме. Но как только генерал увидел калеку, тут же посоветовал прийти ему через пару дней.

Выйдя из огромного кабинета, Копейкин решает, что все его проблемы уже почти решены. И спешит потратить последние деньги в театре и дорогом ресторане. Хорошо погуляв и спустив все свои и без того небольшие сбережения, капитан вновь отправляется к генералу. Но тот снова просит его подождать, так как не может принимать таких решений без государя.

Еще не раз приходил и пытался попасть на прием несчастный капитан Копейкин. Но беднягу даже на порог не пускали.

Когда денег у Копейкина совсем не остется, он решается на бунт. Приходит в приемную и кричит о том, что не уйдет пока ему не будет назначена пенсия. Генерал возмущен таким поведением капитана и приказывает выслать наглеца из столицы. Фельдъегерь увозит Копейкина в неизвестном направлении.

Через пару месяцев как недалеко от Рязани появилась банда, руководил которой по слухам капитан Копейкин.

Главные герои.

Капитан Копейкин — бывший военный, прошедший войну с Наполеоном. Получил серьезное ранение и лишился руки и ноги. Пытается добиться справедливости, но сил противостоять высшим чинам у него недостаточно. Плюнув на все, становится преступником.

Генерал — человек наделенный властью. Даже не пытается помочь несчастному Копейкину. Его заботит только собственное благосостояние.

Композиция.

В данной повести автор не использует лирических отступлений. В произведении все точно по существу. Повествование ведется от лица почтмейстера. И он подытоживая рассказ заявляет, что будь он на месте генерала поступил точно также.

Анализ 3

И для того чтобы хоть как-нибудь устроится в мирное время, инвалид отправляется в Санкт-Петербург на прием к одному из чиновников. Сам чиновник олицетворяет собой власть и достаток человека. И по своей сути обнадеживает главного героя, но положительный исход прошения. Но на самом деле ему совсем безразлична судьба инвалида и таким подобным людям. Ведь ему не понятно как человек выживает в данной ситуации, который перебивается всем, что ему подает господь.

Сам по себе, Копейкин, характеризуется как народ большой страны. Который твердо стоит на своих убеждениях, и готов идти до конца. Даже на государственный переворот, для того чтобы сделать свою жизнь лучше.

И именно по этой причине, некогда служивший и повидав много жестокости, капитан становится разбойником. И грабит тех у кого все есть для того чтобы существовать припеваючи. Организовав банду из таких же, как он бедных крестьян он начинает бесчинствовать.

Плохо ли поступил Копейкин? Думаю что нет. Ведь он просил помощи у властей, которые наплевали на него мол, это никак устроить нельзя. Ведь для собственного обогащения они частенько идут на хитрости с законом.

Русские люди по своей сути очень терпеливый народ. Они могут вынести множество тягот и невзгод. Но если их довести до крайности они способны на многое. Даже на самосуд, где в тексте и происходит убийство одного из таких чиновников.

Основная мысль, которую хотел вложить Гоголь, является отношение простых граждан и власти. Этим произведением он показал какая на самом деле власть. Что люди которые заседают в больших кабинетах думают в первую очередь только о себе, а на народ им просто наплевать. И с течением времени такое суждение чиновников никак не поменялась, и власть становится все более коррумпированной.

Критики называют анализируемое произведение не эпизодом, а вставной конструкцией. Таким образом повесть признается самостоятельным произведением. Автор вставил эту конструкцию в другое произведение не просто так. С другой стороны, этот текст явно не вписывается в художественную канву повести, разрезает повествование, отвлекая читателей от основной сюжетной линии. Целостность основного произведения рушится историей о капитане.

Специфика вставных конструкций

Гоголь сознательно рискует, применяя модель вставной конструкции. Читатель отвлекается от основной повествовательной линии. Остается лишь один вопрос: какой была цель писателя?

Повесть о капитане Копейкине

Герой также упомянул, что эта история достойна целой поэмы. Таким образом, писатель намекает: повесть о капитане является вполне самостоятельным произведением. Читатель, в итоге, находит в гоголевском творении две отдельные линии сюжета.

Сюжет вставной конструкции

Сама история о капитане расположилась на шести страницах гоголевского произведения. В сюжетном плане повесть отличается простотой, энергичностью, последовательностью событий и неожиданной развязкой. Однако эта неожиданность – результат первого прочтения, первого впечатления.

…появилась в рязанских лесах шайка разбойников, и атаман-то этой шайки был, сударь мой, не кто иной…

В центре повествования – бесконечные посещения героем приемных вельмож, чиновников. Капитан радовался близости к столь высокородным личностям. Вельможи покровительствовали капитану, однако на самом деле эта помощь была лишь подачкой. Герой задумался о достоинстве собственной личности, о желании самому обеспечить свои нужды.

Композиционные детали повести

Этот прием проявился в описании других героев, например, швейцара:

Один швейцар уже смотрит генералиссимусом: вызолоченная булава, графская физиогномия, как откормленный жирный мопс какой-нибудь; батистовые воротнички, канальство.

Повесть о капитане Копейкине

Манилов, Собакевич, Чичиков и другие персонажи гоголевского произведения тоже описаны с помощью одной черты. Эта черта, которая отражает внутренний мир героев, их сущность. Автор сравнивал Собакевича с медведем, а швейцара – с мопсом. Писатель акцентирует внимание на то, что у героя атрофировалась душа, мозг, да и тело заплыло жиром. Мужчина не способен сочувствовать ближним. Так, швейцар не проявляет уважения к капитану, который пострадал, защищая родину.

Образ Копейкина

Подобные цели преследуются и пейзажем, описанием внутреннего убранства домов.

Избенка, понимаете, мужичья: стеклушки в окнах, можете себе представить, полуторасаженные зеркала, так что вазы и все, что там ни есть в комнатах, кажутся как бы внаруже драгоценные марморы на стенах, металлические галантереи, какая-нибудь ручка у дверей, так что нужно, знаете, забежать наперед в мелочную лавочку, да купить на грош мыла, да прежде часа два тереть им руки, да потом уже решишься ухватиться за нее, – словом: лаки на всем такие – в некотором роде ума помрачение…

Повесть Гоголя, интерьер


Блеск, холодная атмосфера этого дома отталкивает. Герой обращается за помощью к жителям этого особняка, однако от них веет таким же равнодушием, как и от самого дома.

Об авторской оценке истории

Выводы и смыслы повести

Портрет общества сквозь призму повести

Писатель, используя вставную конструкцию, акцентирует внимание на расслоении общества Российской империи. Бедолага, воин, прошедший войну, нищенствует. А швейцар, лишенный заслуг перед родиной, смотрит взглядом генерала. Помещики, вельможи – паразиты на теле социума – утопают в шике и роскоши. Писатель, таким образом, показывает контраст, пестроту российского общества. Этот контраст потряс капитана. В мыслях героя – желание поесть, согреться, выпить.

Копейкин резко требует уважения своих прав. Герой отчаянно желает восстановить справедливость. Герой ничего не боится, у бедняги ничего нет, потому и потерять он ничего не может. В результате, капитан даже радуется своему изгнанию.

…по крайней мере не нужно платить прогонов, спасибо и за то…

Из истории создания повести

Произведение о капитане пережило несколько трансформаций. В первой версии писатель не стал обрывать историю о капитане на известном нам финале, когда герой возглавил шайку разбойников.

Герой выступил настоящим русским Робином Гудом. Мужчина не грабил обычных людей, которые ехали по личным делам. Разбойники изымали только государственные, казенные средства, провизию.

Шайка капитана состояла из бывших солдат. Эти люди тоже пострадали от начальства, от своеволия чиновников.

Автор рисует Копейкина народным героем.

Гоголь продолжает рассказ о капитане. Оказывается, что в скором будущем герой отправляется за границы России. Из глубины иностранных земель капитан пишет государю письмо. Копейкин просит императора оставить разбойников из его отряда в покое. Этот финал остался неопубликованным, так как цензура приказала писателю изъять фрагмент из поэмы.

Фольклорный характер произведения

“Повесть о капитане Копейкине” находится в 10 главе первого тома романа “Мертвые души” Н.В.Гоголя. Писатель считал именно эту часть 10 главы самой лучшей и отказал в печати издательству, которое предлагало издать роман без нее.

Жанр.

Тема и сюжет.

Высшие чины города собираются в доме губернатора, чтобы решить кто такой Чичиков на самом деле и для чего он собирает мертвые души. Почтмейстер выдвигает собственное предположение и рассказывает присутствующим “Повесть о капитане Копейкине”.

Капитан Копейкин возвращается с войны 1812 года. Там он был тяжело ранен и лишился правой руки и ноги. Приехав в деревню к отцу и увидев, что тот сам еле сводит концы с концами, отправляется в Петербург, просить о назначении пенсии.

Такой огромный город произвел на Копейкина огромное впечатление. Разместившись на съемной квартире, которая стоила совсем недешево. На утро капитан отправляется к генералу.

Не один час просидел Копейкин в приемной у генерала. Дождавшись своей очереди, рассказал о своей проблеме. Но как только генерал увидел калеку, тут же посоветовал прийти ему через пару дней.

Выйдя из огромного кабинета, Копейкин решает, что все его проблемы уже почти решены. И спешит потратить последние деньги в театре и дорогом ресторане. Хорошо погуляв и спустив все свои и без того небольшие сбережения, капитан вновь отправляется к генералу. Но тот снова просит его подождать, так как не может принимать таких решений без государя.

Еще не раз приходил и пытался попасть на прием несчастный капитан Копейкин. Но беднягу даже на порог не пускали.

Когда денег у Копейкина совсем не остется, он решается на бунт. Приходит в приемную и кричит о том, что не уйдет пока ему не будет назначена пенсия. Генерал возмущен таким поведением капитана и приказывает выслать наглеца из столицы. Фельдъегерь увозит Копейкина в неизвестном направлении.

Через пару месяцев как недалеко от Рязани появилась банда, руководил которой по слухам капитан Копейкин.

Главные герои.

Капитан Копейкин - бывший военный, прошедший войну с Наполеоном. Получил серьезное ранение и лишился руки и ноги. Пытается добиться справедливости, но сил противостоять высшим чинам у него недостаточно. Плюнув на все, становится преступником.

Генерал - человек наделенный властью. Даже не пытается помочь несчастному Копейкину. Его заботит только собственное благосостояние.

Композиция.

В данной повести автор не использует лирических отступлений. В произведении все точно по существу. Повествование ведется от лица почтмейстера. И он подытоживая рассказ заявляет, что будь он на месте генерала поступил точно также.

2 вариант

Однако, эта работа не случайно оказалась в поэме. Автор особенно подчеркивает безобразное поведение чиновников. Николай Васильевич буквально возмущен бездушность и безразличным отношением вышестоящих органов.

Главным героем является военнослужащий, списанный по состоянию здоровья. Он лишился руки и ноги, война лишила его нормальной жизни. Герой пытается хоть как-то улучшить свое положение. Однако, помогать ему никто не имел желания, его всюду гнали. Поэтому отчаявшийся мужчина возглавил банду и стал предводителем разбойников.

Автор описывает долгие скитания героя по кабинетам чиновникам. Герой продолжительное время обивал пороги, однако помощи так и не дождался. Этот факт возбуждает ярость в сердце героя. Впоследствии он восстает на чиновников.

Примечательно, что в повести отсутствуют портреты героев. Здесь нет описания внешности героя, мало того, автор даже ни слова не говорит об имени и отчестве мужчины. Всё, что мы знаем звание и фамилию героя. Чиновник тоже является неизвестным лицом, автор разве что использует разные синонимы, чтобы дать понять о ком идет речь. То это вельможа, то сановник. Цель автора описать отношение чиновников к обыкновенному человеку. Николай Васильевич показывает, как власть меняет человека и делает его безразличным к чужому горю.

Также контраст можно увидеть в описании места жительства героев. К одному не хватает смелости подойти, он замечательно отстроен, а у кого-то только маленькая комната в комуналке, в которой и жил главный герой.

В данной работе отсутствуют лирические отступления. Здесь все прямо и по существу. Примечательно, что рассказ идет от лица почтмейстера. Он подчеркивает то, что, если бы был на месте чиновника, поступал бы также. Публика была уверена в этом. Через это описание читатель видит, что бюрократический аппарат неизменен и бесчеловечен.

Автор подчеркивает, что терпение народа не бесконечно. Это своего рода послание к вельможам, чтобы они не забывали о том, что терпение народа не безгранично. Не случайно автор сравнивает героя с атаманом, который способен поднять народ на восстание.

Народ – это большая сила, которую не стоит будить несправедливостью.

Анализ 3

И для того чтобы хоть как-нибудь устроится в мирное время, инвалид отправляется в Санкт-Петербург на прием к одному из чиновников. Сам чиновник олицетворяет собой власть и достаток человека. И по своей сути обнадеживает главного героя, но положительный исход прошения. Но на самом деле ему совсем безразлична судьба инвалида и таким подобным людям. Ведь ему не понятно как человек выживает в данной ситуации, который перебивается всем, что ему подает господь.

Сам по себе, Копейкин, характеризуется как народ большой страны. Который твердо стоит на своих убеждениях, и готов идти до конца. Даже на государственный переворот, для того чтобы сделать свою жизнь лучше.

И именно по этой причине, некогда служивший и повидав много жестокости, капитан становится разбойником. И грабит тех у кого все есть для того чтобы существовать припеваючи. Организовав банду из таких же, как он бедных крестьян он начинает бесчинствовать.

Плохо ли поступил Копейкин? Думаю что нет. Ведь он просил помощи у властей, которые наплевали на него мол, это никак устроить нельзя. Ведь для собственного обогащения они частенько идут на хитрости с законом.

Русские люди по своей сути очень терпеливый народ. Они могут вынести множество тягот и невзгод. Но если их довести до крайности они способны на многое. Даже на самосуд, где в тексте и происходит убийство одного из таких чиновников.

Основная мысль, которую хотел вложить Гоголь, является отношение простых граждан и власти. Этим произведением он показал какая на самом деле власть. Что люди которые заседают в больших кабинетах думают в первую очередь только о себе, а на народ им просто наплевать. И с течением времени такое суждение чиновников никак не поменялась, и власть становится все более коррумпированной.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ Повести о капитане Копейкине

Популярные сегодня темы

Если бы я был учителем, я постарался бы быть примером для других учителей и конечно же был бы примером для своих учеников.

Больше всего на свете Айвазовскому нравилось рисовать не только море, но еще и разные города и страны. Частенько он бывал в Турции, именно поэтому на многих полотнах можно увидеть эту страну.

Каждый человек мечтает о своем идеальном доме. И естественно каждый представляет его себе по-разному. Я мечтаю о доме, который расположен в небольшой деревне или дачном поселке. Главное в доме это красота и комфорт.


Гоголь описывает дом, в котором проживает генерал: «Избенка… мужичья: стеклушки в окнах… полуторасаженные зеркала, так что вазы и все, что там ни есть в комнатах, кажутся как бы внаруже… драгоценные мраморы на стенах, металлические галантереи, какая-нибудь ручка у дверей, так что нужно…

Можно ли осуждать Копейкина за это? Я думаю, нет. Ведь он просил помощи у государственных чи­новников, но они ему отказали, заботясь лишь о своих собственных интересах, с удовольствием, а иногда и обходя закон, помогая только себе подобным (Чичи­кову, например).

Русский народ терпелив и может вынести самые тя­желые испытания, но если довести его до крайности — он способен на многое! Доказательством тому может служить случай, описанный автором в девятой главе поэмы, когда мужики убили заседателя Дробяжкина.

Характеристика капитана Копейкина | Инфошкола


Интересно, а пришелся бы впору Копейкину, о котором читатель узнает со слов запинающегося и все же весьма острого на язык почтмейстера, отчаянно просторный пугачевский тулупчик? Трудно сказать.

Под ним идут неслышною стопой Полки веков – и падают державы, И племена сменяются чредой В тени его благословенной славы. И трупы царств под ним лежат без сил, И новые растут для новых целей, И миллион оплаканных могил, И миллион веселых

Гениальные стихи Степана Шевырева точно бы иллюстрируют провидческую силу гоголевского взгляда. Гоголь всегда видел, а лучше сказать, предчувствовал итог любых начинаний, конечную их черту.

Однако и то, что находится за чертой, приоткрывалось Гоголю, единственному, возможно, среди русских писателей.

Взять хотя бы проблему преступления, которой суждено будет занять одно из центральных мест в реестре самых главных проблем отечественной романистики, но которая еще только начинает осваиваться в сороковые годы XIX века.

И тем не менее именно Гоголь одним из первых в отечественной словесности поднимает вопрос преступления – со всей остротой и трагичностью.

И как интересно было бы со старшеклассниками провести сопоставление именно феном преступления у двух великих писателей! Само собой разумеется, что ноздревское бузотерство или чичиковское ловкачество тут ни при чем, хотя, к слову, во втором томе поэмы Павел Иванович и воскликнет отчаянно: «Спасите! ведут в острог, на смерть.

Посмотрим (в который уж раз!) на Коробочку. И в который уж раз отметим: хорошая хозяйка, заботливая, сердобольная.

Потрясающая самохарактеристика, просто убийственная! В это мгновение из-за сутулой спины безобидной Коробочки выглядывает настоящее чудище.

И все же Коробочка никакой не монстр. Она не бессердечный, не жестокий человек и уж тем более не похожа на нарушителя какого бы то ни было закона – человеческого или вышнего. Она, что называется, в своем праве.

Она в высшей степени законопослушна, но весь ужас заключается в том, что закон, которого слушается она и по которому живет, в корне своем беззаконен. Иными словами, Гоголь находит преступление там, где никто и не собирался преступать границы закона, взламывать законные рамки.

Именно этим обстоятельством, вполне возможно, объясняется широта социального и исторического контекста, неизбежно возникающего при хоть сколько-нибудь подробном рассмотрении одного из самых загадочных гоголевских образов.

А что если нравственное перерождение Чичикова, фрагментарно отразившееся в уцелевших главах второго тома поэмы, усложнение его психологического портрета, известная противоречивость его мыслей и поведения подспудно связаны с отчаянным шагом капитана Копейкина, с его маленьким и все же великим бунтом? Чичиков, в конце концов, тоже решается на бунт – против себя прежнего, против себя самого, против своего чичиковского естества!

А не о законе ли снова говорит Гоголь, не о праве ли, только о другом – законном законе, и другом – правом праве, по которому всякому человеку жить должно?

Ну разве не Гоголь говорит, например, устами Костанжогло: «Да для меня, просто, если плотник хорошо владеет топором, я два часа готов перед ним простоять: так веселит меня работа.

Интонация, с которой обращается к читателю Гоголь, почти прямо противоречит голосу запинающегося почтмейстера, рассказывающего о капитане Копейкине. И все же перед нами единая художественная тональность.

Зерно уже брошено в почву. Вопрос поставлен. Гоголь предвидел ответ на него, он слышал шум леса там, где была равнина. Но и почерневшие пни различал он в будущем на месте шумящего леса.

И учителю в школьном классе вместе с ребятами предстоит не только, возможно, догадываться о том, что ожидает нас завтра, но и изменять это самое завтра к лучшему. Образ капитана Копейкина взывает к совести, к справедливости.

Он особенно актуален в наше время, когда между тем, что законно, и тем, что справедливо, необходимо раз и навсегда поставить знак равенства.


Рассказывает сявным желанием внушить им, что Чичиков и есть Копейкин.

Капитан Копейкин был участником войны тысяча восемьсот двенадцатого года, потерял в той войне руку и ногу, прибылв Петербург, чтобы выпросить для себя пенсию.

С помощью этой повести Гоголь, как через увеличительное стекло, показал нам жестокость и черствость власть имущих,нежелание последних увидеть боль и горести простого народа, раскрыл нам гнилую сущность чиновничьего аппарата.

Мертвые души характеристика образа Капитан Копейкин. Эпиграфы


МЕРТВЫЕ ДУШИ (Поэма, 1835-1841 — т. 1; опубл. 1842) Капитан Копейкин— герой вставной новеллы об офицере, герое Отечественной войны 1812 г., потерявшем на ней ногу и руку и подавшемся от безденежья в разбойники.

Оказывается, что К. К. был ранен под Красным или под Лейпцигом (т. е. в одном из ключевых сражений великой войны) и стал инвалидом до послевоенных распоряжений Александра I о судьбе раненых.

— и тут рассказчику напоминают, что у Чичикова и руки и ноги на месте.

Почтмейстер хлопает рукой по лбу, обзывает себя телятиной, безуспешно пытается вывернуться (в Англии столь совершенная механика, что могут сделать деревянные ноги) — все напрасно. История о К. К.

Ибо в статской службе этот чин не давал дворянства, а в военной дворянство обеспечивалось уже первым обер-офицер-ским званием.

, как в фокусе, сходятся чересчур разнообразные слухи о Чичикове; но из нее же лучами расходятся новые, еще более невероятные версии произошедшего. Чиновники задумываются: а не есть ли Чичиков Наполеон, нарочно отпущенный англичанами с острова Св.

Елены, чтобы возмутить Россию.

) От Чичикова-Наполеона следует естественный смысловой проброс к теме Чичикова-Антихриста; на этом чиновники останавливаются и, поняв, что заврались, посылают за Ноздревым.

Вы прочитали материал на тему: Мертвые души характеристика образа Капитан Копейкин

По мнению почтмейстера, Чичиков не кто иной, как капитан Копейкин. Известно, что защитники отчества, пострадавшие в освободительной войне с французами, получали мизерный пансион.

Это, наверное, типично для России, в том числе и для нынешнего времени, что лишний раз показывает бессмертие великих произведений, их вневременное значение. Так вот, Копей-кин, которому оторвало руку и ногу, умирает с голода.

Главная тема поэмы — это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России.

Идейно – художественная роль “Повести о капитане Копейкине” в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”


Поэма “Мертвые души” Гоголя насыщена внесюжетными элементами. В этом произведении множество лирических отступлений и, кроме того, есть вставные новеллы. Они сосредоточены в конце “Мертвых душ” и помогают раскрыть идейный и художественный замысел автора.

“Повесть о капитане Копейкине” расположена в десятой главе произведения. Она рассказывает о судьбе простого человека, равнодушием властей доведенного до отчаянного положения, на грани жизни и смерти.

Это “произведение в произведении” разрабатывает тему “маленького человека”, воплотившуюся также повести “Шинель”.

Герой новеллы, капитан Копейкин, участвовал в военной кампании 1812 года. Он мужественно и смело сражался за Родину, получил много наград. Но на войне Копейкин потерял ногу и руку и превратился в инвалида.

Усебя в деревне он не мог существовать, так как не мог работать. А как еще можно прожить в деревне? Используя свой последний шанс, Копейкин решает ехать в Петербург и просить государя о “монаршей милости”.

Гоголь показывает, как простого человека поглощает и подавляет большой город. Он вытягивает все жизненные силы, всю энергию, а затем выбрасывает за ненадобностью. Поначалу Копейкин был околдован Петербургом – всюду роскошь, яркие огни и цвета: “некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада”. Повсюду “пахнет” богатством, тысячами и миллионами.

На этом фоне еще более отчетливо видно бедственное положение “маленького человека” Копейкина. У героя в запасе – несколько десятков рублей. На них нужно прожить, пока “выхлопатывается” пенсия.

Копейкин немедленно приступает к своему делу. Он пытается пробиться на прием к генерал-аншефу, который уполномочен решать вопросы о пенсии. Но не тут-то было.

Копейкин не может даже попасть на прием к этому высокому чиновнику.

Гоголь пишет: “Один швейцар уже смотрит генералиссимусом…” Что же говорить про остальных служащих и чиновников! Автор показывает, что “высшие лица” абсолютно равнодушны к судьбам простых людей. Это некие идолы, божки, которые живут своей, “неземной”, жизнью: “…государственный человек! В лице, так сказать… ну, сообразно с званием, понимаете.

с высоким чином… такое и выраженье, понимаете”. Что этому вельможе за дело до существования простых смертных! Интересно, что такое равнодушие в “значительных лицах” поддерживают все остальные, те, кто зависит от этих “божков”.

Писатель показывает, что все просители склонялись ниц перед генерал-аншефом, трепетали, как будто увидели не то что императора, а самого Господа Бога. Вельможа дал Копейкину надежду. Окрыленный, герой поверил в то, что жизнь прекрасна и что справедливость существует. Но не тут-то было! Реальных дел не последовало.

Чиновник забыл про героя сразу же, как только отвел от него глаза. Последней его фразой было: “Я для вас ничего не могу сделать; старайтесь покамест помочь себе сами, ищите сами средств”. Отчаявшийся и разочаровавшийся во всем святом, Копейкин решает, наконец, взять судьбу в свои руки.

Почтмейстер, который и рассказывал всю эту историю о Копейкине, намекает в финале, что Копейкин стал разбойником. Теперь он сам думает о своей жизни, не надеясь ни на кого. “Повесть о капитане Копейкине” несет большую идейно-художественную нагрузку в “Мертвых душах”. Неслучайно эта вставная новелла расположена в десятой главе произведения.

Известно, что в последних главах поэмы (с седьмой по десятую) дается характеристика чиновничьей России. Чиновники показаны Гоголем как те же “мертвые души”, что и помещики. Это некие роботы, ходячие мертвецы, у которых не осталось за душой ничего святого. Но омертвение чиновничества происходит, по Гоголю, не потому, что все это плохие люди.

Мертва сама система, которая обезличивает всех, попадающих в нее. Именно этим и страшна чиновничья Русь. Высшим выражением последствий социального зла и является, как мне кажется, судьба капитана Копейкина. В этой новелле выражено предупреждение Гоголя российской власти. Писатель показывает, что если не будет кардинальных реформ сверху, то они начнутся снизу.

То, что Копейкин уходит в леса и становится разбойником – символ того, что народ может “взять свою судьбу в свои руки” и поднять восстания, а, может быть, и революцию. Интересно, что имена Копейкина и Чичикова в поэме сближаются. Почтмейстер считал, что Чичиков – это, наверное, и есть сам капитан. Мне кажется, что такие параллели неслучайны.

По мнению Гоголя, Чичиков – это разбойник, это зло, угрожающее России.

Но как люди превращаются в Чичиковых? Как они становятся бездушными стяжателями, не замечающими ничего, кроме собственных целей? Может быть, писатель показывает, что люди становятся Чичиковыми не от хорошей жизни? Как Копейкин остался один на один со своими насущными проблемами, так и Чичиков был брошен на произвол судьбы своими родителями, которые не дали ему духовных ориентиров, а настроили лишь на материальное. Получается, что Гоголь пытается понять своего героя, суть его натуры, причины, которую эту натуру сформировали.

“Повесть о капитане Копейкине” – одно из важнейших звеньев поэмы “Мертвые души”. Она заключает в себе разрешение многих вопросов, дает характеристику многим образам, раскрывает суть многих явлений и авторских мыслей.

Характеристика образа Капитан Копейкин


Категория: Мертвые души

— и тут рассказчику напоминают, что у Чичикова и руки и ноги на месте. Почтмейстер хлопает рукой по лбу, обзывает себя телятиной, безуспешно пытается вывернуться (в Англии столь совершенная механика, что могут сделать деревянные ноги) — все напрасно. История о К. К. как бы уходит в песок, ничего не проясняя в вопросе о том, кто же такой Чичиков. Но образ К. К.

Тут все одиноки и не могут понять приятель друга, потому что утерян ключ любви, без которого нет семейной жизни. Безлюбовная семья выступает в ром

Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина В.Г.Белинский Незадолго до смерти Пушкин написал произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

Он хочет быть увере

Герои повести о капитане Копейкине


В коллективном портрете чиновного мира изображение каждого отдельного лица представляет собой яркую портретную миниатюру. Двумя-тремя штрихами писатель выпукло очерчивал облик чиновной особы.

Перед нами живой образ человека, совершенно бесцветного, ничтожного и в то же время облеченного большой властью, человека, который не обременен никакими государственными заботами, по тем не менее успевает отличиться на служебном поприще.

Тут дан как будто лишь внешний портрет, но он настолько рельефен, что позволяет составить ясное представление о человеке в целом.

Всеобщую сумятицу и неразбериху, которая возникает в губернском городе в связи с действиями Чичикова, Гоголь показывает не только как отражение оторванности верхушки общества от реальной жизни, неспособности чиновных особ верно оценить факты и события жизни, но и как следствие страха перед всем, что нарушает их мирное существование, установленный распорядок повседневного бытия.

В момент наибольшего обострения событий, когда чиновники оказались совсем сбитыми с толку разноречивыми слухами о Чичикове, почтмейстер рассказывает своим коллегам повесть о капитане. Внешне как будто мало связанная с развитием сюжета поэмы, с характеристикой городской среды, повесть эта имеет большое значение для раскрытия идейно-эстетического содержания произведения.

Замечание Гоголя о том, что повесть о Копейкине нужна для того, чтобы одно впечатление сменить другим, имеет глубокий смысл. Вместе с повестью о Копейкине в поэму входил новый жизненный материал, художественное воплощение которого ярче освещало социальные отношения эпохи.

Герой понести капитан Копейкин — средний, незнатный человек; его жизненная судьба весьма отлична от судьбы чиновных особ. Копейкин честно служил родине, честно выполнял свой долг. Ради спасения родной страны от вражеского нашествия он жертвовал своей жизнью, проливал кровь.

Требовательно и настойчиво он добивается помощи, которая дала бы ему возможность не умереть с голоду, но, несмотря на все свои усилия, он не достигает цели.

Она не только живо оттеняет разгул эгоизма и своекорыстия, но и напоминает о тех высоких обязанностях, которые не существовали ни для поместных хозяев, ни для чиновных особ.

В канонической редакции повести обличительные мотивы касаются среды, с которой сталкивается Копейкин, не затрагивая его самого. Юмор, с которым рассказана его история, заключает в себе глубокое сочувствие автора к герою, сочувствие, отчетливо проступающее через специфическую форму сказа, избранного писателем для этой повести.

Замечание Гоголя о том, что повесть о Копейкине нужна для того, чтобы одно впечатление сменить другим, имеет глубокий смысл.

Вместе с повестью о Копейкине в поэму входил новый жизненный материал, художественное воплощение которого ярче освещало социальные отношения эпохи.

Повесть о Копейкине углубляет и расширяет идейно-художественную концепцию поэмы-романа, делая более ясным и отчетливым творческий замысел автора.


Гоголь описывает дом, в котором проживает генерал: «Избенка… мужичья: стеклушки в окнах… полуторасаженные зеркала, так что вазы и все, что там ни есть в комнатах, кажутся как бы внаруже… драгоценные мраморы на стенах, металлические галантереи, какая-нибудь ручка у дверей, так что нужно…

Можно ли осуждать Копейкина за это? Я думаю, нет. Ведь он просил помощи у государственных чи­новников, но они ему отказали, заботясь лишь о своих собственных интересах, с удовольствием, а иногда и обходя закон, помогая только себе подобным (Чичи­кову, например).

Русский народ терпелив и может вынести самые тя­желые испытания, но если довести его до крайности — он способен на многое! Доказательством тому может служить случай, описанный автором в девятой главе поэмы, когда мужики убили заседателя Дробяжкина.

Характеристика капитана Копейкина | Инфошкола


Интересно, а пришелся бы впору Копейкину, о котором читатель узнает со слов запинающегося и все же весьма острого на язык почтмейстера, отчаянно просторный пугачевский тулупчик? Трудно сказать.

Под ним идут неслышною стопой Полки веков – и падают державы, И племена сменяются чредой В тени его благословенной славы. И трупы царств под ним лежат без сил, И новые растут для новых целей, И миллион оплаканных могил, И миллион веселых

Гениальные стихи Степана Шевырева точно бы иллюстрируют провидческую силу гоголевского взгляда. Гоголь всегда видел, а лучше сказать, предчувствовал итог любых начинаний, конечную их черту.

Однако и то, что находится за чертой, приоткрывалось Гоголю, единственному, возможно, среди русских писателей.

Взять хотя бы проблему преступления, которой суждено будет занять одно из центральных мест в реестре самых главных проблем отечественной романистики, но которая еще только начинает осваиваться в сороковые годы XIX века.

И тем не менее именно Гоголь одним из первых в отечественной словесности поднимает вопрос преступления – со всей остротой и трагичностью.

И как интересно было бы со старшеклассниками провести сопоставление именно феном преступления у двух великих писателей! Само собой разумеется, что ноздревское бузотерство или чичиковское ловкачество тут ни при чем, хотя, к слову, во втором томе поэмы Павел Иванович и воскликнет отчаянно: «Спасите! ведут в острог, на смерть.

Посмотрим (в который уж раз!) на Коробочку. И в который уж раз отметим: хорошая хозяйка, заботливая, сердобольная.

Потрясающая самохарактеристика, просто убийственная! В это мгновение из-за сутулой спины безобидной Коробочки выглядывает настоящее чудище.

И все же Коробочка никакой не монстр. Она не бессердечный, не жестокий человек и уж тем более не похожа на нарушителя какого бы то ни было закона – человеческого или вышнего. Она, что называется, в своем праве.

Она в высшей степени законопослушна, но весь ужас заключается в том, что закон, которого слушается она и по которому живет, в корне своем беззаконен. Иными словами, Гоголь находит преступление там, где никто и не собирался преступать границы закона, взламывать законные рамки.

Именно этим обстоятельством, вполне возможно, объясняется широта социального и исторического контекста, неизбежно возникающего при хоть сколько-нибудь подробном рассмотрении одного из самых загадочных гоголевских образов.

А что если нравственное перерождение Чичикова, фрагментарно отразившееся в уцелевших главах второго тома поэмы, усложнение его психологического портрета, известная противоречивость его мыслей и поведения подспудно связаны с отчаянным шагом капитана Копейкина, с его маленьким и все же великим бунтом? Чичиков, в конце концов, тоже решается на бунт – против себя прежнего, против себя самого, против своего чичиковского естества!

А не о законе ли снова говорит Гоголь, не о праве ли, только о другом – законном законе, и другом – правом праве, по которому всякому человеку жить должно?

Ну разве не Гоголь говорит, например, устами Костанжогло: «Да для меня, просто, если плотник хорошо владеет топором, я два часа готов перед ним простоять: так веселит меня работа.

Интонация, с которой обращается к читателю Гоголь, почти прямо противоречит голосу запинающегося почтмейстера, рассказывающего о капитане Копейкине. И все же перед нами единая художественная тональность.

Зерно уже брошено в почву. Вопрос поставлен. Гоголь предвидел ответ на него, он слышал шум леса там, где была равнина. Но и почерневшие пни различал он в будущем на месте шумящего леса.

И учителю в школьном классе вместе с ребятами предстоит не только, возможно, догадываться о том, что ожидает нас завтра, но и изменять это самое завтра к лучшему. Образ капитана Копейкина взывает к совести, к справедливости.

Он особенно актуален в наше время, когда между тем, что законно, и тем, что справедливо, необходимо раз и навсегда поставить знак равенства.


Рассказывает сявным желанием внушить им, что Чичиков и есть Копейкин.

Капитан Копейкин был участником войны тысяча восемьсот двенадцатого года, потерял в той войне руку и ногу, прибылв Петербург, чтобы выпросить для себя пенсию.

С помощью этой повести Гоголь, как через увеличительное стекло, показал нам жестокость и черствость власть имущих,нежелание последних увидеть боль и горести простого народа, раскрыл нам гнилую сущность чиновничьего аппарата.

Мертвые души характеристика образа Капитан Копейкин. Эпиграфы


МЕРТВЫЕ ДУШИ (Поэма, 1835-1841 — т. 1; опубл. 1842) Капитан Копейкин— герой вставной новеллы об офицере, герое Отечественной войны 1812 г., потерявшем на ней ногу и руку и подавшемся от безденежья в разбойники.

Оказывается, что К. К. был ранен под Красным или под Лейпцигом (т. е. в одном из ключевых сражений великой войны) и стал инвалидом до послевоенных распоряжений Александра I о судьбе раненых.

— и тут рассказчику напоминают, что у Чичикова и руки и ноги на месте.

Почтмейстер хлопает рукой по лбу, обзывает себя телятиной, безуспешно пытается вывернуться (в Англии столь совершенная механика, что могут сделать деревянные ноги) — все напрасно. История о К. К.

Ибо в статской службе этот чин не давал дворянства, а в военной дворянство обеспечивалось уже первым обер-офицер-ским званием.

, как в фокусе, сходятся чересчур разнообразные слухи о Чичикове; но из нее же лучами расходятся новые, еще более невероятные версии произошедшего. Чиновники задумываются: а не есть ли Чичиков Наполеон, нарочно отпущенный англичанами с острова Св.

Елены, чтобы возмутить Россию.

) От Чичикова-Наполеона следует естественный смысловой проброс к теме Чичикова-Антихриста; на этом чиновники останавливаются и, поняв, что заврались, посылают за Ноздревым.

Вы прочитали материал на тему: Мертвые души характеристика образа Капитан Копейкин

По мнению почтмейстера, Чичиков не кто иной, как капитан Копейкин. Известно, что защитники отчества, пострадавшие в освободительной войне с французами, получали мизерный пансион.

Это, наверное, типично для России, в том числе и для нынешнего времени, что лишний раз показывает бессмертие великих произведений, их вневременное значение. Так вот, Копей-кин, которому оторвало руку и ногу, умирает с голода.

Главная тема поэмы — это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России.

Идейно – художественная роль “Повести о капитане Копейкине” в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”


Поэма “Мертвые души” Гоголя насыщена внесюжетными элементами. В этом произведении множество лирических отступлений и, кроме того, есть вставные новеллы. Они сосредоточены в конце “Мертвых душ” и помогают раскрыть идейный и художественный замысел автора.

“Повесть о капитане Копейкине” расположена в десятой главе произведения. Она рассказывает о судьбе простого человека, равнодушием властей доведенного до отчаянного положения, на грани жизни и смерти.

Это “произведение в произведении” разрабатывает тему “маленького человека”, воплотившуюся также повести “Шинель”.

Герой новеллы, капитан Копейкин, участвовал в военной кампании 1812 года. Он мужественно и смело сражался за Родину, получил много наград. Но на войне Копейкин потерял ногу и руку и превратился в инвалида.

Усебя в деревне он не мог существовать, так как не мог работать. А как еще можно прожить в деревне? Используя свой последний шанс, Копейкин решает ехать в Петербург и просить государя о “монаршей милости”.

Гоголь показывает, как простого человека поглощает и подавляет большой город. Он вытягивает все жизненные силы, всю энергию, а затем выбрасывает за ненадобностью. Поначалу Копейкин был околдован Петербургом – всюду роскошь, яркие огни и цвета: “некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада”. Повсюду “пахнет” богатством, тысячами и миллионами.

На этом фоне еще более отчетливо видно бедственное положение “маленького человека” Копейкина. У героя в запасе – несколько десятков рублей. На них нужно прожить, пока “выхлопатывается” пенсия.

Копейкин немедленно приступает к своему делу. Он пытается пробиться на прием к генерал-аншефу, который уполномочен решать вопросы о пенсии. Но не тут-то было.

Копейкин не может даже попасть на прием к этому высокому чиновнику.

Гоголь пишет: “Один швейцар уже смотрит генералиссимусом…” Что же говорить про остальных служащих и чиновников! Автор показывает, что “высшие лица” абсолютно равнодушны к судьбам простых людей. Это некие идолы, божки, которые живут своей, “неземной”, жизнью: “…государственный человек! В лице, так сказать… ну, сообразно с званием, понимаете.

с высоким чином… такое и выраженье, понимаете”. Что этому вельможе за дело до существования простых смертных! Интересно, что такое равнодушие в “значительных лицах” поддерживают все остальные, те, кто зависит от этих “божков”.

Писатель показывает, что все просители склонялись ниц перед генерал-аншефом, трепетали, как будто увидели не то что императора, а самого Господа Бога. Вельможа дал Копейкину надежду. Окрыленный, герой поверил в то, что жизнь прекрасна и что справедливость существует. Но не тут-то было! Реальных дел не последовало.

Чиновник забыл про героя сразу же, как только отвел от него глаза. Последней его фразой было: “Я для вас ничего не могу сделать; старайтесь покамест помочь себе сами, ищите сами средств”. Отчаявшийся и разочаровавшийся во всем святом, Копейкин решает, наконец, взять судьбу в свои руки.

Почтмейстер, который и рассказывал всю эту историю о Копейкине, намекает в финале, что Копейкин стал разбойником. Теперь он сам думает о своей жизни, не надеясь ни на кого. “Повесть о капитане Копейкине” несет большую идейно-художественную нагрузку в “Мертвых душах”. Неслучайно эта вставная новелла расположена в десятой главе произведения.

Известно, что в последних главах поэмы (с седьмой по десятую) дается характеристика чиновничьей России. Чиновники показаны Гоголем как те же “мертвые души”, что и помещики. Это некие роботы, ходячие мертвецы, у которых не осталось за душой ничего святого. Но омертвение чиновничества происходит, по Гоголю, не потому, что все это плохие люди.

Мертва сама система, которая обезличивает всех, попадающих в нее. Именно этим и страшна чиновничья Русь. Высшим выражением последствий социального зла и является, как мне кажется, судьба капитана Копейкина. В этой новелле выражено предупреждение Гоголя российской власти. Писатель показывает, что если не будет кардинальных реформ сверху, то они начнутся снизу.

То, что Копейкин уходит в леса и становится разбойником – символ того, что народ может “взять свою судьбу в свои руки” и поднять восстания, а, может быть, и революцию. Интересно, что имена Копейкина и Чичикова в поэме сближаются. Почтмейстер считал, что Чичиков – это, наверное, и есть сам капитан. Мне кажется, что такие параллели неслучайны.

По мнению Гоголя, Чичиков – это разбойник, это зло, угрожающее России.

Но как люди превращаются в Чичиковых? Как они становятся бездушными стяжателями, не замечающими ничего, кроме собственных целей? Может быть, писатель показывает, что люди становятся Чичиковыми не от хорошей жизни? Как Копейкин остался один на один со своими насущными проблемами, так и Чичиков был брошен на произвол судьбы своими родителями, которые не дали ему духовных ориентиров, а настроили лишь на материальное. Получается, что Гоголь пытается понять своего героя, суть его натуры, причины, которую эту натуру сформировали.

“Повесть о капитане Копейкине” – одно из важнейших звеньев поэмы “Мертвые души”. Она заключает в себе разрешение многих вопросов, дает характеристику многим образам, раскрывает суть многих явлений и авторских мыслей.

Характеристика образа Капитан Копейкин


Категория: Мертвые души

— и тут рассказчику напоминают, что у Чичикова и руки и ноги на месте. Почтмейстер хлопает рукой по лбу, обзывает себя телятиной, безуспешно пытается вывернуться (в Англии столь совершенная механика, что могут сделать деревянные ноги) — все напрасно. История о К. К. как бы уходит в песок, ничего не проясняя в вопросе о том, кто же такой Чичиков. Но образ К. К.

Тут все одиноки и не могут понять приятель друга, потому что утерян ключ любви, без которого нет семейной жизни. Безлюбовная семья выступает в ром

Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина В.Г.Белинский Незадолго до смерти Пушкин написал произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

Он хочет быть увере

Герои повести о капитане Копейкине


В коллективном портрете чиновного мира изображение каждого отдельного лица представляет собой яркую портретную миниатюру. Двумя-тремя штрихами писатель выпукло очерчивал облик чиновной особы.

Перед нами живой образ человека, совершенно бесцветного, ничтожного и в то же время облеченного большой властью, человека, который не обременен никакими государственными заботами, по тем не менее успевает отличиться на служебном поприще.

Тут дан как будто лишь внешний портрет, но он настолько рельефен, что позволяет составить ясное представление о человеке в целом.

Всеобщую сумятицу и неразбериху, которая возникает в губернском городе в связи с действиями Чичикова, Гоголь показывает не только как отражение оторванности верхушки общества от реальной жизни, неспособности чиновных особ верно оценить факты и события жизни, но и как следствие страха перед всем, что нарушает их мирное существование, установленный распорядок повседневного бытия.

В момент наибольшего обострения событий, когда чиновники оказались совсем сбитыми с толку разноречивыми слухами о Чичикове, почтмейстер рассказывает своим коллегам повесть о капитане. Внешне как будто мало связанная с развитием сюжета поэмы, с характеристикой городской среды, повесть эта имеет большое значение для раскрытия идейно-эстетического содержания произведения.

Замечание Гоголя о том, что повесть о Копейкине нужна для того, чтобы одно впечатление сменить другим, имеет глубокий смысл. Вместе с повестью о Копейкине в поэму входил новый жизненный материал, художественное воплощение которого ярче освещало социальные отношения эпохи.

Герой понести капитан Копейкин — средний, незнатный человек; его жизненная судьба весьма отлична от судьбы чиновных особ. Копейкин честно служил родине, честно выполнял свой долг. Ради спасения родной страны от вражеского нашествия он жертвовал своей жизнью, проливал кровь.

Требовательно и настойчиво он добивается помощи, которая дала бы ему возможность не умереть с голоду, но, несмотря на все свои усилия, он не достигает цели.

Она не только живо оттеняет разгул эгоизма и своекорыстия, но и напоминает о тех высоких обязанностях, которые не существовали ни для поместных хозяев, ни для чиновных особ.

В канонической редакции повести обличительные мотивы касаются среды, с которой сталкивается Копейкин, не затрагивая его самого. Юмор, с которым рассказана его история, заключает в себе глубокое сочувствие автора к герою, сочувствие, отчетливо проступающее через специфическую форму сказа, избранного писателем для этой повести.

Замечание Гоголя о том, что повесть о Копейкине нужна для того, чтобы одно впечатление сменить другим, имеет глубокий смысл.

Вместе с повестью о Копейкине в поэму входил новый жизненный материал, художественное воплощение которого ярче освещало социальные отношения эпохи.

Повесть о Копейкине углубляет и расширяет идейно-художественную концепцию поэмы-романа, делая более ясным и отчетливым творческий замысел автора.

Читайте также: